Габариты мопеда рига 16
Музей мопедов Владимира Гордеева
В 1977 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16». Это уже был мокик с кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых «Рига-16» стоял педальный двигатель Š-57, впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского завода — Š-58. В отличие от модели «Рига-12» на мопеде «Рига-16» установлен высокий руль мотоциклетного типа, регулируемый наклоном. Замки руля новой конструкции надежно фиксируют его от поворота и позволяют регулировать наклон в больших пределах, создавая тем самым наиболее комфортабельную посадку для водителя. На новом мопеде установлено полуторное седло с глубоким рельефным тиснением. В конструкцию передней вилки введены резиновые чехлы, предохраняющие капроновые втулки от влаги и абразивов. Площадь багажника увеличена на 30 см3, а его каркас имеет многослойное декоративное покрытие. Новая конструкция багажника позволяет транспортировать на мопеде более крупные грузы. Задний фонарь имеет современную форму и большую площадь светоотражателя.
Литература:
Пресса:
Вопросы социалистического соревнования
Фотоочерк из парткома Рижского мотозавода
«Ригас Балсс», 07/1975
Выставка мопедов
Заметка о выставке новинок «Саркана звайгзне» во время мотокросса
«Ригас Балсс», 10/1975
Стартует «Рига-16»
Заметка о новинке завода «Саркана Звайгзне»
«Ригас Балсс», 06/1976
«Рига-16»
Заметка о новом мокике завода «Саркана Звайгзне»
«Ригас Балсс», 05/1977
«Рига-16»
Рассказ о новом мокике и его отличиях от «Риги-12»
«Новые товары», 09/1977
Надежность и экономичность
Рассказ о мотозаводе «Саркана Звайгзне» и его продукции
«Автоэкспорт информирует», 02/1979
«Автомотовело»: для спорта, отдыха и деловых поездок
Рассказ о работе мотоциклетного подразделения В/О «Автоэкспорт»
«Автоэкспорт информирует», 03-04/1981
Запчасти — почтой
Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга
«За рулем», 11/1986
Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мокик «Рига-16» РМЗ-2.116, запчасти и документы от него.
RIGA — 16, сорок лет в строю, из них тридцать в сарае.
Несколько лет назад, ко мне в руки, попал вот этот мопед Рига 16 — 1978 г. Фото тогда делать не стал, теперь немного жалею об этом. Хотя, где-то на старом айфоне, его фото есть. Вот, только как достать их оттуда? Но, сейчас не об этом. Досталось мне эта техника от старого, дачного приятеля. В далёких семидесятых и в начале восьмидесятых, мы гоняли командой из 4 человек, по дачному посёлку на этой технике. Покупали их тоже в сельском магазине, села Глотаево. Стояли они в одном ряду с мешками сахара, стопками кастрюль и ящиками портвейна. Завезено их было туда штук 7. Один, правда, так и не смог найти владельца. Он послужил донором остальным шести братьям, и долго ещё стоял в углу этого сельского лабаза, в полуразобранном виде. Спустя несколько лет, многие из нас пересели на технику помощнее, а кто-то на четыре колеса. Мопеды попрятались по сараям, и многие со временем, нашли новых хозяев.
Этот экземпляр, чудом сохранился в сарае одного моего дачного приятеля. Точнее сохранялся он там, прислонённый к стенке, первые двадцать лет невостребованности. Далее, его прислонил к этой же стенке, с наружной стороны, где он благополучно провел ещё лет десять. Я его заметил случайно, вросшим в землю и полностью заросшим травой. Воспоминания пришли мгновенно. В общем, достался он мне, практически бесплатно. (Ну, не считая поляны. :))
Процесс восстановления на фото тоже не попал, но вот что получилось в итоге.
Сидение перешито полностью. Родное было в виде поролона на каркасе. На них и пошили новую шкурку.)
Ручки на руле все разрушились в труху, родные тоже найти не удалось.
Остальное вроде всё в родне.
Расцветку немного изменил, в родне была просто золотистая. Это сочетание от Риги 16-01.
Гештальт под номером 16. Рига 16.
У каждого человека есть несбывшаяся мечта. Когда долго и мучительно о чем-то мечтал, оно не сбылось, а потом- в силу течения времени ты об этом и позабыл.
И потом, внезапно, когда тебе про эту самую мечту напоминают- сразу же приходят былые ощущения.
В моем случае одной из таких нереализованных мечт детства был мопед. Будучи абсолютно помешанным на любой технике ребенком, я вожделел не только машины, но и мопеды с мотоциклами.
С самого моего рождения и до момента, когда мне исполнилось 10 лет, моя семья снимала одну и ту же дачу в недальнем Подмосковье. Как у большинства крепких сельских семей, у хозяев дачи постоянно водилась разнообразная мототехника. В разное время я помню там мопеды Верховина, Риги, Мински, Восходы, Явы- и все, что только можно было представить.
Надо ли говорить, что все это я излазил до сантиметра- и помнил запахи каждого из них. Почему то больше всего мне тогда полюбилась Рига-16, красивого зелено-бронзового окраса. В моем детском сознании это казалось верхом шика взрослой подростковой жизни- и я страшно завидовал ее обладателю. Отчетливо помню звук, запах и тактильные ощущение от того сиденья.
Родители были научным работниками- и стоимость мопеда никаким образом не укладывалась в научную зарплату.
Став чуть постарше, я мечтал уже о Карпатах или о Дельте. Не срослось.
Я вырос- и мечты о мопеде растворились в новых увлечениях, желаниях и стремлениях.
И вот в этом году, став уже 40 летним дядей, сижу я, просматриваю какие то сайты. И внезапно мне на глаза попадается статья о реставрации мопеда Рига-16. И тут же, откуда то из недр у меня всплывают все те детские ощущения. Точно так же было и с пресловутым «волгозапахом»- ты про него совершенно не задумываешься лет 30, но как только с ним cтолкнулся- вот они, все ранние эмоции тут как тут!
Сразу же пришло желание закрыть 40летний гештальт- и мечту детскую выполнить! Учитывая относительно невеликие деньги, которые за них сейчас просят- мечты стоят того, чтобы их выполнить, даже и с таким опозданием)
Примерно полгода неспеша смотрел обьявления и раздумывал- выбрать ли Ригу-16 или все таки Карпаты? Выбрал первую. Логика при этом у меня была следующая: 1) на мой взгляд, она выглядит более винтажно 2) у меня все таки какая то необьяснимая тяга к технике именно 70х годов, что авто, что мото 3) их сохранилось намного меньше, чем Карпат 4) вспомнился тот самый мопед сына хозяйки дачи.
По этой же причине покупать следовало исключительно зелено-бронзовый агрегат, и никакую другую из существующих риговских расцветок!
С такими критериями поиск не обещал быть легким и быстрым. Заинтересовавший меня вариант нашелся аж в далеком Нижневартовске. Я, признаться, очень напрягался на тему дистанционной покупки техники- но продавец Андрей оказался таким же ретро фанатом, владельцем целой коллекции советских мопедов. Слегка успокоенный, я все же попросил устроить видео звонок- на котором бы мне показали все недостатки, и завели бы двигатель. Результатом почти получасового видео общения было то, что мы ударили по рукам. Последующие дни мы плотно общались- и явно сошлись не теме любви к советским артефактам. Рад знакомству!
Андрей оказался очень внимательным к технике- он слал мне подробные отчеты о том, как готовил мопед к отправке. Снял руль, задний фонарь, слил все жидкости (обязательное требование транспортной компании)- и обернул агрегат в пленку.
Перевозчик дополнительно изготовил деревянную обрешетку- и в таком ящике мое приобретение отправилось в далекий путь.
Тем временем я настолько горел этой ненужной, но очень эмоциональной покупкой- что мой друг и собрат по ретро тоже не выдержал. И вот- в Москву из Волгограда уже едут прекрасные бело-красные Карпаты. Еще один друг в настоящий момент также занят поиском хорошей Риги. В нашем чате с раннего утра выходных не утихают обсуждения грядущей весенней фотосессии- с непременными атрибутами в виде усов, зеленого рюкзака, кожанных пиджаков и проч) Когда посыпались советские фото- долго не могли успокоиться.
Пока тянутся 2недели ожидания покупки- заказал кучу всяких резинок на мопед- чтобы по прибытии немедленно привезти его в идеальное техническое состояние. Цены радуют, так же как и в случае с Волгой)
Осталось по прибытии решить- как быть с внешним видом. Мопед в родной краске- и конечно, за 40 лет на нем хватает следов жизни. В принципе- при том отношении к подобной технике- удивительно, что он в принципе в таком виде сохранился. Будем после получения смотреть и решать- оставить ли благородные шрамы или же покрасить в идеально-выставочный вид.
Зачем он мне? Конечно, мне интересно иногда покататься на даче по окрестным полям и грунтовым дорожкам. Но скорее, основная задача- чтобы он красиво стоял на лужайке, ты выходишь с бокалом, трогаешь ручки и седло, умиляешься и радуешься сбытой мечте).
Рад, товарищи!
ВСЕ модели мопеда РИГА
Я не увидел ни одной записи где были бы указаны все модели мопеда риги.
я подумал: «если не я, то кто?».
В 1958 году на заводе «Саркана звайгзне» (г. Рига) был выпущен первый мопед «Spriditis»[1]. Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 10 экземпляров «Рига-1» которые были направлены на испытания. За 50 дней экземпляры прошли 10 000 км и в следующем году выпустили 5000 штук, в 1962 году — 27 000, а в 1965 году — более 90 000 штук.
С 1968 по 1974 год выпускались «Рига-4». Эта модель была очень похожа на «Ригу-3» и отличалась лишь малым изменением в облицовке корпуса и внесением в конструкцию новых технических решений: изменились электросхема (добавился высоковольтный трансформатор), конструкция щитков для колёс и цепи, конструкция шестерен коробки передач, багажник, установлены новые колеса меньшего диаметра, а привод спидометра осуществлялся от двигателя.
Лёгкий мопед «Рига-5» выпускался с 1966 по 1975 год и сильно отличался от предшественников серии «Рига» и от «Гауи», в которой для амортизации переднего колеса применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Также был полностью изменён дизайн. Двигатель серии «Д-5» без передач, запускаемый педалями, делал мопед более лёгким в управлении, однако динамика мопеда ухудшилась.
«Рига-5» вначале имел на заднем колесе классическую велосипедную втулку, обеспечивающую торможение так же, как и торможение велосипеда. Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа. Также была укреплена рама (был удлинён угловой кронштейн), ибо рамы предшествующих моделей часто трескались при езде по плохим дорогам в месте, прилежащем к рулевой колонке.
Мопед «Рига-7» начали производить с 1969 года. К концу 1971 года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. Убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки.
Предполагалось выпускать мопед, оснащённый двигателем с автоматическим сцеплением, но после испытаний от установки этого двигателя производитель отказался, изменив конструкцию рамы мопеда под двигатель «Д-6». Колёса меньшего диаметра, но с более толстыми шинами, оригинальный вид приманили к себе покупателей, но на практике оригинальный вид оказался не на пользу этой модели. Бак, расположенный под багажником, затруднял движение в гору, тем более, когда было мало бензина. А оригинальная рама оказалась непрочной.
Двухскоростной мопед с двигателем Шяуляйского завода — «Ш-57» с педалями велосипедного типа, применение которых позволяло помочь двигателю при преодолении сложных участков дороги, при подъёме в гору и тому подобного. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально от «Риги-16» отличался коротким седлом и меньшим багажником.
Лёгкий мопед «Рига-13» пришёл на смену «Риге-11». Мопед производился с 1983 года[2]. Он оснащался мотором 1,3 л. с. с максимальной скоростью 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8[3], самые распространённые двигатели — Д-8Э, Д-8М. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. Тем не менее, у модели часто сбивалось зажигание: ведь гетинакс материал молоточка прерывателя, касающийся кулачка магнита, при этом стирался, что было типичным явлением для двигателей серий «Д». В «Д-6», кроме того, «модернизировали» крепление магнитного ротора магнето, уменьшив глубину накатки, вследствие чего магниты часто срывались с центральной втулки, и зажигание переставало работать).
Эта модель производилась до 1998 года. «Рига-13» — самая массовая модель из мопедов «Рига». Один из недостатков — частая поломка крышки сцепления.
Мопед «Рига-16», двигатель S-58
В 1977 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16» (были также экспериментальные модели 1976 года[4]). Это уже был мокик с кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стоял двигатель, «S-58», «Ш-57», впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского завода — «Ш-58». Это первая модель мокика на РМЗ, до этого были только мопеды (то есть с педалями).
В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, устанавливали двигатель «Ш-62», «Ш-62М», «V-50».
Эти двигатели кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако моторы Ш-62 и Ш-62М отличались ненадёжностью блока шестерен и сцепления. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и с 1984 года стали выпускать мокики с двигателем «V-50» мощностью 1,8 л. с. с новой коробкой передач и усиленным сцеплением. Вдобавок изменилась конструкция глушителя.
В 1982 году был разработан мини-мокик «Рига-26» (он же — «Мини» РМЗ-2.126). Эта модель сочетала достоинства мопеда и мотороллера, была проста и удобна для хранения и притом не теряла сходств с традиционным мотоциклом. «Рига-26» занимала мало места: без труда помещалась на крыше или в багажнике легкового автомобиля, в лифте, на балконе или же в подсобном помещении жилого дома. Однако при весе в 50 кг было весьма проблематично втащить такой мини-мокик по лестнице на балкон или лоджию. Колёса у этой модели были малого диаметра (как у мотороллеров «Вятка», «Турист», «Электрон», правда, шина была меньшего размера (3,00-10). На первых моделях шины были жёсткие, редко протыкались, можно было ездить на спущеных колесах. Рукоятки руля, если отпустить зажимные цанги, можно повернуть вниз для того чтобы засунуть мопед в машину, уменьшив почти вдвое высоту мопеда. С той же целью было предусмотрено устройство для опускания седла, также сиденье опускалось для регулировки под рост, для детей от 6 лет.
Однако к управляемости и манёвренности мини-мокика «Рига-26» предъявлялись определённые претензии. Например, шины были настолько жёсткими, что случайный прокол был просто незаметен, и владелец замечал повреждение лишь при накачивании шин. Немного позже на этот мокик стали устанавливать двигатели чехословацкого производства с горизонтальным положением цилиндра это была очень маленькая партия, намного более надёжные и работавшие практически бесшумно, а также имевшие ножной переключатель передач, «Рига-30» (РМЗ 2.130) отличалась пружинной задней подвеской против жёсткой у 2.126.
В 1986 году вышел мокик «Дельта» (РМЗ 2.124) — это продолжение серии мопедов «Рига» с новой рамой, и двигателем «V-50», «V-501», «V-501M», «V-50M». Мокик имел модификации «Спорт», «Турист», «Люкс», «Кросс».
Первые выпуски мопеда отличались слабой рамой, позже этот дефект был устранён. С 1986 по 1989 год комплектовались моторами «V-50», «V-501», ручка багажника была хромированной, «барашки» на крышках бардачков металлические хромированные, фара круглая чёрная с хромированным ободком, цвета мопеда: красный, коричневый, голубой, зелёный. С 1990 по 1996 годы багажник был покрашен в цвет мопеда, «барашки» на крышках бордачков заменили на черные пластмассовые, фару установили большую круглую, последние выпуски были с маленькой квадратной фарой. Ставили мотор «V-50M», «V-501M», цвета мопедов: красный, голубой, бежевый, белый.
Вот и все! В этой статье вы найдете практически все модели мопедов РИГА.
«Рига-16» (мопед): характеристики
Исторические факты
Рижский завод «Саркана Звайгзне» начала производство малокубатурной двухколесной моторной техники еще в 1958 году. Первыми моделями были мопеды «Спиридитис», выпускаемые по лицензии комбината «Ява». Начало оказалось не совсем удачным, и после консультации с чешскими коллегами разработчики освоили собственное производство серии «Рига». Стартовая модификация оснащалась силовым агрегатом объемом пятьдесят кубических сантиметров.
За сорок лет деятельности рижские конструкторы выпустили множество модификаций одно- и двухскоростных мокиков, миниатюрный скутер под индексом «26» и знаменитые легкие мотоциклы «Дельта», «Стелла». Выпуск «Риги-16» начался в 1977 году и продолжался пять лет. После развала Советского Союза завод был остановлен и распродан по частям.
Особенности и новшества
«Рига-16» – мопед, который получил большое количество новшеств и конструкционных изменений по сравнению со своими предшественниками. Главным в этом перечне инноваций стало оснащение агрегата кик-стартером. До этого подавляющее большинство мототехники данного класса выпускалось с педальным приводом.
Наряду с измененным запуском двигателя конструкторы усовершенствовали сам мотор, который, благодаря простоте и надежности, стал практически эталоном своего времени для пользователей. Цветовое оформление мопед «Рига-16» получил в двух основных вариациях. Обновленный задний фонарь, новую форму багажника, подножку и тормозной рычаг также можно отнести к наиболее удачным нововведениям при разработке рассматриваемой модели.
Мопед «Рига-16»: технические характеристики
Ниже приведены основные параметры советского мокика:
При своей массе мопед «Рига-16», фото которого имеется ниже, мог транспортировать более 110 килограммов. Кроме водителя на удобном сидении мог поместиться даже крупный пассажир.
Подробнее о моторе и основных узлах
Далее представлены параметры силового агрегата и топливной системы:
Изучая характеристики мопеда «Рига-16», можно отметить, что он оснащается бензиновым карбюратором К-35В (К-60), имеет контактную систему зажигания с магнето, оборудован сухим сетчатым фильтром воздушного типа.
Отзывы потребителей
Несмотря на то что после выпуска рассматриваемой модификации прошел не один десяток лет, до сих пор можно встретить раритетный аппарат в рабочем состоянии. Конечно, подобрать оригинальные детали для него практически нереально. Но, благодаря простоте обслуживания и ремонта, мотор вполне реально починить самому, имея минимальные навыки.
Владельцы аппарата отмечают ряд положительных моментов рижского мопеда:
К минусам пользователи данной модели относят характерные для советской техники этого класса проблемы с комплектующими элементами мотора, капризную коробку передач и не слишком совершенную систему тормозов.
Особенности
«Рига-16» – мопед, который пришел на смену тринадцатой модификации. Основным отличием стало наличие глушителя мотоциклетного типа, новая система пуска, более совершенная и удобная форма руля. Модернизация шестнадцатой серии была произведена в 1981 году. Новая модель получила индекс «22», оснащалась двигателем Ш-62. Силовая установка кардинально отличалась от своих предшественников.
Мотор получил электронное зажигание бесконтактного типа. Кроме того, новый мокик оборудовался другой коробкой передач. Несмотря на это узел переключения скоростей так и остался слабым звеном рассматриваемого аппарата (подвело качество его изготовления). В дальнейшем Рижский завод ориентировался на производство мопедов совершенно другого типа, которые похожи на легкие мотоциклы и известны под названиями «Мини», «Дельта» и «Стелла».
Интересные факты
Стоит отметить, что «Рига-16» – мопед, имеющий много общего со своими ближайшими конкурентами по цеху и классу. Особенно это касается внешнего вида двенадцатой, одиннадцатой и тринадцатой моделей. Но если присмотреться к мелочам, можно отметить, что у рассматриваемого варианта более удобная форма и крепление руля, рычаг тормоза и сцепления имеет резиновый наконечник в виде шарика, задний фонарь расположен удобнее, имеет более привлекательную форму.
Двигатель у шестнадцатой версии практически такой же, как и у «Риги-12», только с кик-стартером. Седло мокика удлиненное и упругое, оно комфортно даже при длительных поездках. Несколько вариантов окраски дают возможность выбрать агрегат в соответствии с личными предпочтениями. Также на популярность аппарата повлияла доступность цены, простота в эксплуатации, обслуживании и ремонте.
Руководство пользователя
«Рига-16» – мопед, инструкция по эксплуатации которого включает в себя стандартные положения, отличается оригинальным оформлением и неприхотливостью. Основные разделы руководства:
Изучив инструкцию, практически любой пользователь может произвести замену уплотнителей, свечей, фиксирующих, световых элементов и прочих разборных узлов.
Заключение
Несмотря на то что «Рига-16» – мопед, который выпускался несколько десятков лет назад, многие соотечественники о нем помнят и даже им пользуются. Некоторые владельцы просто ностальгируют по простеньким агрегатам, которые можно было самостоятельно ремонтировать и дорабатывать, внося различные коррективы.
Советский мокик от рижских разработчиков запомнился тем, что оборудовался стартером непедального типа, имел красивый дизайн и хорошее сочетание показателей грузоподъемности, массы, цены и скорости. Мопед пользовался популярностью как на городских улицах, так и в сельской местности.