Как доказать что текст относится к научному стилю
помогите пожалуйста доказать что этот текст научного стиля
Рыбы (лат. Pisces) — надкласс (в соответствии с современными принципами кладистики — парафилетическая группа) водных позвоночных животных. Обширная группа челюстноротых, для которых характерно жаберное дыхание на всех этапах постэмбрионального развития организма. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Рыбы играют важную роль в большинстве водных экосистем как составляющая пищевых цепей.
1)Наличие терминов (Надкласс, кладистика, парафилетическая группа челюстноротых и т, д, )
2) Нет эмоционально-окрашенной лексики и не выажено отношение автора к тому, что он описывет. Лексина нейтральная.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.
ну вот кое-что о научном стиле текста.
Научный стиль характеризуется ясностью, точность логичностью, неэмоциональностью изложения; широк использованием терминологии и абстрактной лексики; преимущественным употреблением слов в их прямых значениях; тенденцией к сложным синтаксическим построения использованием вводных конструкций, указывающих логические отношения между частями текста, и т. д.
Помогите пожалуйста докозать что этот текс относится к научному стилю
употреблены научные слова: кладистики, парафилетическая и т. д.
Помогите пожалуйста. Докажите, что предложенный Вам текст является образцом научного стиля в вашей предметной области. Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.
В современном мире количество проблем, требуют и разрешения. Одной из проблем патриотическое младших школьников, так как уважение к родине, к традициям и обычаям, и – всё это основой воспитания. воспитание в одну из задач школы, так как в возрасте прививается любви к Родине.
Под патриотическим понимается у любви и к Родине, к Отчизне.
Патриотизм – необходимая черта, всесторонне личности. прививать младшим чувство за свою страну и свой народ, и к его истории [ 1].
Проблема патриотического исследовалась в таких педагогов и общественных как: М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомли́нского, А. С. Мака́ренко и др. [2]. Они значение в отводили воспитанию личности.
Изучая литературу по данной проблеме можно выделить структуру патриотического воспитания.
Как доказать принадлежность текста к научному стилю?
Научный стиль выполняет несколько функций: хранение, получение и передача информации. Почти всегда научный стиль используется письменно. Это могут быть и рефераты, и аннотации, и дипломные работы, и диссертации, и научные статьи.
Отличительными чертами научного стиля являются:
Научный стиль текста имеет свои особенности, которые отличают его от других стилей. В первую очередь, это монолог, использование терминологии, строгость суждений, описывает факты или доказанные причинно-следственные связи.
Прежде всего надо обозначить цель, с которой был создан данный текст. Научные тексты пишут для изложения новой информации, обмена ею, обучения.
Затем указать черты научного стиля, наличествующие в данном тексте. Это могут быть:
Научный стиль довольно легко можно отличить от стиля художественного, ведь научный текст оперирует только фактами и лишен эмоциональной окраски. Автор научного текста практически не использует местоимения Я.
Как же мы докажем, что текст выдержан в научном стиле?
Прежде всего обратим внимание на тему текста и его цель. Для текста научного характерно описание какого-то явления, предмета или события с целью передачи, изложения информации.
Это сжатое описание, лаконичное, в котором встречаются научные термины и определения.
Автор указывает научные факты, описывает гипотезы, оперирует формулами.
В тексте много причастных оборотов, сложных предложений.
В тексте не используются средства художественной выразительности.
Склонение слова «стиль» по падежам
Слово «стиль» склоняется по падежам следующим образом:
В именит. падеже в ед. числе будет (Что?): стиль.
В родит. падеже в ед. числе будет (Чего?): стиля.
В дат. падеже в ед. числе будет (Чему?): стилю.
В винит. падеже в ед. числе будет (Что?): стиль.
В творит. падеже в ед. числе будет (Чем?): стилем.
В предлож. падеже в ед. числе будет (О чём?): о стиле.
Разумеется нет универсального рецепта авторского стиля, только практика и опыт, эрудиция и желание быть «стильным». Даже одна и та же модная одежка на разных людях сидит по разному, а уж тем более советы по стилю написания текстов не смогут сделать разных людей по разному стильными и неузнаваемыми.
—Не подражать— самое доступное и самое главное. Уж простите, но я пару раз пыталась подражать «Звенящему» стилю написания автора вопроса и у меня получилось только противное кваканье.
—Не бояться ошибок и высказывания нестандартных мыслей, пусть даже ваши мысли расходятся с предыдущими девятью ответами.
—Не стоит читать перед написанием своего ответа чужие мысли— они мешают. Чужие мысли могут испортить свои неповторимые идеи.
—Эмоции. Да- именно при написании можно выразить эмоции, даже и без голоса и звука. Это тяжело, но зато тренирует воображение.
И разумеется ПРАКТИКА.
А еще желание услышать чужую точку зрения, что я и собираюсь сделать, умение анализировать чужие советы, ведь я не профессионал. Я только пробую дать советы, даже буду рада, если меня поправят и подскажут что-то новое, что я упустила.
Научный стиль: понятие, признаки и примеры
Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:
В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.
Примеры разговорного стиля: пример 1, пример 2, пример 3.
Статью о других стилях речи читайте здесь.
В научном стиле выделяют ряд некоторых черт, отличающих его от иных функциональных стилей текста. Причем данные черты характерны для любой сферы научной деятельности – технической, гуманитарной, естественнонаучной.
Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?
Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.
Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.
А что с качеством?
Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?
Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉
Среди черт научного стиля прежде всего выделяются такие:
Читай больше о каждом из стилей в этих статьях
Научный стиль: разбор примера
Давайте разберем пример собственно научного текста.
Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.
Главные стилевые черты в данном отрывке таковы: употребление терминов и их последующая интерпретация, безликость авторского «я», монологичность, однозначность слов, доказательное изложение, наличие важной информации, официальность, точность, стандартизованность, четкость изложения.
Дополнительно можно назвать черты следующие:
1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);
2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей);
3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);
4) использование глаголов в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа (принято называть, представлены, получили);
5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).
Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.
Таким образом, при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:
Рассмотрим примеры некоторых подстилей.
Научно-популярный стиль: разбор примера
Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.
Стиль данного текста – научно-популярный.
Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:
В морфологии данного текста следует выделить:
Синтаксис имеет следующие особенности:
Научно-публицистический стиль: разбор примера
В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля. Однако в том случае преобладали черты публицистического стиля, а не стиля научного, как в этот раз.
Посмотреть предыдущий разбор и сравнить можно, перейдя по ссылке на эту статью.
А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.
При нормативной оценке избыточных сочетаний необходимо иметь в виду, что многие из них служат стилистическим целям, являются одним из способов усиления признака целенаправленной характеристики предмета высказывания. Неслучайно поэтому соединение синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют общую психо-эмоциональную основу, сосредоточение внимания на значимом представлении путем повторения одних и тех же или родственных сигналов. Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же. В устном народном творчестве, в классической и современной литературе встречается много сочетаний слов, которые в той или иной степени повторяют (усиливают) основной признак выражаемого понятия. Но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около и т.д.
Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.
Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.
Лексика:
Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:
Синтаксис:
Данный текст – рассуждение, выстроенное логической цепочкой «факт – анализ факта – вывод», причем факты переданы научным языком, а их анализ и выводы – публицистическим. Кроме того, несмотря на преобладание ярких черт научного и публицистического стиля, в данном отрывке отмечаются также и черты стиля художественного – объемные предложения с большой смысловой нагрузкой и др.
Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Текст – шаблон – доказательство
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается связная речь, законы соединения слов и грамматические отношения между словами в речи.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение. 3. Синтаксис является разделом грамматики. 4. Как и в морфологии, в нём изучают не лексические значения слов, а грамматические значения, возникающие при соединении (связи) слов. 5. Параллельно с синтаксисом в школе изучается раздел правописания – пунктуация, так как правила постановки знаков препинания при письме тесно связаны со смыслом и строением предложения.
Данный текст относится к научному стилю главная функция которого – сообщение. Задача стиля – предельно объективно и логично передать информацию. Предложенный для анализа материал – информация о синтаксисе как разделе грамматики. Сфера употребления научного стиля – научные исследования, техническая информация, преподавательская деятельность. Это доклады, лекции, статьи, учебники, аннотации, рефераты, каталоги, справочники… Текст представляет собой теоретический материал, соответствует материалу школьного учебника.
Слово в научном стиле точное, неэмоциональное, конкретное.
Во – первых. для текста характерно использование лингвистических терминов: «синтаксис», «грамматика», «словосочетание», «предложение».
Во – вторых, можно увидеть слова с суффиксом – ЕНИ- отвлечённого значения ( соединение, отношения, предложение, значение ) и с суффиксом – АНИ- тоже отвлечённого ( правописание, препинания, словосочетание ). Поэтому текст носит обобщённый и отвлечённый характер. Само понятие «синтаксис» выражает абстрактную мысль.
В – третьих, текст научного стиля носит интеллектуальный характер. Тексты этого стиля не спонтанный, они требуют предварительного продумывания сообщения и его выводов: «синтаксис – раздел грамматики», «единицы синтаксиса – словосочетание и предложение», «с синтаксисом изучается раздел правописания – пунктуация».
В – четвёртых, текст научного стиля обычно имеет форму монолога. Он един, в нём нет места диалогу, полилогу. Авторское «Я» сведено до минимума, потому что главное здесь – само сообщение, его предмет. Чувства и переживания автора научного сообщения выносятся за скобки, они не участвуют в речи, т. к. для научного изложения характерна неличная манера.
Таким образом, данный текст по всем признакам относится к научному стилю.
Научный стиль
Основные признаки научного стиля речи
Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.
Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.
На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.
Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.
Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.
Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий.
Например: Филолог должен внимательно, т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный предмет, а порода деревьев — общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).
Слово науки — однозначно и терминологично.
Береза 1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.) Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая. | Белая береза Под моим окном |
Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.
Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.
Слова: идти, следовать, привести, составлять, указывать и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное:
идти лесом, следуйте за мной, привести друга | речь идет о проблемах, отсюда следует вывод, привести к общему знаменателю |
В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является.
Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают. Широко употребляются формы несовершенного вида.
Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.
Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.
Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.
Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии — язычок, пестик, зонтик; в технике — муфта, лапа, плечо, хобот; в географии — подошва (горы), хребет) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).
Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются:
1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только;
2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая;
3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит… клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?
Объективность — еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты — все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.
И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что...), безличные (известно, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему...).
В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:
а) собственно научный (академический) — наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;
б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;
в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).
Академический | Научно-учебный | Научно-популярный | |
Адресат цель | Ученый, специалист Выявление и описание новых фактов, закономерностей | Учащийся Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом | Широкая аудитория Дать общее представление о науке, заинтересовать |
Отбор фактов, термины | Отбираются новые факты. Общеизвестные факты не объясняются Объясняются только новые термины, предлагаемые автором | Отбираются типовые факты Все термины объясняются | Отбираются интригующие, занимательные факты Минимум терминологии. Значение терминов объясняется через аналогию. |
Ведущий тип речи Заглавие | Рассуждение Отражает тему, проблему исследования Кожина М.Н. «О специфике художественной и научной речи» | Описание Отражает тип учебного материала | Повествование Интригует, вызывает интерес |
Лексические особенности научного стиля речи
Главное назначение научного текста, его лексики — обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные.
Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:
а) употребление слов в их прямом значении;
б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.
В научной речи выделяют три пласта слов:
Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;
Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д.
Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности.
Морфологические особенности научного стиля речи
В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто.
Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется — приводнение, перематывает — перемотка; и наоборот: заливка — заливает.
Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте.
В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.
В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.
Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование.
Синтаксические особенности научного стиля речи
Типичными для научной речи являются:
а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту;
б) использование слова далее в функции вводного слова: Далее. Это явление хорошо заметно...;
в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи;
г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)
В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.
Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.
Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо).
В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение — ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.
Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.
Использование средств выразительности
Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.
Сравнение – одна из форм логического мышления.
Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.
Развернутое сравнение
…В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).
Образное сравнение
(П. Сорокин. Общая социология)
Проблемные вопросы
Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?
(П. Сорокин. Общая социология)
Ограничения употребления языковых средств в научном стиле
– Недопустимость внелитературной лексики.
– Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.
– Ограниченно используются неполные предложения.
– Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.
Все сказанное можно представить в таблице
Особенности научного стиля речи | |
В лексике | а) термины; б) однозначность слова; в) частая повторяемость ключевых слов; г) отсутствие образных средств; |
В составе слова | а) интернациональные корни, приставки, суффиксы; б) суффиксы, придающие отвлеченное значение; |
В морфологии | а) преобладание существительных; б) частое использование абстрактных отглагольных существительных; в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа; г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий; |
В синтаксисе | а) прямой порядок слов (предпочтителен); б) широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в род. п.; в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений; г) редкое использование неполных предложений; д) обилие сложных предложений; е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов; |
Основной тип речи | Рассуждение и описание |
Жанры научного стиля речи
Жанр — форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.
В учебнике для вузов «Культура русской речи» (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как
Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.
Жанры научного стиля речи | |
Функционально-стилевая классификация | Жанровая классификация |
Собственно научный стиль | Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа |
Научно-информативный | Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание |
Научно-справочный | Словарь, справочник, каталог |
Научно-учебный | Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение |
Научно-популярный | Очерк, книга, лекция, статья |
Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис — утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации — примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.
Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.
Собственно научный стиль речи
Научная статья и монография — оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.
В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:
Название (заголовок) научного текста — важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:
— название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);
— название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);
— названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).
Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается
– выбор темы исследования,
– описываются методы исследования,
– формулируются цели и задачи работы.
Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.
Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.
Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.
Научно-информативный стиль речи
Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:
Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.
РЕФЕРАТ
Реферирование — интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.
Реферат — адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов — один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
— Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
— Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
— Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
— Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:
Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:
Таким образом, реферат имеет следующие признаки:
В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:
— Автор останавливается на вопросе…
— Оценивая, он отмечает…
— Далее автор рассматривает…
— При этом он отмечает…
— Самым серьезным последствием этого является…
— Отсюда автор делает вывод, что…
— Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…
АННОТАЦИЯ
Аннотация — сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:
Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:
Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.
— В статье (книге) рассматривается…
— В основу работы положено…
— Автор останавливается на следующих вопросах…
— Автор затрагивает проблемы…
— Цель статьи — показать…
— Цель автора — объяснить (раскрыть)…
— Целью статьи является изучение…
— Автор ставит своей целью проанализировать…
— Книга состоит из… глав (…частей)…
— Статья делится на … части
— В книге выделяются … главы
— Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…
— Предназначается широкому кругу читателей…
— Для студентов, аспирантов…
Приведем пример аннотации.
Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. — М., 1991.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) — крупнейшая фигура в умственной, общественной и культурной жизни России последней трети XIX века. Мыслитель и поэт, он выступил завершителем целой эпохи философских исканий и дал толчок новым идейным и художественным течениям XX века, в особенности символизму. Включенные в сборник сочинения В.С. Соловьева в соответствии с важнейшими темами его эстетической мысли распределены по следующим разделам: «Красота как преображающая сила», «Нравственная миссия художника», «Статьи о русских поэтах», «Энциклопедические статьи. Рецензии. Заметки».
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
Конспектирование — процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект — особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику — интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:
Подготовка конспекта включает следующие этапы:
Этап 1. Выделяются смысловые части — вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.
Правила работы над конспектом:
ТЕЗИСЫ
Тезирование — один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:
Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.
— использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
— с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы — внутренние причины);
— использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).
В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
— Следует отметить, что…
— При этом важно, что…
— Специалисты ставят своей задачей…
Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Языковые и структурные особенности научного стиля.
Тест на тему Научный стиль
вернуться на страницу «Стили речи», «Таблицы», «Стилистический разбор»
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.