Как композитор завершает свое музыкальное сочинение что он хотел сказать таким окончанием

Конспект урока по музыке в 5 классе. «Стучит, гремит Кикимора»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ tehnologicheskaya_karta_po_muzyke_v_5_klasse.docx

Технологическая карта по музыке

Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…

УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 5 класс. Москва «Просвещение» 2015

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

«Музыка и литература»

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…

Формировать чувство любви и уважения к Родине воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

Формировать познавательный интерес к симфонической музыке;

Выявить взаимосвязь музыки и литературы в процессе опроса;

Закрепить знание терминов миниатюра, программная музыка;

Познакомить: со сказочной картинкой Кикиморы в сказке А.Н.Толстого «Кикимора»;

Развивать умение слушать симфоническую картину А. К. Лядова “Кикимора”, проанализировать её.

Проектор, компьютер, презентация по теме урока, музыкальный центр

Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.

Здравствуйте ребята! ( Дети садятся за парты соблюдая правила посадки, слушают учителя)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель (введение в тему)

Писателями и поэтами написано много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать «Музыкальными сказками».

Сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе заглянем в сказку.

Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира.

Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания?

Давайте вспомним, что такое фольклор?

Отечественные композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

И сегодня мы с вами будем говорить о композиторе Анатолии Константиновиче Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?

Звучит «Кикимора» А. К. Лядова

Куда мы с вами попали?

Как можно описать это место?

Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки.

Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.

Источник

Открытый урок музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 26

Открытый урок музыки в 5 классе

«Фольклор в музыке русских композиторов»

Подготовила: учитель музыки

Аветисян Альбина Артуровна

Стучит, гремит Кикимора…

Что за прелесть эти сказки…

Показать связь музыки с литературой. Познакомить с произведениями программной инструментальной музыки, созданной на основе различных литературных источников (русское народное сказание, сказки различных народов).

Содержательная линия урока:

Углубить знания о выразительных средствах музыкального языка; осмыслить образные, жанровые и стилевые основы народной и профессиональной музыки и значения народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом;.

Характеристика деятельности учащихся:

Формировать умения работать индивидуально и в группе и оценивать правильность выполнения учебной задачи, а также собственные возможности ее решения;

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Результаты освоения учебного материала:

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.

Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.

Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов; Песни по выбору и желанию учащихся.

Помните пушкинское «Лукоморье»?

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Учитель дает возможность ученикам продолжить чтение стихотворения для организации совместного творческого процесса, до слов:

И с ними дядька их морской…

— Настало время познакомиться еще с одно обитательницей русских сказок – загадочной и страшноватой Кикиморой.

Учитель зачитывает русскую народную сказку

— Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла…

— Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.

— Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.

— Отыщу да отыщу, твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла, куда глаза глядят.

Затаилась она у омута. Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег Кикимора. На каждой руке ее по пяти большеголовых младенцев – игошей – и еще один за пазухой. Села Кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего, не давятся.

— Дуничка! – едва не закричала Моря.

Смотрит на звезды, улыбается Дуничка…

А леший высунул сучок корявый да за ногу Кикимору схватил… Хотела кинуться Кикимора в воду – никак не может. Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость! Моря схватила Дуничку – и давай бог ноги.

Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям.

Анатолий Константинович Лядов, ученик известного русского композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики.

— Прошу открыть учебник на станице 18-19.

— Стучит, гремит Кикимора… Прошу зачитать на странице19, русское народное сказание, записанное фольклористом-собирателем И. Сахаровым, и поразмышлять:

— Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору?

— Какие краски тембры оркестра ты использовал бы при этом?

— Какие из приемов музыкального развития – контраст, повтор, вариационность – помогут тебе создать свое произведение?

— Перед тем как прослушать оркестровую фантазию, давайте вспомним, что из всех видов оркестров самый богатый по звучанию – симфонический оркестр (а еще бывают духовой, струнный, камерный и многие другие виды оркестров). Именно с помощью симфонического оркестра А.К. Лядов смог изобразить все то, о чем говорится в сказании о Кикиморе.

— Предлагаю послушать оркестровую фантазию «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.

Слушание симфонической миниатюры (учащиеся должны попытаться охарактеризовать природу, действующих лиц сказа; выбрать тембры музыкальных инструментов оркестра; подумать, как будет развиваться музыка: на основе сопоставления контрастных тем или их повтора, варьирования?).

Учитель помогает и дополняет:

— В его оркестровой пьесе две части – медленная и быстрая. В медленной части оркестр «рассказывает» нам сказку до того момента, когда Кикимора выросла.

— Но вот начинается колыбельная. Чуть гнусавое пение Кота – Баюна изображает английский рожок (разновидность гобоя).

— Вдруг что-то встрепенулось, взвизгнуло: это показалась сама маленькая Кикимора. Ее голос изображен с помощью флейты пикколо (вспомните: где мы уже встречались с этим инструментом?).

— Медленная первая часть – это как будто присказка к сказке о Кикиморе. Эту музыку можно назвать вступлением к основной второй части.

— Быстрая вторая часть оркестровой пьесы – это портрет самой выросшей Кикиморы – суетливой и визгливой. Музыка рисует ее нескладной и угловатой: в оркестре чаще используются или высокие по звучанию инструменты (флейта, флейта пикколо), или, наоборот, низкие.

— Певучей мелодии здесь нет: есть лишь короткие, отрывистые мотивы, скачущий ритм, колючие акценты. Все это и создает образ маленького злобного существа, пронырливого и язвительного.

— В чем необычность окончания этой оркестровой пьесы? Как композитор завершает свое музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?

— Перед концом вырастает мощная, и даже грозная кульминация («зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»).

— Но в самом конце музыка стихает: что-то «чихнуло», потом «пискнуло» (фагот и флейта пикколо) – и нет злой Кикиморы, будто сквозь землю провалилась…

— Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других?

— Назовите музыкальное произведение, о котором шла речь, и его автора.

— Что такое оркестр? Какие виды оркестров вам известны?

— Какие знакомые и новые для тебя инструменты звучали в оркестровой пьесе «Кикимора»? С какими сказочными образами связано их звучание?

— Давайте вспомним песни, по вашему желанию, и споем!

Звучат песни по выбору учащихся. Учитель напоминает о мелодической линии звучания (исполняемых вокальных произведений), о правильном дыхании, об умении слушать друг друга, о согласованном пении.

— Спасибо всем за активную работу, следующий урок будет продолжением сегодняшнего, а его тема будет звучать: «Что за прелесть эти сказки»

Прочитать в творческой тетради на развороте «Музыкальное творчество» (стр.18) размышления Л. Кассиля о сотворчестве композитора и слушателя. Выполнить задание в творческой тетради (стр.19).

Что за прелесть эти сказки…

— Что за прелесть эти сказки? Так звучит тема нашего урока.

— Мы продолжаем разговор и знакомство со сказками и легендами разных народов. На прошлом уроке вы познакомились с героиней русского фольклора.

— Назовите музыкальное произведение, о котором шла речь, и его автора и композитора.

— Русских композиторов издавна манили к себе необычные, загадочные страны Востока. Поскольку купцы и путешественники, побывавшие там, рассказывали о чудесах этих далеких земель: о диковинных растениях, чудо птицах, драгоценных каменьях.

— Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Эти сочинения называют программной музыкой. Они нередко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой, которая раскрывает их содержание.

— Подумайте, какие произведения программной музыки вам знакомы? Вы уже встречались с ними в начальной школе.

Учитель помогает вспомнить произведения и композиторов, создавших программную музыку, закрепляя это понятие.( Это сюита «Пер Гюнт» Э. Грига; «Рассвет на Москве-реке» М,П. Мусоргского; произведения, которым композитор дал конкретное название «Утро», «Балет невылупившихся птенцов»…).

— Выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков своей симфонической сюитой переносит нас в увлекательное путешествие на Восток. В основу его музыки, симфонической сюиты «Шехеразада», легли Арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

— Прошу вас открыть учебник на странице 20-21. Рассмотрите разворот темы урока.

— Прочитайте программу, которую композитор приложил к партитуре симфонической сюиты «Шехеразада».

— Обращаю ваше внимание на эскиз декорации Льва Бакста «Восточная фантазия». Лев Бакст один из выдающихся художников декораторов и создателей костюмов к спектаклям Большого театра в начале XX столетия.

— Легендарная сказительница – Шехеразада, дочь визиря – советника при дворе жестокого султана по имени Шахриар. Ежедневно он выбирал себе в жены девушку, а на утро велел казнить ее. Так погибло множество девушек, и вот однажды выбор Шахриара пал на Шехеразаду. Горько оплакивал отец-визирь участь умницы дочери, но ослушаться султана не посмел. Думала-думала Шехеразада, чем отвлечь своего жестокого мужа, и решила рассказать ему занимательную сказку….Сказка получилось длинной и к утру не закончилась. Так заслушался Шахриар, что наутро отменил казнь жены-сказочницы, а следующую ночь потребовал продолжения сказки. Тысячу и одну ночь рассказывала Шехеразада султану свои великолепные истории, о легендарном купце и моряке, путешественнике, попадавшем во множество фантастических приключений «Семь путешествий Синдбада-морехода». И смягчился свирепый нрав Шахриара: больше он уже никого не казнил и жил с Шехеразадой в мире и согласии.

— Вы познакомились с Восточной легендой о Шехеразаде, а теперь музыка Н.А. Римского-Корсакова, его симфоническая сюита «Шехеразада».

— Прошу вас, внимательно вслушайтесь в интонации отдельных голосов оркестра, следите за их развитием.

Слушание сюиты (слушая первую часть сюиты, учащиеся самостоятельно определяют, какую картину нарисовала музыка, сколько в ней эпизодов, чем они отличаются друг от друга, какие особенности музыки придают им восточный колорит?).

— В разных частях этого произведения постоянно появляется мелодия Шехеразады – сказочницы: как будто бы звучит ее голос. Это нежная мелодия, гибкая и мечтательная. Можно представить себе образ самой Шехеразады, и то, как она рассказывает свои сказки. Звуки мелодии затейливо переплетаются, как нити в восточных узорах, как слова в искусной речи. Композитор поручил эту мелодию скрипке, чтобы подчеркнуть теплый, глубокий и живой голос Шехеразады, ее речь не гаснет, она протяжная, красивая и выразительная.

— Но вот музыка становится тревожной, грозной, как будто поднимается буря, волны бросают корабль из стороны в сторону. И вновь покой, буря стихает, корабль плывет по курсу.

— Итак, благодаря музыкальному языку вы услышали восточную сказку мудрой Шехеразады, и русское народное сказание «Кикимора». Узнали о понятии программная музыка, которая основана на интерпретации какого-то сюжета литературного произведения или картины и конкретизирует восприятие художественного образа.

— А теперь предлагаю вам поработать в парах и творчески.

— Нужно сочинить небольшую сказку в восточном стиле, которую могла бы рассказать Шехеразада грозному султану Шахриару.

— Выполнить задание в творческой тетради на (стр. 21).

На это творческое задание отводится 5-6 минут, затем зачитываются первые несколько работ на уроке.

После чего предлагается учащимся перейти к исполнению песен.

— Благодарю вас за работу на уроке.

Продолжить начатую в классе работу. Выполнить задание в творческой тетради на (стр. 20).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *