Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Расход — 20 кг поленьев на сотню километров. Белорус создал машину, работающую на дровах

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Из истории

Сергей всегда увлекался историей, в частности военной. Потому с ходу рассказывает о временах, когда подобные газогенераторы были на пике технологий: «Угольный газ использовался еще пещерными людьми. Известный факт, что в свое время освещение во всем Санкт-Петербурге обеспечивали именно газогенераторные установки. Современная история этого устройства начинается с 1919 года, когда германско-французский инженер Георг Имберт, вернувшись с Первой мировой, собрал газогенератор на древесном угле. Проходит два года, и изобретатель представляет автомобиль, чей мотор работает по этому же принципу, только с усовершенствованием».

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

«Камера Имберт обращенного типа» работала так, что пиролиз проходил не в цилиндрах (как у Форда или Порше), а в котле, который устанавливался за кабиной водителя. Пиролиз в нашем случае — это горение древесины при недостатке кислорода с выделением газа, который и крутит поршни двигателя (но об этом чуть позже). Так вот, Имберт достиг таких высот, что здание его компании Imbert Generatoren GmbH стояло рядом с заводом Форда в Кельне, как бы напоминая о конкуренции. В 30-х годах газогенераторы инженера ставили на немецкие грузовики, автомобили Opel и Mercedes. К моменту, когда созрел международный конфликт, вылившийся в итоге во Вторую мировую войну, Имберт придумал, как оборудовать своей установкой танки! И усовершенствованные бронированные машины действительно ездили и даже стояли на вооружении — в основном в «учебках» и частях вспомогательной полиции (по-простому — у полицаев).

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Технология получила распространение не только в Германии. В конце 20-х — начале 40-х годов в СССР тоже активно использовали грузовики с газогенераторами. Серийно их устанавливали на АМО, ЗиС-21 (выпущено более 15 тыс. моделей), Урал-ЗиС. В те времена Союз испытывал нехватку нефти, а автомобилизацию останавливать было нельзя. Почему бы не «топить» машины дровами? Во время Великой Отечественной войны такие транспортные средства сильно пригодились благодаря нулевым затратам. Есть свидетельства, что именно на газогенераторных автомобилях прорывали блокаду Ленинграда.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Массовая добыча нефти началась в 50—60-х годах, и в итоге новое топливо понемногу вытеснило разработки ученых образца начала века. Газогенераторы снимали с машин и попросту отправляли в металлолом. Сейчас мы видим обратную тенденцию — отказ от ДВС, использование возобновляемых источников энергии. Например, по данным СМИ, в Швеции владельцев автомобилей, ездящих на дровах, поощряют на государственном уровне субсидиями. Для скептиков стоит пояснить, что газогенератор можно оборудовать на раме прицепа — в таком варианте он наиболее эстетичен.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Проект Сергея

В частном музее, который базируется в Бресте, стоит действующий ЗиС-5. Нескольким любителям автомобильной истории однажды пришла в голову лихая идея: а почему бы не поставить на «дедушку», который выпускался с 1933 года, газогенератор. Должно получиться — ведь в 1939-м подобный эксперимент с 21-й моделью закончился успешно. И Сергей решил повторить. Но почти 90-летний грузовик — раритет, антиквариат, поэтому мужчина не решился переделывать всю топливную систему столь редкого ныне образца советского автомобилестроения. Для пробы, освоения технологии он взялся за преобразование более современной техники — всем известного и довольно простого уазика. Модель была выбрана исходя из увлечений Сергея: трофи, бездорожье, 4×4.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Наверное, большинство читателей, только узнав о способе сборки газогенератора, махнули бы на эту затею рукой. Дело в том, что Сергей не стал покупать готовый образец или собирать его по схемам и чертежам. Он «высчитал» установку по формулам из книг 30-х годов. «В библиотеке, в сети нашел нужную литературу, — вспоминает конструктор. — Пришлось прочесть немало. Среди авторов есть и знаменитые фамилии: Токарев, Панютин. Но готового рецепта по сборке нигде не обнаружил. Есть только формулы. Создать газогенератор по ним — как заново сделать карбюратор. Нужно было высчитать скорость дутья, газификацию, объем нужного газа, материальный баланс — для двигателей разных объемов предусмотрены разные значения. Признаться, до сих пор не помню наизусть таблицу умножения, но эту штуку все же собрал. Ответами на вычисления по формулам стали размеры деталей установки и, собственно, сам чертеж. Ну а сборку производил из того, что было под рукой. На все ушел год».

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Как это работает?

Топливом для газогенераторной установки (а в данном случае речь идет о монораторе) служат небольшие деревянные чурки. Причем совсем необязательно, чтобы они были сухими, сгорит и влажная древесина (до 60 процентов влажности) — в этом и отличие моноратора от обычного газогенератора. За задним рядом пассажирских сидений в машине Сергея лежат два мешка таких чурок. Говорит, что одного хватает на 100 километров пути. В пересчете на массу получается, что расход равен 20 кг дров на сотню. Естественно, постоянно подбрасывать дровишки в печь не нужно. Закинул в начале пути — и поехал.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Топливо загружается в бак через крышку, расположенную наверху камеры газификации (на фото — черная бочка в центре). Во время работы оттуда непрерывно идет дым. Крышка его не пропускает — таким образом, издалека машина не выглядит как паровоз. Перед запуском двигателя нужно подождать около 5—10 минут, чтобы туда поступил газ.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

«Внизу камеры газификации дрова тлеют, — Сергей описывает механику работы установки. — Запуск горения — от спички или факела. Всего в камере протекают три процесса: термическое разложение топлива, окисление, восстановление. При горении топлива с обедненным количеством кислорода (пиролизе) протекают реакции окисления угля и углеводородов: С + О2 = CO2, 2H2 + O2 = 2H2O с выделением тепла. Потом идет реакция восстановления (при прохождении через слой раскаленных углей): С + CO2= 2СО, С + H2O = CO + H2 с потреблением тепла. Топливо в системе обращенного моноратора практически полностью разлагается. Для конденсата предусмотрена отдельная трубка, его можно слить».

Источник

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Если вы хотите узнать когда выйдет очень подробный видеокурс как самому сделать чтобы автомобиль ехал на дровах (древесине) который я сейчас готовлю — оставляйте в комментариях емаилы — я вас оповещу. Или напишите мне сюда info@lagunof.com

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

В 1990-х годах водород рассматривали в качестве альтернативного топлива будущего. Затем большие надежды возлагались на биотопливо. Позже большое внимание привлекло развитие электрических технологий в автомобилестроении. Если и эта технология не получит дальнейшего продолжения (тому есть объективные предпосылки), тогда наше внимание вновь сможет переключиться на газогенераторные автомобили.

Несмотря на высокое развитие промышленных технологий, использование древесного газа в автомобилях, представляет интерес с экологической точки зрения, по сравнению с другими альтернативными видами топлива. Газификация древесины несколько более эффективна, по сравнения с обычным сжиганием древесины, так как при обычном сжигании теряется до 25 процентов содержащейся энергии. При использовании газогенератора в автомобиле возрастает потребление энергии в 1,5 раза по сравнению с автомобилем работающем на бензиновом топливе (включая потери на предварительный нагрев системы и увеличение веса самой машины). Если принять к сведению, что необходимая для нужд энергия транспортируется, а затем вырабатывается из нефти то и газификация древесины остается эффективна по сравнению с бензином. Так же следует учитывать, что древесина является возобновляемым источником энергии, а бензин нет.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Преимущества газогенераторных автомобилей

Самое главное преимущество газогенераторных автомобилей заключается в том, что в нем используется возобновляемое топливо без какой-либо предварительной обработки. А на преобразование биомассы в жидкое топливо, такое как этанол или биодизель, может расходоваться энергии (в том числе и СО2) больше, чем содержится в изначальном сырье. В газогенераторном автомобиле для производства топлива энергия не используется, за исключением порезки и рубки древесины.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Газогенераторный автомобиль не нуждается в мощных химических аккумуляторных батареях и это является преимуществом перед электромобилем. Химические аккумуляторы имеют свойство саморазряжаться и нужно не забывать их заряжать перед эксплуатацией. Устройства, вырабатывающие древесный газ являются, как бы, натуральными аккумуляторами. Отсутствует необходимость в высокотехнологичной обработке отработавших и неисправных химических аккумуляторных батарей. Отходами работы газогенераторной установки является зола, которая может быть использована в качестве удобрения.

