Cmielow made in poland клеймо по годам
Cmielow made in poland клеймо по годам
Фарфор Cmielow
Ćmielów (Чмелев или Цмелюв) – это город в Польше, а «Fabryka Porcelany AS Ćmielów» – это фарфоровый завод, который расположен в этом городе. Его продукция поступает на рынки под маркой Cmielow (Ćmielów).
История фарфора Cmielow
Завод считается старейшим керамическим предприятием Польши. Его возникновению послужила привилегия, выданная королём Польши Августом III в 1750 году местным ремесленникам. Она позволила им торговать гончарными изделиями не только на местных рынках, но и по всей стране. Подтверждение привилегии в 1768 году превратило Чмелев в центр гончарных промыслов. Благодаря этому в 1790 году гончар Войтас объединил вокруг себя нескольких мастеров, что послужило созданию скромного заводика.
Неизвестно, какими были их самые первые изделия, но дело развивалось, и с 1804 года данный завод уже упоминается в местных документах. Правда, к этому времени его владельцем становится предпоследний коронный канцлер Польши и видный её государственный деятель Яцек Малаховский. Завод под присмотром выписанного из немецких земель мастера Адольфа Фридриха Ватке начинает выпускать фаянс. С 1809 года завод быстро развивается. Ни раздел Польши после наполеоновских войн, ни переход предприятия после смерти Малаховского его дочери не влияет на интенсивный рост. Участвуя во всевозможных выставках, Ватке добился не только известности марки, но и выставочных наград.
Реорганизация завода произошла в 1830 году, когда его совместно выкупили граф Войцех Пусловски и графиня Тереза де Кампо Сципион. Спектр изделий решили расширить, из-за чего предприятие переименовали в «Фабрику фаянсов, фарфора и каменно-керамической посуды в Чмелеве». После ухода Ватке с завода, его на директорском посту заменил Габриель Вейсс. При нём начинается строительство новых цехов, превративших небольшой завод в масштабное по тем временам предприятие. Польские историки (например, Ewa Klekot) считают, что первый фарфор здесь произвели около 1838 года.
Набор кофейный из 3 предметов. Мануфактура «Cmielow», Польша (1960-1980 гг.)
Несмотря на успешное развитие, завод постоянно перепродают, пока он не оказывается у купца Казимежа Цыбульского сначала в аренде (1863 г.), а затем и в полном владении (1870 г.). Имея большой опыт в торговле стеклом и керамикой, Цыбульский начинает масштабные эксперименты. Например, с помощью художника-керамиста Станислава Тилле на заводе открыт цех художественной майолики. Тем не менее, большое количество аналогичных фаянсовых и фарфоровых фабрик в Польше делает производство всё менее выгодным. В 1870-е годы завод концентрируется на каменно-керамической посуде (чайники, банки, бочонки и пр.). И только благодаря Станиславу Цыбульскому, обучавшемуся во Франции, здесь в 1879 году возобновили выпуск фарфора.
После смерти Цибульских новый хозяин решает делать только фарфор, заключив контракт на поставку глины из Лиможа, которая шла на знаменитый Лиможский фарфор, и выписав на Керамическую фабрику «Чмелев» французских мастеров фарфора. В гонке конкурентов Чмелевский фарфор активно опережает все местные аналоги. Открываются магазины не только Лодзе и Варшаве, но даже в Киеве и Москве. После обретения Польшей независимости предприятие развивается дальше, а его владельцы даже выкупают другую известную марку – Chodzież (Ходзеж). К 1938 году каталог фирмы насчитывает 590 различных позиций. Продукция успешно расходится по всему миру, а среди заказчиков значились даже королевский двор Бельгии и Ватикан.
В советской Польше фирму национализируют, но без внимания не оставляют. По примеру лучших фарфоровых заводов СССР (ЛФЗ, ЛОЗ, Коростень и др.) здесь осваивают малые художественные формы – декоративные фигурки, которые тоже активно раскупаются. Постсоциалистический период приводит сначала к упадку, а потом и разделению брендов Ćmielów и Chodzież на самостоятельные производства. Однако фирма до сих пор на плаву и сдаваться не собирается, выпуская как посуду, так и фарфоровые фигурки. Годовой оборот завода составляет 1 000 000 злотых. Самой большой коллекцией Чмелевского фарфора обладает Национальный музей в Кельце.
Изделия Cmielow
Продукцию бренда отличает уникальная рецептура фарфоровой массы, заключающаяся в процентном соотношении белой глины (каолина), кварца и полевого шпата. Поэтому завод заключает контракты на поставку сырья не только в Польше, но и Венгрии, Чехии, Франции и ФРГ. Современный Cmielow – это ручная выделка элитного фарфора, основанная на довоенных традициях завода.
Чайная пара «Масти». Мануфактура «Cmielow», Польша (1960-1980 гг.)
По оригинальному довоенному рецепту Бронислава Крыньского (11 компонентов фарфоровой массы) завод выпускает розовый фарфор. Новинкой фирмы стал «изумрудный фарфор», к созданию которого много усилий приложил Адам Спала – нынешний владелец Cmielow. В состав массы здесь входит кварц из молотых изумрудов (изумрудная пыль).
Рекламные чашки. Мануфактура «Cmielow», Польша (1951-1990 гг.)
Сейчас в каталоге Cmielow можно найти следующие категории товара с четырьмя сотнями образцов дизайна:
Большинство коллекций пришло ещё из 1960-х гг., когда продукцией Cmielow занимался Варшавский институт промышленного дизайна.
Каталог клейм Cmielow по годам
На протяжении двух веков эмблема завода неоднократно менялась. Выше приведена подборка основных типов по годам. Более подробное представление о мельчащих трансформациях товарного знака может дать каталог польского фарфора.
Нынешний владелец мануфактуры Адам Спала – личность неординарная. Он занимается не только административными проблемами, но и разработкой новых художественных форм, не чураясь самостоятельно расписывать изделия. Датой основания предприятия сам Спала считает 1804 год. Его неординарность проявилась и в новом логотипе, куда вошли инициалы «A» и «S». Они также включены и в само название фирмы – «AS Ćmielów».
Радов рассказывает о бренде Cmielow
Cmielow – это завод по производству столового фарфора с вековой историей. Завод был основан в 1790 году. Сегодня он входит в состав Польской Фарфоровой Группы – крупнейшего производителя фарфора в Европе. Завод создает уникальные фарфоровые изделия, заботясь о мельчайших деталях и делая акцент на искусстве исполнения. Славится своими историческими коллекциями, которые до сегодняшнего дня украшают столы глав государств и монархов во всем мире. Чмеловский фарфор можно встретить, в частности, в кабинете президента Республики Польша, во многих государственных учреждениях и дипломатических представительствах по всему миру.
Основная ценность бренда Cmielow — это фарфор и его уникальная рецептура. В состав фарфоровой массы входят 3 компонента: каолин, кварц и полевой шпат. Сырье завод закупает в Германии, Чешской Республике, Венгрии, Франции, Польше.
Cmielow бережно охраняет свою собственную рецептуру фарфора и технологию производства посуды. Если говорить в общем, то процесс производства фарфоровой посуды можно представить в виде этапов:
1. Приготовление керамической массы и глазури.
2. Формование изделий в гипсовых формах (традиционный метод), использование метода литья под давлением, либо формование из гранулята с использованием изостатических прессов.
3. Сушка и отделка формованных изделий.
4. Начальное обжигание, так называемый «бисквит», при температуре 960°C.
5. Глазировка полуфабрикатов.
6. Вторичное обжигание при температуре 1380°C.
7. Шлифовка, полировка, сортировка по качеству, комплектование в наборы.
9. Обжиг декорированных изделий при температуре 800-1250°C.
10. Комплектация, упаковка, передача на склад.
Важным фактом является то, что в процессе производства фарфоровые изделия Cmielow подвергаются двойному обжигу, что обеспечивает им повышенную твердость. Посуда производится при соблюдение всех европейских норм с использованием только натуральных компонентов.
Особое внимание бренд уделяет экологии и безопасности производственных процессов для окружающей среды.
У завода Cmielow есть также собственная дизайн-студия. Сочетание более чем двухвекового опыта в производстве фарфоровой посуды с художественным вкусом современных дизайнеров позволяет фабрике создавать актуальные декоры посуды. Многие декоры наносятся вручную. Студия проводит образовательную деятельность, приглашает в резиденцию художников и дизайнеров со всего мира. Поэтому Cmielow – это бренд, предназначенный для тех, кто ищет современную эстетику, оригинальность и хороший дизайн.
Легендарными бестселлерами завода, полюбившимися в России, остаются коллекции Iwona и Rococo. Это классика, актуальная во все времена.
Главные преимущества фарфора Cmielow:
Целью бренда является создание посуды в соответствии с историческими ценностями и тем богатым наследием, которое завод бережет на протяжении более двухсот лет. Каждый клиент имеет возможность соприкоснуться с частью этого наследия и истории. Ведь фарфор согревает и создает ощущение дома. Фарфор объединяет нас за столом с близкими.
Приходите в магазины Радов, чтобы приобрести уютный современный фарфор Cmielow. Ждем Вас за покупками!
Каталог продукции Cmielow Вы найдете по этой ссылке
Разновидности польского фарфора
История польского фарфора началась в 1790 году, когда в Корце открылась первая мануфактура. Позднее производство появилось в Болеславце, Томашове, Прушкове и других городах Польши. Некоторые фабрики успешно работают и сегодня, выпуская продукцию, востребованную в Европе и России.
Болеславец
Болеславец по праву называют столицей керамики. Нижняя Силезия, где он расположен, богата глиняными запасами, поэтому гончарное производство здесь начало развиваться еще в Средневековье. В 16 столетии в Болеславце открылся первый цех по производству керамики, а в 1753 году слава об этом регионе выходила далеко за пределы Польши.
В этом прямая заслуга мастера Иоганна Готлиба, изготовившего огромный сосуд. Кувшин высотой больше 2-х метров и объемом 2000 литров стал символом города: его печатали на открытках, выпускали копии в миниатюре. Иоганн первым отказался от использования вредной свинцовой глазури и ввел в состав сырья белую глину, чем облегчил задачу фарфоровым фабрикам, появлявшимся в дальнейшем.
В 1897 году в Болеславце открылась Профессиональная школа керамики. Ее возглавил Вильгельм Пукало, управлявший Королевской мануфактурой фарфора в Германии.
Кшиштоф
Производство фарфора в Валбжихе началось с небольшого предприятия. Его основал профессиональный ткач Рауш в 1820 году. Мануфактура специализировалась на выпуске «гигиенического фарфора» — термин подразумевал, что посуда, изготавливаемая из каолина, чище и безопаснее оловянной и деревянной.
В 1829 году в том же городе появилось аналогичное производство. Своим успехом обе фабрики обязаны художнику-керамику Карлу Кристеру, переехавшему в Валбжих в 1823 году. К тому времени у него за плечами были месяцы стажировки на фарфоровых фабриках Швейцарии, Германии, Франции. Кристер арендовал обе фабрики и уже в 1831 году подписывал продукцию своей фамилией. Польская посуда из фарфора славилась высоким качеством и не уступала немецким изделиям.
В 1869 году, после смерти Карла Кристера, фабрика отошла к его наследникам, а в 1920 году стала частью концерна Розенталя. Экономический кризис 30-х годов серьезно повлиял на производство, но оно выстояло и продолжало развиваться.
Основу ассортимента все это время составляли сервизы для завтраков и обедов. Узкая специализация позволяла мастерам сосредоточиться на качестве. Для декора активно использовали технику калькомании, а ручная роспись была привилегией сервизов, изготавливаемых под заказ.
В годы Второй мировой фабрика не работала, но в 1945 году выпуск фарфоровых изделий возобновился – теперь уже предприятие называлось «Кшиштоф». Вскоре у фабрики выработался собственный стиль – ее посуда узнается по современной форме, над созданием которой тогда и сейчас работают известные дизайнеры и художники. Продукция «Кшиштоф» выделяется белизной и прозрачностью. Такие характеристики объясняются особой фарфоровой массой, используемой на фабрике с 1968 года.
Изюминка и гордость марки «Кшиштоф» — сервиз «Фридерика», оформленный в стиле барокко. Завод выпускает его с 1936 года, но спрос и сейчас превышает предложение.
Прушков
В 19 веке Прушков считался промышленным центром, где наряду с другими производствами был налажен выпуск фарфоровой галантереи. Фабрика открылась в 1872 году и выпускала скромную посуду, украшенную штампованными цветочными и растительными орнаментами. В 1946 году предприятие национализировали, а еще через 10 лет оно стало называться заводом «Прушков». Специализация – выпуск столового фарфора. В разное время над оформлением изделий работали известные польские художники. В 2001 году предприятие обанкротилось и закрылось.
Богучице
Фабрика «Фарфор Богучице» принадлежит корпорации BGH Network и специализируется на выпуске эксклюзивных сервизов из фарфора, посвященным знаменитым музыкантам и другим выдающимся деятелям. История бренда началась в 1922 году, когда два брата-энтузиаста открыли небольшую мануфактуру в Катовице. Изначально она выпускала лабораторный и технический фарфор.
В 1939 году производство купили немецкие фабриканты – через год основной ассортимент состоял из праздничных сервизов и столового фарфора. Посуда не редко украшала столы дипломатических представительств. В то время завод назывался «Giesche». После войны его национализировали, но основная линия осталась прежней – столовые приборы. В начале 90-х завод закрывался: производство возобновилось в 1995 году.
Стеатит
Мастерская «Стеатит» — одна из тех единичных частных фабрик, которой удалось избежать национализации в период существования Польской народной республики. Мастерская открылась в Катовице в 1947 году и работала до 1994-го. Изначально она копировала изделия у известных европейских фабрик, но в 60-е годы «Стеатит» представил первую дизайнерскую коллекцию, определившую дальнейшее направление и стиль компании. Это были блюда, тарелки и другая посуда ассиметричной формы. Вычурности и динамики ей добавляли яркие орнаменты и смелые сочетания цветов.
Чайники и кофейники больше напоминали скульптуры, а тарелки – произведения искусства. Фактурный декор был «ноу-хау», прославившим «Стеатит».
Carmani
Польский фарфор «Carmani» известен далеко за пределами страны. Его основал меценат и большой ценитель искусства Престон Кармани в 19 столетии. Он запомнился своими прогрессивными идеями и стремлением воплотить их в форме и цвете.
В посуде, выпускаемой фабрикой «Кармани», удачно сочетаются практичность, изысканный дизайн и яркий декор. В качестве декора используются картины известных художников: Ван Гога, Моне, Леонардо да Винчи, Климта и других.
После смерти Престона дело унаследовала дочь Ванесса. Она не только его продолжила, но и сумела расширить ассортимент, разбавить его дамскими зеркальцами, тарелками в форме сердца или квадрата, другими оригинальными изделиями. Они особенно ценятся коллекционерами. В конце прошлого века семейный бизнес Кармани приобрела компания Hanipol – сейчас она является единственным владельцем бренда.
Cmielow
История польского фарфора не будет полной без объединения «Цмелев» и «Ходзеж», образовавшегося в результате слияния двух старейших заводов Польши. Это объединение является крупнейшим европейским производителем тонкостенного фарфора.
История бренда началась в 1790 году – с фаянсовой мануфактуры, основанной городским гончаром. Выпускать классический фарфор фабрика начала спустя 50 лет. Наибольшим спросом пользовались ажурные корзинки, изделия, украшенные сценами из мифов и Библии, деревенскими видами.
Фарфоровые предметы с клеймом «Cmielow» уникальны, часто украшают столы монархов, дипломатов, государственных деятелей высокого ранга. Гордость производителя – 11 исторических коллекций, в том числе Рококо, Львов, Болеро.
Изделия представляют не только художественную ценность. В современном производстве используются инновационные технологии, но посуда получается такого же качества, что и 200 лет назад – высокопрочная, с элегантными рельефами, рассчитанная на столетия.
walbrzych польша фарфор история
Фарфоровая фабрика Валбжиг
В 1831 году Карл Франц Кристер купил две небольших фабрики, работающие с керамикой и глиной, в Валденбурге, Силезия Германия (сейчас территория Польши) и начал производство фарфоровой посуды. Первое время Кристер подражал Королевскому фарфоровому заводу. Однако вскоре его продукция стала хорошо продаваться в Европе и Северной Америке. Под его руководством фарфоровая фабрика стала лидером в своей области.
В 1861 году на выставке в Париже столовые наборы получили большой успех. В 1852, а затем в 1861 годах в Ворцлаве на выставке продукция одержала победу в своей отрасли. Карл Кристер умер в 1869 году. Компания оставалась семейным бизнесом до 1920 года, когда была введена ограниченная корпорация.
Разновидности польского фарфора
История польского фарфора началась в 1790 году, когда в Корце открылась первая мануфактура. Позднее производство появилось в Болеславце, Томашове, Прушкове и других городах Польши. Некоторые фабрики успешно работают и сегодня, выпуская продукцию, востребованную в Европе и России.
Болеславец
Болеславец по праву называют столицей керамики. Нижняя Силезия, где он расположен, богата глиняными запасами, поэтому гончарное производство здесь начало развиваться еще в Средневековье. В 16 столетии в Болеславце открылся первый цех по производству керамики, а в 1753 году слава об этом регионе выходила далеко за пределы Польши.
В этом прямая заслуга мастера Иоганна Готлиба, изготовившего огромный сосуд. Кувшин высотой больше 2-х метров и объемом 2000 литров стал символом города: его печатали на открытках, выпускали копии в миниатюре. Иоганн первым отказался от использования вредной свинцовой глазури и ввел в состав сырья белую глину, чем облегчил задачу фарфоровым фабрикам, появлявшимся в дальнейшем.
В 1897 году в Болеславце открылась Профессиональная школа керамики. Ее возглавил Вильгельм Пукало, управлявший Королевской мануфактурой фарфора в Германии.
Кшиштоф
Производство фарфора в Валбжихе началось с небольшого предприятия. Его основал профессиональный ткач Рауш в 1820 году. Мануфактура специализировалась на выпуске «гигиенического фарфора» — термин подразумевал, что посуда, изготавливаемая из каолина, чище и безопаснее оловянной и деревянной.
В 1829 году в том же городе появилось аналогичное производство. Своим успехом обе фабрики обязаны художнику-керамику Карлу Кристеру, переехавшему в Валбжих в 1823 году. К тому времени у него за плечами были месяцы стажировки на фарфоровых фабриках Швейцарии, Германии, Франции. Кристер арендовал обе фабрики и уже в 1831 году подписывал продукцию своей фамилией. Польская посуда из фарфора славилась высоким качеством и не уступала немецким изделиям.
В 1869 году, после смерти Карла Кристера, фабрика отошла к его наследникам, а в 1920 году стала частью концерна Розенталя. Экономический кризис 30-х годов серьезно повлиял на производство, но оно выстояло и продолжало развиваться.
Основу ассортимента все это время составляли сервизы для завтраков и обедов. Узкая специализация позволяла мастерам сосредоточиться на качестве. Для декора активно использовали технику калькомании, а ручная роспись была привилегией сервизов, изготавливаемых под заказ.
В годы Второй мировой фабрика не работала, но в 1945 году выпуск фарфоровых изделий возобновился – теперь уже предприятие называлось «Кшиштоф». Вскоре у фабрики выработался собственный стиль – ее посуда узнается по современной форме, над созданием которой тогда и сейчас работают известные дизайнеры и художники. Продукция «Кшиштоф» выделяется белизной и прозрачностью. Такие характеристики объясняются особой фарфоровой массой, используемой на фабрике с 1968 года.
Изюминка и гордость марки «Кшиштоф» — сервиз «Фридерика», оформленный в стиле барокко. Завод выпускает его с 1936 года, но спрос и сейчас превышает предложение.
Прушков
В 19 веке Прушков считался промышленным центром, где наряду с другими производствами был налажен выпуск фарфоровой галантереи. Фабрика открылась в 1872 году и выпускала скромную посуду, украшенную штампованными цветочными и растительными орнаментами. В 1946 году предприятие национализировали, а еще через 10 лет оно стало называться заводом «Прушков». Специализация – выпуск столового фарфора. В разное время над оформлением изделий работали известные польские художники. В 2001 году предприятие обанкротилось и закрылось.
Богучице
Фабрика «Фарфор Богучице» принадлежит корпорации BGH Network и специализируется на выпуске эксклюзивных сервизов из фарфора, посвященным знаменитым музыкантам и другим выдающимся деятелям. История бренда началась в 1922 году, когда два брата-энтузиаста открыли небольшую мануфактуру в Катовице. Изначально она выпускала лабораторный и технический фарфор.
В 1939 году производство купили немецкие фабриканты – через год основной ассортимент состоял из праздничных сервизов и столового фарфора. Посуда не редко украшала столы дипломатических представительств. В то время завод назывался «Giesche». После войны его национализировали, но основная линия осталась прежней – столовые приборы. В начале 90-х завод закрывался: производство возобновилось в 1995 году.
Стеатит
Мастерская «Стеатит» — одна из тех единичных частных фабрик, которой удалось избежать национализации в период существования Польской народной республики. Мастерская открылась в Катовице в 1947 году и работала до 1994-го. Изначально она копировала изделия у известных европейских фабрик, но в 60-е годы «Стеатит» представил первую дизайнерскую коллекцию, определившую дальнейшее направление и стиль компании. Это были блюда, тарелки и другая посуда ассиметричной формы. Вычурности и динамики ей добавляли яркие орнаменты и смелые сочетания цветов.
Чайники и кофейники больше напоминали скульптуры, а тарелки – произведения искусства. Фактурный декор был «ноу-хау», прославившим «Стеатит».
