Как доказывать что это текст
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что отрывок является текстом
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Путкова Т.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что данный отрывок является текстом
Предметом и конечной целью учебного курса «Речь и культура общения/ Практическая риторика» (авторы Д.И.Архарова, Т.А.Долинина) является эффективное общение с помощью речи, поэтому на уроке вся работа строится на основе текста (анализ образцового и создание своего текста). Проводя на уроках литературы, русского языка и риторики разные виды анализа текста (лингвистический, стилистический, литературоведческий, риторический), мы учимся понимать замысел автора, воплощенный через содержание, структуру и языковые средства текста.
Один из видов анализа основан на умении определять признаки текста и приводить доказательства, выстраивая свой ответ как рассуждение. Обучение такому анализу проводится и на уроках русского языка, и на уроках риторики, начинается уже с 5 класса и усложняется к 9 классу.
Ниже приводятся примерные образцы риторического анализа текста, отработанные в практике наших уроков риторики в разных классах.
Наличие нескольких предложений (членимость).
а) единство темы, предмета речи;
б) наличие ОМ, ее развитие;
в) законченное высказывание, имеет начало и конец;
г) можно подобрать заголовок, отражающий тему или ОМ.
Задание: доказать, что данный отрывок является текстом.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, так как 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (город), есть ОМ (окрестности города таковы)
раскрывается через тематическую через рематическую цепочку:
цепочку: город – он на берегу ручья – за рекой – лес –
* Тексту можно дать названия: Цветочный город (отражает тему).
Окрестности Цветочного города (предмет речи).
1 ч. – ОМ (1 предложение)
2 ч. – развитие ОМ (2-5 предложения)
3) Предложения связаны грамматически: через формы слов, мест. (город – он, рекой – за рекой, лес – в лесу). Вид связи – цепная.
Итак, по всем признакам данный отрывок является текстом.
1.Белка уселась рядом, брала орешки с ладони и разгрызала их.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, т.к. 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (белка), есть ОМ (а белка делала вот что)
тема раскрывается через тематическую ОМ развивается через рематичес
1 ч. – 1 предложение – начало действия
2 ч. – 2 предложение – развитие действия
3 ч. – 3 предложение – конец действия
3) Предложения связаны лексически, грамматически: в тематической цепочке – синонимы, мест. она; в рематической цепочке – видо-временная соотнесенность глаголов (глаголы прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида).
Вид связи предложений – параллельная со сквозной темой.
Итак, по всем признакам отрывок является текстом.
Образец анализа текста (9 класс)
Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.
Докажите, что это текст. Какие лексические и грамматические средства служат для связи предложений в единое целое?
Доказательство (анализ текста)
1) Отрывок состоит из нескольких предложений, разделенных на 2 части. В этом проявляется * членимость текста, которая оформляется с помощью графических средств (знаков препинания в конце предложений, двух абзацев).
2) Предложения связаны по смыслу. * Смысловая цельность текста проявляется в следующем:
● предложения на одну тему, тема раскрывается через 4 тематические цепочки (Я, Державин, мы, место и время действия);
● в тексте есть основная мысль, она развивается через 3 рематические цепочки (А с Державиным, мною и нами произошло вот что);
● у текста есть название «Державин» (отражает тему); можно дать и другие названия: «Встреча с Державиным» (предмет речи), «Незабываемая встреча» (основная мысль);
● у отрывка есть начало и конец.
I ч. – 1 абзац (экспозиция: место, время действия, герои; завязка);
II ч. – 2 абзац (развитие действия: что произошло на экзамене русской словесности с Пушкиным и Державиным);
III ч. – 2 абзац, последние 3 предложения (развязка – конец действия).
● Выделим лексические средства , которые служат для смысловой связности текста:
а) слова одной тематической группы (стихи, словесность; голос, сердце, глаза; восхищение, волновались, хвалили);
б) синонимы (восторг – восхищение; оживился – преобразился);
г) повтор слов (местоимение Я – 5 раз, меня – 4 раза, Державин – 6 раз, он – 8 раз, его стихи – 3 раза, экзамен – 3 раза) не является речевой ошибкой, он помогает выделить важные «темы» и подчеркнуть их значимость для автора.
д) Однокоренных слов в тексте нет.
3) Предложения связаны грамматически ( в этом заключается 3-ий признак текста – структурное единство)
Грамматические средства связи :
а) формы одного слова (я – меня, мой – моей, Державин – Державина, он – его, мы – нам, экзамен – экзамене);
б) местоимение (личные – я, он, мы; притяжательные – мой, свой; указательные – до тех пор);
в) видовременная соотнесенность глаголов (большинство глаголов совершенного вида прошедшего времени, т.к. они обозначают уже совершившееся действие, но прошедшее время используется в значении настоящего времени);
г) глагольные формы – деепричастия (подперши голову рукою, стоя в 2-х шагах от Державина) дорисовывают действие;
д) одно неопределенно-личное и одно определенно-личное предложение выдвигают действия на 1-ый план (не помню, искали, не нашли);
е) служебные части речи (подчинительные союзы в сложноподчиненных предложениях со значением времени, места, образа действия, с придаточными изъяснительными со значением дополнения смысла);
ё) сложные предложения с разными видами связи и сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью указывают на взволнованность говорящего, выражающего разные смысловые значения в пределах одной синтаксической единицы;
ж) синтаксические фигуры:
— параллелизм конструкций (сложных предложений, простых предложений с однородными членами) придают речи определенный ритм;
— градация по восходящей (он оживился, глаза заблистали, он преобразился; читаны его стихи, разбирались его стихи, хвалили его стихи; голос зазвенел, а сердце забилось с восторгом) выражает смену чувств и настроений людей – по степени нарастания переживаний;
— фигура умолчания (… в конце последних 3-х предложений) тоже передает высокую степень взволнованности рассказчика;
и) вводное предложение (разумеется) выражает уверенность говорящего.
О структурном единстве текста говорят виды связей предложений в тексте:
I ч. – 1-3 предложения связаны параллельной связью со сквозной темой.
Парал. связь Парал. связь
II ч. – все предложения связаны параллельной связью со сквозной темой, кроме двух:
Между I ч. и II ч. – параллельная связь.
Хотя большинство предложений связано параллельной связью, но смысловая цельность сохраняется за счет сквозной темы, представленной через несколько тематических цепочек, а структурное единство поддерживается с помощью грамматических средств.
Итак, сделаем общий вывод: проведенный анализ показывает, что данный отрывок является текстом, т.к. ему свойственны все 3 признака текста (членимость, смысловая связность, структурное единство).
как доказать что текст написан художественным стилем?
Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.
Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.
В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.
В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т. п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
как доказать что текст написан в официально-деловом стиле речи?
Докажите с помощья языковых признаков официально-делового стиля речи.
Лексические признаки официально-делового стиля речи
1) языковые штампы (канцеляризмы, клише) : ставить вопрос, на основании решения, входящие-исходящие документы, контроль за исполнением возложить, по истечении срока.
2) профессиональную терминологию: недоимка, алиби, черный нал, теневой бизнес;
3) архаизмы: оным удостоверяю, сей документ.
В официально-деловом стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат одному стилю: снабжение = поставка = обеспечение, платежеспособность = кредитоспособность, износ = амортизация, ассигнование = субсидирование и др.
Морфологические признакиофициально-делового стиля речи
1) существительные – названия людей по признаку, обусловленному действием (налогоплательщик, арендатор, свидетель) ;
2) существительные, обозначающие должности и звания в форме мужского рода (сержант Петрова, инспектор Иванова) ;
3) отглагольные существительные с частицей не- (лишение, несоблюдение, непризнание) ;
4) производные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании) ;
5) инфинитивные конструкции: (провести осмотр, оказать помощь) ;
Использование указанных форм объясняется стремлением делового языка к точности передачи смысла и однозначности толкования.
Синтаксические признаки официально-делового стиля речи
К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся:
1) употребление простых предложений с однородными членами, причем ряды этих однородных членов могут быть весьма распространенными (до 8–10), например: … штрафы в качестве меры административного взыскания могут устанавливаться в соответствии с законодательством России за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве;
2) наличие пассивных конструкций (платежи вносятся в указанное время) ;
3) нанизывание родительного падежа, т. е. употребление цепочки имен существительных в родительном падеже: (результаты деятельности органов налоговой полиции…) ;
4) преобладание сложных предложений, в особенности сложноподчиненных, с придаточными условными: При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника.
Как доказать что текст является текстом
Русский язык и культура речи, Бизнес-колледж НИНХ, контрольная, вариант 1, 8 стр, 2015 год
1 вариант
Сердце располагается в грудной полости позади грудины и окружено соединительно-тканной оболочкой — околосердечной сумкой. Сумка защищаетсердце, а выделяемый ею слизистый секрет уменьшает трение при сокр…щении. Масса сердца около 300 г, форма конусовидная. Широкая часть сердца — основание — обращена вверх и вправо, узкая — верхушка — вниз и влево. Две трети сердца распол…гаются в левой части грудной полости, а треть — в правой. Сер…це человека, как и сердце птиц и млекопитающих, четырехкамерное. Оно разделено сплошной продольной перегородкой на левую и правую половины. Каждая половина, в свою очередь, подразделяется на две камеры — предсердие и желудочек. Они сообщаются между собой отверстиями, снабженными створчатыми клапанами. В левой половине сердца ра…полагается двустворчатый клапан, в правой — трехстворчатый.
1. Доказать, что перед вами текст. Аргументировать свою позицию, привести примеры.
Это текст, так как входящие в него предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
2. Определить функциональный стиль текста. Аргументировать свою позицию, привести примеры.
Данный текст относится к научномустилю. Основные стилистические
3. Определить функционально-смысловой тип текста. Аргументировать свою позицию, привести примеры.
Данный текст представляет собой описание: перечисляются признаки, свойства. Элементы предмета речи (в данном случае сердца), указываются
4. Определить с помощью словаря все возможные лексические значения выделенного слова, выписать их, выделить среди них прямые и переносные значения.
Сердце 1
1. Центральный органкровеносной системы в виде мышечного мешка
5. Определить грамматическое значение выделенного слова.
Сердце – это имя существительное, ср. рода, изменяется по падежам и числам. Неодушевленное, нарицательное. В данном предложении
6. Подобрать синонимы и антонимы к словам, выделенным курсивом.
Защищает (сердце): синоним – оберегает, отграничивает, антоним –
Выписать из текста фразеологизмы, сформулировать их лексическое значение. Если в тексте они отсутствуют, выпишите из фразеологического словаря пять фразеологизмов античного
7. происхождения.
На вес золота – очень дорого (выражение происходит от обычая античных и средневековых купцов продавать редкие восточные пряности,
8. Выполнить фонетический анализ выделенного слова.
С – [с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный
Е – [э] – гласный, ударный
9. Выписать слова с орфограммами, вставить пропущенные буквы, объяснить причину выбора.
сокрАщеʹнии – безударная гласная в корне слова, проверочное слова крАʹткий
располАгаются– корень с чередованием лАг – лОж, написание гласной
10. Выполнить морфемный анализ подчеркнутого слова.
11. Определить способ образования слова, выделенного цветом.
Сложение слов соединительный и тканный.
Список литературы
1. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева – М., 1999.
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М., 2006. – 944 стр.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Учеб. Пособие для вузов. – М., 1977.
4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. 2-изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2004. – 413 с.
5. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой // http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/
6. Школьный фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Ю. Мосвин. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2000. – 639с.
Задание: Тема текста.
Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
Задание: Основная мысль текста.
Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
Задание: Докажите, что это текст.
Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:
1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).
2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.
Можно выделить следующие виды связности:
1) локальная (выявляемой, например, в пределах абзаца);
2) глобальная (определяемой в рамках целого текста);
3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);
4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).
3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.
4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.
Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.
5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.
6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.
Задание: Тип текста.
1) Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.
Например: В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята.
Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.
Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.
2) В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика. Например:
День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.
3) Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т. д.). Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.
Наше отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью– потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КАКОЙ ПЕРЕД НАМИ ТИП ТЕКСТА?
Задание: Стиль текста.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ — данный стиль обсуживает сферу научной деятельности, научного общения и употребляется для донесения результатов научно-исследовательской деятельности.
Цель научного стиля – сообщение, объяснение тех или иных явлений и закономерностей.
Форма реализации этого стиля – письменный (реже – устный) монолог.
Свойства текстов научного стиля: информативность, логичность, аргументированность, объективность, лаконичность, точность, однозначность, обобщенность, предварительный отбор языковых средств.
В научном стиле часто используются:
• термины (нейтрон, морфема, тромб);
• слова с абстрактным значением (процесс, явление, свойство);
• отглагольные существительные (состояние, описание, доказательство);
• большое количество причастий и деепричастий (выраженный, используемый, рассматривая, обобщая);
• краткие прилагательные и причастия (условна, ясна, доказано, использован);
• глаголы страдательного залога (используется, рассматривается);
• сложные предлоги и союзы (в заключение, в связи с тем что, вследствие того что);
• вводные слова, подчеркивающие логичность изложения (во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом);
• прямой порядок слов в предложении;
• сложноподчиненные и сложносочиненные предложения;
• цитаты, ссылки, сноски.
Слова в тексте научного стиля употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально окрашенные слова используются довольно редко.
Жанры научного стиля: учебник, диссертация, монография, научная статья, отзыв, рецензия, дипломная работа, курсовая работа, реферат, научный доклад, лекция, аннотация, словарные и энциклопедические статьи.
Например: Активная среда газовых лазеров находится в газовой фазе. В подавляющем большинстве случаев создание инверсной заселенности уровней в лазерах того же типа осуществляется в результате протекания электрического тока через среду, т. е. с помощью газового разряда. Газовый лазер состоит из кюветы, заполненной газом и введенными в нее электродами – катодом и анодом.
(Н.Г. Басов, Ю.В. Афанасьев)
Или например: Каково соотношение понятий «язык» и «речь» с точки зрения их места в речевой коммуникации?
Язык в человеческом обществе является основным средством общения. Упрощенно можно сказать, что язык – это естественно возникшая и развивающаяся в обществе знаковая система, служащая для выработки, хранения и переработки информации. Эта система представляет собой упорядоченную структуру единиц – фонем, морфем, слов и словосочетаний, предложений. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонемный – морфемный – лексический – синтаксический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ — этот стиль употребляется в официально-деловой сфере – управление, делопроизводство, право, дипломатическое общение.
Цель официально-делового стиля – информация.
Форма реализации этого стиля – письменный монолог.
Свойства текстов официально-делового стиля: точность, однозначность формулировок, лаконичность, информативность, стандартность, неличный характер изложения, компактность структуры, предварительный отбор языковых средств.
В официально-деловом стиле часто используются:
• стандартные слова и выражения (надлежащий, вышеуказанный, принимая во внимание, предъявление иска, вступить в силу);
• термины (правоспособность, юрисдикция);
• сложносокращенные слова и аббревиатуры (Мосэнерго, ООН, НАТО, ОБСЕ);
• составные предлоги и союзы (ввиду того что, в силу того что);
• отглагольные существительные (регулирование, опровержение);
• краткие прилагательные типа должен, обязан;
• использование неопределенной формы глагола вместо повелительного наклонения (обеспечить явку);
• причастные и деепричастные обороты;
• указание даты составления документа, а также других реквизитов (название адресата и адресанта, название учреждения, гриф, подпись с расшифровкой и т. п.);
• прямой порядок слов в предложении;
Слова в тексте официально-делового стиля употребляются в прямом значении. Использование эмоционально окрашенных слов обычно не допускается.
Жанры официально-делового стиля: устав, закон, кодекс, указ, постановление, приказ, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, инструкция, докладная, договор, Конституция, повестка в суд, кассационная жалоба, соглашение.
Например: Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской федерации;
б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и предоставленные для опознавания заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации документы в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы …
(Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ)
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ — данный стиль обслуживает сферу агитационно-массовой деятельности и употребляется для освещения событий экономической, политической, культурной, бытовой, криминальной, спортивной жизни.
Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей или читателей.
Форма реализации этого стиля – устный или письменный монолог.
Свойства текстов публицистического стиля: акцент на актуальные проблемы дня, эмоциональность, оценочность, широкая тематика, ориентированность на массового читателя (слушателя), доступность, информативность, наличие субъективного, авторского мнения, предварительный отбор языковых средств.
В публицистическом стиле часто используются:
• торжественные слова (держава, святыня);
• прилагательные в превосходной степени (величайшее, самый яркий);
• фразеологизмы (стоять насмерть);
• эмоционально окрашенные слова (душегуб, ренегат — «отступник», «изменник»);
• устойчивые обороты типа играть роль, иметь значение, здравый смысл;
• метафоры (нарост на теле государства);
• сравнения (деньги текут рекой);
• эпитеты (роковое стечение обстоятельств);
• разговорно-просторечные слова (бабки, зеленые, крутой, браток);
• иностранные слова (спикер, киллер, имидж, маркетинг);
• новые слова, т. е. неологизмы (боевик – «террорист», биотерроризм, киднеппинг — «похищение людей с целью выкупа»);
• профессиональные журналистские слова (интервью, репортаж, корреспондент);
• слова общественно-политической лексики (бюджет, парламент, законодательство);
• обращения (дорогие читатели, соотечественники, россияне);
• вводные конструкции (по сообщению, по словам, к сожалению, к несчастью, к величайшей радости);
• преимущественно простые предложения;
• номинативные предложения (особенно в заголовках);
• риторические вопросы (как жить? где искать защиту?);
• вопросительные и восклицательные предложения;
Жанры публицистического стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, репортаж, интервью, заметка, эссе, памфлет, фельетон, прокламация, манифест.
Например: Проект новой Концепции государственной миграционной политики ФМС готовила скоростным методом в соответствии с решениями мартовского заседания Совбеза РФ. 17 ноября с. г. проект должен был рассматриваться в Белом Доме. Но до правительства проект не дошел. По пути его перехватила дума, точнее сказать – думский Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. На заседании Комитета была выявлена беспомощность документа, призванного провозгласить новую миграционную политику, привлекательную для мигрантов …
(Информационное Агентство «Миграция» (ИАМ), 2005 г.)
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ — этот стиль употребляется в сфере бытовых и неофициальных профессиональных отношений, в обыденной речи, в беседах.
Цель разговорного стиля – общение.
Форма реализации этого стиля – диалог.
Свойства текстов разговорного стиля: неофициальность, непринужденность, зависимость от ситуации, спонтанность, участие мимики и жестов (невербальных средств общения), эмоциональность, индивидуализация речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств.
В разговорном стиле часто используются:
• глаголы (пошла, пришел, увидели);
• личные местоимения (я, он, ты …);
• частицы (же, вон, только);
• междометия (Ого!), причем часто в качестве сказуемых (Марш домой!);
• слова и фразеологизмы разговорного стиля (болтать, ни рыба ни мясо);
• просторечные слова (облапошить, ляпнуть);
• слова с эмоционально-оценочной окраской (хвастун, красавец);
• метафоры (в голове – каша);
• вводные слова (наверно, кажется);
• замена словосочетаний одним словом (маршрутка — маршрутное такси);
• особые звательные (сокращенные) формы (Мам! Люб!);
• вопросительные и восклицательные предложения (Как дела? Какие люди!);
• неосложненные простые, сложносочиненные, бессоюзные предложения;
• неполные предложения (Мы в кино).
Например: Как-то раз Домна Платоновна спросила у меня:
– Ты Егупова полковника знаешь?
– Ну как чай, не знать! Красивый такой, брюхастый: отличный мужчина. Девять лошадей под ним на войне убили, а он жив остался. В газетах писано было об этом.
– Я его все-таки, Домна Платоновна, не знаю. Вы уж не мучьте, рассказывайте!
– Да, эту историю уж точно стоит рассказать. Как он только называется. есть тут землемер … Кумовеев ни то Макавеев, в седьмой роте в Измайловском он жил.
– Бог с ним? Нет, не бог с ним, а разве черт с ним, так это ему больше кстати.
– Да это я только о фамилии-то.
– Да, о фамилии – ну это пожалуй; фамилия ничего – фамилия простая, а что сам уж подлец, так самый первый в столице подлец. Пристал: «Жени меня, Домна Платоновна!»
(Н.С. Лесков. «Воительница»)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ — данный стиль употребляется в сфере словесно-художественного творчества.
Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей или слушателей.
Формы реализации этого стиля – письменный монолог и диалог.
Свойства текстов художественного стиля: образность, выразительность, эмоциональность, наличие авторской позиции, наличие элементов других стилей, предварительный отбор языковых средств.
В художественном стиле используются изобразительно-выразительные языковые средства (метафоры, сравнения, эпитеты и т. п.), которые будут описаны ниже (в п. «Средства выразительности речи»).
Жанры художественного стиля: трагедия, комедия, трагикомедия, рассказ, роман, новелла, повесть, стихотворение, поэма, басня, баллада, роман в стихах и др.
Например: Пешеходов надо любить.
И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.
(И.А. Ильф, Е.П. Петров. «Золотой теленок»)
Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.
В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, местоимения, синонимы, союзы в начале предложения, слова со значением части и целого. Важным средством связи является соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых, а также порядок слов. Это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. В тексте есть теме-о чем говорится. И Основная мысль что автор,хотел донести до читателей.