Как говорил криворучко уходим по одному если что мы геологи
Я впервые услышала эту фразу в онлайн-трансляции выпуска авторской программы «Бесогон ТВ» Никиты Михалкова, в которой он обсуждал политическую ситуацию в стране, гражданское общество, сравнивал западные фильмы и российский фильм Юрия Быкова «Спящие», который так поносили «демократы» на Эхо Москвы, выпуск назывался «Пернатые сенаторы». Этой фразой заканчивается выпуск.
Фраза о которой идет речь в данном вопросе известна благодаря известному режиссеру Никиты Михалкова. Он эту фразу указал в одном из своих дневников. А сама фраза принадлежит одному мичману, который служил с Михалковым.
Эту фразу прославил известный режиссер Никита Михаков, причем сдела это навека, так как опубликовал ее в своей книге «Мои дневники», а книги, умеют хранить память. Там по его описаниям ее говорил мичман, на флоте где он служил.
Фразу произнес мичман Криворучко, а в народные массы для нас донес ее Никита Сергеевич Михалков в программе «Бесогон ТВ».
Всем известный кинорежиссёр Никита Сергеевич Михалков занимается не только режиссурой и съёмками кинофильмов, но также как и многие талантливые люди пишет и публикует книги.
Эту фразу можно найти в книге, автором которой является известный режиссер и актер Никита Михалков («Сибирский цирюльник», «Родня»). Никита Сергеевич написал ни одну книгу, одна из них называется «Мои дневники». В этой книге Михалков вспоминает в том числе годы своей службы, а служил он в военно-морском флоте. Эта фраза принадлежит мичману.
Подобную фразу использовал мичман (прапорщик в сухопутных войсках) в годы службы Никиты Михалкова (актёр, режиссер) на флоте.
Фраза довольно смешная, применить можно в различных ситуациях, «геологи» в данном случае собирательный образ что-то вроде «это не мы», «я это не я» и.т.п.
Фраза «Уходим по одному, если что, мы геологи» записана со слов мичмана Криворучко и опубликована в книге Михалкова «Мои дневники, 1972-1993». Книга является автобиографическим произведением и содержит сборник флотских и армейских высказываний.
Эта фраза также прозвучала в одном из выпусков программы Н.Михалкова «Бесогон».
Режисер Никита Михалков. Он прославил эту фразу еще в то время, когда служил на флоте. В самой же книге, а точнее Дневнике Михалкова, фразу » Уходим по одному, если что, мы геологи» произнес мичман Криворучко. И с тех пор, она у многих звинит в голове.
сваливаем отсюда по одному, друг друга мы не знаем.
Ваш вопрос напомнил мне стихотворение Е. Евтушенко «Допотопство». Привожу его фрагмент.
Картину такую – дамы (и джентльмена тоже) с самодельными ожерельями из рулонов туалетной бумаги – видеть приходилась на закате Советской власти, то есть в годы восьмидесятые, во второй их половине, во всяком случае у нас, в Алма-Ате, прежней столице КазССР. Допускаю, что москвичи и даже петербуржцы (тогдашние ленинградцы) могли познакомиться с бумагой туалетной намного раньше, возможно (и даже скорее всего), элита общества была с таковой знакома тоже намного раньше, если не на всём протяжении существования нашего «нерушимого» Союза. Но я из простой рабочей семьи, школа, где я училась, располагалась на городской окраине, в рабочем квартале – мои друзья и одноклассники высоким происхождением тоже не отличались. Так что альтернатива такой бумаге сопровождала нас, как и большинство населения страны, с рождения на протяжении длительного времени.
Я впервые о бумаге туалетной услышала в 14 лет, в 1968 году. Родителям тогда удалось съездить в гости к папиной сестре в Вену (папа там же родился, но война и некоторые иные обстоятельства разбросали семью по разным странам). Вернувшись, мама рассказывала, как моя тётя раз в неделю заказывает по телефону много чего, включая и бумагу туалетную, что всё заказанное ей ПРИВОЗЯТ на дом. Реакция у нас на сие сообщение оказалась самой обычной, советской: буржуи с жиру бесятся, придумали какую-то специальную бумагу, когда можно жить и без неё. А такое мнение было подготовлено всей пропагандой советской. Ведь на полном серьёзе у нас говорили и писали о том, что на проклятом Западе родители детей своих маленьких не любят, поэтому и на руках не носят, а возят в колясочках, а вот наши, советские, любят, поэтому и держат на руках, поближе к сердцу. За все свои годы детства едва ли я видела пяток детских колясок на улицах города, собственно, ни одной припомнить не могу, но знаю, что вряд ли могла не обратить внимание на столь экзотический предмет, а в 1964 году у моих тётушек родились сын и дочка – колясок у них не было.
Какая была альтернатива сему столь необходимому средству (то бишь бумаге туалетной), все знают, но назову несколько «заменителей»:
Думаю, что самыми чистоплотными (не иронизирую, на самом деле так думаю) в те времена были женщины-мусульманки: они ходили в туалет со специальными сосудами, кувшинчиками с водой (ещё одна альтернатива или всё же норма?). Жили-то мы в домах, где «удобства» все, как говорят, во дворе: яма, над ней доски с дыркой посередине – ближе к задней стенке возведённой над этим сооружением будки. Вот и надо было плестись в отхожее место через весь двор, так что мы, ребятишки, не раз видели, как отправлялась в места, куда Макар пешком ходил, мама нашей подружки – чеченки Мареты (часто её вспоминаю – уехали в Чечню, как только чеченцам разрешили туда вернуться: пощадили ли её и её семью чеченские войны?)
Использовали ли воду мужчины в этой семье, сказать не могу: никогда не видела, чтобы отец семейства или старшие сыновья отправились бы в сторону туалета – может, особая горская гордость в этом сказывалась и нужду они справляли только тогда, когда никаких, даже невольных, соглядатаев их походов за сарайчики не было.
Замечу, что специально никто из детворы не подглядывал, кто, куда, с чем шагает. Играли мы в своих дворах, дворы небольшие, метрах в 20 от домов – сарайчики, позади них – туалеты на «пару кабинок» (нам повезло ещё: туалеты рядом с двухэтажными домами были без «отдельных кабинетов» – бетонное сооружение с бетонным же полом, небольшое возвышение – и дыры на нём в ряд, штук 10) – всё и все на виду: кто, когда, в какую сторонушку путь держит. А отца чеченского семейства – человека добрейшего – помню только за работой: постоянно столярничал во дворе, обеспечил мебелью всех соседей – в магазинах её тоже не было, а он делал прекрасные шифоньеры, столы, шкафы, полочки, табуретки и стулья.
Как Вы, вероятно, поняли уже, и мне, и всей семье моей, как, впрочем, большинству проживавших в СССР людей чаще всего приходилось использовать вместо туалетной бумаги самые обычные газеты с их вредной для организма типографской краской. Впрочем, о вреде этом тогда никто из нас даже не догадывался.
21 октября 1945 года, 75 лет назад, родился Никита Сергеевич Михалков
Журнальной полосы не хватит, чтобы перечислить все должности, государственные награды, звания и регалии Никиты Сергеевича Михалкова. Выдающийся русский кинорежиссёр и актёр, общественный деятель и телеведущий. Народный артист РСФСР. Председатель Союза кинематографистов России с 1998 года. Обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1991) за фильм «Урга – территория любви». Лауреат премии «Оскар» (1995) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при Каннского кинофестиваля (1994) за фильм «Утомлённые солнцем». Обладатель «Специального льва» Венецианского кинофестиваля (2007) за вклад в киноискусство. И – ещё многое другое.
Родился юбиляр в знаменитой творческой семье. Прадед по материнской линии – великий русский художник Василий Суриков. Дед по материнской линии – художник Пётр Кончаловский. Отец – Сергей Михалков – представитель старинной дворянской фамилии, знаменитый детский писатель, многолетний руководитель Союза писателей России, автор всех трёх редакций Гимна СССР и России. Мать – поэтесса, переводчица Наталья Кончаловская, автор стихотворной книги «Наша древняя столица».
В 1963 году Никита Михалков поступил в театральное училище имени Щукина; в 1966 году, будучи студентом четвёртого курса, принял участие в киносъёмках, за что был исключён (студентам в то время это запрещалось). Перешёл на второй курс режиссёрского факультета ВГИКа. В 1971 году закончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Дипломной работой стал фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий которого был написан Михалковым совместно с Рустамом Ибрагимбековым. В возрасте 27 лет совершил неординарный поступок – добровольно пошёл на военную службу, в 1972–1973 годах проходил её на Камчатке на флоте, на крейсере «Михаил Кутузов». До сих пор заканчивает свою острую телевизионную программу «Бесогон» словами: «Как говорил наш мичман Криворучко: расходимся по одному, если что, мы – геологи».
В кино Михалков начал сниматься в 14 лет. В 1960 году сыграл роль школьника в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском», в 1961 году – в фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша». В 18 лет сыграл главную роль в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» и спел там одноимённую песню, после чего получил широчайшую известность.
В 1974 году Михалков снял свой первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это был оглушительный успех отечественного боевика, который мало кто развил. Десятилетие с 1974 по 1984 год прошло для Михалкова очень плодотворно. Почти ежегодно на экраны страны выходили его фильмы; многие из них получили международное признание, завоевали множество призов на международных и всесоюзных фестивалях. На рубеже 1980-х годов Михалков много и успешно снимался в кино: «Сибириада» (1979), которую поставил Андрон Кончаловский, «Собака Баскервилей» (1981) Игоря Масленникова, фильмы Эльдара Рязанова «Вок-зал для двоих» (1982) и «Жестокий романс» (1984). В 1984 году Никите Михалкову даже с запозданием было присвоено звание народного артиста РСФСР.
В 1992 году Михалков выпустил авторскую телевизионную программу «Перекрёсток», которая сразу же была запрещена. Снимали с эфира и его недавнюю программу «Бесогон» за критику главы Сбербанка Грефа или американского мультимиллиардера Гейтса – у нас не поймёшь. Ясно, что просчитались: программа в сети набрала миллионы просмотров, вызвала небывалый ажиотаж, многим раскрыла глаза.
В 1998 году Никита Михалков избран председателем правления Союза кинематографистов России. Много пахал на этом посту, но родной Союз в декабре 2008 года не избрал Михалкова делегатом на свой VII съезд. Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК незаконными. Никита Сергеевич продолжает это хлопотное дело…
Что бы ни говорили о Михалкове его недоброжелатели, наш юбиляр вошёл в историю советского и российского кинематографа, остаётся крупнейшим русским художником, общественным деятелем, в главное – народным любимцем. Михалков пел в кино своим сипловатым голосом нечасто, но все песни в его исполнении стали широко известны, полюбились простым людям. В фильме «Я шагаю по Москве» молодой актёр исполнил песню на слова Геннадия Шпаликова («Над лодкой белый парус распущу…»). Спустя два десятилетия популярность получил романс на стихи Редьярда Киплинга («А цыган идёт»), который Михалков исполнил в фильме «Жестокий романс». В своём фильме 2014 года «Солнечный удар» Михалков исполняет романс «Не для меня» с Государственным академическим Кубанским казачьим хором под руководством Анатолия Арефьева. В его исполнении великая казачья песня пережила второе рождение.
В октябре этого года сайт Никиты Михалкова «Бесогон» взломали неизвестные хакеры, которые мало того что сорвали выпуск очередной программы, так ещё и уничтожили архив выпусков, начиная с апреля нынешнего года. На следующий день Никита Сергеевич вышел на ютуб-канале программы с видео-обращением по этому поводу: «Мы, конечно же, сможем всё восстановить. А вы, дорогие зрители, делайте выводы сами, кому это могло быть выгодно. »
Понятно, что выгодно это бесам, которых корёжит от передачи «Бесогон», как от святой воды. Ведь за что ни берётся Никита Михалков – по самому крупному счёту – это всегда творческая и гражданственная удача во имя России и русского народа. Мичман Криворучко поблагодарил бы за выполнение любого задания. С чем его и поздравляет «Русский Дом»!
Александр Александрович ВЯЗЕМСКИЙ
«Как говорил наш мичман Криворучко…»
Служилый род Михалковых берет начало от правления Ивана Грозного, и пошел он от Михалки Ивановича, приехавшего на Русь из Литовского княжества. От имени предка образовалась фамилия его потомков – Михалковы. Отпрыски его несли воинскую службу – были ратниками, наместниками, воеводами, служилыми дворянами. Впервые приближенными к царю стали при Михаиле Федоровиче: предок Михалковых Константин Иванович Михалков стал первым постельничим молодого царя и наместником земли Московской. И только в начале XIX века Михалковы сменили род деятельности с военного на культурный, но продолжали служить любой власти – царской, советской, антисоветской…
Газетной полосы не хватит, чтобы перечислить все должности, государственные награды, звания и регалии Никиты Сергеевича Михалкова (родился 21 октября 1945 г. в Москве). Советский и российский кинорежиссер, актер, сценарист, продюсер и предприниматель, общественный деятель и телеведущий. Народный артист РСФСР (1984). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Председатель Союза кинематографистов России с 1998 года. Трижды лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993, 1995, 1999). Обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1991) и номинант на премию «Оскар» (1993) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Урга – территория любви». Лауреат премии «Оскар» (1995) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при Каннского кинофестиваля (1994) за фильм «Утомленные солнцем». Обладатель «Специального льва» Венецианского кинофестиваля (2007) за вклад в киноискусство. А теперь – и Герой Труда, но уже не Социалистического, как его отец.
***
Родился юбиляр в знаменитой творческой семье. Прадед по материнской линии – художник Василий Суриков (1848–1916). Дед по материнской линии – художник Петр Кончаловский (1876–1956). Отец – Сергей Михалков (1913–2009) – отпрыск старинной дворянской фамилии, но никак не пострадавший за это, – знаменитый детский писатель, многолетний руководитель Союза писателей России, автор всех трех редакций Гимна СССР и России. Нам любят в русофобских СМИ рассказывать, что всех представителей древних родов преследовали и уничтожали как класс. Выходит, далеко не всех. Это и народный артист СССР Петр Вельяминов – отпрыск боярского рода мог подтвердить. Мать Никиты – поэтесса, переводчица Наталья Кончаловская (1903–1988), автор стихотворной книги «Наша древняя столица», которой лично я с детства зачитывался и благодаря ей сам стал в школе складывать стихи.
В этой древней столице Никита Михалков учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу фортепиано, занимался в театральной студии при Драматическом театре имени Станиславского. В 1963 году поступил в Театральное училище имени Щукина; в 1966 году, будучи студентом четвертого курса, принял участие в киносъемках, за что был исключен (студентам в то время это запрещалось). Перешел на второй курс режиссерского факультета ВГИКа. В 1971 году закончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Дипломной работой стал фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий которого был написан Михалковым совместно с Рустамом Ибрагимбековым. В возрасте 27 лет совершил неординарный поступок – добровольно пошел на военную службу, в 1972–1973 годах проходил ее на Камчатке, на флоте, на крейсере ТОФ «Михаил Кутузов». По словам сослуживцев, участвовал в художественной самодеятельности, регулярно выступал с концертами, собирая полные залы. Никита Сергеевич всякий раз очередную свою острую телевизионную программу «Бесогон ТВ» заканчивает словами: «Как говорил наш мичман Криворучко: «Расходимся по одному, если что – мы геологи».
В кино Михалков начал сниматься в 14 лет. В 1960 году сыграл роль школьника, пародирующего православного священника, в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском», в 1961 году снялся в фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша». В 18 лет сыграл главную роль в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» и спел там одноименную песню, после чего получил широчайшую известность. Вспоминает сам, что брат Андрон Кончаловский подговорил его потребовать повышения гонорара за съемочный день. Съемки фильма велись летом 1963 года, после первых пяти дней работы в кабинет Георгия Николаевича заглянула взволнованная ассистентка. Она рассказала, что юный актер Михалков отказывается продолжать сниматься. «Чего же он хочет?» – удивился Георгий Николаевич. Ответ был странным: «Поднять зарплату более чем в три раза, с 8 до 25 рублей в день». Зарплаты актеров были четко установлены Государственным комитетом по кинематографии СССР. 8 рублей за рабочий день получал новичок, 16 – актер с опытом, 25 – молодая знаменитость, 40 и 50 рублей – знаменитости первой величины с богатым опытом. Поэтому просьбу Михалкова можно было удовлетворить только одним способом – написать официальный запрос, в котором обосновать, почему Михалков заслуживает большего, дождаться ответа, снова отправить запрос – уже руководству «Мосфильма», проще говоря, прервать съемки и опоздать к дате проката. Георгий Николаевич пригласил Никиту в кабинет.
– Георгий Николаевич, – сказал Никита, – я играю главную роль. А получаю, как актеры, которые играют не главные роли. Это несправедливо.
– Кого ты имеешь в виду?
– К примеру, Леша Локтев, Галя Польских.
– Леша Локтев уже снимался в главной роли, и Галя Польских. Они уже известные актеры. А ты пока еще вообще не актер. Школьник.
Никита оборвал разговор: «Или 25, или я больше не работаю». Георгий Николаевич позвал ассистентку и попросил позвонить парню, который пробовался на роль до Никиты, чтобы узнать, какой у него размер обуви. Михалков не понял, зачем это нужно. Данелия объяснил: «Если у вас с ним одинаковый размер ноги, костюмерам не придется покупать новые туфли, но в целом это не твое дело, мы же больше не работаем вместе». И тут скупая мужская слеза скатилась по еще не знавшей бритвы щеке впоследствии известного режиссера:
– Георгий Николаевич, это меня Андрон [Кончаловский] научил!. Сказал, что раз уже неделю меня снимали, то у вас выхода нет!
Это был урок на всю жизнь. Ныне Михалков – весьма состоятельный человек, успешный бизнесмен (виноградники и завод в Италии), но профессия для него, творческие искания, гражданственные порывы, пусть порой ошибочные (каялся, что зря поддерживал Бориса Ельцина!), – превыше всего.
В 1974 году 28-летний Михалков снял свой первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» – это был оглушительный успех отечественного боевика, который мало кто развил. Десятилетие – с 1974 по 1984 год – прошло для Михалкова очень плодотворно. Почти ежегодно на экраны страны выходили его фильмы, многие из них получили международное признание, завоевали множество призов на международных и всесоюзных фестивалях. На рубеже 1980-х годов Михалков много и успешно снимался в кино: «Сибириада» (1979), которую поставил Андрон Кончаловский, «Собака Баскервилей» (1981) Игоря Масленникова, фильмы Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1982) и «Жестокий романс» (1984). В 1984 году Никите Михалкову, хоть и с запозданием, даже было присвоено звание народного артиста РСФСР.
В 1992 году Михалков выпустил авторскую телевизионную программу «Перекресток», которая сразу же была запрещена. Снимали с эфира и его недавнюю программу «Бесогон ТВ» за критику главы Сбербанка Грефа или американского мультимиллиардера Гейтса – у нас не поймешь. Ясно, что просчитались: программа в Сети набрала миллионы просмотров, вызвала небывалый ажиотаж, многим раскрыла глаза.
В 1998 году Никита Михалков избран председателем правления Союза кинематографистов России. Много пахал на этом посту, но родной Союз в декабре 2008 года не избрал Михалкова делегатом на свой VII съезд. В ответ Михалков назвал несколько сотен делегатов Съезда кинематографистов России «театром лилипутов». Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК незаконными. Никита Сергеевич продолжает это хлопотное дело… Снимает он и свою программу «Бесогон», а в дни юбилея – просто воцарился на всех каналах ТВ. В день рождения дал большое интервью в программе Владимира Соловьева. В каком-то несуразном барском наряде и голубом шарфе снова предлагал почистить Россию («Меня уже прозвали дворником Всея Руси»), гордился своей дружбой с президентом России и сетовал, что указы и благие начинания Путина не выполняются, а то и просто игнорируются («Такая страна – разве за всем уследишь, чего там в Томске»). Но для этого и существует «государева служба» – администрация президента и правительство, утверждаемые президентом.
***
Кадровая политика Владимира Путина озадачивает, а порой потрясает. Я всю жизнь тружусь и признан профессионалом в трех сферах – литературе (шире – деградирующей культуре), профессиональном скукожившемся туризме и трэвел-журналистике, как ныне выражаются, и в многострадальном образовании. За всё это, обобщенно выражаясь, за внутреннюю политику, в администрации президента отвечает первый заместитель руководителя Сергей Кириенко. Тут недавно тоже давал кокетливое и пустое интервью – неужели прозорливый Михалков ждет от него благотворных начинаний и эффективного контроля за выполнением мудрых распоряжений?! Просто наивность художника и дворника Вcея Руси! Например, он горячо доказывал Соловьеву, что мы теряем молодое поколение, потому что оно сидит в американских соцсетях, сканируется и контролируется теми, «кто находится не у нас, а в Лос-Анджелесе». Но за интернет в АП по иронии судьбы отвечает тот же бывший нижегородский комсомолец.
За три упомянутые сферы в правительстве отвечают наглухо замолчавшая министр культуры Ольга Любимова, выдвинутая, говорят, не без протекции самого же Михалкова, глава Роспечати Михаил Сеславинский – ставленник еще Немцова – закоренелого либерала-западника, сам тип которого ненавистен Михалкову, но тот ведь руководит литературой и печатью со времен Ельцина! Поглядите на двух министров в сфере образования (послушать их удается, увы, редко) – мы можем ждать от них внятных решений и государственной поддержки в обрушившихся условиях удаленки-дистанционки? Риторический вопрос…Чего ждать от этих фигур, какого «прибирания России»? Смешно и больно… Владимир Соловьев серьезно задавал вопросы, не давая Михалкову даже анекдот рассказать, и как будто ждал гениального разрешения накопившихся вопиющих проблем. Но это не по адресу – Михалков выдающийся режиссер и актер, выдумывающий реальность, играющий ее в заданных обстоятельствах.
***
Что бы ни говорили о Михалкове его недоброжелатели, каких бы собак ни вешали, как бы ни обзывали барином в шарфике, землевладельцем (а это всё есть), наш юбиляр твердо вошел в историю советского и российского кинематографа, остается крупнейшим русским художником, общественным деятелем, а главное – народным любимцем. Вот ярчайший творческий пример. Михалков пел в кино своим сипловатым голосом нечасто, но все песни в его исполнении стали широко известны, полюбились простым людям. В фильме «Я шагаю по Москве» молодой актер исполнил песню на слова Геннадия Шпаликова («Над лодкой белый парус распущу…»). Спустя два десятилетия популярность получил романс на стихи Редьярда Киплинга («А цыган идет»), который Михалков исполнил в фильме «Жестокий романс». В своем не прозвучавшем фильме 2014 года «Солнечный удар» Михалков исполняет романс «Не для меня» с Государственным академическим Кубанским казачьим хором под руководством Анатолия Арефьева. Именно эту песню пытался и не мог вспомнить герой Станислава Любшина в одной из сцен фильма Михалкова «Пять вечеров». Фильм особенно не запомнился, а великая казачья песня пережила второе рождение.
За что ни берется Никита Михалков – по самому крупному счету – это всегда творческая удача во имя России! Думаю, что мичман Криворучко перед командой «Разойтись по одному!» поблагодарил бы Михалкова за выполнение задания, а тот с полным правом ответил бы: «Служу России!»