Carmani
Польский фарфор «Carmani» известен далеко за пределами страны. Его основал меценат и большой ценитель искусства Престон Кармани в 19 столетии. Он запомнился своими прогрессивными идеями и стремлением воплотить их в форме и цвете.
В посуде, выпускаемой фабрикой «Кармани», удачно сочетаются практичность, изысканный дизайн и яркий декор. В качестве декора используются картины известных художников: Ван Гога, Моне, Леонардо да Винчи, Климта и других.
После смерти Престона дело унаследовала дочь Ванесса. Она не только его продолжила, но и сумела расширить ассортимент, разбавить его дамскими зеркальцами, тарелками в форме сердца или квадрата, другими оригинальными изделиями. Они особенно ценятся коллекционерами. В конце прошлого века семейный бизнес Кармани приобрела компания Hanipol – сейчас она является единственным владельцем бренда.
Cmielow
История польского фарфора не будет полной без объединения «Цмелев» и «Ходзеж», образовавшегося в результате слияния двух старейших заводов Польши. Это объединение является крупнейшим европейским производителем тонкостенного фарфора.
История бренда началась в 1790 году – с фаянсовой мануфактуры, основанной городским гончаром. Выпускать классический фарфор фабрика начала спустя 50 лет. Наибольшим спросом пользовались ажурные корзинки, изделия, украшенные сценами из мифов и Библии, деревенскими видами.
Фарфоровые предметы с клеймом «Cmielow» уникальны, часто украшают столы монархов, дипломатов, государственных деятелей высокого ранга. Гордость производителя – 11 исторических коллекций, в том числе Рококо, Львов, Болеро.
Изделия представляют не только художественную ценность. В современном производстве используются инновационные технологии, но посуда получается такого же качества, что и 200 лет назад – высокопрочная, с элегантными рельефами, рассчитанная на столетия.
Walbrzych польша фарфор история
За свою более чем 150-летнюю историю фарфоровая фабрика, основанная Карлом Тильшем в 1845 году в Альтвассере, позднее Вальденбурге, (Нижняя Силезия) сменила не только с пол-дюжины имен, но даже и страну происхождения. Мы проследим развитие прославленной немецкой фабрики по ключевым моментам в её истории.
Porzellanfabrik C. Tielsch & Co. (с 1845 по 1917 гг.)
С момента своего основания мануфактура Карла Тильша очень быстро стала одним из лидеров в фарфоровом производстве Германии. Причину подобного взлёта можно объяснить тем, что с самого начала ассортимент продукции был очень широк. Он включал и утварь для дома, и профессиональную посуду. Много внимания уделялось производству высококачественного фарфора ручной работы. Нельзя не отметить и то, что на фабрику приглашались лучшие художники и декораторы своего времени.
Рисунок орла тоже был не единственным в своем роде. Подобное клеймо уже использовалось Берлинской фарфоровой мануфактурой Ф.А. Шуманна (подразделением KPM) с 1836 года. Карлу Тильшу нравились изделия этой фабрики, и он некоторое время работал в подобном стиле. Так что и орел вызвал проблемы. Директор KPM подал жалобу на Тильша в Министерство финансов, что привело к очередной смене марки в 1850 году. В этот раз было выбрано изображение пикирующего голубя, держащего веточку в лапках. Конечно сходство с орлом Королевской Фарфоровой Мануфактуры осталось, но, видимо, различия в рисунках удовлетворили пострадавшую сторону, и жалобы на Тильша прекратились.
В 1913 году предприятие достигло пика развития. На альтвассерской мануфактуре трудились 1500 рабочих, включая 270 гончаров и 110 декораторов. В середине 1914 года каталог продукции фабрики содержал 1637 единиц. Может показаться, что это скромное число, однако стоит учитывать, что одна единица, допустим кофейник, включала в себе около 200 различных вариантов размеров и декора. Компания успешно пережила годы войны. В 1917 году власти города потребовали сократить производство до 60% с целью сохранения ресурсов. Чтобы восполнить потери от сокращения производства Эдмонту Тильшу было предложено преобразовать компанию в акционерное общество, мера о которой он задумывался и сам.
Porzellanfabrik C. Tielsch (Германия)
За свою более чем 150-летнюю историю фарфоровая фабрика, основанная Карлом Тильшем в 1845 году в Альтвассере, позднее Вальденбурге, (Нижняя Силезия) сменила не только с пол-дюжины имен, но даже и страну происхождения. Мы проследим развитие прославленной немецкой фабрики по ключевым моментам в её истории.
Porzellanfabrik C. Tielsch & Co. (с 1845 по 1917 гг.)
С момента своего основания мануфактура Карла Тильша очень быстро стала одним из лидеров в фарфоровом производстве Германии. Причину подобного взлёта можно объяснить тем, что с самого начала ассортимент продукции был очень широк. Он включал и утварь для дома, и профессиональную посуду. Много внимания уделялось производству высококачественного фарфора ручной работы. Нельзя не отметить и то, что на фабрику приглашались лучшие художники и декораторы своего времени.
Рисунок орла тоже был не единственным в своем роде. Подобное клеймо уже использовалось Берлинской фарфоровой мануфактурой Ф.А. Шуманна (подразделением KPM) с 1836 года. Карлу Тильшу нравились изделия этой фабрики, и он некоторое время работал в подобном стиле. Так что и орел вызвал проблемы. Директор KPM подал жалобу на Тильша в Министерство финансов, что привело к очередной смене марки в 1850 году. В этот раз было выбрано изображение пикирующего голубя, держащего веточку в лапках. Конечно сходство с орлом Королевской Фарфоровой Мануфактуры осталось, но, видимо, различия в рисунках удовлетворили пострадавшую сторону, и жалобы на Тильша прекратились.
В 1913 году предприятие достигло пика развития. На альтвассерской мануфактуре трудились 1500 рабочих, включая 270 гончаров и 110 декораторов. В середине 1914 года каталог продукции фабрики содержал 1637 единиц. Может показаться, что это скромное число, однако стоит учитывать, что одна единица, допустим кофейник, включала в себе около 200 различных вариантов размеров и декора. Компания успешно пережила годы войны. В 1917 году власти города потребовали сократить производство до 60% с целью сохранения ресурсов. Чтобы восполнить потери от сокращения производства Эдмонту Тильшу было предложено преобразовать компанию в акционерное общество, мера о которой он задумывался и сам.
Porzellanfabrik C. Tielsch & Co. A.G. (с 1917 по 1932 гг.)
После смены организационно-правовой формы акционерами компании стали: директор фабрики Георг Файст, банковский дом Bankhaus Gebrüder Arnold, управляемый братьями Арнольд, Хьюго Аувера, один из директоров C.M. Hutschenreuther из Хоэнберга (Бавария). Именно Аувера очень сильно повлиял на развитие фабрики. Так, например, изделия C.M. Hutschenreuther с маркой “Черный рыцарь” и дополнительной надписью Waldenburg Studios на самом деле производились на фабрике Тильша. Компания преуспевала до биржевого краха 1929 года, когда практически все её клиенты не смогли оплатить свои заказы, что привело к вынужденному сокращению штата до 1200 человек в 1930 году. В этом же году умирает Эдмонт фон Тильш, и компанию возглавляет его сын Герберт фон Тильш.
Porzellanfabrik Tielsch & Co., Abteilung der C.M. Hutschenreuther A.G. (с 1932 по 1945 гг.)
В 1932 году фабрика Тильша была поглощена Hutschenreuther (еще одно решение, на которое повлиял Хьюго Аувера), и фабрика в Альтвассере стала подразделением C.M. Hutschenreuther. Производство успешно фанкционировало до 1945 года со штатом в 1200 работников. 8 мая Вальденбург был взят советскими войсками и отдан под управление Польше. Семья Тильшей бежала, оставив свой замок Reußendorf, а C.M. Hutschenreuther A.G. полностью потеряло производство в Альтвассере и было вынуждено расширить свою фабрику в Арцберге, чтобы компенсировать потери производственных мощностей. Арцбергский завод короткое время использовал марку с инициалами С.Т. и орлом.
Polska Fabryka Porcelany Tielsch ( с 1945 по 1952 гг.)
Первоначально часть оборудования фабрики была демонтирована, однако вскоре производство удалось снова наладить при помощи оставшихся немецких рабочих. Под польским управлением и руководством Яна Качневица фабрика функционировала до 1952 года, в котором она была окончательно национализирована. В эти годы использовались последние тильшевские марки с дополнительной надписью Made in Poland. Также использовалась марка Tielsch Walbrzych (Тильш Валбжих), что может ввести в заблуждение, однако стоить помнить, что Альтвассер слился с Вальденбургом ещё в 1920 году.
Zakłady Porcelany Stołowej Wałbrzych (с 1952 до 1992 гг.)
Национализация предприятия позволила изыскать средства на перевооружение и модернизацию устаревшего оборудования. Завод в Валбжихе на следующие 40 лет стал одним из крупнейших производителей фарфора в Польше, завоевав очень хорошую международную репутацию, благодаря высокому качеству продукции и искуссности исполнения.
Zakłady Porcelany Stołowej Wałbrzych S.A. (с 1992 до наших дней)
В 1992 году предпритие было реприватизировано и приобрело статус акционерного общества. Главными акционерами являются семьи Свержинских и Кулаковских, представители которых на протяжении долгого времени участвовали в производстве и управлении заводом. 15 процентов акций до сих пор принадлежит государству.
Польский фарфор Chodziez
Одним из лучших вариантов повседневной посуды считается польский фарфор Сhodziez. Клеймо этого бренда известно и коллекционерам европейского антиквариата XIX – XX века. Благодаря высокому качеству и универсальному дизайну, старинные сервизы Сhodziez легко вписываются в современный интерьер и служат владельцам долгие годы, не требуя специального ухода. При этом их стоимость традиционно ниже, чем у чешских или венгерских аналогов.
История завода
Фарфоровый завод в Ходзеже (Великопольское воеводство) долгое время был градообразующим предприятием и главной достопримечательностью края. Его история началась в 1852 – 1854 годах, после обнаружения на территории, прилегающей к местным озёрам, крупных залежей каолина. По составу сырьё почти не отличалось от мейсенского, что определило высокое качество продукции. К тому времени производством фарфоровой и фаянсовой посуды занимались многие страны Европы, но не Польша – она оказалась «в тени» соседней Саксонии, где старались избавиться от любых конкурентов. К середине XVIII века в стране работало всего три крупных мануфактуры: Варшавская, Корецкая и Цмелювская.
Следующий шаг в развитии польской тонкостенной керамики сделали два предпринимателя из Франкфурта-на-Одере – Людвиг Шнорр и Герман Мюллер. Они выкупили у ходзежского помещика Отто Вильгельма фон Кенигсмарка руины сгоревшего замка Грудзиньских и построили на оставшемся фундаменте фаянсовый завод Schnorr and Müller. «Старт» молодого предприятия оказался неудачным. А попытки нескольких, сменяющих друг друга владельцев исправить ситуацию, закончились в 1879 году банкротством и передачей активов городскому кредитному союзу.
Через 10 лет к заводу проявила интерес инвестиционная группа из трёх предпринимателей: Германа Хейма, Юзефа Пулверманна и Морица Паснера. Их усилия способствовали быстрому восстановлению и развитию производства, помогли успешно выйти из кризиса. Однако новый форс-мажор – пожар, полностью разрушивший здание основного цеха, заставил Пулверманна и Паснера отказаться от дальнейших вложений. Хейм в одиночку реконструировал и модернизировал предприятие, значительно расширив его за счёт прогрессивных технологий. К 1895 году это был уже крупный, по местным меркам, завод со штатом в 450 человек.
Начало фарфорового производства
Входивший с 1849 года в состав Пруссии, Ходзеж обеспечивал фаянсом не только окрестные земли, но и всю восточную Германию. Он потеснил на рынке саксонскую фабрику Annabarger Steingutfabrik AG, которая считалась региональным монополистом. Чтобы не терять позиции, немецкий производитель в 1896 году выкупил польского «конкурента» за 850 000 золотых марок. Тогда же в Ходзеже началось производство фарфоровых изделий, тонкостью, прочностью и белизной не уступавших саксонским аналогам. Стилистика сервизов соответствовала общенемецкой направленности на рококо и классицизм. В декоре преобладали цветочные мотивы, которые дополнялись золотой отводкой и, в некоторых случаях, рельефными бордюрами. Наряду с ручной росписью, активно применялась деколь. С 1907 года параллельно с художественной тонкостенной керамикой выпускались электрические изоляторы.
По окончании Первой мировой войны, Польша стала независимой, а её предприятия перешли в руки отечественных промышленников. В частности, фарфорово-фаянсовый завод Сhodziez выкупил крупный ювелир из Познани – Станислав Манчак. Живо интересовавшийся последними техническими достижениями, новый владелец переоснастил и расширил производственные цеха, что сказалось на увеличении объёма выпускаемой продукции и, соответственно, прибыли. Однако нерациональное вложение ресурсов на фоне общеевропейского экономического кризиса, свело на «нет» усилия Манчака. В 1934 году ювелир заявил о банкротстве и продал предприятие за 670 000 злотых Чеславу Шраму и Винсенту Капчинскому. Они отказались от более сложного и трудозатратного производства фарфора, оставив только фаянс.
Период Третьего рейха
После оккупации Германией в 1939 году, Ходзежу вернули немецкое название Кольмар. Фаянсовый завод перешёл в ведение Третьего Рейха и был переименован в Porzellan und Steingutfabrik AG in Kolmar. С 1942 года здесь одновременно выпускали фаянсовую и фарфоровую продукцию с нацисткой символикой. Этот период интересен коллекционерам с исторической сточки зрения, поскольку художественными достоинствами посуда, предназначенная, в основном, для дивизий Вермахта, не обладала.
Толстостенные чашки и тарелки имели простой, лаконичный дизайн, удобный для компактного хранения, а массивные ручки и усиленные края защищали от ударов во время транспортировки. Высшие военные чины в память о службе заказывали декоративные блюда совершенно другого качества. Выполненные из тонкого фарфора и покрытые прозрачной глазурью с приятным, глянцевым блеском, они расписывались вручную, преимущественно солями кобальта. После обжига, рисунки приобретали глубокий синий оттенок, напоминающий китайские и дельфтские образцы.
Оккупационные власти сделали крупные инвестиции в предприятие, частично автоматизировав производственные процессы. В частности, из Германии завезли инновационные токарные станки для формовочного цеха, а паровые машины, приводившие в действие основные механизмы, заменили электрическими. Кроме того, немецкие технологи улучшили формулу фарфорового сырья, чтобы оно соответствовало более высоким стандартам. В январе 1945 года, отступая под натиском советских войск, оккупанты попытались уничтожить завод и подожгли цеха. Только благодаря героическим усилиям рабочих, удалось спасти большую часть производственного фонда.
После 1945 года
Сразу по окончании войны завод, ставший собственностью польского государства, разделили на два отдельных предприятия: Chozzikie Zakłady Porcelany и Porcelitu ChZPiP. Оба они процветали, благодаря общему росту керамической промышленности страны. К середине XX века Ходзеж превратился в один из крупнейших гончарных центров Польши. В 1964 году разделённые предприятия вновь объединили в государственную компанию Chodzieskie Zakłady Porcelany i Porcelitu. А ещё год спустя в эксплуатацию был введён новый завод на современной производственной базе – он располагался в 5 км от центра Ходзежа.
В 1992 году бывшему госпредприятию присвоили статус акционерного общества закрытого типа, а его владельцы, на волне глобальных изменений в стране, стали меняться с калейдоскопической скоростью. Однако экономические перипетии никак не сказались на качестве фарфора Сhodziez, который по-прежнему оставался «лицом» польской керамической индустрии и любимым национальным брендом. В 2019 году завод, переживший не один кризис, был окончательно остановлен. Последовали массовые увольнения, а производственные площади перенесли в Лубянку и Цмелюв, где расположены действующие производители фарфора. Объединение Polska Grupa Porcelanowa, представляющее керамическую индустрию Польши на международном рынке, пообещало сохранить торговую марку Сhodziez SA и её неповторимый, легко узнаваемый стиль.
Особенности бренда
Несмотря на закрытие головного предприятия, сервизы и единичные предметы сервировки с узнаваемым клеймом польского фарфора Сhodziez по-прежнему продаются в фирменных магазинах. Почитатели не хотят отказываться от посуды, красоту и практичность которой в своё время оценила даже Её Величество – английская королева Елизавета II. Поскольку продукция Сhodziez рекомендована для повседневного пользования, в её производстве учтён ряд важных моментов:
Ещё одно преимущество бренда – его практически не подделывают. И коллекционеры, и ценители красивой посуды могут не сомневаться, что приобретают действительно польскую продукцию, а не третьесортный фальсификат.
Клейма по годам
Несмотря на частую смену владельцев, завод с некоторыми вариациями сохранял маркировку, которая была разработана после Второй мировой войны. Это – венок из лавровых ветвей с треугольником внутри, расположенным вершиной вверх. В клейме обязательно присутствовало название города и бренда фарфора – Сhodziez, стилистика которого не менялась с годами. Рисунок наносился синей, зелёной или коричневой надглазурной эмалью.
Исключение составляют клейма, периода германской оккупации. На большинстве изображён прямой обнажённый меч клинком вверх, под ним немецкое название города – Кольмар. Специально для частей Люфтваффе изготавливалась посуда, маркированная летящим орлом со свастикой в когтях. Птицу окружала аббревиатура имущества аэродромных казарм FI. U. V.
САХАРНИЦА / СОУСНИЦА / Мейсенский букет / Позолота / Клеймо CMIELOW Made in Poland (П4810)
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране и миру узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
ПОЧТОВЫЕ РАСХОДЫ ОПЛАЧИВАЮТСЯ ПОКУПАТЕЛЕМ. НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ НЕ ОТПРАВЛЯЮ. | |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, WebMoney, Контакт, PayPal. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№271292866 |
Состояние как на представленных фото.
Состояние как на представленных фото.
Встречаться, смотреть и забирать можно в Центральном районе на Тополиной аллее. По договоренности доставлю по городу.
ТОРГОВАТЬСЯ: можно согласовать цену, находить интересный для вас способ оплаты и условия доставки.
Оплата: наличными, карта Сбербанка, банковский перевод или другим удобным ВАМ способом (обговаривается дополнительно).
Отправлю в любой город страны и за границу. Транспортный расходы (до почты, до транспортной компании, туда и обратно) или БЕСПЛАТНО или максимум до 100 руб. добавляем плюсом к стоимости лота. При покупке нескольких лотов стоимость пересылки на условиях «как за одну посылку».
Уважаемые покупатели, прошу ознакомиться с ПРАВИЛАМИ УЧАСТИЯ НА МОИХ АУКЦИОНАХ!
— В аукционах могут принимать участие ВСЕ покупатели, ограничений нет.
-Большинство продаваемых мной товаров уже были в употреблении, имеют следы эксплуатации и бытования, возможны скрытые дефекты и прочие недостатки, что я могу не видеть, и не знать о них, и не догадываться о их наличии. Прошу при покупке учитывать это. Во избежание не обдуманных покупок внимательно ознакомьтесь с лотом, его фотографиями и описанием. Все вопросы задавайте до ставки.
-Состояние лотов оценивается Покупателем самостоятельно опираясь на многочисленные фотографии. Состояние, указанное при описании лотов, является максимально точным, но всё же субъективной оценкой. Если вам что-то не понятно, попросите дополнительные снимки, задайте уточняющий вопрос по характеристикам до ставки.
—Срок оплаты от 3 до 5 дней с момента получения Покупателем письма с расчетом общей стоимости и реквизитов для оплаты. Если у Вас есть намерение принимать участие в торгах за лоты, выставленные с более поздним сроком окончания, пожалуйста оплатите выигранные лоты без почтовых расходов в указанный выше срок и продолжайте участвовать в торгах.
— Отправка заказов производится в течении 1-3 рабочих дней с момента получения 100 % оплаты лота и почтовых расходов.
-Расчет стоимости и отправка лотов, по умолчанию, производится компанией «Почта России» и по тарифам «Почта России». Отчитываюсь перед Вами с округлением до 10 рублей. Прилагается обязательно почтовая квитанция с номером трека, весом и стоимостью. Переплата возвращается!
— Для покупателей из Челябинска доступен самовывоз с адреса. Н аличная и безналичная оплата.
—Лоты объединяются, качество упаковки гарантируется.
-Свой отзыв ставлю после получения покупателем лота и его отзыва.
-Покупая лот, вы соглашаетесь с вышеизложенными условиями продажи. НАЖИМАЯ КНОПКУ «КУПИТЬ» / «СДЕЛАТЬ СТАВКУ», ВЫ ГАРАНТИРУЕТЕ ВЫКУП ЛОТА! ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ДЕЛАЙТЕ НЕОБДУМАННЫХ СТАВОК / ПОКУПОК!
Источники информации:
- http://radov39.ru/blog/novosti/radov-rasskazyvaet-o-brende-cmielow.html
- http://yacollectioner.ru/polskij-farfor/
- http://kinobaza24.ru/biography/walbrzych-polsha-farfor-istoriya.html
- http://meshok.net/item/271292866_%D0%A1%D0%90%D0%A5%D0%90%D0%A0%D0%9D%D0%98%D0%A6%D0%90_%D0%A1%D0%9E%D0%A3%D0%A1%D0%9D%D0%98%D0%A6%D0%90_%D0%9C%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B5%D1%82_%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%BE_CMIELOW_Made_in_Poland_%D0%9F4810?from_recommended=top_second