Кадетские классы что это такое
Все, что нужно знать о кадетских школах
В последние годы делается много для повышения престижа профессии военного. В том числе и в образовании: выбор кадетских школ и кадетских классов сейчас довольно богатый. «Мел» отвечает на самые часто задаваемые вопросы о кадетских школах: чем одни школы отличаются от других и что нужно знать, чтобы туда поступить.
Подготовку детей к военной службе осуществляют два типа учебных заведений: кадетские школы, принадлежащие департаменту образования Москвы, и кадетские корпуса, принадлежащие министерству обороны. С 1 сентября 2014 года только в Москве было открыто 72 кадетских класса в структуре профильного обучения. Полный список кадетских школ в Москве можно посмотреть здесь.
Кадетские школы от департамента — это средние общеобразовательные учреждения, в которых наряду с общими предметами дети изучают предметы военной подготовки. Они бывают двух видов: школы-интернаты и обычные школы. В школах-интернатах дети находятся пять дней в неделю, а выходные проводят дома. А в кадетские школы дети ходят так же, как и в обычные общеобразовательные. Существуют школы смешанного обучения, а также раздельного — для мальчиков и для девочек.
Кто может учиться в кадетских школах столичного департамента образования и является ли обучение платным?
В таких школах могут учиться дети только с московской регистрацией. Обучение в кадетских школах бесплатное — за свой счет покупается только форма.
Кто может учиться в кадетских корпусах от министерства обороны?
Принимаются дети вне зависимости от места проживания, но из-за высоких требований поступить в них достаточно сложно. Если вы уверены в том, что будущее вашего ребенка — военная служба, тогда имеет смысл приложить максимум усилий. В кадетских корпусах предоставляется полный пансион с постоянным проживанием. Увольнения допустимы лишь в выходные. Обучение также бесплатное.
Считается ли обучение в кадетском классе на базе профильного образования подготовительным этапом к профессии военнослужащего?
Разумеется. Образовательный комплекс заключает договор (соглашение о сотрудничестве) с профильным министерством или силовым ведомством, и не менее 75% выпускников кадетских классов поступают в профильные вузы патронатной специализации.
В каком возрасте ребята могут поступить в кадетский класс и отличается ли режим дня кадетских классов от обычных?
Обучение начинается с седьмого класса. Ребята учатся в режиме полного дня и требования к ним значительно выше, чем к сверстникам из параллельных классов.
Если ребенок не потянет обучение в кадетском классе, сможет ли он перейти в другой класс?
Сможет. Одно из условий открытия кадетских классов в учебном заведении — существование не менее трех обычных классов в этой параллели. Но поскольку ребенок, обучаясь в кадетском классе, остается в привычной для себя среде, такие случаи довольно редки.
Слово «кадет» происходит от французского «cadet», что значит «несовершеннолетний», «младший». В дореволюционной Франции так называли молодых дворян, принятых на военную службу, которые впоследствии становились офицерами. Поэтому период кадетства можно считать отправной точкой в карьере военнослужащего, будущей военной лигой.
История кадетства началась в Пруссии. В России первые кадетские корпуса появились в XVIII — первой четверти XIX веков. Но во время Октябрьской революции они были закрыты и возродились вновь лишь после Великой Отечественной войны. К широко известным суворовским и нахимовским училищам постепенно стали добавляться ведомственные кадетские корпуса и школы.
Каковы критерии отбора в кадетские школы?
В первую очередь состояние здоровья и выносливость. Без них ребенок не выдержит жесткого режима дня и усиленной физической и военной подготовки. Во вторую — психологическая устойчивость (стрессоустойчивость). Она определяется в ходе конкурсного отбора на собеседовании с психологом. Ну и, конечно, высокие результаты вступительных испытаний по общеобразовательным предметам.
Что входит в перечень медицинских противопоказаний?
Существует ли категория «вне конкурса»?
Да. В эту категорию попадают дети военных, погибших при исполнении служебного долга или находящихся в подразделениях особого риска. Преимуществом при зачислении также пользуются дети из многодетных или неполных семей.
Можно ли из обычной школы перевестись в кадетскую?
Можно. При наличии мест и при полном соответствии требованиям учебного заведения.
Когда проходит день открытых дверей в кадетских школах?
Как правило, в феврале–марте. Необходимо следить за информацией на сайте выбранной школы. Прием документов осуществляется с марта по июль.
Мифы и реальность кадетского образования
Светлана Лаврентьева
23 февраля 2018 • 19:27
В последние годы в стране кадетские корпуса и кадетские классы появляются со скоростью грибов после теплого дождя. Но даже в таком количестве они не могут вместить всех желающих. Чего ждут родители от кадетского образования для своего ребенка и получают ли желаемое?
40 лет назад, думаю, и раньше летом в Москве на Филях около Суворовского училища на всех газонах сидели десятки, если не сотни людей. Со всей страны родители привозили своих сыновей поступать в училище. На территорию родителей не пускали, и они ждали окончания экзаменов и медкомиссий, сидя на траве перед забором училища. Многое с тех пор в нашей стране переменилось, но желание родителей дать своим детям военное образование никуда не делось и, кажется, стало еще более распространенным. О том, зачем и почему сегодняшние мамы и папы отдают своих детей в кадетские корпуса и классы, я поговорила с родителями юных кадетов.
Я уверена в будущем сына
Ольга Ворейко: «Мой сын третий год учится в кадетском корпусе, и я счастлива, что он смог стать кадетом. Во все времена офицерство было элитой общества и, не в последнюю очередь, за счет своего образования. Сын изучает два иностранных языка, специальные предметы, имеющие отношение к военному делу, этикет, бальные танцы. Ему сейчас 15 лет, но я уже уверена в его будущем: после окончания корпуса он, естественно, пойдет дальше по этой линии. Поэтому мне не нужно переживать из-за выбора вуза, профессии, ломать голову, чем ему зарабатывать. В наше время это очень ценно – быть уверенным в будущем. Да, я скучаю по сыну, не имею возможности видеть его каждый день, но я спокойна за него: он под хорошим присмотром, лишен шанса попасть в неприятности или плохую кампанию. Я считаю, что решение отдать сына в кадетский корпус, было одним из самых правильных в моей жизни».
Элитарным образованием это никак не назвать
Сабина Ядрахова: «Когда в школе, в которой учился мой старший сын, решили открыть один кадетский класс, я обрадовалась, потому что это был шанс для младшего сына, он как раз заканчивал 4 класс в другой школе. И он стал учеником кадетского класса. Предварительно изучив тему кадетского образования, я ждала от обучения сына в этом классе высокий уровень образования, определенный уровень соучеников, интересную учебную программу. По факту ничего этого мы не получили. Основные предметы им преподавали те же учителя, что и в других классах, и по той же программе. Специальные предметы: «историю российской армии», «строевые песни», «этикет», «строевую подготовку» и т.д. вел бывший физрук школы, который отучился на курсах и стал классным руководителем кадетского класса. Он не очень разбирался в тех предметах, которые преподавал. Про контингент даже говорить не хочется: было ощущение, что всех двоечников и хулиганов района собрали в этот класс. Поэтому после Нового года сына по его просьбе я перевела в параллельный, самый обычный класс. Думаю, что в школах, в которых такие классы создаются обдуманно, с пониманием, что это, зачем и как образование кадетов должно отличаться от обычного образования, там получается существенно удачнее. Но, если создание кадетского класса в школе – это дань моде или выполнение какого-то плана, спущенного сверху, то получается вот такая профанация, как в нашей школе. По факту это класс-отстойник, от которого рыдает вся школа: и учителя, и дети. Элитарным образованием это никак не назвать».
Мой сын – кадет, и я за него спокойна
Я рада, что так получилось
Армия – это тупость, грязь, грубость, инфантилизм
Сергей Иванченко: «Мой сын – кадет, хотя я был против такого решения, и сейчас против. Но на этом настаивала моя жена, потому что она считает, что в нашей стране армейское будущее – это стабильность, перспективы, уважение и со всех точек зрения хороший выбор для мальчика. Но ей простительно, она судит по армии только по фильмам и пропагандистским телепередачам. Я же отслужил в армии 6 лет, и у меня совсем иное мнение. Армия – это тупость, грязь, грубость, инфантилизм. Да, не удивляйтесь. Когда ты живешь, во всем подчиняясь командиру, когда выполняешь приказы без возможности их оспорить или даже обсудить, способность к самостоятельному принятию решений как-то пропадает. Да, я в своей жизни встречал умных, образованных и интеллигентных офицеров, но они – скорее исключение из правила. Надеюсь, что у сына хватит ума, чтобы правильно оценить свои перспективы и вовремя соскочить».
Ребенок сыт, одет, его учат, за ним следят
Вера Антонова: «У нашей семьи непростые времена. В финансовом плане. И для нас кадетский корпус – это спасение. Ребенок сыт, одет, его учат, за ним следят, его даже лечат, если он болеет. Это больше, чем ему могу дать я. Я очень благодарна государству за то, что оно открывает эти кадетские учреждения, в наше время это серьезное подспорье для многих семей».
Дочь продержалась 4 месяца
Ирина Шверкина: «Решение направить дочь в кадетский класс далось нам тяжело. На этом настаивал муж, который очень боится за дочь, говорит, что в современном мире много опасностей и искушений, которым она не сможет сопротивляться, а военное образование, повышенные требования к дисциплине ставят мозги на место. Я же считала, что для девочки это плохой путь, что языковая школа была бы для нее более подходящей. Но муж настаивал, поэтому мы решили попробовать. В итоге дочь продержалась 4 месяца, после чего слезами и мольбами заставила нас перевести ее в другой класс. Я предполагала, что так будет, и рада, что не ошиблась. Судя по рассказам дочери, специальные предметы были полной профанацией: учитель показывал им презентации, видеоролики, и вот так проходили уроки. Зато каждое утро начиналось с политинформации, когда детям просто в течение получаса зачитывали политические новости из газет. И ради этого их класс приходил в школу на полчаса раньше. Классный руководитель постоянно кричал, мог толкнуть, грубо схватить за плечо. Мальчики доводили учителей на уроках, например, учительница истории в итоге отказалась от их класса. Это был неудачный опыт, даже муж признал, что был неправ, когда настаивал на том, чтобы Аня училась в кадетском классе».
История появления кадетского компонента в школе
Сегодня возрождение кадетского движения в России с его многовековыми героическими традициями служения Родине продиктовано временем и является востребованным в молодежной среде. Классическое кадетское образование принято ассоциировать с кадетскими корпусами, где в основном мальчишки круглосуточно погружены в военно-образовательную среду. Трансформация традиционного кадетского движения с учетом современных реалий, послужила закладке современной модели организации кадетских классов в общеобразовательных школах, которая успешно стартовала в сентябре 2014 года в 72 общеобразовательных школах города Москвы.
Наше учебное заведение – ГБОУ Школа №2009 г. Москвы (ранее ГБОУ СОШ №2009) под руководством директора Гесслера Д.М. в результате проведения конкурса Департаментом образования города Москвы «70 кадетских классов в честь 70-летия Победы» на базе общеобразовательных учреждений стала одной из школ, где организован кадетский класс. Новый подход к кадетскому образованию существенно приблизил к осуществлению мечты многих ребят и девчонок стать кадетами. Так в состав кадетского класса нашей школы путем серьезного конкурсного отбора вошли 25 семиклассников, из них 20 мальчиков и 5 девочек. Все они очень разные по характеру, творческим наклонностям, интересам, и, конечно же, по уровню подготовки. Но за текущий учебный год ребята очень сдружились, осознали свою значимость и даже в некоторой степени «элитарность». Во многих ребятах проснулся интерес к учебе и социально значимым общественным делам, а также к самосовершенствованию через реализацию творческого и спортивного потенциала. Огромную роль сыграли в жизни кадет их классный руководитель Корнева Н.С., воспитатель, капитан запаса Савченко М.А., и куратор кадетского направления подполковник Бубнов В.П., поддержка и контроль которых во время учебного процесса, а также в организации второй половины дня позволили ребятам быстро сплотиться в дружный коллектив.
Почему ребята решили поступить именно в кадетский класс? Некоторые мальчишки объясняли свое желание стремлением продолжить военно-профессиональное дело своих дедов и отцов, служивших в вооруженных силах РФ.
Артем Акимов: «Я хотел продолжить военную династию своей семьи и поэтому пошел в кадеты! И я ни разу не пожалел о своем решении, потому что я точно знаю, что стану офицером!»
Кого-то привлекают профессии спасателя или военного. Но большинство мальчишек и девчонок в поступлении в кадетский класс видят возможность стать более организованными и успешными.
Якубенко Диана: «Мне родители посоветовали поступить в кадетский класс. Я сначала сомневалась в правильности принятого решения. Нужно ли мне это? Но потом поняла, что сделала правильный выбор. Форма немного изменила меня, но изменила к лучшему. Я начала лучше учиться, стала более ответственной, организованней и серьезней. У меня появилась уверенность в себе. Я нацелена на результат и уже вижу себя в гражданской службе».
Сегодня кадетство представляет собой предпрофильное и профильное образование, где основные и дополнительные образовательные программы, а также внеурочная деятельность вплетены в единую канву кадетского образования, способного активно интегрироваться в социально-образовательную внешнюю среду и тем самым набирать популярность среди молодежи.
Кадетское воспитание в ГБОУ Школе №2009 направлено на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать духовные и физические способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренить понятия благочестия и долга перед Отечеством. Кадетское образование позволяет кадетам через всестороннее раскрытие их индивидуальных возможностей и способностей, лучше понять своё предназначение. Ребята уже после первого года обучения в кадетском классе нацелены достойно готовиться к служению Родине в рядах Вооружённых сил, многие из них уже сегодня способны обозначить своё профессиональное будущее на гражданской и военной службе.
Создание кадетского класса в общеобразовательной школе не только стало подтверждением многопрофильности образования, но и, что немаловажно, дало мощный толчок к подъёму патриотических чувств, сохранению и приумножению культурно-исторических, военно-патриотических традиций своего Отечества для всех старшеклассников комплекса, так как обучающиеся находятся в едином информационном и образовательном пространстве.
Кадетское образование очень близко традициям нашей школы и сегодня оно очень актуально среди многих подростков нашего района. В школе на деле реализуются принципы непрерывности и преемственности, а симбиоз основного и дополнительного образования дает возможность в каждом ребенке, начиная с дошкольного отделения, находить задатки и таланты для их постоянного развития, результатом которого становится индивидуальная модель территории успешности школьника, независимо от его возраста. Кроме того, школа продолжает реализовывать идею социокультурного развития. В структурных подразделениях школы ведется гражданско-патриотическая и музейно-краеведческая работа как среди молодёжи и взрослых, так и среди дошколят. Наши воспитанники с дошкольного возраста изучают историю и традиции своей страны и родного района Южное Бутово на основе экспонатов, прежде всего школьного музейного комплекса, находящегося на территории третьего структурного подразделения, который представлен музеем-лабораторией «Бутово тоже зовётся Москвой», музеем-мастерской «Русская артель» и музеем-картинной галереей юных художников передвижников. При музее работает общественная детская организация «Лествица истории Бутово». Эти музеи живут жизнью школы. Здесь проводятся и уроки, и праздники с народными традициями, а также встречи ветеранов войны и бывших жителей деревень. Музеи открыты как для гостей из всех волостей, так и для слушателей семинаров.
Поэтому открытие кадетского класса было логическим продолжением исполнения своей миссии и приумножения патриотических традиций нашей школы.
В образовательный процесс кадетских классов нашей школы включена обязательная подготовка по Основам военной службы, направленная на качественную допризывную подготовку кадет и включающая военно-патриотическое и физическое воспитание, формирование психологического настроя и готовности к военной службе, военно-техническую подготовку. Важно отметить, что именно комплексная системная согласованная программа взаимодействия всех партнёров с нашей школой под руководством Департамента образования города Москвы по разным направлениям деятельности: военно-патриотическому, спортивно-туристическому, психолого-педагогическому, профильному, социально-волонтерскому и т.д создаёт оптимальные условия для всестороннего образования кадет. Школа сотрудничает с Российским государственным университетом нефти и газа И.М. Губкина и Российским государственным университетом правосудия по организации профильной подготовки по программам вступительных экзаменов и адаптации обще-образовательных программ среднего общего образования.
В первой половине дня кадеты изучают общеобразовательные предметы. Для них расширено содержание в области истории России и математики.
Во второй половине дня — специальные курсы следующих направлений:
Военно-спортивный блок: медицинская, тактическая и строевая подготовка, учебные сборы, прикладная физическая культура.
Общекультурный блок: этикет, вокал, хореографическое искусство.
Поисково-туристический блок: наука выживания, музейная педагогика, поисковая деятельность.
Таким образом, в 2014-2015 учебном году 25 семиклассникам района Южное Бутово, прошедшим серьезный конкурсный отбор, и поступившим в кадетский класс, посчастливилось окунуться в яркую и насыщенную атмосферу профильного обучения – кадетское образование. На своих занятиях кадеты обучаются по основным общеобразовательным программам, но дополнительно изучают военное дело, основы самообороны, историю России, музейное дело, иностранные языки, бальные танцы.
Кроме того на протяжении года кадеты усиленно готовились к участию во всех значимых столичных мероприятиях, проводимых среди учащихся кадетских корпусов и кадетских классов.
Так первое участие в смотре-конкурсе на лучшее исполнение строевой песни среди кадетских классов принесло нашим ребятам только 32 место. Все были очень огорчены полученным результатом и поэтому стали еще более упорно готовиться к предстоящим соревнованиям.
18 февраля, накануне Дня защитника Отечества, кадеты приняли участие в Первом московском кадетском форуме «Честь имею служить Отчизне!», который проходил в Государственном Кремлевском Дворце. Завершился Форум большим праздничным концертом. Ребята принимали активное участие в мини-соревнованиях «Готов защищать Отечество!», фотографировали, слушали стихи и военные песни на мини-театральных площадках, рисовали картины, а также смотрели дефиле Театров мод с военными коллекциями и др. Кадеты высоко оценили это праздничное мероприятие и поделились своими отзывами:
Кружкова Дарья: «Праздничный концерт был очень хороший. Все выступления брали за душу. Во время исполнения патриотических песен, все аплодировали стоя. Приятно было видеть так много кадетов, которые, так же как и мы, приехали со всей Москвы на праздник. Порадовало, что среди гостей были ветераны войны. Атмосфера была необычайной. «
Корчевой Семен:«Мне очень понравилось это мероприятие. Особенно впечатлило выступление духового оркестра. Также выступали популярные звезды. Они спели несколько патриотических песен. Но главными все же были выступления кадетов. Концерт напомнил нам о героях, совершивших подвиг ради своей страны, ради всех нас. Приятно было видеть среди гостей ветеранов войны.»
Якубенко Диана:«От этого мероприятия осталось много положительных эмоций и незабываемых впечатлений. Я в восторге, как от выступления звезд, так и от выступления кадетов, особенно от вальса, когда девочки появились в белых платьях, а мальчики в парадной форме. Они танцевали восхитительно. Все было продумано до мелочей, программа, замечательные световые эффекты.. Несмотря на то, что зал был полностью заполнен, было очень комфортно. Спасибо организаторам за чудесный праздник.»
Акимов Артем: «Мне выпала большая честь побывать в Государственном Кремлевском Дворце на празднике, посвященному Дню Защитника Отечества. Поэтому мы с друзьями решили не терять ни минуты и перед праздничным концертом успели все посмотреть. На каждом этаже Дворца проходили интересные развлекательные программы, в некоторых из них нам удалось принять участие. Затем наступило время занимать свои места. Это было что-то. Перед глазами открылся большой красивый зал с балконами и красивой сценой. Точно по времени в зале выключили освещение, и все засияло красивым голубым цветом. Наш кадетский класс сидел на 38 ряду, но с него тоже все было замечательно видно. Концерт завораживал, удивлял, так что я не заметил, как пролетело время. Это выездное мероприятие мне очень понравилось, и я был бы очень рад посещать такие концерты чаще. Спасибо организаторам за праздник…»
А затем, после продолжительной подготовки на протяжении восьми месяцев, ребята приняли участие в самом важном в их жизни мероприятии – в Параде кадет и воспитанников военно-патриотических объединений города Москвы, посвященному 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, который проходил 6 мая на территории Мемориального комплекса «Поклонная гора». Кадеты искренне поделились своими впечатлениями:
Суздальцев Аркадий: «За весь год у нас столько всего произошло. Мы ходили в тир, изучали пулеметы, пистолеты, гранатометы, автоматы, занимались физической, строевой и огневой подготовкой, бальными танцами. «
Суздальцев Никита: «Кадетский класс нас объединил, сплотил. Раньше мы были обычными школьниками, а сейчас мы, можно сказать, подразделение, которое умеет собирать-разбирать автомат, одевать УЗК – это такой костюм, который защищает от различных химических атак. Для нас участие в параде – это большая честь. Мы с братом очень горды, что стали кадетами!»
Овчинников Даниил: «Кадетский класс для меня многое значит. Когда я сюда поступил, для меня открылись новые возможности. Мы начали ездить на соревнования, стреляли из боевого автомата Калашникова, были разные тренировки. Я многому научился. Самое важное событие для нас был парад Победы на Поклонной горе. Он проходил впервые в Москве с участием кадетов. Очень приятно видеть радость и гордость родителей за меня. Я очень рад, что стал кадетом!»
Следующий серьезный этап – это участие в детско-юношеской игре «Зарница-Орленок», в которой мальчишки и девчонки проявили на практике полученные знания, полученные за время подготовки. Завершился учебный год для наших кадетов участием в Московской военно-спортивной игре «Победа», посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Среди 7 кадетских школ-интернатов и корпусов и 26 кадетских классов наши ребята завоевали 6 место, заняв два вторых места в общекомандных зачетах и в личном зачете по стрельбе, два вторых места и 3 место в личном зачете по спорту.
Кроме городских мероприятий кадеты неоднократно принимали участие в общешкольных конкурсах и фестивалях. Так весь кадетский класс был приглашен в качестве жюри для участия в фестивале военной песни, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Кадеты принимали участие совместно с управой района в организации церемонии вручения ветеранам ВОВ юбилейных медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».
А в середине мая кадеты приняли участие в торжественном открытии Фестиваля норм ГТО «Победа в каждом из нас».
Стоит также отметить, что организация кадетского класса позволит многим ребятам реализовать свои мечты стать кадетом. Для школы – это очень интересное направление работы, ведь воспитать кадета – достойного гражданина, высокообразованного, культурного человека – не просто долг педагога и воспитателя, но и проверка собственных профессиональных сил и возможностей!
С каждым годом кадетское движение в школе №2009 только набирает силу. Подростки охотно и осознанно выбирают профильный кадетский класс. Так на 2019-2020 учебный год в июле завершается набор в кадетские классы.
Мы надеемся, что педагоги и воспитатели школы вырастят новое поколение кадетов, ведь эти ребята – будущее нашей страны!