Как доказать что стихотворение это текст 6 класс
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что отрывок является текстом
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Путкова Т.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что данный отрывок является текстом
Предметом и конечной целью учебного курса «Речь и культура общения/ Практическая риторика» (авторы Д.И.Архарова, Т.А.Долинина) является эффективное общение с помощью речи, поэтому на уроке вся работа строится на основе текста (анализ образцового и создание своего текста). Проводя на уроках литературы, русского языка и риторики разные виды анализа текста (лингвистический, стилистический, литературоведческий, риторический), мы учимся понимать замысел автора, воплощенный через содержание, структуру и языковые средства текста.
Один из видов анализа основан на умении определять признаки текста и приводить доказательства, выстраивая свой ответ как рассуждение. Обучение такому анализу проводится и на уроках русского языка, и на уроках риторики, начинается уже с 5 класса и усложняется к 9 классу.
Ниже приводятся примерные образцы риторического анализа текста, отработанные в практике наших уроков риторики в разных классах.
Наличие нескольких предложений (членимость).
а) единство темы, предмета речи;
б) наличие ОМ, ее развитие;
в) законченное высказывание, имеет начало и конец;
г) можно подобрать заголовок, отражающий тему или ОМ.
Задание: доказать, что данный отрывок является текстом.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, так как 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (город), есть ОМ (окрестности города таковы)
раскрывается через тематическую через рематическую цепочку:
цепочку: город – он на берегу ручья – за рекой – лес –
* Тексту можно дать названия: Цветочный город (отражает тему).
Окрестности Цветочного города (предмет речи).
1 ч. – ОМ (1 предложение)
2 ч. – развитие ОМ (2-5 предложения)
3) Предложения связаны грамматически: через формы слов, мест. (город – он, рекой – за рекой, лес – в лесу). Вид связи – цепная.
Итак, по всем признакам данный отрывок является текстом.
1.Белка уселась рядом, брала орешки с ладони и разгрызала их.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, т.к. 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (белка), есть ОМ (а белка делала вот что)
тема раскрывается через тематическую ОМ развивается через рематичес
1 ч. – 1 предложение – начало действия
2 ч. – 2 предложение – развитие действия
3 ч. – 3 предложение – конец действия
3) Предложения связаны лексически, грамматически: в тематической цепочке – синонимы, мест. она; в рематической цепочке – видо-временная соотнесенность глаголов (глаголы прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида).
Вид связи предложений – параллельная со сквозной темой.
Итак, по всем признакам отрывок является текстом.
Образец анализа текста (9 класс)
Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.
Докажите, что это текст. Какие лексические и грамматические средства служат для связи предложений в единое целое?
Доказательство (анализ текста)
1) Отрывок состоит из нескольких предложений, разделенных на 2 части. В этом проявляется * членимость текста, которая оформляется с помощью графических средств (знаков препинания в конце предложений, двух абзацев).
2) Предложения связаны по смыслу. * Смысловая цельность текста проявляется в следующем:
● предложения на одну тему, тема раскрывается через 4 тематические цепочки (Я, Державин, мы, место и время действия);
● в тексте есть основная мысль, она развивается через 3 рематические цепочки (А с Державиным, мною и нами произошло вот что);
● у текста есть название «Державин» (отражает тему); можно дать и другие названия: «Встреча с Державиным» (предмет речи), «Незабываемая встреча» (основная мысль);
● у отрывка есть начало и конец.
I ч. – 1 абзац (экспозиция: место, время действия, герои; завязка);
II ч. – 2 абзац (развитие действия: что произошло на экзамене русской словесности с Пушкиным и Державиным);
III ч. – 2 абзац, последние 3 предложения (развязка – конец действия).
● Выделим лексические средства , которые служат для смысловой связности текста:
а) слова одной тематической группы (стихи, словесность; голос, сердце, глаза; восхищение, волновались, хвалили);
б) синонимы (восторг – восхищение; оживился – преобразился);
г) повтор слов (местоимение Я – 5 раз, меня – 4 раза, Державин – 6 раз, он – 8 раз, его стихи – 3 раза, экзамен – 3 раза) не является речевой ошибкой, он помогает выделить важные «темы» и подчеркнуть их значимость для автора.
д) Однокоренных слов в тексте нет.
3) Предложения связаны грамматически ( в этом заключается 3-ий признак текста – структурное единство)
Грамматические средства связи :
а) формы одного слова (я – меня, мой – моей, Державин – Державина, он – его, мы – нам, экзамен – экзамене);
б) местоимение (личные – я, он, мы; притяжательные – мой, свой; указательные – до тех пор);
в) видовременная соотнесенность глаголов (большинство глаголов совершенного вида прошедшего времени, т.к. они обозначают уже совершившееся действие, но прошедшее время используется в значении настоящего времени);
г) глагольные формы – деепричастия (подперши голову рукою, стоя в 2-х шагах от Державина) дорисовывают действие;
д) одно неопределенно-личное и одно определенно-личное предложение выдвигают действия на 1-ый план (не помню, искали, не нашли);
е) служебные части речи (подчинительные союзы в сложноподчиненных предложениях со значением времени, места, образа действия, с придаточными изъяснительными со значением дополнения смысла);
ё) сложные предложения с разными видами связи и сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью указывают на взволнованность говорящего, выражающего разные смысловые значения в пределах одной синтаксической единицы;
ж) синтаксические фигуры:
— параллелизм конструкций (сложных предложений, простых предложений с однородными членами) придают речи определенный ритм;
— градация по восходящей (он оживился, глаза заблистали, он преобразился; читаны его стихи, разбирались его стихи, хвалили его стихи; голос зазвенел, а сердце забилось с восторгом) выражает смену чувств и настроений людей – по степени нарастания переживаний;
— фигура умолчания (… в конце последних 3-х предложений) тоже передает высокую степень взволнованности рассказчика;
и) вводное предложение (разумеется) выражает уверенность говорящего.
О структурном единстве текста говорят виды связей предложений в тексте:
I ч. – 1-3 предложения связаны параллельной связью со сквозной темой.
Парал. связь Парал. связь
II ч. – все предложения связаны параллельной связью со сквозной темой, кроме двух:
Между I ч. и II ч. – параллельная связь.
Хотя большинство предложений связано параллельной связью, но смысловая цельность сохраняется за счет сквозной темы, представленной через несколько тематических цепочек, а структурное единство поддерживается с помощью грамматических средств.
Итак, сделаем общий вывод: проведенный анализ показывает, что данный отрывок является текстом, т.к. ему свойственны все 3 признака текста (членимость, смысловая связность, структурное единство).
Урок русского языка на тему «Текст и его признаки» (6 класс).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык. 6 класс. Урок № 2.
§ 3. Текст и его признаки.
1. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.
2. Тема текста – это то, о чем в нем говорится.
4. Текст имеет или может иметь заголовок.
5. Текст состоит из смысловых частей, каждая из которых имеет микротему (часть общей темы).
Текстом является фрагмент № 1, потому что:
1) предложения в нем связаны по смыслу,
2) предложения расположены в определенной последовательности, необходимой для раскрытия темы,
4) фрагмент имеет идею: автор понял, что «злиться и драться нехорошо»,
5). Текст может иметь заголовок: «Любимое кресло», «Курым», «Курымушка», «Поумнел».
Чтобы получился текст, абзацы нужно расположить в следующей последовательности: 2, 1, 3.
Домашнее задание: упражнение № 15 (списать абзац № 2, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы; выделить морфему с пропущенной буквой).
(5) Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. (6) Когда собачка бежит, она забавно семенит ими.
(11) Хорошо слышит телефонный звонок и начинает громко лаять и царапать дверь.
Вопросы и задания к тексту:
№ 1. Озаглавьте текст. № 2. Определите тему текста. № 3. Определите основную мысль текста. № 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений. № 5. Определите стиль текста. № 6. Определите тип текста. № 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов. № 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы. № 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.
№ 1. Озаглавьте текст.
«Малыш», «Красивая болонка», «Маленькая собачка», «Сластена».
№ 2. Определите тему текста.
Тема текста – описание внешнего вида, повадок и привычек домашнего питомца (собачки).
№ 3. Определите основную мысль текста.
Основная мысль текста: Малыш – полноправный член семьи.
№ 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений.
Перед нами текст, так как предложения объединены общей темой, связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности.
Средства связи предложений в тексте:
— замена существительных синонимами ( 1 – 2: Болонка – она, у нее; 6: собачка – она; 7: Малыш – он; 8: Малыш – его – он);
№ 5. Определите стиль текста.
Стиль текста – художественный.
№ 6. Определите тип текста.
Тип текста – описание.
№ 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов.
(7) вы/праш/ива/ет, при/ход/ит;
(8) вы/тащ/и/ть, при/чес/ыва/ть/ся;
№ 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы.
(3) Длинные уши и коротенький хвостик теряются в шерсти. [ и ].
№ 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.
Сравнение: завивается и висит на боках и мордочке, как у барашка.
Эпитеты: снежно-белая (шерсть), тёмные глаза.
(5) Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. (6) Когда собачка бежит, она забавно семенит ими.
(11) Хорошо слышит телефонный звонок и начинает громко лаять и царапать дверь.
Вопросы и задания к тексту:
№ 1. Озаглавьте текст. № 2. Определите тему текста. № 3. Определите основную мысль текста. № 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений. № 5. Определите стиль текста. № 6. Определите тип текста. № 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов. № 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы. № 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.
(5) Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. (6) Когда собачка бежит, она забавно семенит ими.
(11) Хорошо слышит телефонный звонок и начинает громко лаять и царапать дверь.
Вопросы и задания к тексту:
№ 1. Озаглавьте текст. № 2. Определите тему текста. № 3. Определите основную мысль текста. № 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений. № 5. Определите стиль текста. № 6. Определите тип текста. № 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов. № 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы. № 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.
(5) Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. (6) Когда собачка бежит, она забавно семенит ими.
(11) Хорошо слышит телефонный звонок и начинает громко лаять и царапать дверь.
Вопросы и задания к тексту:
№ 1. Озаглавьте текст. № 2. Определите тему текста. № 3. Определите основную мысль текста. № 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений. № 5. Определите стиль текста. № 6. Определите тип текста. № 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов. № 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы. № 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Признаки текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Как доказать что это текст?
Вы написали текст, а вам не верят и говорят что это всего лишь предложения
Любой текст несет в себе некую информацию, и не важно длинный это текст или совсем короткий, но все в нем служит для того, чтобы донести эту информацию, эту мысль до читателя.
Конечно, не всякий набор предложений носит название текст.
Текстом можно назвать только связанные между собой одной мыслью и темой предложения, много их или мало.
Доказать, что перед вами текст можно так:
Нужно прочитать его, обозначить единую мысль и тему, проследить логику высказываний, если таковых нет, то перед вами лишь отдельные предложения.
Предложения в тексте связываются либо словами (например, союзами), либо смыслом.
Для начала прочитайте этот текст в слух, потом постарайтесь отметить логическую связь между предложениями, кратко расскажите смысл этого текста, его основную идею. Тогда вы с легкостью докажите что это текст, так как в тексте все предложения имеют логическую связь между собой, текст имеет свой смысл (суть, о чем рассказывается и так далее). Еще текст должен постоянно поддерживать мысли одного «сюжета» или одной логической цепочки. Вот тогда это будет по настоящему текст.
Любое, связанное между собою логически и синтаксически количество предложений, и есть текст. Любой человек должен без объяснений и доказательств понимать что перед ним именно текст, просто нужно показать связь между предложениями, если человек ее сразу не видит.
Как доказать что прочитаный текст это стихотворение?
Как доказать что прочитаный текст это стихотворение?
Стихотворение имеет рифму, ритм, метафоры, сравнения, эпитеты!
Если текст имеет все эти признаки, то он является стихотворением!
В любом стихе есть или должна быть рифма.
Со скамейки слезть не МОГ, Весь до ниточки ПРОМОК.
Даже если есть остальные признаки стиха, но нет рифмы, то это уже не стихотворение!
Пожалуйста помогите, заранее благодарю?
Пожалуйста помогите, заранее благодарю!
Срочно, как доказать что это текст?
Срочно, как доказать что это текст.
Макс озорничает?
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы?
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы.
Помогите с 462 номером пожалуйста заранее благодарю?
Помогите с 462 номером пожалуйста заранее благодарю.
Придумайте и запишите свое название к прочитаному тексту?
Придумайте и запишите свое название к прочитаному тексту.
Пожалуйста помогите заранее благодарю ❤️С первым?
Пожалуйста помогите заранее благодарю ❤️
Помогите пожалуйста с упр?
Помогите пожалуйста с упр.
22 заранее благодарю.
Ребят помогите, нужно сжать этот текст?
Ребят помогите, нужно сжать этот текст.
Пишу письмо маме. Я буду петь завтра. Я встану по раньше.
В Казахстане имеются высокие горы, на которых иногда бывает снег. Весь этот снег иногда тает, и вся вода льётся на землю, вниз. После этого земля высушивается, и весь пар становиться дождём. Вот так там часто происходят дожди.
Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и..