Где в cmr указать номер авто
Глава 2. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у отправителя груза
ЗАПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ
«CMR» У ОТПРАВИТЕЛЯ ГРУЗА
7. В графах 1, 2 CMR-накладной указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
8. В графе 3 CMR-накладной указываются страна и место, предназначенные для доставки груза. В графе 4 CMR-накладной указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.
9. Графа 5 CMR-накладной содержит перечень прилагаемых документов.
10. В графе 6 CMR-накладной указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
11. В графе 7 CMR-накладной указывается количество мест груза.
12. В графе 8 CMR-накладной указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.
13. В графе 9 CMR-накладной указывается наименование груза.
14. В графе 10 CMR-накладной указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
15. В графе 11 CMR-накладной указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 CMR-накладной указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах (если груз измеряется в кубических метрах).
17. Графа 13 CMR-накладной содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции.
В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.
18. В графе 14 CMR-накладной указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
19. В графе 15 CMR-накладной указываются условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.
20. В графе 21 CMR-накладной указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
21. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 CMR-накладной и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.
Что такое CMR
Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.
Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.
ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.
На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.
Кто должен заполнять CMR
В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.
Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:
Однако КДПГ предусматривает несколько исключений, когда даже при выполнении указанных условий CMR не заполняется.
Не требуется использование ЦМР при:
Где взять бланк CMR
Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.
В России это — письмо ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В приложение к этому документу и содержится типовой бланк ЦМР.
Правила оформления CMR
Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):
Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.
Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.
Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.
Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.
Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.
Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Рассмотрим пример заполнения бланка ЦМР:
Кто заполняет
Содержание графы
Несмотря на достаточно подробную форму CMR, она все равно не может учесть все нюансы, связанные с международными перевозками. Иногда возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой. Для таких случаев служит графа CMR № 18, в которую участники сделки могут вносить свои замечания.
Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надежна, либо повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.
При отсутствии данных в 18 графе СМР считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений. Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.
Чем грозят ошибки в CMR и как их избежать
Неверное заполнение международной автомобильной накладной ЦМР может привести к проблемам как с государственными органами, так и в отношениях с партнерами по сделке.
Если не совпадают данные о товарах в инвойсе и CMR, то такой груз не пройдет таможенный контроль, а к владельцам могут быть применены штрафные санкции.
Также ошибки в ЦМР влекут за собой и конфликтные ситуации при приемке товара, расчетах между продавцом, покупателем и перевозчиком.
Как было показано выше — документ достаточно сложен, к тому же заполняется, как минимум, тремя сторонами сделки.
А если перевозчиков несколько, а в исполнении контракта задействованы посредники, то участников заполнения формы может быть еще больше. Следовательно — возрастает и вероятность появления ошибок.
Чтобы учесть все особенности заполнения ЦМР, необходимо быть опытным специалистом в сфере международной торговли.
СМР. Тонкости оформления при экспорте
А теперь поговорим о втором очень важном и обязательном отгрузочном документе при экспортных поставках – СМР.
СМР (CMR) – это документ, отражающий основные сведения, касающиеся перемещения товара через границу. Говоря простым языком СМР – это товаро-транспортная накладная только при международных поставках. Кстати, очень часто именно из-за заполнения СМР многие зарубежные контрагенты обращаются к нам в компанию с просьбой сопровождать сделку. Не редкий случай: поставщик, никогда не работающий прежде на экспорт, утверждает, что сможет сделать УПД (универсальный передаточный документ), поставив там ставку 0% как необходимо контрагенту и возместить потом из бюджета (или поставить «псевдо-ноль» и ничего не возмещать, ведь прибыль свою итак уже получил), а вот как возникает вопрос об оформлении СМР – здесь его поджидает «тупик». Ведь данный документ содержит намного больше граф чем всем привычная товаро-транспортная накладная и имеет свои нюансы заполнения. А при неправильном оформлении налоговые органы конечно же выпишут штраф на приличную сумму.
Итак, на что же нужно обратить внимание при заполнении СМР? В данной статье помимо характеристики граф и описания заполнения обозначим какие графы обязательны, а какие нет. На практике точно знаем – не все в СМР обязательно фиксировать, а времени для участника ВЭД это экономит много.
Начнем с графы без номера – правая верхняя сторона документа. Здесь экспортер вручную вводит № СМР. Нумерацию все компании выбирают разную. Очень часто при экспортных поставках выбранная транспортная компания просит дать какой-либо конкретный номер, соответствующий их внутренней документации. Экспортер вправе отказаться и присвоить свой, либо воспользоваться их порядком. В нашей компании для упрощения системы ведения бухгалтерии мы присваиваем номер СМР такой же, как и номер универсального передаточного документа в отгрузке. Визуально так воспринимать документооборот намного легче, выглядит это, к примеру, так: УПД №060502 от 6 мая 2021 года, СМР №060502 от 6 мая 2021 года.
Так поставки не путаются между собой и всегда легко найти соответствующую УПД соответствующему СМР. Многие ведут нумерацию просто по порядку, но тут есть свой нюанс: менеджер может сделать документы «наперед», а поставка так и не состоится и в общей нумерации возникнут «пробелы».
После номера СМР заполняем графы «Отправитель» и «Получатель». Здесь все просто: наименование (организационно-правовую форму можно указывать сокращенно, дабы не занимать места в графе) фирмы продавца и покупателя, полный адрес (не забываем индекс и страну) и ИНН (БИН). Данные графы соответствуют наименованиям в УПД. Графы ниже – «Место разгрузки» и «Место и дата погрузки груза». Проставляем город, и обязательно снова страну в обеих графах. В графе № 4 также указываем дату. Это день, когда груз принят транспортной компанией или водителем к перевозке. В графе № 3 дату проставить не можем, т.к. не знаем сколько груз пробудет в пути. Дата прибытия проставляется уже в графе №24 непосредственно покупателем при получении.
Графа №5 – «Прилагаемые документы». Здесь прописываем экспортную документацию, но не обязательно обозначать полный комплект документов. Необходимыми являются № УПД и дата, а также № контракта и его дата. По желанию можно указать: спецификацию, инвойс, упаковочный лист, № грузовой таможенной декларации. Но это занимает время и увеличивает объем документа (может не вместится на одну страницу).
Графы № 6-9. Заполняются полностью обязательно если экспорт за пределы ЕАЭС. То есть проставляются знаки и номера, количество мест, род упаковки и наименование груза, например:
1. 2 места коробки ворота футбольные
Информация должна обязательно совпадать с данными в упаковочном листе!
Если экспорт в страны ЕАЭС, то тут нет таких жестких требований, на практике мы выяснили, что достаточно лишь наименования груза. И даже наименование можно ставить сокращенное. Если же в УПД груз называется со всеми марками, ГОСТами, размерами и т.д., то в СМР можно проставить краткое наименование, например:
В УПД: «сетка для футбольных ворот 7,5х2,5х1х2 м 100х100 мм безузловая 2,8 мм, белый/зелёный»
В СМР: «сетка для футбольных ворот».
Обязательная к заполнению графа при любых поставках – код ТН ВЭД. Здесь ставим десятизначный код, который совпадает с кодом в УПД и грузовой таможенной декларации.
Графы № 11 и 12 – вес и объем заполняются при поставках вне ЕАЭС. В числовом формате проставляем значения нашего груза. При экспорте в ЕАЭС допустимо оставить эти графы пустыми, однако иногда транспортные компании, принимающие груз к перевозке, настаивают на заполнении.
В графе № 13 заполняем только стоимость груза, полную, обязательно с указанием валюты, например:
«1 090 000,00 российских рублей» или «490,12 евро»
Графу № 14 оставляем пустой.
Графа №15 «Условия оплаты». Как правило, у обозначения «франко» проставлен «Инкотермс – 2010» автоматически. Но некоторые компании уже перешли на новый Инкотермс и проставляют его. Соответственно, проставляем «Инкотермс – 2020».
Графа №16. Здесь либо вручную экспортёр прописывает название транспортной компании, либо она сама проставляет штамп своей печати. Графа не заполняется, если груз к перевозке принимает не транспортная компания, а частный водитель. Он будет расписываться в соответствующей графе, об этом ниже.
Графы № 17,18,19, 20 – как правило, пустые. Но бывают частные случаи заполнения.
Графы № 22-24 заполняются соответствующими подписями и печатями уполномоченных лиц. Представитель экспортера, водитель и представитель покупателя проставляют свои обозначения. Экспортёр в момент отгрузки, водитель при приемке груза и его перевозке, а покупатель при получении товара. Кстати, время необязательно к заполнению.
Графа №25 и 26 – гос номера автомобиля и прицепа (если есть), а также их наименования, например:
«У500КР777 Hyundai Porter» – только автомобиль
«50A940OA 507190AA / DAF KRONE» – автомобиль с прицепом.
Графы № 27,28 и 29 – зачастую, пустые.
Вот так заполняется транспортный международный документ. Конечно, это общие рекомендации. Всегда заполнение зависит от множества факторов и в первую очередь от характера груза. Главное, помнить – данные вносимые в пакет документов должны совпадать. Информация в упаковочном листе отражать данные из СМР, СМР из УПД, УПД из счета, счет из инвойса, инвойс из контракта и т.д. Внимательно проверяйте документацию и налоговые проверки вам не страшны, а лучше обращайтесь в компанию
УВТК и мы возьмем все заботы о вашем грузе на себя!
Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева
Порядок заполнения CMR-накладной
Порядок заполнения CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)
Составление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. Бланк CMR-накладной состоит из десяти (четырнадцати) страниц с незаполненными графами, отпечатанными на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Записи в него заносятся без применения копировальной бумаги, что требует от перевозчиков аккуратного обращения с бланком. Ни в коем случае нельзя на накладной CMR оформлять какие-либо документы (путевые листы, тахограммы и проч.), так как накладная будет испорчена.
В соответствии с постановлением №23, CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем в четырех экземплярах (на четырех страницах). Однако на практике рекомендуется оформлять накладную в семи экземплярах.
У первых четырех страниц CMR-накладной есть собственные наименования (отпечатаны типографским способом):
Страница «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначена для подтверждения факта отправки груза и расчетов.
Страница «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю. Она служит подтверждением факта получения (доставки) груза.
При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.
Разницы между заполнением CMR-накладной для импорта или экспорта нет. Если речь идет о заполнении CMR для вывоза (экспорта) товара из России, то можно заполнять CMR на языке страны экспорта (на Русском) или на одном из европейских языков (английский, немецкий, итальянский и пр.). Однако, не следует забывать, что в российский таможенный орган обязательно придется предоставить вариант CMR с переводом на русский язык.
Оформлять CMR для перевозки груза внутри России нет никакой необходимости, перевозку вполне можно выполнить по ТТН.
Правила заполнения CMR
Графа, номер
Описание
Отправитель
Получатель
указывается полное наименование получателя груза, юридический адрес и ИНН.
Место выгрузки
указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки.При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по всей территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов, не допускается перемещение с грузом на другой адрес, не указанный в данной графе.
Место загрузки, дата загрузки
указывается город, страна и дата погрузки.
Прилагаемые документы
Указываются наименование груза, количество грузовых мест и род упаковки
Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и упаковочном листе.
При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой «расшифровку смотри в инвойсе».
При наличии большого количества наименований указывают расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.
При контейнерных и других транзитных перевозках со сменой транспорта количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в первоначальном транспортном документе. *
Статистический код
указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров
Вес брутто
Объем
Указания отправителя
указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной оформления.
В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза.
Возврат
заполняется при контейнерных перевозках. Указывается адрес контейнерного депо, куда должен быть возвращен контейнер после разгрузки груза.
Условия оплаты
указывается базис поставки товара, например условия поставки по ИНКОТЕРМС
Перевозчик
указываются полные реквизиты транспортной компании владельца транспортного средства, ставится штамп или печать перевозчика
Последующий перевозчик
заполняется в случае, если перевозка осуществляется с перегрузом с одного транспортного средства на другое. Обычно указываются реквизиты агента (экспедитора), который контролирует данную перевозку. Печать
Оговорки и замечания перевозчика
могут быть указаны любые замечания или уточнения перевозчика относительно груза (качество упаковки, температурный режим и др.).**
Данная графа может быть заполнена только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется.
Особые согласованные условия
Стороны договора перевозки (отправитель, перевозчик) могут внести в данную графу любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми, например: указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз;
Указывается ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.
указывается наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения
Прибытие под погрузку
указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под погрузку и убытие из-под погрузки ставится штамп или печать Отправителя и его подпись.
Печать и подпись перевозчика
указывается номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика
Прибытие под разгрузку
указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под разгрузку и убытия из-под разгрузки. Печать и подпись Получателя после разгрузки.
Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR.
Номер транспортного средства
указываются номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз
указываются марки и модели тягача и полуприцепа, загрузившего груз
оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора
*В графе 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ.
В графе 7 содержится количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).
В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.).
Наименование груза указывается в графе 9.
** По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в графе 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки:
по автотранспортному средству:
по количеству, маркировке грузовых мест:
Проверить невозможно по причине:
по принятым грузам:
по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:
Обработка, погрузка осуществляется:
Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.
Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистой графой 18.
Образец заполнения CMR для сторон Договора перевозки
Отправитель груза
Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.
При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.
Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или не доставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.
Перевозчик груза
Заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.
Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.
Наличие либо отсутствие оговорок перевозчика в данной графе приобретает особую значимость при сдаче груза грузополучателю и выявлении каких-либо несоответствий реального состояния груза сведениям, указанным о нем в накладной. Как известно, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату либо повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием его к перевозке и сдачей. Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, если утрата или повреждение груза вызваны отсутствием, повреждением упаковки либо недостаточностью, неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.
Оговорки могут касаться:
* автотранспортного средства (автомобиль без тента, по согласованию с отправителем);
* упаковки (груз без упаковки, упаковка повреждена, упаковка не отвечает требованиям);
* количества, маркировки грузовых мест (проверить невозможно по причине:
* принятых грузов (груз явно в плохом состоянии, груз поврежден, груз подмочен, груз подморожен, груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность заявителя);
* обработки, погрузки, сохранности, разгрузки:
а) обработка, погрузка, сохранность осуществляются:
б) разгрузка осуществляется:
Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.
Водитель должен начинать перевозку только после того, как отправитель подписал международную товарно-транспортную накладную. В противном случае ему следует связаться со своим представителем либо отказаться от выполнения перевозки.
Получатель груза
После доставки груза водитель представляет получателю вторую, третью и четвертую страницы CMR-накладной. Получатель обязан заполнить на всех страницах графу 24 «Груз получен»: указать дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.
Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп) (обязательно!), которыми удостоверяется факт приема груза.
Страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» остается у получателя груза, а третья и четвертая («3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов») возвращаются перевозчику.