Правильно сконструированный автомобильный газогенератор значительно меньше засоряет воздушное пространство, чем бензиновый или дизельный автомобиль.

Газификация древесины значительно чище, чем непосредственное сжигание древесины: выбросы в атмосферу сопоставимы с выбросами при сжигании природного газа. При эксплуатации электромобиль не засоряет атмосферу, но позже, для зарядки аккумуляторов нужно приложить энергию, которая, пока что добывается традиционным путем.

Недостатки газогенераторных автомобилей

Несмотря на многие преимущества в эксплуатации газогенераторных автомобилей, следует понимать, что это не самое оптимальное решение. Установка, производящая газ, занимает много места и весит несколько сотен килограммов – и весь этот «завод» приходится возить с собой и на себе. Газовое оборудование имеет большой размер из-за того, что древесный газ имеет низкую удельную энергию. Энергетическая ценность древесного газа составляет около 5,7 МДж / кг, по сравнению с 44 МДж / кг у бензина и 56 МДж / кг у природного газа.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

При работе на газогенераторном газе не удается достигнуть скорости и ускорения, как на бензине. Так происходит потому, что древесный газ состоит примерно из 50 процентов азота, 20 процентов окиси углерода, 18 процентов водорода, 8 процентов двуокиси углерода и 4 процента метана. Азот не поддерживает горение, а углеродные соединения снижают горение газа. Из-за высокого содержания азота двигатель получает меньше топлива, что приводит к снижению мощности на 30-50 процентов. Из-за медленного горения газа практически не используются высокие обороты, и снижаются динамические характеристики автомобиля.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Автомобили с небольшим объемом двигателя тоже можно оборудовать генераторами древесного газа (например, Opel Kadett на рисунке выше), но все же лучше оснащать газогенераторами большие автомобили с мощными двигателями. На маломощных двигателях, в некоторых ситуациях, наблюдается сильная нехватка мощности и динамики двигателя.

Сама газогенераторная установка может быть изготовлена и меньшего размера для небольшого автомобиля, но это уменьшение не будет пропорциональным размеру автомобиля. Были сконструированы газогенераторы и для мотоциклов, но их габаритные размеры сопоставимы с мотоциклетной коляской. Хотя этот размер значительно меньше, чем устройства для автобуса, грузовика, поезда или корабля.

Удобство использования газогенераторного автомобиля

Еще одна известная проблема газогенераторных автомобилей заключается в том, что они не очень удобны в использовании (хотя и значительно улучшились по сравнению с технологиями, используемыми во время войны). Тем не менее, несмотря на улучшения, современному газогенератору требуется около 10 минут, чтобы выйти на рабочую температуру, поэтому не получится сесть в автомобиль и немедленно уехать.

Кроме того, перед каждой последующей заправкой необходимо извлечь лопаткой золу – отработку предыдущего горения. Образование смол уже не так проблематично, чем это было 70 лет назад, но и сейчас это очень ответственный момент, так как фильтры должны очищаться регулярно и качественно, что требует дополнительного частого обслуживания. В общем, газогенераторный автомобиль требует дополнительных хлопот, полностью отсутствующих в работе бензинового автомобиля.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Высокая концентрация смертельного угарного газа требует дополнительных мер предосторожности и контроля от возможной протечки в трубопроводе. Если установка находится в багажнике, то не следует экономить на датчике СО в салоне автомобиля. Нельзя запускать газогенераторную систему в помещении (гараже), так как при запуске и выходе на рабочий режим должно быть открытое пламя (рисунок слева).

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Все транспортные средств, описанные выше, построены инженерами любителями. Можно предположить, если бы было решено выпускать газогенераторные автомобили профессионально в заводских условиях, то, скорее всего, многие недостатки были бы устранены, а преимуществ стало бы больше. Такие автомобили могли бы выглядеть более привлекательно.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Например, в автомобилях Volkswagen, выпускаемых в заводских условиях во время Второй мировой войны, весь газогенераторный механизм был скрыт под капотом. С передней стороны в капоте находился только люк для загрузки дров. Все остальные части установки не были видны.

Еще один вариант газогенераторного автомобиля выпускаемого в заводских условиях – Mercedes-Benz. Как видно на фотографии ниже, весь механизм газогенератора скрыт под капотом багажника.

К сожалению, увеличение использования древесного газа и биотоплива может привести к образованию новой проблемы. И массовое производство газогенераторных автомобилей может усугубить эту проблему. Если начать значительно увеличивать количество автомобилей, использующих древесный газ или биотопливо, то в таком же количестве начнут снижаться запасы деревьев, а сельскохозяйственные земли будут принесены в жертву для выращивания культур, перерабатываемых на биотопливо, а это может привести к образованию голода. Использование газогенераторной техники во Франции во время Второй мировой войны стало причиной резкого уменьшения лесных запасов. Так же и другие технологии производства биотоплива приводят к уменьшению выращивания полезных для человека растений.

Хотя, наличие газогенераторного автомобиля может привести к более умеренному его использованию:
прогревать в течении 10 минут газогенератор или использовать велосипед для перемещения в магазин за продуктами – скорее всего выбор будет сделан в пользу последнего;
рубить в течении 3-х часов дрова для поездки на пляж или воспользоваться поездом – вероятно выбор будет в пользу последнего.

Как бы там ни было, газогенераторные автомобили не могут равняться с бензиновыми и дизельными автомобилями. Только глобальная нехватка нефти или очень большое удорожание ее сможет заставить нас пересесть на газогенераторный автомобиль.

Источник

Газогенераторный автомобиль.
УАЗ на дровах.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Химически процесс получения нужного газа можно описать так:
При полном сгорании топлива углерод соединяется с кислородом и получается углекислый газ: C + O2 = CO2
Углекислый газ к сожалению не горюч 🙁
А вот когда происходит неполное сгорание, то получается оксид углерода (угарный газ): C + O = CO
Угарный газ горюч, температура начала его горения от 700°: 2CO + O2 = 2CO2
Эти процессы происходят в «зоне горения» газогенератора.

Оксид углерода так же можно получить при прохождении углекислого газа через слой раскаленного топлива (дров): C + CO2 = 2CO
В воздухе, как и в топливе присутствует влага, которая соединяясь с угарным газом образует водород: CO + H2O = CO2 + H2
Эта реакция происходит в «зоне восстановления» газогенератора.

Обе зоны – горения и восстановления – несут общее название «активная зона газификации».

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

В качестве топлива для газогенераторов подходят не только дрова, но и древесный уголь, торф, бурый уголь, каменный уголь. Однако дрова чаще используются как более доступное средство.

Горючие компоненты, после очистки и охлаждения, вполне нормально работают(горят) в двигателе внутреннего сгорания обычного автомобиля.

Большое распространение автомобили с газогенераторами получили в 30-х годах 20 века, когда снабжение бензином было затруднено, особенно в краях далеких от НПЗ.
Первым серийным газогенераторным автомобилем в нашей стране стал ЗИС-13, но подлинно массовыми «газгенами» стали ГАЗ-42, ЗИС-21 и УралЗИС-352.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах
ГАЗ-42

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах
ЗИС-21

Типы газогенераторов

Для разных видов топлива были разработаны газогенераторы соответствующих типов:
— газогенераторы прямого процесса газификации;
— газогенераторы обращенного (обратного, или «опрокинутого») процесса газификации;
— газогенераторы поперечного (горизонтального) процесса газификации.

Газогенераторы прямого процесса газификации

Основным преимуществом газогенераторов прямого процесса являлась возможность газифицировать небитуминозные многозольные сорта твердого топлива – полукокс и антрацит.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

В газогенераторах прямого процесса подача воздуха обычно осуществлялась через колосниковую решетку снизу, а газ отбирался сверху. Непосредственно над решеткой располагалась зона горения. За счет выделяемого при горении тепла температура в зоне достигала 1300 – 1700 С.

Над зоной горения, занимавшей лишь 30 – 50 мм высоты слоя топлива, находилась зона восстановления. Так как восстановительные реакции протекают с поглощением тепла, то температура в зоне восстановления снижалась до 700 – 900 С.

Выше активное зоны находились зона сухой перегонки и зона подсушки топлива. Эти зоны обогревались теплом, выделяемым в активной зоне, а также теплом проходящих газов в том случае, если газоотборный патрубок располагался в верхней части генератора. Обычно газоотборный патрубок располагали на высоте, позволяющей отвести газ непосредственно на его выходе из активной зоны. Температура в зоне сухой перегонки составляла 150 – 450 С, а в зоне подсушки 100 – 150 С.

В газогенераторах прямого процесса влага топлива не попадала в зону горения, поэтому воду в эту зону подводили специально, путем предварительного испарения и смешивания с поступающим в газогенератор воздухом. Водяные пары, реагируя с углеродом топлива, обогащали генераторный газ образующимся водородом, что повышало мощность двигателя.

Газогенераторы обращенного (опрокинутого) процесса газификации.

Газогенераторы обращенного процесса были предназначены для газификации битуминозных (смолистых) сортов твердого топлива – древесных чурок и древесного угля.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

В генераторах этого типа воздух подавался в среднюю по их высоте часть, в которой и происходил процесс горения. Отбор образовавшихся газов осуществлялся ниже подвода воздуха. Активная зона занимала часть газогенератора от места подвода воздуха до колосниковой решетки, ниже которой был расположен зольник с газоотборным патрубком.

Зоны сухой перегонки и подсушки располагались выше активной зоны, поэтому влага топлива и смолы не могли выйти из газогенератора, минуя активную зону. Проходя через зону с высокой температурой, продукты сухой перегонки подвергались разложению, в результате чего количество смол в выходящем из генератора газе было незначительным. Как правило, в газогенераторах обращенного процесса газификации горячий генераторный газ использовался для подогрева топлива в бункере. Благодаря этому улучшалась осадка топлива, так как устранялось прилипание покрытых смолой чурок к стенкам бункера и тем самым повышалась устойчивость работы генератора.

Газогенераторы поперечного (горизонтального) процесса газификации.

В газогенераторах поперечного процесса воздух с высокой скоростью дутья подводился через фурму, расположенную сбоку в нижней части. Отбор газа осуществлялся через газоотборную решетку, расположенную напротив фурмы, со стороны газоотборного патрубка. Активная зона была сосредоточена на небольшом пространстве между концом формы и газоотборной решеткой. Над ней располагалась зона сухой перегонки и выше – зона подсушки топлива.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Отличительной особенностью газогенератора этого типа являлась локализация очага горения в небольшом объеме и ведение процесса газификации при высокой температуре. Это обеспечивало газогенератору поперечного процесса хорошую приспособляемость к изменению режимов и снижает время пуска.

Этот газогенератор, так же как и газогенератор прямого процесса, был непригоден для газификации топлив с большим содержанием смол. Эти установки применяли для древесного угля, древесноугольных брикетов, торфяного кокса.

Наибольшее распространение получили газогенераторные установки обращенного процесса газификации, работавшие на древесных чурках.
Примером такого газогененератора может служить газогенератор устанавливавшийся на ГАЗ-42

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Газогенератор ГАЗ-42 состоял из цилиндрического корпуса 1, изготовленного из 2-миллиметровой листовой стали, загрузочного люка 2 и внутреннего бункера 3, к нижней части которого была приварена стальная цельнолитая камера газификации 8 с периферийным подводом воздуха (через фурмы).
Нижняя часть газогенератора служила зольником, который периодически очищался через зольниковый люк 7.

Воздух под действием разрежения, создаваемого двигателем, открывал обратный клапан 5 и через клапанную коробку 4, футорку 6, воздушный пояс и фурмы поступал в камеру газификации 8. Образующийся газ выходил из-под юбки камеры 8, поднимался вверх, проходил через кольцевое пространство между корпусом и внутренним бункером и отсасывался через газоотборный патрубок 10, расположенный в верхней части газогенератора.

Равномерный отбор газа по всей окружной поверхности газогенератора обеспечивался отражателем 9, приваренным к внутренней стенке корпуса 1 со стороны газоотборного патрубка 10.
Для более полного разложения смол, особенно при малых нагрузках газогенератора, в камере газификации было предусмотрено сужение – горловина. Помимо уменьшения смолы в газе, применение горловины одновременно приводило к обеднению газа горючими компонентами сухой перегонки.

На величину получаемой мощности влияла согласованность таких параметров конструкции газогенератора, как диаметр камеры газификации по фурменному поясу, проходное сечение фурм, диаметр горловины и высота активной зоны.

Газогенераторы обращенного процесса применяли и для газификации древесного угля. Вследствие большого количества углерода в древесном угле процесс протекал при высокой температуре, которая разрушительно действовала на детали камеры газификации.
Для повышения долговечности камер газогенераторов, работающих на древесном угле, применяли центральный подвод воздуха, снижавший воздействие высокой температуры на стенки камеры газификации.

Принцип работы автомобильной газогенераторной установки

Чтобы нормально эксплуатировать автомобиль на дровах, одного газогенератора недостаточно. Полученный газ необходимо очистить от вредных для двигателя примесей: смол и сажи. Поэтому была придумана система фильтрации, включающая три дополнительных ступени: фильтр грубой очистки – циклон; радиатор – охладитель; фильтр тонкой очистки.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

В качестве простейшего фильтра грубой очистки использовался циклон.

Загрязненный газ попадая внутрь, движется по кругу на высокой скорости, за счет чего крупные и средние частицы золы отбрасываются на стенки центробежной силой и выводятся через отверстие в конусе.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Газ поступал в очиститель через патрубок 1, располагавшийся касательно к корпусу циклона. Вследствие этого газ получал вращательное движение и наиболее тяжелые частицы, содержащиеся в нем, отбрасывались центробежной силой к стенкам корпуса 3.

Ударившись о стенки, частицы падали в пылесборник 6.

Отражатель 4 препятствовал возвращению частиц в газовый поток.

Очищенный газ выходил из циклона через газоотборный патрубок 2.

Удаление осадка осуществлялось через люк 5.

На выходе из газогенератора газ имел высокую температуру.
Чтобы улучшить наполнение цилиндров «зарядом» топлива, газ требовалось охладить. Для этого газ пропускался через длинный трубопровод, соединявший газогенератор с фильтром тонкой очистки, или через охладитель радиаторного типа, который устанавливался перед водяным радиатором автомобиля.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Охладитель радиаторного типа газогенераторной установки УралЗИС-2Г имел 16 трубок, расположенных вертикально в один ряд.

Для слива воды при промывке охладителя служили пробки в нижнем резервуаре.

Конденсат вытекал наружу через отверстия в пробках.

Два кронштейна, приваренные к нижнему резервуару, служили для крепления охладителя на поперечине рамы автомобиля.

Чаще всего в автомобильных газогенераторных установках применяли комбинированную систему инерционной очистки и охлаждения газа в грубых очистителях – охладителях. Осаждение крупных и средних частиц в таких очистителях осуществлялось путем изменения направления и скорости движения газа. При этом одновременно происходило охлаждение газа вследствие передачи тепла стенкам очистителя.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Фильтр тонкой очистки
Для тонкой очистки газа чаще всего применяли очистители с кольцами.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Очистители этого типа представляли собой цилиндрический резервуар, корпус 3 которого был разделен на три части двумя горизонтальными металлическими сетками 5, на которых ровным слоем лежали кольца 4, изготовленные из листовой стали.

Процесс охлаждения газа, начавшись в грубых очистителях – охладителях, продолжался и в фильтре тонкой очистки. Влага конденсировалась на поверхности колец и способствовала осаживанию на кольцах мелких частиц.

Газ входил в очиститель через нижнюю трубу 6, и пройдя два слоя колец, отсасывался через газоотборную трубу 1, соединенную со смесителем двигателя.
Для загрузки, выгрузки и промывки колец использовали люки на боковой поверхности корпуса.

Применялись конструкции, в которых в качестве фильтрующего материала использовалась вода или масло. Принцип работы водяных (барботажных) очистителей заключался в том, что газ в виде маленьких пузырьков проходил через слой воды и таким образом избавлялся от мелких частиц.

Вентилятор розжига

В автомобильных установках розжиг газогенератора осуществляется центробежным вентилятором с электрическим приводом. При работе вентилятор розжига продувал газ из газогенератора через всю систему очистки и охлаждения, поэтому вентилятор старались разместить ближе к смесителю двигателя, чтобы процессе розжига заполнить горючим газом весь газопровод.

Вентилятор розжига газогенераторной установки состоял из кожуха 1 и 2, в котором вращалась соединенная с валом электродвигателя крыльчатка 3. Кожух, отштампованный из листовой стали, одной из половин крепился к фланцу электродвигателя. К торцу другой половины был подведен газоприемный патрубок 4.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Смеситель

Образование горючей смеси из генераторного газа и воздуха происходило в смесителе.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Простейший двухструйный смеситель а представлял собой тройник с пересекающимися потоками газа и воздуха.
Количество засасываемой в двигатель смеси регулировалось дроссельной заслонкой 1, а качество смеси – воздушной заслонкой 2, которая изменяла количество поступающего в смеситель воздуха.

Эжекционные смесители б) и в) различались по принципу подвода воздуха и газа. В первом случае газ в корпус смесителя 3 подводился через сопло 4, а воздух засасывался через кольцевой зазор вокруг сопла. Во втором случае в центр смесителя подавался воздух, а по периферии – газ.

Воздушная заслонка обычно была связана с рычагом, установленном на рулевой колонке автомобиля и регулировалась водителем вручную. Дроссельной заслонкой водитель управлял с помощью педали.

Изготовление газогенератора для автомобиля

1. Проще всего переоборудовать машину с карбюраторным двигателем.

2. Чем больше мощность и рабочий объем двигателя, тем выше производительность должна быть у газогенератора. Соответственно, он вырастет в размерах. Чтобы уместить установку в багажник легкового авто, потребуется вырезать часть днища. Если вы не хотите затрагивать кузов, то сразу планируйте ставить дровяной генератор с фильтрами и охладителем на прицеп.

3. Для изготовления камеры газификации, где температура превышает 1000 °С, применяйте низкоуглеродистую толстую сталь (4—5 мм).

4. Чтобы уменьшить содержание смол в газовой смеси, делайте камеру с горловиной, как это показано на чертеже.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Важный момент. Не стоит увеличивать диаметр камеры газификации (на чертеже он равен 340 мм) с целью добиться большей производительности. Прирост получится мизерный, а качество переработки древесины ухудшится. А вот высоту 183 см выдерживать не обязательно, разве что вы поставите агрегат на прицеп или на раму грузовика. Топливный бункер и зольник можно укоротить.

Для сборки внутренней части автомобильного газогенератора (бункера) сгодится старый пропановый баллон, ресивер от грузовика КаМАЗ или толстостенная труба. Учитывая, что диаметр стального сосуда равен 300 мм, остальные размеры нужно пропорционально уменьшить. Исключение – камера газификации, ее минимальный диаметр составляет 140 мм. На кожух и крышку генератора пойдет металл толщиной 1.5 мм. Последняя уплотняется графитно-асбестовым шнуром.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Сопутствующие агрегаты – фильтры и охладители – делаются так:

— Циклон сварите из отработавшего огнетушителя или отрезка трубы диаметром 10 см, как это изображено на чертеже. Входной патрубок приделайте сбоку, выпускной – сверху.

— Охладитель силового газа лучше сделать из стальных труб в виде змеевика. Есть и другие варианты: использование старых конвекторов, батарей отопления и радиаторов.

— Фильтр тонкой очистки изготовьте из любой цилиндрической емкости (например, бочки), наполненной базальтовым волокном.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах
Чертеж Циклона

Для розжига и запуска газгена вам потребуется вентилятор в виде улитки, устанавливаемый в моторном отсеке (для испытаний сойдет и бытовой пылесос). К нему требование простое: детали, соприкасающиеся с газовой смесью, должны быть металлическими. Топливная магистраль, ведущая к карбюратору, прокладывается под днищем авто и выполняется из стальной трубы.

Для справки. Если вместо дров использовать древесный уголь, то примесей на выходе газогенератора будет значительно меньше, что хорошо для двигателя. Такое топливо выжигается из дерева по простой технологии – в закрытой бочке или яме.

Подключение к ДВС

Поскольку теплотворная способность генерируемого из дров топлива гораздо ниже, чем у бензина, то для нормальной работы мотора соотношение воздух/горючее нужно изменить. Для этого придется смастерить смеситель и поставить его на впускном тракте. Простейший вид смесителя – воздушная заслонка, управляемая тягой из салона.

Завести холодный мотор достаточно тяжело. Поэтому не стоит полностью отказываться от бензина, а подавать его только во время запуска, а потом переходить на горючее, вырабатываемое газгеном. Чтобы реализовать переключение на разные виды топлива, изготовьте смеситель по схеме, предложенной в книге И. С. Мезина «Транспортные газогенераторы»:

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Теперь про особенности пуска и работы ДВС на дровах и угле:
— размер чурок, загружаемых в бункер, не должен превышать 6 см;
— сырую древесину применять нельзя, поскольку вся выделяемая теплота уйдет на испарение воды и процесс пиролиза будет крайне вялым;
— розжиг производится через специальное отверстие с обратным клапаном при включенном вентиляторе не позже чем за 20 минут до поездки;
— мощность мотора снижается примерно на 50% по сравнению с ездой на бензине;
— из предыдущего пункта вытекает, что ресурс работы двигателя на самодельном горючем тоже уменьшается.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Примечательно, что после кратковременных стоянок машина спокойно заводится от газгена, без перехода на бензин. После длительного простоя потребуется 5-10 минут на повторный розжиг установки.

В качестве эпилога.

Дровяные газогенераторы, сделанные своими руками, можно не только ставить на автомобили, но и применять для домашних нужд. Это и отопительные котлы и бытовые электрогенераторы, работающие от дизельных или бензиновых двигателей.
Конечно такие устройства имеют право на жизнь только при достаточном количестве дешевого топлива (дров).

Кстати, существуют современные образцы газогенераторных установок.
Электрогенераторы:

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Автомобильные газогенераторы:
Тойота Camry 2,0 GLI на древесном газу
Небольшой, экономичный и очень энергичный автомобиль. Из-за низкого расхода топлива, одна заправка дает возможность проехать около 500 км. Прицеп не сильно влияет на управление автомобилем. Максимальная скорость 95 км/ч (на 4-й передаче) Расход топлива: 20 кг/100 км. Дальность пробега: 500 км (на торфе) Мощность на бензине 96 кВт. КПП механика 5ст. Обслуживание: очистка фильтра каждые 2000 км

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

Chevrolet El Camino, 1987
Двигатель: 350 л.с., 5,7 литров, автоматическая КПП
Топливо: Древесина
Расход: приблизительно 40 кг / 100 км.
Дальность пробега: 200 км на одной загрузке. Можно брать топлива для 700-километров пробега
Максимальная скорость: более 120 км/ч Вес автомобиля:

2 300 кг
Газогенератор был изготовлен в 2007 году Электронное управление двигателем: Motec M800. Электронное управление подачи смеси, контроль выхлопных газов, лямбда-зонд. Возможна работа как на бензине, так и на газу. Автоматический розжиг газогенератора. Соответствует ЕВРО-4.

Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Смотреть картинку Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Картинка про Газогенераторный автомобиль уаз на дровах. Фото Газогенераторный автомобиль уаз на дровах

В заключении посмотрите видео УАЗа на дровах, который сделал умелец из Белорусии:

Использованы материалы сайтов: ЗаРулем, auto.onliner.by( локальная копия ), а так же информация из книг, список которых представлен внизу.

См. так же:
Газогенераторные автомобили. Г.Г. Токарев. МАШГИЗ 1955 год. (формат PDF)
Транспортные газогенераторы. И.С. Мезин. СЕЛЬХОЗГИД 1948 год (формат DJVU)
Газогенераторные автомобили ГАЗ-42 и ЗИС-21. К.А. Панютин, НАРКОМХОЗ РСФСР 1942 год. (формат DJVU)
Газификация твердого топлива. А.С. Алешина, В.В. Сергеев. Политехнический университет. 2010 год (формат PDF)
Газомоторные установки. Л.К. Коллеров. МАШГИЗ. 1951 год (формат DJVU)
Газогенераторные тракторы. Н.Г Юдушкин. МАШГИЗ. 1955 год (формат DJVU)
Каталог деталей газогенераторного ЗИС-21. МАШГИЗ. 1941 год (формат DJVU)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *