Как и чему учили школы в средние века
Школы в Средневековье
В Средневековье детство заканчивалось уже в семь лет. В этом возрасте дети начинали принимать участие в ремесленном производстве и становились подмастерьями, работникам и служанками. Семилетние сироты должны были с этого возраста обеспечивать себя самостоятельно. Только девочки, если их родители были не слишком бедными, могли остаться дома и готовиться к роли будущей жены и хозяйки.
В деревнях школы были общественными, с элементарной учебной программой, в основе которой лежала Библия. В городах в 15 веке существовало три разновидности школ. Прежде всего, духовные школы при соборах и монастырях, где обучали будущее духовенство. Кроме того, в монастырских школах давали и светское образование. Основными предметами были грамматика, риторика, музыка, геометрия, арифметика, астрономия и религия.
Альтернативой этим школам были так называемые латинские школы, куда принимали только мальчиков. Здесь все предметы преподавали только на латыни. Даже личные беседы ученики, под угрозой штрафа, должны были вести только на латинском языке. Такие школы находились в ведомстве городского совета, который брал на себя заботы о школе и об учителях. Учителями были духовные лица или обычнык люди, чьи знания не проверяли.
Третьей опцией были письменные и счетные школы. В таких учреждениях учились обычно дети купцов, там также предполаглось трех- или четырехлетнее обучение для девочек.
«Чертов колодец» на церкви Св. Лаврентия, Нюрнберг. Черт уносит школьника, внизу изображены книга и таблица для письма.
В школу дети начинали ходить с шестилетнего возраста. Родители пытались подсластить первое время за партой при помощи бубликов, изюма, фиг, миндаля, которые давали с собой.
Занятия длились, в зависимости от длины светового дня, до 12 часов. Летом уроки начинались в пять часов утра и заканчивались в пять вечера.
Кроме учителей, в школах работали многочисленные помощники. Дети были разделены на группы, перевод из одной группы в другую проходил четыре раза в год. Школьники, как и учителя, обязаны были не только присутствовать в школе, но и на церковных службах.
Телесные наказания были частью обучения. Детей не только щедро секли розгами, но и заставляли часами стоять на коленях на горохе, у позорного столба, носить тяжелые бревна, пить грязную воду или есть из собачьей миски.
Мартин Лютер так вспоминает свои школьные годы:
Школьный управитель достает из ведра с водой розги, бьет и хлещет бедного шалопая по заду; тот орет так, что его слышно через три дома, пока не появляются волдыри и не течет кровь. Многие управители такие злобные дьяволы, что обвивают розги проволокой, переворачивают розгу и бьют толстым концом. Еще наматывают волосы вокруг трости, и так бьют и таскают детей, что даже камни молят о пощаде».
Speculum humane vite. Аугсбург, 1488
Иногда школьников даже калечили побоями. Но, как писал Абеляр в 12 веке: «Кто жалеет розог, ненавидит своего сына».
Розги следовало всегда держать на виду: обычно они висели на стене.
В этом возрасте дети склонны более ко злу, чем к добру, поэтому следует держать их в узде. Используй возможность наказывать маленьких детей, но не усердствуй слишком. Частые, но не сильные наказания полезны маленьким детям. Удваивай наказание, если они отрицают свою вину, оправдываются или избегают наказания. И так следует поступать не только до трех, четырех или пяти лет, но, если необходимо, до двадцати пяти»,
— писал монах Джованни Доминичи в 15 веке.
Впрочем, были и гуманисты. Другой итальянец, поэт 15 века Гуарино да Верона утверждал:
К сожалению, его слова до середины 20 века не имели успеха.
В отличие от мальчиков, девочки, если они не происходили из знатных семейств, не получали интеллектуального образования. Купец Паоло да Чертальдо в 14 веке хорошо сформулировал мнение своих современников
Позаботься о том, чтобы мальчик в шесть или в семь лет научился читать. Если речь идет о девочке, отправь ее на кухню, а не усаживай за книги. Девочкам не нужно уметь читать, если ты не хочешь, чтобы она стала монахиней».
Мария Магдалина с книгой, 1435
Впрочем, к 15 веку ситуация изменилась. От девочек тоже ожидали, что к определенному возрасту они будут уметь читать и писать. Знаменитый нюрнбергский юрист и дипломат Кристоф Шойрль взял на воспитание семилетнюю девочку Анну. Когда она к тринадцати годам все еще не умела «молиться, читать и ткать», Шойрль отдал ее в другую семью, потому что больше ничем не мог помочь ей.
Особенно женщины из купеческих семей должны были уметь читать и писать, поскольку они часто вели деловую перепиcку и контролировали денежный оборот. Для повседневных дел знание грамоты тоже было необходимо: чтобы записывать покупки и расходы.
Владение арифметикой в 16 веке помогло Сабине Вельзерин при ее громком бракоразводном процессе с нюрнбергским купцом Линхардом Хирсфогелем: она самостоятельно вычислила и предоставила суду сумму, которую должен был выплатить ей бывший супруг.
Женщины нередко владели личными библиотеками: сначала рукописными, затем печатными.
Женщинам разрешалось преподавать в школах, но только младшим детям или исключительно девочкам. Вход в университет или в латинскую школу был для девушек закрыт.
ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ШКОЛЕ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ШКОЛЕ.
Сравнительная таблица обучения в школах Византии и Западной Европы
Византия: язык греческий
Девиз школы: « Учитель не щади своих учеников за ошибки; «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души»».
Девиз школы «Читай много и узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз прочтя книгу, обретешь знание, от Бога поймешь ее. А чего не знаешь, спроси у знающих и не гордись. Крайне важно изучать и понимать природу вещей и поступать должным образом».
Высокая культура домашнего воспитания – характерная черта византийской жизни. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, если грамотными были их родители.
Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.
В Византии не существовало социальных ограничений на получение образования, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться.
Писали на восковой дощечке, а затем на пергаменте.
В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: приходские школы, монастырские школы, епископальные (кафедральные)
Основная цель всех типов школ состояла в подготовке священнослужителей.
В монастырских школах на первоначальном этапе учили 3 года:
Заучивали молитвы и религиозные песнопения
Учили латинский алфавит
Читали молитвы и тексты на латинском
Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств 12-13 лет.
Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например, «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь, … Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.
Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников.
Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита для церковных песнопений.
Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.
Геометрия- наука, изучающая закономерности плоских объектов в пространстве.
Грамматика – наука, которая изучает изменение слов и сочетание их в предложении.
Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников.
Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита для церковных песнопений.
Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.
Геометрия-наука, изучающая закономерности плоских объектов в пространстве.
Писали на бумаге гусиным пером
На первой ступени обучения – в школах грамоты – дети получали элементарное образование. Курс обучения, как правило, длился 2–3 года, а дети начинали учиться с 5–7-летнего возраста. С 7-10 лет.
Элементарные школы для большинства детей были первой и последней ступенью организованного обучения.
Однако в методике обучения грамоте сохранилась практика предшествующей эпохи: учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным произношением написанного вслух, «хором». Сначала школьники запоминали буквы, затем слоги во всем их разнообразии и лишь после этого приступали к чтению целых слов и предложений. Господствовала методика заучивания текстов наизусть.
Опора в обучении на память была в то время оправданной по той причине, что язык школы и книги отличался от разговорного греческого языка. В школьном обучении использовались традиционные учебные тексты античных школ (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых.
В обучении счету изменений практически не было: сначала счет на пальцах, затем использовались камушки, потом – счетная доска – абак.
У начального образования отсутствовала физическая подготовка детей, а музыка заменялась церковным пением.
Школа грамматиста. 10-16 лет (5-6 лет)
В Византии считалось, что каждый образованный «ромей», как сами себя называли византийцы, должен владеть «эллинской наукой», открывающей путь к высшей философии – богословию. Большее внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике и поэтике.
Поэтика – наука, изучающая законы литературы, построения поэтических произведений и сами произведения.
Грамматика – наука, которая изучает изменение слов и сочетание их в предложении.
«Математическую четверицу» – арифметику, геометрию, музыку, астрономию – в Византии изучали немногие. Цель обучения в конечном счете состояла в формировании у юношества общей культуры и красноречия, развития мышления. Важным средством обучения считалось состязание школьников друг с другом в толковании текстов и риторике.
Методика обучения в повышенных школах была традиционной: учитель читал, давал толкование, задавал учащимся вопросы, отвечал на вопросы учеников, организовывал дискуссии. Школьное обучение имело своей целью научить детей активному владению речью, развить у них умение пересказывать, цитировать на память тексты, давать описания, импровизировать. Ученики составляли речи, комментарии к текстам, давали описания памятников искусства, импровизировали на произвольную тему и пр.
Овладение искусством толкования требовало от учеников достаточно широких знаний в области античной и библейской истории, географии, мифологии и т.д. В итоге окончившие школу должны были достаточно хорошо знать содержание «Илиады» Гомера, произведений Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, а также Библии, сочинений «отцов церкви» – Августина, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и др.
Дидаскал с помощью старшего ученика в конце учебной недели проверял знания учащихся. Неуспехи в учебе и нарушение дисциплины по эллинистической традиции наказывались розгами.
После сравнения основных характеристик обучения детям предлагается задание: создать собственное расписание, выбрав ту школу, которая им ближе по духу.
Средневековая школа: чему она учила?
Где и какие знания получал простой европеец эпохи Средневековья?
Кто наставит на путь истины? Образование и культура Средневековья
Существование человека не всегда предполагало наличие высокого уровня образования. Не обязательно было читать и толковать «Логику» Аристотеля чтобы выжить в Средневековой Европе. Но с развитием общественных отношений и расширением круга взаимодействий, человек видит потребность в новых средствах коммуникации. Нужен понятный всем язык. Устная традиция обмена информации была в приоритете, но этого было недостаточно: деньги сами себя не посчитают, а священные тексты не раскроют основную идею самостоятельно. Простому человеку нужен помощник.
Главный «специалист» — это, конечно же, клирик. Он — хозяин знаний на самом низком бытовом уровне. Не владеющий навыками чтения и письма крестьянин полагался на толкование священнослужителя, который и сам, читая Евангелие или Псалмы, далеко не всегда знал латынь в совершенстве и мог неверно передавать значения высказываний христианских святых. Иногда клирики брались объяснять те или иные действия власти и напоминали пастве о местных традициях.
Уровень знаний простолюдинов начал расти в городской среде Позднего Средневековья. Книжная культура постепенно выходила на авансцену общественной жизни: она дала серьёзный толчок, войдя в повседневность горожан в виде небольших сборников-«руководств», иногда с иллюстрациями. Но доставалась подобная продукция меньшинству: бюргерство и городские патриции могли читать литературу в основном на местных языках и наречиях. XV столетие стало апогеем роста уровня культурного развития. А труд первопечатника Иоганна Гуттенберга ускорил этот процесс.
Где и чему научат в эпоху Средневековья?
Центр культурного развития человека из народа — школа. Наследница античности, которая закладывала основы, элементарные знания. Но в Средние века она была почти полностью подчинена церкви. Город, как важный элемент общественной жизни эпохи, также взял на себя роль образовательного «плацдарма»: открываются «муниципальные» бюргерские школы.
Античная традиция образования до VII века была определяющей в таких регионах как Галлия, Испания и Италия. Миряне, светские воспитатели — вот кто нёс свои знания в массы. С ростом авторитета церкви, монастыри взялись за набор обучающихся — детей и взрослых в большинстве своем из знатных семейств. Чёрное духовенство Ирландии, Англии и Италии постепенно вытесняли «римских педагогов».
«Отец Европы» Карл Великий, своим капитулярием 789 года, обязал клириков открыть школы в каждом приходе для бедных и обездоленных детей в возрасте с 7 до 12 лет. Но приказ будущего императора Запада не имел, прямо скажем, практического эффекта. На местах всё оставалось по-прежнему. Образование окончательно попало в руки клира.
Простые семьи могли отдавать своих чад мужского пола в руки сельского кюре или пастора. Если же они жили в городе — учителем был магистр, который был назначен самим епископом.
В специальном помещении собиралась небольшая группа учеников (10−15 человек) и их наставник. На начальном этапе это были занятия, целью которых являлось обучение чтению, письму и слову божьему. Знания учителя подвергались сомнениям родителей учеников, занятия походили скорее на время в группе продлённого дня. Мальчишки болтали, играли в кости или в мяч, а строгий наставник при случае с удовольствием лупил их палкой. Впрочем, ничего нового.
Конечно, уровень подачи материала рос. От простых поучений монахов к работе более квалифицированных кадров стали переходить неспешно. В X и XI веках ситуация не сильно отличалась от предшествующих столетий. Но к исходу XII века уровень обучения значительно возрос. Школа стала центром интеллектуальной жизни, а её «ректоры» были популярными и авторитетными людьми в народе. К тому же появилась относительно стройная структура образования.
Обучение «искусствам» — римская традиция, которая была возрождена на рубеже V-VI веков «последними римлянами» Северином Боэцием и Флавием Кассиодором, трудившихся в остготстком королевстве. Фактически, двое интеллектуалов из Италии создали модель школы, которая работала веками. Церковь с удовольствием использовала подобный формат. Сам институт образования в Cредневековье давал почву для любой работы со священным текстом. Начинать следовало с освоения тривиума — грамматики, риторики и диалектики. Иными словами — научить человека писать, читать, спорить, правильно формулировать свои мысли. Существовало несколько составных частей обучения искусствам. Процесс компиляции полученных знаний (quaestio), принятия их сути (sententia), критика и комментарии (disputatio). Своего рода, тривиум был формой знакомства с комплексом наук, но под «идеологическим» соусом. Всё-таки церковь управляла протеканием образовательного процесса: подозрение в ереси сомнительных знаний никто не отменял.
Более серьёзный уровень, основанный на схоластике — квадривиум. Четыре искусства — музыка, геометрия, арифметика, астрономия. Для человека, желающего служить благому делу, было необходимо изучать гармонии и нотный стан, ведь считалось, что музыка управляет людьми. Геометрия и арифметика важна в строительстве, но зачастую практика на стройплощадке учила быстрее и эффективнее. Астрономия ограничивалась лишь наблюдениями за небесными телами и изучением церковного календаря.
Чему учила средневековая школа?
Где и какие знания получал простой европеец эпохи Средневековья?
Кто наставит на путь истины?
Существование человека не всегда предполагало наличие высокого уровня образования. Не обязательно было читать и толковать «Логику» Аристотеля чтобы выжить в Средневековой Европе. Но с развитием общественных отношений и расширением круга взаимодействий, человек видит потребность в новых средствах коммуникации. Нужен понятный всем язык. Устная традиция обмена информации была в приоритете, но этого было недостаточно: деньги сами себя не посчитают, а священные тексты не раскроют основную идею самостоятельно. Простому человеку нужен помощник.
Главный «специалист» – это, конечно же, клирик. Он – хозяин знаний на самом низком бытовом уровне. Не владеющий навыками чтения и письма крестьянин полагался на толкование священнослужителя, который и сам, читая Евангелие или Псалмы, далеко не всегда знал латынь в совершенстве и мог неверно передавать значения высказываний христианских святых. Иногда клирики брались объяснять те или иные действия власти и напоминали пастве о местных традициях.
Уровень знаний простолюдинов начал расти в городской среде Позднего Средневековья. Книжная культура постепенно выходила на авансцену общественной жизни: она дала серьёзный толчок, войдя в повседневность горожан в виде небольших сборников-«руководств», иногда с иллюстрациями. Но доставалась подобная продукция меньшинству: бюргерство и городские патриции могли читать литературу в основном на местных языках и наречиях. XV столетие стало апогеем роста уровня культурного развития. А труд первопечатника Иоганна Гуттенберга ускорил этот процесс.
Центр культурного развития человека из народа – школа. Наследница античности, которая закладывала основы, элементарные знания. Но в Средние века она была почти полностью подчинена церкви. Город, как важный элемент общественной жизни эпохи, также взял на себя роль образовательного «плацдарма»: открываются «муниципальные» бюргерские школы.
Античная традиция образования до VII века была определяющей в таких регионах как Галлия, Испания и Италия. Миряне, светские воспитатели – вот кто нёс свои знания в массы. С ростом авторитета церкви, монастыри взялись за набор обучающихся – детей и взрослых в большинстве своем из знатных семейств. Чёрное духовенство Ирландии, Англии и Италии постепенно вытесняли «римских педагогов».
«Отец Европы» Карл Великий, своим капитулярием 789 года, обязал клириков открыть школы в каждом приходе для бедных и обездоленных детей в возрасте с 7 до 12 лет. Но приказ будущего императора Запада не имел, прямо скажем, практического эффекта. На местах всё оставалось по-прежнему. Образование окончательно попало в руки клира.
Простые семьи могли отдавать своих чад мужского пола в руки сельского кюре или пастора. Если же они жили в городе – учителем был магистр, который был назначен самим епископом.
В специальном помещении собиралась небольшая группа учеников (10-15 человек) и их наставник. На начальном этапе это были занятия, целью которых являлось обучение чтению, письму и слову божьему. Знания учителя подвергались сомнениям родителей учеников, занятия походили скорее на время в группе продлённого дня. Мальчишки болтали, играли в кости или в мяч, а строгий наставник при случае с удовольствием лупил их палкой. Впрочем, ничего нового.
В средневековой школе
К сожалению, формат поста ограничен. Смотреть диафильм полностью можно по ссылке:
Диафильмы
86 постов 591 подписчик
Правила сообщества
Все просто и логично. Диафильмы. Ничего кроме диафильмов. =) давайте собирать/оцифровывать/выкладывать их тут)
Спасибо за понимание.
Сюжет этого диафильма меня захватил покруче мнгоих современных блокбастеров
Даже не знаю, что и думать
Жаль весь диафильм не влез, там дальше разборка тарантиновская прямо
Как же всё-таки везёт современным людям, что образование стало так доступно. Даже слишком. В том смысле, что многие считают, что их обязаны образовывать, а им в это время можно всё, что угодно творить.
Хороший диафильм, был у нас такой, а может и есть. Лень коробки проверять. Но на практике я это от бати проверил, учёба на раз два выправилась
Там по ссылке еще есть диафильм про средневековый университет. Продолжение этого. Очень интересно.
По ссылке у меня не открывается диафильм:(
О прошлом
Вот так сегодня утром московские дворники вызывали СССР на станции «Филатов луг».
5 декабря 1941 начало контрнаступления под Москвой
Красная Армия отстояла Москву. 5 декабря по плану началось контрнаступление советских войск. Враг не сумел достичь своей главной цели блицкрига — уничтожить РККА до наступления зимы и взять Ленинград и Москву.
С конца октября по декабрь РККА совершила, казалось, невозможное: был укреплен фронт и подтянулись из глубины страны свежие дивизии и техника. Начинать контрнаступление под Москвой советское командования проталкивали обстоятельства.
Захват танковой группой Гудериана района Московского угольного бассейна под Калугой и Сталиногорском (сегодня Новомосковск) был также огромной проблемой. Это снабжение и обеспечение электростанций и паровозов, а после потери Донбасса топлива не хватало не только немцам.
Перед контрнаступлением в состав Западного фронта были переданы три армии: 1-я ударная, 20-я и 10-я, 9 стрелковых и 2 кавалерийские дивизии, 8 стрелковых, 6 танковых бригад и большое количество специальных частей. Они все были брошены на самые трудные участки фронта. Но все-таки, надо понимать, что бойцы трёх армий были ещё необстрелянные.
Калининский фронт и правое крыло Юго-Западного фронта также получили свежее пополнение. Авиационные соединения фронтов были усилены частями Московского военного округа, 6-го истребительного корпуса ПВО и дальней бомбардировочной авиации из резерва Командования.
Немецкая воздушная разведка видела перемещения в тылу РККА ночных проездов, машин и танков. Выводов правильных, однако, немецкое командование не сделало. И мороз и холода тут не при чем.
Контрнаступление под Москвой представляло собой несколько наступательных операций проходивших с 5 декабря 1941 года по 20 апреля 1942. Первый этап начался 5 декабря 1941 года, а закончился 7 января 1942 года. С 7 января стартовал второй этап наступления. Закончится он 30 марта 1942 года.
К началу декабрьского наступления войска РККА насчитывали уже более 1,1 млн. человек, 7652 орудий и миномётов, 415 установок реактивной артиллерии, 774 танка (в том числе 222 тяжёлых и средних) и 1000 самолётов. В немецкой группе армий «Центр» было 1,7 млн. человек, около 13 500 орудий и миномётов, 1170 танков и 615 самолётов.
По другим оценкам преимущество у РККА в численности было, но очень незначительное, по личному составу примерно 1,1:1, в лучшем случае 1,2:1. Однако группы прорыва советской армии должны были ударить в слабые немецкие фланги. Там и были правильно сконцентрированы основные силы. На этих участках численный перевес был трехкратным или даже где-то пятикратным.
Сводки с фронта за 3 декабря 1941 года
3 декабря 1941 ТУЛА ПОЧТИ ОКРУЖЕНА
3 декабря немцы продолжалм наступление на Тулу. Танковые части вермахта стремились соединиться севернее Тулы с частями 43-го армейского корпуса. 4-я танковая дивизия перерезала железную дорогу Серпухов—Тула.Начал наступление 43-й армейский корпус, потеснив части 258-й стрелковой дивизии РККА.
Передовые части немцев овладев населенными пунктами Клейменово, Кострово и Малахово, вышли на шоссе Москва — Тула. Положение в районе Тулы сложилось тяжелое. В приказе Военного Совета 50-й армии от 3 декабря указывалось, что «наступили решительные дни борьбы за Тулу».
Контратаковали также части 154-й и 413-й стрелковых дивизий, 31-я кавдивизия усилила свои действия по тылам противника, находившегося южнее Каширы.
О боях под Каширой командир 1-й гвардейской кавалерийской дивизии генерал Павел Белов потом писал так:
«… Интересно, что после войны немецкие генералы пытались оправдать свое поражение под Москвой плохой погодой и численным превосходством советских войск. Но погода была тогда одинаковой и для нас и для немцев. Фашисты, как обороняющаяся сторона, имели в этом смысле даже ряд преимуществ: они сидели в населенных пунктах, стреляя из окон и подвалов, спали в домах, имея возможность согреться. Отступая, немцы сжигали деревни. И наши красноармейцы и командиры по нескольку суток оставались на морозе, в открытом поле.
Данные о соотношении сил под Москвой были опубликованы, я не стану повторять их. Скажу о своем участке. По численному составу силы сторон во время боев под Мордвесом были примерно равны. Но гитлеровцы превосходили нас по количеству орудий и минометов, имели гораздо больше танков. И все-таки наступали и удерживали инициативу в своих руках мы…»
Чуть не поймали Гудериана
Командующий 2-й танковой группой Гейнц Гудериан:
«Наступление продолжалось и 3 декабря в условиях сильного снегопада и ветра. Дороги заледенели, передвижение было затруднено, 4-я танковая дивизия подорвала железнодорожную линию Тула — Москва и, наконец, достигла шоссе Тула-Серпухов. Этим, однако, наступательная сила дивизии была исчерпана, а все запасы горючего израсходованы. Противник отошел на север. Положение оставалось напряженным.
3 декабря я отправился в Грязново, в 43-й армейский корпус для того, чтобы лично ознакомиться с боеспособностью его соединений…
…Обратная поездка тянулась бесконечно долго и была опасной из-за поднявшейся вьюги и обледенелых склонов. В конце концов мой командирский танк попал в овраг, из которого он в темноте никак не мог выбраться. К счастью, по другую сторону оврага я встретил машину связи штаба группы, которая и доставила меня в ту же ночь в Ясную Поляну».
Секретарь Тульского обкома и горкома ВКП(б), председатель городского комитета обороны Василий Жаворонков потом вспоминал об этом эпизоде:
«Незадолго до описываемого немцем счастливого для него момента, разведчики доложили мне, что в овраге под Тулой кто-то возится на танке. Туда немедленно была выслана стрелковая рота, которая опоздала буквально на считанные минуты. Когда наши бойцы вышли к брошенному немецким командующим танку, мотор машины был еще теплым».
3 декабря 1941 ИТОГИ ДНЯ НА ФРОНТЕ
1-я ударная армия Кузнецова и 20-я армия Власова выбили немцев из населённых пунктов Ольгово (9 километров западнее Яхромы) и Озерецкое (5 километров севернее Красной Поляны).
8-я гвардейская панфиловская дивизия 16-й армии Рокосовскоого вела ожесточённый бой за Крюково (22 км до Москвы ), станция несколько раз переходила из рук в руки.
Группа армий «Центр»
Ближе всего к Москве подошли мотоциклисты 62-го сапёрного батальона — они «заскочили» в район Химки, (примерно 18 км до Москвы.
В течение 3 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
За 2 декабря уничтожено 58 немецких самолётов. Наши потери—17 самолётов.
За 2 декабря нашей авиацией уничтожено и выведено из строя 154 немецких танка, 1.114 автомашин с войсками и грузами, 50 нолевых и зенитных орудий, 15 автоцистерн с горючим, 254 подводы с грузом, истреблено п рассеяно много вражеской пехоты.
На одном из участков Западного фронта артиллеристы части тов. Гетмана в последнем бою уничтолшли 9 танков, 3 бронемашины немцев и истребили большое количество солдат и офицеров противника.
Время съемки: декабрь 1941
Женщина обнимает советского бойца после освобождения своего села в период советского контрнаступления под Москвой. Снимок сделан в деревне Юшково Наро-Фоминского района Московской области. Авторское название фотографии: «В освобожденном селе».
Из газеты «Комсомольская правда» №287(5073) от 06 декабря 1941 г.: «В числе красноармейцев, вступивших в отбитую у фашистов деревню Юшково, был красноармеец Михаил Коломейцев, бывший колхозник этой деревни. Как родного сына, встретила его колхозница Ксения Васильевна Федотова. Она рассказала ему о зверской расправе фашистов, учиненной над ее мужем, заместителем председателя колхоза, другом М. Коломейцева.»
На наро-фоминском направлении в первых числах декабря на этом направлении в боевых действиях могли участвовать пограничники единственной части — 16-го пограничного полка войск НКВД по охране тыла Западного фронта. Именно подразделения этого полка оказались одним из первых резервов, задействованных в ликвидации прорыва 1-2 декабря немецких частей к Минскому шоссе, в том числе в боях за деревню Юшково. О событиях 1-3 декабря на наро-фоминском направлении идет речь в работе Алексея Исаева, подробнее — здесь, здесь и здесь, в ЖБД 33-й армии (стр. 102-121), наградных листах л/с 16-го погранполка (приказ Военного совета Западного фронта № 411 от 19.12.1941). В ночь со 2 на 3 декабря сводная рота пограничников под командованием заместителя командира 2-го стрелкового батальона 16-го пограничного полка капитана Д. Дженчураева во взаимодействиями с подразделениями 20-й танковой бригады атаковала противника в д. Юшково и в 22.30 03.12.41 г. выбила его из деревни.
У братской могилы воинов, в том числе и пограничников, погибших при освобождении Юшково, регулярно проводят памятные мероприятия курсанты и офицеры пограничного училища, с 1972 года располагающегося в Голицыно между Минским и Можайским шоссе, куда в декабре 41-го не дали прорваться врагу их предки.