Где выпускают авто лифан
Где собирают Лифан
Есть несколько факторов, способствующих росту популярности китайских автомобилей. Главной причиной привлекательности является доступная стоимость. Но внимательные автолюбители, следящие за новинками рынка, знают, что низкая цена на авто из Китая, отнюдь не является свидетельством плохого качества.
В Поднебесной по указанию Правительства на всех предприятиях главное внимание уделяется не количеству, а качеству изделий, что позволяет китайским товарам создавать достойную конкуренцию европейским аналогам. В этой стране несколько производителей легковых машин. Наибольшей популярностью пользуется продукция концерна Lifan. Потому неудивительно, что чаще всего отечественного потребителя интересует, где собирают Лифан.
Китайские Лифаны на мировом рынке
Не станет приобретать машину этого производителя почитатель мощных автомобилей, способных преодолевать любые серьезные препятствия. Компания не ставит перед собой цель создавать модели, способные покорить сердца почитателей высоких скоростей, любителей бездорожья. Паркетники, кроссоверы, минивены, седаны Lifan относятся к бюджетной категории, по техническим характеристикам, экстерьеру и интерьеру полностью соответствуют требованиям, которые предъявляются к этому классу.
В концерн входит несколько китайских компаний. Производство легковых автомобилей в нем налажено десять лет назад. До этого времени концерн специализировался на ремонтных работах, производстве мотоциклов. Филиалов у компании немного. Поэтому желающим знать, где собирают автомобили Лифан, не придется заниматься изучением географии. В России бренд открыл автозавод «Дервейс», который находится в Карачаево-Черкесском АО. Строится предприятие компании Лифан в Липецке, открытие которого планируется на будущий год.
Автомобили концерна Лифан для российского рынка
Главное предприятие, выпускающее авто марки Lifan для России расположено в городе Черкесск. Основателями компании Derways являются братья Деревы, известные предприниматели в Карачаево-Черкесском АО. Они заключили договора с несколькими китайскими автомобильными брендами. Кроме машин Лифан на автозаводе Черкесска собирают модели Gilli, Haima, Great Wall Hover. Здесь, в частности, производится сборка известных кроссоверов Х 60, Х 50.
В Черкесске осуществляется производство модели Лифан Солано. Основные запчасти, узлы поставляются с головных автозаводов Китая. Индекс модели, предназначенной для отечественного рынка 620. От стандартной версии модификация отличается большими габаритами, более современным экстерьером и интерьером.
Автозаводы компании Derways выпускают и автомобили Лифан Смайли для российского рынка. Стоит отметить, что предприятия этой фирмы оснащены новейшим оборудованием, конвейеры сборки полностью автоматизированы, что позволяет выпускать качественные, конкурентоспособные автомобили, способные удовлетворить многих потребителей.
История марки Lifan
Первое название компании звучало как «Chongqing Hongda Auto Fittings Research Centre», основателем стал Инь Миншань. Год создания компании не такой уж и давний — 1992, место — город Чунцин, расположившийся в центре Поднебесной империи. Изначальная специализация — ремонт, а в последствии и производство мотоциклов. После, в первой половине 90-ых годов, компания на все тех же собственных заводах начала создание автобусов и грузовых автомобилей.
Уже ближе к концу ХХ столетия эти производственные мощности заметно и солидно возросли: к тому времени активно функционировали уже десять заводов. Постепенно, к 1997 году, все усилия привели к тому, что компания получила статус пятого по величине китайского производителя мотоциклов. Тогда же появилось название «Lifan Industry Group». Кстати, так просто произносимое слово «Лифан» в переводе с китайского означает, как это обычно бывает с восточными языками, целую фразу: «Идти на всех парусах». Весьма символично для тех, кто делает какой-либо транспорт.
Миллениум подтолкнул китайцев к использованию самых последних технологий, с помощью которых переоборудовали центральный завод компании. Именно тогда, в начале 2000-ых, появилось все необходимое для производства легковых автомобилей, а также это способствовало повышению качества выпускаемой продукции и улучшению условий труда для всех сотрудников. Так, главное производство получило собственную закрытую покрасочную линию, четыре сборочных цеха (два — полностью автоматизированы) и две упаковочные линии. Все это с успехом разместилось на шести гектарах площади и помогло в работе примерно десяти тысячам людей.
2005 год знаменателен для компании и поклонников марки Lifan. В это время начинается разработка первых легковых автомобилей, все также продолжая выпускать двигатели, мотоциклы, грузовики и микроавтобусы. В качестве «первенцев» выступили минивэн LF6361 и пикап LF1010, созданные на основе Daihatsu Atrai (1999 год). Затем, в апреле того же года, дебютировал (пока только в Китае) четырехдверный седан Lifan 520, оснащенный двигателем Tritec, который производится совместным предприятием BMW и Daimler Chrysler. Сам автомобиль при этом был создан в сотрудничестве с представителем японского автопрома – компанией Mazda.
Когда стало ясно, что авторынок Китайской Народной Республики не может обеспечивать желаемую прибыль, 520-ый решено было экспортировать. Поэтому с 2006 года наладили поставки в Казахстан, Украину, Египет, Мексику, а также Францию и США. Вариант авто для зарубежных стран стал называться Lifan Breez. Под капотом этого авто стоял четырехцилиндровый двигатель объемом от 1,3 до 1,6 литров и мощностью от 89 до 116 лошадиных сил, агрегатируемый с пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. Этот мотор позволял развивать максимальную скорость до 170 километров в час.
Не забудем и про другие направления деятельности компании «Lifan Industry Group». Так, в 2006-ом было произведено 2,5 миллиона двигателей и 1,3 миллиона мотоциклов. При этом общий доход от реализации продукции исчислялся 10,4 миллиардов юаней, а на экспорте компания заработала 311,7 миллионов долларов.
Экспортный авто добрался до России уже в следующем году. При этом в декабре 2007-го машина подверглась обновлению: модель Breez специально адаптировали для российских покупателей. Особая модификация включала в себя видоизмененный экстерьер, улучшенные эксплуатационные характеристики и увеличенный дорожный просвет, который составил 18 сантиметров (подняли на 3 см).
В 2008 году число стран-экспортеров пополнили ЮАР, Венесуэла, Перу, Кения и Греция. Дальнейшему распространению 520-го в России способствовало совместное предприятие компаний Lifan и Derways (отечественный производитель автомобилей-внедорожников). На заводе площадью 21 квадратный километр производится сборка модифицированного LifanBreez непосредственно в России, в городе Черкесск. Производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск пятидесяти тысяч автомобилей в год.
Седан продавался весьма неплохо, закрепить полученный результат китайские разработчики решили моделью Lifan 520i, которая представляла собой пятидверный хэтчбек, оснащенный также двумя вариантами двигателей. Премьера прошла в 2008 году, практически сразу же попав на благодатный российский авторынок. В ноябре «Lifan Моторс» озвучила свою концепцию развития, будучи на автомобильном показе в Греции. Тогда же компания стала первой китайской национальной автомобильной маркой, которая вышла на рынок Евросоюза.
Корпорация продолжала расти: к 2009 году насчитывалось уже четырнадцать заводов, занимающихся выпуском продукции марки «Lifan». При этом половина из них заняты производством мотоциклов, остальные готовят автомобили, автобусы, двигатели для мотоциклов, а также механизмы для силовых агрегатов, генераторов и автомобилей.
Другое достижение этого времени — презентация нескольких новинок, которые сразу привлекли внимание рынка Европы. Первый Lifan 320 (Smily), компактный автомобиль класса A. В нем многие могут признать явное сходство с малогабаритным авто Mini Cooper. Об этом говорит и достаточно грамотно воплощенный дизайн экстерьера и вполне удобный в эксплуатации салон. Правда, основной комфорт направлен только на водителя: эргономика, гармоничная цветовая гамма, достаточно качественные материалы, но при этом сравнительно скромная цена. Движет Smily 16-клапанный двигатель объемом 1,3 литра и мощностью 86 «лошадок», идущий в паре с 5-ступенчатой «механикой». Максимальная скорость позитивного малыша составляет 150 километров в час. С 2011 года этот автомобиль начали собирать в Черкесске, а ближе к концу 2012-го он обещал появиться с автоматической КПП.
Другой новинкой стал Lifan X60, кроссовер класса С. В нем угадываются черты автомобиля ToyotaRAV4. Так что выглядит паркетник довольно стильно и презентабельно: имеются отделанные хромом элементы, «трехэтажная» оптика, раздутые колесные арки и прочие атрибуты современных автомобилей SUV. Он оснащен четырехцилиндровым бензиновым силовым агрегатом объемом 1,8 литра, мощностью 133 лошадиных сил, комплектуемый пятиступенчатой механической и автоматической коробкой переключения передач. «Движок» позволяет достигать максимальной скорости 170 километров в час.
Еще один авто китайского производства, являющийся составной частью модельного ряда, это Lifan 620 (Solano). Седан класса С неплохо продается как в КНР, так и за ее пределами. В частности, в Россию машина поступила в марте 2010 года. Что-то во внешнем виде перекликается с BMW 3 Series, но откровенного копирования нет. Машина больше уже упомянутой модели Breez, смотрится солиднее и современнее. То же относится и к салону: лучше материалы (кожа), интереснее цветовое решение: светлые бежевые тона с серыми и красными элементами. Под крышкой капота обнаруживается 1,6-литровый двигатель Tritec, мощностью 106 лошадиных сил, с механической КПП в паре.
Компания Lifan развивается, производственные мощности увеличиваются, а значит, растет и число выпускаемой продукции. В их числе сейчас легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы, скутеры, квадроциклы, а также комплектующие для различных ТС.
История марки пока не может похвалиться знаменательными юбилеями и именитыми «бестселлерами», но уже показывает неплохие темпы развития и стремление к самосовершенствованию.
Lifan в отпуске. Почему встали продажи, куда пропал завод, откуда долги на 10 миллиардов?
Утратив статус лидера среди китайских брендов на российском рынке, Lifan не перестаёт генерировать громкие информационные поводы, зачастую – против своего желания. На сей раз «неожиданно выяснилось», что производство в Китае свёрнуто, и вообще фирма пребывает в переходном состоянии с этого автомобильного света – на тот. Недавно компания действительно утратила одно из ключевых предприятий в Чунцине, но в данном случае речь идёт о продаже. А что по остальным направлениям? Попробуем опереться на факты и цифры.
Пик продаж автомобилей Lifan в нашей стране пришёлся на 2013 год – своих покупателей нашли 27,5 тысячи машин. Тогда у Lifan в России была широкая дилерская сеть, для вхождения в которую не требовалось больших инвестиций. Скидочные акции перетекали одна в другую, а директор российского представительства Сунь Цзэцзюнь рассказывал в интервью (в том числе – и автору настоящей заметки), что «в Китае от него не ждут прибыли». Ну не ждут и не ждут, и ладно, тем более, что россияне покупали Лифаны охотно, хотя и проблем с техникой хватало, и дилеры подкидывали сюрпризы, но бренд продолжал «хронически обгонять» всех своих земляков. Лифаны брали и в такси, и из чувства противоречия (лишь бы не Жигули), и просто потому, что машины были очень дешёвыми. С тех пор качество подтянулось, цены выросли, а запасы автомобилей, изготовленных на «ДерВейсе», иссякли, о чём мы много раз писали.
На родине у Lifan всё складывалось иначе, хотя в основе бизнес-модели лежали опять же машины с ценой сильно ниже, чем у конкурентов. Однако, если не брать в расчет экзотические карликовые бренды, частная фирма, «поднявшаяся» на мотоциклах и коммерческом транспорте, замыкала группу сильнейших. Ничего удивительного в этом нет, ведь за легковушки Lifan взялся лишь 15 лет назад и, пройдя, как и все, стадию бездумного копирования, конечно, не поспевал за государственными корпорациями, вливавшими инвестиции во всё подряд, начиная с коробок типа «double clutch» и топливных элементов и заканчивая европейскими специалистами, которые не всегда были при делах в самой Европе. Кроме того, Lifan так и не обогатил опыт своих инженеров сотрудничеством с зарубежными фирмами в рамках совместного предприятия.
Lifan X60 выпустили на «ДерВейсе» в изрядных количествах. Хотя сборка давным-давно закончена, в первые три квартала 2019 года дилерам отгрузили 1146 машин, и склады ещё не опустели
Короче говоря, Lifan честно пытался быть «в струе», осваивая вместе с прочими фирмами из Поднебесной зарубежные рынки (вплоть до Эфиопии), разрабатывая свои электромобили (в рамках правительственной «зелёной» стратегии), стараясь не отставать в дизайне. Иногда машины получались даже весьма симпатичными вроде нынешних вэнов, но вот надёжность техники «лифановцы» подтянули не так сильно, как конкуренты, о чём свидетельствуют множественные отзывы на местных потребительских форумах.
К слову, ещё летом 2015 года Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM) зафиксировала интересный тренд: впервые местная публика повернулась лицом к машинам домашних брендов, налегая, в первую очередь, на кроссоверы. Рынок среагировал мгновенно – народились новые марки, целившие в молодёжь, не отягощённую стереотипами. Это сработало, но, увы, не в случае с Lifan. К тому времени на конвейер только-только встал отнюдь не передовой Х50, а до «смены караула» в паре Х60-Х70 было ещё далеко. Более того, многие партнёрские проекты, например, по созданию полноприводных трансмиссий, коробок с двумя сцеплениями, даунсайзинговых моторов так и остались незавершёнными.
В общем, Lifan потихоньку начал терять позиции, хотя в Китае публика любит машины из своей «деревни», а в Чунцине, где располагаются и основные производственные мощности, и штаб-квартира Lifan, проживает все-таки более 30 миллионов человек – треть населения Германии или Калифорнии. В общем, на местных жителях вполне можно было бы жить и жить, но в регионе у Lifan имеется сильный конкурент в лице государственной компании Changan, которая свою линейку кроссоверов как раз здорово подтянула – и по дизайну, и по качеству Более того, и в России уже обновлённые Changan появились, теперь любой желающий может сам увидеть, из чего выбирал житель Чунцина.
Несмотря на свою радикальную дешевизну, Lifan X50 не пошёл на домашнем рынке: в 2016 году продано 15 938 машин, в 2017 – 6625, в 2018 – 1232 шт.
В декабре 2017 года Lifan продал на родине 16 794 легковушки, включая микроавтобус Fengshun и рамный заднеприводный внедорожник Myway, построенный на коммерческом шасси. Не бог весть сколько, но если бы этот темп фирма держала от месяца к месяцу, то в год выходило бы более 200 тысяч. Даже по меркам китайского рынка этого достаточно, чтобы выживать, оптимизировать бизнес, инвестировать и т. д. Однако ж за весь 2017 год Lifan реализовал на родине лишь 76 487 машин. Как раз к декабрю 2017 года относятся и последние громкие заявления Lifan из разряда «21 гибридная и электрическая модель к 2020 году с ежегодными продажами в 300 000 машин». Собственно, почему бы и не помечтать, если, по данным China Daily, на конец 2017-го у Lifan по всему миру ещё было 23 завода с разным участием, выпускавших легковые и коммерческие автомобили, комплектующие, мотоциклы, силовую технику.
В первом полугодии 2018 года сбыт был ещё стабильным, однако уже не по всем моделям. За весь год Lifan продал 30 656 легковых автомобилей, а в декабре СМИ распространили информацию, что головной завод в Чунцине будет продан. Кому же понадобилось это предприятие? На этот счет есть несколько версий. Официальная гласит, что местному муниципалитету понадобилась территория предприятия под строительство дорожной и иной городской инфраструктуры. Вероятно, доля истины в этом есть, поскольку как совокупность зданий и оборудования этот завод давно никакой ценности не представлял. Пресс-релиз Lifan сообщает, что сделка «принесла более 10 миллиардов юаней ($1,4 млрд), которые будут направлены на усиление сегмента производства автомобилей». Эта сумма представляется правдоподобной, даже несмотря на вывоз части оборудования на новое место: по территории проданный завод Lifan в Чунцине, на котором был даже собственный небольшой полигон, сравним с московским ЗИЛом.
Между тем, по данным китайской деловой и отраслевой прессы, предприятием интересовалась компания CHJ Automotive, которой также понадобился не сам завод, а владевшее им юридическое лицо Chongqing Lifan Motor. Зачем? Дело в том, что в своё время компания получила от Национальной комиссии по развитию экологичного транспорта лицензию на выпуск гибридов и электромобилей. Именно за неё, а не за сам завод Lifan Industry получил около 645,75 миллионов юаней ( $92,25 млн), при этом сохранив в своём портфеле ещё одну аналогичную лицензию, закреплённую за другой дочерней фирмой – Chongqing Lifan Passenger Vehicle. Не исключён вариант и трёхсторонней сделки между государством, забравшим землю, CHJ Automotive, получившей лицензию, и Lifan Industry, заработавшим на продаже.
К слову, на автосалоне в Шанхае этой весной мы подробно ознакомились с полноразмерным кроссовером One, выпущенным CHJ Automotive. Машина оснащена гибридным силовым агрегатом по схеме range-extender и, мягко скажем, не впечатляет ни техникой, ни интерьером, при этом с учётом льгот, которые предлагают центральные и местные китайские власти, за неё просят 46,8 тысяч долларов (в пересчёте по текущему курсу). Сам Lifan ведёт разработки электромобилей уже более десяти лет в сотрудничестве с несколькими компаниями и даже с отделением Китайской академии наук. В 2010 году электрические Lifan 620 обслуживали посетителей Шанхайского автосалона.
Пик продаж Lifan 320 EV пришёлся на 2017 год – в Китае реализовано 6 110 экземпляров, в 2018 году модернизированная версия 330 EV разошлась тиражом всего в 842 машины
А теперь взглянем на статистику по 2019 году. От месяца к месяцу продажи Lifan в Китае шли по затухающей. Хорошо видно, когда завод прекращал отгрузки конкретных автомобилей дилерам. Скажем, в январе, феврале и марте реализовано 230, 177 и 200 седанов модели 820 соответственно. При этом в апреле, мае и июне – три, две и две штуки, выходит, уже и на складах этих машин не осталось. Всего в первом полугодии 2019 года Lifan продал 2 126 легковых автомобилей, а за первые четыре месяца второго – только 315.
Где же теперь будут собирать X70? Ответ даёт российский ОТТС, опубликованный на сайте Росстандарта 2 октября 2019 года. Изготовителем числится упомянутая Chongqing Lifan Passenger Vehicle. По заверениям российского офиса, именно с этого завода уже с декабря в РФ будут поступать Х70, а после получения ОТТС на китайский образец – и Myway. Что касается X80, его сейчас не выпускают, но, как нам сообщили, «в стратегических планах компании он остаётся».
Вы скажете, что в связи с увеличением утилизационного сбора с 1 января 2020 года (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2019 года № 1457) шансы на российском рынке остаются только у импортёров дорогих машин с высокой маржинальностью, не считая, конечно, тех, кто локализовал сборку? Да, и мы того же мнения. Но это вовсе не ставит крест на будущем Lifan в России. В этом году Заместитель генерального директора «Лифан Моторс Рус» Вячеслав Галузинский уже комментировал нам ситуацию: импорт – это мера временная, затем вновь возобновится местная сборка. Напомним, что с тех пор, как в прошлом году Lifan вывез своё оборудование с «ДерВейса», фирма распродавала склады. Ситуация с Китаем – синхронная, не так ли.
Другой электрический проект Lifan – модель 620 EV оказался куда менее успешен: в 2018 году продано 3773 машины, притом, что больший по размеру 820 EV разошёлся тиражом в 1998 штук за тот же год
Мы неоднократно писали, что новой и наиболее вероятной площадкой в России для Lifan станет завод Haval в Тульской области. Это нам подтвердили уже официально все участники процесса, включая заместителя местного губернатора. Lifan вполне мог бы спастись от утильсбора, если бы у «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» уже был подписан Специнвестконтракт с Минпромторгом. Как мы помним, в июле проект СПИКа был рассмотрен на межведомственной комиссии. Во всех других случаях контракт уже считался бы подписанным, но только не в случае с Haval: сумма налоговых поступлений оказалась непомерно высокой. Именно поэтому не последовало быстрого сообщения о подписании СПИКа, именно поэтому Губернатор Тульской области Алексей Дюмин лично ездил на переговоры в Китай согласовывать эти условия, ведь, как оказалось, Кремль не уступил ни одной копейки. Как нам сообщили в пресс-службе Haval, «21 ноября 2019 года в ходе совещания у председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, было принято окончательное решение о подписании СПИК с ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» на условиях, которые ранее были одобрены на заседании межведомственной комиссии в июле текущего года». Короче говоря, если теперь Lifan наладит штамповку на новом месте в Китае, ничто не мешает начать ему сборку в Тульской области.
Помимо «ХММР» Lifan может рассматривать сборку на других предприятиях Таможенного союза ЕАЭС с тем, чтобы ввозить машины в Россию без пошлин. Мы имеем в виду активно развивающееся казахское предприятие «Сарыарка Автопром», где уже выпускают кроссоверы JAC, Ravon Nexia R3 и ещё несколько моделей разных марок.
Каково же финансовое положение Lifan Industry на сегодняшний день? Reuters со ссылкой на официальный отчёт фирмы сообщает об убытках за первые три квартала 2019 года в 2,6 миллиарда юаней (367,75 млн долларов США), притом, что по итогам первого полугодия убыток составлял без малого миллиард юаней. За аналогичные периоды 2018 года фирма была пусть и в небольшой, но прибыли: 134 миллиона юаней и 124 миллионов юаней соответственно. Цифры по убыткам не такие уж и ужасные, если бы не фактическое отсутствие поставок автомобильной продукции в дилерскую сеть и большие кредиты, взятые в местных банках на сумму, составляющую, по разным данным, от 10 до 30 миллиардов юаней. Прошедшим летом под патронатом Бюро регулирования банковского и страхового бизнеса был образован «комитет по реструктуризации» долгов. До банкротства вроде бы решили не доводить, посчитав, что у Lifan имеются все шансы на переустройство бизнеса.
Вспомним, что помимо автомобильного у Lifan имеются и другие направления – мотоциклы, мототехника, малолитражные бензиновые моторы для стационарных установок. По сообщениям российского офиса, все эти направления – прибыльные. Правда, продажи тех же мотоциклов в 2019 году сильно «прыгали». По данным Reuters (со ссылкой на отчёт Lifan), в октябре зафиксирован 40-процентный рост, а в апреле – 34-процентный спад.
У Lifan остаются и другие активы. Скажем, в середине ноября было заявлено о запуске предприятия в Уругвае, где партнёром Lifan выступила государственная компания Brilliance. В следующем году здесь должны выпустить 3 тысячи машин, затем – 5 тысяч, а на третий год после запуска – уже 10 тысяч. Brilliance о своих планах уже сообщила – сначала на конвейер встанет кроссовер V3, уже имеющийся в России, а затем пока недоступный нам V7. Lifan тоже определился: здесь запустят Myway, но сообщил нам об этом опять же российский офис. В пресс-релизах, размещённых Lifan на своих международных сайтах и посвящённых этому заводу, ни Myway, ни какая-либо другая модель Lifan не фигурирует. Вероятно, изначально компания выступала в этой сделке в первую очередь как производственный партнёр. Дело в том, что это совместное предприятие есть ни что иное, как модернизированный завод Lifan, действовавший в Уругвае с 2012 года…
Итак, что в сухом остатке? С одной стороны, это многомиллиардные долги, которые фирма пытается реструктурировать не без помощи государства, с другой – попытка перезапуститься на новом месте. В декабре этого года она должна разрешиться импортом на рынок России кроссоверов X70. Мы будем следить за ситуацией и информировать вас.