Как композитор завершает свое музыкальное сочинение что он хотел сказать таким окончанием
Конспект урока по музыке в 5 классе. «Стучит, гремит Кикимора»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ tehnologicheskaya_karta_po_muzyke_v_5_klasse.docx
Технологическая карта по музыке
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…
УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 5 класс. Москва «Просвещение» 2015
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
«Музыка и литература»
Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…
Формировать чувство любви и уважения к Родине воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
Формировать познавательный интерес к симфонической музыке;
Выявить взаимосвязь музыки и литературы в процессе опроса;
Закрепить знание терминов миниатюра, программная музыка;
Познакомить: со сказочной картинкой Кикиморы в сказке А.Н.Толстого «Кикимора»;
Развивать умение слушать симфоническую картину А. К. Лядова “Кикимора”, проанализировать её.
Проектор, компьютер, презентация по теме урока, музыкальный центр
Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
Здравствуйте ребята! ( Дети садятся за парты соблюдая правила посадки, слушают учителя)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель (введение в тему)
Писателями и поэтами написано много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать «Музыкальными сказками».
Сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе заглянем в сказку.
Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира.
Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания?
Давайте вспомним, что такое фольклор?
Отечественные композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
И сегодня мы с вами будем говорить о композиторе Анатолии Константиновиче Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?
Звучит «Кикимора» А. К. Лядова
Куда мы с вами попали?
Как можно описать это место?
Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки.
Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.
Открытый урок музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 26
Открытый урок музыки в 5 классе
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Подготовила: учитель музыки
Аветисян Альбина Артуровна
Стучит, гремит Кикимора…
Что за прелесть эти сказки…
Показать связь музыки с литературой. Познакомить с произведениями программной инструментальной музыки, созданной на основе различных литературных источников (русское народное сказание, сказки различных народов).
Содержательная линия урока:
Углубить знания о выразительных средствах музыкального языка; осмыслить образные, жанровые и стилевые основы народной и профессиональной музыки и значения народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом;.
Характеристика деятельности учащихся:
Формировать умения работать индивидуально и в группе и оценивать правильность выполнения учебной задачи, а также собственные возможности ее решения;
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Результаты освоения учебного материала:
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.
Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов; Песни по выбору и желанию учащихся.
Помните пушкинское «Лукоморье»?
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Учитель дает возможность ученикам продолжить чтение стихотворения для организации совместного творческого процесса, до слов:
И с ними дядька их морской…
— Настало время познакомиться еще с одно обитательницей русских сказок – загадочной и страшноватой Кикиморой.
Учитель зачитывает русскую народную сказку
— Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла…
— Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.
— Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.
— Отыщу да отыщу, твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла, куда глаза глядят.
Затаилась она у омута. Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег Кикимора. На каждой руке ее по пяти большеголовых младенцев – игошей – и еще один за пазухой. Села Кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего, не давятся.
— Дуничка! – едва не закричала Моря.
Смотрит на звезды, улыбается Дуничка…
А леший высунул сучок корявый да за ногу Кикимору схватил… Хотела кинуться Кикимора в воду – никак не может. Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость! Моря схватила Дуничку – и давай бог ноги.
— Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям.
Анатолий Константинович Лядов, ученик известного русского композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики.
— Прошу открыть учебник на станице 18-19.
— Стучит, гремит Кикимора… Прошу зачитать на странице19, русское народное сказание, записанное фольклористом-собирателем И. Сахаровым, и поразмышлять:
— Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору?
— Какие краски тембры оркестра ты использовал бы при этом?
— Какие из приемов музыкального развития – контраст, повтор, вариационность – помогут тебе создать свое произведение?
— Перед тем как прослушать оркестровую фантазию, давайте вспомним, что из всех видов оркестров самый богатый по звучанию – симфонический оркестр (а еще бывают духовой, струнный, камерный и многие другие виды оркестров). Именно с помощью симфонического оркестра А.К. Лядов смог изобразить все то, о чем говорится в сказании о Кикиморе.
— Предлагаю послушать оркестровую фантазию «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.
Слушание симфонической миниатюры (учащиеся должны попытаться охарактеризовать природу, действующих лиц сказа; выбрать тембры музыкальных инструментов оркестра; подумать, как будет развиваться музыка: на основе сопоставления контрастных тем или их повтора, варьирования?).
Учитель помогает и дополняет:
— В его оркестровой пьесе две части – медленная и быстрая. В медленной части оркестр «рассказывает» нам сказку до того момента, когда Кикимора выросла.
— Но вот начинается колыбельная. Чуть гнусавое пение Кота – Баюна изображает английский рожок (разновидность гобоя).
— Вдруг что-то встрепенулось, взвизгнуло: это показалась сама маленькая Кикимора. Ее голос изображен с помощью флейты пикколо (вспомните: где мы уже встречались с этим инструментом?).
— Медленная первая часть – это как будто присказка к сказке о Кикиморе. Эту музыку можно назвать вступлением к основной второй части.
— Быстрая вторая часть оркестровой пьесы – это портрет самой выросшей Кикиморы – суетливой и визгливой. Музыка рисует ее нескладной и угловатой: в оркестре чаще используются или высокие по звучанию инструменты (флейта, флейта пикколо), или, наоборот, низкие.
— Певучей мелодии здесь нет: есть лишь короткие, отрывистые мотивы, скачущий ритм, колючие акценты. Все это и создает образ маленького злобного существа, пронырливого и язвительного.
— В чем необычность окончания этой оркестровой пьесы? Как композитор завершает свое музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?
— Перед концом вырастает мощная, и даже грозная кульминация («зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»).
— Но в самом конце музыка стихает: что-то «чихнуло», потом «пискнуло» (фагот и флейта пикколо) – и нет злой Кикиморы, будто сквозь землю провалилась…
— Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других?
— Назовите музыкальное произведение, о котором шла речь, и его автора.
— Что такое оркестр? Какие виды оркестров вам известны?
— Какие знакомые и новые для тебя инструменты звучали в оркестровой пьесе «Кикимора»? С какими сказочными образами связано их звучание?
— Давайте вспомним песни, по вашему желанию, и споем!
Звучат песни по выбору учащихся. Учитель напоминает о мелодической линии звучания (исполняемых вокальных произведений), о правильном дыхании, об умении слушать друг друга, о согласованном пении.
— Спасибо всем за активную работу, следующий урок будет продолжением сегодняшнего, а его тема будет звучать: «Что за прелесть эти сказки»
Прочитать в творческой тетради на развороте «Музыкальное творчество» (стр.18) размышления Л. Кассиля о сотворчестве композитора и слушателя. Выполнить задание в творческой тетради (стр.19).
Что за прелесть эти сказки…
— Что за прелесть эти сказки? Так звучит тема нашего урока.
— Мы продолжаем разговор и знакомство со сказками и легендами разных народов. На прошлом уроке вы познакомились с героиней русского фольклора.
— Назовите музыкальное произведение, о котором шла речь, и его автора и композитора.
— Русских композиторов издавна манили к себе необычные, загадочные страны Востока. Поскольку купцы и путешественники, побывавшие там, рассказывали о чудесах этих далеких земель: о диковинных растениях, чудо птицах, драгоценных каменьях.
— Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Эти сочинения называют программной музыкой. Они нередко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой, которая раскрывает их содержание.
— Подумайте, какие произведения программной музыки вам знакомы? Вы уже встречались с ними в начальной школе.
Учитель помогает вспомнить произведения и композиторов, создавших программную музыку, закрепляя это понятие.( Это сюита «Пер Гюнт» Э. Грига; «Рассвет на Москве-реке» М,П. Мусоргского; произведения, которым композитор дал конкретное название «Утро», «Балет невылупившихся птенцов»…).
— Выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков своей симфонической сюитой переносит нас в увлекательное путешествие на Восток. В основу его музыки, симфонической сюиты «Шехеразада», легли Арабские сказки «Тысяча и одна ночь».
— Прошу вас открыть учебник на странице 20-21. Рассмотрите разворот темы урока.
— Прочитайте программу, которую композитор приложил к партитуре симфонической сюиты «Шехеразада».
— Обращаю ваше внимание на эскиз декорации Льва Бакста «Восточная фантазия». Лев Бакст один из выдающихся художников декораторов и создателей костюмов к спектаклям Большого театра в начале XX столетия.
— Легендарная сказительница – Шехеразада, дочь визиря – советника при дворе жестокого султана по имени Шахриар. Ежедневно он выбирал себе в жены девушку, а на утро велел казнить ее. Так погибло множество девушек, и вот однажды выбор Шахриара пал на Шехеразаду. Горько оплакивал отец-визирь участь умницы дочери, но ослушаться султана не посмел. Думала-думала Шехеразада, чем отвлечь своего жестокого мужа, и решила рассказать ему занимательную сказку….Сказка получилось длинной и к утру не закончилась. Так заслушался Шахриар, что наутро отменил казнь жены-сказочницы, а следующую ночь потребовал продолжения сказки. Тысячу и одну ночь рассказывала Шехеразада султану свои великолепные истории, о легендарном купце и моряке, путешественнике, попадавшем во множество фантастических приключений «Семь путешествий Синдбада-морехода». И смягчился свирепый нрав Шахриара: больше он уже никого не казнил и жил с Шехеразадой в мире и согласии.
— Вы познакомились с Восточной легендой о Шехеразаде, а теперь музыка Н.А. Римского-Корсакова, его симфоническая сюита «Шехеразада».
— Прошу вас, внимательно вслушайтесь в интонации отдельных голосов оркестра, следите за их развитием.
Слушание сюиты (слушая первую часть сюиты, учащиеся самостоятельно определяют, какую картину нарисовала музыка, сколько в ней эпизодов, чем они отличаются друг от друга, какие особенности музыки придают им восточный колорит?).
— В разных частях этого произведения постоянно появляется мелодия Шехеразады – сказочницы: как будто бы звучит ее голос. Это нежная мелодия, гибкая и мечтательная. Можно представить себе образ самой Шехеразады, и то, как она рассказывает свои сказки. Звуки мелодии затейливо переплетаются, как нити в восточных узорах, как слова в искусной речи. Композитор поручил эту мелодию скрипке, чтобы подчеркнуть теплый, глубокий и живой голос Шехеразады, ее речь не гаснет, она протяжная, красивая и выразительная.
— Но вот музыка становится тревожной, грозной, как будто поднимается буря, волны бросают корабль из стороны в сторону. И вновь покой, буря стихает, корабль плывет по курсу.
— Итак, благодаря музыкальному языку вы услышали восточную сказку мудрой Шехеразады, и русское народное сказание «Кикимора». Узнали о понятии программная музыка, которая основана на интерпретации какого-то сюжета литературного произведения или картины и конкретизирует восприятие художественного образа.
— А теперь предлагаю вам поработать в парах и творчески.
— Нужно сочинить небольшую сказку в восточном стиле, которую могла бы рассказать Шехеразада грозному султану Шахриару.
— Выполнить задание в творческой тетради на (стр. 21).
На это творческое задание отводится 5-6 минут, затем зачитываются первые несколько работ на уроке.
После чего предлагается учащимся перейти к исполнению песен.
— Благодарю вас за работу на уроке.
Продолжить начатую в классе работу. Выполнить задание в творческой тетради на (стр. 20).