Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным?

Задания по литературе для 5 класса 1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным, можно выделить такие признаки:

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Таким образом, наличие этих примеров и говорит о том, что эта сказка относится к волшебным.

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

То что «Царевна-Лягушка» относится к сказкам сомнения не вызывает, но вот как доказать, что она волшебная?

отметим несколько характерных признаков волшебной сказки, которые мы находим в этом произведении:

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Иван-царевич встречает на своем пути говорящих животных, которые обладают интелектом и рвутся ему помогать в борьбе с Кощеем Бессмертным.

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

И это нашло свое подтверждение в дальнейших событиях, описанных в сказке. Когда Василиса становится женой Ивана-царевича она несколько раз демонстрирует свой ум и познания в волшебстве.

Она готовит чудесный каравай, равного которому никто не видел, она ткет расчудесный ковер, который приводит царя-отца в восторг. Она так ведет себя на пиру, что все гости и другие невестки стараются ей подражать, безоговорочно признавая превосходство Василисы.

Поэтому ее и прозвали Премудрой, хотя она конечно была еще и Прекрасной.

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Уметь читать это не просто умение складывать слова из букв. А умение понять и осмыслить то, что прочитал. Помните, в первом классе всех учили читать «мама мыла раму, но не все сразу могли понять. И вот если читать вникаетв каждое слово, и его берет за душу то, что прочитал вот тогда и происходит этот «доверительный разговор».

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Волшебная сказка сама по себе рассказывает о событиях невозможных, сказочных. Она должна интриговать слушателя,заставить его затаить дыхание, сопереживать приключениям героев, вздрагивать при возникновении опасной ситуации, а потому волшебные сказки рассказывают не только неторопливо и торжественно, но иногда патетически выделяют особо напряженные моменты.

Но иное дело сказки о животных. Как правило это веселые истории о том, как кто-то с кем-то поссорился, кто-то кого-то испугался, и даже скажем сказка «Волк и семеро козлят» (не совсем народная), читается легко и непринужденно, мы знаем, что ничего страшного в ней не случиться.

Поэтому сказки о животных часто рассказывают имитируя речь и поведение героев,выделяя смешные моменты.

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Пример: Доверившись своему учителю, ученик решил рассказать о причинах своих проблем в учебе в доверительном разговоре после уроков, когда учитель взялся помочь ученику.

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Перечисленные жанры народного творчества предназначались исключительно для детей, это формы практически все поэтические и отличаются подчас крайне незначительно.

Источник

Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки (Уроки по литературе)

ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Фонохрестоматия, упр. 1, стр. 26.

Сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным, потому что в ней происходит много необычного, т.е. того, что не может случиться в реальной жизни. Кроме того, в числе героев сказки есть фантастические существа типа Бабы-яги. Приведём несколько фрагментов сказки, в которых наиболее ярко предстаёт её волшебная сущность.

Волшебным мне кажется уже самое начало сказки, где царские сыновья пускают стрелы в надежде отыскать себе невест. Этот способ поиска жены крайне необычен и может считаться элементом волшебной сказки. Затем Иван-царевич встречается с лягушкой, которой суждено стать его женой. Лягушка оказывается разумной и говорящей, она беседует с Иваном и убеждает его жениться на ней.

Затем по волшебству лягушка неоднократно оборачивается Василисой Премудрой.

Делает она это для того, чтобы выполнить царские задания – испечь каравай, соткать ковёр и потанцевать на торжестве в царском дворце. Во время торжества снова случается волшебство, когда Василиса Премудрая мановением руки превращает воду в красивое озеро, а объеденные кости – в великолепных лебедей.

После пира, когда Иван-царевич, проявив нетерпение, сжигает кожицу лягушки, Василиса Премудрая оказывается вынуждена улететь в тридесятое царство. Для этого она оборачивается птицей и вылетает в открытое окно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Урок-исследование. Чудо русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чудо русской народной сказки «Царевна-лягушка». В чем оно заключается?

