Гальваническая обработка кузова автомобиля

Самый простой и эффективный метод цинкования автомобиля

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Если на кузове вашего грузового или легкового автомобиля образовались заметные очаги коррозии, но при этом они ещё несквозные, нужно срочно принимать меры. Как показывает практика, если не остановить коррозию кузова вовремя, цена последующего ремонта вашего авто будет в разы больше. По этой причине медлить нельзя!

Последние годы многими автолюбителями было замечено: даже в больших густонаселенных городах дорожные службы нещадно используют соль. В результате кузова прогнивают до дыр буквально за два-три года. Чтобы противостоять процессу ржавления и агрессивному воздействию дорожных реагентов, есть очень простой, но действенный способ — оцинковка кузова своими руками.

Цинкование автомобиля проводят с целью защитить раз и навсегда защитить кузов от образования назойливых «рыжиков», а также с целью предупреждения дальнейшего распространения коррозии по всему кузову.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Цинковая «корочка» на поверхности металла создает некий барьер, который защищает сталь от негативных факторов и разрушающих воздействий агрессивной среды. Покрытие на основе цинка эффективно противостоит воздействию солей, химических веществ и влаги.

Обратите внимание, что цинковать можно как часть кузова машины (крыло, багажник, капот и т.д.), так и какую-нибудь отдельную деталь. И для этого потребуются прямые руки, определенные знания, конкретный набор материалов и инструментов, а также желание придать своему автомобилю дополнительную прочность.

Как оцинковать кузов самостоятельно

«Домашний» способ гальванической оцинковки металла позволяет предотвратить образование коррозии на кузове автомобиля и тем самым сократить расходы на сервисное обслуживание. Также жидкую оцинковку можно применять для разных металлических изделий с целью дополнительной защиты их от ржавчины.

Нужно сразу сказать, что этот способ очень простой и не требует больших финансовых затрат. По сути, это всеми известный Цинкор авто, но своими руками. Подробно об этом чудо-средстве будет написано ниже, по ходу статьи.

Подготовительные работы

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Данный метод подразумевает использование ортофосфорной кислоты с растворенным в ней цинком, а также потребуются цинковые (соляные) батарейки. Можно использовать как маленькие пальчиковые, так и большие батарейки – в данном случае все зависит от объема производимых работ.

Если вам нужно оцинковать большую площадь поверхности на авто, то лучше взять большие цинковые батарейки. Для начала их необходимо все «распечатать» и снять всю лишнюю оплетку.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

При желании вы можете также использовать только корпус соляной (солевой) батарейки, предварительно удалив графитовый стержень и сажу, но в принципе можно оставить все «внутренности» на месте.

На корпусе «оголенной» оцинкованной батарейки с одной стороны с помощью резинки нужно закрепить ватный диск, а с обратной стороны (также при помощи обычной резинки) — питающий провод. В качестве источника питания можно использовать автомобильный аккумулятор или подходящий по параметрам блок питания.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Как происходит цинкование поверхности

Если вы не знаете, как оцинковать правильно, прочитайте сначала небольшую инструкцию.

«Минус» от автомобильного аккумулятора должен быть подключен непосредственно к той части кузова (или детали), которую вы собираетесь оцинковать батареей — то есть, с помощью батарейки.

К плюсовой клемме аккумулятора подключаем провод, который идёт к цинковому корпусу батарейки. Обратите внимание, что минусовую клемму ни в коем случае нельзя отключать, потому как должный эффект не получится.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Перед началом цинкования обрабатываемую поверхность желательно зачистить от следов ржавчины, если они имеются. В шприц нужно набрать ортофосфорную кислоту с растворенным в ней цинком и пропитать ватный диск, который одет на корпус солевой батарейки. После этого нужно просто перемещать «насадку» по всей площади обрабатываемой поверхности.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Самое главное — не останавливаться. Если долго держать батарейку на одном месте, то появляются пригары, а если безостановочно перемещаться по поверхности, то получается аккуратный и ровный слой цинка. Результат вы увидите практически с первых секунд.

Такой метод цинкования машины некоторые хоть и называют «кустарным», но это действительно проверенный, самый простой и главное — эффективный способ борьбы с коррозией. А еще, как вариант, можно использовать уже готовый походный комплект — автомобильный набор для цинкования Цинкор авто.

При помощи данного средства можно быстро локализовать особо прогрессирующие участки ржавчины, а также удалить все следы коррозии на кузове автомобиля. Гальваническая оцинковка позволяет надежно защитить поверхность металла от повторного появления «рыжиков».

Способ оцинковки металла при помощи «белого порошка»

Обычно для оцинковки малых площадей металлических поверхностей чаще всего используется ортофосфорная кислота и оцинкованный корпус от батарейки. Однако для более качественной обработки вместо ортофосфорной лучше использовать паяльную кислоту. Она представляет собой соляную кислоту, в которой растворен цинк. Считается, что оцинковка кузова в данном случае будет более глубокая и долговечная.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Приобрести паяльную кислоту можно практически в любом магазине радиоэлектроники. Но не совсем удобно, что для пайки в домашних условиях паяльная кислота продается только в маленьких флаконах.

Поэтому если вам требуются большие объемы паяльной кислоты для оцинковки, ее можно сделать в домашних условиях из «белого порошка» — хлористого цинка, который продается на развес.

Основные этапы работ

Высыпаем хлористый цинк в подходящую емкость, потом добавляем дистиллированную воду и перемешиваем до образования прозрачной жидкой консистенции (обратите внимание — работать с химическими веществами нужно в резиновых перчатках). Из 1 кг хлористого цинка получается примерно 3,5 л готовой паяльной кислоты.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

В итоге получилась гальваническая ванна, в которой при необходимости можно оцинковывать куски листовой стали и металлические детали целиком.

Для дальнейших работ понадобится оцинкованный корпус батарейки и железный болт, на концах которых при помощи резинок надо зафиксировать хлопчатобумажную ткань.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Деталь, которую необходимо оцинковать, предварительно нужно хорошо зачистить от ржавчины болгаркой, используя зачистной диск с металлическим ершиком. Перед началом оцинковки металл нужно «активировать» — удалить с поверхности оксидную пленку при помощи электричества.

Как активировать металл

Для этого плюсовую клемму от зарядного устройства нужно подключить прямо к обрабатываемой детали, а минусовую — через лампочку на 20 ватт к электроду. В качестве электрода используется болт с хлопчатой тканью на конце, которую необходимо смочить в паяльной кислоте или электролите.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

После подачи тока обрабатываем поверхность детали, в результате изделие лучше очищается от окислов. Только после этой процедуры можно приступать непосредственно к обработке автомашины — оцинковать кузов автомобиля.

Оцинковка кузова авто батарейкой в гаражных условиях

По старой доброй традиции очаги коррозии на кузове появляются после зимнего периода, когда дороги посыпаются реагентом. Чтобы остановить ржавчину и предотвратить сквозную коррозию нужно как можно быстрее остановить этот процесс. И поможет в данной ситуации – оцинковка автомобиля.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Для самостоятельного оцинкования понадобятся соляные батарейки, корпус которых изготовлен из цинка, провод и аккумулятор. На батарейку одевается небольшой кусок тряпки, смоченный паяльной кислотой, и она подключается через провод к плюсовой клемме аккумулятора. Сделанное приспособление нужно прижать к очагу коррозии и водить аккуратно из стороны в сторону.

В результате всех манипуляций на поверхности металла вместо ржавчины появляется плёнка серебристого налёта. Важным дополнением к проделанной работе будет нейтрализация оставшейся кислоты, которую можно погасить раствором пищевой соды с водой.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Вот такими простыми «народными» способами выполняется технология оцинковки кузова автомобиля своими руками гальваническим методом. Кстати, забыли упомянуть еще об одном хорошем средстве, при помощи которого можно легко и быстро зацинковать поверхность металла — Цинкарь для авто.

Подробно о том, как остановить ржавчину на кузове авто своими руками, можно посмотреть видеоурок, в котором рассказывается обо всех нюансах домашней оцинковки кузова автомобиля батарейкой и другими доступными для простого водителя способами.

Источник

Что такое оцинковка кузова автомобиля: описание и список моделей

Коррозия по праву считается главным врагом металла. Если металлическую поверхность не защитить, то она довольно быстро разрушается. Эта проблема актуальна и для кузовов автомобилей. Лакокрасочный слой защищает, но этого недостаточно. Одним из решений стала оцинковка кузова, которая позволила значительно продлить срок его службы. Это не самый простой и дешевый способ защиты, поэтому производители по-разному подходят к способам цинкования.

Что такое оцинковка

На незащищенном металле происходит процесс окисления. Кислород проникает глубже и глубже в металл, постепенно разрушая его. Цинк также окисляется на воздухе, но на поверхности образуется защитная пленка. Эта пленка не дает проникать кислороду внутрь, останавливая окисление.

Таким образом, покрытая цинком основа отлично защищена от коррозии. Исходя из метода обработки, оцинкованный кузов может прослужить до 30 лет.

Справка. АвтоВаз стал применять частичную оцинковку кузова только с 1998 года.

Технология и виды оцинковки

Главное условие для оцинковки – это чистая и ровная поверхность, которая не будет подвергаться изгибам и ударам. В автомобилестроении применяют несколько способов обработки:

Рассмотрим технологию и результат каждого из способов более подробно.

Горячая

Это самый надежный и лучший вид цинкования. Кузов автомобиля полностью погружают в емкость с расплавленным цинком. Температура жидкости может достигать 500 C°. Так чистый цинк вступает в реакцию с кислородом, образуя на поверхности карбонат цинка, который останавливает коррозию. Цинком покрывается весь кузов со всех сторон, также все стыки и швы. Это позволяет автопроизводителям давать гарантию на кузов до 15 лет.

В других сферах обработанные таким образом детали могут служить 65-120 лет. Даже при повреждении лакокрасочного покрытия начинает окисляться слой цинка, но не металл. Толщина защитного слоя 15-20 мкм. В промышленности толщина доходит до 100 мкм, делая детали практически вечными. Также царапины при горячей обработке имеют свойство самозатягиваться.

Первой подобную технологию применила компания Audi на модели Audi A80. Позже этот метод стали применять Volvo, Porsche и другие. Несмотря на высокую стоимость горячей оцинковки, метод применяют не только на автомобилях премиум-класса, но и на бюджетных моделях. Например, Renault Logan или Ford Focus.

Гальваническая

При гальваническом методе цинк наносится на металл с помощью электричества. Кузов помещают в емкость с цинкосодержащим электролитом. Этот метод позволяет экономить на расходе вещества, так как цинк покрывает металл абсолютно ровным слоем. Толщина цинкового слоя при гальваническом методе составляет 5-15 мкм. Производители дают гарантию до 10 лет.

Так как гальваническая обработка защищает хуже, многие производители улучшают качество металла, утолщают слой цинка и добавляют слой грунтовки.

Этот метод применяют такие марки как Skoda, Mitsubishi, Chevrolet, Toyota, BMW, Volkswagen, Mercedes и некоторые другие.

Справка. С 2014 года гальваническую оцинковку применяет УАЗ на моделях Patriot, Hunter, Pickup. Толщина слоя 9-15 мкм.

Холодная

Это простой и недорогой способ защиты кузова от коррозии. Применяется на многих бюджетных моделях, включая Lada. В данном случае высокодисперсный цинковый порошок наносят методом напыления. Содержание цинка на покрытии составляет 90-93%.

Холодную оцинковку широко применяют китайские, корейские и российские автопроизводители. Также часто используется частичная холодная оцинковка, когда обрабатывается лишь часть деталей или только с одной стороны. Тогда коррозия может начаться, например, с внутренней стороны, хотя сам автомобиль внешне выглядит хорошо.

Плюсы и минусы способов цинкования

У каждого из описанных способов нанесения цинковой защиты есть свои минусы и плюсы.

Как узнать, оцинкован кузов автомобиля или нет?

Если хотите узнать, обработан ли кузов цинком или нет, то первым делом стоит заглянуть в техническую документацию автомобиля. Если там не увидели слова «цинк», то и защиты от коррозии нет. Хотя большинство автопроизводителей применяют оцинковку, только вопрос в методе и площади обработки. Например, на Lada Priora до 2008 года оцинковано только 28% кузова, на ВАЗ 2110 покрыто только 30% кузова. И это при холодном методе обработки. Часто на обработке цинком экономят китайские производители.

Также информацию можно поискать в интернете на авторитетных ресурсах. Можно найти множество таблиц. Одну из таких вы можете увидеть в конце этой статьи.

Если вы увидели словосочетание «полная оцинковка», то это говорит о гальваническом или горячем методе обработки всего кузова. Такая основа прослужит много лет без коррозии.

Некоторые популярные модели с оцинкованным кузовом

Как уже говорилось, полная оцинковка применяется и на многих бюджетных моделях. Далее представим вам некоторые очень популярные в России и за рубежом модели автомобилей с антикоррозийным покрытием.

Таблица автомобилей с оцинкованным кузовом и методами обработки

Более подробно с методами оцинковки кузова популярных моделей автомобилей можно ознакомиться в таблице ниже:

Модель автомобиляВид оцинковки
Audi 100 C3 1986, 1987, 1988Частичная горячая (односторонняя)
Audi 100 C4 1988-1994 (все модификации)
Audi A1 8x 2010-2019Полная горячая (двухсторонняя)
Audi A5 8t 2007-2016 и 2 2016-2019
Audi Allroad C5 2000Частичная горячая (односторонняя)
Audi Allroad C5 2001-2005Полная горячая (двухсторонняя)
Audi Q3 8u 2011-2019
Audi R8 (все модификации)
Audi Rs-6 (все модификации)
Audi S2Частичная горячая (односторонняя)
Audi S6 C4 и C5
Audi S6 C6 и C7Полная горячая (двухсторонняя)
Audi Tt 8nЧастичная горячая (односторонняя)
Audi Tt 8j и 8sПолная горячая (двухсторонняя)
Audi A2 8z 1999-2000Частичная горячая (односторонняя)
Audi A2 8z 2001-2005Полная горячая (двухсторонняя)
Audi A6 (все модификации)
Audi Cabriolet B4Частичная горячая (односторонняя)
Audi Q5Полная горячая (двухсторонняя)
Audi Rs-3
Audi Rs-7
Audi S3 8lЧастичная горячая (односторонняя)
Audi S3 8vПолная горячая (двухсторонняя)
Audi S7
Audi 80 B3 и B4Частичная горячая (односторонняя)
Audi A3 8l
Audi A3 8p, 8pa, 8vПолная горячая (двухсторонняя)
Audi A7
Audi Coupe 89Частичная горячая (односторонняя)
Audi Q7Полная горячая (двухсторонняя)
Audi Rs-4, Rs-5
Audi Rs-q3
Audi S4 C4 и B5Частичная горячая (односторонняя)
Audi S4 B6, B7 и B8Полная горячая (двухсторонняя)
Audi S8 D2Частичная горячая (односторонняя)
Audi S8 D3, D4Полная горячая (двухсторонняя)
Audi 90Частичная горячая (односторонняя)
Audi A4Полная горячая (двухсторонняя)
Audi A8
Audi Q8
Audi Quattro после 1986Частичная горячая (односторонняя)
Audi S1, S5, Sq5Полная горячая (двухсторонняя)
BMW 1, 2, 3 E90 и F30, 4, 5 E60 и G30, 6 после 2003 года, 7 после 1998 года, M3 после 2000 года, M4, M5 после 1998 года, M6 после 2004, X1, X3, X5, X6, Z3 после 1998 года, Z4, M2, X2, X4Полная гальваническая (двухсторонняя)
BMW 8, Z1, Z8Частичная гальваническая (двухсторонняя)
Chevrolet Astro после 1989, Cruze 1, Impala 7 и 8, Niva 2002-2008, Suburban Gmt400 и 800, Avalanche до рестайлингаЧастичная гальваническая (двухсторонняя)
Chevrolet Captiva, Cruze J300 и 3, Impala 9 и 10, Niva 2009-2019, Suburban Gmt900, Avalanche после рестайлингаПолная гальваническая (двухсторонняя)
Chevrolet Aveo, Epica, Lacetti, Orlando, Blazer 5, Cobalt, Evanda, Lanos, Camaro 5 и 6, Spark, Trail-blazerПолная гальваническая (двухсторонняя)
Chevrolet Blazer 4, Camaro 4
Chevrolet Corvette C4 и C5Частичная горячая (односторонняя)
Chevrolet Corvette C6 и C7Полная горячая (двухсторонняя)
Fiat 500, 600, Doblo, Ducato, Scudo, Siena после 2000 года, StiloЧастичная гальваническая (двухсторонняя)
Fiat Brava и Bravo до 1999 года, Tipo 1995 годаХолодная оцинковка узловых соединений
Ford Explorer, Focus, Fiesta, Mustang, Transit после 2001 года, Fusion, KugaПолная горячая (двухсторонняя)
Ford Escort, Scorpio, SierraЧастичная горячая (односторонняя)
Honda Accord, Civic, Cr-v, Fit, Stepwgn, Odyssey после 2005 годаПолная гальваническая (двухсторонняя)
Hyundai Accent, Elantra, Getz, Grandeur, Santa-fe, Solaris, Sonata, Terracan, Tucson после 2005 годаЧастичная холодная
Hyundai GalloperХолодная оцинковка узловых соединений
Infiniti Qx30, Q30, Q40Полная гальваническая (двухсторонняя)
Infiniti M-series до 2006 годаЧастичная холодная
Jaguar F-type Coupe, RoadsterПолная горячая (двухсторонняя)
Jaguar S-type после 2007 года, Xe, E-paceПолная гальваническая (двухсторонняя)
Land Rover Defender, Freelander, Range-rover после 2007 года
Mazda 5, 6, Cx-7 после 2006 года, Cx-5, Cx-8
Mercedes-Benz A-class, C-class, E-class, Vito, микроавтобус Sprinter после 1998 года, B-class, M-class, X-class, Gls-class
Mitsubishi Galant, L200, Lancer, Montero, Pajero с 2000 года, Asx, Outlander
Nissan Almera с 2012 года, March, Navara, X-trail с 2007 года, Juke
Opel Astra, Corsa, Vectra, Zafira с 2008 года
Porsche 911 с 1999 года, Cayenne, 918, Carrera-gtПолная горячая (двухсторонняя)
Porsche 959Частичная гальваническая (двухсторонняя)
Renault Megane, Scenic, Duster, KangooЧастичный цинкрометалл
Renault LoganПолная гальваническая (двухсторонняя)
Seat Altea, Alhambra, Leon, Mii
Skoda Octavia с 1999 года, Fabia, Yeti, Rapid
Toyota Camry с 2001 года, Corolla с 1991 года, Hilux и Land-cruiser с 2000 года
Volkswagen Amarok, Golf, Jetta, Tiguan, Polo, Touareg
Volvo C30, V40, V60, V70, V90, S90, Xc60Полная горячая (двухсторонняя)
Lada Kalina, Priora, Ваз-2111, 2112, 2113, 2114, 2115 с 2009 года, Granta, LargusЧастичная холодная
Ваз-Ока, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 2110 с 1999 годаХолодная оцинковка узловых соединений

Интересное видео

Ознакомьтесь с процессом оцинковки кузова своими руками в условиях мастерской на видео ниже:

Оцинковка кузова дает хорошую антикоррозийную защиту, но есть разница в методе нанесения покрытия. Кузов совсем без защиты проживет недолго, максимум 7-8 лет. Поэтому при покупке автомобиля всегда стоит обращать внимание на данный момент.

Источник

Очистка ржавчины электрохимическим способом и гальваническая оцинковка металла. Часть 1.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Здравствуйте.
Кому лень читать много текста — в конце есть краткий ИТОГ.
ЧАСТЬ №1.
——————-
КРАТКО О СТАТЬЕ: попробовал очистить ржавчину с применением различных химикатов и электричества. После попробовал гальваническую оцинковку металла.
——————-
Заинтересовал метод электрохимической очистки ржавчины и гальваническое цинкование металла применительно к кузову автомобиля, когда нет возможности снять деталь и поместить её в гальваническую ванну. Перед тем как попробовать на практике, проштудировал интернет на эту тему и был разочарован. В сети на первый взгляд много статей, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что публикуется одна и та же статья, немного изменённая на каждом сайте, чтобы скрыть плагиат. К тому же, в интернете есть противоречивая информация, например, на одних сайтах пишут:

[Нельзя применять уничтожители ржавчины, т.к. они образовывают плёнку из фосфатов, которая будет препятствовать последующему цинкованию. Вместо них нужно применять ортофосфорную кислоту.]

При этом в других источниках пишут:

[Ортофосфорную кислоту для очистки ржавчины тоже применять нельзя.]

На drive2 конечно есть полезные статьи на эту тему, тем не менее после долгих поисков и чтения различных форумов, так и не смог найти ответы на некоторые вопросы, поэтому решил сам попробовать различные варианты и материалы и выбрать для себя что-то одно, с чем и буду работать дальше.
И хоть результат моего эксперимента оказался не вполне завершённым, некоторые вопросы и сомнения всё же были разрешены. Итак.

Кратко, суть метода электрохимической очистки ржавчины и гальванического цинкования металла: уничтожаем ржавчину разъедающими химикатами и одновременно пропускаем по очищаемой поверхности ток для усиления эффекта очистки. Далее к очищенному металлу автомобиля прикладываем «кусок из металла-Цинка» и пропускаем ток от Цинка к металлу авто. Ток начинает отрывать ионы цинка, и они прикрепляются к поверхности металла авто, таким образом образуется защитное, тонкое покрытие из цинка, которое первым «берёт на себя удар» окисления и последующей ржавчины. При этом цинк ржавеет намного медленнее чем сталь, чем хорошо защищает стальной кузов авто от ржавчины.

ЭТАП I. Очистка от ржавчины.

Для очистки от ржавчины протестировал следующие материалы:

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

1. Кальцинированная сода. В виде порошка. Цена 0,8$ (40р.).
2. Средство для чистки труб «КРОТ». В виде порошка, состоит из едкого натра (гидроксид натрия) который является щёлочью. Цена 0,3$ (20р.).
3. Средство для чистки труб «КРОТ». В жидком виде, состав то же едкий натр + антикоррозионная добавка. Цена 1,1$ (80р.).
4. Ортофосфорная кислота. Цена 6,7$ (400р.) за 1 литр.
5. Серная кислота. В виде электролита для свинцово-кислотных АКБ. Цена 1,0$ (60р.).

Средства 1, 2 и 3 продаются в хозяйственных магазинах. Орт.фосф. кислоту купил в специальном магазине химических реагентов, но народ использует паяльную кислоту на основе ортофосфорной из магазинов радиодеталей. Электролит не проблема купить в автомагазине. Обычно его состав 35% серной кислоты, и 65% дистиллированной воды.

Сначала подготовил растворы, т.к. все эти 5 средств нужны в жидком виде. Средства 1 и 2 растворял в воде. По пропорциям не скажу, просто сыпал немного порошка в воду и хорошо перемешивал. Если все крупинки растворились – досыпал ещё. Когда порошок переставал растворяться – значит раствор уже насыщен по максимуму и готов к применению. Средства 3, 4 и 5 использовал прямо в исходном виде.
Далее изготовил электрод для очистки ржавчины, лучше чтобы он был из нержавейки.
Купил в строительном магазине шпатель из нержавейки. Проверил магнитом – нержавейка не магнитится. Вырезал из шпателя удобный кусок, загнул, просверлил дырку для надёжного крепления провода. Провод припаял и замотал. См.фото ниже.

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Далее взял ржавую стальную ленту, 1-1,5мм толщиной, её и буду очищать. Фото:

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Сначала ленту почистил от ржи 400 наждачкой и обезжирил. Фото:

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Как видно по фото, поверхность на первый взгляд чистая, но ржавчина осталась в мелких бороздках и кратерах. Если дальше продолжать счищать ржу механическими способами до чистого металла – самому металлу лучше не станет, в автомобиле он и так тонкий. А перед грунтовкой/покраской авто, необходимо ржу вычистить полностью, иначе какой бы не был слой шпаклёвки и грунта, если под ним осталась необработанная ржавчина – она полюбому будет распространяться дальше, даже под слоем ЛКП.
Теперь принципиальная схема очистки с помощью электрода:

Электрод нужно обмотать тканью. Во-первых это предотвратит короткое замыкание при соприкосновении нержавейки с мет.пластиной. Во-вторых, эта ткань должна пропитываться раствором средства. Я взял поролон, он был тонковат для дела, зато не оставляет ворсинок. В качестве источника питания использовал лабораторный БП. Он позволяет ограничить силу тока (А — амперы), и регулировать напряжение (V — вольты). Но можно использовать и обычный АКБ с подключённой последовательно лампочкой на 12V – для регулировки силы тока и исключения кор.замыкания в случае порвавшейся тканевой прокладки. Кстати, мой поролон быстро приходил в негодность, на каждое из 5 средств и на каждую сторону я использовал новый кусок поролона.
При работе я подключал крокодильчиком минус БП на мет.пластину. Плюс подключал к электроду. На источнике питания при чистке от ржавчины нужно ставить ограничение в 1,5 – 3А чтобы напряжение получилось 11-13V. Эти величины взаимозависимые, я ставил ограничение 2А которое дало напряжение в 8-9V.
Далее обмакивал электрод в раствор и прикладывал его к пластине,

[Прочитал в интернете: при гальванической оцинковке важно чтобы раствор не попадал на провод (мой-медный), который припаян к пластине-нержавейке.]

и я тупо следовал этому правилу не только при оцинковке, но и при очистке.

Итак, эксперимент начался. Для начала я решил проверить, а нужен ли вообще ток или растворы сами по себе могут очистить ржавчину? Для этого я взял другой кусок этой металлической пластины, который вообще ничем не чистил заранее. Обмакнул электрод в средство 3 (крот жидкий) и провёл 8 раз по металлу. См. фото. Далее я подключил ток (минус на пластину, а плюс на электрод), и тем же средством, опять прошёлся 8 раз, но в другом месте пластины. Результат очевиден, см. фото!
Далее я подумал, раз ток идёт от плюса к минусу, значит электроны отрываются от нержавеющего электрода и идут в направлении к пластине. А что если поменять полярность, чтобы электроны отрывались от пластины и вместе с собой «увлекали» ржавчину? Вроде логично, поменял полярность (плюс на пластину, а минус на электрод) и провёл 8 раз в другом месте. Эффект тоже очевиден (хуже очищает) на фото:

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

(Кстати, на фото видно, что после 24 проходов, поролон порвался. Это нормальное явление. Ещё на фото там (в центре и справа), где применял электричество кажется всё потемнело, но это просто влага от жидкого крота, а слева она уже высохла.).

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Таким образом чистка с током намного эффективнее чем без.
Далее я разделил легко смываемым маркером очищенную пластину на части, при этом

Затем на каждой части, слева на право, протестировал средства 1-3 последовательно. Фото:

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

В итоге, кальцинированная сода справилась с задачей откровенно плохо. Кроты показали себя чуть лучше соды, но всё-таки, не достаточно хорошо. При этом крот, который шёл изначально в жидком виде показал себя чуть лучше своего порошкообразного собрата. Это либо из-за содержащейся антикоррозионной добавки (согласно состава), либо из-за того, что порошкообразный крот я развёл недостаточно хорошо.
По результатам теста ни к.сода, ни кроты ржавчину полностью не очистили(((
Я начал думать, что напряжения тока недостаточно, или нужно больше времени на очистку. Вот с такими грустными мыслями я обмакнул электрод в ортофосфорную кислоту, без надежды на успех и тут…

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Ортофосфорная кислота не только очистила металл до блеска, но ещё полностью удалила ржавчину из бороздок и кратеров. Далее смыл остатки кислоты содовым раствором, как писал выше и протёр насухо. Следующий участок очистил серной кислотой:

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Серная кислота удалила ржавчину так же хорошо, как и орт.фосфорная.
На этом эксперимент можно было завершить, но меня не устраивало что подопытная металлическая пластина была недостаточно ржавая. В таком виде, ржавчину можно было и счистить наждачной бумагой, без заморочки с кислотами и током, поэтому:

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

… и приступил вычищать половину уголка серной, половину ОФ.кислотой. Начал с тока в 2A, напряжение при этом было 3-4V. Процесс шёл — кислота пузырилась, на поролоне оставалась ржавчина, но эффекта не было. Увеличил ток сначала до 3А, затем 4, 5, 6, менял поролон, увеличил время очиски. Напряжение уже подскочило до 15V но…

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

… серная и ОФ кислота вообще ничего не очистили. В кратерах ржавчины не убавилось, и даже сверху металл чище не стал.((( Я думаю это потому, что поверхность металла была слишком рельефная из-за больших и глубоких кратеров — контакт очищаемой поверхности с поролоном электрода был недостаточен.
Как вы думаете?

После такой неудачной чистки, сразу смыл кислоту раствором соды, протёр насухо тряпкой и окончательно высушил феном.
Стало интересно, а эту ржавчину возьмёт ли что нибудь, кроме пескоструйки?
Попробовал удалить уничтожителем ржавчины.

[Есть два типа уничтожителей ржавчины. Первый просто уничтожает для дальнейшего смыва этого уничтожителя и механического очищения, а второй преобразовывает ржавчину, в устойчивое соединение солей, которое служит защитой металла и его смывать не нужно.]

Я использовал первый тип:

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

Нанёс, подождал 15 минут, смыл. Металл покрылся белым налётом, наверное это та самая плёнка из фосфатов (см.начало статьи). Результат минимален — есть небольшие «пятна» чистого металла, но в целом ржавчину не удалось удалить. После уничтожителя попробовал почистить наждачкой — тоже нет ощутимого эффекта. Что с уничтожителем, что без — ржавчина мех.способом удаляется одинаково плохо. Фото после уничтожителя, до чистки наждачкой:

Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть фото Гальваническая обработка кузова автомобиля. Смотреть картинку Гальваническая обработка кузова автомобиля. Картинка про Гальваническая обработка кузова автомобиля. Фото Гальваническая обработка кузова автомобиля

————
ИТОГ:
1. Ток однозначно помогает очищать ржавчину (ваш кэп);
2. Кальцинированная сода очищает ржавчину плохо, КРОТ очищает лучше, но недостаточно хорошо. Серная и ортофосфорная кислоты очищают одинаково хорошо;
3. Хорошо очищаются электрохимическим способо ровные поверхности металла, с небольшим «налётом» ржавчины (ваш кэп). Металл с сильно «въевшейся» ржой даже уничтожитель ржавчины не берёт.
————

Уважаемые драйвовчане! Буду рад советам, комментариям и указанием на мои ошибки! В будущем буду ещё экспериментировать, может у кого есть идеи на этот счёт?

Во втором этапе (ЧАСТЬ 2) очищенную пластину я оцинковал гальваническим способом и оставил на улице под дождём. Как будет время обязательно напишу об этом.

Всем спасибо за внимание!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *