Где в авто установить рацию
Организация правильного подключения рации в автомобиле.
Итак. В прошлый раз мы нашли место для установки рации и собственно установили её в это место 🙂 (www.drive2.ru/cars/volksw…rnal/4035225266124030077/)
Теперь немного тонкостей о питании радиостанции и прокладке кабеля к антенне.
Начнём с радиостанции – основы подводки питания:
1. Плюс питания аппаратуры связи рекомендуется брать с плюсовой клеммы аккумулятора.
2. Минус питания на радиостанцию (и усилитель) следует брать с кузова (желательно с винта или болта с полноценной резьбой непосредственно с кузова, а не с детали сидящей на кузове) проводом минимально удобной длины. (Существует распространенная ошибка тянуть на аппаратуру связи минус с клеммы аккумулятора.)
3. Любой провод, подключенный к плюсовой клемме аккумулятора, должен быть обязательно защищен предохранителем. Согласно нормативам, длина провода от плюсовой клеммы аккумулятора до предохранителя не должна превышать одного фута. Ток предохранителя не должен превышать максимально допустимый ток нагрузки провода выбранного Вами сечения.
Помните, что невыполнение рекомендаций этого пункта создает риск для здоровья и жизни не только Вас, но и Ваших пассажиров.
4. Для того, чтобы свести к минимуму потерю напряжения питания в проводе, следует выбирать провод большого сечения:
при питании голой станции и длине провода до 2,5 м — 1 мм.кв, свыше 2,5 м — 1,5 мм.кв;
предохранитель 5-10 А (учитывая наличие штатного предохранителя радиостанции)
при наличии в цепи усилителя, сечение провода должно быть от 1,5 мм.кв до 4 мм.кв в зависимости от длинны кабеля.
5. Радиостанцию и усилитель рекомендуется запитывать с одного плюсового провода и не подключать к нему больше никакие потребители (особенно это касается потребителей, «шумящих» в радиочастотном диапазоне, например аудиоусилителей).
Теперь о прокладке кабеля под антенну:
Покупая автомобильную антенну на гражданский диапазон, Вы всякий раз бываете невольно обмануты продавцами, так как одна половина этой антенны у Вас уже есть — это кузов машины. Вы покупаете не более чем еще пол-антенны.
Устанавливая Вашу покупку на машину, Вы собираете антенну в единое целое, и, обеспечивая хорошую массу в точке установки антенны, фактически, подключаете к радиостанции ту ее часть, которая была у Вас изначально — кузов машины. Но магнитка электрически не подключена к нему в точке установки. Тем не менее, кузов также является противовесом магнитки, и электрически связанным с ней быть обязан по «условиям игры». Емкостной связи магнита с кузовом на частотах гражданского диапазона решительно для этих целей не хватает, но, тем не менее, выход из положения есть. Подобный способ «подключения» второй половины магнитки в виде кузова Вашей машины вызывает ряд проблем. Например, антенна, установленная на магнит, будет всегда проигрывать аналогичной антенне, установленной стационарно (с полноценной массой в точке установки), где-то 3 дБ, что по влиянию на дальность связи будет эквивалентно снижению Вашей выходной мощности и выходной мощности передатчиков тех, с кем Вы ведете радиообмен, вдвое. К слову, эта мощность далеко не сразу «уходит в тепло». Предварительно она в изрядной степени излучается антенным кабелем внутри салона машины и наводится на провода бортовой сети, датчики и т.п., иногда вызывая довольно забавные эффекты при работе на передачу.
При работе на прием, антенный кабель магнитки склонен собирать всю радиочастотную помойку с бортсети машины, что также неизбежно губит дальность связи.
Параметры магнитки (в том числе и КСВ) крайне нестабильны и зависят фактически от того, как Вы поставили антенну (плюс-минус 10 см от точки настройки уже замечательно видно по прибору) и проложили по салону кабель. Способ прокладки кабеля влияет на настройку в значительной степени, но от него также непредсказуемо зависит величина взаимонаводок аппаратуры связи и бортсети машины. Кабель должен лежать как можно прямее, не образовывая витков. Ни в коем случае нельзя сворачивать кабель магнитки в бухту.
В конце концов, магнитка просто царапает крышу. Причем при врезке антенны сверлится отверстие в 12 мм, а от магнита остается ободранное пятно в добрых 20 см диаметром… В принципе, можно наклеить пленку на место предполагаемой установки магнитки, если Вы еще не успели его ободрать.
И еще одно: магнитная антенна безобразно стыкуется с усилителем.
Если несмотря на все негативные стороны эксплуатации магниток Вы, тем не менее, выбираете такой вариант установки антенны, вот нехитрое устройство, позволяющее это сделать: ВЧ-отглушка.
Оптимальная длинна кабеля для магнитной антенны — 360-390 cм. Произвольное изменение этой длины, как показывает практика, ведет к потере работоспособности магнитной антенны и невозможности ее настроить. При удлинении или укорочении кабеля желательно ставить эту самую отглушку в цепь между старым проводом антенны и новым (либо между усилителем и антенной).
Для этого нам нужно ферритовое кольцо:
Моё внешним диаметром 2,3мм, внутренним – 1,4 мм. Если покупать, то берите проницаемостью 100-2000, диаметр кольца 20-40 мм. Этого вполне хватает чтобы 4 раза провести кабель через него.
Пропускаем через него провод от 3х до 5ти раз:
Но прежде чем посадить разьём PL (его можно взять фланцевый PL 259) нам необходимо хорошо прикрутить/припаять ещё один проводок либо к разьёму (внешней части) либо к внешней оплётке коаксиального кабеля. Проводок должен быть потолще и покороче. Получается примерно так:
Усаживаем всё это дело в термоусадочную трубку, можно даже в несколько слоёв дабы всё держалось очень крепко.
На этом конструирование ВЧ-отглушки закончено. Прозваниваем тестером наш дополнительный проводок, нет ли контакта на центральную жилу, прозваниваем весь кабель по концам и ставим всё в авто. Теперь можно менять длину кабеля от рации до антенны произвольно. Проводок который мы вывели отдельно необходимо крепко посадить на какую-нибудь гайку, чтобы был хороший контакт с массой.
Также по совету MWebber можно поставить ферритовое колечко на питание радиостанции. Я пока до этого не дошёл, но скоро попробую сделать, а то в рации слышен небольшой еле заметный фон при росте оборотов.
Не забудьте купить ещё PL разьём типа «папа» для другого конца кабеля, который пойдёт в рацию/усилитель.
(Материал взят с сайта forum.ci-bi.ru/ автор: Кабан)
В следующий раз будем настраивать КСВ антенны.
Установка радиостанции в автомобиль
Компания «Где авто» специализируется на установке радиооборудования в коммерческий транспорт. Обращайтесь! Мы поможем вашим водителям обмениваться информацией в дороге и предупредить массу непредвиденных ситуаций, отказаться от мобильной связи и сэкономить бюджет. Большой выбор готовых решений, аттестованные специалисты, гарантия на монтаж.
Заказать услугу Задать вопрос
Установка и настройка автомобильных раций в Москве
Этапы установки и настройки автомобильных радиостанций
На самом первом этапе следует замерить «антенный просвет» в вашем автомобиле. После этого нужно проанализировать географию движения автомобиля и антенный просвет на различных территориях, парковках и даже расстояние до веток деревьев в местах, где часто располагается ваш автомобиль. Кроме этого, следует обозначить требования к складывающимся способностям устройства. Купить рацию в машину можно в нашем интернет-магазине.
Самые удобные и популярные места, где можно установить рацию на грузовик и легковое авто: возле или вместо магнитолы, на передней панели, по бокам «бороды», вместо или на подлокотнике, на приборной панели на потолке, возле солнцезащитного козырька или зеркала заднего вида, под бардачком или ящиком для хранения перчаток.
Настройка радиооборудования зависит от предыдущих этапов. Самой точной окажется настройка, выполненная с помощью профессионального антенного анализатора. Стоимость профессиональных приборов высока, поэтому владельцы авто часто используют в качестве альтернативы КСВ-метры. Они тоже позволяют настраивать антенну, но очень приблизительно.
Преимущества работы с нами
Готовые решения под ключ. Применяем керамические конденсаторы и никелированные разъемы. 10-лет гарантии на приборы
Монтаж в Москве выполняют квалифицированные специалисты с высшим образованием. Опыт работы более 10 лет
Выполняем подключение и настройку раций качественно, используем осциллографы, антенные анализаторы тарировочные мобильные установки
Внедрение радиосвязи, систем мониторинга позволяет оптимизировать работу транспорта и снизить расход топлива в среднем на 38%
Обрабатываем заказы и выполняем качественный монтаж радиооборудования в Москве
Наши менеджеры на связи круглосуточно. Отвечаем на все интересующие вопросы, помогаем с установкой оборудования и решением различных проблем.
Цены на установку рации в автомобиль и настройку
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Как установить рацию на автомобиль?
О том, как установить рацию на автомобиль, часто спрашивают не только дальнобойщики, но и владельцы транспортных средств меньшего размера — небольших грузовиков, микроавтобусов и т.д. Портативное переговорное устройство на борту действительно может оказаться очень полезным – особенно, если машина выполняет дальние рейсы.
Чтобы самостоятельно установить рацию на автомобиль, нужно обладать достаточно специфичными навыками. Так что рядовым автовладельцам приходится либо внимательно изучать рекомендации по монтажу, либо доверять установку профессионалам. Но в любом случае ознакомиться с методикой подбора и установки автомобильной радиостанции как минимум желательно!
Выбор рации для грузового автомобиля
Перед тем как установить рацию в машину, нужно выбрать модель переговорного устройства для автомобиля. На этом этапе особых сложностей не возникает:
Какие же радиостанции используются для оборудования частных средств?
Выбирая рацию на КАМАЗ или другой грузовик, стоит обратить внимание и на расположение органов управления. Они могут размещаться:
Здесь нужно заранее продумать, как будет удобнее пользоваться рацией — нажимая кнопки на корпусе устройства, или же управляя приемником с помощью тангенты, которую вы будете держать в руке.
Как правильно установить рацию на автомобиль?
При наличии навыков и достаточно простого оборудования установить рацию на грузовой автомобиль можно и своими руками. Процесс монтажа можно условно разделить на несколько этапов:
На каждом из этапов есть свои тонкости и нюансы, которые нужно учитывать.
Выбор места
Первое, что нужно решить – куда именно будет установлена рация. Ниша или другое место монтажа должны соответствовать таким требованиям:
При монтаже в легковом автомобиле рация обычно ставится либо сбоку от водительского сидения (в специальном кармане), либо возле переднего пассажирского сидения.
При установке на Газель или микроавтобус устройство может размещаться на приборной панели или на месте бардачка.
В грузовиках рации чаще всего ставят в верхней части кабины – а тангенту размещают на специальном кронштейне в пределах прямой досягаемости для водителя.
Подключение рации к бортовой сети
После выбора места установка радиостанции на автомобиль предполагает подключение питания. В принципе, здесь достаточно следовать рекомендациям производителя, изложенным в инструкции. Но стоит прислушаться и к советам опытных специалистов:
Важно! Если рация используется довольно редко, то для обеспечения питания можно использовать разъем прикуривателя. При умелой модификации устройства такое подключение вполне функционально и безопасно!
Установка и подключение антенны
Антенны для автомобильных радиостанций бывают двух видов – врезные и магнитные:
Любая антенна должна контактировать с металлом кузова. Если же устройство монтируется на специальном кронштейне, то место контакта желательно защитить от коррозии путем нанесения специального состава.
При прокладке антенного кабеля обычно действуют по такому алгоритму:
Настройка антенны
Для правильной настройки антенны используется специальный прибор — КСВ-метр:
В процессе настройки изменяем длину штыря антенны, после чего снова повторяем описанные выше операции. Так делаем до тех пор, пока SWR при контрольном замере не будет максимально близок к 1.
Эксплуатация рации в машине
Несмотря на то, что современные модели переговорных устройств отличаются достаточно высокой надежностью, риск их выхода из строя остается. Чаще всего проблемы возникают при неправильном использовании рации.
Чтобы избежать таких проблем, нужно следовать рекомендациям по эксплуатации подобных приборов:
Кроме того, если вы не обладаете достаточной квалификацией, не стоит вскрывать корпус радиостанции, а также вносить конструктивные изменения в схему прибора. Это также может привести либо к выходу рации из строя, либо к уменьшению ее рабочего ресурса.
Установка рации на автомобиль
Оценивая сложность предстоящей задачи, многие решают не устанавливать рацию на авто самостоятельно, а доверить решения этой задачи профессионалам. У такого подхода есть ряд преимуществ:
Такая услуга как установка рации на автомобиль в Санкт-Петербурге не потребует от вас слишком больших финансовых вложений. Стоимость монтажа составляет от 500 до 2,5 тыс. рублей в зависимости от перечня работ. Так что обратившись в нашу компанию, вы не только гарантируете идеальную работоспособность переговорного устройства, но и получите возможность для экономии.
Установка рации
В штатной комплектации легкового, многотонного грузового автомобиля или пассажирского автобуса производители, как правило, не предусматривают место для установки радиостанции. Тем не менее, радиосвязь представляет собой недорогую и достаточно эффективную альтернативу мобильным телефонам – не нужно платить оператору, и водитель не зависит от качества покрытия.
Какие радиостанции устанавливают российские водители на автомобиль? На рынке более чем достаточно предложений, из которых можно выбирать рацию, соответствующую насущным потребностям и по доступной цене:
Учитывая то обстоятельство, что все любительские рации для автомобиля имеют мощность 4 Вт, пользователю остается сделать выбор между радиостанциями корпусными, с выносной панелью или тангентой.
Монтаж рации
Правильно установить оборудование связи – работа творческая и ее можно выполнить как своими руками, так и силами приглашенного мастера. Процедуру установки можно разделить на 4 этапа:
• определение монтажной площадки;
• установка устройства и антенны;
Как выбирать место для рации
Штатного места в вашем авто нет – можете не искать. Но никто не запрещает для установки рации использовать все имеющиеся в салоне возможности. Главное, чтобы место соответствовало элементарным требованиям:
Этим условиям соответствует любой карман поблизости от рычага переключения скоростей и ниша под/над бардачком легкового авто. В микроавтобусе рацию устанавливают или непосредственно на торпедо, или на место перчаточного отделения. В грузовом авто удобнее всего установка рации чуть выше лобового стекла, а для тангенты поблизости монтируется специальный кронштейн.
Подключение к питанию
Процедура подключения описана в Инструкции производителя. Но к рекомендациям мастеров следует отнестись с должным вниманием:
Подключение антенны
Вы можете выбирать для машины радиостанцию:
При прокладке антенного кабеля следуйте рекомендациям:
Настройка антенны и рации
Когда механическая часть работ выполнена, рация установлена на удобное место, антенна и провод установлен в соответствии с рекомендациями, остается последний этап – настройка. Для этой процедуры нужен специальный прибор КСВ-метр. Он определяет нагрузку на линию и обеспечивает подключение, соответствующее оптимальной нагрузке в линии передачи радиосигнала от блока рации до антенны.
Вы можете купить КСВ-метр, взять прибор в аренду или пригласить мастера-настройщика. В любом случае алгоритм настройки такой:
Если SWR больше нормы, то нужно будет заняться коррекцией длины антенны.
Особенности эксплуатации
Мощность большинства раций гражданского диапазона не превышает 4 Вт. Это не устраивает большинство пользователей и поэтому есть смысл купить и установить на машину усилитель рации мощностью в пределах 100-200 Ватт. С подключенным к радиостанции усилителем водитель в сложных перегруженных внешними помехами городских условиях сможет связаться с диспетчером, а дальнобойщик с базой, удаленной на расстояние не менее 50 км.
Радиосвязь в авто – баловство или необходимость?
Статей про автомобильную Си-Би-радиосвязь понаписано очень много. Но все они в первую очередь посвящены техническим нюансам аппаратуры, её выбору, настройке и доработке, а также теории радиосвязи в принципе. Почему-то предполагается, что сама необходимость установки рации в авто – дело решенное и очевидное, хотя это далеко не так! Kolesa.ru дали рацию «чайнику» и попросили его разобраться – нужна ли она рядовому автовладельцу, или это чисто коммерческий или хоббийный гаджет?
Эффективность рации. Проверим?
Основные пользователи автомобильной радиосвязи – кто они? В принципе, не сильно погрешим против истины, если выделим упрощенно 4 основные категории «юзверей»:
1 – таксисты, получающие по радио заявки от базового офиса;
2 – водители-дальнобойщики;
3 – джиперы-экстремалы, любители рейдов по глухомани и коллективных выездов;
4 – обычные автовладельцы, которые «что-то слышали о пользе автомобильной радиосвязи».
Сразу скажем, что наша цель – четвертая категория. Люди, которые приобретают и устанавливают комплект связного оборудования в автомобиль:
— не имея в этом коммерческой или «хоббийной» нужды;
— не имея никакого понимания о радиосвязи вообще и о Си-Би-автоканале в частности.
Но если вы думаете, что мы приготовились нудно учить «чайников » основам распространения радиоволн и правилам выбора и покупки рации, то ошибаетесь! Такой информации в Сети море, ищущий да обрящет! Мы же все прекрасно пользуемся смартфоном, не имея ни малейшего представления, как функционирует в нем GSM-модуль, MP3-плеер, фотокамера и прочие узлы, верно? А значит, попробуем наплевать на физику процессов в сфере радиосвязи и подойти к ней исключительно с потребительской точки зрения!
Наша задача – понять, нужна ли радиосвязь на автомобильном канале самому обычному автовладельцу, который от знакомых краем уха услышал, что Си-Би-станция может существенно облегчить ему жизнь, заменив антирадар, навигатор и телефон и сделав передвижение по дорогам стремительным и безопасным.
Так ли это?
Чтобы выяснить практическую пользу от радиосвязи на автомобильном радиоканале 27,135 мГц, Kolesa.ru поставили в редакционный автомобиль простейший комплект оборудования (радиостанция без всякого монтажа, просто уложенная на противоскользящий коврик на торпедо и подключенная к гнезду прикуривателя + магнитная антенна) и несколько дней катались по Москве и области для осознания полезности этого гаджета для обычного человека, совершающего заурядные поездки «дом-работа-магазин-дача» + областные маршруты выходного дня.
Главной целью была непредвзятость и объективность – отсутствие опыта использования автомобильной радиосвязи и заморочек на связанных с ней мифах и легендах. Мы проверили несколько типичных ситуаций, когда рация могла бы помочь рядовому автовладельцу в его повседневных поездках и потребностях.
Можно ли с помощью рации узнавать о засадах ДПС?
И да, и нет… На крупных трассах система оповещения между дальнобойщиками работает весьма эффективно, всегда можно услышать о засаде, да и самому спросить. Однако если вы едете по местной дороге через какую-нибудь деревню, где притаились гаишники, узнать о них с помощью радиосвязи вам почти наверняка не удастся – весьма мала вероятность того, что перед вами по этому маршруту проехала машина с рацией, и сейчас она еще находится в радиусе связи. Тут всё как с миганием фарами – большинство, проехав засаду, мигнет одной-двум машинам, и все. А надо бы мигать долго и интенсивно, пару километров и до ближайшего поворота. А вот так почти никто не делает…
Так или иначе, во время нашего эксперимента мы вовремя получали информацию практически обо всех засадах на крупных федералках, а один раз даже были предупреждены о засаде с радаром-треногой за селом на кольце А-107 – переносной радар стоял прямо на выезде из населенного пункта, направленный на разгоняющихся после деревни. Интересно, что гаишники сидели возле треноги в личном Suzuki SX4, а не в рабочей машине с бортовой раскраской и синими номерами!
Можно ли с помощью рации узнавать о пробках?
Будущему неофиту радиосвязи может показаться, что рация в мегаполисе – эффективный инструмент получения информации о дорожных заторах и способах их объезда, но это, увы, не так. Вопросы о заторах можно задавать разве что на крупных городских магистралях – если речь о Москве, это в первую очередь МКАД. Там действительно по радио можно узнать о близящейся пробке, о том, какая полоса быстрее едет впереди, о причинах затора. А на внутригородских улицах, как правило, нет крупных грузовиков, в которых все же наибольшая часть радиофицированных водителей, и спрашивать, по сути, не у кого… Плюс в городе невероятно «загаженный» эфир – это и помехи, и постоянная реклама, которую гоняют на автоканале, подключив к рации вместо микрофона MP3-плеер, магазины запчастей, стоянки, склады и мойки. Так что дорожную обстановку на МКАДе реально проще разведать с помощью навигационного приложения на телефоне – благо мы недавно сравнивали платные и бесплатные сервисы, а также разбирались, чьи карты лучше – Google или Яндекс.
Можно ли выяснить с помощью рации качество автозаправки?
Малозначимая дорога в Московской области. Автозаправка с сомнительным названием «У Максима» со старыми и грязными топливораздаточными колонками и непонятным качеством бензина. Останавливаемся возле неё намеренно и без конкретной нужды – просто представим, что лампочка уровня топлива горит уже километров двадцать, и «У Максима» нам кровь из носу нужно заправиться.
Как не налететь на «паленое» топливо? Попробуем спросить в эфире – возможно, кто-то знает эту заправку и скажет, что бензин там «левый», и заправляться категорически нельзя. Или наоборот – «заправка непрезентабельная, но топливо обычно без нареканий»… Однако полчаса стояния на обочине возле «Максима» и почти непрерывные крики о помощи в эфире ни к чему не приводят – дорога местного значения, большегрузы по ней почти не ездят, да и легковой трафик слабый, нужных нам машин с характерными антеннами не видно. Неудача…
Автозаправка крупного бренда на большой трассе – останавливаемся и повторяем вопрос. В связи с тем, что у заправки расположена стоянка дальнобоев, где ночуют десятки машин, ответ приходит сразу:
– Заправляйся, не боись! Соляра отличная, бензин тоже!
Спасибо, конечно, но эта информация, увы, малополезна – крупные сетевые колонки и так обычно не вызывают нареканий по качеству топлива, так что эффективность рации в этом вопросе – под сомнением.
Можно ли с помощью рации получить топливо?
Иная ситуация. Представим, что мы, как говорят опытные шоферюги, «обсохли» – не рассчитали бензин до ближайшей заправки, злоупотребили ездой «на лампочке» и двигатель заглох. Встаем на обочине и выходим в эфир – просим литров пять бензина или помочь съездить с канистрой до ближайшей заправки и привезти горючее.
– Ребята, помогите – стою на А-108 между Малино и Карпово, бензин кончился, прозевал «лампочку» – выручайте!
Отвечают достаточно активно, но сплошь фуры. Они готовы отлить литров 5-10, у них всегда есть электронасос со шлангами для перекачки из бака в бак, но вот топливо – только дизельное. А нам-то нужен бензин! Понятное дело, что отвезти меня с «банкой» до заправки и привезти обратно клянчить бесполезно, ни один грузовик не станет прерывать свой рейс для этого.
Меняем тактику – высматриваем в потоке легковые машины с характерными сибишными антеннами и кричим им уже адресно:
– Эй, на черном Ховере, выручай – стою на обочине на серебристом Фольксвагене, ты его только что проехал. Бензин кончился! Отвези с канистрой до заправки!
Увы, тут уже ответа просто нет – либо люди не в эфире, либо не слышат из-за музыки, либо (что более вероятно) делают вид, что не слышат… И их, в общем-то, можно «понять и простить» – ситуация сомнительная, возможно, о помощи просят борсеточники, кидалы или какие-нибудь последователи «банды GTA», память о которой еще свежа. Словом, будь у нас дизельная машина, проблема была бы решена с помощью дальнобойщиков минут за 10-15, а вот с бензиновой «зажигалкой» ничего не вышло…
Итоги и выводы
Подытожить можно так. Си-Би-рация в легковой машине обычного горожанина, чья работа не связана с автомобилем и у которого редки дальние междугородные поездки, не нужна. Дискомфорта от неё гораздо больше, чем практической пользы. Помимо вышеперечисленных примеров не слишком удачного использования, подведем еще и дополнительную пятерку минусов, также выявленных в процессе этого несложного эксперимента:
1 – Рацию нужно слушать вместо музыки. И если вы привыкли к Бетховену и Баху, их сменит шипение, треск, реклама и мат. Рация как торрент: если только качать и не раздавать, то система умрет. Так и тут – во все эти далеко не всегда отчетливые эфирные бормотания нужно постоянно вслушиваться, будучи готовым откликнуться и помочь. Нельзя быть только потребителем информации, ничего не давая взамен.
2 – Рацию категорически невозможно использовать, если в машине с вами едут женщины и дети. Зачастую в эфире стоит такой многоэтажный мат, что страницы сервисной книжки в бардачке заворачиваются…
3 – Рация в салоне портит интерьер, создает дополнительную привлекательность для автоворья, а антенна при движении зачастую создает гул или свист. С этим можно бороться новыми моделями, предназначенными для скрытой установки, шумоизоляцией и т. д., но это полумеры.
4 – Радиосвязь – дорогая игрушка, особенно в кризис. После подорожания доллара купить комплект из рации и антенны дешевле 10 тысяч стало крайне сложно. Плюс к этому нужно добавить услуги по прокладке проводов питания и настройке антенны. Про серьезный монтаж со скрытой установкой в недешевом автомобиле я и не говорю… Для «безрукого» гражданина это выльется в копеечку.
5 – Оборудование для Си-Би-радиосвязи не производят серьезные авторитетные фирмы. Рации и антенны выпускаются разношерстными китайскими халтурщиками – зачастую как OEM-модели, на которые только клеятся разные «бренды». Поэтому весьма велика вероятность того, что через полгода от сырости сгниют и потеряют настройку потроха антенны, а через год заглохнет и станция.