Как и чем мыть виниловые пластинки в домашних условиях
Обмоем. Или как мыть и чистить виниловые пластинки
У каждого владельца коллекции пластинок со временем возникает вопрос, как за ними правильно ухаживать, а именно – мыть и чистить. И не только как, но и чем.
Понятно, что нужно убирать мелкую пыль перед прослушиванием, иногда чистить иголку, содержать в чистоте поверхность диска или мата проигрывателя, но очень часто нужно что-то делать и с самой пластинкой. За время хранения она загрязняется, с годами внутренние бумажные конверты становятся ветхими, а новодельный винил иногда имеет загрязнения, оставшиеся после прессовки. Когда винил был основным, обыденным носителем, не все обращались с ним аккуратно — мне встречались пластинки, залитые пивом или даже кетчупом. И если избавиться от царапин и износа уже ничего не поможет, разве что подбор головок, менее критичных к дефектам, то с загрязнениями справиться можно. В разных источниках тема мойки и чистки винила обсуждалась неоднократно, но проблема в том, что примерно половину советов на самом деле можно отнести к категории «как испортить пластинку».
Начнем по порядку. Никакими щетками или роликами загрязнения из глубины канавки не достать. Щетки и ролики — это для текущей чистки пыли и для того, чтобы убрать статику, но не более. Сразу хочу сказать об использовании клея ПВА: в теории все просто — наносим клей на пластинку, он застывает, прилипая ко всем загрязнениям, а потом образовавшаяся пленка легко удаляется. Но на практике это не всегда работает — я проверял этот способ на разных старых пластинках и оценивал результат при помощи микроскопа. Если пыли в канавках набито много и пыль слежавшаяся, многолетняя, то на дне грязь все равно остается. Также очень многое зависит от самого клея. Если взять клей известного немецкого производителя, разумеется, не поддельный, не просроченный и правильно хранившийся, то все более-менее неплохо. В остальных же случаях на пластинке могут оставаться как исходная грязь, так и следы самого клея. По-моему, метод опасный и не самый эффективный. Остается мыть. Тут есть два основных способа — вручную, защищая «яблоко» и отмачивая пластинку в воде, помывочных растворах и под струей воды, или можно воспользоваться специальной машинкой. Кстати, защищать «яблоко» диска совершенно необходимо в любом случае.
Сравнивая ручной и машинный способы, я также проверял результаты при помощи микроскопа. Обычно для мойки используются или покупные специальные растворы, или смесь этилового и изопропилового спиртов и дистиллированной воды в разных пропорциях. Я использую смесь по третям для первой мойки купленных пластинок, а для мойки текущей раз в пару лет исходный состав развожу дистиллятом еще на 30—40%. Нежелательно добавлять моющие средства, например те, которые используются для посуды. Проку от них немного, а споласкивать после этого пластинку нужно намного тщательнее. К спиртовой смеси можно подмешать, например, добавку Твин-20 — по нескольку капель на литр, но это в том случае, если есть возможности приобрести это вещество. В остальном же водно-спиртовой смеси вполне достаточно. Когда я говорю о помывочных машинках, то, конечно, имею в виду машинки с вакуумным насосом для удаления жидкости. На практике это наиболее эффективные приспособления, и результат получается наилучшим. Только особо загрязненные пластинки требуют какого-то предварительного замачивания или нескольких циклов мойки. Вручную теоретически можно тоже отмыть пластинку хорошо, но это очень сложно, а времени и сил для этого потребуется в разы больше, к тому же пары изопропилового спирта не особенно полезны для здоровья. У машинок есть один недостаток — цена. Если посмотреть на конструкцию, особенно изнутри, становится понятно, что стоимость должна быть намного меньше, в разы. Но с этим сложно что-то поделать. Многие мои знакомые решили эту проблему, покупая машинки в складчину, — на пять-шесть человек траты получаются сносными, ведь потребности мыть винил ежедневно обычно не возникает, а значит, когда это необходимо, прибор будет доступен каждому.
Комментарии
С последствиями неправильной мойки винила столкнулся лишь однажды. На купленном японском виниле со вторым альбомом Modern Talking были мыльные разводы весьма затруднявшие прослушивание. Но после мойки на специальной машине сия проблема была полностью устранена, звук теперь идеальный.
Вот здесь не понял: «Я использую смесь по третям для первой мойки купленных пластинок, а для мойки текущей раз в пару лет исходный состав развожу дистиллятом еще на 30—40%»
Для 1-й мойки старых пластинок соотношение понятно: 33% дистилированной, столько же этилового и столько же изопропилового. А для повторной, через пару лет? 20, 20 и 60%? И, кстати, подходит ли такая смесь для мытья цветного винила? У меня старенький Моцарт на красном виниле!
И что за вещество «ТВй-20»?
Для цветного по моим наблюдениям подходит все то же самое.
С последующими мойками нужно разбираться индивидуально. Я буквально несколько пластинок перемывал, из тех, что регулярно для тестов используются. И настроечные за свой жизненный цикл несколько раз моются. Остальное в массе своей, при правильном хранении и чистоте в комнате мойки не требовало.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Правильная чистка виниловых пластинок и средства ухода
Несмотря на то, что в наши дни виниловые пластинки принято считать анахронизмом и антикварной редкостью, существует немало любителей музыки и озвученных текстов, записанных именно на таких носителях. Но винил — материал очень хрупкий и нежный. Поэтому правильное хранение и чистка виниловых пластинок приобретают крайне важное значение для их сохранности и работоспособности.
Главные враги виниловых дисков
Лет 40−50 назад, когда винил переживал свой расцвет и такие пластинки были буквально в каждом доме, большинство людей прекрасно знали об их недостатках. Как и сейчас, главными врагами дисков тогда были:
Но если в последнем случае диск чаще всего отправлялся на помойку, поскольку его прослушивание становилось невозможно, то о том, как чистить виниловые пластинки от грязи и пыли, знал практически любой советский человек. Существует несколько проверенных способов, избавления от жирных пятен и глубоких загрязнений. Но грамотный уход за виниловыми пластинками в подавляющем большинстве случаев начинается с их мойки.
Как правильно мыть винил
Большинство пластинок на виниловой основе выпущены достаточно давно, а использовались они довольно активно (особенно во время торжественных застолий). Кроме того, далеко не все соблюдали правила их хранения, беря пальцами или ладонями обеих рук исключительно за гурт, а после прослушивания обязательно упаковывая в полиэтиленовый чехол и в бумажный пакет. Поэтому зачастую нынешние коллекционеры сталкиваются с поиском решения проблемы того, как мыть виниловые пластинки в домашних условиях и очищать их от грязи, исключив риск повреждения.
Одна из главных причин, по которым на пластинке из винила скапливается пыль и грязь — статическое электричество. Регулярное периодическое увлажнение рабочей поверхности позволяет на какое-то время избавиться от статики. А значит, свести к минимуму скапливание слипшейся пыли и грязи в бороздках — одной из главных проблем, приводящей пластинку в негодность и делая ее прослушивание невозможным. Помимо этого, тщательное промывание позволяет удалить жировые пятна и другие загрязнения.
Увлажнить винил можно несколькими способами:
Что касается последнего пункта, то рецепт раствора может быть различным. Многие смешивают изопропиловый и этиловый спирт с дистиллированной водой примерно в равных пропорциях. Кроме того, сегодня на рынке представлено немало разнообразных средств, обеспечивающих бережный и эффективный уход за виниловыми пластинками, имеющих различный химический состав. Правда, к их выбору следует подходить максимально взвешенно и осторожно — некоторые из них оказывают весьма агрессивное воздействие. Это особенно актуально для так называемых picture-пластинок, краска на которых может просто-напросто потечь.
А вот применять обычные бытовые средства для мойки и дезинфекции посуды специалисты и опытные коллекционеры настоятельно не рекомендуют. Слежавшуюся пыль в глубоких канавках такие средства удалить вряд ли смогут. В то же время для смывания большого количества образующейся пены потребуется много воды. А такие обильные водяные ванны винилу противопоказаны по определению.
Перед началом мойки необходимо обезопасить от попадания влаги центр пластинки, часто называемый среди меломанов «яблоком». В противном случае бумажная (как правило) этикетка легко может пойти пузырями, покоробиться, отклеиться, либо полностью потерять свой первоначальный внешний вид. Сделать это проще всего при помощи полиэтиленовой накладки, соответствующей размеру «яблока».
Лучше всего построить процесс мытья следующим образом:
После всех процедур, перечисленных выше, можно приступать к процессу непосредственного удаления грязи, впитавшегося жира и пятен.
Машинки для мытья и чистки
В помощь меломанам современная промышленность предлагает специальные приспособления, призванные автоматизировать и упростить уход за виниловыми пластинками, их мойку и чистку. Они различаются, главным образом, принципом действия и способом очистки и мытья. В комплект поставки большинства таких аппаратов входят самые разнообразные многокомпонентные моющие составы, смеси или растворы. Существует несколько разновидностей таких моющих машинок.
Ручные аппараты
Устройства подобного типа, как правило, представляют собой пластиковые емкости, заполняемые моющим составом или раствором. При помощи особого приспособления в ней закрепляется диск. Пластинку вращают рукой и при помощи специальных щеточек она достаточно эффективно очищается и от застарелой грязи, которая успела въесться достаточно глубоко, и от жирных пятен животного или растительного происхождения. Такая машинка стоит сравнительно недорого, но при этом позволяет достигать довольно высоких результатов.
Вакуумные устройства
Гораздо более сложные и дорогостоящие агрегаты, дающие взамен гарантию практически полного очищения пластинки от любых видов грязи. Взаимодействуя с загрязнением, чистящий раствор превращается в эмульсию, которая удаляется в специальный коллектор сильной всасывающей воздушной струей. Такие электровакуумные устройства, как правило, внешне напоминают обычный проигрыватель грампластинок. Только звуковоспроизводящую головку с иглой в них заменяет специальная трубка особой конструкции, снабженная щетками. Позволяет обработать значительное количество дисков за относительно короткий временной промежуток с высокой степенью эффективности.
Ультразвуковые приборы
Чистка ультразвуком также происходит с применением специальных чистящих составов и особых щеток. Ультразвуковой прибор генерирует особые акустические волны, заставляющие взрываться микроскопические пузырьки, образующиеся в чистящей смеси. Это обеспечивает эффективность воздействия на глубоко въевшуюся грязь и частицы жиров. Миллионы мини-взрывов разрушают грязевую структуру, скопившуюся в канавках винилового диска, какой бы плотности и глубины проникновения она ни достигала.
После этого пластинка подвергается процессу ускоренной сушке. Такие моечные машинки обладают наиболее высокой степенью эффективности, но и стоят достаточно дорого — их цена может превышать сумму в 600 долларов США.
Дополнительная чистка
С учетом того устойчивого роста популярности, которым отмечаются в последнее время виниловые пластинки, средства по уходу за ними пользуются неизменно высоким спросом. И перечисленными выше видами и реагентами сегодняшний рынок отнюдь не ограничивается, предлагая самые разнообразные решения. В дополнение к традиционным щеткам и специальным бархатистым подушечкам сейчас можно найти и особые роллеры, и реставрирующие смеси на жидкой основе, и особые составы, наносящие на рабочую поверхность микроскопическую пленку, и даже мини-пылесосы.
Кстати, насчет пылесосов. Для глубокой очистки загрязненного носителя информации вполне допускается использование самого обыкновенного бытового пылесоса. Для этого на всасывающий раструб надевается фланелевая тряпка с небольшой прорезью. Достаточно надежно закрепить ее можно при помощи вполне обыкновенных резинок для денег. Мощность работы пылесоса при чистке пластинок не должна быть максимальной, а фланель надежно оберегает диск от риска получения механических повреждений. Конечно, при использовании подобного метода чистки необходимо проявлять крайнюю осторожность.
Среди меломанов и коллекционеров не утихают довольно старые споры о том, насколько эффективен для чистки клеевой состав типа ПВА. Суть способа заключается в следующем. На место сильного загрязнения диска тонким и равномерным слоем наносится высококачественный клей. Ему дают какое-то время на высыхание, после чего образовавшаяся пленка удаляется с поверхности пластинки. А вместе с ней удаляется и прилипшая к клеевой пленке грязь.
Многие считают этот способ очистки простым и эффективным. Противники метода глубоко сомневаются в способности клея удалять глубоко въевшуюся грязь и настаивают на том, что компоненты клея негативно влияют на структуру винила.
Несколько советов по хранению
Для того чтобы не доводить виниловый диск до необходимости в трудоемком и рискованном процессе глубокой очистки, достаточно соблюдать несколько несложных рекомендаций:
Соблюдая эти нехитрые советы, можно значительно продлить жизнь даже достаточно старой пластинки из винила.
И она еще долгое время будет доставлять удовольствие и истинное наслаждение своему владельцу не только уникальным внешним видом, но и неповторимым звучанием. То есть, выполнять все те эстетические функции, которые так ценят меломаны, коллекционеры и поклонники виниловых носителей.
Чистая музыка: тест моющих средств для виниловых пластинок Analog Renaissance
За свою редакторскую жизнь какие только устройства и аксессуары для аудиотехники я не тестировал, но средства для мойки пластинок в мои руки попадают впервые. Конечно же, в моей практике ухода за пластинками довелось попробовать много чего, но тест писать — другая задача. Задача непростая, ведь нужно оценить свойства моющих составов на практике, причем так, чтобы результат был достоверным, а изложение — наглядным.
Само по себе появление на рынке средств для ухода за пластинками от Analog Renaissance меня очень порадовало — все-таки свое российское производство, цены ниже импортных аналогов. Однако согласитесь, так вот сразу по факту появления чего-то в продаже, доверие к этому продукту не возникает по умолчанию. Наоборот, у меня даже скепсис вызвал тот факт, что все составы в каталоге бесспиртовые, а я за много лет привык к спиртосодержащим жидкостям. Но это все же вопрос привычки, а не преимуществ того или иного вида.
Итак, на тест мне компания Analog Renaissance прислала три жидкости: Magic Groove Cleaner, Record Cleaning Liquid и Record Cleaning Liquid Concentrate и мат в придачу, о нем я расскажу в конце. Первое, что хочется знать — исходный «материал». Состав описан довольно абстрактно: фирменная смесь SYNTH2ON, которая представляет собой различные поверхностно-активные вещества, гидротропная добавка и очищенная вода. Для разбора с точки зрения химии информации мало, как и большинство производителей, Analog Renaissance не раскрывает подробную рецептуру. Впрочем мне попадались флаконы, на которых вообще ничего не было указано, разве что содержит или нет эта жидкость спирт.
Сначала следует прочесть рекомендации производителя, там есть несколько особенностей. Жидкости, согласно описанию, подходят для любого способа мойки: ручного или вакуумных и ультразвуковых чистящих машин. Составы, и это существенно, можно применять и для винила, и для шеллака. Напомню, что последний требует очень бережного отношения, вдобавок никакие спиртовые растворы использовать нельзя. Компания пишет, что жидкости хорошо смачиваются, справляются с разными загрязнениями и не оставляют следов — это все надо проверить на практике, ведь еще ни один производитель в мире не написал, что его составы моют так себе. Прежде чем перейти к практическим испытаниям стоит (и не в первый раз) вспомнить несколько важных моментов о мойке винила.
Четыре причины помыть пластинку
Первое и самое главное — винил нужно мыть. Особенно если хочется получить хороший звук, а также сохранить иглу и пластинку. Грязная пластинка всегда звучит хуже чистой. Грязь в канавках вносит свою «составляющую» в звук, причем влияние может быть очень заметным — все зависит от степени загрязнения и типа иглы. Понятно, что если вам нет никакой разницы, сколько раз что-то там щелкнет, да и тракт вы не настраивали и музыку слушаете по принципу «и так сойдет» — чистота дисков окажется делом десятым. Но владельцам качественных систем и фонотек с редкими и дорогими пластинками без мытья не обойтись уж точно.
Добавлю, что часто на вторичном рынке продаются пластинки, которые при первом прослушивании с трудом тянут на состояние VG, однако после хорошей мойки обнаруживается, что диск заслуживает вполне честный NM. То есть проблема была не в «запиленности» пластинки, а в ее загрязнении. Наконец, мойка в значительной степени снимает проблему статики, а она актуальна и для старых, и для новых пластинок. Статику тоже слышно, и подчас слышно очень хорошо.
Обычная пластинка, возрастом около 40 лет, никогда не мывшаяся, чистившаяся какой то среднестатистической щеточкой и хранившаяся в начавшем рассыпаться внутреннем бумажном конверте. Если оценивать по звуку — треска и щелчков примерно на VG+ или чуть-чуть лучшую оценку
Второй пункт — влияние грязи на износ. Бумажная пыль от конверта, набившаяся в канавки за несколько десятков лет, не самая страшная вещь, хотя на звук повлияет. А вот домашняя пыль в своем составе содержит не только бумагу — в ней есть песок. Даже если проигрыватель стоит в идеально чистом помещении, в малой степени, но проблема останется. Особенно если пластинка досталась с вторичного рынка со всеми имеющимися загрязнениями. Сложите у себя в голове нехитрую картинку: с одной стороны канавка, материя достаточно нежная, ногтем повредить можно, а с другой — алмазная игла (насколько это твердый материал известно всем). Если попробовать оценить, сколько времени нужно игле при небольшой нагрузке пройти на не самой страшной скорости по канавке чтобы износиться, то что получится? Получится предположение, что производители дают сроки износа по обычным среднезагрязненным пластинкам, однако время значительно сокращается, когда игла соприкасается с грязью, особенно «минеральной». И косвенно это подтверждается наблюдениями и теми владельцами, кто хорошо ухаживает за пластинками и трактом — действительно, у них сроки службы иглы головки оказываются в той или иной мере больше паспортных. Конечно же, при всем этом, износ самой пластинки не менее значим, особенно если речь идет о редких и дорогих изданиях.
Третий момент — новодельные пластинки тоже следует мыть. После прессовки могут остаться технические загрязнения, слышимые как «песочек». Он исчезнет после первой же мойки.
А четвертым пунктом должно стать ваше понимание, что уход за винилом не менее важен, чем точная настройка тонарма или подбор головки и других компонентов тракта. Причем важно все: мойка, обращение, чистка, выбор хороших конвертов, правильное хранение. Раз решили заняться винилом, то помните: формат капризный и не лишенный недостатков. И если уж хочется получить максимум звука, придется обращать внимание на всякие, казалось бы, мелочи.
Спирт или не спирт
В рамках этого теста я хочу также поднять вопрос о спиртосодержащих и бесспиртовых жидкостях. Хоть я всегда больше склонялся к использованию первых, это совсем не обязательно. Далеко не все загрязнения, что встречаются на пластинках, обязательно требуют спирта в качестве растворителя. К тому же, жидкости со значительной концентрацией спирта быстро испаряются — когда диск в процессе мойки потребуется немного «отмочить», раствор придется наносить дважды или трижды.
Наконец, мойка пластинок спиртосодержащей жидкостью, особенно с изопропиловым спиртом — то еще удовольствие. Запах в комнате стоит сильный, вдыхать эти пары, понятное дело, вредно. Лично у меня есть правило грязные пластинки «под иглу» не ставить, даже если очень хочется. Но и мыть их поодиночке нерационально. Чаще всего собирается 10-20 пластинок и моется за один раз. И даже при том, что мои домашние прекрасно понимают, что к чему и с пониманием относятся к моему увлечению, «банный день» я предпочитаю устраивать, когда никого нет дома, предварительно выдворив домашних питомцев из комнаты. От других виниловодов я наслышан историй о ссорах с женами и тещами, вплоть до отправки всего моечного запаса в канализацию… О проблемах с производством, продажей и пересылкой спиртосодержащих жидкостей даже вспоминать не хочется. В общем, спиртовые растворы — существенное неудобство.
Та же пластинка после мойки. Да, лучше всего было бы привести фото с намного большим увеличением, но технически это оказалось невозможным. Но это компенсировала оценка на слух — пластинка оказалась честные EX+ (с большим плюсом) или даже NM
Думаю, из всего вышесказанного вам стало понятно, почему бесспиртовые жидкости востребованы на рынке. Хорошо моющие бесспиртовые жидкости востребованы вдвойне. Ведь проблема в том, что среди бесспиртовых часто можно встретить нечто несуразное, скорее пачкающее, чем моющее.
Отмечу, что если пластинка не имеет особо сложных загрязнений, нормально отмыть ее можно жидкостью любого типа. Одинаково хороший результат можно получить и на моющей машинке, и при ручной мойке. Вопрос только в сложности, муторности и длительности процесса, а также в точном соблюдении всех технологий. Во времена, когда мне была доступна только ручная мойка, на помывку 15-ти пластинок я тратил примерно полтора-два часа, плюс полностью занятая ванна, несколько тазов, а потом еще пару часов на сушку. Машинка моет те же 15 пластинок намного быстрее, без особых усилий, да и результат гарантирован.
Исходные данные
Достаточно теории, пора переходить к практике и тесту продукции Analog Renaissance. Первый флакон — спрей Analog Renaissance Magic Groove Cleaner, предназначенный для «быстрого текущего ухода» за пластинками. В моем понимании, он подойдет для слабо загрязненных или уже помытых дисков. В комплекте со спреем прилагается хорошая по качеству салфетка из микрофибры. Поставляется спрей в емкостях объемом 250 мл. Использование подобных средств — скорее вопрос привычки, но если научиться ими правильно и аккуратно пользоваться — результат будет.
Второй флакон — Analog Renaissance Record Cleaning Liquid. Это готовая моющая жидкость для винила и шеллака для всех типов мойки. Объем — 500 мл. Вот она-то и станет первой и основной в процессе испытаний.
Моющая жидкость для винила Analog Renaissance Record Cleaning Liquid
Третий флакон — Record Cleaning Liquid Concentrate. Объемом — 100 мл, есть прозрачная шкала для дозировки. Это концентрат для приготовления раствора для мойки. Флакон разводится дистиллированной водой до получения 5 литров готового состава. Замечу, что вода желательна именно дистиллированная, лишенная каких-либо растворенных солей. Иначе они после сушки останутся на поверхности в виде осадка, кристаллов. Ни одна моечная машинка не убирает всю влагу, небольшие следы всегда остаются. Более того, просоленные щетки вакуумных машинок не пойдут на пользу делу.
Все растворы прозрачные, слегка мыльные, концентрат чуть менее прозрачен и гуще. Запаха растворы практически не имеют, при этом никаких отдушек в составе нет.
Судя по описанию в основе всех трех средств один и тот же концентрат (смесь SYNTH2ON), только разведенный в разных пропорциях. Раз так — то и начать нужно с обычной, рядовой готовой жидкости для мойки.
Концентрат моющей жидкости для винила Analog Renaissance Record Cleaning Liquid Concentrate
Для практических испытаний я подготовил с десяток пластинок в самом разном состоянии: несколько штук интересных, но очень пыльных изданий на Мелодии; старые, пощелкивающие, однако внешне «живые» Decca и Verve; пару японских пластинок, с виду сохранных, но помытых прежним владельцем чем-то слегка липким (возможно, составом для влажного проигрывания — сказать сложно, на конвертах нет ни малейшего следа, поэтому, я полагаю, что это результат неправильного ухода, а не пролитая газировка); и пару новодельных пластинок, внешне идеально чистых, но с изрядным, пусть и не громким, пощелкиванием.
В качестве моечной машинки в тесте работала Okki Nokki RCM ll — одна из наиболее часто встречающихся машинок — простая, удобная и надежная.
Эксперименты
Сразу лить раствор я не стал, а сначала проделал пару простых экспериментов — их каждый может повторить у себя дома без негативных последствий. Первым мне под руку попался планшет со следами пальцев на экране — а как иначе? Попробовал протереть экран обычной салфеткой, смоченной Analog Renaissance Record Cleaning Liquid. Оттер все следы неожиданно быстро и легко. Обычно это действие требует больше усилий.
Следы, остающиеся на стекле после высыхания жидкостей. Слева — Analog Renaissance Record Cleaning Liquid, посередине — дистиллированная вода (как видно, не самого лучшего качества, поэтому не всегда стоит доверять тому, что продается в автомагазинах), справа — обычная вода из под крана
Следующий тест я провел, опять же, на экране подопытного планшета. Смочил три салфетки: одну водой из-под крана, вторую — дистиллированной водой, а третью — моющей жидкостью. Поставил на стекле несколько клякс и оставил высыхать. Обычная вода оставила заметные следы, которые одним движением салфетки не стереть. Дистиллированная вода у меня была разная, и лабораторная и из автомагазина. Последняя оказалась не очень качественной, и следы были заметны. Эту возможную разницу тоже полезно взять на заметку. Моющий раствор для пластинок сколько-нибудь заметных следов не оставили. Это хороший результат, значит раствор моет бесследно.
Для убежденных сторонников спиртовых жидкостей с добавлением моющих компонентов я провел еще один тест. Смешал 2 мл моющий жидкости и 2 мл изопропилового спирта, так же поступил и с концентратом. В обоих случаях — никаких хлопьев и осадка не было даже после трех дней «настаивания». Забегая вперед скажу, что добавлять жидкости от Analog Renaissance уж точно лучше, чем средства для мытья посуды или детский шампунь (такие советы встречаются на форумах), они явно хуже смываются и оставляют стойкий химический запах.
Мойка
И вот я приступил к мойке обозначенных выше пластинок. Большинство дисков удалось отмыть с первого раза и по самой обычной методике: нанес на пластинку щеточкой, подождал 10 секунд, включил насос, по два-три оборота пластинки в каждую сторону — и все готово. Пару пластинок пришлось помыть дважды, дав раствору постоять несколько минут, прежде чем удалять его насосом.
Хороший результат подтвердился прослушиванием и осмотром под большим увеличением (осматривал до и после, отмечал контрольные сектора относительно положения яблока). Неудачной оказалась только одна попытка с новодельной пластинкой, однако помыв ее другими средствами, включая спиртовые, я пришел к выводу, что дело в производственном дефекте самого диска, а не в его загрязнении.
Сам процесс мойки получился будничный — ничего феноменального я не отметил. Моющий состав работает, а большего от него и не требуется. Отмечу лишь, что случайно упавшая на яблоко пластинки капля раствора повредит пластинку с меньшей вероятностью, чем если бы мы взяли спиртовую жидкость.
Концентрат Analog Renaissance Record Cleaning Liquid Concentrate я не стал разводить в полном объеме на 4,9 литра дистиллированной воды — столько мне было не нужно. Не стал и выверять объем по шкале, а просто отмерил нужное количество концентрата шприцем и развел на 0,5 литра воды. Внешне я не заметил разницы между готовой жидкостью и концентратом.
Прозрачная шкала для дозировки концентрата Analog Renaissance Record Cleaning Liquid Concentrate
Кстати, я бы не стал буквально следовать рекомендациям производителя к этому концентрату. Компания пишет, что полученных 5 литров хватит на помывку 200 пластинок. По моей практике, если не нужно большую долю загрязненных дисков мыть дважды, а также использовать раствор аккуратно (но не экономить), объема флакона хватит и на большее количество дисков.
И еще одна деталь в описании, которая вызвала у меня вопросы — совет использовать неразбавленный концентрат в особых случаях сильного загрязнения. Начнем с того, что неразбавленный концентрат плохо убирается с пластинки и щеточки на машине становятся явно намыленными. Возможно, чистый концентрат имеет смысл нанести на особо проблемные участки, а потом убрать его салфеткой, которую предварительно помакнуть дистиллированной водой. И после этого мыть пластинку обычным способом. У меня не нашлось дисков, испачканных кетчупом двадцать лет назад, чтобы попробовать это действие. Но даже и если бы нашлись, я бы предпочел сначала размочить грязь мыльно-спиртовым раствором, убрать все следы, и затем мыть пластинку как обычно. Потому что с такими загрязнениями ни концентрат, ни вакуумная машинка не справятся.
Спрей Analog Renaissance Magic Groove Cleaner в мою идеологию ухода за винилом, честно скажу, не очень-то вписывается, но это все же вопрос привычки. Хотя я никогда бы не стал опрыскивать что-либо на проигрывателе. Впрочем, если абстрагироваться от методики нанесения, может быть и не вредно иногда пройтись влажной салфеткой из микрофибры по пластинке, собрать пыль и снять статику. Но этот метод совершенно точно подходит только для поддержания чистоты — никакую грязь из глубины канавки так не убрать.
Средства для чистки игл Analog Renaissance Stylus Cleaning Liquid в тестовом комплекте не было, поэтому мне сказать о нем нечего. Зато компания приложила единственный аксессуар, который она выпускает — Analog Renaissance Cleaning Work Mat. И он заинтересовал меня ничуть не меньше жидкостей.
На квадратный силиконовый мат нанесены круговые выступы, предназначенные для фиксации пластинок (без защелкивания, разумеется). Рассчитан он на 12-дюймовые диски, для 10 и 7 дюймов окантовок не предусмотрено — это технически невозможно. Кроме пластинки в центр мата можно поместить CD или DVD диск. Основное предназначение — протереть на чистой (мат легко моется) и не травмирующей поверхности пластинку или диск. Почистить, при помощи спрея Analog Renaissance Magic Groove Cleaner, или при помощи щеточки. Подобные маты мне ранее встречались, но только по принципу назначения. Например, коврик-мат от Analogue Studio на практике гораздо менее удобен в использовании.
Если говорить об использовании спреев, то мат действительно нужен — можно почистить пластинку в любом удобном месте, а не на диске проигрывателя, а сам мат потом ополоснуть. В случае со щеточками смысл тоже есть. На многих современных проигрывателях пластинка на диске даже от щеточки начинает проскальзывать, а клэмпы есть не у всех. В общем, с поправкой на отсутствие вращения, чистка щеткой может оказаться эффективной и удобной.
Помимо всего вышеописанного я нашел этому мату еще несколько применений. Надо изучить под лупой дефект пластинки, разглядеть матричный номер, прочитать-переписать что-то с яблока или сравнить некоторые признаки пластинки с картинками из сети — все это удобнее делать на чистой и безопасной поверхности. Мат для этих целей идеально подходит.
Наконец, фотографировать пластинки на этом мате очень удобно. Его можно разместить на наклонной поверхности — и сам он никуда не соскользнет, и пластинка не съедет. Единственный малозначительный, но все же недостаток — в комплекте к мату не помешал бы жесткий конверт для хранения. Штатная пленочная упаковка подходит скорее для транспортировки и продажи, но не для домашнего хранения с регулярным использованием, при том, что важно содержать этот инструмент в чистоте.