Обучающая: сформировать у учащихся понятие о волшебной сказке, ее отличительных чертах и особенностях.

Воспитывающая: воспитание высоких нравственных человеческих качеств на примере образов персонажей сказки.

Развивающая: развитие умения вчитываться в текст сказки и анализировать его.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, компакт-диск с тестами, выставка сборников сказок, рисунки И. Билибина и Васнецова, рисунки учащихся

Оформление доски: Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Вступительное слово учителя.

Загадка учила людей мудрости, умению размышлять, образно и логично мыслить. В пословицах отразились представления народа о поведении, об образе жизни и общем мировоззрении. Но особое место в устном народном творчестве занимала и занимает сказка:

О чем скрипят пословицы,

И ветер повеял чудесный,

И тайна стучится в окна,

И в чудо поверишь вдруг…

И дрогнут чьи-то ресницы,

И сразу меняются лица…

Тихонько скрипят пословицы –

К нам сказка в гости идет.

Чтение наизусть начального отрывка из сказки «Царевна-лягушка» подготовленным учеником («В некотором – царстве, в некотором государстве…» до слов «…сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит»)

Отрывок из какой народной сказки мы сейчас прослушали? («Царевна-лягушка»)

Удалось ли рассказчику «околдовать» слушателей, заставить нас перенестись в мир сказки? (Вспоминаем памятку «Как рассказывать сказку»)

«Как рассказывать сказку»

Рассказывай медленно, плавно.

Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».

Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.

Начинай с присказки, завершай концовкой.

Итак, мы говорим с вами сегодня о сказке «Царевна-лягушка». Тема урока – Чудо русской народной сказки «Царевна-лягушка»… В чем оно заключается? (записываем в тетради). Вы, ребята, выступаете сегодня в роли исследователей, потому что каждая группа имела своё предварительное задание, изучала текст, проводила наблюдения и сообщит о полученных результатах.

Но сначала давайте убедимся, что все вы хорошо знаете тексты сказки

Тест с использованием компьютера, мультимедийного проектора, компакт-диска

Братья «натянули свои тугие луки и выстрелили с широкого отцовского двора»

Стрела среднего брата попала во двор богатого купца

Иван-царевич нашёл свою стрелу в болоте на пятый день

Первое задание царя для невесток – испечь белый хлеб

Ковром старшей невестки можно только лошадей от дождя покрывать

Карета царевны-лягушки была запряжена тройкой лошадей

Когда Иван-царевич отправился на поиски своей жены, первым из животных ему встретился заяц

Со дня морского яйцо достала щука

Иван-царевич вернулся домой с Василисой Премудрой на Кощеевом скакуне

Проверка результатов теста.

Выступление исследовательских групп

Итак, в чем же заключается чудо сказки «Царевна-лягушка»? Группа № 1 исследовала текст и должна была доказать, что сказка – волшебная.

Схема сюжета «Царевна-лягушка» как волшебной сказки (с цитатами)

Существование запрета (табу).

Василиса Премудрая должна три года быть лягушкой. («Василиса Премудрая хитрей – мудрей отца своего Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей «три года» квакушею быть»)

Нарушение запрета кем-то.

Иван-царевич сжигает лягушечью кожу раньше срока. («Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею было…»)

Последствия нарушения запрета.

Василиса Премудрая превращается в лебедь белую и улетает. Иван-царевич отправляется на поиски любимой жены. («Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно. Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую»)

Есть превращения, чудеса, волшебные предметы, чудесные помощники, Баба-Яга, Кащей Бессмертный.

Положительный результат, возвращение героя к благополучию.

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кащеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.»)

Любое произведение искусства – народного или авторского – так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого – реальность. Но реальность преображается воображением, фантазией, мечтой. Что же в сказке волшебное, а что- реальное? Над этой проблемой работала группа № 2.

Волшебное и реальное в сказке

(Василиса Премудрая – в лягушку, в лебедь белую)

(старый старичок, медведь, селезень, заяц, щука)

(Баба-Яга, Кощей Бессмертный)

(семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест, желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки)

(досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость)

Вывод: Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла. Главное содержание сказки – то, что волнует каждого человека: чувства героев, благородство их поступков.

Свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т.е. свои идеалы передает народ другим поколениям в сказках. А помогают сделать это главные герои сказки. Какими же достоинствами обладает Василиса Премудрая? Слово – группе №3

Василиса Премудрая – любимая героиня народных сказок.

Встреча Ивана-царевича и лягушки (Чтение диалога по ролям)

Иван-царевич хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь.»

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше – все это заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке и сделать ее своей женой.

Царские испытания для невест

Чтение эпизода по ролям. («Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил…»)

Чтение наизусть эпизода о приготовлении хлеба («Уложила квакушка царевича спать…»)

Чтение эпизода наизусть («Уложила его квакушка спать…»)

Присутствие на царском пиру

Появление Василисы Премудрой на пиру потрясло всех, даже Ивана-царевича, который, уже успев оценить свою царевну-лягушку за доброту, преданность, умение помочь, не подозревая: ее внешняя красота столь же удивительна что и красота внутренняя.

Чтение наизусть эпизода танца. («Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…»)

Вывод: Писатель Максим Горький отметил самые важные черты характера, свойственные любимой народной героине: величественную простоту, мягкую гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

А что же Иван-царевич? Достоин ли он Василисы Премудрой? Об этом нам расскажет группа № 4.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод.

Сказка «Царевна-лягушка» очень своеобразно делится на 2 части:

Чтение по ролям эпизода встречи со старым старичком («Повстречал он как-то раз старого старичка»)

Во встрече со старым старичком мы видим, что Иван-царевич действительно сильно изменился: теперь Иван стал внимательным к замечаниям других, слушает советы старшего (образ старичка олицетворяет собой мудрость, опыт жизни), сам набирается жизненного опыта.

Чтение по ролям эпизода встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

Царевич голоден, но животных убивать не стал, потому что любит их. Кроме того, Иван-царевич догадывается, что обещания лесных жителей обязательно сбудутся.

Выразительное чтение эпизода «У Кощеева дуба».

Описание дуба являет собой самую большую трудность в пути Ивана-царевича, с которой ему нужно справиться. Поэтому и преодолеть эту преграду ему помогают добрые силы в виде зверей.

Вывод: Перед нами смелый герой, снискавший себе уважение читателя тем, что он решителен, справедлив, добр, умеет признавать свою неправоту, борется против Кащея. Иван-царевич достоин Василисы Премудрой и ее любви.

При чтении сказки мы заметили, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число «три» в древности считали волшебным, магическим, поэтому в сказках часто бывает три брата, три царских испытания, три дня до срока, три железных хлеба…

Вы уже заметили, что сказочное повествование – необычное.

Катится клубочек по высоким горам,

Катится по темным лесам,

Катится по зеленым лугам,

Катится по топким болотам,

Катится по глухим местам…

Мы оформили строки, как поэтические, и заметили, что получился стих, правда, без рифмы, белый. Или:

И отломил у нее кончик.

Т.е. сказка отличается ритмичностью. И не только этим. Образность языку придают и синонимические повторы.

Назовите синонимические повторы, которые вы увидели (Жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками, искала-искала, хитрей-мудрей, шел-шел, лежит-отдыхает, щука-рыба, найти-разыскать…)

В сказке «Царевна-лягушка» есть и постоянные эпитеты. Какие? (Тугие луки, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец)

В чем состоит чудо сказки «Царевна-лягушка»?

Что же делает ее такой удивительной, интригующей читателя?

Сюжет, волшебный, сказочный, интересный, яркий

В сказке переплетается и волшебное (чудесные предметы, сказочные герои, чудеса), и реальное (бытовые ситуации, чувства персонажей сказки)

Покоряет читателя сказка и своими главными героями: Василисой Премудрой и Иваном-царевичем. Она – трудолюбивая, добрая, умная, удивительно красивая не только внешне, но и внутренне. Он – смелый, сильный, верный, способный на любые жертвы ради любви.

Очаровывает нас эта прекрасная сказка и поэтикой своего языка, образностью речи, особенным ритмом, иногда близким к стихотворному.

Источник

Конспект ООД «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Действующие лица

«Царевна-лягушка» — русская народная сказка, по жанру — волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия.

Время действия сказки – неопределенно-прошедшее («В старые годы у одного царя было три сына»).

Место действия: 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, «потусторонний» — «тридевятое царство», куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета.

Герои русской народной сказки «Царевна-лягушка«:

Заглавная героиня сказки – царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом царевна Василиса Премудрая. Благодаря помощникам (мамки, няньки), собственным чудесным умениям (волшебным образом создала на царском пиру озеро с лебедями) и сказочной красоте с честью выдерживает царские испытания для невесток. Заточена Кощеем в наказание за нарушение запрета Иваном-царевичем.

Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.

Главный герой народной сказки «Царевна-лягушка» — младший сын царя Иван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.

С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:

1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).

2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных помощников.

3) За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.

Герой-отправитель – царь, отправляющий сыновей на поиск невест, подвергающий испытаниям своих невесток.

Герои-антагонисты: старшие братья Ивана-царевича, более удачливые в выборе невест, принесших женихам богатое приданое, противопоставлены главному герою. Главной героине противопоставлены жены старших царевичей, прямо соперничающие с царевной лягушкой за доброе к ним расположение царя.

Герои-помощники: мамки-няньки, помогающие Василисе Премудрой справиться с царскими испытаниями; чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-даритель (старый старичок, подаривший Ивану-царевичу путеводный клубок); Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и способ одолеть Кощея.

Композиционно сказка «Царевна-лягушка» построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки.

В языковом отношении русская народная сказка «Царевна-лягушка» является примером высокого мастерства народных сказителей: она очень поэтична. Благодаря своим высоким художественным достоинствам «Царевна-лягушка» стала излюбленным хрестоматийным текстом.

«Царевна-лягушка», как и другие волшебные сказки, вызывает особый интерес у детей.

В равной степени дети ценят и развитие действия, связанное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеальные герои, и счастливый конец.

В сказке «Царевна-лягушка» скрыт обширный материал для развития творческих способностей ребенка, усиления его познавательной активности, для самораскрытия, саморазвития личности. Благодаря всему изложенному, русская народная сказка «Царевна-лягушка» занимает достойное место среди сказок для детей.

Краткое содержание

Когда настало время женить царских сыновей, царь велел им пустить из лука по стреле. Куда стрела полетит, там и судьба их ждёт.

Стрела старшего сына попала на боярский двор, среднего — на купеческий. А младшего — Ивана — угодила в болото. Иван нашёл эту стрелу у лягушки, которая сказала, что она теперь его невеста. Делать нечего — принёс Иван домой лягушку. Все смеялись, конечно.

Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Смотреть картинку Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Картинка про Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная. Фото Как доказать что сказка царевна лягушка волшебная

Как только справили три свадьбы, царь велел невесткам умения демонстрировать. Для начала — сшить ему по рубахе. Опечаленный Иван пришёл к Лягушке, поделился с ней, а та ему велела спать: завтра всё образуется.

Иван уснул, а супруга его сбросила лягушачью кожу и превратилась в Василису Премудрую. Василиса кликнула своих нянек и приказала к утру сшить для царя рубаху. Утром Иван был поражён, увидев рубаху — да не простую, а драгоценными камнями и хитрыми узорами украшенную.

