How bruce lee changed the world
How bruce lee changed the world
Брюс Ли как культурный феномен
Инспектор предлагает совершить экскурс в историю и проследить за важнейшими этапами становления великого Брюса Ли. Человека, сумевшего изменить этот мир.
Главный секрет Брюса Ли – в его мировоззрении. Для иммигранта из Гонконга Ли был на удивление раскрепощенным и уверенным в себе. Из всех, китайцев по сей день снимающихся в голливудских фильмах в подобных амплуа, Брюс Ли все еще выглядит самым нескромным и амбициозным. Он обладал поистине американским менталитетом при всей его азиатской внешности, знал себе цену и по природе не был способен пресмыкаться и признавать чей-то более высокий статус, если он основан не на реальных достижениях.
Он был Леонардо и Шекспиром своего времени – не только в сфере боевых искусств или кинематографа, но также культуры и философии. Его взгляды на жизнь, на человека и его место в мире настолько близки современному мышлению, что не зная истории, теперь уже сложно поверить, что в семидесятых годах 20-го века общественное сознание могло быть настолько непрогрессивным. Брюс Ли был на сто шагов впереди своего поколения, потому что он находился вне времени и активно применял философию не для исследований и диссертаций, а в повседневной жизни. Для нас нынешних его образ мышления – родной и понятный, но для того, чтобы мы стали такими, потребовалось почти 40 лет.
Маленький Дракон
Брюс Ли появился на свет в Сан-Франциско, в семье актера кантонской оперы — китайца Ли Хой Чена и немки Грейс Ли. Он родился в год Дракона и час Дракона по китайскому календарю, что считается знаком большой удачи и великой судьбы. От своего химерического покровителя Ли унаследовал все, что мог: неподражаемую «сверхъестественную» харизму, мистическую непобедимость в бою и мифологическую мудрость и провидение. Для съемок в китайских фильмах еще в детстве он использовал имя Ли Сяолун (Маленький Дракон). Мать же дала ему при рождении имя Ли Чжэнь-Фань, что означает «возвращаться снова», потому что желала, чтобы когда-нибудь он вернулся в США. Имя же «Брюс» он получил, по одной из версий – в честь врача, принимавшего роды.
Брюс не был единственным ребенком в семье: у него было две сестры и два брата. Не был он и самым прилежным учеником, самым лучшим спортсменом и самым выдающимся актером (уже с детства он появлялся на экране в небольших ролях, но не запомнился ничем особенным). Однако Брюс выиграл юношеский чемпионат Гонконга по ча-ча-ча, благодаря превосходной координации, пластике и чувству ритма.
Боевые искусства в Китае были тем же, чем футбол в Англии. Неизбежностью. Поэтому соревнования во дворах, в подворотнях и на крышах были частью нормальной жизни любого китайского подростка. Брюс не был исключением и хулиганил напропалую. Виною ли всему этому неудачная драка и задетая гордость или что-то иное, но в итоге Брюс решил перейти от занятий ушу с отцом к чему-то более серьезному и пришел к уважаемому мастеру Ип Ману с предложением обменяться своими лучшими умениями: Ип Ман научит Брюса боевому искусству, а Брюс его – танцу ча-ча-ча. Об успехах Ип Мана на поприще латиноамериканских танцев история умалчивает, а вот успехи юного Ли стали заметны уже через неделю, когда он освоил начальные техники, на которые у обычных учеников уходило по три месяца. Ип Ман был мастером стиля Вин-Чун, и согласно исследованиям, был наиболее прямым и точным последователем этого боевого искусства (по некоторым данным, Ип Ман принадлежал к 17-му поколению мастеров, считая от самой создательницы стиля).
Вскоре Ип Ман стал уделять молодому Ли больше времени и давать индивидуальные уроки. Брюс, осознав свои успехи, понял, что нашел свое призвание и решил продолжить заниматься боевыми искусствами. От природы не страдавший скромностью, Брюс вовсю применял свои навыки – а применить их было где. Гонконгские подростки сбивались в группировки, делили территорию и постоянно выясняли отношения поединками. Брюс Ли стал супергероем среди шпаны и бесстрашно бросал вызов противникам, превосходящим его в росте, возрасте и силе. Он побеждал всех. Есть версия, что судьбоносным событием в жизни Брюса стала драка с одним из членов пресловутой китайской триады. Отметелив задиру, Брюс понятия не имел, кого избил и, что самое страшное – унизил. Вскоре мистеру и миссис Ли добрые люди намекнули, что рано или поздно Брюсу не поздоровится — триада будет искать отмщения. Тогда родители посовещались и решили отправить молодого человека в США, где он будет в безопасности. Тем более что, рожденный в Сан-Франциско, Брюс имел полное право на получение гражданства. Так Ли Чжэнь-Фань вернулся снова.
Американский Дракон
В 1958 году, в возрасте 19 лет, не зная английского, не зная почти никого в Штатах, Брюс прибывает в Сан-Франциско (где, как известно, бытует самая большая, старая и традиционная китайская диаспора). Поначалу «знакомые знакомых» устроили его работать официантом в кафе, однако его строптивый нрав выводил из себя хозяйку заведения, несмотря на то, что она очень любила мальчика. Освоившись, Брюс переехал в Сиэтл, где поступил в Вашингтонский Университет на философский факультет. Чтобы прокормиться, Брюс зарабатывал всем, что знал и умел: давал лекции по китайской философии, уроки танцев и боевых искусств. Тогда он и познакомился со своей будущей женой Линдой Эмери, которая ходила на его занятия. Его незашоренное мышление, кругозор и целеустремленность покорили Линду. Родители девушки пришли в ужас («Линда, он же китаец!»), а когда молодой человек пришел к ним на семейный ужин для знакомства, отец девушки был неприятно поражен уверенностью Брюса и его свободомыслием. Любое отклонение от стереотипа воспринималось как эксцентричная наглость. Нам, живущим в эпоху воинствующей толерантности, сложно представить, насколько сильны были в конце 60-х в США предрассудки в отношении «низших рас», и это было то, что Брюсу предстояло изменить. Причитания родителей не помешали Линде выйти за своего китайца замуж.
Стиль джит кун-до («Путь опережающего кулака»), который Брюс преподавал в своих школах, был изобретен им на основе совмещения восточных и западных стилей (кунг-фу, джиу-джитсу, бокса и многих других), и в фундаменте этого стиля лежала идея «боя без боя».
Абсурдный вроде бы постулат на самом деле был корнем философии Брюса Ли, который не стеснялся брать лучшее из всех боевых школ, смешивать, отсеивать и оставлять самое эффективное.
Наивысшее воинское искусство, по мнению Брюса, заключалось в том, чтобы бой не состоялся. Максимально меньшими затратами энергии произвести наиболее полезное действие. Это не должно быть красиво, а должно быть максимально быстро, максимально эффективно и минимально энергозатратно. Брюс Ли не был эстетом боевых сцен, как это может кому-то показаться. Украшательство и лишние движения он терпеть не мог, потому что, в отличие от многих увлекающихся апологетов стиля, всегда помнил смысл существования боевых искусств: одержать победу в схватке. Так называемая «пассивная атака» заключалась в перехвате и предупреждении движений противника. Ярким примером идеального боя в стиле джит кун-до служит поединок из фильма «Выход Дракона», где герой Ли не позволяет противнику нанести ни единого удара, опережая его своей атакой.
Дракон телеэкрана
Продемонстрировать свою философию Брюсу удалось во время кастинг-интервью, когда он пробовался на роль Като в сериале «Зеленый Шершень».
Юношеский пафос и самолюбовние, от природы присущие ему, в сочетании с раскрепощенностью и несомненными внешними и выдающимися физическими данными сделали выбор в пользу Брюса очевидным.
Итак, Брюс Ли стал помощником супергероя. Работа на телевидении была сложной во всех отношениях. Будучи перфекционистом, Брюс всегда критически относился к себе. Особенно его задевали замечания насчет его владения английским (которым он, между тем, в возрасте 24 лет, владел лучше, чем Джеки Чан в 54). Трудно ему приходилось и в моральном плане: молодого китайца никто не воспринимал всерьез. Об уважении не шло и речи – более того, часто он выслушивал приказы вроде «Мальчик, сгоняй-ка нам за пиццей» даже от продюсеров шоу. Однако Брюса заметили, и его актерская карьера медленно поползла в гору. Появлением в эпизодической роли в сериале «LongStreet» он обратил на себя еще большее внимание, и как раз этой своей работой очень гордился. Причина в том, что с экрана он получил возможность озвучить свои взгляды на философию боевых искусств и, по его словам, не играл, а был собой – Брюсом Ли. Образ был пронизан уверенностью и достоинством и незамедлительно снискал признание зрителей и похвалу СМИ с упоминанием в журнале «Нью-Йорк Таймс», которым он особенно гордился. Тогда впервые с экрана прозвучало его знаменитое сравнение воина с водой.
В процессе съемок на телевидении Брюс начал писать сценарии и предлагать идеи, пытаясь перенести кунг-фу на экран. Однако главный герой китаец оставался для американских продюсеров неприемлемым вариантом.
После этого Брюс стал пересматривать свои боевые техники и еще более тщательно разрабатывать свою систему тренировок: он обнаружил, что сила и объем мышц влияют на скорость, и стал уделять много времени наращиванию мышечной массы. Он занимался со скакалкой, в прах разбивал боксерские груши (весом в два раза больше его самого), проектировал для себя тренажеры и изобретал изощренных деревянных манекенов на пружинах для отрабатывания реакции и ударов. Вскоре Брюс дошел до того, что в полную силу мог тренироваться только на деревянных объектах – для спарринг-партнеров это было слишком опасно. Однако именно настоящее взаимодействие Брюс считал правильным для тренировки. В его дневнике, по воспоминаниям жены, напротив каждого упражнения (которых были сотни) стояло количество раз, а напротив определенных упражнений – аббревиатура БКР (бесконечное количество раз). Методика самосовершенствования подкреплялась специальной диетой – Брюс старался питаться часто и понемногу, преимущественно фруктами, а также активно употреблял самодельные протеиновые коктейли. Друзья ужаснулись, узнав, что для стимуляции он даже пытался воздействовать на мышцы легким электричеством. Период работы над собой увенчался вынужденным отпуском: поднимая штангу, Брюс повредил спину и примерно полгода провел в постельном и щадящем режиме. Линда Ли вспоминает, что эту паузу он мужественно воспринял как возможность обдумать свою философию. Он погрузился в книги, которыми в их доме были уставлены почти все стены. К концу выздоровления он осознал, что идет неправильным путем и четко видел верное направление для своей деятельности.
Брюс пришел к тому, что само понятие стиля – это ограничение для совершенного бойца и для любого человека в принципе. Рамки, догмы, традиции – все то, что он категорически не признавал – должны быть стерты. Истинный мастер – это боец без стиля, не ограничивающийся знаниями одной школы, а применяющий их все, в зависимости от ситуации и изобретающий новое в процессе боя, постоянно. Джит-кун-до был забыт, ученикам Брюс пытался привить мысль о том, что в тренировках они должны исходить из собственных достоинств и недостатков, развивая одни и искореняя другие, и самое главное – найти себя. Если он видел в ученике понимание этого и желание познать себя, а не стать крутым и драться как Брюс Ли – он помогал ему раскрыть свои способности. Однако вскоре он заметил, что даже при индивидуальном подходе ученики его не понимают. Тогда он решил круто изменить направление и просто закрыл все три своих школы, оставив при себе только самых понимающих учеников. Брюс понял, что преподаванием он не сможет принести свою философию в массы и решил сделать это с помощью искусства. Брюс Ли снова вернулся в Гонконг и решил снимать кино.
Дракон между Востоком и Западом
Закрыв школы, Брюс вынужден был столкнуться с необходимостью снова обеспечивать Линду и детей – Брэндона и Шеннон. Однако супруга уже полностью полагалась на его чутье и не переживала, когда Брюс встречал отказы на гонконгских киностудиях. Вернувшись на родину, Брюс столкнулся с злополучной обратной стороной медали – теперь китайцы видели в нем слишком западного человека, испорченного Америкой и излишне прогрессивного. Однако Брюс не отчаивался и продолжал настаивать. В итоге компанией, купившей счастливый билет, стала Golden Harvest, и первым фильмом с Брюсом Ли в главной роли стал «Большой Босс» 1971 года.
«Большой Босс» — история о простом парне, который приехал к дальним родственникам в другую страну на заработки. На фабрике по производству льда он случайно оказался в центре разборок – работники фабрики, прознавшие о том, что во льду хранятся наркотики для контрабанды, стали пропадать. Главный герой мужественно не ввязывается в драки, потому что обещал своей матери никогда этого не делать. Амулет на шее напоминает ему о данной клятве. Но когда двоюродный брат героя тоже пропадает, становится уже не до суеверий: амулет разбивается ко всем чертям, герой вступает в бой и противники бегут в страхе.
Оглушительный успех последовал мгновенно – фильм стал одним из самых кассовых кинопродуктов в Азии. За первым фильмом последовал и второй – «Кулак ярости», в котором Брюс Ли снова создает запоминающийся образ упрямого и яростного молодого человека по имени Чен Чжен, обладающего невероятной силой – особенно, когда он выходит из себя. Чен Чжен возвращается в родную школу боевых искусств, чтобы узнать, что его любимый учитель умер. Герой погружается в страдания и апатию, а соседняя японская школа бросает ему и другим ученикам оскорбительные вызовы. Конец его терпению приходит, когда он обнаруживает, что учитель был убит японцами. Тогда начинается страшная месть Чен Чжена, и остановить его не сможет никто.
Фильм особенно полюбился китайской публике своей патриотической темой – противостоянием японским оккупантам, а герой Брюса Ли стал настоящим символом патриотизма и стойкости. Кроме выдающихся по своей красочности боевых сцен, Ли еще и сильно вложился в героя – несмотря на самокритику, он сильно развил свой актерский талант и умудрялся органично совмещать в своем образе ироническую, трагическую и безумную стороны.
Успех и кассовые сборы позволили Брюсу третий фильм под названием «Путь Дракона» поставить самостоятельно: он сам написал сценарий, сам подбирал актеров и локации, сам ставил сцены и, разумеется, выступал в главной роли. Местом действия стал Рим, и финальный бой Брюс хотел поставить в Колизее (на самом деле в фильме использованы декорации, но сама параллель с гладиаторами очень прельщала Ли). Часть актеров, с которыми он уже сработался, Брюс взял из предыдущих фильмов, а для финального боя решил пригласить настоящих титулованных профессионалов – ими стали Роберт Уолл, Вон Ин-Сик и Чак Норрис, с которым Брюс был знаком уже давно.
Финальная схватка Норриса и Ли стала хрестоматийной для кинематографа, а Норрис получил путевку в мир большого кино. Брюс Ли же двигался дальше, и следующим его проектом стал амбициозный фильм, который мог вообще навсегда изменить понимание боевых искусств в мире. Брюс назвал его «Игра смерти». Однако когда съемки были в самом разгаре, Брюсу вдруг поступило предложение из-за океана. Он получил главный шанс всей жизни – главную роль в голливудском фильме. Брюс не мог отвергать такие подарки судьбы и с энтузиазмом бросился в работу над фильмом, который открывал немыслимые перспективы – прокат в США и за их пределами, главную роль и возможность через этот воображаемый рупор поведать миру свою философию.
«Выход Дракона»
Фильм примечателен также тем, что одним из статистов на площадке был никому не известный Джеки Чан, терпеливо сносивший экранные тумаки от своего кумира. В эпизодических ролях мелькнули остальные двое из будущей великой «троицы китайских драконов» – будущая звезда и хрестоматийный злодей из «Кровавого спорта», а пока просто знатный культурист с зверским лицом — Боло Йенг и будущий супер-режиссер, сценарист, актер и китайский городовой — Саммо Хун. На открывающем эпизоде поединка с Саммо Хун Ли настоял категорически, хотя его не должно было быть в фильме.
Идея фильма и жемчужина философии Ли заключалась в том, что победу может одержать только мастер, возвысившийся над стилями. Пройдя всех, на верхнем уровне пагоды герой Ли встречает соперника, превосходящего его не только в росте (Абдул-Джабар выше чуть ли не вполовину), но и в мастерстве. Стиля у него просто нет. И тогда герой должен сделать последний шаг к совершенству – стать таким же. Во время схватки главным преимуществом героя становится его внимательность, и лишь благодаря ей и смекалке он побеждает. Сам фильм должен был служить чем-то вроде увлекательного пособия по боевым искусствам, и даже диалоги в нем были прописаны с целью разъяснения философии боя. Отснятые эпизоды представляли собой потрясающее своим качеством зрелище, которого не увидеть ни на одном турнире.
Во время работы над фильмом, находясь на пике своей славы и успеха, окрыленный надеждами, Брюс проводил лето 1973 года в страшно загруженном расписании – встречи, съемки «Игры смерти», переговоры и предстоящая премьера «Выхода Дракона».
20 июля, за месяц до своего легендарного голливудского дебюта, за месяц до того, как он стал кумиром миллионов, идолом и вдохновителем для всех областей культуры, Брюс Ли умер в результате трагического «несчастного случая». После трудного дня, чтобы унять головную боль, он принял таблетку обезболивающего, прилег поспать и больше никогда не проснулся.
Фильм «Игра смерти» был забыт, и лишь позже был воссоздан на основе нескольких пленок голливудскими киноделами и превращен в «кино» только ради наживы на славе Брюса Ли. Смотреть это зрелище Инспектор настоятельно не рекомендует: начиная с глупейшей отсебятины вместе сценария (т.к. все записи Брюса хранились у жены) и заканчивая визуальным воплощением (вырезанное застывшее лицо Брюса, наложенное на лицо другого актера и т.п.). С другой стороны, увидев этот фильм, вы сможете прочувствовать в полной мере уникальность Брюса Ли на сравнительном примере.
Оригинальные пленки и рукописи были найдены и опубликованы значительно позже, но самое главное, что был найден смонтированный для фильма эпизод, который полностью соответствует замыслу Брюса (со вступлением из документального фильма Джона Литтла):
Дракон ушел и вернулся снова
Уже после смерти он довершил начатое. Брюс Ли обрел бессмертие и стал чем-то большим, чем просто человек. Стоит ли говорить, что «Выход Дракона» стал феноменом, источником бесконечного цитирования и навсегда изменил мир? Зрители, посмотревшие его, уже не были прежними. Китай и китайские актеры для американского зрителя не были прежними. Популярность боевых искусств возросла до космических масштабов, о кунг-фу писали песни, школы стали открываться на каждом шагу. Интерес к философии и познанию Востока возрос многократно. Брюс Ли сделал ту дерзость, на которую у прочих не хватило смелости и дальновидения. Он популяризировал философию и сделал ее мейнстримом, показал, что она доступна для всех, что пределов и догм не существует и не должно существовать.
Связывать заслуги Брюса Ли только с одним лишь кунг-фу и кино – настоящее невежество. Брюс Ли начал культивировать идею самосовершенствования за десятилетия до того, как это стало популярным. Реформировал подход к обучению боевым искусствам. Показал новые сказочные возможности кинематографа и жанра экшн. Он открыл Восток для всего мира и показал его красоту, глубину и богатство. Брюс Ли заставил общество сделать гигантский шаг на пути к толерантности и прочь от предрассудков. Он стал вдохновением для людей в самых разных областях жизни.
Самое главное, что даст вам знакомство с Брюсом Ли, то, что он мечтал показать и показал так ярко на своем примере — это возможность взглянуть иначе на самого себя и начать видеть, подчеркивать и ценить то сокровище, которым обладает абсолютно каждый — свою уникальность. Все границы и препятствия на нашем пути иллюзорны.
“using no way as way, having no limitation as limitation”
Великий Дракон Брюс Ли — человек, в одиночку изменивший мир.
Трибьют-ролик от Инспектора:
Документальных фильмов о Брюсе Ли снято несколько десятков. Инспектор берет на себя смелость порекомендовать вам два из них:
Авторский фильм биографа Джона Литтла «Брюс Ли: Путь воина» (Bruce Lee: A Warrior’s Journey).
Этот фильм как нельзя лучше подходит для тех, кто ничего не знает о Брюсе Ли. Познавательный, увлекательный интересный и без излишнего пафоса. В фильме наиболее подробно и вместе с тем доступно показаны взгляды Брюса, его философия, а также полный фрагмент из настоящей «Игры смерти».
Телевизионный документальный фильм «Как Брюс Ли изменил мир» (How Bruce Lee Changed the World) 2009 года с невероятным количеством интервью звезд – от Рэя Леонарда до Стэна Ли. Развлекательный, слегка пафосный и очень аmerican-style – может быть, не слишком серьезный, но действительно красочный фильм, он раскрывает почти все достижения Брюса Ли его влияние на культуру в самых разных сферах – даже в области комедийного искусства и музыки.
А в конце Инспектор рекомендует всем посмотреть интервью, ценность которого не устаревает с годами — самое знаменитое интервью Брюса Ли.
User Reviews
I cannot partake in the launch of the Bruce Lee 7010 Spotlight Celebrations at the Hong Kong International Film Festival on Tuesday, which will be graced by Linda Lee and Shannon Lee, the wife and daughter of Bruce Lee respectively, and comes complete with film screenings of all his films, especially the earlier, non kung-fu ones, exhibitions, seminars and a newly launched publication whose cover is as above. But that doesn’t mean that I cannot choose not to watch this when found hidden within the menus of the plane’s inflight entertainment unit.
Written and directed by Steve Webb, How Bruce Lee Changed The World has been meticulously researched for the breath of Bruce Lee’s work and influence around the world, and watching him in action again takes the cake, thanks to the fantastic sequences from his films and TV series like The Green Hornet even, complete with plenty of archival photos and footage of the man who would bring about a huge cultural impact for underdogs, and in general, for people around the world.
Perhaps the most valuable amongst all the footage seen, to a fan like myself, will be the documentary ones with Bruce Lee showing what it takes to be an all round fighter working hard to maintain a tip top physique, as well as executing moves which will leave everyone doing a double take. It’s quite unbelievable to see through the archival clips left, but Bruce Lee can do one-hand-two-fingered pushups repeatedly, floor someone with his famed one- inch punch, and mesmerize opponents with his lightning quick reflexes, leaving one grasping for the air, when he would have already delivered a lethal blow.
Containing scores of interviews with those who have been co-stars, students, peers and just about anyone who had worked with him before, even luminaries such as Golden Harvest’s Raymong Wong, the film shares plenty of how the Bruce Lee influence shaped their respective lives, from being touched by his philosophy, approach to martial arts, or just about debunking stereotypes and the boosting of hopes for the downtrodden who have been inspired by his martial arts films where the character he plays seek justice, and is never shy to use his fists and weapons like the nunchaks when the situation calls for it.
From time to time I wonder just how Bruce Lee would have further developed himself as a fighter with his Jeet Kune Do, as well as the numerous kung-fu flicks that he would have brought to the table, if not for his unfortunate, early demise. One can only fantasize, otherwise this film is a fitting tribute of one of Asia’s biggest action stars who’s really the real deal.
How bruce lee changed the world
A new biographical film about Bruce Lee is apparently in the works entitled Birth of the Dragon, detailing his ‘origin’. The film will focus on the now legendary fight between Lee and Wong Jack Man, which came about due to Man’s displeasure with Lee teaching non-Asians Kung Fu. The fight is legendary as Lee won, yet was displeased with the fact that it took him more than 3 minutes to finish the fight and led to his development of Jeet Kune Do.
Reportedly Christopher Wilkinson and Stephen Rivele have come aboard the project, the duo are known for their work on 1995’s Nixon and 2001’s Ali, as well as the upcoming Freddie Mercury biopic Mercury. The film will also be produced by the pair, along with Qed’s Bill Block and Groundswell CEO Michael London. Block is quoted as saying:
«We’re excited to retell the fantastic origin story of the world’s most famous martial arts icon,
Trailer Park: Bobcat Goldthwait
By Christopher Stipp
The Archives, Right Here
I was able to sit down for a couple of years and pump out a book. It’s got little to do with movies. Download and read “Thank You, Goodnight” right Here for free.
And now, you can follow me on Twitter under the name: Stipp
For those of us who love Bruce Lee’s influence on modern Asian cinema you’ve probably seen many incarnations of program in some form or another. Like an 80’s DJ who is ultimately limited by the fact that there is a finite number of tracks they can play, there seems to have been so much overlap with footage we’ve seen with regard to the man who was wickedly charismatic and destined for far more than we were given.
How bruce lee changed the world
Wealth Is Like A Dream.
Sai See in the Dream
The Story of Fan Lei-fa
Blooms and Butterflies
The Kid a.k.a. My Son A-Chang
A Son Is Born a.k.a. _The Guiding Light
A Mother Remembers a.k.a. A Mother’s Tears
Blame it on Father
In the Face of Demolition
An Orphan’s Tragedy
The Faithful Wife
The More the Merrier a.k.a. We Owe It to Our Children
The Wise Guys Who Fool Around
Too Late for Divorce
The Green Hornet
The Wrecking Crew as Technical Director
The Big Boss a.k.a. Fists of Fury
Fist of Fury a.k.a. The Chinese Connection
The Way of the Dragon a.k.a. Return of the Dragon
Enter the Dragon
Game of Death__(posthumous)
The Bruce Lee Story
Bruce Lee In His Own Words Documentary Short
Bruce Lee A Warrior’s Journey Documentary
How Bruce Lee Changed the World Documentary
The Legend of Bruce Lee TV Miniseries, China
I am Bruce Lee Documentary
No Way As Way Documentary Short
BRUCE LEE BOOKS
Chinese Gung Fu: The Philosophical Art of Self Defense
The Tao of Jeet Kune Do (Expanded edition 2011)
Bruce Lee, The Man Only I knew by Linda Lee
Bruce Lee’s Fighting Method (Expanded edition 2008)
The Bruce Lee Story by Linda Lee
Words of the Dragon: Interviews 1958-1973
Bruce Lee The Tao of Gung Fu: A Study in the Way of Chinese Martial Art
Bruce Lee Jeet Kune Do: Commentaries on the Martial Way
Letter of the Dragon: Correspondence 1958-1973
Bruce Lee The Art of Expressing the Human Body
Bruce Lee Artist of Life
Striking Thoughts: Bruce Lee’s Wisdom for Daily Living
Bruce Lee Wisdom for the Way
Bruce Lee The Evolution of a Martial Artist by Tommy Gong for the Bruce Lee Foundation
The Treasures of Bruce Lee
Bruce Lee: The Dragon Rises
NOTABLE BRUCE LEE MOMENTS
Becomes the “Crown Colony Cha-Cha Champion” in Hong Kong
Presented with Karate Championship Award at the ’64 International Karate Championships
Presented with Commemorative Exhibition Award by Wally Jay and the Island Jujitsu Club
Son Brandon born
Appears on the United Cerebral Palsy Telethon
Presented with National Karate Championship Appreciation Award
Guest Judge at the National Karate Championship
National Karate Championship Special Guest
Daughter Shannon born
National Karate Championship Guest of Honor
Inducted into Black Belt Magazine’s Hall of Fame
Hong Kong Evening Newspaper names Bruce Lee one of top ten movie stars of Hong Kong
Appears on Hong Kong TVB Operation Relief telethon for typhoon victims
Receives trophy from the students at St. Francis Xavier’s College Sports Day, Hong Kong
Inducted into Black Belt Hall of Fame as Man of the Year and Martial Artist of the Year
Honored by Hollywood Chamber of Commerce with a star on the Hollywood Walk of Fame
Honored with a Lifetime Achievement Award at the 13th annual Hong Kong Film Awards
Honored by the government of Puerto Rico with a Recognition Award making Aguadillo City the home of Bruce Lee in Puerto Rico
The «Bruce Lee Exhibition: Memory of the Dragon» opens in Tokyo, Japan Honored by the Chinese Wushu Association with a «Supreme Movie Star Award”
The U. S Taekwondo Association honors Bruce Lee for his contribution to martial arts
Profiled in Time magazine’s Time 100: The Most Important People of the 20th Century under Heroes and Icons of the 20th Century
Listed in The Movie Book as one of five hundred people who have made a landmark contribution to the medium of film
Inducted into the «Martialinfo.com Martial Arts Hall of Fame». Bruce Lee Artist of Life first published
October 21st declared «Bruce Lee Day in San Francisco»
Hong Kong Film Archive honored Bruce with an exhibition, «Bruce Lee Retrospective» and a festival of 20 Bruce Lee films «The Immortal Bruce Lee: From the Kid to Kung Fu Dragon»
Honored in San Francisco with the exhibition, «Bruce Lee: A Retrospective» at the Chinese Culture Center of San Francisco
Named by Premiere Magazine as the 3rd most influential deceased show business talent
Named by People Magazine / VH1 Special Collector’s Edition Magazine as one of 200 Greatest Pop Culture Icons
Latin American Martial Arts Society Worldwide inducts Sijo Bruce Lee into the Hall of Fame as a Martial Arts Legend
Receives the EMMA (Ethnic Multicultural Media Academy) Legacy Award in London for his humanitarian achievement through the spiritual philosophy of martial arts challenging racism and adding substance to people’s lives
Receives Citation for Outstanding Achievement and Contribution at the Arnold Schwarzenegger Martial Arts World Games at the Battle of Columbus in Ohio
Enter the Dragon is selected by the National Film Registry to be preserved by the Library of Congress as “culturally significant”
Receives a star on the Hong Kong Avenue of the Stars
Receives the Star of the Century Award from the Hong Kong Film Awards
Receives a Lifetime Achievement Award at the International Forum on Chinese Martial Arts Cultural Industry in Datong, China bestowed by the National General Administration of Sports and the All China Youth Federation
Named as one of Variety Magazine’s Icons of the Century
A statue of Bruce Lee is unveiled in Mostar, Bosnia as a symbol of the fight against ethnic divisions
A statue of Bruce Lee is unveiled on the Hong Kong Avenue of the Stars during a week long Bruce Lee Festival
Honored at the Hong Kong International Film Festival with an exhibit & film screenings
Bruce Lee 70th birthday exhibit unveiled in Tokyo, Japan
A 26,000 acre nature preserve is dedicated to Bruce Lee as a memorial park in Shunde, China complete with the tallest Bruce Lee statue in existence at 60 feet high (18 meters)
Bruce Lee 70th birthday celebrations take place in San Francisco, San Diego and London
Honored at the Los Angeles Asian Pacific Film Festival with screenings and panel discussions
Honored by the Martial Arts Industry Association with a lifetime achievement award
The United States House of Representatives recognizes Bruce Lee with an official congressional tribute on the House Record honoring his achievements and contributions to society, calling him a master teacher, a catalyst for social change and civil rights, and a cultural and American icon
The San Francisco Giant’s hold their first annual Bruce Lee Tribute Night at ATT Park benefitting the Bruce Lee Foundation
Named Number 2 on the Men’s Health magazine list of Fittest Men of All Time
Named one of the Fifty Greatest Athletes of All Time by Sports Illustrated
The first US statue of Bruce Lee is unveiled in Los Angeles Chinatown
The Hong Kong Heritage Museum opens a 5 year exhibition dedicated to Bruce Lee
Year 1 of a 3 year exhibit, “Do You Know Bruce”, opens at the Wing Luke Museum in Seattle, Washington
Inducted into the California Museum’s Hall of Fame by Governor Jerry Brown
The Bruce Lee podcast launches
“Knowing is not enough, we must apply. Willing is not enough, we must do.”
User Reviews
I cannot partake in the launch of the Bruce Lee 7010 Spotlight Celebrations at the Hong Kong International Film Festival on Tuesday, which will be graced by Linda Lee and Shannon Lee, the wife and daughter of Bruce Lee respectively, and comes complete with film screenings of all his films, especially the earlier, non kung-fu ones, exhibitions, seminars and a newly launched publication whose cover is as above. But that doesn’t mean that I cannot choose not to watch this when found hidden within the menus of the plane’s inflight entertainment unit.
Written and directed by Steve Webb, How Bruce Lee Changed The World has been meticulously researched for the breath of Bruce Lee’s work and influence around the world, and watching him in action again takes the cake, thanks to the fantastic sequences from his films and TV series like The Green Hornet even, complete with plenty of archival photos and footage of the man who would bring about a huge cultural impact for underdogs, and in general, for people around the world.
Perhaps the most valuable amongst all the footage seen, to a fan like myself, will be the documentary ones with Bruce Lee showing what it takes to be an all round fighter working hard to maintain a tip top physique, as well as executing moves which will leave everyone doing a double take. It’s quite unbelievable to see through the archival clips left, but Bruce Lee can do one-hand-two-fingered pushups repeatedly, floor someone with his famed one- inch punch, and mesmerize opponents with his lightning quick reflexes, leaving one grasping for the air, when he would have already delivered a lethal blow.
Containing scores of interviews with those who have been co-stars, students, peers and just about anyone who had worked with him before, even luminaries such as Golden Harvest’s Raymong Wong, the film shares plenty of how the Bruce Lee influence shaped their respective lives, from being touched by his philosophy, approach to martial arts, or just about debunking stereotypes and the boosting of hopes for the downtrodden who have been inspired by his martial arts films where the character he plays seek justice, and is never shy to use his fists and weapons like the nunchaks when the situation calls for it.
From time to time I wonder just how Bruce Lee would have further developed himself as a fighter with his Jeet Kune Do, as well as the numerous kung-fu flicks that he would have brought to the table, if not for his unfortunate, early demise. One can only fantasize, otherwise this film is a fitting tribute of one of Asia’s biggest action stars who’s really the real deal.