Газель является грузовым или легковым автомобилем
Определение типа ТС для целей применения ставки по транспортному налогу
Описание ситуации:
Организация приобрела автомобиль ГАЗ-2705. В паспорте транспортного средства указано: марка, модель ТС – ГАЗ 2705, наименование (тип ТС) – грузовой фургон цельнометаллический (7 мест), категория автомобиля – «В», мощность двигателя – 106,8 л.с., разрешенная максимальная масса – 3 500 кг. Автомобиль поставлен на учет, в отношении него уплачивается транспортный налог с применением ставки 14 руб. как «Автомобили легковые, мощностью двигателя свыше 100 л.с.». Автомобиль организация использует для перевозки сотрудников, работающих посменно, грузы на автомобиле не перевозятся, так как отведенного места для перевозки грузов в достаточном количестве нет.
Налоговая инспекция считает, что налог уплачивается неверно, и относит данный автомобиль к грузовым, предлагая пересчитать налог по ставке 68 руб., мотивируя это тем, что в ПТС указано, что автомобиль является грузовым фургоном.
Вопрос:
Правомерно ли требование налоговой инспекции о начислении транспортного налога в отношении автомобиля ГАЗ-2705 по ставке, предусмотренной для грузовых автомобилей?
Ответ:
В соответствии с положениями п. 1 ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортных средств. В то же время ст. 361 НК РФ минимальные ставки транспортного налога установлены применительно к типу транспортного средства (в том числе на легковые и грузовые автомобили) и мощности его двигателя.
Положениями НК РФ не установлены определения грузового автомобиля или легкового автомобиля.
По мнению налоговых органов, отраженному в п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
– Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359;
– Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII (далее – Конвенция).
Однако, необходимо отметить, что в тексте Конвенции и в приложениях к ней нет определения понятий «легковой автомобиль», «грузовой автомобиль».
Что касается ОКОФ, то данный документ также не содержит критериев, по которым можно было бы разграничить легковой и грузовой автомобили, поскольку для легковых автомобилей в Классификаторе в качестве определяющего критерия приведены рабочий объем двигателя и функциональное назначение, а для грузовых автомобилей – грузоподъемность и функциональное назначение. Руководствуясь ОКОФ, рассматриваемый автомобиль можно в равной степени отнести и к грузовым, и к легковым автомобилям.
Так, в Письме от 22.11.2005 № 03-06-04-02/15 Минфин РФ отметил, что ОКОФ не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ.
Аналогичным образом Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.07.2007 г. № 2965/07 пришел к выводу о том, что ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога.
По мнению Минфина РФ, изложенному в Письмах от 10.12.2013 № 03-05-06-04/5411113.08.2012 № 03-05-06-04/137, от 28.06.2012 № 03-05-06-04/111, от 21.10.2010 № 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 № 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 № 03-05-04-01/1, вид (категория) автомототранспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом должен определяться на основании типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства (далее – ПТС) (Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, далее – Положение).
В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке ПТС «2. Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» – легковой автомобиль, «2» – автобус, «3» – грузовой (бортовой), «7» – фургон, «9» – специальный транспорт. Пунктами 27-28 Положения установлено, что в строке ПТС «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т.д.), а в строке «4. Категория ТС» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII (далее – Конвенция о дорожном движении). Причем необходимо обращаться одновременно ко всем указанным строкам паспорта, поскольку в ряде случаев их обособленное применение не позволяет установить вид (категорию) автомототранспортного средства.
Вместе с тем, согласно представленному ПТС вторая цифра цифрового обозначения модели анализируемого транспортного средства – 7 – означает принадлежность к фургонам, что не дает сделать однозначный вывод о принадлежности транспортного средства к грузовым, либо легковым автомобилям.
Согласно Приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в ПТС категории «В» также не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.
Таким образом, правильность применения к транспортным средствам соответствующих ставок транспортного налога находится в непосредственной зависимости от указанного в выданном на них ПТС наименования (типа) этих транспортных средств.
При этом налоговые инспекции не наделены правом самостоятельно определять тип или категорию транспортного средства. Ставка налога должна определяться исключительно по данным о типе и категории автомобиля, представленным подразделением ГИБДД.
Если сведения о категории (типе) автомототранспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, этот вопрос должен решаться в пользу организации (п. 7 ст. 3 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 28.10.2013 № 03-05-06-04/45552).
В соответствии с существующей судебной практикой, возможность использования транспортных средств в определенных целях (например, для перевозки пассажиров) как доказательство их принадлежности к легковому автотранспорту не имеет правового значения, поскольку при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объекта обложения транспортным налогом в силу ст. 358 НК РФ не учитываются цели, для которых они могут использоваться (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.05.2009 № Ф04-2807/2009(61116111-А03-15) по делу № А03-11511/2008, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.02.2015 № Ф09-9487/14 по делу № А60-12344/2014).
Необходимо отметить, что Минфин РФ в своем Письме от 21.10.2010 № 03-05-06-04/251 указывает, что в соответствии с Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.10.2009 № ВАС-11908/09 транспортное средство ГАЗ 2705 относится к категории грузовых автомобилей. К данному выводу также пришел и ФАС Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 18.05.2009 № Ф04-2807/2009(61116111-А03-15) по делу № А03-11511/2008.
В рассматриваемом случае тип (название) спорного транспортного средства четко определен в выданном на него ПТС как грузовой фургон.
Таким образом, по нашему мнению, категория и тип спорного транспортного средства в совокупности характеризуют его как грузовой автомобиль.
В связи с этим, при налогообложении транспортным налогом в отношении указанного транспортного средства следует применять размер ставки транспортного налога, установленный для грузового автомобиля.
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2021
Узнайте, когда делать переходные проводки по новым ФСБУ, чтобы они не попали в отчетность за 2021 год.
Только 4 февраля пошаговый разбор заполнения бухотчетности с учетом новых ФСБУ на трехчасовом вебинаре с Альмином Рабиновичем.
Газель это грузовой автомобиль или легковой
Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему «Газель это грузовой автомобиль или легковой» Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.
Как определить категорию машины: грузовая или легковая (письмо Минфина) (#3292)
Сумма налога зависит не только от мощности двигателя, но и от категории транспорта: грузовой или легковой. Как правило по грузовым машинам ставки налога выше. Категорию машины нужно определять на основании данных, отраженных в ПТС.
Является ли «газель» легковым автомобилем?
«У меня есть автофургон «газель» с мощностью двигателя менее ста лошадиных сил, а налоговая каждый год присылает транспортный налог как на грузовик. Это законно?» Сергей, Орск
Отвечает Светлана НАУМОВА, заместитель прокурора Советского района города Орска:
— Данные, указанные в строке 4 «Категория ТС («A», «B», «C», «D», прицеп)» паспорта транспортного средства (ПТС), учитывать не нужно. Категория «B» вовсе не означает, что автомобиль является легковым. Она включает в себя транспортные средства с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т и числом пассажирских мест (помимо места водителя) не более восьми (п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005; п. 5 Приложения 6 к Конвенции о дорожном движении).
В данную категорию могут попасть и небольшие грузовые машины. При определении типа автомобиля ориентироваться на присвоенную ему категорию «B» не следует. Наиболее важная информация, позволяющая определить тип транспортного средства, содержится в строке 3 «Наименование (Тип ТС)». На правомерность такого порядка определения типа транспортного средства неоднократно указывали и Минфин, и налоговая служба. Поэтому, если в этой строке написано, что автомобиль является легковым или грузовым, то тип автомобиля определен, если, конечно, какие-либо другие документы и данные не позволяют отнести автомобиль к другому типу.Но иногда установить тип автомобиля на основании информации, содержащейся в строке 3 ПТС, невозможно. Например, там может быть указано: «санитарный автомобиль», «фургон», «фургон цельнометаллический», «грузопассажирский фургон», «инкассаторский» и т.д., а упоминания о том, что автомобиль грузовой или легковой, нет.
Есть еще несколько способов определить тип автомобиля. Во-первых, вы можете обратиться за разъяснениями в подразделение ГИБДД, в котором зарегистрировано транспортное средство. Во-вторых, можно сделать запрос в специализированные организации — например, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). В-третьих, можно запросить информацию и у завода-изготовителя.Полученные заключения помогут вам определиться с выбором автомобильной категории и помогут доказать налоговому органу, что ваш автомобиль является легковым.
Определяем ставку транспортного налога для фургонов и других нетипичных автомобилей с категорией «B»
Транспортный налог на пикапы
N 06-11/13406 (РНК 00-3) Настоящим ссылаемся на ст.2.1 пп.1.1 и 1.2 НК РФ (1 часть) и просим Вас помочь в получении письменного разъяснения по следующему вопросу: — наша организация 20.10.99 приобрела 4 автомобиля марки «УАЗ», тип которых указан в паспортах транспортного средства как грузопассажирский. В целях правильного исчисления налога на владельцев транспортных средств мы не смогли найти ни в Законе «О дорожных фондах» от 18.10.91 N 1759-1, ни в инструкции ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» от 15.05.95 N 30 конкретной классификации грузопассажирского автомобиля как объекта налогообложения. В связи с тем, что в/у нормативные документы предусматривают различные ставки налога для легковых и грузовых автомобилей, просим Вас сообщить нам: к какой категории (легковых или грузовых) отнести нам приобретенные автомобили? Согласно представленным организацией копиям паспортов транспортных средств автомобили марок УАЗ-31519 и УАЗ-31514 относятся к категории транспортного средства «В», разрешенная максимальная масса каждого транспортного средства составляет 2500 кг, число сидячих мест, помимо сидения водителя, — четыре. В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденных приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 N 399/388/195 к категории транспортного средства «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В строке 1 паспорта транспортного средства указывается идентификационный номер (VIN), первая часть которого состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства. Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации. В соответствии с отраслевой нормалью автомобильной промышленности 025 270-66 принята следующая система обозначения автотранспортного средства (АТС). Первая цифра обозначает класс АТС: для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в кубических сантиметрах) определены 4 класса. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1. Первые две цифры индексов, указанные в паспортах транспортных средств УАЗ-31519 и УАЗ-31514, приобретенные, — 31, то есть являются индексами легковых автомобилей, присвоенных в соответствии с отраслевой нормалью. Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Таким образом, приобретенные организацией автомобили следует относить к легковому автотранспорту.
Как определить категорию транспортного средства для расчета налога — НалогОбзор.Инфо
Категории транспортных средств
От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, тяга, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).
Категории транспортных средств перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 479 (Москва) +7 (812) 309-06-71 доб. 122. Это быстро и бесплатно!
Определение категории
При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС). Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769.
Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).
Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий транспортных средств можно выделить пять:
1) А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
2) В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
3) С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).
Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относится автомобиль: к легковым или грузовым. В ПТС указан тип транспортного средства – «грузовой», категория – «В»?
Автомобиль относится к категории грузовых транспортных средств.
Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).
Поэтому в рассматриваемой ситуации рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС. Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип транспортного средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.
Следует отметить, что в тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).
Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся автокраны на базе грузовых автомобилей: к самоходным машинам или к грузовым автомобилям?
Автокраны относятся к категории грузовых автомобилей.
Автокраны, смонтированные на базе грузовых автомобилей, относятся к категории грузовых транспортных средств. Такой вывод можно сделать на основании данных таблицы, в которой приведен сравнительный анализ категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. № А46-14465/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. № А29-133/2009).
Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся автомобили УАЗ-3962, УАЗ-2206 категории «В»: к автобусам или легковым автомобилям?
Категорию транспортного средства определите по данным, указанным в паспорте транспортного средства.
Рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС (письма Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1). Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.
Если тип транспортного средства («грузовой», «легковой», «автобус» и т. п.) определить невозможно, обратитесь к Сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООК и по классификации Конвенции. В Сравнительной таблице автобусы относятся к категории «D». Следовательно, если в ПТС санитарного фургона указана категория «B», то он не является автобусом. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается, что категория «В», указанная в ПТС автомобилей УАЗ-3962, УАЗ-2206, подтверждает классификацию этого транспортного средства как легкового автомобиля (см., например, определение ВАС РФ от 20 февраля 2007 г. № 1369/07, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2006 г. № Ф04-6867/2006(27536-А81-15), Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2009 г. № А58-3798/08-Ф02-869/09, Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. № А05-1765/2006-13).
Следует отметить, что в тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).
Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся карьерные самосвалы «БелАЗ»?
Карьерные самосвалы «БелАЗ» относятся к категории других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. Об этом сказано в письмах Минфина России от 27 июня 2008 г. № 03-05-05-04/12, от 31 мая 2006 г. № 03-06-04-04/21. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 31 января 2007 г. № 29/07, постановления Уральского округа от 22 октября 2007 г. № Ф09-8633/07-С3, от 26 марта 2007 г. № Ф09-1943/07-С3).
Навигация по записям
Спорный случай
На балансе нашей организации числится ГАЗ-2705, купленный в 1997 г. До 2007 г. нами уплачивался транспортный налог по тарифу для легковых машин с мощностью двигателя до 100 л.с., который в нашем регионе составляет 5 руб. за 1 л.с.
В III квартале 2007 г. из налоговой инспекции нам пришло требование о внесении исправлений в налоговую отчетность. Инспекция, сославшись на Общероссийский классификатор основных фондов и отраслевую норму ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР, введенную в действие в 1966 г., указала нам на то, что ГАЗ-2705 относится к грузовым машинам, тариф на которые в нашем регионе составляет 13 руб. 60 коп. за 1 л.с. Мы подали за I, II, III кварталы уточненную отчетность, за что нам и начислили пени.
К какой же категории относится ГАЗ-2705: к легковым или грузовым ТС, если в ПТС к нашей машине указан тип «грузопассажирский (фургон)», а в графе 4 «Категория ТС» — «В»?
Правомерны ли действия налоговой?
Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств и других факторов (п. 1 ст. 361 НК РФ).
Ставки по транспортному налогу на территории Челябинской области установлены законом Челябинской области от 28.11.2002 № 114-ЗО «О транспортном налоге» (далее — Закон № 114-ЗО).
Статьей 2 Закона № 114-ЗО в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно установлена ставка 5 руб. за 1 л.с., в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно — 13 руб. 60 коп. за 1 л.с.
Следует отметить, что ни Налоговым кодексом РФ, ни Законом № 114-ЗО не определены критерии, позволяющие отнести транспортные средства к категории грузовых или легковых автомобилей.
Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог», утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
· Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359;
· Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.68), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.74 № 5938-VIII.
Следует отметить, что группировки транспортных средств в ОКОФ не совпадают с группировкой транспортных средств в ст. 361 НК РФ.
Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в Приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005. В данной таблице выделена, в частности, категория В — автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.
Однако к категории В могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили с указанными параметрами (п. 60.2 Приказа МВД России № 496). Данный вывод подтверждают постановления ФАС Уральского округа от 04.09.2007 по делу № Ф09-7201/07-С3, ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2007 по делу № А56-30860/2006.
Тем не менее Минфин России в Письме от 29.03.2007 № 03-05-06-04/17 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории B — легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС. Некоторые суды так же считают, что отнесение транспортного средства к категории В дает право применять ставки, установленные для легковых автомобилей (постановления ФАС Уральского округа от 24.07.2007 № Ф09-5697/07-С3, от 16.03.2005 № Ф09-760/05-АК, Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 № Ф08-6558/2006-2712А).
Таким образом, имеет место недоработка законодательства, поскольку классификация категорий ТС в рассмотренных нормативных документах (ОКОФ и Конвенции) не совпадает с классификацией ТС, установленной в ст. 361 НК РФ для целей исчисления транспортного налога.
Проведем анализ арбитражной практики по вопросу применения ставок по транспортному налогу в отношении автомобиля ГАЗ-2705.
1. Обоснование позиции об отнесении автомобиля ГАЗ-2705 к категории «грузовые».
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.06.2006 № А29-3981/2005а.
В материалы дела представлено письмо за подписью главного конструктора грузовых автомобилей открытого акционерного общества «ГАЗ», согласно которому автомобиль ГАЗ-2705 является грузовым фургоном цельнометаллическим. Судьи отмечают, что при отнесении спорных автомобилей к определенному классу транспортных средств, поименованных в ст. 361 НК РФ, следует руководствоваться всей совокупностью имеющихся документов и представленных в деле доказательств, из которых следует, что указанный автомобиль относится к грузовым.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2007 по делу № А56-30860/2006.
Суд пришел к выводу о необоснованном применении ставки, установленной для легковых автомобилей в отношении автотранспортного средства ГАЗ-2705, поскольку согласно техническому паспорту данное транспортное средство относится к категории «грузовые», а факт использования автомобиля только для перевозки пассажиров — работников общества не может учитываться при отнесении его к тому или иному виду объектов обложения налогом.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.10.2005 по делу № А52/1784/2005/2.
Суд учел, что согласно Классификатору (ОКОФ) автомобили специальные и специальные фургоны, а также автомобили-фургоны специализированные прочие относятся как к автомобилям легковым (коды 153410160, 153410165), так и к автомобилям специальным (код 153410359). В паспорте транспортного средства не указан тип транспортного средства «легковой», поэтому суд установил, что у налогоплательщика не имелось оснований для отнесения приобретенных специализированных транспортных средств к легковым автомобилям.
2. Обоснование позиции об отнесении автомобиля ГАЗ-2705 к категории «легковые».
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 № Ф04-4831/2006(25049-А46-33).
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Суд установил, что автомобили категории В могут относиться как к легковым, так и к грузовым транспортным средствам. Согласно Общероссийскому классификатору наименование «фургон» упоминается по классу как легковых, так и грузовых автомобилей, в отдельно выделенном классе транспортных средств «автомобили-фургоны со специализированными кузовами», а также по классу «прицепы и полуприцепы». Суд отметил, что законодательство о налогах и сборах не содержит достаточной ясности, к какой категории транспортных средств отнести автомобили марки ГАЗ-270500, поэтому на основании п. 7 ст. 3 НК РФ налогоплательщик правомерно применял ставку транспортного налога, установленную для легковых автомобилей.
Постановления ФАС Уральского округа от 09.02.2006 по делу № Ф09-176/06-С1, от 20.02.2006 № Ф09-654/06-С1 по делу № А76-24150/05).
Суд отнес грузопассажирские фургоны ГАЗ-2705 к числу легковых автомобилей, исходя из того, что данные транспортные средства использовались предприятием не для перевозки грузов, а для связи между структурными подразделениями и перевозки сотрудников.
Налоговым органом не представлено доказательств фактического использования автомобилей в качестве грузовых.
Таким образом, поскольку законодательство не позволяет точно определить категорию транспортного средства, суды принимают доказательства, подтверждающие характер фактического использования автомобилей.
Подводя итоги, отметим, что вопрос о применении ставок транспортного налога по автомобилю ГАЗ-2705 является спорным и решается в судебном порядке.
Учитывая положительную арбитражную практику Уральского округа, считаем, что у вашей организации есть шансы отстоять в суде правомерность применения ставок транспортного налога по автомобилю ГАЗ-2705 из расчета 5 руб. за 1 л.с. При этом в суде, на наш взгляд, могут использоваться любые документы, определяющие категорию автомобиля, например письмо завода-изготовителя, документы, подтверждающие характер использования автомобиля и другие документы.
Организация получила беспроцентный заем от юридического или физического лица. Возникает ли материальная выгода, с которой нужно платить налог на прибыль? Укажите письма, разъясняющие этот порядок.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной и натуральной форме, которая учитывается в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 25 «Налог на прибыль организаций». Из данной нормы следует, что возможность учета экономической выгоды и обложения налогами должна регулироваться этими главами. Так, гл. 23 НК РФ предусмотрено, что материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами, учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ). А вот гл. 25 НК РФ материальную выгоду от экономии на процентах за пользование заемными средствами как доход, подлежащий обложению налогом на прибыль, не рассматривает.
Таким образом, материальная выгода от экономии на процентах не облагается налогом на прибыль.
Иногда налоговые органы, принимая во внимание подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, расценивают беспроцентное получение заемных средств как безвозмездно полученную услугу, доход от которой для целей налогообложения прибыли признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако в Письме от 14.03.2007 № 03-02-07/2-44 Минфин России обратил внимание, что в судебной практике с учетом смысла п. 5 ст. 38 НК РФ было признано, что доход от передачи имущества в пользование может облагаться как доход от реализации услуг только в том случае, если он специально (хотя бы косвенно) назван таковым в налоговом законодательстве. Однако такое толкование заемных отношений в настоящее время не встречается ни в налоговом законодательстве РФ, ни в судебных прецедентах высших судебных инстанций. Кроме того, было признано, что определение беспроцентного займа для целей обложения налогом на прибыль как финансовой услуги по аналогии с нормой подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (не облагается НДС услуга по получению займа в денежной форме) противоречит п. 1 ст. 38 НК РФ, которым предусмотрено, что каждый налог имеет свой объект налогообложения.
В связи с тем что предоставление займа не является услугой, беспроцентное получение заемных средств не является безвозмездно полученной услугой и не должно облагаться у получившей стороны (заемщика) налогом на прибыль на основании п. 8 ст. 250 НК РФ (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.10.2003 № А56-11085/03).
Размеры кузовов автомобилей Газель
Коммерческие автомобили Газель на Горьковском автозаводе выпускаются в различных кузовах – есть бортовые грузовики, всевозможные фургоны, микроавтобусы, машины со стандартной и удлиненной базой. Размеры кузова Газели зависит от его типа, какие они бывают, мы рассмотрим в этой статье.