Артемий лебедев made in russia
Артемий лебедев made in russia
«Путин ничего не понимает про предпринимательство». Артемий Лебедев — о бизнесе в России, сотрудниках и рекламе
Дизайнер Артемий Лебедев дал интервью журналисту Юрию Дудю, в котором рассказал, как лучше всего делать бизнес в России, сказал, почему никак не отреагировал на заявления Олега Тинькова о качестве услуг Студии Артемия Лебедева, а также объяснил, что мешает развитию предпринимательства в России. Видео с интервью опубликовано на YouTube-канале «вДудь».
В конце мая Олег Тиньков раскритиковал качество услуг Артемия Лебедева. Однако, по словам самого дизайнера, он никак не отреагировал на слова Тинькова, которые он назвал эксцентрическими и необъективными. «Здесь какая-то смесь из личных обид, непрофессионализма в этой области, в которой он не разбирается. И это ему мешает, потому что у него плохие консультанты по дизайну», — отметил Лебедев.
Дизайнер надеется, что несмотря на использование провокации в маркетинговой стратегии, его бизнес не похож на бизнес Тинькова. Единственное, что может быть похожим в двух компаниях, — то, что оба бизнеса были названы фамилиями их создателей. Это довольно редкая для России вещь, отмечает Лебедев.
«Это лучшее, что можно придумать. Лучший бренд, который вообще бывает. Совет всем навсегда и на все случаи жизни. Почему-то до революции у нас это было принято и все это понимали, а после революции мы об этом забыли. На Западе об этом никогда не забывали. Почти половина названий, которые мы знаем — это фамилии основателей: от Bosch до Siemens».
О компетенции Путина в предпринимательстве и налогах в стране
Лебедев рассказал, что с уважением относится к заслугам президента России Владимира Путина. Дизайнер предположил, что у президента есть куча слабых мест и он ничего не понимает про предпринимательство.
«Поэтому у нас оно (предпринимательство — Inc.) в стране вот такое: и люди сами не готовы, но их никто не стимулирует к этому».
По его мнению, сейчас в России очень хорошие возможности для бизнеса. Однако есть области, в которых есть куда расти. В стране сейчас очень высокие налоги для предпринимателей, указывает Лебедев.
О трех лучших бизнесменах
В интервью Лебедев также назвал трех лучших бизнесменов в России. Первым в списке Лебедева оказался основатель ретейлера «Магнит» Сергей Галицкий. На втором месте оказался создатель компании «Яндекс» Аркадий Волож. Тройку лидеров замкнул основатель продуктовых сетей «Избёнка» и «ВкусВилл» Андрей Кривенко.
О зарплатах в Студии
Конституция Студии Артемия Лебедева запрещает сотрудникам разглашать данные о зарплатах. Тех, кто ослушался, выгоняют из компании. Лебедев признается, что не следит за этим специально, однако если когда-нибудь станет известно, что сотрудник рассказал о зарплате, то у него будут проблемы.
«Это один из самых простых секретов управления творческим коллективом. Потому что как только люди начнут произносить друг другу свои зарплаты, то вместо работы начнется серпентарий. Это будут просто гадюки в банке, которые будут думать только о том, что … Петров сделал в пять раз меньше, а у него зарплата на пять тысяч больше, чем у меня. И вот это превратится в абсолютное говнище».
Лебедев привел в пример индустрию кино, где, по его мнению, все агрессивные и мерзкие. Такое положение дел он объяснил с открытой информацией о зарплатах. Лебедев отметил, что отказ от раскрытия зарплат внутри офиса — рецепт номер один для любой дизайн-студии. С этого надо начать, считает он.
О рекламе в соцсетях
По словам Лебедева, он продолжает пользоваться ЖЖ, потому рекламодатели по-прежнему готовы платить ему деньги на этой площадке: один рекламный пост позволяет дизайнеру заработать 260 тысяч рублей. Однако дизайнер размещает рекламу и в Facebook, где один пост приносит 80 тысяч рублей. По его словам, Facebook — новая звезда для рекламодателей. Однако им еще придется придумать способ, как обходить работу алгоритмов соцсети.
Предприниматель признался, что в некоторые месяцы собственные соцсети приносили ему больше денег, чем Студия. «Блоги приносят больше денег, чем дизайн. При том, что я не очень разоряю свою собственную компанию. Я мог бы себе написать зарплату миллион долларов, прожил бы пару месяцев и пришлось бы закрыть компанию. У меня довольно скромная зарплата», — сказал Лебедев.
Артемий лебедев made in russia
Сегодня в копилке «Студии Лебедева» более 3300 выполненных заказов, а среди постоянных клиентов – Центральный банк РФ, «Газпром», «Лукойл», московская мэрия, крупнейшие банки и сотовые операторы. Совокупный оборот его бизнеса может превышать 1 млрд рублей в год. Лебедев отказался общаться с Inc. для этого материала, пояснив, что ему «нечего сказать прессе». Его примеру последовали сооснователи Студии Денис Шохин и Константин Моршнев, арт-директор Эркен Кагаров, а также директор Студии Андрей Дьяков. Тем не менее, Inc. выяснил, когда прошел (и прошел ли) «золотой век» Студии, для чего создан десяток юридических лиц и откуда ценник на дизайн сайта в 3 млн рублей.
Путь к вершине
Дизайнер Андрей Логвин вспоминает, что в те годы Лебедев был «маленьким незаметным мальчиком», но не боялся сложных задач.
— Мне предложили создать один из первых новостных сайтов Рунета (сайт «Ситилайн», одного из первых интернет-провайдеров России – Inc.). Я отказался, потому что не понимал, что надо делать, а Тема взялся за работу, — вспоминает Логвин.
Постепенно число заказчиков Лебедева росло. С «Ситилайн» и агентством корпоративных коммуникаций NetSkate, для которого Лебедев сделал логотип и сайт, сотрудничал блогер Антон Носик, которого причисляют к «отцам Рунета».
— Не было так, что сначала дружба с нами, а потом что-то ему удалось, — вспоминает Носик. — Мы обращались к Лебедеву за дизайном не по дружбе. Наоборот, он стал другом, потому что мы любили его дизайн.
На первой волне успеха WebDesign, сменив название, стала «Студией Артемия Лебедева», а ее логотип в 1999 году появился на порталах, определивших судьбу российского Интернета: «Яндекс» (дизайн третьей версии поисковика), Лента.ру и Газета.ру. Стараниями основателя вокруг «Студии Лебедева» уже с конца 1990-х была атмосфера эксклюзивности и избранности, чему способствовала популярность сайта в Рунете: в мае 1999 года его посетил 1 млн уникальных пользователей.
— В моем восприятии Лебедев всегда был человек номер один в интернете, и его студия мне всегда казалась крутой. Для меня и моих друзей это был просто бог интернета, — рассказал Inc. основатель кафе «Циферблат» и проекта «Болотов Дача» Иван Митин, который в 2000-м году работал в Cтудии программистом.
Лебедев был заботливым работодателем: в студии было «модно, уютно и прогрессивно», сотрудников кормили за счет «Студии» в расположенном неподалеку ресторане «Мурена». Рабочий день начинался в 12 часов, но приходить можно было в любое время, некоторые предпочитали ночь. При этом, несмотря на творческую атмосферу, работа с заказчиками была выстроена четко и системно.
— Сейчас таким никого не удивишь, а в 90-е это было круто. Мне кажется, Тема с самого начала к этому шел, — вспоминает дизайнер Петр Банков.
Х***о или О*****о?
В июне 2000 года студию преобразовали в холдинг Art Lebedev Group (ALG), где работали более 130 человек. Та структура во многом сохранилась до сих пор: Лебедев отвечал за дизайн, Константин Моршнев — за техническую составляющую, Денис Шохин — за финансовую. В холдинг входил целый ряд компаний, вспоминает бывший начальник пресс-службы холдинга Николай Данилов: ООО «Студия Артемия Лебедева» делала сайты, студия TeleType брала заказы попроще и работала с дизайнерами на аутсорсе, «Артографика» занималась графическим дизайном, iman – трехмерными картинками. Кроме того, в холдинг входила компания RotaBanner, рекламное агентство ADEX и Учебный центр Артемия Лебедева.
Заказывать проекты у Лебедева было показателем статуса, вспоминает Илья Мерензон, основатель журнала Russia! Magazine, дизайн которого в 2005 году разрабатывала команда Лебедева.
— В тот момент лучшим пиаром было размещение проекта в разделе «Портфолио» на сайте Студии. То, что делал Лебедев, было классно и очень важно: это помогло нам получить первые рекламные контракты, — говорит Мерензон.
— Студия присутствует в жизни заказчика ровно столько, сколько нужно. Документы, доски для решения вопросов, встречи – минимум затрат по времени, максимум проникновения в задачи, идеальная организация, идеальный документооборот, — перечисляет Васильева. Стоимость заказов она не раскрывает, ссылаясь на NDA (договор о неразглашении — Inc.).
Сегодня «Студия Лебедева» работает во всех сферах, где так или иначе требуется дизайн: шрифты, книги, навигационные знаки, городская среда, промышленные объекты и даже пищевая упаковка. Для подмосковной кондитерской фабрики «Озерский сувенир» студия в 2008 году создала фирменный стиль, сайт и обертку для конфет «Ореховичи» и «Фруктовичи». С новым дизайном фабрика быстро вошла в столичную розницу, хотя до этого пробиться на полки московских магазинов не могла.
В прошлом году «Студия Лебедева» разработала логотип, фирменный стиль и сайт для крем-меда «Демилье» от «Фабрики Медолюбов». Продукт появился в продаже в феврале 2017-го. По словам руководителя отдела продаж ООО «Демилье» Сергея Бородкина, с задачей Студия справилась «на все сто» — дизайн упаковки привлекает внимание любого, даже незаинтересованного человека.
— Лебедев — шоумен настолько, насколько это нужно для бизнеса. Профессионал и хороший организатор, – говорит совладелец крупной дизайнерской компании, пожелавший сохранить анонимность. — «Студия Лебедева» — фабрика, с администрированием и дисциплиной. Насколько я знаю, Лебедев не ездит на встречи с заказчиками, — приезжают к нему. С клиентами не церемонятся: тем, кто не нравится, указывают на дверь. Стиль рискованный, но у него это срабатывает: подтверждает «крутизну».
Заказчики Студии, не называя конкретных цифр, признают: расценки существенно выше рынка. Это надбавка не только за статус, но и за гарантию качества, считает генеральный директор издательств Byblos и Pretext Дмитрий Пасечник, с 2006 года оформляющий почти все обложки книг в «Студии Лебедева».
— С фрилансерами дешево, но много мучений. Неизвестно, что вам товарищ частный дизайнер выдаст. Здесь ты получаешь определенную гарантию, — говорит Пасечник.
Но есть и клиенты, считающие, что гарантий на самом деле нет. Евгений Чичваркин в 2010 году за 120 тыс. евро заказал Лебедеву создать интернет-магазин для своего лондонского стартапа по продаже вин Hedonism Wines. В феврале 2012 Студия разработала для этого проекта логотип и брендбук, которыми бизнесмен доволен и использует их до сих пор. Но разработка сайта затянулась: она продлилась более года и онлайн-версия не успела к открытию оффлайн-магазина в 2012 году. Менеджеры Студии, по словам бизнесмена, не отвечали на письма и звонки, и Чичваркин отказался принять выполненную с опозданием работу. Он хотел вернуть хотя бы часть аванса, но договориться не удалось.
— Прежде мы прекрасно сотрудничали, общались, и бдительность моя уснула: я должным образом не посмотрел договор. Считал, что в России принято верить на слово, — рассказал Чичваркин в разговоре с Inc.
В итоге он заказал сайт вместе с мобильным приложением британской студии Click Here Media вчетверо дешевле, за 29 тыс. фунтов. Хотя Артемий Лебедев во время дебатов с Алексеем Навальным в эфире «Дождя» говорил, что работа была выполнена и что Студия отработала деньги, конфликт положил конец и дружеским, и деловым отношениям предпринимателей.
— Их слоган «Долго. Дорого. О*****о». Только в нашем случае концепт был «х***о», а не «о*****о», — говорит Чичваркин.
Около дизайна
Помимо основного дизайнерского, у Артемия Лебедева есть другие бизнесы, прямо или косвенно связанные со Студией. Например, как подтвердили собеседники Inc., в Студии действует внутренняя биржа, где наименее интересные заказы продают на сторону. Это происходит так: клиенту направляется предварительное предложение с расценками и сроками работ (Студия берется за создание сайтов или шаблонов дизайна от определенной суммы и за определенный срок). Если клиента не устраивают входные параметры, он может сообщить бюджет, сроки и Студия выставит кейс на биржу. В пул подрядчиков входят компании, прошедшие конкурс и отобранные Лебедевым. «Среди крупных студий это распространенная практика: к нам тоже обращаются региональные студии, предлагая передавать им не интересные для нас заказы», — говорит сооснователь дизайн-бюро «Щука» Иван Величко.
Еще один дополнительный источник дохода Студии – Магазинус: онлайн и оффлайн-магазины собственных дизайнерских товаров и продуктов партнеров. Розничная сеть включает 5 собственных (3 в Москве, по одному в Санкт-Петербурге и Киеве) и 5 партнерских магазинов – в Петропавловске-Камчатском, Челябинске, Одессе, Харькове и Минске. Точки работают под разными названиями: «Лавка на Никитской», «Магазинус на ВДНХ» или вообще «Наноприлавок». Кроме того, в регионах товары продаются и в других магазинах. Партнерские магазины — по сути франшизная сеть, хотя и без формального лицензирования: Студия продает им товары оптом и со скидкой, предоставляет макеты торгового оборудования, материалы для обучения продавцов, шаблоны ценников и визиток, а взамен просит от партнеров «внимательного и ответственного
отношения к работе».
Кроме того, «Студия Лебедева» продает паттерны (образцы принтов для оформления интерьера или одежды) по 2999 руб. за штуку и шрифты, стоимость лицензии на которые начинается от 2999 руб. Юристы Студии отслеживают факты пиратского использования шрифтов. Так, в июне 2015 года они подали несколько исков к издательству «Эксмо» на 1,5 млн рублей за незаконное использование шрифта «Клементина» в оформлении книг Татьяны Устиновой. В феврале 2017 года стороны заключили мировое соглашение по книге Устиновой «Ковчег Марка», пояснили Inc. в юридическом отделе «Эксмо», и издательство заплатило Студии отступные в размере 30 тыс. рублей. По остальным книгам заключили лицензионное соглашение и выплатили Студии вознаграждение.
Кроме того, у «Студии Лебедева» есть открывшаяся в 2009 году сеть «Кафетериус», куда входят 15 собственных и франшизных кофеен в России и одна в Латвии. Совладельцы московского «Кафетериуса» — бывшая сотрудница «Студии» Анастасия Мещерякова и Игорь Красилов, генеральный директор «Нефтегазимпекс» (компания поставляет оборудование «Лукойлу», «Газпрому» и «Газпромнефти»). По данным СПАРК, выручка ООО «Кафетериус» за 2015 год составила 33 млн рублей. При сети кафе также есть фабрика-кухня, которая доставляет еду в московские офисы, и школа бариста, обучение в которой стоит 40 тыс. рублей.
Деньги Лебедеву приносит и блог — третий по популярности в кириллическом сегменте LiveJournal. Tema.livejournal.com ежедневно читают 16 тыс. пользователей, больше только у блогеров Варламова (25 тыс.) и Нефедова (18 тыс.). Стоимость рекламных постов в его ЖЖ доходит до 300 тыс. рублей, говорит сооснователь компании «Авторские медиа» Екатерина Патюлина. Это чуть меньше, чем у Ильи Варламова, чья ежемесячная аудитория блога доходит до 1,5 млн человек, а рекламный пост стоит от 350 до 410 тыс. рублей), но больше, чем у большинства топ-блогеров, чьи расценки — 150 тыс. рублей и ниже.
Кроме того, Лебедев продает спонсорство своих путешествий (дизайнер утверждает, что стал первым россиянином, побывавшим во всех странах мира и более чем в 280 городах России) и делает партнерские проекты — например, с поисковиком авиабилетов Aviasales, который в марте 2015 года запустил мобильное приложение «Тревел – Артемий Лебедев и его путевые заметки» (основатель Aviasales Константин Калинов отказался от комментариев).
Вероятно, миллиардер
«Студия Артемия Лебедева» научилась нравиться властным структурам, чем вызвала интерес Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального: он утверждает, что часть госконтрактов Студия получила непрозрачным путем, а значит, может быть замешана в коррупции. Лебедев на дебатах с Навальным в эфире «Дождя» обвинения отверг.
Госконтракты без тендеров
В январе этого года Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального подсчитал, что из 27 госконтрактов, заключенных с 2013 года на общую сумму более 140 млн рублей, более половины Студия получила непрозрачным путем. Часть конкурсов не объявлялась официально (например, на разработку логотипа городов Сатка, Ижевск или Ярославль), часть контрактов отсутствует в реестре на сайте госзакупок (например, контракты на разработку фирменного стиля Парка Горького или на оформление плоскостных парковок в Москве).
Особенно горячий спор вызвал контракт на дизайн напольной навигации в московском метро на сумму 117 млн рублей зимой 2013-14 года – на сайте госзакупок он официально проходит как несостоявшийся (заявки обоих участников не были допущены до участия). Но студия, тем не менее, выполнила работу. Это дало Фонду борьбы с коррупцией повод предположить, что договор заключался в обход процедуры госзакупок.
Однако Лебедев ответил, что заключил контракт с частным подрядчиком, а потому не обязан отчитываться. По словам дизайнера, за два года студия проиграла тендеры на общую сумму более 408 млн рублей, в том числе тендер на разработку мобильных приложений для аэропорта Шереметьево, графического дизайна для «Роснефти», ребрендинга концерна «Алмаз-Антей» и т.д. То есть не имеет привилегий при госзакупках.
Один из первых госзаказов Студии — разработка фирменного стиля Парка Горького в 2012 году. Тогдашняя дирекция парка сама обратилась к Студии — сыграла на руку известность Лебедева.
— Почему мы обратились именно к Лебедеву? Потому что он был толковый и креативный парень. На тот момент, 5 лет назад, мы других-то дизайнеров в Москве и не знали, — рассказал Inc. бывший руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков (цену контракта он не вспомнил, но уверил, что все происходило в правовом поле).
Впоследствии Лебедев неоднократно сотрудничал с правительством Москвы, для которого Студия разработала дизайн схемы линий Московского метро, неофициальный логотип города, оформила ряд станций и поездов метрополитена, а также придумала плакаты в честь Года культуры в России-2014. Часть из этих проектов Артемий разработал и «внедрял» в правительство по собственной инициативе, вспоминает Алла Семенышева, советник Капкова в департаменте культуры Москвы в 2011–13 гг.
— Многие вещи Лебедев делает не потому, что у него есть заказчик, а потому что он считает это важным и нужным, — говорит Семенышева. – Помню, он принес в мэрию карту московского метро. Сергей Александрович [Капков] ему сказал, что мы не можем ее официально утвердить, это не в нашей компетенции. Лебедев пошел в Дептранс, а спустя некоторое время мы увидели эту схему в вагонах.
По словам источника Inc. в мэрии Москвы, Лебедев продолжает предлагать чиновникам проекты. В 2015 году Студия хотела сделать навигацию и арт-объекты в московских парках (контракт не заключили из-за высокой стоимости в несколько миллионов рублей), а сейчас представители Студии ведут переговоры о сотрудничестве со столичным департаментом культуры.
Лебедев неоднократно говорил, что некоторые работы, сделанные его Студией по госконтрактам (в том числе логотип московского метро), выполнены за 1 рубль. «Если кто-то покупает рекламу за миллионы, то я покупаю себе рекламу за рубль», — объяснил он в эфире телеканала «Дождь». Однако эта практика вышла боком. 27 февраля 2017 года Управление ФАС по Санкт-Петербургу постановило: городской Комитет по туризму нарушил закон, заключив без проведения открытых торгов договор на разработку туристического логотипа Петербурга с ООО «Студия Арт. Лебедева» по цене 1 рубль, и теперь власти города должны расторгнуть договор.
По результатам опроса Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР), среди владельцев компаний из индустрии дизайна нашлось немало тех, кто готов был разработать логотип по такой цене, что подтверждает вывод о нарушении условий справедливой конкуренции, рассказала Inc. исполнительный директор АБКР Елена Радзионтковская.
Общая доля госзаказов, в том числе опосредованных, в бизнесе Лебедева в разные годы составляла не более 10–15%, оценивает бывший бизнес-партнер дизайнера Демьян Кудрявцев. По его словам, упреки в непрозрачности в адрес Лебедева несправедливы.
— Если какому-то подрядчику заказали делать большой проект для государства, а он какую-то часть этого проекта, например, дизайн, заказывает Лебедеву, это не является, с моей точки зрения, госзаказом, хотя это опосредованно работа на государство. Заказывает частная структура и она же принимает работу, — сказал Кудрявцев Inc.
При этом госзаказы нельзя считать лакомой частью бизнеса дизайн-студий, говорит сооснователь студии «Щука» Иван Величко. По его словам, некоторые заказы стоят дешево: например, цена контракта на разработку мобильного приложения для ВДНХ с навигацией в двух версиях для iOS и Android, который выполнил Лебедев, составляла всего 3,6 млн рублей. При этом участие в госконтрактах требует соблюдения сложной процедуры закупок, а также умения работать с чиновниками, говорит бывший исполнительный директор агентства Firma Андрей Савельев:
— Если вы работаете с государством, то это почти самые невыгодные условия на рынке. Если меня попросят выбрать между госзакупками на 10 млн рублей или взять 10 коммерческих клиентов по 1 млн рублей, я выберу второе. Надо понимать, что в госструктурах сидят не бренд-менеджеры, с которыми мы привыкли общаться, а чиновники, — и c этими чиновниками сложно договориться.
История успеха Артемия Лебедева
Артемий Лебедев – самый известный дизайнер нашей страны, который отлично совмещает творческую работу с бизнесом. Артемий создал империю по производству промышленного и городского дизайна, систем навигации, шрифтов, сайтов, упаковки, печатной продукции и это ещё не весь список. В нашей статье попробуем разобраться, в чем же секрет его успеха.
Артемий Лебедев родился в семье писательницы Татьяны Толстой и филолога Андрея Лебедева. Мальчик жил с родителями в США, но после вернулся в Россию. Он учился в обычной школе, после – поступил на журналистский факультет МГУ, но отчислился со 2-го курса. Дизайну Артемий учился у Аркадия Троянкера.
Стоит отметить, что Артемий с юношества знал, чем хочет заниматься в жизни. Уже в 17 лет (в 1992 году) вместе с партнером они основали студию дизайна «А-квадрат». Уже в следующем году он открыл свою студию под названием «Артографика». Организация не отличалась популярностью и большим штатом, в студии работал всего один сотрудник – Артемий Лебедев. Дизайнер считал, что он способен выполнить всю работу – от начала до конца – в одни руки. К тому же клиентов было немного, а если они и появлялись, то требовали показать уже выполненные кейсы для других компаний. Для этого Артемию пришлось создать портфолию из «выполненных заказов» для несуществующих компаний.
Также стоит отметить, что параллельно с этой деятельность с 1993 по 1995 год Артемий по совместительству работал арт-директором в компании «МакЦентр».
В 1995 году Артемий Лебедев начал профессионально заниматься дизайном в интернет-пространстве и создал студию «WebDesign». В этой студии Артемий также начал работать в одиночку, но позже, когда количество заказов увеличилось, парню все же пришлось нанять сотрудников. Одновременно с веб-дизайном студия занималась графическим дизайном.
В 1997 году годовой оборот компании «WebDesign» составлял более 50 тыс. долларов. Ценовая политика компании была полностью открытой и зависела от размера сайта – количество килобайтов, размер страниц и т.д. «Небольшой сайт» стоил от 4 тысяч долларов, а «крупный» – свыше 10 тысяч долларов. Сочетая талант дизайнера с предпринимательской напористостью, Лебедев быстро занял место «дизайнера номер один» в России и с тех пор так и не терял занятой позиции.
Дальше работа студии шла как по маслу: ребята выполняли интересные кейсы за большие деньги. В январе 2015 года на сайте компании было объявлено, что «В 2015 году Студия Артемия Лебедева сделает невозможное». К середине декабря 2015 года компании насчитывала 3093 работы, среди которых: фирменные стили, книги, журналы, знаки, логотипы, графические и физические интерфейсы, сайты, объекты промдизайна и промграфики, витрины.
Сейчас в копилку «Студии Лебедева» входит 4100 выполненных заказов. Среди постоянных клиентов – Центральный банк РФ, «Газпром», «Лукойл», крупнейшие банки и сотовые операторы. Также Лебедева часто выполняет госзаказы, например, в 2017 году это – разработка сайта для Международного аэропорта Симферополь, доработка сайта парка «Сокольники», отрисовка схемы линий для московского метро, поддержка сайта московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко», разработка фирменного стиля для детского лагеря «Орлёнок» и так далее.
В настоящее время Лебедев является самым медийным дизайнером страны. Артемий ведёт свой блог на YouTube и Telegram, что приносит ему ещё больше популярности и, как следствие – денег.
Помимо дизайнерской студии у Лебедева есть магазины, кафе, школа бариста и подразделение по торговле доменами. И кажется, что это далеко не предел для успешного предпринимателя и самого востребованного дизайнера страны.
В какие скандалы ввязывался, почему скрывал жен и 10 детей. Все об Артемии Лебедеве
Бизнесмен не стесняется в выражениях, когда обсуждает в блоге свои путешествия, политику или творческие проекты. Одни осуждают Артемия Лебедева за нецензурную лексику, другие упрекают за вторичность создаваемых его студией логотипов, а третьи — восхищаются талантами и остроумием предпринимателя.
13 февраля Артемию Лебедеву исполняется 46, и больше половины жизни он посвятил веб-дизайну. В прошлом августе за достижения в становлении и развитии Рунета бизнесмен получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Однако известность и регалии не спасают от критики окружающих.
Осуждают Артемия за целый ряд вещей: плагиат, мат в микроблоге, оскорбление чувств верующих. Хейтеры муссируют каждую резкую фразу дизайнера, ну а поклонники — считают кумира остроумным и жалуются лишь на отсутствие новостей о его семье. Однако в этом вопросе Лебедев непреклонен: информация о его детях и женах остается конфиденциальной. Что же известно о скрытном предпринимателе и его взглядах на жизнь?
История успеха
Артемий появился на свет в семье писательницы Татьяны Толстой и филолога Андрея Лебедева, однако с малых лет увлекала его не литература, а изобразительное искусство. В ясли и детсад родители мальчика не отдавали, считая, что домашнее образование пойдет ему на пользу. Вышло иначе: за первые годы учебы Лебедев сменил три школы, так как часто прогуливал уроки и не отличался прилежностью. Не сложилось у него и с балтиморским заведением Parkville.
«Незадолго до распада Советского Союза мои родители как преподаватели славистики получили в Балтиморе контракт на год. Тогда все хотели в Америку. Но я нашел тамошнюю жизнь невозможной. Конечно, никто не мог покинуть Союз без особого разрешения, но в американской школе мне без разрешения и пропуска нельзя было и в туалет сходить. А если тебя поймают без этой бумажки в коридоре, накажут по-настоящему», — негодовал Лебедев.
Юноша вернулся в Москву и поступил на факультет журналистики МГУ — не по призванию, а потому что проходной балл в тот год был достаточно низким. Впрочем, долго студент в вузе не продержался: на втором курсе его отчислили за прогулы. Вероятно, от занятий парня отвлекали собственные арт-проекты: «А-квадрат», а затем «Артографика».
Своим главным учителем Артемий называл арт-директора «Итогов» Аркадия Троянкера, одного из лучших книжных иллюстраторов страны. В начале 90-х предприимчивый молодой человек уже занимал важный пост в компании «МакЦентр», а в 1995-м основал WebDesign, который через несколько лет переименовал в «Студию Артемия Лебедева». Вскоре к нему приклеился статус первого дизайнера Рунета, хотя изначально в организации был зарегистрирован лишь один сотрудник — сам Лебедев.
Дебютный арт-проект стоимостью в 3000 долларов Артемий разрабатывал дома, ну а когда накопил денег, то арендовал офис и нанял единомышленников. К слову, сотрудникам фирмы под страхом увольнения запрещено разглашать размер зарплаты: распространение такого рода информации, по мнению Лебедева, ведет к разложению коллектива. «Это основной секрет управления творческим коллективом. Как только люди начнут произносить размер зарплаты, место работы превратится в серпентарий. Гадюки в банке, которые рассуждают: «Ага, Петров сделал в пять раз меньше, а получил на пять тысяч больше», — пояснял позицию бизнесмен.
Обороты стремительно росли, и в нулевых компания стала крупнейшей в России в сфере веб-дизайна. О значимости и статусе Лебедева красноречиво говорили клиенты, получившие благодаря его организации уникальные логотипы и улучшенный сервис: General Motors, «Майкрософт», «Яндекс», «Евросеть», Центробанк.
В списке достижений Лебедева — изобретение растягивающихся по ширине окна сайтов, пиктограмма «домика», дизайн клавиатуры «Оптимус» со встроенными в кнопки маленькими дисплеями. Впрочем, некоторые проекты Артемия окружающие воспринимали скептически, например, ребрендинг системы московского метро, где новый символ от старого отличался лишь синей линией вокруг буквы «М». Кроме того, студию предпринимателя не раз обвиняли в плагиате. Так, туристический логотип Северной Осетии с горами в виде треугольников уж очень напоминал символику американской кофейной империи, а лого Ярославля походило на значок бренда для дома Up&Up.
По признанию Лебедева, зачастую больше, чем студия, ему приносят блоги. Бизнесмен активно ведет «ЖЖ» и зарабатывает в соцсетях на рекламе. Многим поклонникам интересны рассказы о путешествиях Артемия: в 2015-м он стал единственным человеком из стран бывшего СССР и Восточной Европы, побывавшим во всех 193 странах мира, входящих в ООН. В своих «этнографических экспедициях» мужчина обращал внимание на дизайн светофоров, урн, остановок, уличных столбов, почтовых ящиков, вывесок и дорожных знаков.
При этом масса людей осуждали Лебедева за использование нецензурной лексики в микроблоге, его активную антирелигиозную позицию и резкие высказывания на тему пенсионеров. «Почему старики в Европе выглядят, как нормальные люди, только чуть постарше? Мы своих пенсионеров заваливаем льготами, вместо того чтобы вкладывать деньги в дороги», — заявлял Артемий в интервью Юрию Дудю.
Тайная личная жизнь
Говорить о сердечных делах Лебедев не любит, считая, что любой известный человек должен защищать близких от нападок хейтеров в Сети. «Я не разрешаю на своих площадках вести дискуссию о моей личной жизни. Даже когда обсуждают любых самых дальних родственников, я прекращаю дискуссию баном», — подчеркивал Артемий.
Тем не менее известно, что первой супругой дизайнера была журналист Марина Литвинович. Она изучала социологию во французском колледже, окончила МГУ, с детства интересовалась искусством — в общем, казалась вполне подходящей пассией для родственника Алексея Толстого. У влюбленных родился сын Савва, однако этот факт не помешал бизнесмену разойтись с правозащитницей.
Позднее в Интернете появлялась информация о том, что Лебедев проживает в Черногории с предполагаемой женой Аленой Ивановой. Комментировать сплетни Артемий, разумеется, отказался.
С учетом скрытности дизайнера, громкое заявление в 2017-м о количестве детей показалось подписчикам неправдивым. «Разные люди знают меня как дизайнера, путешественника, курсанта вертолетного клуба, алкоголика, блогера, ремонтника подъездов, дедушку Рунета, коллекционера, покупателя кефира. Это все прекрасные достижения, но есть одно качество, в котором я достиг самых больших высот — отцовство. Сегодня я совершил великий подвиг и стал отцом в 10-й раз. У меня теперь четыре девочки и шесть мальчиков в диапазоне от нуля до 22 лет», — делился тогда Лебедев.
Недоверчивые поклонники засыпали блогера вопросами, а многие даже заключили, что своими детьми он называет авторские проекты. Однако в последующих интервью дизайнер не раз подтверждал информацию о количестве наследников, хотя и предпочитал воздерживаться от разглашения имен. «Со мной живут шестеро детей, остальные приезжают в гости. У меня есть няни, хотя и не так много, как хотелось бы», — рассказывал Артемий.
Как же блогер отправлялся в долгие путешествия, оставляя дома наследников? «Ну, потоскуют чуть-чуть, а во мне сентиментальности такой нет. С детьми интересно, когда они подрастают, когда есть о чем поговорить. Если что, у нас есть чат в мессенджере, где мы можем поболтать. Старшие дети учатся в России, никаких английских и американских школ», — отмечал Лебедев.
В прошлогоднем интервью Ксении Собчак бизнесмен признался, что разводился четыре раза, а сейчас живет с пятой избранницей. При этом Лебедев отмечал, что просто привык жить на широкую ногу, так что всего в его судьбе должно быть много, и спутницы не исключение. Неудивительно, что при таких взглядах Артемий выступает за многоженство в России. «Хочу, чтобы у меня было два мужа и пять жен. Мало какая сфера жизни найдется, где бы я не порвал шаблон», — иронизировал предприниматель.
Но какие же женщины нравились успешному дизайнеру? «Я не западаю на фотомоделей или каких-то эскортных чикуль. Меня этим сложно развести, должны быть душевная симпатия, совпадение. Без проблем мог бы встречаться с крайне левой либералкой, феминисткой. Я не делю людей на типы «свой/чужой». У меня могла быть радикальная фемка с отрезанной сиськой и на одной ноге, если бы она мне подходила. Совершенно все равно», — откровенничал бизнесмен в шоу «Стрелец-молодец».
После интервью Собчак многие заключили, что между ведущей и дизайнером проскочила искра. На самом деле у Константина Богомолова не было причин волноваться, что у него уведут супругу: Лебедев отметил, что Ксения интересна ему прежде всего как личность и профессионал своего дела.
А вот другого журналиста, Маргариту Симоньян, в размышлениях об идеалах Лебедев умудрился оскорбить, сказав, что она ему в матери годится. Узнав, что Симоньян моложе на шесть лет, Артемий намекнул, что на внешности женщины сказались частые роды…
По материалам inosmi.ru.
Фото: Авилов Александр/ АГН «Москва», архив пресс-службы, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com
6 самых громких скандалов вокруг гуру российского дизайна Лебедева и его студии
Недавно суд обязал запретить туристический логотип Петербурга, сделанный «Студией Артемия Лебедева» за один рубль для комитета по туризму.
Претензия Федеральной антимонопольной службы заключалась в том, что договор со «Студией Лебедева» был заключен без проведения открытых торгов. По мнению антимонопольного органа, это прямое нарушение закона о защите конкуренции.
Но, как для студии, так и для самого Лебедева этот конфликт вряд ли является чем-то существенным, ведь за спиной дизайнера не одно разбирательство с ожесточенными спорами и ярыми обвинениями заказчиков.
Playboy решил собрать самые громкие скандалы вокруг знаменитой студии и ее эпатажного основателя.
1 Расторжение контракта с компанией Nokia
26 июня 2007 года «Студия Артемия Лебедева» торжественно расторгла контракт с компанией Nokia. Об этом было объявлено на сайте студии Лебедева публикацией лаконичного логотипа с нецензурным выражением в правом нижнем углу.
Студия долгое время сотрудничала с компанией и поддерживала ее сайт. Причина прекращения сотрудничества была сформулирована в одном нецензурном слове. В самой компании причиной расторжения контракта назвали тот факт, что фирма Лебедева якобы не смогла выиграть конкурс на право дальнейшей работы с сайтом Nokia в России.
На тот момент провокация «Студии Лебедева» породила в интернете немалый ажиотаж. Интернет-сообщество стало активно публиковать фотожабы на изображение «Пока Nokia». Вот, несколько из них.
2 Логотип бургерной «ДжонФедор»
31 октября 2017 года на сайте «Студии Артемия Лебедева» появился логотип гомельской бургерной «ДжонФедор». Лого было сделано за 100 тыс. рублей по специальной программе «экспресс-дизайн», суть которой состоит в том, что заказчик не имеет права вносить правки и коррективы в создание логотипа.
После публикации лого представители белорусской бургерной публично раскритиковали работу студии, аргументируя критику тем, что предложенный символ заведения никому не понравился. Они также возмущались стоимостью изображения, посчитав ее крайне завышенной.
Сам Лебедев в своем недавнем интервью журналисту Юрию Дудю признался, что логотип «ДжонФедора» входит в топ-3 его самых любимых работ.
3 Логотипы Перми и Ярославля
«Студия Артемия Лебедева» не раз делала логотипы для российских городов. Практически все из них подвергались критике от местных жителей. В качестве примера работ, которые были приняты особенно негативно, можно привести символы городов Пермь и Ярославль.
Логотип Перми был сделан по инициативе бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова, который организовал в городе новую культурную политику, основанную на принципах современного искусства и стрит-арта. В рамках этой программы по всему городу были расставлены большие буквы «П». Часть этих объектов подверглась вандализму, а местные жители вовсю критиковали «простоту» нового символа города.
По словам местных властей, логотип Перми был сделан студией Лебедева абсолютно бесплатно. Плюс ко всему, Пермь стала первым городом в России, получившим собственный логотип.
С символом Ярославля дела обстоят несколько иначе. Логотип города от Артемия Лебедева обошелся местному бюджету в 400 тыс. рублей. При этом многие сразу же заметили, что лого практически полностью повторяет знак американского бренда товаров для дома Up&Up. Жители Ярославля, в свою очередь, сошлись во мнении, что стрелка на символе города не имеет никакого отношения к его истории и культуре.
4 Практически нетронутый логотип московского метро
Немалую бурю негодований вызвал и ребрендинг логотипа московского метрополитена, созданный «Студией Артемия Лебедева». Знак метро практически не изменился, единственное, в нем была убрана синяя линия вокруг буквы «М».
По словам депутата Госдумы Михаила Сердюкова, на новый логотип московского метрополитена столичными властями было якобы потрачено 232 млн рублей. В свою очередь глава московского департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что «Студия Артемия Лебедева» сделала логотип всего за один рубль.
5 Обвинения в попытке продать чужой логотип
16 января 2018 года на сайте «Студии Артемия Лебедева» появился логотип сервиса быстрых знакомств «Плюс». Разработчик приложения Кирилл Артеменко раскритиковал работу студии, заявив, что логотип был нагло заимствован у другой компании. По его мнению, если в поиске Google ввести запрос creative plus logo, то первый результат в выдаче укажет на зарубежное агентство Creative Plus, логотип которой показался разработчику максимально похожим на Лебедевский.
Стоит отметить, что логотип сервиса быстрых знакомств «Плюс» был разработан по знаменитой программе «экспресс-дизайн».
6 Простой логотип для логистической компании
10 января 2018 года на сайте «Студии Артемия Лебедева» в очередной раз появился логотип, вызвавший недоумение интернет-сообщества. Лого было сделано для компании «Эксклюзивная логистика» и представляет собой фиолетовый ромб. Логотип был изготовлен также по программе «экспресс-дизайна».
В интернете сразу стали появляться гневные комментарии, обвиняющие Лебедва в том, что за 100 тыс. рублей он старается сделать максимально отвратительные логотипы. Однако некоторые предположили, что знак компании был сделан специально для поднятия хайпа по предварительной договоренности с заказчиком.
Источники информации:
- http://incrussia.ru/tema/
- http://vc.ru/design/90998-istoriya-uspeha-artemiya-lebedeva
- http://www.starhit.ru/story/v-kakie-skandalyi-vvyazyivalsya-pochemu-skryival-jen-i-10-detey-vse-ob-artemii-lebedeve-232771/
- http://playboyrussia.com/faqty/6-samykh-gromkikh-skandalov-vokrug-guru-rossiyskogo-dizayna-lebedeva-i-ego-studii-24861/