Царя работы двух невесток разочаровали, только рубашка Лягушки пришлась ему по душе.

Следующим заданием было испечь хлеб. Жёны старших братьев хотели подсмотреть за Василисой, но та схитрила: замесила тесто, верх печки сломала и сверху поставила квашню. Конечно, у Василисы получился изумительный хлеб, а у её невесток — горелые корки.

В качестве последнего испытания царь пригласил невесток на пир. Иван был очень смущён: как же он придёт с Лягушкой? Но жена ему велела ехать самому — а она прибудет позже. Когда Иван уехал, Лягушка сбросила кожу и сделалась красавицей. И на пиру поразила царя танцами: взмахнёт одним рукавом — озеро появится, взмахнёт другим (в который косточки за обедом прятала) — лебеди на озере.

Понравилось Ивану, что жена такая красивая. Пока шёл пир, он прибежал домой и лягушачью шкуру сжёг. Василиса как вернулась — ахнула: ей оставалось всего три дня быть лягушкой, а теперь её заберёт Кощей.

Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Сказка «Царевна-лягушка» является волшебной

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

— Сынки, мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.

У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.

А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:

— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:

— Что ты, как Я возьму себе в жёны лягушку?

— Бери, знать, судьба твоя такая.

Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой. Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке.

Вот царь позвал сыновей:

— Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке.

Сыновья поклонились отцу и пошли.

Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка, по полу скачет, спрашивает его:

— Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?

— Батюшка, велел тебе к завтрему рубашку сшить. Лягушка отвечает:

— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь.

Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.

Иван-царевич утром проснулся, лягушка, опять по полу скачет, а уж рубашка лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыновей. Старший сын развернул рубашку, царь принял её и сказал:

— Эту рубашку, в черной избе носить. Средний сын развернул рубашку, царь сказал:

— В ней только, в баню ходить.

Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:

-Ну, вот это рубашка — в праздник её надевать. Пошли братья по домам — те двое — и судят между собой:

— Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра… Царь опять позвал сыновей:

— Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.

Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:

— Что закручинился? Он отвечает:

— Надо к завтрему испечь царю хлеб.

— Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.

А те невестки, сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну бабушку-задворенку, посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.

Лягушка хитра, она это смекнула. Замесила квашню; печь сверху разломала да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка прибежала к царским невесткам; все рассказала, и те так же стали делать.

А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.

Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.

Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А царь в то время принимал хлебы от больших сыновей. Их жены-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-царевич, царь сказал:

— Вот это хлеб, только, в праздник его есть. И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами.

Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил. Лягушка, по полу скачет:

— Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?

— Лягушка, лягушка, как мне не горевать! Батюшка наказал, чтобы я пришёл с тобой на пир, а как я, тебя людям покажу?

— Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: “Это моя лягушонка, в коробчонке едет”.

Иван-царевич и пошёл один. Вот старшие братья приехали с жёнами, разодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмленными. Стоят да над Иваном-царевичем смеются:

— Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес. Где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.

Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные — пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала.

Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звезды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только, в сказке сказать. Берёт она Ивана-царевича за руку и ведёт за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки, за правый рукав бросила.

Жёны больших-то царевичей увидали её хитрости и давай то же делать.

Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась — всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.

А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом — только гостей забрызгали, махнули другим — только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне.

Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…

Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно. Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят — искать жену, Василису Премудрую. Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк. Попадается ему навстречу старый старичок.

— Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

Иван-царевич рассказал ему про своё несчастье. Старый старичок говорит ему:

— Эх, Иван-царевич; зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.

— Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.

— Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь. Пожалел он зайца, пошёл дальше. Подходит к синему морю и видит — на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:

— Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!

Он бросил щуку в море, пошёл дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит — на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.

— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему Баба-яга. — Дело пытаешь или от дела летаешь?

Иван-царевич ей отвечает:

— Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.

Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит — стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно.

Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.

Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *