Как доказать что семена подсолнечника содержат жир

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемschu1416sv.mskobr.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Экологический проект в ГОУ СОШ 1416 с углубленным изучением английского языка по теме: «Как доказать наличие в семенах органических веществ ». 2011г.» — Транскрипт:

1 Экологический проект в ГОУ СОШ 1416 с углубленным изучением английского языка по теме: «Как доказать наличие в семенах органических веществ ». 2011г

2 Авторы проекта –групповой проект учащихся 5 класса на биологическом кружке. Руководитель проекта учитель биологии В.В.Исаков. Цель проекта: с помощью простейших приемов и использования распространенных реактивов, изучить наличие в семенах жиров, белков и крахмала.

3 Как доказать, что в семенах подсолнечника есть жир, называемый подсолнечным маслом?

4 Очистим семечко подсолнечника от кожуры, завернем ядрышко в чистую бумажку и сильно придавим пестиком…

5 На бумажке появится жирное пятно. Впервые подсолнечное масло получил крепостной крестьянин Бокарев. Растительное масло очень полезно и не содержит холестерина.

6 Как доказать, что семена содержат крахмал? Для этого перетрем семена в муку или используем готовую пшеничную или ржаную муку.

7 Поместим муку в мешочек из 2-3х слоев марли.

8 Поместим мешочек с мукой в стаканчик с водой и хорошенько прополощем.

9 Вода в стаканчике помутнеет от взвеси крахмала.

10 Известно, что крахмал под действием спиртового раствора йода приобретает синее окрашивание.

11 Синее окрашивание раствора показало, что в семенах есть крахмал.

12 Поместим каплю взвеси крахмала в воде на предметное стекло и рассмотрим препарат крахмала при увеличении в 200 раз

13 Зерна крахмала окрашены йодом в синий цвет и имеют характерный рисунок.

14 Для того, чтобы обнаружить в семенах белок, перетрем в ступке семена бобовых растений, например, семена чечевицы.

15 К муке из чечевицы прильем раствор сульфата аммония, и через 2-3 часа добавим раствор едкой щелочи и немного сильно разбавленного раствора сульфата меди.

16 Раствор приобретает фиолетовое окрашивание, значит, семена содержат белок. Такую реакция на белок называют биуретовой реакцией

17 При нагревании раствора, интенсивность окрашивания возрастает.

18 Спасибо за внимание! С помощью опытов, мы доказали, что семена содержат такие органические вещества, как жиры, углеводы (крахмал) и белки.

Источник

ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 7 Химический состав клетки

Стр. 28. Вспомните

№ 1. Что такое химический элемент?

Химический элемент – это совокупность атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра и состоят из нейтронов (число может быть разным) и протонов (число равно атомному номеру элемента).

№ 2. Какие химические вещества вам известны?

Я знаю о таких химических веществах, как: водород и углерод, хлор и фосфор, кислород и азот, кальций и калий, барий и бром, а также многие другие.

Стр. 29. Вопросы после параграфа

№ 1. Каких химических элементов больше всего в клетке?

По содержанию в клетке выделяют три группы элементов. В первую группу, которая составляет почти 98% от общего строения клетки, входят такие химические элементы, как: кислород, водород, углерод и азот.

№ 2. Какую роль в клетке играет вода?

За счет того, что в жидком состоянии вода практически не сжимается, а потому служит своеобразным гидростатическим скелетом для клетки, то есть, определяет ее форму и придает ей упругость. Также вода принимает участие во многих химических реакциях (фотосинтез, гидролиз), в обмене веществ и терморегуляции клетки.

№ 3. Какую роль в клетке играют минеральные соли?

Минеральные соли в клетке представлены в виде катионов и анионов, соотношение которых определяет кислотность среды, необходимой для ее жизнедеятельности, и занимают около 1 – 1,5 % от ее общей массы. Это соли калия, кальция, фосфора и прочие.

В сочетании с растворимыми органическими соединениями неорганические ионы (катионы и анионы минеральных солей) обеспечивают стабильные показатели осмотического давления. Ионы участвуют в поддержании рН на постоянном уровне, несмотря на то, что в процессах обмена веществ постоянно образуются щелочные и кислые продукты.

Не менее важная роль и у ионов кальция, которые участвуют в регуляции мышечного сокращения. Фосфор обеспечивает нормальный рост зубной и костной тканей.

В некоторых случаях минеральные соли служат катализаторами различных реакций, регулируют количество воды внутри клетки либо в какой-то из ее органелл.

Таким образом, минеральные соли необходимы для гомеостаза в клетке, а именно для поддержания водно-солевого и кислотно-щелочного баланса, нормальной работы органелл и т.д. Недостаток минеральных солей приводит к нарушению процессов обмена веществ в клетке и негативно сказывается на ее жизнедеятельности.

№ 4. Какие вещества относят к органическим?

Органические вещества – это вещества, которые относятся к углеводородам или их производным (класс соединений, в состав которых входит углерод). Они присутствуют в составе каждой клетки в виде:

Жиров, которые накапливают углероды и энергию;

Белков как основного «строительного» материала;

Гормонов, которые участвуют в регулировании всех процессов, протекающих в организме;

Ферментов, отвечающих за работу химических реакций.

№ 5. Каково значение органических веществ в клетке?

Углеводы, как важнейшая группа органических веществ, в процессе расщепления обогащают клетку энергией, которая необходима для ее жизнедеятельности. Также они обеспечивают прочность стенок клетки, тем самым защищая ее от повреждений извне.

Белки, входящие в состав различных клеточных структур, не только запасаются в клетках, но и регулируют процессы их жизнедеятельности. Жиры имеют свойство накапливаться в клетках. Когда они расщепляются, происходит высвобождение энергии, которая необходима живым организмам для жизни. Нуклеиновые кислоты, также являясь органическими веществами, участвуют в сохранении наследственной информации и дальнейшей ее передачи дочерним организмам.

№ 6. Что указывает на общность живой и неживой природы?

На сегодняшний день известно более 100 химических элементов, из атомов которых состоят вещества, встречающиеся на нашей планете. И более 80 из них входят в состав клеток живых организмов. При этом только четыре элемента – азот, углерод, кислород и водород составляют около 98% от общей массы любого живого организма. Все остальные элементы также содержатся в них, но в малом количестве.

Эти же элементы входят в состав и объектов неживой природы – вода, воздух, почва и т.д. Именно это и указывает на то, что между объектами живой и неживой природы есть много общего.

Стр. 29. Подумайте

Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?

Клетки являются мельчайшими структурными единицами целого организма. Каждая такая клетка имеет свое строение, выполняет свои функции. В ней происходят различные химические реакции, например, синтез или изменения химических соединений. Именно поэтому клетку называют миниатюрной природной лабораторией.

Стр. 30. Моя лаборатория

Чтобы обнаружить воду и минеральные вещества в растениях, проделайте следующие опыты.

Кладем в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагреваем их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

На стенках пробирок в результате нагревания на слабом огне появились капельки воды. Это позволяет еще раз убедиться, что в тканях растения (стебель, корень, листья, семена) содержится небольшое количество воды.

Нагреваем кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остается зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Это позволяет сделать вывод, что в состав кусочков растений входят и минеральные (неорганические вещества), что еще раз доказывает единство объектов живой и неживой природы.

Стр. 30. Моя лаборатория

Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты.

Берем зерна пшеницы, растираем их в ступке в муку, добавляем несколько капель воды и готовим кусочек теста.

Заворачиваем тесто в марлю, опускаем мешочек в стакан с водой и промываем его. Образуется мутная взвесь.

Крахмал из теста перешел в воду, вода при этом помутнела.

Переливаем часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капаем в нее 2 – 3 капли раствора йода. Жидкость приобретет синий цвет.

Это происходит реакция крахмала с йодом.

Берем на кончике пинцета крахмал и размешиваем в пробирке с водой. Капаем в эту пробирку 2 – 3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зернах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.

При этом крахмал не растворяется в воде, а со временем оседает на дно, образуя взвесь.

Капаем каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Убедимся, что в клубне картофеля тоже есть крахмал.

Место, куда попала капля йода, изменило свой цвет, стало сине-фиолетовым. Это значит, что в картофеле содержится большое количество крахмала, который и вступил в реакцию с йодом.

Рассматриваем остаток теста на марле. Мы видим клейкую массу, ее называют клейковиной или растительным белком.

По составу эта клейкая масса схожа по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. Это позволяет сделать вывод, что важнейшим компонентом семян растений, в нашем случае пшеницы, является белок.

Берем несколько семян подсолнечника, снимаем с них кожуру и раздавливаем на листе бумаги. Мы видим жирные пятна. Это подтверждает, что в семенах подсолнечника содержится значительное количество жиров.

Вывод

В результате проведенных опытов мы можем сделать вывод, что в состав растений входят как органические, так и неорганические вещества. Из органических веществ это белки, углеводы, жиры и т.д. Из неорганических – вода и минеральные вещества.

Стр. 31. Задание

№ 1. Изучите таблицы «Состав семян пшеницы и подсолнечника» и «Содержание жиров в клетках семян растений». Какой вывод вы можете сделать?

Состав семян пшеницы и подсолнечника

СеменаСодержание веществ, %
ВодаОрганические веществаМинеральные вещества
Пшеница13,484,71,9
Подсолнечник6,789,83,5

По результатам изучения таблицы мы можем сделать вывод, что в семенах пшеницы содержится в два раза больше воды, чем в семенах подсолнечника. По количеству органических веществ семена пшеницы уступают семенам подсолнуха. Аналогично и по содержанию минеральных веществ – в семенах подсолнуха их почти в два раза больше, чем в семенах пшеницы. Количество органических веществ во всех семенах больше, чем воды и минеральных веществ: для сравнения у пшеницы – 84,7 грамм против 13,4 г воды и 1,9 г минеральных веществ и у подсолнечника – 89,8 г против 6,7 г воды и 3,5 г минеральных веществ.

Органические и неорганические вещества важны для растения. Во-первых, они участвуют в построении тела растения. Во-вторых, нужны для обеспечения процессов жизнедеятельности, которые протекают внутри них. Отсутствие или недостаток какого-то вещества может спровоцировать нарушения в развитии растений и даже привести к их гибели.

Содержание жиров в клетках семян растений

РастениеСодержание жира (в % от сухого веса)
Лесной орех60 – 68
Какао50 – 58
Кокосовая пальма65 – 72
Подсолнечник40 – 65
Грецкий орех64

По данным таблицы мы видим, что в клетках разных семян содержится достаточно большое количество жиров. Меньше всего их в семенах какао – от 50 до 58% от сухого веса, а больше всего в кокосовой пальме – от 65 до 72%. Из-за большого содержания жиров семена многих растений, например, грецкий орех, кокосовая пальма, подсолнечник используются для получения масла промышленным способом.

№ 2. Изучив параграф и проведя опыты, заполните в рабочей тетради схему «Химический состав клетки».

Источник

Тема урока: «Химический состав растений»

Разделы: Биология

Цели урока: Изучить химический состав растений на основе изучения состава семян; выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семени.

Оборудование: стаканы с водой, пробирки, марлевые салфетки, йод, сухое горючее, семена пшеницы или других растений, проростки Фасоли и пшеницы, семена подсолнечника, белая бумага, таблица “Строение семян”.

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Мы знаем, что все живые организмы имеют сходный химический состав.

Запись в тетрадь. Тема: Химический состав растений

Цель нашего урока, узнать из каких веществ состоят растения, на какие группы они делятся.

Внимательно следите за тем, что я буду, делать и говорить и по ходу рассказа надо будет заполнять таблицу.

№п/пЧто бралиЧто делалиЧто получили
1Пшеница в пробиркеНагревали на огнеНа стенках пробирки появилась вода.
2.Тесто в марлеПромывали в стакане с водой.Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.
3.Стакан с мутной водойКапнули йодВода посинела
4.Семянка подсолнечникаРаздавили на белом листе бумагиЖирное пятно

Демонстрация 1 опыта:

Вы, конечно знаете, что у меня за семена.

Вопрос: Из каких веществ состоят эти семена? Что в них есть?

Семена кладут на дно пробирки и нагревают.

Вопрос: Что вы видите? (на стенках пробирки появилась вода)

Вопрос: Правильно. А откуда она взялась? (Она была в семенах)

Вывод: Вещество которое находится в семенах – это вода.

Вопрос: Какие вещества кроме воды находятся в семенах

Демонстрация 2 опыта:

Опыт: В маленький тигель кладут 10-15 семян пшеницы и нагревают. Когда при прокаливании начнут выделяться бурые пары, зажечь семена. Когда пламя погаснет показать ученикам обуглившие семена.

Вывод: В семенах есть вещества, которые могут гореть. Эти вещества обугливаются и сгорают. Такие вещества называют минеральными.

После сгорания минеральных веществ остается зола. Зола не горит. Зола- это минеральное вещество.

Демонстрация 3 опыта:

Вопрос: Что это? (мука)

Из чего приготавливают муку? (из зерен пшеницы)

Как делают муку? (Семена пшеницы размалывают на мельнице.

Вывод: Значит все то, что есть в семенах, есть в муке.

Опыт. Взять пшеничную муку и замесить тесто. Затем тесто промыть в воде. После промывания опустить в чистую воду и промывать до тех пор, пока вода не будет мутнеть.

Вопрос: Что осталось в тряпочке?

Это вещество беловатое, тягучее (растянуть) и клейкое(потрогать).Это вещество растительный белок, который содержится в клейковине.

Вывод: В состав растений входит белок.

Опыт. Кроме белка в состав растений входит еще одно вещество. Если мы капнем в стакан с мутной водой йод, то вода посинеет, т.к. в состав растений входит крахмал, который синеет под действием йода.

В состав растений входит еще вещества.

Демонстрация 4 опыта:

Раздавить семена подсолнечника.

Вопрос: Что вы обнаружили? (Если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений добывают масло.

Вопрос: Какие это растения? (подсолнечник, лен, конопля)

Вывод: В семенах обнаружили еще одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы) минеральные вещества и вода.

Вопрос: Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды?

Вопрос: Почему? (вода необходима для всех жизненных процессов, происходящих в организме растений).

Работа с учебником.

Записать в тетрадь.

Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис.

Источник

Состав семян. Вода и минеральные соли.

Вы знаете, что в семенах содержатся органические вещества — крахмал, белки и жиры. А что еще входит в состав семян? Ответить на этот вопрос поможет простой опыт.

Положите в пробирку сухие семена пшеницы (зерновки) или другого растения и подогрейте на слабом огне.

На стенках пробирки вскоре появятся заметные капельки воды. Вода, находящаяся в семенах, при нагревании испаряется. Образовавшийся пар соприкасается с холодными стенками пробирки и охлаждается. На стекле появляются капли воды.

Продолжите нагревание, Семена обуглятся, и в пробирке появится дымок. Это сгорают органические вещества: крахмал, белок и жиры, входящие в состав семян.

Таким образом, опыт показал, что в состав семян входят органические вещества, минеральные соли и вода. В семенах различных растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ.

Посмотрите на таблицу, которая помещена здесь.

Состав семян:

СеменаКоличество водыКоличество органических веществКоличество минеральных веществ
Пшеница (100 г)13,4 г84.7 г1,9 г
Подсолнечник (100 г)6,7 г89.8 г3,5 г

Таблица показывает, что семена пшеницы содержат воды в два раза больше, чем семена подсолнечника. А органических веществ в семенах подсолнечника, наоборот, больше, чем в семенах пшеницы.

Органических веществ в семенах всех растений значительно больше, чем воды и минеральных веществ. При прокаливании на огне органические вещества обугливаются и сгорают. Этим они отличаются от несгораемых минеральных солей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Определение растительных жиров в семенах растений

Кроме белка и крахмала из органических веществ в семенах есть ещё растительные жиры.

Что делаем: семя подсолнечника положить между двумя листами белой бумаги (рис. 1). Затем надавить на семя тупым концом карандашом (рис. 2).

Что наблюдаем: на бумаге появилось жирное пятно (рис.3).

Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть картинку Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Картинка про Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир

Общий вывод: органические вещества образуются в организме и при нагревании обугливаются, а затем сгорают, превращаясь в газообразные вещества. Неорганические вещества, входящие в состав семени, не горят и не обугливаются.

Жизненные процессы прорастающего семени

Всхожесть семян

Всхожесть семян – важный показатель их качества самих семян. Определить её не сложно.

Что делают: отсчитывают, из семенного материала, 100 семян подряд, без выбора, раскладывают их на мокрой фильтровальной бумаге или на смоченном песке (можно на мокрой тряпочке).

Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть картинку Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Картинка про Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир

Что наблюдаем: через 3-4 дня подсчитывают число проросших семян и смотрят, насколько дружно прорастают семена.

Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть картинку Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Картинка про Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир

Через 7-10 дней вновь подсчитывают число проросших семян и смотрят окончательную всхожесть.

Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть картинку Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Картинка про Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир

Всхожесть оценивают в процентах, подсчитывая количество проросших процентов из 100 посеянных.

Вывод: чем выше число проросших семян, тем качественнее данный семенной материал.

Прорастание семян

Есть семена, которые при прорастании выносят семядольные листья на поверхность почвы (фасоль, огурец, тыква, свекла, берёза, клён, астра, бархатцы) – это надземное прорастание семени.

У других растений при прорастании семядоли не выходят на поверхность почвы (горох, настурция, конские бобы, дуб, каштан), их относят к растениям с подземным прорастанием.

Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть картинку Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Картинка про Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир

Условия необходимые для прорастания семян

Для этого можно провести небольшой опыт. Что делаем: возьмём три стакана и положим на дно каждого по нескольку зёрен пшеницы. В первом — оставим семена, как есть (в нём будет только воздух). Во второй – нальём воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполним до половины. Все три стакана накроем стеклом и оставим на свету. Это начало нашего опыта.

Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть картинку Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Картинка про Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир

Примерно через 4-5 дней проанализируем полученный результат.

Что наблюдаем: в первом – семена остались без изменения, во втором набухли и проросли, а в третьем только набухли, но не проросли.

Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Смотреть картинку Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Картинка про Как доказать что семена подсолнечника содержат жир. Фото Как доказать что семена подсолнечника содержат жир

Результат: опыт показывает, что семена легко впитывают воду и набухают, увеличиваясь в объёме. При этом органические вещества (белки и крахмал) становятся растворимыми. Таким образом, семя из покоящегося состояния приступает к активной жизни. Однако если, как это в третьем стакане, воздух не имеет доступа к семенам, то они хотя и набухли, но не проросли. Семена проросли только во втором стакане, где к ним был доступ и воды и воздуха. В первом стакане не было изменений, так как к семенам не поступила влага.

Вывод: для прорастания семян необходима влага и воздух.

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 327 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *