К чему стремится россия
Масштаб этой суммы познается в сравнении. Крымский мост обошелся «всего-лишь» в 227 млрд. рублей, а обещанные Путиным выплаты всем пенсионерам по 10 тыс. рублей, обойдутся бюджету РФ в 420 млрд.
Представьте, какой бурный экономический рост мог бы произойти в стране, если направить эти деньги в реальную экономику. Сколько можно построить новых мостов или сделать выплат на поддержку населения.
Сумма настолько большая, что ее даже «заначкой» сложно назвать. Для сравнения, доходы бюджета РФ за 2020 «пандемийный» год, когда цены на нефть были очень низкими, составили 18 трлн. рублей, а расходы 22 трлн.
От обвала до восстановления цен, бюджет РФ недосчитался 4 трлн. руб., а в наших резервах почти 44 трлн. Т.е. примерно на 11 таких кризисных лет. Значит, правительство РФ видит на горизонте что-то похуже, чем 2020 год, раз скопило в 11 раз больше денег, чем дефицит бюджета в том году.
Что это может быть? И почему власти России придерживают такую огромную сумму, не пуская ее в экономику и на поддержку населения? Значит на горизонте какой-то новый кризис, масштабнее, чем в 2020 году.
Жить и дальше в долг уже не получается. Т.к. эмиссия ничем не обеспеченных денег из воздуха привела за последний год к резко возросшей инфляции. Уже обгоняющей ставки по вкладам в банках.
Так процентная ставка в США находится в районе 0%, а официальная инфляция по итогам последнего года составила 5,4%. Возникает ли у вас желание одолжить Соединенным Штатам свои деньги на таких условиях?
Это противоречит и самой экономике и просто здравому смыслу. Ведь в этом мире сложно найти того, кто даст деньги в долг себе в минус. Значит, странам, живущим в долг, придется как-то сокращать свои расходы. Т.е. снижать потребление. Упадет потребление, упадет спрос на нефть и газ.
Второе обстоятельство, это конкуренция США и Китая, которая от простых «торговых войн» при Трампе рискует перерасти в мировой кризис при Байдене. Если Штатам ради борьбы с Китаем придется выносить свои производства обратно в США, то это разорвет экономические цепочки.
Ведь Китай закупает наши углеводороды главным образом для работы промышленных предприятий и заводов по выпуску готовой продукции. Если Штаты начнут выносить свои производства, то это ударит и по нам.
В сумме эти два фактора могут вновь обвалить нефтегазовые доходы бюджета, причем на более продолжительное время. Но в резервах РФ достаточно денег, чтобы пережить кризис с минимальными потерями.
Даже если «разовые» выплаты пенсионерам и семьям с детьми по 10 тыс. рублей, превратятся в ежемесячные пособия, то стране хватит резервов примерно на четыре года, за которые мировая обстановка нормализуется.
А вот странам, живущим в долг и без резервов, придется гораздо хуже. Если раньше у Запада было преимущество в виде печатного станка, то теперь из-за растущей инфляции его возможности почти исчерпаны.
Вероятнее всего, Штатам с их огромными долгами и отсутствием умения жить на свои, делая «заначки» на черный день, как Россия, придется принести в жертву Европу, в качестве своей запасной «консервы».
А самой Европе из-за кризиса будет уже не до дотаций в адрес Украины или Прибалтики. Не зря Эстония и Украина уже сейчас начали ссориться между собой. Потому что знают, что скоро кто-то из них останется без дотаций. Ну а мы, накопив резервы, с интересом за этим понаблюдаем.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.
Денег.net: Недвижимость покупают только в кредит, собственные средства у населения давно кончились
Число тех, кому банки даже в принципе способны одобрить ипотеку, уже стремится к нулю
Рынок ипотечного кредитования в РФ установил ещё один рекорд — второй раз подряд. Общая сумма выданных кредитов, согласно предварительным оценкам, выросла на 23% по сравнению с 2020 годом, куплено или ещё в процессе оформления жилья примерно на 5,5 трлн. рублей. Ещё около двух миллионов россиян стали новосёлами, но, увы, легко им не будет.
Данные госкорпорации ДОМ. РФ звучат более чем оптимистично — у нас опять победа, ура-ура, и всё такое.
«По итогам 2021 года выдача ипотеки составит 1,8−1,9 млн. кредитов на 5,4−5,5 трлн. рублей, что на 4% больше аналогичных показателей предыдущего года в количественном выражении и на 23% в денежном. Это значит, что рынок ипотеки не только восстановился, но и превысил докризисный уровень», — считают в ДОМ.РФ.
Напомним, что в 2020 году было выдано 1,7 млн. ипотечных кредитов на 4,3 трлн. рублей. По сравнению с 2019-м это на 35% больше количественном выражении и на 50% в денежном.
На фоне падения реальных доходов населения, взрывного роста цен и безработицы подобные показатели, на первый взгляд, кажутся фантастическими, нереальными. Но, как оказалось, всё действительно так.
«Основные покупатели — именно ипотечники, их 99%. Да и те, кто продают, тоже берут кредит и, в свою очередь, что-то покупают. Все понимают, что деньги могут обесцениться в любой момент, даже долларам уже нет особого доверия. А вот квартира или дом — это совсем другое дело. И к долгам люди относятся как-то философский, я бы даже сказала, просто. Мне, как человеку „старой закалки“, этого не понять, но факт», — говорит риэлтер Татьяна Иванова.
Новостройки если и покупают, то самые дешёвые, в структуре ипотечного спроса, по данным ЦБ РФ, они не превышают 30%. Берут «вторичку», причём самую недорогую, по словам риэлторов, этот сектор рынка быстро «вымывается» и уже близок к исчерпанию. В регионах — дешёвая «двушка», в столице и крупных мегаполисах — «однушка» на окраине или в пригороде.
Около пяти-шести миллионов рублей в Москве и около полутора-двух миллионов в местах попроще. Например, в Костроме вполне реально купить неплохую «двушку» за 1,4−1,5 млн. рублей с торгом, в Курске чуть дороже — 1,5−1,7 млн. рублей, цену тоже можно обсудить. В райцентрах — в два-три раза дешевле. Примерно так и складывается «средняя температура по больнице», крупные города дают основной финансовый вклад.
Но сильно выработан не только доступный жилищный фонд, число тех, кому банки даже в принципе способны одобрить ипотеку, уже стремится к нулю. На днях Центробанк выпустил очень интересную аналитическую записку — «Об оценке потенциального спроса на ипотеку», в данном коротком материале немало крайне любопытных цифр. Бесспорно, исследование ЦБ далеко не идеально — оно частично опирается на данные Росстата — но умный да поймёт. Понятное дело, иные цифры сотрудникам Банка России брать просто нельзя, а вот произвести небольшую «коррекцию» данного материала своими силами доступно любому грамотному человеку. Аналитическая записка находится в свободном доступе, на сайте ЦБ.
«Аннуитетный платеж по стандартной ипотеке на первичном рынке составляет около 31 тыс. руб. в месяц при ставке 6,5% и 35 тыс. руб. при ставке 8,5%. Безопасный уровень доходов семей из двух человек, которые могут обслуживать такую ипотеку, составляет 61−70 тыс. руб. (с учетом стандартного предположения о том, что комфортный ежемесячный платеж по ипотеке должен составлять не более 50% от ежемесячного дохода семьи). Согласно данным Росстата за 2020 г., этому условию удовлетворяли доходы 14% всего населения России, или около 10 млн семей, включая те, которые уже имеют ипотечные кредиты», — это, можно сказать, ключевая цитата данного документа. Судя по всему, там, где фигурируют 8,5%, пропущены слова про вторичный рынок, но это уже несущественные детали.
А теперь, даже ничего не считая, просто прикинем. Данные Росстата о росте благосостояния «уважаемых, панимаешь, рассеян», как бы сказать помягче, слишком оптимистичные. И о том, сколько они получают, тоже. Впрочем, люди из ЦБ хитро так на это намекают. «Фактически возможностью осуществления таких выплат по ипотеке обладают меньше людей, поскольку многие из них априори обладают повышенной долговой нагрузкой из-за выплат по другим, ранее выданным кредитам».
Но неужели банки, которые выдавали (и продолжают выдавать!) ипотечные кредиты, всё это не понимали и ранее? И как вообще люди, особенно в провинциях, их получали?
Начнём с ответа на второй вопрос. В качестве первоначального взноса очень многие использовали так называемый «материнский капитал». Это в столицах данная сумма — мизер, а в каком-нибудь Урюпинске — ДЕНЬГИ. Далее менеджер банка получал «подкорректированную» справку 2НДФЛ, благо, ответственности за её предоставление легко избежать. Достаточно «прикинуться шлангом» и сказать, что знать не знаешь, что там написано в бумажке — суд вас оправдает. Если будут ловить…
Между прочим, вопрос про поддельные 2НДФЛ — крайнее популярный в Рунете! Более того, уже давно действуют различные фирмочки, которые «нарисуют» вам какой угодно доход.
Знают ли про это банки? Это мы подошли к первому вопросу. Да, знают. Но «менеджерам самого среднего звена», которым начальство «спустило план», как-то всё равно. Печать есть? Есть! Маткапитал имеется? Да, тоже бумажка с печатью. Ну и чудненько — кредит одобряем-с!
Однако «критическая масса» — в данном случае не урановая, но столь же взрывоопасная — накапливается, и вскоре она рванёт. Да так, что всем чертям станет тошно.
Сперва упадут цены на недвижимость, про это есть в материалах ЦБ. Вал ипотечного спроса «перегрел» рынок, и вскоре, когда он сойдёт на нет (что, как вы видим, произойдёт уже завтра), покупателей просто не станет.
Ещё одним фактором станет скорая отмена так называемой «льготной» ипотеки, где процентная ставка частично субсидируется государством.
Застройщики уже заранее рвут волосёнки на пятой точке. Да, это тоже сильно ударит по ценам.
«Льготная ипотека стала для рынка существенным драйвером роста и поддержкой в сложный период. Программа зарекомендовала себя как эффективная мера, и, на наш взгляд, отказываться от нее на данном этапе преждевременно. Застройщики, как и банки, должны быть уверены в завтрашнем дне, начиная крупные проекты, требующие серьезных ресурсов. Поэтому отмена программы, на наш взгляд, может оказать негативное влияние на рынок в краткосрочной и среднесрочной перспективах», — плакается первый заместитель генерального директора концерна «Крост» Марина Любельская.
И вот мы подошли к самому интересному. И печальному. Итак, цены на недвижимость сильно упали (по ряду прогнозов — на 35−50% и более), а материальное положение «электората», как презрительно называют граждане РФ власти, ещё сильней ухудшилось. Собственно, данный процесс вовсю идёт, и тут ЦБ тоже регулярно бьёт тревогу. Начнутся банкротства ипотечников, и они породят вал иного рода, с «цепной реакцией».
Потому что, получив ряд просрочек и невозвратов, тот или иной банк начнёт думать, что делать со своим пакетом потенциально крайне опасных ипотечных договоров. И попытается его продать. Желающих продать будем много, купить — мало. Или вообще не будет. Рынок торговли ипотечными договорами в одночасье рухнет.
Да и банковской системе в целом станет худо, так как несметные триллионы рублей ссуд, платежи по которым растянуты до предела (по данным ДОМ. РФ средневзвешенный срок ипотеки вырос до 20 лет и почти 11 месяцев — тоже рекорд!) превратятся в потенциальные нули. Отобрать у миллионов граждан их квартиры и дома не получится, это чревато социальным взрывом. Да и что потом делать с этой недвижимостью, которая сильно подешевела? Проблема, причём системная…
В принципе, граждане РФ делают всё правильно — берут кредиты дабы их когда-нибудь отдать. Или не отдать, если власть в стране таки поменяется. Правда, легко в любом случае не будет, так или иначе нервишки потрепать придётся. Законодательство уже «откорректировано», выселять людей из единственного жилья можно, вот только решался ли власти на это? Бесспорно, сперва такие случаи будут, но если народ объединится (а вероятность этого крайне велика), то едросы не решатся доводить дело до всероссийского бунта.
Можно ли избежать катаклизмов? Можно.
«Важно отметить, что устойчивое ускорение роста российской экономики и доходов населения способно расширить потенциал для ипотеки, дополнительно увеличивая платежеспособный спрос на постоянной основе. Положительный эффект для рынка ипотеки будет еще сильнее, если опережающими темпами будут расти доходы домохозяйств, относящихся к средним децилям по распределению доходов. Именно в этой группе домохозяйств рост доходов способен сильнее всего увеличить платежеспособный спрос на ипотеку», — говорится всё в той же аналитической записке ЦБ.
То есть всё просто — нужно не «кошмарить бизнес» и давать людям зарабатывать. Однако для едросов данные слова сродни крамоле. Ведь самодостаточные граждане, которые уверены в завтрашнем дне, могут и задуматься — а нужны ли им такие «слуги народа»?
Российские национальные цели: к чему стремится страна в ближашие 10 лет
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
В указе президента национальные цели были определены достаточно обще и укладывались в короткую фразу: всё о людях и немного о цифровизации. Месяц правительство работало над заданием главы государства и вынесло в паблик набор экономических показателей, которые должны привести страну к намеченным целям. Телеграм-канал «Незыгарь» стал платформой, которая разместила план развития страны на следующие 10 лет. Единый план по достижению целей включает в себя многое: нацпроекты, федеральные проекты, общенациональный план действий по обеспечению занятости.
Пока правительство предоставило только проект, в котором расписаны первые пять лет по годам, далее даётся показатель 2030 года. Некоторые клеточки пустые, некоторые данные отсутствуют или дорабатываются. Но ответственные определены, и главные цели поставлены. Поэтому уже сейчас можно понять, какой станет в 2030 году прекрасная Россия будущего. «Новые Известия» рассмотрели этот план по целям.
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей
По мнению наших экспертов, в план вошли «верхние значения» демографических данных по продолжительности жизни и росту населения. Это означает, что правительство предпочло оптимистический прогноз пессимистическому или даже среднему. По этим цифрам общий прирост численности населения страны, включая рождаемость и миграцию, увеличится в 2024 году до 67200 человек, а в 2030 году до 126600 человек. Конечно, государство и специалисты желают роста численности населения, говорит Алексей Ракша, независимый демограф, в недавнем прошлом занимавший должность советника в Росстате, но этот вариант далек от реальности:
— В плане заложен резкий рост миграции и рост рождаемости. Если даются такие цифры, то рост рождаемости закладывается повсеместно, особенно в тех регионах, где сегодня рождаемость самая низкая.
Такой резкий рост рождаемости возможен, если государство будет предпринимать экстраординарные меры. Например, выплачивать миллион или два миллиона за рождение третьего ребёнка. Кроме того необходимо, чтобы экономика в стране пошла резко в гору, начали расти доходы населения, хотя бы так, как это было в нулевых годах, а курс доллара и евро упал. Если наступит геополитическая стабильность, и русский мир расцветёт, все эти события произойдут одновременно, тогда значения демографических показателей из такого радужного и уже несбыточного высокого варианта прогноза, обозначенные в планах, могут стать реальностью.
Рождение вторых и третьих детей – основа прироста населения, сильно зависит от роста предполагаемых доходов и от очень грамотной демографической политики, которая, к сожалению, в нашей стране сильно хромает.
Очевидно, что действенным механизмом является выплата материнского капитала. Но, чтобы этот инструмент работал и стимулировал рождение второго и третьего ребёнка, выплачивать его следует при рождении вторых и третьих детей. У нас же материнский капитал положен при рождении первого ребёнка в семье. По сути, это раздача денег, а не материальное стимулирование рождаемости. Вместо увеличения материнского капитала ввели пособия по бедности. Такие действия больше напоминают поддержание штанов, к демографии это имеет мало отношения, говорят эксперты.
План достижения национальной демографической цели предполагает, что суммарный коэффициент рождаемости даже в этом году составит 1,52 ребёнка на женщину. Алексей Ракша говорит, что в этом году рождаемость ожидается в диапазоне от 1,45 до 1,49 со снижением в следующем году из-за коронакризиса.
Для этого есть объективные причины: пандемия COVID-19, падение доходов семей, страх перед будущим. Тем не менее, Росстат заложил в план реализации целей рост рождаемости с 2022 по 2025 годы по всем трём вариантам: и по пессимистическому, и по среднему, и по оптимистическому. Демограф Ракша предполагает, что проблема в самом статистическом ведомстве.
— Видимо, в Росстате началась внутренняя цензура. Им не разрешают давать прогнозы ниже определенного уровня. Просто, видимо, запрещают: нет, нельзя, не согласовано. Прогноз необходимо согласовывать в министерствах. Естественно, что министерства недовольны пессимистическими оценками. Поэтому цифры начинают отрываться от реальности. В бытность главным прогнозистом Росстата мне было запрещено рисовать миграционную убыль в низком варианте прогноза.
Если в стране всё будет хорошо с экономикой, то высокий вариант, заложенный в планах, возможен. Но необходим и низкий вариант, который должен исходить из того, что всё будет плохо. Я предполагаю, что низкий вариант Росстата будет выше реального.
Правительственные цифры пышут оптимизмом и в отношении продолжительности жизни. Несмотря на COVID и падение экономики, по прогнозам составителей «плана» в этом году продолжительность жизни останется такой же, как и в прошедшем, а в 2021 ещё и вырастет на полгода. К 2030 году россияне будут жить в среднем на 5 лет дольше, чем сейчас.
Алексей Ракша ожидает в этом году продолжительность жизни в диапазоне от 72,4 до 72,9 года.
Сомнения у экспертов имеют под собой основание. За первое полугодие 2020 года убыль населения составила 217 тысяч человек. Правительственный план предполагает, что население сократится в этом году на 158 тысяч человек. Если это так, то за оставшееся полугодие прирост населения должен составить 62 тысячи человек.
Если осенью границы опять закроются из-за второй волны, и эта оптимистическая цифра будет скорректирована вниз.
Борьба с бедностью
Улучшение жизни населения и увеличение реальных доходов – это главная цель любой современной экономики. Согласно правительственному плану, уровень бедности в стране через 10 лет должен сократиться в два раза. Это возможно, говорят специалисты, если темпы роста ВВП будут на уровне 3,3% и выше. Такой рост обеспечит увеличение и заработных плат, и доходов населения. И даже если зарплаты при таком росте точно вырастут, то над доходами придется очень много работать.
Второе условие снижения уровня бедности – это создание нового подхода к поддержке и социальной помощи. Власти планируют создать новый институт социального казначейства. Смысл его – понять баланс расходов и доходов каждой семьи. Это позволит предлагать индивидуальные меры поддержки. Одни получат социальную помощь, другие – социальные контракты. Социальные контракты предполагают дополнительное образование, переквалификацию, помощь в организации своего бизнеса.
В этом году ожидается падение экономики на 3%, поэтому ни каких выдающихся успехов в борьбе с бедностью мы не получим. Успехом станет стабилизация ситуации на уровне прошлого года, но по мнению экономистов, ситуация с бедностью только ухудшится. Если взять показатели 2013 года, то по доходам населения нужно отыграть 10% падения. Это значит, что доходы населения должны расти по 1,5% в год. Но и будущий год под большим вопросом. Эксперты считают, что они не вырастут вообще.
Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство
По плану правительства, валовой внутренний продукт (ВВП) сократится в этом году на 4,2%, а в будущем году вырастет на 3,3%. Такой эффект после кризиса экономисты называют отскоком, или эффектом отложенного потребительского спроса. Этот эффект может продлиться всего один год. Чем глубже падение, тем выше показатели роста в следующем периоде, учит экономическая наука. Но главный вопрос – что будет дальше.
Между тем, российский бюджет уже сократился, и он будет сокращаться и в будущем году. Все незащищенные статьи бюджета, кроме социалки, уменьшатся на 10%. Существует проект, по которому даже программа «Государственное вооружение» будет порезана на 5-8%. Пространство для смягчения кредитно-денежной политики ЦБ тоже сильно ограничено возможным уровнем инфляции и другими факторами. Ниже трех процентов наступают сильные риски.
— Остается одно. Как говорил дедушка Ясин – когда нечего дать, дайте свободу.
«Нужно менять резко-континентальный инвестиционный климат»
Чтобы достичь роста в 3% и выше, нужен рост инвестиций на уровне 6-7%. Инвестиции живут в деловой среде. Ее-то и нужно менять. Никита Масленников говорит:
И снова малый бизнес
В общем, для развития рынка труда и развития бизнеса важны не количественные показатели, а то, чем эти предприятия занимаются. На сегодняшний день 80% российских малых и средних предприятий заняты торгово-посреднической деятельностью. Поэтому правительство должно поддерживать тех, кто занимается современным производством. Например, оффшорное программирование заработало в прошлом году 8-10 миллиардов долларов. Государство должно стимулировать экспорт. Там, как говорят специалисты, есть много чего сделать.
Пенсии: средняя температура по больнице
Пенсионеры, которые поверили президенту Путину, заявившему, что размер пенсий будет расти не ниже инфляции, будут разочарованы. Пенсии хотя и будут расти, но только в этом и следующем годах – на 2,4 и 1,2% соответственно. Начиная с 2022 года, ежегодный рост пенсий в среднем будет вокруг полпроцента.
— Цифры этого плана лукавые. Ну, провели индексацию, ну и что? Главное – соотношение между зарплатой и пенсией. Если мы не будем заниматься накопительной пенсией, дальше мы будем деградировать в силу элементарной демографии. И кроме того, нам нужно остановиться и посмотреть, а что же произошло после введения пенсионного балла, пенсионного коэффициента. С введением его мы потеряли окончательно конкретную связь между количеством лет, стажем и заработком выходящих на пенсию. Мы все усреднили. Размывание такой зависимости людей демотивирует работать «в белую»,- считает Никита Масленников.
Главное в пенсиях – не лишние 500 рублей в год, а соотношение заработной платы и размера пенсии. По Международной конвенции по минимальным социальным стандартам, коэффициент замещения, то есть, соотношение средней зарплаты и средней пенсии составляет 40%. В России этот показатель 30-31%. В развитых странах – 70%. Половина из 70% составляет накопительная часть пенсии. В России накопительная часть пенсии заморожена с 2016 года. Да и то – она составляет только 27% от всей пенсии и только для граждан моложе 53 лет.
Экономика для людей или люди для экономики
Экономист считает так: «Эффективный качественный экономический рост сопровождается увеличением социальной отдачи – реально располагаемыми доходами и уровнем вложения в человеческий капитал – образование, медицину, спорт, культуру, то, что вырабатывает новые качества и дает человеку возможность больше зарабатывать. Если этого нет, то тогда господа в правительстве должны отвечать, почему этого нет. Тогда давайте сядем и поговорим».
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Onet: Запад не должен уступать России, иначе она пойдет еще дальше
Растущая напряженность, связанная с размещением примерно 100 тысяч российских военных и внушительных танковых сил у границы с Украиной, заставляет западных политиков и аналитиков задуматься, не грозит ли Европе война. Такой сценарий, конечно, вероятен, но также возможно и то, что Россия просто стремится договориться с Западом. Соглашение, которое она предлагает, может, однако, оказаться хуже войны. Нам выгоднее рискнуть развязыванием конфликта, чем соглашаться на российские условия.
Плюсы профессионализма
Российская внешняя политика имеет несколько отличительных особенностей, обуславливающих ее эффективность, а с чисто профессиональной точки зрения вызывающих уважение. Во-первых, Россия в отличие от Польши действует последовательно и придерживается одного и того же внешнеполитического курса на протяжении многих лет. Во-вторых, она может проводить такую политику в том числе потому, что имеет (вновь в отличие от Польши) искусных дипломатов и хорошо работающую разведку. В-третьих, наконец, Россия реалистично оценивает свой потенциал, то есть осознает, что ее значение на политической сцене мира снижается.
Кремлевские элиты смотрят на вещи исключительно реалистично и прекрасно понимают, что период, в который они могли многого добиться в отношениях с Западом, подходит к концу из-за технологического отставания России и постепенного отказа мира от ископаемого топлива. То, чего еще можно добиться сейчас, через полтора десятка лет станет недостижимым, а поэтому они стараются сохранить или, там, где это возможно, нарастить свои активы. Россияне при этом мастерски ведут более смелую игру, чем позволяет их потенциал.
Как им это удается? Во-первых, они используют дополнительные рычаги, например, деятельность спецслужб. Во-вторых, смело, почти безрассудно задирают ставки так высоко, что боящийся чрезмерных рисков Запад порой уступает, даже если в реальности он сильнее. В-третьих, россияне играют на наивности западных стран, нашептывая им, например, что если они не договорятся с Москвой, та станет союзницей Пекина. На самом деле Россия никогда не сделает ставку на Китай, ведь она прекрасно понимает, что не сможет вертеть им так, как вертит Западом.
Российские элиты на самом деле уже давно выбрали Запад, но, во-первых, на своих условиях, а во-вторых, без демократии, прав человека, либерализма и порядочности властных кругов. Агрессия России, ее спесь и высокомерие — это как раз признаки того, что она увязывает свое будущее не с каким-либо союзом с Китаем, а с западным миром, который, как верит российский истеблишмент, примет Москву к себе на ее собственных условиях.
Реконкиста
В первую очередь Россия старается склонить Запад признать за ней право вести реконкисту на постсоветском пространстве и превратить его (за вычетом стран Балтии) в сферу российского влияния или исключительных российских интересов.
Контекст
WP: экс-посол США Макфол предложил выдавить Россию с Украины каскадными санкциями
NBC News: в США предупредили Россию о катастрофических последствиях войны на Украине
Bloomberg: Байден решил запугать Путина жесткими санкциями
TNI: война за Тайвань или Украину будет катастрофой
В Белоруссии Москву интересует полное доминирование, на Украине ее цели сводятся к тому, чтобы та в будущем не стала частью Запада. Российская политика в отношении Киева на протяжении многих лет ориентируется именно на эту единственную цель.
Однако структура внешней торговли Украины за последнее время претерпела значительные изменения. Россия уже борется не за первое место в списке ее торговых партнеров с Евросоюзом, а за второе — с Китаем. Москва видит, что хотя украинское государство фактически не имеет перспектив членства в ЕС и НАТО, процесс его интеграции с Западом продолжается. В связи с этим в Кремле, по всей видимости, решили, что Киев все же ускользает из рук. Это склонило Россию сделать то, что она обычно делает в таких ситуациях: поднять ставки.
Польза от коррупции
Российские войска на границе с Украиной — это инструмент переговоров, но не с украинцами, а с Западом на тему статуса Киева. В свете того, что популярность Путина снижается (поэтому он нуждается в успехе), что россияне попали в зависимость от агрессивного национализма, а российские офицеры, в отличие от своих предшественников советской эпохи, часто обращаются к чрезмерно рискованным действиям, нового нападения России на Украину исключить, к сожалению, нельзя.
Однако оно сопряжено для российских элит с огромными рисками. Если предположить, что они руководствуются исключительно неоимперскими устремлениями, военный сценарий можно назвать умеренно вероятным. К счастью, истеблишмент в России страдает еще одной болезнью помимо реваншизма и неоимпериализма: это приобретшая невероятный размах коррупция. Попросту говоря, подавляющее большинство представителей кремлевской элиты крадет, что очень плохо для России, и очень хорошо для Польши, а также Запада.
Если вероятность войны между Россией и Западом близка к нулю, то уже возобновление боев на украинском фронте представляется вполне возможным, однако, по причине потенциальных издержек это наверняка не тот вариант, который Кремль рассматривает в первую очередь. Москва хочет отнюдь не войны.
Разрядка?
О том, что стягивание российских войск к украинской границе может быть инструментом для повышения ставок на переговорах, свидетельствует недавнее заявление Путина. Принимая 1 декабря верительные грамоты у пары десятков новых послов, он сообщил о желании России получить от НАТО надежные гарантии того, что организация откажется от расширения на восток (то есть, никогда не пригласит в свои ряды Украину). Российский президент также добавил, что эти гарантии должны иметь юридическую форму, намекая на якобы данные США политические обещания не принимать в Альянс новых членов, которые якобы были нарушены, когда к нему присоединилась, в частности, Польша.
В тот же день глава российской дипломатии Сергей Лавров во время визита в Стокгольм сказал, что Россия может ответить на агрессивные действия НАТО и принять «меры для выправления военно-стратегического баланса». Реагируя на слова министра об угрозах, связанных с расширением Альянса, госсекретарь США Энтони Блинкен отметил, что единственная реальная угроза — это перспектива очередного нападения России на Украину.
Невзирая на то, что российские заявления на тему исходящей от НАТО опасности лживы, следует тщательно проанализировать высказывание Путина о правовых гарантиях. Он намекает, что Россия предлагает Западу подписать договор о европейской безопасности. Деталей пока нет, но, по всей видимости, речь бы шла о каких-то модификациях уже забытого проекта Медведева, то есть предложения, суть которого сводилась к разделу сфер влияния в Европе и замене существующей архитектуры безопасности чем-то вроде «концерта держав». В рамках такой системы Польша, не относящаяся к числу держав, автоматически стала бы объектом, а не субъектом европейской политики.
Абсурдный польский подход
Сейчас шансы на заключение договора между Западом и Россией, по всей видимости, ничтожно малы. С другой стороны, не следует забывать, что российские дипломаты обладают уникальным талантом продвигать теоретически общие по своему содержанию, но в действительности далеко идущие проекты. Сам план Медведева был, собственно, несколько обновленной версией еще советского предложения времен Андрея Громыко. Европа устала от новой холодной войны, продолжающейся по меньшей мере с момента выступления Путина на Мюнхенской конференции в 2007 году, поэтому нельзя исключить, что там найдутся страны, которые будут готовы согласиться на возможные российские предложения.
Таким государством, определенно, выступит, Франция, которая, кстати, отреагировала полтора десятилетия назад на план Медведева более благосклонно, чем, например, Германия. В этом контексте выглядит совершенно абсурдным то, что польская дипломатия буквально подталкивает Париж к повышению активности в восточной политике, как это сделал недавно в интервью изданию «Дзенник газета правна» Якуб Кумох (Jakub Kumoch), возглавляющий Бюро международной политики Анджея Дуды (Andrzej Duda).
Свойственная польским правым одержимость антинемецкими идеями, судя по всему, не позволяет даже ближайшим соратникам президента заметить, что если в ЕС и НАТО есть какая-то страна, которая не только не оправдывает наших ожиданий в контексте отношения к России (как Германия), но еще и относится к ней благожелательно, так это именно Франция.
Финляндизация
24 ноября главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов написал статью, в которой призывал вернуть понятию «финляндизация» положительный смысл. Оно описывало статус Финляндии в период холодной войны. Та не находилась в советской сфере влияния, но ее суверенитет был ограничен: она не имела права присоединяться к западным структурам. Чуть раньше в той же публикации Лукьянов прямо заявляет о необходимости отказаться от идеи, что государство имеет право вступать в такие союзы, в какие захочет.
Этот текст очень важен, поскольку Лукьянов, которого в Польше многие считают либералом, хотя на самом деле его можно назвать, самое большее, человеком, назначенным выступать либералом, очень часто публично говорит то, что позже предлагает российская дипломатия. На первый взгляд, финляндизация или, иначе говоря, соглашение Запада и России о нейтральном статусе Украины и Белоруссии могло бы показаться вполне разумным решением с точки зрения польских интересов, ведь в Белоруссии мы уже проигрываем, а европейские перспективы украинцев выглядят, скорее, миражом, чем реальностью.
Новое Мюнхенское соглашение
Однако никто не предлагает Украине и Белоруссии нейтрального статуса, а разговоры о финляндизации касаются лишь первой. Вторая не обсуждается вообще: подразумевается, что она уже входит в сферу исключительных интересов Москвы.
На белорусской территории Россия рано или поздно разместила бы свои военные базы, которые позволят ей шантажировать страны Балтии, добиваться очередных уступок у Киева и угрожать Варшаве. Вышесказанное означает, что Польша должна выступить против соглашения на тех условиях, которые, по всей видимости, Москва предложит Западу, и последующей «разрядки» в отношениях.
Принятие российских условий «разрядки» будет означать, что новая холодная война, которая началась с мюнхенского выступления Путина, завершилась бы соглашением в стиле Мюнхена 1938 года. Как известно, документ, подписанный 83 года назад, лишь спровоцировал агрессора. Именно так может произойти и сейчас. Следовательно, нужно приложить все усилия к тому, чтобы возможные издержки войны оказались для него как можно более высокими. С Россией, возможно, следует придти к какому-то соглашению, но только не на предлагаемых ей условиях.
В контексте угрозы развязывания войны или появления нового Мюнхенского соглашения Польша должна заняться нормализацией отношений с Западом. Если она этого не сделает, мы можем однажды проснуться в такой реальности, в которой будет объявлено о «разрядке» в отношениях с Россией, но эта «разрядка» лишь вынудит нас вооружаться. Западные базы в Польше не появятся, ведь с Москвой у нас будут «прекрасные отношения». Проблема в том, что под руководством «Права и справедливости» (PiS) Варшава движется в противоположном направлении. Вместо того чтобы перед лицом нарастающей угрозы налаживать контакты с Западом, она всеми силами старается испортить отношения как с Востоком, так и с ним.
Вступая в конфликт с западным сообществом не только в тех сферах, где наши интересы расходятся, но и там, где они совпадают или причины для споров полностью отсутствуют, руководство Польской Республики делает именно то, о чем мечтает Москва, которая предпочитает договариваться с Западом, не прислушивающимся к голосу Варшавы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.