Как доказать атеисту что бог есть

Несколько научных доказательств существования Бога

Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть фото Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть картинку Как доказать атеисту что бог есть. Картинка про Как доказать атеисту что бог есть. Фото Как доказать атеисту что бог есть

Культура христианства несколько веков пытается доказать существование Бога. В средние века этим занимались богословы-схоласты: Фома Аквинский и Ансель Кентерберийский. Свои выводы и убеждения направлялись посылом верующим, в то время не было когорты атеистов, они искали факты рационального подтверждения веры.

Интересный факт заключается в том, что в православии не организовалась школа «доказательств существования Бога». Православие по-другому видит соотношение разума и веры. Основное доказательства бытия Бога в православии – это человек, который в собственном сердце встретил Бога. Если этого нет, так и веры нет. А если такая встреча произошла, любящему сердцу отца своего доказывать ничего не надо. Свидетельства о существовании Бога, которые открыты к этому времени, всегда есть площадка для дискуссии, если кто не согласен.

Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть фото Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть картинку Как доказать атеисту что бог есть. Картинка про Как доказать атеисту что бог есть. Фото Как доказать атеисту что бог есть

Доказательство №1 «Экзистенциальное», которое звучит следующим образом: почему все, что окружает нас, наверняка есть, чем его нет? Другими словами высказывание понимается, как создать и поддерживать намного сложнее, чем быть без ничего. Пример тому собственная деятельность: создайте проект вашего дома, подберите для него место строительства, постройте, а затем содержите в идеальном порядке и чистоте. Дачный огород для порядка надо регулярно культивировать. Им надо заниматься: сажать, пропалывать, поливать, другие действия.

Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть фото Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть картинку Как доказать атеисту что бог есть. Картинка про Как доказать атеисту что бог есть. Фото Как доказать атеисту что бог есть

Это доказательство того, что все, что существует вокруг нас, требует затрат энергетических. Если структуру не подпитывать энергией извне, она разрушится, огород зарастет, дом обвалится. Как следствие отсюда выходит противоречие. Если нет вмешательства по закону второму термодинамики, звезды должны погаснуть, и все разрушиться. Так по какой причине существует вселенная? Именно по той, что ее кто-то сотворил, кто-то поддерживает в ней порядок.

Ньютон – человек, понявший и открывший закон тяготения, говорил о Боге, что он присутствует во всем, он держит в порядке время и пространство, он всегда есть.

Следующее свидетельство – бытие Бога понимается так: по какой причине все, что нас окружает, имеет свой порядок, существуют закономерности, как будто это все элемент громадного плана, что дает предположение о существовании сверхразума, космического планировщика.

Коперник, доказавший, что Земля крутится вокруг Солнца, представлял эту модель создания мира, как божественную мудрость. Он не представлял более удачного решения мироздания без вмешательства Бога. Если сравнить проведенную работу умом часовщика с микроэлементами по созданию часового механизма, то насколько сложнее работа создания окружающей вселенной с ее гармонией и разумным происхождением.

Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть фото Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть картинку Как доказать атеисту что бог есть. Картинка про Как доказать атеисту что бог есть. Фото Как доказать атеисту что бог есть

Древние греки говорили о вселенной, что это «Космос» − система, которая имеет гармонию и порядок, все части которой взаимно связаны. Она существует по особым законам, которые подчинены комбинации общих законов. Другими словами, преследуя личные цели, по какой-то причине все происходит так, что действия способствуют достижения чего-то общего. Это не может быть случайностью, это божественное проведение.

Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть фото Как доказать атеисту что бог есть. Смотреть картинку Как доказать атеисту что бог есть. Картинка про Как доказать атеисту что бог есть. Фото Как доказать атеисту что бог есть

Аристотель разработал космическое доказательство существования Бога, которое часто трактуется так: любая вещь в мире, даже вся вселенная имеет причину, по которой она существует. Последовательность причин, не может быть бесконечной, есть Первопричина существования, которой не нужны другие условия для основания, иначе все будет, без какой либо основы, «повиснет в воздухе».

С этим утверждением соглашаются ученые, естествоиспытатели, философы. Луи Пастер, который изобрел метод очистки молока (пастеризация), в его честь был назван процесс. Он говорил, что вокруг нас есть «ассиметричная космическая Сила», что она создала жизнь. Бог не может быть человеком, он духовен, это идеал, сравнение «проникающей мысли», он не находится во времени и пространстве, он вне их, он не причина, он Создатель.

Источник

16 доказательств бытия Бога

Геор­гий Хлеб­ни­ков, кан­ди­дат фило­соф­ских наук

От редак­ции

Пуб­ли­куя этот мате­риал, мы во многом рис­куем. Рис­куем потому, что сего­дня как многие веру­ю­щие, так и не веру­ю­щие, согласны с тем, что раци­о­нально дока­зать суще­ство­ва­ние Бога нельзя. Правда, по разным при­чи­нам. Если первые счи­тают, что это невоз­можно, так как Бог откры­ва­ется сер­деч­ной чистоте, а не хит­ро­спле­те­ниям разума, то вторые убеж­дены, что раз научно засви­де­тель­ство­вать факт суще­ство­ва­ния Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объ­ек­тивна.

Однако не все знают, что в хри­сти­ан­ской куль­туре суще­ствует мно­го­ве­ко­вая тра­ди­ция дока­за­тельств бытия Бога. В эпоху Сред­не­ве­ко­вья такие дока­за­тель­ства стали попу­лярны бла­го­даря като­ли­че­ским бого­сло­вам-схо­ла­стам, прежде всего Ансельму Кен­тер­бе­рий­скому и Фоме Аквин­скому.

Правда, свои аргу­менты схо­ла­сты как пра­вило обра­щали не к ате­и­стам – какие ате­и­сты в сред­ние века! – а к веру­ю­щим, для того, чтобы раци­о­наль­ным спо­со­бом под­твер­дить веру. Поскольку суще­ство­ва­ние Бога пред­став­ля­лось оче­вид­ным, «разум­ным», то и в мире, в жизни фило­софы стре­ми­лись отыс­кать оче­вид­ные, разум­ные тому под­твер­жде­ния.

Инте­ресно отме­тить, что в пра­во­слав­ной тра­ди­ции не воз­никло подоб­ной школы «дока­за­тельств бытия Бога». Пра­во­сла­вие исхо­дило и исхо­дит из иного пони­ма­ния соот­но­ше­ния веры и разума (хотя ни пра­во­слав­ные, ни като­лики, как пра­вило, не про­ти­во­по­став­ляют разум и веру). Глав­ным дока­за­тель­ством в пра­во­сла­вии был и оста­ется сам чело­век, в сердце своем встре­тив­шийся с Богом. И если этой встречи не про­изо­шло, как можно уве­ро­вать? А если она слу­чи­лась, то любя­щему сердцу уже не нужны еще какие-то аргу­менты!

Но ведь многие из нас обу­ча­лись именно запад­ной фило­со­фии. И само мыш­ле­ние наше при­об­рело такой запад­ный «при­вкус». Сколько раз нам при­хо­ди­лось слы­шать: а вы дока­жите, раци­о­нально обос­нуйте, что Бог есть! И если по боль­шому счету подоб­ные дока­за­тель­ства вряд ли спо­собны при­ве­сти чело­века к Богу (такова пози­ция редак­ции), то это не значит, что они абсо­лютно бес­по­лезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сего­дня живем не в сред­не­ве­ко­вой Визан­тии или Руси, но и не в сред­не­ве­ко­вой запад­ной Европе. Много воды утекло с тех пор, но веру­ю­щий разум не пере­ста­вал пыт­ливо искать раци­о­наль­ные осно­ва­ния своей веры, находя новые и новые дока­за­тель­ства при­сут­ствия в мире Творца.

Ниже­сле­ду­ю­щая статья – попытка пере­чис­ле­ния и (для начала) крат­кого опи­са­ния поис­ков в этой обла­сти. Конечно, не со всеми аргу­мен­тами можно согла­ситься, и если кого-то заин­те­ре­сует то или иное дока­за­тель­ство, редак­ция готова предо­ста­вить как автору, так и его оппо­нен­там воз­мож­ность для дис­кус­сии.

16 Дока­за­тельств бытия Бога

1. Первое дока­за­тель­ство, кото­рое можно назвать «экзи­стен­ци­аль­ным» (то есть «дока­за­тель­ством от суще­ство­ва­ния»), фор­му­ли­ру­ется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как созда­вать что-либо, так и под­дер­жи­вать суще­ство­ва­ние чего бы то ни было куда слож­нее, чем вообще ничего не иметь. Попро­буйте, напри­мер, само­сто­я­тельно спро­ек­ти­ро­вать кот­тедж, выбрать для него под­хо­дя­щее место, постро­ить и посто­янно под­дер­жи­вать в нем поря­док… Или, к при­меру, чтобы Ваш огород был дей­стви­тельно ого­ро­дом, его нужно регу­лярно вска­пы­вать, заса­жи­вать, про­па­лы­вать, поли­вать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарас­тет сор­ня­ками, оди­чает и пре­вра­тится в обык­но­вен­ное поле без какого-либо следа разум­ного попе­че­ния.

Дру­гими сло­вами, суще­ство­ва­ние любой вещи или струк­туры тре­бует непре­рыв­ных затрат энер­гии; когда ее внут­рен­ний запас исто­ща­ется или пре­кра­ща­ется ее приток извне, струк­тура раз­ру­ша­ется. Поэтому вечное бытие Все­лен­ной про­ти­во­ре­чит, напри­мер, вто­рому началу тер­мо­ди­на­мики, согласно кото­рому все звезды во Все­лен­ной должны были бы давно погас­нуть и даже атомы – рас­пасться, если бы, как утвер­ждают мате­ри­а­ли­сты-ате­и­сты, при­рода суще­ство­вала вечно.

Так почему же она все-таки суще­ствует как БЫТИЕ, как пре­крас­ный и чудес­ный Космос? Несо­мненно, только потому, что была Кем-то сотво­рена и с тех пор под­дер­жи­ва­ется Им.

Этот Творец – Бог, о кото­ром сэр Исаак Ньютон (1642–1727), сфор­му­ли­ро­вав­ший законы все­мир­ного тяго­те­ния и дви­же­ния, открыв­ший диф­фе­рен­ци­аль­ное исчис­ле­ние, сказал: «Он пре­бы­вает во веки; при­сут­ствует везде; Он кон­сти­ту­и­рует дли­тель­ность вре­мени и про­стран­ство».

2. Второе дока­за­тель­ство звучит сле­ду­ю­щим обра­зом:

Почему все, что есть, зако­но­мерно и пора­зи­тельно упо­ря­до­чено, несет на себе несо­мнен­ный отпе­ча­ток разум­ного плана устрой­ства целого? Ведь такой план не может не пред­по­ла­гать суще­ство­ва­ния сверх­че­ло­ве­че­ского по своим воз­мож­но­стям Ума, под­линно боже­ствен­ного Пла­ни­ров­щика (так как зако­но­мер­ность – свой­ство разума)?

Так, Нико­лай Копер­ник (1473–1543), создав­ший теорию о том, что в центре уни­вер­сума нахо­дится Солнце, а Земля только вра­ща­ется вокруг него, пола­гал, что эта модель демон­стри­рует муд­рость Божию в миро­зда­нии, ибо «кто еще мог бы поме­стить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую пози­цию?»

Когда часов­щик соби­рает меха­низм часов, он скру­пу­лезно при­ла­жи­вает одну деталь к другой, берет пру­жину точно рас­счи­тан­ной длины, опре­де­лен­ных раз­ме­ров стрелки, цифер­блат и т.д. В резуль­тате полу­ча­ется пре­крас­ный меха­низм, кото­рый уже самим фактом целе­со­об­раз­но­сти и рас­счи­тан­но­сти своего устрой­ства ука­зы­вает на создав­ший его ум.

Но насколько же слож­нее, гар­мо­нич­нее и разум­нее устрой­ство всей окру­жа­ю­щей нас Все­лен­ной, этого пре­крас­ного Кос­моса!

Аль­берт Эйн­штейн (1879–1955), сфор­му­ли­ро­вав­ший теорию отно­си­тель­но­сти, так выра­зил эту мысль: «Гар­мо­ния есте­ствен­ного закона откры­вает столь пре­вос­хо­дя­щий нас Разум, что по срав­не­нию с ним любое систе­ма­ти­че­ское мыш­ле­ние и дей­ствие чело­ве­че­ских существ ока­зы­ва­ется в высшей мере незна­чи­тель­ным под­ра­жа­нием».

Все­лен­ная, как гово­рили еще древ­ние греки, явля­ется «Кос­мо­сом», то есть пре­красно упо­ря­до­чен­ной и гар­мо­нич­ной ком­плекс­ной систе­мой, состо­я­щей из вза­и­мо­свя­зан­ных частей, каждая из кото­рых под­чи­нена особым зако­нам, а все в целом управ­ля­ются ком­би­на­цией общих зако­нов, так что пре­сле­до­ва­ние какой-либо част­ной цели уди­ви­тель­ным обра­зом спо­соб­ствует дости­же­нию общей цели целого.

Поэтому невоз­можно допу­стить, чтобы все это было делом случая, а не разум­ного Про­ви­де­ния, то есть Про­мысла Божия.

3. «Кос­мо­ло­ги­че­ское дока­за­тель­ство» бытия Бога было раз­ра­бо­тано еще древними (в част­но­сти, Ари­сто­те­лем) и чаще всего встре­ча­ется в сле­ду­ю­щем виде: каждая вещь в мире и все, вся Все­лен­ная в целом имеет при­чину своего суще­ство­ва­ния, но про­дол­жать эту после­до­ва­тель­ность, цепочку причин до бес­ко­неч­но­сти нельзя – где-то должна быть Пер­во­при­чина, кото­рая уже не обу­слов­ли­ва­ется ника­кой иной, иначе все ока­зы­ва­ется без­осно­ва­тель­ным, «пови­сает в воз­духе».

О такой При­чине гово­рят не только фило­софы, но и многие есте­ство­ис­пы­та­тели и ученые. Так, зна­ме­ни­тый Луи Пастер (1822–1895), раз­ра­бо­тав­ший, между прочим, все­мирно извест­ный про­цесс очи­ще­ния молока, кото­рый с тех пор носит его имя, часто упо­ми­нал «кос­ми­че­скую асим­мет­рич­ную Силу», кото­рая создала жизнь. Он пола­гал, что поня­тие ПРИ­ЧИНА «сле­до­вало бы резер­ви­ро­вать для един­ствен­ного боже­ствен­ного импульса, кото­рый сфор­ми­ро­вал эту Все­лен­ную».

Понятно, что такой бес­при­чин­ной при­чи­ной явля­ется Бог: «Бог не чело­век» – Он духо­вен («иде­а­лен», как мысль), то есть нахо­дится вне вре­мени и про­стран­ства, поэтому не воз­ни­кает, а суще­ствует вечно, явля­ясь не при­чи­ной в физи­че­ском зна­че­нии этого слова, но Созда­те­лем види­мой Все­лен­ной и ее зако­нов.

4. «Антроп­ный прин­цип Все­лен­ной» как дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния разум­ного плана устрой­ства Все­лен­ной и Бога был, – навер­ное, невольно – выдви­нут совре­мен­ной наукой, кото­рая вне­запно выяс­нила, что жизнь на Земле, появ­ле­ние чело­века и раз­ви­тие циви­ли­за­ции воз­можны только при нали­чии и соче­та­нии чрез­вы­чайно жест­ких и пара­док­сально мало­ве­ро­ят­ных усло­вий, кото­рые как бы изна­чально зало­жены в самой при­роде: фик­си­ро­ван­ного рас­сто­я­ния от Солнца(немного ближе к нему – и живые орга­низмы сго­рели бы, немного дальше – замерзли, пре­вра­тив­шись в бес­чув­ствен­ные глыбы льда); нали­чие вра­ще­ния Земли, без кото­рого на одной поло­вине пла­неты царила бы невы­но­си­мая жара, в то время как другая была бы ско­вана вечным льдом; суще­ство­ва­ние у нее опре­де­лен­ных раз­ме­ров спут­ника, обес­пе­чи­ва­ю­щего слож­ную систему цир­ку­ля­ции водных пото­ков; полез­ные иско­па­е­мые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без кото­рых не могла бы воз­ник­нуть и раз­ви­ваться тех­но­ген­ная циви­ли­за­ция, и т.д.

Более того, у совре­мен­ных ученых скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что вся Все­лен­ная рас­по­ло­жена и ори­ен­ти­ро­вана таким обра­зом, чтобы на нее можно было смот­реть чело­ве­че­скими гла­зами! Суще­ству­ю­щая коор­ди­на­ция, вза­и­мо­свя­зан­ность и вза­и­мо­за­ви­си­мость этих фак­то­ров такова, что воз­мож­ность ее «слу­чай­ного» появ­ле­ния пол­но­стью исклю­ча­ется.

5. Сле­ду­ю­щее дока­за­тель­ство создан­но­сти Кос­моса разум­ной волей также сфор­му­ли­ро­вано на перед­нем крае совре­мен­ной кос­мо­ло­гии и физики, кото­рые обра­тили вни­ма­ние на пара­док­саль­ность суще­ство­ва­ния Все­лен­ной в том виде, в каком она суще­ствует: выяс­ни­лось, что только по четы­рем основ­ным базо­вым физи­че­ским кон­стан­там, без кото­рых она не могла бы дли­тельно суще­ство­вать в каче­стве струк­турно орга­ни­зо­ван­ного целого, веро­ят­ность их «слу­чай­ного» воз­ник­но­ве­ния и коор­ди­на­ции между собой равна при­мерно 10 в минус 100‑й сте­пени. А ведь базо­вых кон­стант не четыре, а еще больше…

6. Сле­ду­ю­щее «теле­о­ло­ги­че­ское» (от греч. «телос» – испол­не­ние, резуль­тат) дока­за­тель­ство бытия Бога в общем виде известно со времен антич­но­сти, когда Ари­сто­тель впер­вые заме­тил нали­чие в орга­низме неко­то­рых живот­ных и в при­роде явно выра­жен­ных целе­со­об­раз­но­стей. Однако только совре­мен­ные откры­тия в био­ло­гии бес­спорно дока­зали систем­ный харак­тер этих теле­о­ло­ги­че­ских меха­низ­мов и их необ­хо­ди­мость для суще­ство­ва­ния и выжи­ва­ния прак­ти­че­ски всех видов живых существ.

Раз­но­вид­но­стью дея­тель­но­сти этих меха­низ­мов явля­ется, напри­мер, «пред­уста­нов­лен­ная гар­мо­ния» раз­ви­тия раз­лич­ных живых орга­низ­мов, кото­рым еще в эмбри­о­наль­ном состо­я­нии как бы зара­нее известно, с чем им при­дется столк­нуться после рож­де­ния.

И, – чего уже совер­шенно не в состо­я­нии объ­яс­нить дар­ви­нов­ская эво­лю­ци­он­ная теория, – иссле­до­ва­ния иско­па­е­мых орга­низ­мов пока­зали, что многие из них обла­дают орга­нами, на тыся­че­ле­тия пред­вос­хи­ща­ю­щими внеш­ние усло­вия среды, орга­нами, кото­рые в акту­аль­ных усло­виях суще­ство­ва­ния этих живот­ных абсо­лютно бес­по­лезны, но дей­стви­тельно пона­до­бятся дан­ному виду через сотни поко­ле­ний, когда усло­вия суще­ство­ва­ния ради­кально пере­ме­нятся!

Воз­ни­кает пра­во­мер­ный вопрос, на кото­рый у совре­мен­ной эво­лю­ци­он­ной теории нет ответа: откуда у лишен­ного разума тела может быть такое уди­ви­тель­ное пред-знание гря­ду­щих пере­мен и как оно может само вызы­вать в себе тре­бу­е­мые бла­го­при­ят­ные мута­ции?!

Этот пора­зи­тель­ный факт одно­значно ука­зы­вает на нали­чие в мире опре­де­лен­ной и разум­ной про­граммы раз­ви­тия, то есть Про­ви­де­ния, кото­рое и назы­ва­ется Про­мыс­лом Божьим.

7. «Транс­цен­ден­таль­ное» дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния иде­аль­ного мира и Бога, отча­сти было открыто Кантом и может быть пред­став­лено сле­ду­ю­щим обра­зом: суще­ствует мир вне про­стран­ства и вре­мени – духов­ный мир, мир интел­лекта, мысли и сво­боды воли, – что дока­зы­ва­ется нали­чием в каждом чело­веке мыслей, кото­рые могут отно­ситься к про­шлому и буду­щему, то есть «путе­ше­ство­вать» в про­шлое и буду­щее, а также мгно­венно пере­но­ситься в любую точку про­стран­ства.

Каждый из нас, обра­тив созна­ние к источ­нику воз­ник­но­ве­ния своих мыслей, может без труда заме­тить, что они появ­ля­ются как бы откуда-то извне, мысль ока­зы­ва­ется как бы про­еци­ру­е­мым откуда-то духов­ным лучом, кото­рый осве­щает мате­ри­аль­ное бытие как сол­неч­ный зайчик – его никак, никому и нико­гда не уда­ется накрыть рукой, он всегда ока­зы­ва­ется сверху…

Таким обра­зом чело­ве­че­ская мысль, якобы рож­да­ю­ща­яся в мозгу, ока­зы­ва­ется одно­вре­менно внутри и вне мате­рии – она будто бы воз­ни­кает бла­го­даря ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ским про­цес­сам в тканях мозга, окру­жена костями черепа, но, одно­вре­менно, прин­ци­пи­ально суще­ствует вне любой мате­рии, вне про­стран­ства и вре­мени.

Бла­го­даря этому чело­век ясно сознает, что обла­дает духов­ной при­ро­дой, кото­рая прин­ци­пи­ально иная, чем физи­че­ский мир, кото­рый его окру­жает. Но из этого сле­дует, что эта иная при­рода, этот Дух, про­яв­ле­нием кото­рой явля­ется чело­век, так же обла­дает и разу­мом, и сво­бо­дой воли – как сам чело­век.

8. Сле­ду­ю­щее дока­за­тель­ство можно было бы, навер­ное, назвать «кре­а­ци­о­нист­ским» – оно осно­вы­ва­ется на факте суще­ство­ва­ния в при­роде орга­низ­мов и живых систем, кото­рые прин­ци­пи­ально не могут раз­виться в подоб­ное целое из частей эво­лю­ци­он­ным путем так, как счи­тает дар­ви­низм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое орга­ни­че­ское целое.

К ним, напри­мер, может быть отне­сена вза­и­мо­свя­зан­ная система сердца, легких и кро­во­об­ра­ще­ния у живых существ: невоз­можно пред­ста­вить, чтобы сна­чала, пред­по­ло­жим, появи­лось одно только кро­во­об­ра­ще­ние без сердца, затем к нему посте­пенно «при­ста­ви­лось» сердце и начало пере­ка­чи­вать кровь и только после этого только начали раз­ви­ваться легкие.

9. Дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния Бога и духов­ного мира из лич­ного опыта – боль­шин­ство людей встре­ча­лось в своей жизни со «стран­ными» про­яв­ле­ни­ями боже­ствен­ного и сверх­че­ло­ве­че­ского: как бла­го­твор­ного, Боже­ствен­ного, так и зло­вред­ного, демо­ни­че­ского, или, навер­ное, чаще всего, того и дру­гого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомни­тель­ных «пре­да­ний ста­рины глу­бо­кой», рас­скажу о случае, кото­рый про­изо­шел с моим кол­ле­гой. Он про­ис­хо­дил из веру­ю­щей семьи, но в свое время много лет пре­по­да­вал «науч­ный атеизм» в ВУЗе и, как боль­шин­ство совет­ских интел­ли­ген­тов, вел отнюдь не бла­го­че­сти­вый образ жизни. Пере­жив несколько личных тра­ге­дий, он осо­знал пороч­ность своей жизни и решил пойти в храм.

– Когда батюшка, – рас­ска­зы­вал он мне, – про­чи­тал над моей голо­вой молитву, отпус­ка­ю­щую грехи, и я стал вста­вать на ноги, какая-то неве­до­мая сила вне­запно стала бро­сать меня из сто­рону в сто­рону так, что я не мог стоять на ногах: при­хо­жане под­дер­жи­вали меня с обеих сторон, у меня тряс­лись колени и, в довер­ше­ние всего, меня неожи­данно охва­тила стран­ная сла­бость. Так я впер­вые на самом себе ощутил демо­нов, нахо­дя­щихся в греш­нике, – заклю­чил он.

Подоб­ных при­ме­ров можно было бы при­ве­сти довольно много.

10. Дока­за­тель­ство от суще­ство­ва­ния у ВСЕХ наций и наро­дов пред­став­ле­ний о Боге и сверх­че­ло­ве­че­ских силах в той или иной форме; если инди­ви­ду­умы-ате­и­сты и встре­ча­ются у многих наро­дов, то «ате­и­сти­че­ских» наций на Земле не бывает.

11. Дока­за­тель­ство от веры в Бога боль­шин­ства выда­ю­щихся гениев чело­ве­че­ства. Напри­мер, абсо­лют­ного боль­шин­ства Нобе­лев­ских лау­ре­а­тов.

Сле­дует также пом­нить, что все ученые, спо­соб­ство­вав­шие своими откры­ти­ями появ­ле­нию и раз­ви­тию совре­мен­ной науки (Копер­ник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйн­штейн) верили в Бога.

Так, родо­на­чаль­ник совре­мен­ной химии Роберт Бойль (1627–1691) начи­нал каждый день с молитвы; более того, ⅔ дохо­дов его имения в Ирлан­дии шли на помощь бедным и под­держку Церкви, а ⅓ – на рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства и мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность среди индей­цев.

Френ­сис Кол­линз, один из осно­ва­те­лей гене­тики, гово­рил: «Когда мы узнаем о чело­ве­че­ском геноме что-то новое, я каждый раз испы­ты­ваю чув­ство бла­го­го­ве­ния от того, что чело­ве­че­ство теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что науч­ные иссле­до­ва­ния могут как-то угро­жать Богу. Напро­тив, я думаю, что Бог только выиг­ры­вает от нашего любо­пыт­ства».

12. Несо­мнен­ным дока­за­тель­ством бытия Бога явля­ется также регу­ляр­ное появ­ле­ние в исто­рии чело­ве­че­ства вели­ких святых и рели­ги­оз­ных дея­те­лей, кото­рые непо­сред­ственно имеют духов­ные откро­ве­ния свыше и сви­де­тель­ствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие про­роки, как, напри­мер, Моисей, Исайя, Иезе­ки­иль, посто­янно общав­ши­еся с Богом, но и пра­вед­ники, оза­ряв­шие и направ­ляв­шие своим светом жизнь людей во все вре­мена.

Воз­можно, доста­точно будет просто напом­нить чита­телю о таких вели­ких рус­ских святых, как Сера­фим Саров­ский или Иоанн Крон­штад­ский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обра­ща­ется к нам, как и в дале­кие биб­лей­ские вре­мена, – были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слы­шать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то уда­ля­емся, то вновь пыта­емся воз­вра­титься к Нему.

13. Дока­за­тель­ство от про­тив­ного: тра­ги­че­ская судьба про­ек­тов (и, часто, соб­ствен­ной жизни и судьбы) выда­ю­щихся ате­и­стов. Самым ярким при­ме­ром здесь может быть пример «дела Ленина-Ста­лина» и их после­до­ва­те­лей, впер­вые в исто­рии попы­тав­шихся постро­ить ате­и­сти­че­ское госу­дар­ство на «науч­ной основе» как на тер­ри­то­рии России, так и других стран Европы и Азии.

Тра­гич­ной ока­за­лась, напри­мер, и судьба самого луч­шего фило­софа-мате­ри­а­ли­ста СССР – Эвальда Васи­лье­вича Ильен­кова, сына извест­ного совет­ского писа­теля, лау­ре­ата Ста­лин­ской премии по лите­ра­туре. Всю жизнь обос­но­вы­вая ате­и­сти­че­ский тезис о «само­раз­ви­тии мате­рии», кото­рая для своего суще­ство­ва­ния не нуж­да­ется ни в каком духов­ном осно­ва­нии, Эвальд Васи­лье­вич нигде не мог найти в совет­ской ате­и­сти­че­ской дей­стви­тель­но­сти нрав­ствен­ной опоры, впал в глу­бо­кую депрес­сию и покон­чил с собой…

14. Широко известно и «эти­че­ское дока­за­тель­ство» бытия сверх­чув­ствен­ного мира, кото­рое исхо­дит из объ­ек­тив­ного суще­ство­ва­ния морали и эти­че­ских зако­нов, регу­ли­ру­ю­щих пове­де­ние чело­ве­че­ских существ.

Иссле­до­ва­ния многих фило­со­фов ука­зы­вают на то, что собы­тия и воз­дей­ствия окру­жа­ю­щей среды только до опре­де­лен­ной сте­пени могут пред­опре­де­лять пове­де­ние людей и при­нуж­дать их к тем или иным поступ­кам: как бы ни было сильно дав­ле­ние извне, у чело­века всегда есть воз­мож­ность разо­рвать при­чинно-след­ствен­ную связь, кото­рой под­чи­ня­ется нера­зум­ная при­рода и посту­пить как сво­бод­ное суще­ство, то есть как суще­ство иного, нездеш­него мира!

Для иллю­стра­ции этого можно при­ве­сти про­стой пример: почему одни люди подают мило­стыню, а другие нет? Каза­лось бы, послед­ние посту­пают вполне логично и разумно – зачем же рас­ста­ваться со своими сред­ствами, день­гами, заве­домо зная, что вы не полу­чите ника­кой ком­пен­са­ции?!

Так что же при­нуж­дает первых все-таки пода­вать мило­стыню, иногда даже в зна­чи­тель­ных раз­ме­рах? В физи­че­ском мире, в при­роде нет ничего, что могло бы объ­яс­нить подоб­ное «нело­гич­ное» пове­де­ние – это объ­яс­не­ние лежит вне этого, в сверх­чув­ствен­ном мире, где нахо­дятся вели­кие нрав­ствен­ные идеи любви, добра и мило­сер­дия.

К этому же типу дока­за­тельств бытия Бога отно­сится и зна­ме­ни­тое рас­суж­де­ние Имма­ну­ила Канта, ясно пока­зав­шего, что чело­век в своих поступ­ках и дей­ствиях руко­вод­ству­ется цен­но­стями, кото­рые не при­над­ле­жат мате­ри­аль­ному миру.

15. Боль­шое рас­про­стра­не­ние полу­чило также дока­за­тель­ство бытия Бога под назва­нием «эсте­ти­че­ский аргу­мент», кото­рое гласит: в при­роде суще­ствует уди­ви­тель­ная сверхъ­есте­ствен­ная кра­сота звезд­ного неба, зака­тов и рас­све­тов, Север­ного сияния, гар­мо­нич­ных картин при­роды, совер­шен­ного устрой­ства пре­крас­ных тел живых существ и т.д., кото­рая будто спе­ци­ально пред­на­зна­чена для эсте­ти­че­ского насла­жде­ния разум­ного суще­ства – чело­века – потому что помимо него в самой при­роде созер­цать ее просто некому.

Уже упо­ми­нав­шийся Роберт Бойль испы­ты­вал такое бла­го­го­ве­ние перед кра­со­той при­роды, что часто гово­рил: «Когда я изучаю книгу при­роды… то часто при­нуж­ден вос­клик­нуть вместе с псал­мо­пев­цем: О, сколь мно­го­об­разны Твои тво­ре­ния, Гос­поди, в муд­ро­сти Твоей Ты создал их всех!»

16. Дока­за­тель­ство бытия Бога «от реаль­ного к абсо­лют­ному совер­шен­ству», его выдви­нул Фома Аквин­ский: в при­роде суще­ствует ясно наблю­да­е­мая гра­да­ция совер­шен­ства внутри раз­лич­ных видов бытия, кото­рая может быть понята только при нали­чии абсо­лютно совер­шен­ного Суще­ства, то есть Бога.

Это дока­за­тель­ство сна­чала может пока­заться довольно слож­ным, но про­стой пример помо­жет понять его суть: если у вас есть линейка, пред­по­ло­жим, длиной в 30 сан­ти­мет­ров, а у вашего кол­леги – в 50 см, если суще­ствуют свер­ну­тые в рулон­чики метры и другие сред­ства изме­ре­ния, то все это есть только потому, что реально суще­ствуют раз­мер­ность про­стран­ства (его про­тя­жен­ность в разных направ­ле­ниях) и идея длины.

Точно так же можно было бы при­ве­сти ана­ло­гич­ные при­меры с мерами веса, вре­мени и т.п. Но в при­роде наблю­да­ются и более слож­ные виды гра­да­ций, среди кото­рых уни­каль­ное место при­над­ле­жит «вос­хо­дя­щей лест­нице» совер­шен­ства как в нежи­вой и живой при­роде, так и в чело­ве­че­ском обще­стве, а также среди самих людей: есть, к при­меру говоря, кривые и урод­ли­вые деревца, есть обыч­ные, ничем не при­ме­ча­тель­ные, есть «просто» кра­си­вые, но встре­ча­ются и необычно пре­крас­ные, совер­шен­ные экзем­пляры. И так не только среди раз­лич­ных видов дере­вьев, но и среди раз­лич­ных пород рыб, зверей, внутри чело­ве­че­ских рас и т.д. – повсюду можно найти более и менее совер­шен­ные особи. Но эти разные сте­пени совер­шен­ства в нежи­вой при­роде (напри­мер, среди камней!), между отдель­ными видами пред­ме­тов, живых существ и т.п., не могли бы суще­ство­вать, если бы для них не было реально суще­ству­ю­щей меры абсо­лют­ного совер­шен­ства, кото­рую, правда, мы не нахо­дим в мате­ри­аль­ном мире, но кото­рая не может не суще­ство­вать, и это совер­шен­ство – Бог!

В этом и заклю­ча­ется суть дан­ного дока­за­тель­ства.

Таким обра­зом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рас­смат­ри­вать окру­жа­ю­щий чело­века мир, все дороги неиз­бежно ведут к Тому, Кто его создал и укра­сил, Кто его посто­янно под­дер­жи­вает и направ­ляет, и без Кого он бы не мог про­су­ще­ство­вать и мгно­ве­ния – к Богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *