Как дураку сказать что он дурак красиво
Как быстро разглядеть в человеке скудоумие
Однако существуют и явные сигналы, которые практически никогда не подводят. Если в разговоре замечены все предложенные сигналы, почти наверняка перед тобой дурак.
Использует слова, значения которых не понимает
Использование в разговоре слов, значения которых не понимаешь, — это не просто какая-то ошибка, а явный признак глупости. Выходит, что человек когда-то услышал новое для себя слово и даже не потрудился узнать его значение. Это примерно как прийти на индийский рынок и есть всё подряд с завязанными глазами. Может быть, повезёт, и слово гладко ляжет в ряд, а может, попадётся протухший таракан, маринованный в душистой слизи.
В некоторых случаях одного этого сигнала вполне достаточно для однозначного вывода. Например, когда человек строит из себя умника. Намеренно использует редкие слова, значения которых собеседнику могут быть непонятны. Таким образом он демонстрирует уровень своего развития, некое интеллектуальное превосходство. То есть где-то внутри он осознаёт важность ума и богатой речи, но дальше этого подсознательного понимания дело не пошло. Не представляя из себя ничего, этот человек хочется казаться всем. Именно казаться, а не быть, и это однозначный признак дурака.
Говорит много, но информационная ценность сказанного равна нулю
Возможность говорить — это естественное право каждого человека от рождения. Однако как же хочется порой ввести какие-то квоты! Но это мимолётное эмоциональное желание — до подобного, конечно же, мы не дойдём никогда. Пускай говорят — так мы быстрее определим дурака и станем относиться к его речам соответственно.
Одни пускают пыль в глаза, произнося редкие слова, другие берут количеством, спамя вокруг своим мнением. Есть такая категория людей, которые имеют своё важное мнение касательно любых вопросов и которые способны дать советы касательно любых ситуаций. Они произносят столько слов, что им числа нет. В умелых устах этих слов хватило бы на несколько томов великих книг; в устах глупца они превращаются в затяжной пшик.
Лучший пример такого пустозвонства — выступления бизнес-тренеров. Сразу нужно отметить: обычно эти бизнес-тренеры не глупы, они просто мошенники. Говоря много и с умным видом, они стараются привлечь тех, кто побестолковее. Их лекции могут длиться часами, а смысловой нагрузки там на пару минут. Причём если отбросить шелуху — доносимые тезисы очевидны всем и каждому. Так вот, мошенники этим хотя бы зарабатывают, а для рядового глупца это повседневный разговорный стиль.
Стремится рассказывать о себе, сильно преувеличивая достижения
Снова сигнал, которого в большинстве случаев достаточно для однозначного вывода. Однако в этом случае за глупца можно принять, например, нарцисса — человека малоприятного, но всё-таки из другой категории.
Если человек предпочитает говорить о себе — вероятно, ему просто нечего больше рассказать. Нет у него никаких интересов, ни в чём он по-настоящему не разбирается. В том числе и в себе, кстати. Поэтому он и хвалится первому же встречному. Бывает такое, что только познакомился с человеком — а тот давай втирать о своём великолепии, своей уникальности. Из какой-то сущей ерунды делает сверхдостижение, и здесь остаётся лишь посочувствовать. Если человеку приходится придумывать для себя достижения, чтобы рассказать о них при первом же знакомстве, судьба его незавидна. Таким способом он пытается обмануть в первую очередь себя, он хочет, чтобы хоть кто-то считал его значимым. То есть снова «казаться, а не быть» хочет глупец, только в ещё более запущенной форме.
Бывает, что человек в целом нормальный, просто желает поделиться каким-то недавним достижением, пускай и небольшим. Хочет, и ладно — можно выслушать и потом перейти на другую тему, а лучше для проверки перейти на рассказ о себе. Нормальный человек, может быть, и без интереса, но хотя бы из приличия выслушает, а дурак обязательно прервёт и снова постарается перетянуть одеяло на себя. Ведь его цель — самообман. Ему не нужны твои реальные истории — он хочет рассказывать свои сказки.
Не допускает вероятности собственной неправоты
– Марк Туллий Цицерон
Действительно, что может быть глупее? Ошибаются все, но только дурак, не желая признать ошибку, продолжает настаивать на ней, многократно увеличивая масштаб собственной же глупости. Причём глупец подобную баранью упёртость воспринимает как достоинство.
Дурак потому и остаётся дураком, что ему невозможно ничего доказать или объяснить. Он ищет не истину и не правду, а самоудовлетворение. Наступает это самоудовлетворение через ментальный онанизм. Дурак буквально кайфует от того, как монолитные аргументы и факты крошатся о его «и чё» или «не убедил». Главное для него — это выиграть спор, оставшись при своём мнении. Такой дурак всегда выигрывает спор, ведь против «и чё» не попрёшь. В противном случае пришлось бы спускаться на этот же уровень, а без опыта там делать нечего.
Как разговаривать с дураками: Советы известного психиатра Марка Гоулстона
Что делать с лжецами и манипуляторами?
Не испытывайте чувство вины
Бывает, что мы вдруг осознаём, что мучаемся в отношениях с иррациональной личностью просто потому, что не хотим уронить себя в собственных глазах. Нам слишком страшно признать, что в голове давно уже бродят нехорошие мысли вроде «я тебя ненавижу и хочу, чтобы ты исчез» или «скорее бы ты умерла — иначе умру я».
Важно осознать, что само по себе наличие подобных мыслей нормально и не делает вас плохим, но это признак того, что общение с иррациональным человеком пора прекратить.
Как разговаривать с мудаками: Советы известного психиатра Марка Гоулстона
Даже не думайте продолжать отношения — просто уходите.
Вполне возможно, что человек постарается вас вернуть.
В таком случае используйте следующие принципы:
— Не реагируйте. Не позволяйте себе думать, что проблемы этого человека — ваша зона ответственности или результат ваших ошибок. Повторяйте себе: «Это его точка зрения, его проблема, его ответственность».
— Не рискуйте. Не давайте этому человеку ни единого шанса исказить ваши слова и сделать вас виновным или ответственным за ситуацию.
— Не реанимируйте. Не допускайте ситуаций, в которых человек попытался бы возродить ваши отношения и снова начать манипулировать вами. Начав использовать эти принципы, идите до конца. Сперва иррациональный человек, скорее всего, вновь попытается втянуть вас в отношения, но, если вы не поддадитесь, он со временем переключится на другую жертву.
Тест на расстройство личности
Быстрый способ распознать человека, страдающего от личностного расстройства, причём применять его нетрудно хоть на свидании, хоть при приёме на работу.
Спросите у своего собеседника, что его в прошлом раздражало, расстраивало или разочаровывало, и постарайтесь понять, кого он считает виновным.
Говорит ли он что-то вроде:
«Зря я бросил заниматься живописью»?
Или формулирует иначе:
«Я хотел быть художником, но ни родители, ни первая жена меня не поддерживали»? Если человек страдает от расстройства личности, он наверняка начнёт обвинять других — и вам будет ясно, что продолжать отношения не стоит.
Шесть основных типов людей с расстройствами личности
Истероидный:
люди этого типа нуждаются в повышенном внимании; им неприятно, когда в центре оказывается кто-то другой. Окружающих такие люди воспринимают как зрителей, собравшихся, чтобы лицезреть очередную драму.
Нарциссический:
эти люди считают себя центром мироздания. Попробуйте заговорить с ними о ваших интересах или потребностях — и они тут же заскучают или даже разозлятся. Они от всех ждут особого отношения и даже не задумываются, что обременяют этим других.
Зависимый:
иррациональные люди иногда впадают в эмоциональную зависимость, но сейчас я говорю о тех, кто находится в постоянной зависимости от других. Им нужна поддержка: они не способны принять ни одного решения, не готовы действовать самостоятельно, боятся остаться в одиночестве.
Параноидальный:
таким людям нужно постоянно знать, куда вы идёте, когда вернётесь и с кем проводите время. Как бы вы ни старались уверить их в своей верности, они не способны доверять.
Пограничный:
такие люди живут в состоянии перманентного кризиса, постоянно боятся, что вы их покинете или начнёте контролировать. И поэтому они то идеализируют вас, то ненавидят. Лучший признак того, что перед вами человек с пограничным расстройством, — ваш постоянный страх его огорчить и вывести из себя, потому что, когда это случается, он реагирует несоразмерно проблеме.
Социопатический:
поначалу такие люди часто производят очень приятное впечатление, но они не способны сострадать и сочувствовать, им незнакомы укоры совести. Им кажется, что они имеют полное право делать всё что угодно, чтобы добиться желаемого, ваши чувства их не волнуют, и они, не задумываясь, ранят вас, если им это выгодно.
Не общайтесь с психами, если можете
Лучше подумайте, стоит ли вам вообще продолжать общение с человеком, страдающим от расстройства личности.
Есть ли причины сохранять отношения, если этот человек способен вытянуть из вас все силы?
Вы же не будете хранить деньги на депозитном счёте, если банк прекратил начислять проценты?
Наверняка вы решите отнести деньги в другой банк, где вам предложат разумные условия.
Вывод из наших рассуждений таков:
если вы не инвестировали пока слишком много в отношения с человеком, страдающим от расстройства личности, подумайте, не разумнее ли их вовсе прекратить.
Мне без конца приходится иметь дело с такими людьми — но ведь это моя работа. Если у вас нет достаточно веской причины, поберегите себя.
Как реагировать на иррациональную атаку — просто молчите
Когда иррациональный человек атакует, ваш первый инстинкт — ударить в ответ. Но это не сработает.
Так что не считайте это атакой.
Измените своё отношение, остановившись и сказав про себя: «Отличная возможность проявить самообладание»
Затем как следует наорите или ругнитесь на собеседника — про себя, не вслух! — используя любые подходящие слова. А потом ничего не делайте.
Просто возьмите паузу.
А затем опять подумайте: «Отличная возможность проявить самообладание».
Если миндалина продолжает закусывать удила, можно беззвучно накричать на самого себя.
Например, скажите что-то вроде: «Марк, да плевал я на это самообладание, давай просто отметелим этого чёрта!»
Затем глубоко вдохните и повторите: «Отличная возможность проявить самообладание».
К этому моменту ваш собеседник уже ждёт, когда вы перейдёте в защитную позицию и начнёте кричать, плакать или убегать.
Когда ничего из этого не произойдёт, он окажется обезоружен.
Теперь взгляните оппоненту прямо в глаза и скажите недоумевающе, но без злости: «Так-так-так. И что это такое было?»
Дайте собеседнику ещё раз вербально излиться на вас.
А потом скажите что-то в таком духе: «Не могу сказать, что мне нравится твой тон, но я всё равно не хочу ничего упустить: что конкретно ты пытаешься до меня донести?»
«Не самое лучшее твоё выступление, но скажи мне, что ты хочешь, чтобы я сделал или перестал делать, чтобы такая беседа больше не повторилась?»
В определённый момент, если вы сохраните самообладание, ваш собеседник поймёт, что дикое взбрыкивание больше не работает.
Теперь вы можете перевести разговор на более позитивную почву. Даже если у вас и не выйдет поговорить с сумасшедшим в этот конкретный день, вы будете гордиться своим поведением.
Как прийти в себя после победы сумасшедшего — извинитесь
Если разговор с сумасшедшим пошёл не по плану и вы потеряли контроль, вполне возможно, что вы наговорили или наделали множество обидных вещей.
Если это так, вам следует искренне извиниться.
Это очень трудно — и да, я знаю, что это кажется абсолютно нечестным. Потому что, с вашей точки зрения, иррациональный человек сам довёл вас до срыва.
Тем не менее извинения обезоружат его и позволят вам почувствовать себя лучше.
Так что подойдите к человеку и скажите: «Я хотел бы извиниться за то, что я был таким ранимым и чувствительным к твоим словам».
Скорее всего, произойдёт ещё кое-что интересное. Человек может повернуться к вам и сказать: «Я знаю, что мои действия тоже тебя разочаровывают».
С этого момента ваша беседа свернёт в совершенно другое русло. Я понимаю, что этот способ поведения кажется вам несправедливым.
Это же не вы кричите, не вы рыдаете, не вы говорите другому ужасные вещи.
Обычно в ходе противостояния рациональных и эмоциональных клиентов в моём кабинете выясняется, что в какой-то момент логичный партнёр сознательно или бессознательно глубоко оскорбил свою более чувствительную половинку холодностью, высокомерием, выговором, пренебрежительностью или издевательскими насмешками.
Это значит, что виновны обе стороны и каждой из них следует извиниться. А я просто прошу вас сделать это первым.
Помогите «расщепителю» принять отказ
«Расщепители» — это отражение всей западной цивилизации.
В других культурах люди часто слышат «нет» и учатся жить с этим. Но мы не привыкли к тому, что с нашими желаниями не считаются.
Расщепление — это форма манипуляции, когда расщепитель пытается втянуть вас в игру на своей стороне против человека, отказавшего ему.
Это грязная игра, которая способна разрушить отношения между двумя стравливаемыми людьми.
План действий:
Если кто-то рассказывает вам историю о предательстве человека, которому он доверял, проверьте факты. Если вам покажется, что происходит расщепление, покажите собеседнику, что вы разгадали его трюк.
Затем поговорите с ним о том, как обходиться с разочарованием, не разваливаясь на куски и не оговаривая других людей.
Если подобная ситуация возникла на рабочем месте, сэкономьте время всем участникам конфликта и позвоните человеку, ответившему «нет», пока собеседник находится в вашем кабинете. Если это возможно, переведите звонок на громкую связь.
Так вы избежите игры в «испорченный телефон» и быстро определите, не преувеличивает ли собеседник и верно ли он понял все факты
Задайте себе вопрос: «Насколько разумно ведёт себя человек, сказавший моему собеседнику “нет”?»
Если есть хотя бы небольшой шанс, что человек иррационален или агрессивен, учтите это. Если нет, значит, вы имеете дело с «расщепителем».
Сделайте паузу.
Затем посмотрите на собеседника невинным и удивлённым взглядом и скажите:
«Перед тем как я займу какую-то позицию, может быть, ты объяснишь мне, почему этот человек ответил тебе “нет”? Что именно ты ему сказал? Мы ведь оба его знаем, и обычно он ведёт себя разумно. Он не стал бы причинять тебе боль без причины».
В этот момент «расщепитель» часто возмущается:
«Вы оба одинаковые. Всегда принимаете сторону друг друга».
Вот что я сказал члену своей семьи, которого буквально парализовала перспектива услышать «нет»:
«Чем лучше ты справляешься с неудачами, тем выше будут твои ожидания. Если слово “нет” станет для тебя лишь мелкой неприятностью, ты сможешь мечтать о чём угодно. Но если каждый отказ сбивает тебя с ног, твои мечты всегда будут ограничены».
Подобная беседа требует терпения и такта, но к её концу вы достигнете целых трёх целей.
Во-первых, вы поддержите сторону того человека, который сказал «нет».
Во-вторых, покажете «расщепителю», что разгадали его игру. А в-третьих, что важнее всего, поможете «расщепителю» понять, что «нет» — ещё не конец света. Помогите человеку принять отказ, и ему больше не захочется манипулировать людьми, чтобы услышать «да».
Льстите всезнайкам ради вашего же блага
Все всезнайки играют в салочки. Их версия правил звучит так: я тебя осалил (обесценив или унизив), но ты меня осалить не можешь (потому что моя уверенность в собственном великолепии непоколебима).
В этой игре нельзя выиграть, поэтому не начинайте в неё играть.
Вместо этого сделайте что-нибудь, чего всезнайка не ожидает: согласитесь, что он невероятно умён. Польстите тому, насколько он здорово всё понимает.
Используйте следующие эпитеты: мудрый, вдумчивый, умный, гениальный, выдающийся.
А после этого говорите то, что вы хотите сказать: «Люди оценили бы по достоинству ваш ум, если бы вы не заставляли их вас ненавидеть».
Так ваши слова будут соответствовать картине мира этого человека, и горькую пилюлю окажется легче проглотить. Если всезнайка уже сидит у вас в печёнках, то подобную лесть придётся говорить скрепя сердце.
Но хитрость в том, чтобы сосредоточиться на конечной цели: сделать так, чтобы человек вёл себя лучше. Если вы добьётесь этого лестью, то игра стоит свеч.
Чем больше вы льстите всезнайке, тем менее вероятно, что он начнёт вас унижать:
Если вам приходится работать со всезнайкой, определите, в каких областях он действительно профессионал.
Когда вы встретитесь с ним, начните со следующей информации.
— «У вас удивительный талант»;
— «Вы наш лучший дизайнер»;
— «Ваши идеи свежие и новые»;
— «У вас отличное чувство цвета»;
— «Ваша последняя презентация просто великолепна».
Далее объясните, что действия всезнайки идут ему во вред, но сделайте это так, чтобы эти слова усиливали вашу лесть.
Например, скажите: «Наши младшие дизайнеры могут так многому у вас научиться. Но, когда вы язвите или резко их обрываете, они уходят от общения, а это значит, что они не получают потенциальной пользы. Я думаю, если бы вы нашли способ говорить с ними как учитель, а не как критик, они бы переняли у вас намного больше».
Всегда отказывайте манипуляторам
Манипуляторы — особый вид сумасшедших.
Их поведение не работает в долгосрочной перспективе, поскольку большинство людей отворачиваются от них. Но оно очень неплохо в краткосрочной перспективе, а дальше собственного носа такие люди не видят.
Манипуляторы пытаются превратить свои проблемы в ваши, и они добьются в этом успеха, если вы им позволите. Они выжмут вас эмоционально, а иногда и финансово. И не важно, сколько вы им помогаете, — они придут на следующей неделе (или даже на следующий день), чтобы вы помогли с очередной проблемой.
В книге «Я слышу вас насквозь» я предлагал приёмы избавления от манипуляторов.
Подождите, пока они попросят сделать что-нибудь для них, и ответьте:
«Я буду рад тебе помочь. А вот что ты можешь сделать для меня».
Это отлично работает с мелкими манипуляторами, но часто не действует против настоящих профессионалов.
Решительный отказ
Представьте себе эмоционально зависимого человека-манипулятора.
Пускай его зовут Джон. Джон обращается к вам каждый день на протяжении недели, ноет или полностью раскисает и просит или даже требует, чтобы вы помогли ему решить его проблемы.
В очередной раз, когда Джон за это примется, сделайте следующее:
— Дайте ему высказаться, обвинить кого-то, поныть или пожаловаться.— Сделайте паузу. — Скажите: «Ну, либо всё будет хорошо, либо всё будет плохо, либо всё так и останется, либо ни один из перечисленных вариантов». — Позвольте ему ещё раз высказаться и поныть. (А ныть он будет, поскольку расстроится, что манипуляция не сработала.) — Сделайте паузу. — Скажите: «Ой, прости. Или ответ будет другой. И что это за ответ, я не знаю». — Позвольте ему ещё пожаловаться и поныть. — Сделайте паузу.— Скажите: «Не думаю, что я могу здесь помочь. Надеюсь, всё образуется. Извини, но мне надо идти». — Если Джону нужно, чтобы последнее слово осталось за ним, не сопротивляйтесь. Затем попрощайтесь и уйдите (или повесьте трубку).
Вот вариант решительного отказа, которым пользуюсь я. Он похож на вышеприведённый.
Я говорю так: «Понятно. И что теперь?»
Пока человек ноет, я замечаю: «Похоже, нужно многое сделать, так что хорошо бы начать разбираться с этим пораньше. Что ты предпримешь в первую очередь?»
Если нытьё продолжается, отвечаю: «Ну, я пойду, расскажешь попозже, что ты решил с этим делать».
После этого спокойно ухожу.
Помогите «кривому зеркалу» заслужить одобрение начальства
Ничто так не лишает директоров и менеджеров уважения подчинённых, как манипуляции со стороны тех, кого я называю «кривыми зеркалами». Вы знаете, о ком я.
Вот что делают такие люди:
— отлично общаются с вышестоящими коллегами;
— втираются в доверие к начальству, тайком предоставляя «разведданные»;
— завоёвывают любовь начальства, предоставляя личные услуги, которые часто идут на пользу больше самому начальнику, чем компании;
— подставляют более компетентных коллег, наговаривая на них;
— манипулируют начальниками, плохо разбирающимися в людях;
— гораздо успешнее справляются с «политическими играми», чем со своими непосредственными обязанностями;
— кажутся более способными вышестоящим коллегам, чем равным или подчинённым;
— в основном заботятся о собственной безопасности, а не о чужих нуждах, включая нужды начальника, которого они обхаживают;
— не воспринимают обвинений или критики в адрес своих действий (или бездействий);
— боятся тех, кто демонстрирует высокие результаты, потому что так видна их собственная некомпетентность;
— прячут своё неадекватное и лицемерное поведение, обвиняя других, принося извинения или сводя к минимуму критику окружающих;
— ничто не останавливает их, когда они пытаются скрыть своё нечестное поведение.
«Кривые зеркала» пробиваются только в тех компаниях, где есть слабые места.
И зачастую слабым местом оказывается небезупречный шеф, которого таким людям легко очаровать и управлять им.
Такие начальники часто скрывают какие-либо серьёзные недочёты, и они боятся, что эта информация вскроется. Многие из них обладают непревзойдённым шармом и харизмой, но им недостаёт деловой хватки. Обеспечивая им прикрытие и подкармливая их эго, «кривые зеркала» дают таким начальникам чувство, что они более компетентны и достойны восхищения, чем есть на самом деле.
Что вы можете сделать, если показываете прекрасные результаты и тем самым представляете угрозу для «кривого зеркала», которое своими манипуляциями пытается вас дискредитировать?
К сожалению, если манипулятор уже очаровал начальника, вряд ли вы измените его мнение.
У вас столько же шансов повернуть ситуацию в свою пользу, как убедить ослепшего от любви родителя в том, что их «милый мальчик» врёт и ворует.
Существует один метод, основанный на том, что у «кривого зеркала» есть две цели: льстить боссу и прикрыть собственную некомпетентность.
Хитрость здесь в том, чтобы помочь «кривому зеркалу» достичь обеих целей. Однако предупреждаю: не применяйте данный метод до тех пор, пока вы не продумали все детали, в том числе то, как ситуация может обернуться против вас. В частности, оцените, как это повлияет на ваши отношения с другими коллегами.
Вы никогда не сделаете «кривое зеркало» своим другом или союзником, потому что вы всегда будете компетентнее, а значит, всегда останетесь угрозой. Но если вы покажете, что способны помочь ему достигнуть целей, то из категории врагов перейдёте в категорию «друзей-врагов», что сделает такого человека менее опасным.
План действий:
Придумайте, чем на самом деле действительно хорош этот человек. У каждого, даже самого некомпетентного, найдётся какой-то талант или способность.
Придумайте, как эта черта может пойти на пользу вашей компании.
Вместе с «кривым зеркалом» устройте мозговой штурм на тему этой возможности.
Помогите «зеркалу» составить план и придерживаться его.
Найдите способ обратить на происходящее внимание начальства, чтобы «зеркало» похвалили
Помните, что такой человек способен почуять подвох и задуматься, с чего бы вам ему помогать, если он постоянно пытается вас подставить. Если вас об этом спросят, будьте готовы ответить
Новое в блогах
5 законов глупости или чем опасен дурак
про ду ро ва и его «кружок»))).
Итальянский историк-экономист Карло Манлио Чиполла основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он в 1976 году в работе «Основные законы человеческой глупости» он сформулировал пять универсальных законов, работающих в любом обществе. Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать.
Первый закон глупости. Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают.
Звучит как размытая банальность и снобизм, но жизнь доказывает его истинность. Как бы вы ни оценивали людей, вы постоянно будете сталкиваться со следующими ситуациями:
1) Человек, который всегда выглядел умным и рациональным, оказывается невероятным идиотом;
2) Глупцы все время возникают в самых неожиданных местах в самое неподходящее время, чтобы разрушить ваши планы.
Современная западная культура требует от нас считать всех людей равными, будто они созданы по единому шаблону, и лишь воспитание, образование и культурная среда будто бы вносят свои коррективы. Однако жизненный опыт и научные исследования подтверждают, что это не так. Человек может родиться дураком точно так же, как он рождается карликом или человеком с редкой группой крови.
Второй закон глупости. Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств.
Годы наблюдений и опытов утвердили меня в мысли, что люди не равны, одни глупы, другие нет, и это качество закладывается природой, а не культурными факторами. Человек является глупцом так же, как он является рыжим или имеет первую группу крови. Он таким родился по воле Провидения, если хотите.
Образование не имеет ничего общего с вероятностью наличия определенного числа глупцов в обществе. Это подтвердили многочисленные эксперименты в университетах над пятью группами: студенты, офисные служащие, обслуживающий персонал, сотрудники администрации и преподаватели. Когда я анализировал группу низкоквалифицированных сотрудников, число глупцов оказалось большим, чем я ожидал (Первый закон), и я списал это на социальные условия: бедность, сегрегацию, недостаток образования. Но поднимаясь выше по социальной лестнице, то же соотношение я увидел среди белых воротничков и студентов. Еще более впечатляющим оказалось увидеть то же число среди профессуры — брал ли я маленький провинциальный колледж или крупный университет, та же доля преподавателей оказывалась глупцами. Я был так поражен результатами, что решил провести эксперимент над интеллектуальной элитой — Нобелевскими лауреатами. Итог подтвердил суперсилы природы: то же определенное количество лауреатов были глупы.
Бизнесмены, успешные руководители, кандидаты во власть… Многие полагают, что достигая определенного уровня, человек проходит некий “естественный отбор”, который дурак бы никогда не прошёл. Но это ошибка – человек может быть глупцом, какое бы положение он ни занимал.
Идею, которую выражает Второй закон, сложно принять, но многочисленные эксперименты подтверждают ее железобетонную правоту. Феминистки поддержат Второй закон, поскольку он гласит, что дур среди женщин не больше, чем дураков среди мужчин. Жители стран третьего мира утешатся тем, что развитые страны не такие уж и развитые. Выводы из Второго закона пугают: станете ли вы вращаться в британском высшем обществе или переедете в Полинезию, подружившись с местными охотниками за головами; заточите ли вы себя в монастыре или проведете остаток жизни в казино в окружении продажных женщин, вам везде придется сталкиваться с таким же количеством идиотов, которое (Первый закон) всегда будет превышать ваши ожидания.
Третий закон глупости. Глупец — это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него.
Третий закон предполагает, что все люди делятся на 4 группы: простаки, умники, бандиты и глупцы.
Если Петя предпринимает действие, от которого несет потери и при этом приносит выгоду Васе, то он относится к простакам. Если Петя делает нечто, что приносит выгоду и ему, и Васе, он — умник, потому что действовал умно. Если действия Пети несут ему выгоду, а Вася от них страдает, то Петя — бандит. И наконец, Петя-глупец находится в минусовой зоне по обеим осям.
И умники, и простаки, и бандиты могут в разных обстоятельствах перемещаться в различные зоны, поступать не как умники, а как бандиты, например; или не как бандиты, а как простаки. И лишь глупцы чаще всего поступают как глупцы. Дурак остается в зоне дураков почти в любых обстоятельствах
Нетрудно вообразить масштабы урона, который способны нанести дураки, попадая в управленческие органы и обладая политическими и социальными полномочиями. Но отдельно стоит уточнить, что именно делает дурака опасным.
Атака глупца обычно застает врасплох. Даже когда атака становится очевидной, от неё сложно защититься, потому что она не имеет рациональной составляющей.
Это то, о чем писал Шиллер: «Против глупости бессильны даже боги».
Опасность дурака заключается в том, что его не замечают до тех пор, пока дурак не совершит что-либо глупое.
Четвертый закон глупости. Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов.
В частности, не-глупцы постоянно забывают о том, что иметь дело с дураком, в любой момент времени, в любом месте и при любых обстоятельствах — означает совершать ошибку, которая дорого обойдется в будущем.
Простаки обычно не способны распознать опасность дураков, что неудивительно. Удивительно как раз то, что глупцов также недооценивают и умники, и бандиты. В присутствии глупца они расслабляются и наслаждаются своим интеллектуальным превосходством, вместо того, чтобы срочно мобилизироваться и минимизировать ущерб, когда дурак что-нибудь выкинет.
Распространенный стереотип — что дурак вредит лишь самому себе. Нет. Не нужно путать дураков с беспомощными простаками. Никогда не вступайте в альянс с дураками, воображая, что можете использовать их ради своей выгоды — если вы так поступите, то очевидно, что вы не понимаете природы глупости. Так вы сами предоставляете дураку поле, на котором он может разгуляться и нанести больший урон. Дурак обладает неограниченным разрушительным потенциалом — вот чем опасен дурак главным образом.
Пятый закон глупости. Дурак — самый опасный тип личности.
Следствие: глупец опаснее, чем бандит.
В результате действий умного бандита в обществе происходит просто переход благ от одного человека к другому. Блага распределяются бандитами таким образом, чтобы не вызвать социальных потрясений. Умные бандиты действуют рационально, а умные простаки терпят.
Совсем другая картина с дураками, которые своими глупыми иррациональными действиями способны нанести масштабный ущерб обществу, не извлекая для себя выгоды. Блага уничтожаются, общество беднеет. И совсем плохое сочетание — глупый бандит и глупый простак.
В соответствии со Вторым законом, глупцов в процветающем обществе не меньше, чем в загнивающем, и будет ошибкой считать иначе. Разница между успешным обществом и стагнирующим такова, что в бедном обществе:
1. Не-глупцы дали глупцам большую свободу действий;
2. В зоне не-глупцов наблюдается постепенное уменьшение количества умников, интеллектуалов-простаков и неглупых бандитов. Соответственно, пропорционально растет доля глупых простаков и глупых бандитов.
История подтверждает, что в любой период страна прогрессирует тогда, когда у власти находится достаточно умных людей, способных управлять дураками и сдерживать активных из них, не давая им разрушить то, что умники произвели. В регрессирующей стране дураков столько же, однако среди верхушки наблюдается рост доли глупых бандитов, а среди остального населения — глупых простаков. Такая смена расклада неизменно усиливает деструктивные последствия действий дураков, и вся страна катится в пропасть.
Это правило распространяется не только на общество/страну в целом, но и на отдельные её части. Например на предприятие которым Вы управляете или отдел в котором трудитесь.
Кроме того, Карло Чиполла заметил, что умные люди зачастую знают, что относятся к этой группе, преступники признают свой стиль жизни, а простаки-неудачники подозревают, что кое-что у них явно не сложилось. Но дураки не знают о своей принадлежности, и это ещё одна причина считать их крайне опасными.
Теперь, когда Вы знаете, чем опасен дурак, никогда не связывайтесь с дураками, если хотите быть в относительной безопасности!
Как отличить дураков от умных, в толпе незнакомых вам людей?
У дурака вполне может быть благообразная внешность, а у дуры запросто может оказаться симпатичная мордашка с хорошей фигуркой. Но достаточно посмотреть на поведение человека, чтобы понять, что из себя он представляет.
Если вы видите человека (неважно, какого пола), который склонен долго и громко прилюдно трепаться о своих личных делах и проблемах по мобильнику – значит перед вам дурак (или дура).
Если вы видите двуногое, у которого на телефоне постоянно бум-бумкает быдломузон, – тут всё предельно ясно. Причём, следует отметить, что дурак (или дура), сидя, допустим, в общественном транспорте: старается врубить этот самый быдломузон погромче. А как же – ему (или ей) ведь хочется со всеми поделиться, чтобы все слышали.
Дураки и дуры падки на всё яркое и блестящее – как сороки. Часто предпочитают “доминирующие” цвета. Например, если вы видите человека, обряженного во всё красное – очень маловероятно, что у него порядок с мозгами.
Дураки (и дуры) всегда судят по оболочке – что людей, что товары. Не надейтесь на хорошее отношение к себе с их стороны, если вы недостаточно, по их мнению, дорого одеты. Не ждите что они хорошо отзовутся о самом прекрасном товаре, если он находится в простенькой упаковке.
Дураки (и дуры) склонны бурно восторгаться самым заурядным дерьмом – если это дерьмо обряжено в красивый фантик. И особенно – если на этом фантике красуются какие-нибудь бессмысленные, но яркие, иностранные наклейки.
Характерная черта дураков (и дур) – восторгаться всем иноземным, только потому что оно иноземное. Чисто дурацкая фраза: “Не то что у нас. ” Не пытайтесь понять – где это, “у нас”? Дураки обычно мало где бывают, за пределами своего ограниченного мирка. Они, как правило, совершенно не знают своей страны. Но их хлебом не корми – дай порассуждать с апломбом, на тему: как хорошо всё “у них”, и как плохо “у нас”. Причём, восхваляются обычно не реальные достижения и ругаются не реальные проблемы – так глубоко дураки не копают.
Дураки и дуры – любят коверкать русский язык. Очень склонны к подражательству. Если вы слышите возглас “Вау!” – не надейтесь, что перед вами умный человек.
Дурак обожает телесериалы про ментов и бандитов. Он может, напустив на себя важный вид, глубокомысленно рассуждать о том, что в этих сериалах не всё является правдой. Но при этом – смотрит их регулярно, часами. Дура обожает телесериалы типа “Скорая помощь”, или передачи вроде “Дом-2”.
Дураки (и особенно дуры) любят обсуждать свои личные проблемы (например, ругать своих супругов, или супружниц) с посторонними людьми или в присутствии посторонних людей. Они не понимают, что выставлять на обозрение посторонних людей проблемы своей личной жизни – это значит, выставлять себя на посмешище. Дура не понимает, что, рассуждая о “мужиках-сволочах и козлах, которые все спились-скурились, ни одного нормального не осталось” – она выставляет себя на потеху окружающим, которые тут же делают вывод, что у бабы не всё в порядке с личной жизнью.
Дуракам свойственна бестактность. Они часто ведут себя по-хамски, даже сами не замечая этого. Душевная нечуткость – это тоже признак глупости.
Дуракам свойственна неосторожность. Они часто наживают себе врагов на пустом месте – без малейшей на то необходимости. Нередко бывает так, что дурак ведёт себя пренебрежительно по отношению к тому, кого считает слабым, нищим, боязливым. А потом, ситуация меняется (жизнь не стоит на месте) и дурак очень страдает от своей былой неосторожности.
Так что, вычислить дурака (дуру) несложно. Они сами себя выдают на каждом шагу. Другое дело, что иногда люди неглупые, склонны себя обманывать. Они видят смазливую дуру – и им очень не хочется считать её дурой, именно потому что она смазливая. Они общаются с дураком, который перед ними заискивает по каким-то причинам, делает что-то для них хорошее – и им как-то неудобно признаться самим себе, что этот человек, как бы там ни было, всё-таки дурак.
Умные люди часто сверхосторожны в своих оценках, им порой очень трудно быть твёрдыми и беспощадными. Поэтому дураки вполне могут чего-то добиваться в жизни и пролезать в начальственные кресла. Тогда – для умных людей наступают очень тяжёлые времена, потому что нет ничего страшнее дурака, получившего в свои руки власть. Но это – тема уже для отдельного разговора…