Diy do it yourself
Diy do it yourself
Do it yourself: как в России развивается малый бизнес в сегменте товаров для дома и стройматериалов
Руководитель макрокатегории «Обустройство, дом, дача» «Авито»
У многих DIY ассоциируется с товарами для рукоделия и хобби. На самом деле эта аббревиатура обозначает рынок строительных и отделочных материалов, а еще товаров для дома и сада.
Ольга Попова, руководитель макрокатегории «Обустройство, дом, дача» «Авито», и предприниматели из Москвы и регионов, которые работают в сегменте DIY, рассказали, как можно конкурировать с крупными сетями.
Структура рынка
В широком определении рынок DIY включает:
Захотелось домашнего уюта: самоизоляция подстегнула активность на рынке
Особенности рынка DIY в России
К началу 2020 года суммарный объем рынка DIY в России превысил 1,6 трлн рублей. При этом большая доля рынка приходится на товарные группы строительных и отделочных материалов — объем этого сегмента по итогам года составил 1,1 трлн рублей, а на сегменты Household и Garden соответственно приходится 0,6 трлн рублей.
Конкурентное поле
Общая доля топ-10 крупнейших DIY-сетей на рынке, по данным Infoline, составляет 45%. Абсолютный лидер — «Леруа Мерлен», выручка этой сети за 2019 год превысила 300 млрд рублей. Для сравнения: выручка второго игрока в рейтинге крупнейших — сети «Петрович» — по итогам прошлого года составила порядка 60 млрд рублей.
Топ-5 торговых сетей DIY в России (согласно рейтингу агентства Infoline):
B2B vs B2C
Масштабную часть аудитории магазинов DIY составляют вовсе не обычные потребители, решившие что-то сделать сами, а профессиональные строители, особенно это касается сегмента Hard.
Игроки DIY-рынка определяют свой ассортимент в зависимости от того, с какой аудиторией хотят работать. Например, сеть «Петрович» ориентирована в большей степени на B2B-покупателей, к которым относятся строительные, ремонтные и монтажные бригады. В ассортименте группы представлены стройматериалы для серьезных ремонтных работ и профессиональные инструменты. OBI, наоборот, работает скорее на B2C-аудиторию и продает больше декора для дома и сада.
Офлайн vs e-commerce
Самым жизнеспособным для DIY-магазина форматом работы является сочетание офлайна и онлайна, поскольку некоторые товары потребители готовы охотно приобретать онлайн, а другие — только при очном осмотре.
Как отметил партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин, выступая на ежегодной прикладной конференции «DIY. Do it online», сантехнику и освещение покупают чаще в онлайне, а обои и плитку предпочитают выбирать офлайн.
Крупные сети начали развивать онлайн-формат давно, а «Леруа Мерлен» в 2019 году даже объявила, что планирует трансформировать некоторые из своих гипермаркетов в дарксторы для обработки онлайн-заказов. По данным компании «Металл Профиль» (производителя строительных материалов из стали), на рынке hard DIY около половины региональных некрупных ретейлеров не представлены онлайн и работают только в офлайн-формате.
Как развиваются малые и средние компании в DIY-сегменте
Дифференцируются от конкурентов
Сергей Таранов, генеральный директор компании Велес-Лес, Москва
Мы работаем в Москве и Московской области. Здесь присутствуют крупные игроки, но мы не чувствуем конкуренции с их стороны. У нас разные клиенты.
К ним приходят обычные люди, которые хотят сделать ремонт, еще бригады строительные закупают материалы, но в небольших объемах. А мы продаем пиломатериалы крупными партиями — для строительства домов или других объектов. В итоге человеку, которому нужно, допустим, 20-30 досок удобнее пойти в «Леруа», а если нужен целый КамАЗ, то это к нам.
Роман Гаврилов, руководитель отдела продаж компании «Максистрой», Санкт-Петербург
У сетевиков огромные возможности — с точки зрения ассортимента, площадей, логистики бороться с ними за B2C-клиентов трудно. Конкуренция с крупными сетями для нас очень жесткая. Отстроиться пока получается только за счет того, что мы устанавливаем более низкие цены.
Делают ставку на широкий ассортимент
Сергей Таранов
У нас огромное количество позиций в плане пиломатериалов: от сырого материала — обычной доски или бруса — до готовых отделочных материалов: вагонки, половой доски, лиственницы. Мы продаем утеплители, фанеру и стремимся к тому, чтобы клиент мог за счет нашей продукции закрыть все этапы постройки и отделки дома. Поэтому по одному клиенту получается больший итоговый чек.
Развивают и офлайн, и онлайн
Сергей Таранов
Сначала мы открыли офлайн-магазин, куда люди могли просто приехать, посмотреть образцы продукции и сделать заказ. Потом увидели, что онлайн-торговля развивается и создали свой сайт, а еще начали продвигать продукцию через «Авито». С онлайн-площадок сейчас активно приходят новые клиенты, так что это очевидно был правильный шаг.
Любовь Ермакова, владелица салона мебели из ротанга «Априори», Челябинск
Когда речь идет о товарах для дома и сада, не все готовы покупать через интернет. Очередное подтверждение мы увидели во время самоизоляции — онлайн-продажи у нас выросли, но общая прибыль снизилась, так как были закрыты наши офлайн-точки, клиентов стало меньше.
Тщательно выбирают локацию офлайн-точки
Сергей Таранов
В сегменте пиломатериалов локация офлайн-точки очень важна из-за необходимости отправлять доставку крупных партий. У нас несколько складов, и от этого мы выигрываем. Если у вас будет только один склад — например, в Мытищах — и вам нужно будет при этом отвезти заказ в Подольск, то вы, скорее всего, не сможете этого сделать или придется выставлять очень высокую цену для покупателя.
Если отправить машину на такой маршрут, доставка с учетом пробок и прохождения постов ДПС, займет у водителя целый день. Из-за сложности доставки мы пока работаем только по Москве и Московской области. Продавать в другие регионы для нас сейчас нереально, для этого нужно открывать там склад.
Стараются расширять клиентскую базу
Венедикт Каретин, директор магазина «Молот Инструмент», Ижевск
Мы очень много времени и сил тратим на продвижение магазина. Сейчас мы разрабатываем новую версию сайта — хотим добавить функционал, который позволит нам выйти за пределы домашнего региона. Собственный сайт для магазина инструментов — это очень важно, с него много лидов приходит. Проблема только в том, что за ним нужно постоянно следить — улучшать, продвигать.
Продвижение в соцсетях — тоже очень кропотливая работа, которой нужно заниматься непрерывно, чтобы был результат.
Сергей Таранов
В плане продвижения мы используем все онлайн-инструменты, которые есть на сегодняшний день и все площадки. Продвигаемся в социальных сетях, делаем контекстную рекламу, вкладываем в продвижение на сервисах объявлений.
По каждой площадке смотрим, какой КПД она выдает. Для наиболее эффективных — увеличиваем бюджет. Малоэффективные площадки продолжаем все равно поддерживать на минимальном уровне, потому что никогда не знаешь, в какой момент что-то выстрелит.
Как достичь максимума
DIY как форма творчества: что это такое и где искать идеи?
DIY = Do It Yourself, что переводится как «делай сам». Изделия ручной работы существовали во все времена у всех народов. Раньше это было необходимо для выживания. Из-за тяжелых экономических условий люди производили одежду, мебель, обувь, аксессуары самостоятельно. Сейчас же DIY – простор для творчества и самовыражения.
Существует множество вариаций деятельности: декорирование и флористика, реставрация предметов и моделирование, выжигание и мыловарение, изготовление мебели и игрушек. Среди молодых людей очень популярно кастомить и шить одежду, создавать аксессуары из подручных материалов.
Где можно применить DIY?
Переезд – это один из главных этапов вступления человека во взрослую жизнь. Как можно украсить свой новый уголок? Разрисуйте стену, сделайте светодиодные облака на потолке), создайте из подручных материалов горшок для цветка – всё это DIY.
Вашему другу будет очень приятно получить на праздник что-то сделанное своими руками. Напишите специальной краской для ткани ваше тайной слово на однотонной футболке или сделайте блокнот с совместными фотографиями и скриншотами смешных сообщений.
С помощью DIY можно не только получать удовольствие, но и найти для себя новые способы заработка. Свое творчество можно монетизировать – выставляйте результаты работы на маркетплейсах или в соцсетях, и ваш покупатель найдет вас.
Готовимся к Новому году с DIY!
Где искать интересные идеи для DIY?
Для любителей технических изобретений можно почитать про «ФабЛаб» ИТМО. Это мастерская, в которой студенты создают различные сооружения для научных исследований и экспериментов. Ребята выжигают логотипы на дощечках, конструируют арт-объекты, собирают собственные квадрокоптеры или авторские гитары. Из оборудования в открытом доступе находятся 3D-принтеры, паяльные и фрезерные станки, лазерные граверы и различные инструменты.
Наиболее популярной деятельностью по-прежнему остается ремонт или переделка вещей своими руками. Здесь вам помогут выпуски «Школы ремонта» или собственный проект Сан Саныча «Будем менять». Из телепередачи можно позаимствовать несколько идей для преображения вашей квартиры.
Все ответы на вопросы о строительстве и ремонте можно искать в интернет-источниках. Главное найти тот, которому можно доверять и который будет интересен вам. Вот несколько таких:
Специфика трендов позволит DIY существовать еще долго. Пандемия позволила овладеть новыми навыками. Кризис подталкивает на экономию и дополнительные возможности заработка. Защита экологии заставляет переделывать старые вещи в новые.
Главное не забывать о последствиях: перед началом работы внимательно изучите необходимую информацию, чтобы не испортить материалы и свое настроение!
Будь DIY. Do it yourself
DIY… Вы что-нибудь знаете об этом? Я, до недавнего времени даже не слышала такого термина. Но моя знакомая, учительница труда в прошлом, восполнила этот пробел своим восторженным рассказом о DIY, усилив впечатление от него постоянным добавлением фразы «за этим будущее», которая произносилась с почти пророческим выражением на лице. Когда я наконец-то поняла о чем идет речь, то робко попыталась возразить своей старшей и более опытной коллеге, напомнив, что мы, вообще-то, последние 70 лет все живем в формате DIY. Но этот мой робкий протест, прозвучавший, как самый непростительный демарш, был отбит мощным безапелляционным аргументом — «DIY — это творчество, а не самодеятельность». Решив больше не спорить, я перевела разговор на другую тему, решив про себя, что как только вернусь домой, обязательно изучу этот вопрос и непременно найду доказательства того, что изготовление кабачковой икры и вязка шапочки для дочери, это тоже DIY, а не самодеятельность.
Но моя знакомая в силу возраста и опыта оказалась права. Понятие DIY, его смысл, содержание и значение являются самым ярким и наглядным синонимом слова «творчество», творчества с большой буквы. Что же такое DIY? Короткая, звучащая, как припев RnB-хита аббревиатура расшифровывается как «Do it yourself» (сделай сам) и за ней скрывается целая субкультура, зародившаяся в 50-хх годах XX века. Сначала термин означал работы, проводимые на дому: различные виды ремонта, изготовление мебели, предметов интерьера и т. п. В 80-хх направление уже включало в себя самостоятельную запись и распространение музыки, а также некоторые виды издательской деятельности, а в начале XXI века с развитием цифровых технологий, DIY выходит на новый качественный уровень, окончательно раздвинув рамки субкультуры и превратившись в многомиллионную индустрию, объединяющую сотни тысяч людей во всем мире. Феномен DIY во всем своем многообразии прочно вошёл в жизнь современного человека. Огромные гипермаркеты типа OBI, IKEA и Леруа Мерлен, розничные сети «Леонардо», «Иголочка» и многочисленные интернет-магазины, предлагают идеи, возможности и товары для всех, кто любит делать что-то своими руками. Ассортимент, его представленность и подача вдохновляют на «сделай сам» даже людей, которые, как говорится, никогда в своей жизни не держали в руках ни молотка, ни иголки. Случайно попадая в такой магазин, практически все люди мгновенно меняются и страстно начинают хотеть купить все сразу и начать шить, рисовать, ремонтировать, строить, украшать. Люди, как бы ни банально это звучало, начинают меняться и менять в лучшую сторону себя, свою жизнь и мир вокруг.
DIY — это действительно тренд, это действительно будущее. Многое из того, что сейчас делают своими руками обычные люди, вызывает удивление и восторг. В Pinterest и Instagram можно найти огромное количество готовых работ и идей для тех, кто хочет что-то сделать сам. Рамки для фотографий, украшения, предметы интерьера из подручных материалов, рецепты, способы, лайфхаки — сделать можно всё, было бы время и желание. А еще, все это, можно продать, ведь оказывается, что огромное количество людей предпочитают именно такие товары — уникальный и ни на что похожий handmade, хранящий тепло живых человеческих рук.
Когда я вернулась домой, то вместе с куском яблочного пирога, который дала мне с собой знакомая, я нашла небольшой сверток. В нем лежали три брикета полимерной глины «Артефакт» из коллекции «Шифон» нежно-розового, молочно-белого и темно-зеленого цвета, а также инструкция о том, как сделать из всего этого богатства розовую розу. Я была счастлива! Честно скажу, что с первого раза роза не получилась, но она получилась со второго. Потом была другая роза, подснежник, апельсин и корзинка малины. Скоро будет орхидея, а чуть позже, возможно и сирень. А свитер… Он так и лежит пока недовязанный…
Будь DIY. Do it yourself
DIY… Вы что-нибудь знаете об этом? Я, до недавнего времени даже не слышала такого термина. Но моя знакомая, учительница труда в прошлом, восполнила этот пробел своим восторженным рассказом о DIY, усилив впечатление от него постоянным добавлением фразы «за этим будущее», которая произносилась с почти пророческим выражением на лице. Когда я наконец-то поняла о чем идет речь, то робко попыталась возразить своей старшей и более опытной коллеге, напомнив, что мы, вообще-то, последние 70 лет все живем в формате DIY. Но этот мой робкий протест, прозвучавший, как самый непростительный демарш, был отбит мощным безапелляционным аргументом — «DIY — это творчество, а не самодеятельность». Решив больше не спорить, я перевела разговор на другую тему, решив про себя, что как только вернусь домой, обязательно изучу этот вопрос и непременно найду доказательства того, что изготовление кабачковой икры и вязка шапочки для дочери, это тоже DIY, а не самодеятельность.
Но моя знакомая в силу возраста и опыта оказалась права. Понятие DIY, его смысл, содержание и значение являются самым ярким и наглядным синонимом слова «творчество», творчества с большой буквы. Что же такое DIY? Короткая, звучащая, как припев RnB-хита аббревиатура расшифровывается как «Do it yourself» (сделай сам) и за ней скрывается целая субкультура, зародившаяся в 50-хх годах XX века. Сначала термин означал работы, проводимые на дому: различные виды ремонта, изготовление мебели, предметов интерьера и т. п. В 80-хх направление уже включало в себя самостоятельную запись и распространение музыки, а также некоторые виды издательской деятельности, а в начале XXI века с развитием цифровых технологий, DIY выходит на новый качественный уровень, окончательно раздвинув рамки субкультуры и превратившись в многомиллионную индустрию, объединяющую сотни тысяч людей во всем мире. Феномен DIY во всем своем многообразии прочно вошёл в жизнь современного человека. Огромные гипермаркеты типа OBI, IKEA и Леруа Мерлен, розничные сети «Леонардо», «Иголочка» и многочисленные интернет-магазины, предлагают идеи, возможности и товары для всех, кто любит делать что-то своими руками. Ассортимент, его представленность и подача вдохновляют на «сделай сам» даже людей, которые, как говорится, никогда в своей жизни не держали в руках ни молотка, ни иголки. Случайно попадая в такой магазин, практически все люди мгновенно меняются и страстно начинают хотеть купить все сразу и начать шить, рисовать, ремонтировать, строить, украшать. Люди, как бы ни банально это звучало, начинают меняться и менять в лучшую сторону себя, свою жизнь и мир вокруг.
DIY — это действительно тренд, это действительно будущее. Многое из того, что сейчас делают своими руками обычные люди, вызывает удивление и восторг. В Pinterest и Instagram можно найти огромное количество готовых работ и идей для тех, кто хочет что-то сделать сам. Рамки для фотографий, украшения, предметы интерьера из подручных материалов, рецепты, способы, лайфхаки — сделать можно всё, было бы время и желание. А еще, все это, можно продать, ведь оказывается, что огромное количество людей предпочитают именно такие товары — уникальный и ни на что похожий handmade, хранящий тепло живых человеческих рук.
Когда я вернулась домой, то вместе с куском яблочного пирога, который дала мне с собой знакомая, я нашла небольшой сверток. В нем лежали три брикета полимерной глины «Артефакт» из коллекции «Шифон» нежно-розового, молочно-белого и темно-зеленого цвета, а также инструкция о том, как сделать из всего этого богатства розовую розу. Я была счастлива! Честно скажу, что с первого раза роза не получилась, но она получилась со второго. Потом была другая роза, подснежник, апельсин и корзинка малины. Скоро будет орхидея, а чуть позже, возможно и сирень. А свитер… Он так и лежит пока недовязанный…
Do It Yourself
Do It Yourself, or DIY, is a term that is used by various communities of practice that focus on people creating things for themselves without the aid of a paid professional. Many DIY subcultures explicitly critique consumer culture, which emphasizes that the solution to our needs is to purchase things, and instead encourage people to take technologies into their own hands.
Recently, DIY has re-emerged in the hipster «craft movement» (applying postmodern sensibilities to decoupage and sewing projects), the Burning Man event/community («No spectators»), the techie Open Source movement (free, user-modifiable software), and, of course, wikis.
DIY is associated with the international alternative and punk music scenes. Members of these subcultures strive to blur the lines between the creator and consumer by constructing a social network that ties users and makers close together. The phrase Do It Yourself along with its acronym is also commonly used where a layman endeavors to complete a project without the physical aid of a paid professional.
There are various communities of media-makers that consider themselves DIY, for example the indymedia network, pirate radio stations, and the zine community.
There is also a community of people who use the term DIY to refer to fabricating or repairing things for home needs, on one’s own rather than purchasing them or paying for professional repair. In other words, home improvement done by the householder without the aid of paid professionals.
DIY has a lengthy history around the world, since through the ages of camp life, and later village and town life, the most common situation has been for people to use local technologies to take care of their needs for themselves (and, for most of the centuries now past, even to make their own tools, clothing and so on).
Home Improvement DIY in North America [ ]
Large hardware stores have fueled the DIY ambitions of America
A comment by philosopher Alan Watts (from the «Houseboat Summit» panel discussion in a 1967 edition of the San Francisco Oracle ) reflected a growing sentiment of the times: «Our educational system, in its entirety, does nothing to give us any kind of material competence. In other words, we don’t learn how to cook, how to make clothes, how to build houses, how to make love, or to do any of the absolutely fundamental things of life. The whole education that we get for our children in school is entirely in terms of abstractions. It trains you to be an insurance salesman or a bureaucrat, or some kind of cerebral character.»
In the 1970s and 1980s, the publication of how-to books and widely distributed magazines for the handy amateur increased. When home video ( VCRs ) came along, the potentials in demonstrating processes audio-visually were immediately grasped by DIY instructors. As with television programs, presentation could be dynamic and was not limited in the ways that still photos and written text might be.
The term «DIY» itself is generally less commonly-used in North America than it is in the United Kingdom. Speakers of American English usually say or spell out «do-it-yourself» without acronymizing the word.
Common home improvement DIY tasks range from:
to more advanced tasks such as:
Although DIY tasks are typically within the range of people who can read and follow instructions, DIY is responsible for an increase in home injuries.