Как доказать что рассказ это текст
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что отрывок является текстом
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Путкова Т.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что данный отрывок является текстом
Предметом и конечной целью учебного курса «Речь и культура общения/ Практическая риторика» (авторы Д.И.Архарова, Т.А.Долинина) является эффективное общение с помощью речи, поэтому на уроке вся работа строится на основе текста (анализ образцового и создание своего текста). Проводя на уроках литературы, русского языка и риторики разные виды анализа текста (лингвистический, стилистический, литературоведческий, риторический), мы учимся понимать замысел автора, воплощенный через содержание, структуру и языковые средства текста.
Один из видов анализа основан на умении определять признаки текста и приводить доказательства, выстраивая свой ответ как рассуждение. Обучение такому анализу проводится и на уроках русского языка, и на уроках риторики, начинается уже с 5 класса и усложняется к 9 классу.
Ниже приводятся примерные образцы риторического анализа текста, отработанные в практике наших уроков риторики в разных классах.
Наличие нескольких предложений (членимость).
а) единство темы, предмета речи;
б) наличие ОМ, ее развитие;
в) законченное высказывание, имеет начало и конец;
г) можно подобрать заголовок, отражающий тему или ОМ.
Задание: доказать, что данный отрывок является текстом.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, так как 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (город), есть ОМ (окрестности города таковы)
раскрывается через тематическую через рематическую цепочку:
цепочку: город – он на берегу ручья – за рекой – лес –
* Тексту можно дать названия: Цветочный город (отражает тему).
Окрестности Цветочного города (предмет речи).
1 ч. – ОМ (1 предложение)
2 ч. – развитие ОМ (2-5 предложения)
3) Предложения связаны грамматически: через формы слов, мест. (город – он, рекой – за рекой, лес – в лесу). Вид связи – цепная.
Итак, по всем признакам данный отрывок является текстом.
1.Белка уселась рядом, брала орешки с ладони и разгрызала их.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, т.к. 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (белка), есть ОМ (а белка делала вот что)
тема раскрывается через тематическую ОМ развивается через рематичес
1 ч. – 1 предложение – начало действия
2 ч. – 2 предложение – развитие действия
3 ч. – 3 предложение – конец действия
3) Предложения связаны лексически, грамматически: в тематической цепочке – синонимы, мест. она; в рематической цепочке – видо-временная соотнесенность глаголов (глаголы прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида).
Вид связи предложений – параллельная со сквозной темой.
Итак, по всем признакам отрывок является текстом.
Образец анализа текста (9 класс)
Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.
Докажите, что это текст. Какие лексические и грамматические средства служат для связи предложений в единое целое?
Доказательство (анализ текста)
1) Отрывок состоит из нескольких предложений, разделенных на 2 части. В этом проявляется * членимость текста, которая оформляется с помощью графических средств (знаков препинания в конце предложений, двух абзацев).
2) Предложения связаны по смыслу. * Смысловая цельность текста проявляется в следующем:
● предложения на одну тему, тема раскрывается через 4 тематические цепочки (Я, Державин, мы, место и время действия);
● в тексте есть основная мысль, она развивается через 3 рематические цепочки (А с Державиным, мною и нами произошло вот что);
● у текста есть название «Державин» (отражает тему); можно дать и другие названия: «Встреча с Державиным» (предмет речи), «Незабываемая встреча» (основная мысль);
● у отрывка есть начало и конец.
I ч. – 1 абзац (экспозиция: место, время действия, герои; завязка);
II ч. – 2 абзац (развитие действия: что произошло на экзамене русской словесности с Пушкиным и Державиным);
III ч. – 2 абзац, последние 3 предложения (развязка – конец действия).
● Выделим лексические средства , которые служат для смысловой связности текста:
а) слова одной тематической группы (стихи, словесность; голос, сердце, глаза; восхищение, волновались, хвалили);
б) синонимы (восторг – восхищение; оживился – преобразился);
г) повтор слов (местоимение Я – 5 раз, меня – 4 раза, Державин – 6 раз, он – 8 раз, его стихи – 3 раза, экзамен – 3 раза) не является речевой ошибкой, он помогает выделить важные «темы» и подчеркнуть их значимость для автора.
д) Однокоренных слов в тексте нет.
3) Предложения связаны грамматически ( в этом заключается 3-ий признак текста – структурное единство)
Грамматические средства связи :
а) формы одного слова (я – меня, мой – моей, Державин – Державина, он – его, мы – нам, экзамен – экзамене);
б) местоимение (личные – я, он, мы; притяжательные – мой, свой; указательные – до тех пор);
в) видовременная соотнесенность глаголов (большинство глаголов совершенного вида прошедшего времени, т.к. они обозначают уже совершившееся действие, но прошедшее время используется в значении настоящего времени);
г) глагольные формы – деепричастия (подперши голову рукою, стоя в 2-х шагах от Державина) дорисовывают действие;
д) одно неопределенно-личное и одно определенно-личное предложение выдвигают действия на 1-ый план (не помню, искали, не нашли);
е) служебные части речи (подчинительные союзы в сложноподчиненных предложениях со значением времени, места, образа действия, с придаточными изъяснительными со значением дополнения смысла);
ё) сложные предложения с разными видами связи и сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью указывают на взволнованность говорящего, выражающего разные смысловые значения в пределах одной синтаксической единицы;
ж) синтаксические фигуры:
— параллелизм конструкций (сложных предложений, простых предложений с однородными членами) придают речи определенный ритм;
— градация по восходящей (он оживился, глаза заблистали, он преобразился; читаны его стихи, разбирались его стихи, хвалили его стихи; голос зазвенел, а сердце забилось с восторгом) выражает смену чувств и настроений людей – по степени нарастания переживаний;
— фигура умолчания (… в конце последних 3-х предложений) тоже передает высокую степень взволнованности рассказчика;
и) вводное предложение (разумеется) выражает уверенность говорящего.
О структурном единстве текста говорят виды связей предложений в тексте:
I ч. – 1-3 предложения связаны параллельной связью со сквозной темой.
Парал. связь Парал. связь
II ч. – все предложения связаны параллельной связью со сквозной темой, кроме двух:
Между I ч. и II ч. – параллельная связь.
Хотя большинство предложений связано параллельной связью, но смысловая цельность сохраняется за счет сквозной темы, представленной через несколько тематических цепочек, а структурное единство поддерживается с помощью грамматических средств.
Итак, сделаем общий вывод: проведенный анализ показывает, что данный отрывок является текстом, т.к. ему свойственны все 3 признака текста (членимость, смысловая связность, структурное единство).
Как доказать, что произведение является рассказом?
Литературное чтение 2 класс:
докажите, что произведение является рассказом.
Вспомним сюжет этого прекрасного рассказа.
Катя сломала позвоночник и лежала в больнице. Конечно она была не одна, но вокруг были только чужие люди. Аню не пускали к Кате, видимо было нельзя, и Катя грустила. Тем более, что она могла только лежать и единственной ее игрушкой оказался резиновый утенок.
Но вот Аня пришла к Кате и Катя заметила ее через окно. Окно было замазано краской и видеть друг друга девочки могли только через небольшую дырочку. Они не слышали друг друга, но могли писать записки.
И этого оказалось достаточно, чтобы Катя поняла, что про нее не забыли, что ее не бросили, что она не одинока. И потому ей сразу стало веселей.
Обратимся к сюжету рассказа Осеевой «Почему». Мальчик за обедом случайно задевает рукой папину чашку и она падает на пол и разбивается. В шоке от случившегося, даже не понимая почему он это делает, мальчик обвиняет в случившимся собаку. Мы понимаем, что мама отлично понимает, кто на самом деле разбил чашку, но наказывает собаку, отправляя ту во двор, в будку.
Мальчик испытывает муки совести, ему очень жаль Бума, и он просит маму вернуть его, но получает отказ.
Мальчик уже соврал и ему тяжело признаться, он долго мучается и убеждает себя сделать это, но только ночью, когда пошел дождь, жалость к собаке превысила страх перед признанием и наказанием и мальчик сказал маме, что это он разбил чашку.
Сказка от рассказа отличается вымыслом, то есть в сказках например, разговаривают животные, одушествляются вещи, предметы, выдумываются места, присутствуют сказочные персонажи и т.п.
Краткое содержание рассказа Николая Носова «Леденец» для читательского дневника:
Как доказать что данный рассказ это текст?
Как доказать что данный рассказ это текст?
Текст можно озаглавить.
Составить сочинение примерно 10 предложений и доказать что это текст?
Составить сочинение примерно 10 предложений и доказать что это текст.
Помогите очень надо.
Помогите пожалуйста?
Составьте небольшой рассказ на тему «Как мы ходили на выставку» Используйте данные слова в тексте : Даю за это 70 пунктов!
Почему в данном тексте используется много глаголов?
Почему в данном тексте используется много глаголов?
К рассказу Поющая у проруби.
Как доказать текст подскажите?
Как доказать текст подскажите.
Как доказать что это текст?
Как доказать что это текст?
Текст художественного стиля, доказать что это текст худ?
Текст художественного стиля, доказать что это текст худ.
Доказать что сказка колобок это текст?
Доказать что сказка колобок это текст.
Определите стиль речи в тексте?
Определите стиль речи в тексте.
Доказать принадлежность текста к данному стилю речи.
Как доказать что текст это текст?
Как доказать что текст это текст.
Рассказу о каком событии он посвящён?
[Самые первые сведения о розе мы встречаем в древнеиндусских сказаниях], 1(по словам которых она пользовалась в Древней Индии таким почетом), 2(что даже существовал закон), 3(по которому каждый принёсший царю розу мог просить у него всё), 4(чего он т..
Дениска промысел видеть не могу эту кащу а п р.
3. Дениска упрямо прогудел : «Видеть не могу манную кашу. » А : «П. Р. «.
Может, Солдатская пилотка.
Признаки текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Как доказать, что «Ребята и утята» М. Пришвина является рассказом?
Докажите, что произведение М.Пришвина «Ребята и утята» является рассказом.
Литературное чтение 2 класс
Докажем, записываем в тетради такой текст:
Это произведение М.Пришвина, которое называется «Ребята и утята» является рассказом. Потому что оно маленького объема, небольшого, и в основу положено всего одно событие.
Произведение написано в прозе, и герои сначала плохой поступок совершают, а потом хороший, и решается всего один главный конфликт.
В произведении М. Пришвина «Ребята и утята» рассказывается о том, как во время перехода мамы утки с маленькими утятами от места гнездования к озеру на утят напали мальчишки, закидав шапками и схватили их, но, к счастью, это увидел автор и заставил отдать утят маме и даже попрощаться с ними, провожая до озера: снять шапки и махать ими.
Для того чтобы убедиться в том, что поучительное произведение Михаила Пришвина «Ребята и утята» является именно рассказом, вспомним, какие признаки определяют этот литературный жанр.
◆ Рассказ должен иметь небольшой текстовый объем, чему вполне соответствует небольшое произведение Пришвина.
◆ Рассказ должен описывать не вымышленные, а реальные события. Волшебных превращений и помощников в нем не бывает, как и невиданных придуманных героев. В рассказе Пришвина действуют реально существующие в природе утки, а события, описывающиеся автором, действительно происходили в жизни. Это еще раз подтверждает, что мы на правильном пути.
◆ Произведение должно быть прозаическим, чем пришвинский рассказ и является.
Вывод: по всем признакам перед нами рассказ, повествующий о ребятах и утятах.
Немного вспомним о чем произведение «Ребята и утята». Утка ведет утят к водоему, их путь лежит через деревню. Когда они идут по дороге их видят ребята, которые ловят утят и пытаются поймать утку, начинают кидать в нее шапки. Тут приходит рассказчик и требует, чтобы утят отпустили. Ребята послушались и семейство дальше отправилось к озеру.
Произведение «Ребята и утята» по всем признаком является рассказом. Во-первых, оно написано в прозе и у него небольшой объем. Во-вторых, оно лишено сказочного сюжета и персонажи вполне реальны. В-третьих, в рамках повествования описывается всего одна небольшая история.
Для того чтобы доказать, что произведение Михаила Пришвина «Ребята и утята» написано именно в жанре рассказа, давайте вспомним, что это за литературный жанр. Каковы критерии рассказа как литературного произведения.
Теперь мы во всеоружии. Приведем аргументы:
1) Данное произведение написано автором в прозе, а не в
стихотворной форме, значит, такие жанры как стихотворение, сонет, поэма, элегия и пр. отпадают
2) Оно имеет небольшой объем.
3) В нем Михаил Пришвин описывает реальное событие из обычной жизни, свидетелем которого стал он сам, поэтому жанр сказки нам не подходит.
4) Действующих лиц в произведении немного, сюжет завязан на одном событии, непродолжительном по времени.
Попробуем доказать, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является именно рассказом.
Обычно рассказы характеризуются тем, что они написаны не в стихотворной форме, а в прозе.
Рассказы коротки по объему, в них полностью укладывается вся суть.
Рассказ описывает события реалистично, здесь нет места волшебству, сказочным событиям или явлениям.
По всем этим показателям произведение «Ребята и утята» относится к рассказу.
Оно коротко по объему, в нем даны реалистично описанные события и персонажи, нет волшебных явлений, оно написано не в стихотворной форме, а в прозе.
Чтобы доказать, что произведение Михаила Пришвина «Ребята и утята» является рассказом, необходимо провести анализ этого небольшого произведения.
Само произведение написано в прозе.
Оно небольшого объема.
В нем нет элементов волшебства, нет нереальных событий и героев.
Описывается реальный случай, который произошёл с уткой и ее потомством при переходе из леса к озеру.
В сюжете произведения описывается всего-лишь один случай, произошедший в короткий промежуток времени.
В результате анализа определили, что данное произведение является рассказом, согласно вышеприведенным признакам.
«Ребята и утята» Пришвина действительно является рассказом.
Есть следующие признаки:
это произведение написано в прозе,
в нем всего одна сюжетная линия, рассказывается одна небольшая история от лица автора,
Таким образом, перед нами рассказ.
Докажем, что рассказ «Ребята и утята» является рассказом.
Поэтому произведение «Ребята и утята» является рассказом.
Сложно придумать свой, другой, конец к рассказу Пришвина «Выскочка», т. к. будто все так и должно было закончиться в этой истории, чтобы он приобрел этот поучительный смысл.
Но автор вопроса дала замечательный ответ с продолжением истории так, что и все авторское осталось,а свое выдуманное продолжение внесло еще и дополнительные поучительные моменты, получилось, на мой взгляд, гармоничное целое.
И мой вариант другого конца произведения.
Продолжу после этой части рассказа:
Когда кость выпала, Вьюшка отпустила сороку, а та от неожиданности и стыда не знала куда деться. Самодовольное ее выражение сменилось поникшим взглядом. Не стала она лететь к своим сородичам, чтобы те корили ее за бессмысленную операцию, и около Вьюшки побоялась находится, поэтому отлетела в сторону и села.
Тут сороки загалдели, Выскочка еще ниже опустила голову.
Вьюшка вдруг взяла кость и пошла к направлению к сороке, та в своих горьких думах даже не заметила приближения собаки, хотя сороки зашумели еще сильнее, предупреждая ее. Опомнилась Выскочка, когда перед ней упала кость. Вьюшка положила около сороки кость, посмотрела на нее дружелюбно и пошла обратно.
Выскочка такого поворота событий не ожидала, но не преминула сим воспользоваться и весело затрещала, прыгая по кости. А затем всем птицам в округе рассказывала, как она стащила у собаки перед носом кость. К Вьюшке же она прониклась особым уважением и больше никогда не пыталась воровать у нее еду.
Пример отзыва на рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята» из читательского дневника:
Рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята» повествует о том, как мальчики уидели утку с утятами, переходивших дорогу, и начали закидывать их шапками. Бедная утка на могла помочь своим утятам и металась из стороны в сторону. Мальчиков это веселило. Писатель, увидев эту сцену, вмешался, отругал мальчиков, объяснил им, что чувствует утка и утята. Мальчики были устыдились, осознали, что поступили плохо, отпустили утят и помахали шапками вслед уходящему утиному семейству.
Мне понравился рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята» тем, что мальчики отпустили утят и утка смогла продолжить свой путь. Я бы тоже защитил утят. Жизнь дана на добрые дела.
Рассказ Пришвина «Ребята и утята» рассказывает о группе сорванцов, которые помешали утке вести своих утят в безопасное место и если не автор рассказа, то утята могли погибнуть. Главная мысль рассказа «Ребята и утята» учит любить живую природу, бережно относиться к живой природе, не губить из озорства животных, не обижать слабых и помогать попавшим в беду.
Героями произведения выступает мама-утка с утятами, ребята и человек, заступившийся за пернатых.
В тексте встречаются мало знакомые или устаревшие слова.