Как доказать что текст является рассуждением
Текст-рассуждение в русском языке
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
Заключение
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания.
Это текст повествования с элементами описания.
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Рассуждение как особый тип речи
Великий дар речи дан людям для общения и обмена информацией. Беседуя или ведя записи, человек может что-то или кого-то описывать, рассказывать о каком-то событии или приключении, а может порассуждать, поспорить о чем либо, высказать свою точку зрения, подкрепив ее доказательствами.
Типы речи в тексте
Прежде чем подробно остановимся и рассмотрим тип речи рассуждение, получим об этом типе общее представление, выделим, какие типы речи приняты в работе с текстом. В зависимости от цели высказывания в русском языке выделяют три типа речи:
В описательных текстах дается характеристика предмета, человека или явления. Основной вопрос к такому тексту — какой? Для описания используется много определений и эпитетов, в роли которых выступают существительные, прилагательные, наречия.
Текст-повествование — это рассказ о событиях, происходящих в развитии, поэтому наиболее употребимыми частями речи в таких высказываниях будут глаголы. К такому тексту задают вопрос что случилось? Как произошло? Что было?
Рассуждение как тип монологической речи имеет свои характерные черты. В текстах-рассуждениях проявляется авторский взгляд на какую-либо проблему или явление, присутствуют аргументы в защиту собственной точки зрения. В таких текстах нельзя выделить преобладание какой-то определенной части речи.
Рассуждение как функционально смысловой тип речи также преследует конкретные задачи. Для утверждения своего мнения понадобится все богатство языка. Вопросами, которые задают к тексту, могут быть: почему так? Почему человек или предмет такой?
Часто разные типы употребляются в речи в сочетании с друг другом. В повествовательном рассказе встречаются элементы описания. Описывая человека или какой-нибудь объект, автор может порассуждать об особенностях характера или манере одеваться и сделать какие-то свои обобщающие выводы. И это уже будет описание с рассуждением.
Рассмотрение какой-либо проблемы, сопровождаемое собственными умозаключениями, может быть проиллюстрировано примерами из реальной жизни. И тогда получится рассуждение с элементами повествования.
В высказывании возможно сочетание всей трех типов речи, например, повествование с элементами рассуждения и описания и другие.
Что такое рассуждение
Рассуждение — тип речи, используемый для изложения своего взгляда на какую-либо проблему. Рассуждая, автор обозначает тему и приводит доказательства правоты своей точки зрения, своего видения существующего явления или происшедшего события.
Подобный способ передачи речи и речевому подходу может использоваться для объяснения поступков, фактов и событий, их причин и последствий.
Композиционная структура рассуждения
Схема текста-рассуждения следующая:
Тезис нужно обозначать четко и ясно, аргументы должны быть разносторонними, полными, убедительными и в количестве, достаточном для доказательства тезиса.
Доказательства не могут противоречить друг другу. Между тезисом и аргументами важна грамматическая и логическая связь. Вывод обобщает все сказанное, кратко подтверждая основную мысль текста.
Языковые средства рассуждения
Для грамматической связи между тезисом и аргументами используются вводные слова:
Часто встречаются предлоги и союзы:
Синтаксическими признаками текстов-рассуждений является употребление в предложениях обстоятельств цели, причины, уступки и следствия.
Сами предложения часто бывают сложноподчиненными с придаточными уступки, цели, причины и следствия.
Лексика обычно используется абстрактная.
Виды доказательств в рассуждении
Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.
Пример текста-рассуждения
Как распознать ложь?
Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым. При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию.
Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.
Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…
А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько. Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему.
Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!
Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)
Построение типа текста «Рассуждение». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Цели урока: повторить композицию текста-рассуждения, освоить способ выстраивания структуры текста рассуждения (находить тезис, доказательства, вывод), включать в рассуждение специальные слова.
Планируемые результаты:
УМК: Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., учебник «Русский язык». 5 класс, часть 2, Москва, «Просвещение», 2012 г.
Ресурсы: Учебник, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
— Здравствуйте, сегодня мы снова поработаем над одним из типов речи (текста). А каким, вы сами определите.
Задание 1. По данным формулировкам определите тип речи. Свой ответ аргументируйте.
А) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
Б) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.
— Какой еще есть тип текста? (повествование)
— Какие его отличительные особенности?
— Каждый тип текста имеет свое строение (или структуру). Посмотрите на экран.
(слайд 1) тип текста.
А) Общее впечатление от предмета.
— Какой тип текста имеет эту структуру? (Описание)
— Посмотрите на следующий слайд.
Б) Завязка.
— Кто назовет мне структуру рассуждения? (Дети отвечают)
В) Тезис
Задание 2. (На столах у детей тексты по рядам)
— Прочтите текст № 1. Определите его тип. (Дети называют)
1 ряд
Текст № 1
Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…
В-третьих, слово бег склоняется, т.е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
2 ряд
Текст № 1
Сегодня каждый человек на Земле понимает важность спорта, но очень часто сам остается в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, «болея» за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее. Почему же нужно заниматься спортом?
Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.
Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физический нагрузки.
В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных. Когда я был маленьким, очень часто болел. Родители отдали меня в секцию плавания. Теперь я «забыл дорогу» к врачу.
Вот поэтому каждому человеку важно заниматься спортом.
— Обратите внимание, что в рассуждении нет четкого выделения тезиса, аргументов, вывода. Существует много лишних слов. Надпишите, где тут тезис, доказательства и вывод.
3. Повторение о типе речи – рассуждении
— Над каким типом речи мы будем работать сегодня на уроке?
— Что помогло вам понять, что это рассуждение?
— Прочитайте доказательства в 1 тексте 1 ряд. (Потом 2 ряд)
(В это время тексты поочередно выводятся на доску)
— Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
— Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока: «Построение Рассуждения».
— Из каких частей состоит данный тип речи? (тезис, доказательства, вывод)
— Посмотрите в ваши тексты № 1. Найдите слова (можно подчеркнуть), которые по вашему мнению связывают части текста-рассуждения.
— Какие это слова? Назовите их.
— Теперь для каждой части рассуждения запишем эти слова в тетради.
Средства связи частей рассуждения.
ТЕЗИС
Докажем это.
Это можно доказать так (следующим образом)
Почему. И вот почему….
Это объясняется следующим.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы)
Во-первых,… Например,…
Во-вторых,… К примеру,…
В-третьих,… Допустим,…
ВЫВОД
Итак,…
Обобщим все сказанное.
Таким образом…
Следовательно…
— Итак, что же такое рассуждение? Сформулируем определение. (Дети высказывают предположения)
(Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов) Записать.
— Какова основная задача этого текста? (объяснить высказывание, сделать мысль более ясной и четкой, а позицию более убедительной)
— В каких жизненных ситуациях нужно использовать текст-рассуждение? Приведите примеры. (спор, ответ на уроке, написание сочинений и т.д.)
4. Восприятие на слух. Выявление места и причины затруднения
— Вот вы упомянули спор, ответ на уроке… В таких ситуациях очень важно уметь слушать, чтобы потом приводить свои доказательства. Сейчас я прочту отрывок из книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы». При чтении сказок Дениска всегда просил маму пропустить место, где случалось что-то плохое. Получались сокращенные сказки. Определите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» таких сказок.
Мама опять пропускала какое-нибудь кровавое преступление, и я ненадолго успокаивался. И так с волнениями, остановками и быстрыми сокращениями мы с мамой в конце концов добирались до благополучного конца. Конечно, я все-таки соображал, что сказки от всего этого становились какие-то не очень интересные: во-первых, очень уж короткие, а во-вторых, в них почти совсем не было приключений. Но зато я мог слушать их спокойно, не обливаться слезами, и потом все же после таких сказок можно было ночью спать, а не валяться с открытыми глазами и бояться до утра. И поэтому такие сокращенные сказки мне очень нравились. Они делались такие спокойные. Как все равно прохладный сладкий чай.
5. Структура как способ определения типа речи. Работа с учебником.
Задание 3. Прочитайте письмо С.Я.Маршака на стр.48 (Задание для мальчиков: они ищут в тексте тезис и вывод, а девочки – доказательства)
— Дополните композицию текста-рассуждения: (на доске появляется слово «Тезис», после того, как мальчики его называют, ответ выводится на доску). По аналогии аргументы и вывод.
1. Тезис… (Необходимо изучать грамматику. Знание грамматики не раз оказывало услугу).
2. Аргумент №1 … (Нужно знать законы языка, чтобы правильно строить речь // Человека, не знающего грамматики, легко сбить с толку, он может усвоить неправильные обороты речи).
3. Аргумент №2 … (Грамматика нужна, чтобы человек мог выразить не только простую, но и сложную мысль // Элементарное знание языка достаточно лишь для выражения самых простых мыслей).
4. Вывод … (Грамматику изучать необходимо и полезно).
— Есть ли слова – связки между частями рассуждения? (Нет)
— Тогда как связываются в этом тексте его части? (по смыслу, интонационно)
— Какой вывод мы можем сделать? (части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации).
6. Закрепление способа различения типов текста
(Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения)
Задание 4. Работа в группах или по рядам. (Тексты с начала урока на столах)
— Прочтите текст №2. Выделите его части. Относится ли данный текст к рассуждению с точки зрения структуры? Докажите это.
— Дополните этот текст необходимыми словами, чтобы получилось рассуждение.
(Когда группа начинает отвечать, текст сначала выводится на доску в первоначальном виде, а затем в исправленном, с тезисом)
Текст № 2
Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: «Садитесь, бабушка, пожалуйста!» А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.
(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис : «Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля». Или «Воспитанный человек тот, кто заботится о старших»)
Текст № 2
Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!
(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит. Возможный тезис: «Друг всегда готов прийти на помощь»)
Текст № 2
Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
— А какой тезис можно выдвинуть в этом тексте? (Ворона и галка – две совершенно разные птицы.)
— Сделайте вывод по этому тексту. (Вот в чем отличие этих птиц)
7. Подведение итогов урока
(В зависимости от оставшегося времени слайд или раздаточный материал)
— Какой новый способ определения типа текста вы освоили? (построение текста-рассуждения)
— Для чего он нужен? (различать разные типы текстов, не путать их между собой)
Сначала мы выдвигаем какой-либо _______________.
Чтобы доказать его, приводим _______________.
В конце текста делаем ______________.
Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: ________________.
8. Домашнее задание
— Откройте учебники на стр.49, упр.483. Дома вы прочитает текст и выпишите из него тезис, аргументы и вывод.
(Автор утверждает: «Хорошо быть моряком!» Его основной тезис: моряк – самая лучшая профессия.
1. Моряки бывают в разных странах, видят мир;
2. Моряки – смелые и отважные люди;
3. Работа моряка – это романтика, красота, близость к природе.)
9. Рефлексия
— В чем вы прогнозируете проблему (затруднение) в выполнении домашнего задания? (Ответы детей)
Рассуждение
Понятие рассуждения, как типа речи
Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение нельзя «сфотографировать» или «снять в фильме», поскольку оно отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.
Композиция текста-рассуждения
Полный текст рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.
В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему? – тезис.
Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.
В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?
Языковые средства, характерные для рассуждения
Для текста-рассуждения характерно наличие:
— абстрактной лексики;
— вводных слов;
— сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, уступки;
— обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
Пример текста-рассуждения
Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга…
В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге…
В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением.
Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)
Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Урок русского языка «Рассуждение». 5-й класс
Класс: 5
Ход урока
1. Слово учителя о цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.
– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?
(Повествование, описание, рассуждение)
– Актуализацию знаний проводим по схеме из книги Г.И.Канакина “Уроки русского языка. 5 класс”.
П | повествование |
О | описание |
Р | рассуждение |
Аббревиатуру ПОР ребятам следует запомнить.
– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются глаголы)
– Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.
Для передачи описания используются прилагательные)
– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.
Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
Попутно проводится работа по орфографии и пунктуации (простые и сложные предложения, предложения с прямой речью, обобщающие слова при однородных членах).
Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.
Изучение нового материала.
А сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с признаками текста рассуждения.
– Что такое рассуждение?
Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:
1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – Ввысказываеие, обсуждение.
– Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)
– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.
А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.
В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)
Работа с толковым словарем.
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что такое доказательства?
Работа с толковым словарем.
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
4. Закрепление материала.
Работа выполняется под руководством учителя.
– Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?
Анализ текстов, нахождение структурных элементов текста рассуждения.
Бег – имя существительное
Слово бег – имя существительное.
Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…
В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…
В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
– Работа с учебником: упражнением под звездочкой стр.159.
“Изучать строение слова – увлекательное занятие.” Ребята самостоятельно находят тезис, доказательства, вывод.
Как семилетний Колька догадался, почему среда называется средой?
Какая часть слова помогла ему это сделать? Найти тезис, который выдвигает Колька. Как он его разъясняет? Как вы назовете эту часть повествовательного текста?
– Упражнение № 386 предполагает сформулировать тезис, привести свои доказательства и самостоятельно сделать вывод.
Каково ваше мнение: действительно ли все равно, как писать слова. Выскажите его устно. Докажите ваш тезис, сделайте вывод.
– Всегда ли все элементы присутствуют в тексте рассуждении?
(Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается структура ТДВ, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.)
– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.
Слова эти записываем в свои тетради-шпаргалки.
Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…
Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:
во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…
Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.
– По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные
элементы рассуждения и используя слова-помощники. (тезис на выбор)
– Мы с моей подругой Машей очень любим читать.
– Друзья всегда помогают друг другу.
– Собака – друг человека
Полученные тексты заслушиваются, корректируются.
– Игра-соревнование “Лучший редактор”.
Учащиеся должны письменно исправить ошибки и недочеты в структуре, содержании и языковом оформлении текста. Особый интерес создается установкой: “Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”.
Дружный ли наш класс?
1.Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых, всегда помогаем друг другу. В– третьих, все дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся, помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы дружные ребята! А вы как думаете?
2. Все классы должны быть дружными. А наш класс недружный. Попробую вам доказать.
Во-первых, наш класс недружный потому, что на каждой перемене спорят, обзываются и даже дерутся.
Во-вторых, не в полном составе участвует в трудовых делах, многие не являются без уважительных причин.
В-третьих, ребята плохо выполняют свои поручения.
А самое главное, наш класс не всегда здоровается с учителями и директором.
Значит, наш класс недружный.
3. Наш класс дружный. Мы всегда помогаем друг другу. Когда в классе уборка, мы все приходим. Допустим, если бы мы были недружными, то никогда не победили бы другие классы в спортивных состязаниях. Значит, наш класс дружный. На переменке мы играем. Не правда ли, наш класс дружный? Надеюсь, я убедила вас?
– Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование)
В тексте (чаще художественном) могут быть использованы различные типы речи. Преобладает, как правило, какой-то один тип.
– Является ли данный текст рассуждением? (Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения).
1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.
(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.”
Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”)
2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!
(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит)
3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
(Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по любой теме: