Как можно объяснить то что клей
Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку 2021 г.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЕГЭ по русскому языку 2020-2021 составила Зыбцева И.Н.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1) Как можно объяснить то, что клей внутри тюбика жидкий, а как только мы его выдавливаем, он застывает и склеивает две поверхности воедино?
(2) Оказывается, всё дело в том, что одна из составляющих клея – это растворитель, который не дает ему застывать. (3) Механизм действия растворителя __________ : как только мы выдавливаем клей из тюбика, клей взаимодействует с воздухом и растворитель испаряется, а клей остается и застывает.
(4) В различных видах клея используются разные растворители. (5) Например, в канцелярском клее и клее ПВА растворитель – вода, которая испаряется на воздухе. (6) Всем известный клей «Момент» в качестве растворителя содержит кислоту, которая быстро впитывает влагу из воздуха и тем самым даёт клею застыть.
1. Укажите предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Клей внутри тюбика жидкий, а когда мы его выдавливаем, он застывает и крепко склеивает поверхности благодаря наличию в своём составе растворителя, испаряющегося на воздухе.
2) В различных видах клея в качестве растворителя используются вода или кислота, которые испаряются при взаимодействии с воздухом.
3) Благодаря наличию в составе клея растворителя в тюбике он находится в жидком состоянии, а попав на воздух, мгновенно застывает и склеивает поверхности воедино.
4) Как только мы выдавливаем клей из тюбика, растворитель, содержащийся в нём, взаимодействует с воздухом и испаряется, а клей застывает.
5) В канцелярском клее и клее ПВА растворитель – вода, испаряющаяся на воздухе, а клей «Момент» в качестве растворителя содержит кислоту, которая быстро впитывает влагу из воздуха и тем самым даёт клею застыть.
2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении. Запишите это местоимение.
1. Обладающий текучестью; принимающий в обычных условиях форму сосуда, в котором находится; являющийся жидкостью. Ж. кислород. Ж-ое топливо.
2. Содержащий много влаги, жидкости; водянистый, негустой. Ж. суп. Ж-ое молоко. Ж-ая похлёбка, каша. Ж. кисель. // Имеющий слабый настой, навар; некрепкий (о напитках). Ж. чай, кофе. Ж-ое вино (разбавленное).
3. Разг. Расположенный не часто; редкий, нечастый (2 зн.). Ж-ие волосы. Ж-ая бородка. Ж. лесок. // Неплотный. Ж-ие облака. Ж. дым.
4. Разг. Недостаточный по силе, величине, выразительности; не обладающий звучностью (о голосе, звуках). Ж. голос. Ж. тенорок. Ж-ие звуки вечернего колокола. Ж-ие аплодисменты (редкие, недружные). // Малосодержательный, необстоятельный. Ж. роман. Ж-ая статейка.
5. Разг. Тщедушный, щуплый; малосильный, слабый, неокрепший (о человеке, животном). Больно ты, парень, жидок! Ж-ая, тщедушная на вид девица. Ж-ая лошадёнка. Ж-ие мускулы. // Чахлый, хилый (о растениях). Ж-ие саженцы яблонь. Ж-ие болотные ёлочки. // Непрочный, некрепкий (о постройках, мебели и т.п.). Ж-ие перильца лестницы. Наскоро сколоченный ж. стол. Ж. мостик.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Авторитарный стиль общения реализуется с помощью ДИКТАТА и опеки.
Это был энергичный человек, до сей поры УДАЧЛИВЫЙ и сильный, которому вдруг изменили сила и удача.
Позаимствованные культуры ячменя, риса и пшеницы ПРЕТЕРПЕЛИ здесь, в условиях муссонного климата, большие изменения.
Его ПОПУЛИСТСКИЕ взгляды были хорошо известны и не пользовались поддержкой коллег.
Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Своё первое боевое крещение стрелецкие полки получили во время отражения набега крымского хана Девлет-Гирея на Тулу в июне 1552 года.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ПЯТИСОТ метров
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ошибка в построении
предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении
предложения с однородными членами
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) ошибка в построении
1)Культура и достижения заграничного общества настолько поразили Петра, что по возвращению он решил преобразовать абсолютно всё в тогдашней России.
2)Изменения не только коснулись науки и производства, но и культуры с этикетом.
3)Бороду и усы отныне следовало брить начисто всем слоям общества без исключений.
4)Были созданы специальные отряды опричников, следящими за исполнением закона и применявшими жестокие наказания к нарушителям.
5)Недовольство указом начали перерастать в настоящие бунты и массовое возмущение.
6)Царь был вынужден пойти на уступки: бороду и усы носить было можно, но за это полагался солидный штраф, который перерос в официальный налог.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) оплатить, запрещённый, отклонение
2) долина, растолковать, поглощать
3) сравнение, промокает, блестящий
4) настроение, оформитель, обвевал
5) поднимать, обжигание, роскошный
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..подтишка, ни..послать, в..карабкаться
2) без..нициативный, до..грать, об..ск
3) пр..старелый, пр..дел (желаний), пр..следовать
4) не..хваченный, пр..молчать, р..зместить
5) квартирос..емщик, об..ем, ад..ютант
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) нищ..та, француж..нка
2) издавн. веснушч..тый
4) завид..вать, попроб..вала
5) недоверч..во, затм..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
леч..щий (доктор), (люди) предлож..т
(жители) беспоко..тся, (они) бре..т
(люди) стел..т, (они) кле..т
Музыкант играл на флейте, (НЕ)СМОТРЯ на ноты.
Это было отнюдь (НЕ)ЛЕГКОЕ решение.
Никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ грабитель скрылся без особых усилий.
Александра так и (НЕ)ДОДЕЛАЛА свой реферат.
Ему (НЕ)ДОСТАЕТ храбрости.
(ЗА)ГРАНИЦЕЙ он начал жить (ПО)НОВОМУ.
Ученица все схватывает (НА)ЛЕТУ, (ЗА)СЧЁТ чего получает хорошие оценки.
(ПОСЛЕ)ЗАВТРА он уедет (НА)ВСЕГДА.
(ВСЁ)ТАКИ для нее это было (В)ДИКОВИНКУ.
Он (ПО)(НЕМНОГУ) говорил (ПО)ИТАЛЬЯНСКИ.
Она любовалась только что купле(1)ым стари (2)ым серебря(3)ым браслетом с подвеской в виде лу(4)ого диска.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Тропические деревья макадамии родом из в Австралии и плодоносят они всего один раз в четыре года.
2) Масло макадамии не только можно добавлять едва ли не в любые блюда для пользы и отличного вкуса но и использовать для поддержания красоты и здоровья кожи волос и ногтей.
3) Косметическая индустрия широко использует масло макадамии для разработки шампуней и бальзамов для волос кремов и сывороток для кожи лица и тела.
4) Несмотря на маслянистую структуру препараты из макадамии быстро впитываются практически не оставляя ни следов ни жирных пятен.
5) Очищенный плод макадамии надо упаковать в воздухонепроницаемый пакет или контейнер и хранить при температуре от ноля до пяти градусов тепла.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Взяв большую морскую раковину (1) и (2) приложив её к уху (3) можно без труда услышать далёкие волны (4) и гул (5) напоминающий шум прибоя.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Цена чая (1) как правило (2) зависит от уникальности вкуса (3) сложности и стоимости выращивания (4) и (5) конечно же (6) маркетинга.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Если бы мы были рыбками(1) которые живут в прямоугольном аквариуме (2) поставленном на бок вертикально(3) и поворачивались бы друг к другу для общения не по вертикальной (4) а по горизонтальной оси (5) то инерция нашего сознания подсказывала бы нам (6) что зеркало меняет не лево и право(7) а верх и низ.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
О её любви к своей работе говорят (1) не только многочисленные награды (2) полученные на различных конкурсах (3) но и отзывы клиентов (4) у которых общение с ней вызывает (5) если не радость (6) то хотя бы улыбку.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) 309-летний дуб черешчатый из села Конь-Колодезь Хлевенского района Липецкой области участвует во всероссийском голосовании на звание «Российское дерево года». (2) Патриарх растительного мира растёт на территории старинной усадьбы Сенявиных, первым владельцем и основателем которой являлся сподвижник Петра I адмирал Наум Сенявин. (3)Приобретя в самом начале XVIII века землю в «ничейной деревне Конь-Колодезь», новый хозяин сразу взялся за обустройство имения. (4)Пройдя в наше время по одной из тенистых аллей старинного, но сохранившего чёткую планировку «аглицкого парка» (немало в нём и других старинных и редких деревьев) к берегу Дона, можно увидеть настоящее чудо-дерево. (5)Могучий дуб считается самым старым из ныне растущих в Липецкой области, но при этом великан абсолютно здоров и до сих пор плодоносит.
Прочитайте текст и выполните задания 22 – 27
(1)Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. (2)При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. (3)Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали жесточайшей процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого. (4)Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. (5)Лишённый памяти манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых рабов. (6)Такой невольник не знал, кто он, какого рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. (7)Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. (8)Такой раб был равнозначен бессловесной твари: абсолютно покорен и безопасен для хозяина. (9)Он никогда не помышлял о бегстве. (10)Для рабовладельца восстание раба страшнее всего. (11)Каждый раб потенциально мятежник. (12)Манкурт был единственным в своём роде исключением: ему в корне чужды были побуждение к бунту, стремление не повиноваться. (13)И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. (14)Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. (15)Все его помыслы сводились к утолению голода. (16)Других забот такой раб не знал, зато порученное дело исполнял
слепо, усердно, неуклонно. (17)Для него повеление хозяина было превыше всего.
(18)Легче заковать пленного, нанести увечье или причинить другой вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, которое уходит вместе с ним, остается недоступным для других. (19)Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. (20)Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.
(21)Рассказывают, что мать, разыскав сына, которого превратили в манкурта, причитала: «(22)Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! (23)О Господи, как внушил ты такое людям? (24)Разве мало зла на земле и без того?» (25)«Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» – умоляла она сына. (26)Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал мать, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце.
(27)С тех пор, говорят, появилась в сарозекской степи по ночам белая птица. (28)Повстречав путника, птица летит поблизости с возгласами: «(29)Чей ты? (30)Как твоё имя. »
*Чингиз Торекулович Айтматов (1928 — 2008) — русский и киргизский писатель; в своих произведениях поднимает проблемы исторической памяти, природы как источника мудрости предков, нравственных связей природы и человека.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Лишённый памяти манкурт стоил дешевле обычных здоровых рабов.
2) Манкурт был абсолютно покорен и безопасен для хозяина.
3) Кочевые жуаньжуаны нашли способ отнимать у рабов их живую память.
4) Манкуртов днём и ночью стерегли воины хозяина, как ценных рабов.
5) Манкурт – это раб, не помнящий своего прошлого.
1) В предложениях 1 – 5 представлено описание.
2) Предложения 8, 9, 14 поясняют суждение, высказанное в предложении 7.
3) Предложения 10 – 14 содержат элементы рассуждения.
4) В предложениях 20 – 22 присутствует элемент описания.
5) Предложения 21 – 30 включают повествование.
24. Из предложений 7 –9 выпишите антонимы (антонимичную пару).
25. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассказанная Чингизом Айтматовым история о рабе-манкурте не может оставить никого равнодушным. Эмоциональное воздействие на читателя усиливают тропы: (А)_____ («разрушить разум», «отбить память» ), (Б)_____ (« кромешной истории» в предложении 19, « живую память» в предложении 20), другие лексические средства выразительности, например, (В)_____ (« до последнего вздоха » в предложение 18), а также такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_____ (предложение 14)».
2) риторический вопрос
5) сравнительный оборот
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Всем когда-нибудь приходилось сталкиваться с клеями. При этом, столкнувшись с разнообразием клеевых составов, обычному человеку не всегда легко определиться с тем, какой материал потребуется для конкретного вида работ. В этой статье мы рассмотрим основные виды клеев и рассмотрим их сферы применения.
Что такое клей?
Под клеем принято понимать специальный состав из неорганических или органических компонентов, который служит для соединения различных материалов между собой. Главное свойство этих составов на профессиональном языке называется адгезией.
Адгезия – это понятие, которое обозначает связь различных веществ между собой. Свойство объектов «склеиваться» друг с другом с научной точки зрения объясняется проникновением клея в поры разных материалов, химическими реакциями между всеми компонентами и диффузией (перемешиванием на молекулярном уровне) клеящего состава с материалами.
Органический или неорганический
В начале прошлого столетия клеевые составы были органическими и производились на основе сырья белкового происхождения (костный клей, казеиновый клей на основе молочного белка и др.). В производстве использовались отходы кожевенного производство, зачастую производство клея было не промышленным, а кустарным. Чтобы предотвратить загнивание органической основы использовали такие простые методы, как обработка известью. В наше время химическая промышленность шагнула далеко вперед, поэтому на прилавках можно обнаружить самые разнообразные виды клеев.
Казеиновый клей до сих пор находит себе применение в различных сферах
Один компонент или два
По принципу протекания химической реакции клеи бывают однокомпонентными или двухкомпонентными. Не секрет, что в емкости клей находится в жидком или густом состоянии, чтобы состав затвердел, должна начаться химическая реакция. «Спусковым крючком» для этого могут послужить разные условия.
Однокомпонентные составы наиболее просты при использовании в быту
Двухкомпонентный полиуретановый клей для клейки паркета
Способ склеивания
По способу взаимодействия с поверхностью клеи подразделяются на контактные и липкие.
Контактный клей часто используется для поклейке обуви
Высыхающие или невысыхающие
Клей может переходить в твердое состояние, когда из него испаряется вся жидкость, такие составы называются высыхающие. Они могут изготавливаться на основе воды – водоэмульсионные или на основе растворителя. Последние отличаются резким запахом и не всегда безопасны для человеческого организма. Самыми известными высыхающими составами являются казеиновый клей, ПВА, силикатный клей и т.д.
Силикатный клей (жидкое стекло) используется в канцелярских целях
Невысыхающие смеси не зависят от параметров окружающей среды, так как сами по себе они обладают высокой адгезией (сцеплением с различными материалами). К таким разновидностям относится эпоксидная смола, клеи на основе канифоли и др.
Взаимодействие с водой
Один из ключевых параметров клеевых составов – влагостойкость. Клей, который переходит в жидкое состояние под действием влаги, не подходит для использования в душевых, ванных комнатах или на улице.
По сферам применения
Клеи имеют широкую сферу применения. Они подразделяются на виды в зависимости от материалов (для керамики, для резины, для древесины, для кожи и др.). Также клеящие составы условно можно разделить в зависимости от сфер применения на бытовые, универсальные, строительные и канцелярские. Такая классификация является условной, так как отдельные разновидности одновременно могут относиться и к бытовой, и к универсальной категории.
Порошковый клей перед использованием их необходимо разводить в воде
Консистенция клея
Немаловажным фактором, влияющим на выбор материала, является консистенция. В зависимости от структуры клеевые составы бывают жидкими, в виде геля, порошка или твердыми.
Клей-карандаш удобно использовать. Он не требует дополнительных инструменотв
На что обратить внимание?
При покупке клея стоит обратить внимание на ряд параметров. Перечислим самые важные из них.
Выбор клея во многом зависит от характера проводимых работ. Общие параметры помогу понять, чем один клей отличается от другого.
Опусы про Его Величество Клей. Часть первая — вводная
Есть такие области знания, которые «аршином общим не измерить. ». В принципе, в моей «домашней» области, коллоидной химии, под такое направление можно спокойно помещать любое фундаментальное понятие, будь-то адсорбция (с адсорбентами) или адгезия (с клеями). Честно говоря, мысль написать про клей у меня не возникала. Но когда читатели в каждой теме, связанной с полимерами начинают просить рассказать про клеи — об этом поневоле задумаешся (ну и хочется конечно же отпарировать на «все надо клеить суперклеем»). Адгезия и клеи — очень обширная тема, поэтому я все-таки решил за нее взяться, но разбить повествование на несколько частей. Сегодня первая часть — вводно-информационная. Чтобы узнать за счет чего клей клеит, какие бывают клеи и какой клей лучше подходит для склеивания _____ (вписать нужное), традиционно идем под кат (и кладем в закладки).
Перед тем, как начать свое повествование, мне хотелось бы сделать небольшое отступление-посвящение:
Мой руководитель дипломной практики любил отвечать на выпады коллег «нет сейчас студентов толковых. » фразой «нет плохих студентов, есть преподаватель, который занимает не свое место». Все чаще ловлю себя на том, что с фразой этой согласен. Студенты чувствуют искренность и мастерство в предметной области и «голосуют» уважением и посещаемостью.
Беларуская наука, после развала СССР вообще стала вещью в себе, странной и местами даже дикой. Не удивительно, что многие академики Беларуси, как правило «широко известны в узких кругах», люди непубличные и т.п. Даже несмотря на то, что работы бывали интересные. Но чаще сухая биографическая информация на каком-нибудь, самопальной верстки html-сайте института, даже приблизительно не может рассказать каким был человек. Вот и доктор химических наук, профессор Фома Фомич Можейко был особенным мужиком. Без ложной скромности можно сказать что весь Солигорский клондайк построен с помощью его рук и светлой головы. Мне довелось с этим человеком впервые столкнуться при сдаче кандидатского минимума по коллоидной химии, после которого мы начали тесно, по-дружески общаться. Учитывая, что к аспирантам в нашем НИИ относились вызывающе «никак», то это произвело на меня впечатление… и, возможно, именно благодаря встрече с этим дедком, который мог в двух словах объяснить суть сложнейшего процесса и убедить в том, что наша общая область — царица химий, я пишу сейчас химическую статью на хабр, а не протираю штаны за разработкой или тестированием… Так что, по совести говоря, все статьи коллоидной тематики должны были бы быть с ремаркой «памяти Ф.Ф. Можейко», потому что именно этот человек был одним из моих Учителей. Светлая тебе память, Ф.Ф.!
Клей использовался человеком с древнейших времен, можно считать, что как только первобытный человек прилепил кремнёвый наконечник своего копья к древку с помощью битума или сосновой смолы, так и пошел отсчет практики склеивания. В древности в качестве клея использовали все, что попадалось под руку. Чаще всего использовались продукты животного происхождения, обладающие клейкими свойствами изначально (рыбная чешуя, жилы животных и т.п. вещества, после термической обработки). Стоит отметить, что есть области в которых органические клеи активно используются до сих пор. Столярный клей, казеиновый клей, клейстеры для обоев. Несмотря на обилие синтетических (=химических клеев) упомянутые варианты все еще в строю и прочно занимают положенную им нишу экологичных и дешевых клеющих субстанций. Кстати, многие современные клеи называют синтетическими смолами только в честь того, что смола (клейкое вещество, встречающееся в соснах и других растениях) была одним из первых широко используемых клеев.
Все понятие склеивания держится на двух фундаментальных явлениях коллоидной химии — адгезии и когезии (ну ладно, трех, еще поверхностное натяжение).
Адге́зия (от лат. adhaesio — прилипание) в физике — сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел. Адгезия обусловлена межмолекулярными взаимодействиями в поверхностном слое и характеризуется удельной работой, необходимой для разделения поверхностей.
Родственным и по звучанию и по смыслу к адгезии является понятие когезии, которое иногда некоторые люди любят путать.
Когезия (англ. cohesion от лат. cohaesus — «связанный», «сцепленный») — связь между одинаковыми молекулами (атомами, ионами) внутри тела в пределах одной фазы. Когезия характеризует прочность тела и его способность противостоять внешнему воздействию. Когезия — это действие или свойство взаимного притяжения одинаковых молекул. Это внутреннее свойство вещества обусловленное формой или структурой его молекул, вызывающее изменение в распределении электронов молекул при их сближении, создавая электрическое притяжение, способное образовывать микроскопические структуры.
Отличие между этими фундаментальными понятиями коллоидной химии лучше всего показать на примере капель воды, которые образуются на оконном стекле во время дождя.
На картинке показано противоборство «стихий», каждая из которых занимается своим делом формирования привычной нам картины мира. Форму капле придает поверхностное натяжение. Сила гравитации (земное тяготение) — тянет каплю вниз, стечь со стекла. С этой неумолимой силой борются сообща силы адгезии и когезии. Раньше всех проявляется когезия, так как она имеет место уже в самой капле воды. Соседние молекулы слипаются друг с другом и формируют те самые капли, которые потом живописно скользят по стеклу. Когезия связывает единичные молекулы в ансамбли. А вот адгезия прикрепляет ансамбли в виде капель к стеклу, заставляют их держаться за стекло, «тянет вверх», заставляя сопротивляться движению под собственным весом. Притом когезия сильнее адгезии, иначе бы капли не смогли формироваться, т.е. дождевая вода бы просто растекалась ровным слоем по стеклу, формируя некое подобие масляной пленки на воде. Кстати, внимательно наблюдая за стеклом во время дождя можно заметить, что капли скатываются по уже существующим «водяным дорожкам». Это связано с тем, что падающие капли воды за счет сил когезии стараются прилипать к воде, которая уже там есть, а не к стеклу. Упомянутые дорожки, кстати, образуются из-за того, что при попадании капель на окно молекулы воды отрываются от проходящих капель и захватываются стеклом.
Какое все это имеет отношение к клеям? А самое прямое. Адгезия и когезия являются основными действующими факторами и в клеях. Допустим, вы хотите соединить два куска дерева, A и Б, с помощью клея В. Здесь вам нужны три разные силы: силы сцепления, способные удерживать вместе A и В + силы сцепления удерживающие В и Б + силы сцепления которые удерживают вместе клей B.
Если с первыми двумя силами все понятно, то насчет последней приведу небольшое пояснение. Лучший пример — два кусочка батона, склеенные вареньем или джемом. Варенье — это классический природный клей (ниже о них пару слов скажу), сделанный из сахара и воды. Притом довольно эффективный. При использовании довольно прочного хлеба (или сухарей) и правильного «мамкиного» варенья вполне себе реально удерживать два куска вместе смазав только один уголок. У хорошего варенья достаточно сильные внутренние силы когезии (поэтому его тяжело вытянуть из банки, особенно грушевое), но и адгезия к другим поверхностям отличная. Поэтому тяжело разорвать склеенный бутерброд не разрушив батон (получается это чаще всего если сдвигать пласты в сторону, а не прикладывать силу перпендикулярно). Но если варенье «имеет слабый внутренний когезионный стержень», то уже не важно, насколько хорошо оно пристает к батону. Две половинки не смогут склеиться и будут разваливаться под действием силы тяжести.
Еще один антагонистичный пример: вода и кусок железа. И тот и другой объект — в нормальных условиях очень слабо пригодны для склеивания, но по разным причинам. Вода — потому что силы адгезии у нее велики и она отлично прилипает к любым поверхностям, но из-за очень слабых когезионных сил эти поверхности непрочно сцепляются между собой и их легко разделить. В куске железа, наоборот, невероятно сильные когезионные взаимодействия (ответственные за связь атомов), притом настолько это «вещь в себе», что от нее практически нереально добиться адгезии к какому-либо другому внешнему материалу. Тестом на внутренние силы когезии может стать возможность разделения материала на куски. «кусочек» воды легко можно отделить от общей массы пальцем/ложкой и т.п., а попробуйте пальцем отделить кусок чугуна :).
Из сказанного выше вывод — в природе клея главное сила когезии, а в природе склеивания — сила адгезии. Так как клеи, как правило, довольно специфичные вещества, эффективность многих из которых проверена опытом многих поколений, то основное внимание я уделю явлению адгезии (клей, кстати, также можно называть и адгезивом). На сегодняшний день разработано несколько различных конкурирующих/взаимодополняющих теорий, которые пытаются объяснить появление явления адгезии:
Несмотря на обилие матчасти, до сих пор не существует единого ответа на вопрос «что заставляет клей клеить?». Но это не так удивительно, если учесть, сколько существует различных типов клея и сколько различных способов их использования. Считается что для каждого отдельного клея и для каждой отдельной поверхности, на которой он используется, существует индивидуальное сочетание разных факторов, удерживающих эти объекты вместе. Процесс изучения процессов склеивания продолжается и сегодня, ибо даже в 21 веке, когда «космические корабли бороздят. », мы еще не до конца понимаем, что заставляет вещества приклеиваться друг к другу. Поэтому приходится оперировать допущениями и обобщениями. С учетом которых выходит, что существуют четыре основных возможных механизма склеивания: через адсорбцию, хемосорбцию, механическое прикрепление и диффузию.
Адсорбция — эффект прилипания поверхностей друг к другу, за счет сверхмалых сил притяжения (т.н. сил Ван дер Ваальса (кстати, читатель cck7777 упомянул, что правильнее было бы говорить «фан дер» как в de Nederlandse taal), общего названия для всех межмолекулярных сил). Силы эти, кроме того, еще подразделяются на силы электростатического взаимодействия (силы Кизома, возникающие между постоянными молекулярными диполями), поляризационные силы (интермолекулярные силы Дебая между постоянным и индуцированными диполями) и силы дисперсионного взаимодействия (силы Лондона между мгновенно индуцированными диполями). Диполь = два заряда, равных по величине и противоположных по знаку, находящихся друг от друга на расстоянии, очень малом по сравнению с расстоянием до точки наблюдения. Ну а дальше «разноименные притягиваются и т.п.». На этом вся электростатика и держится (а с ней и все адгезивы). Силы межмолекулярного взаимодействия, кстати, проявляются, когда участники (атомы и молекулы) находятся на очень близком расстоянии (менее 1 нм).
При нанесении клея поверхность склеиваемых деталей смачивается и объекты прилипают друг к другу. Чтобы клей сработал, поверхности должны быть максимально обезжирены (для растекания адгезива по поверхности) и клей равномерно распределен тонким слоем. Фактически, этот процесс напоминает прилипание миллионов микроскопических магнитов (в роли которых выступают молекулы клея и молекулы склеиваемых материалов).
1,5 миллиона на см 2 ). Каждая щетинка конце расходится в 400-1000 ответвлений и каждое ответвление заканчивается на конце треугольной пластинкой шириной 0,2 микрометра. Т.е. лапка геккона площадью около сантиметра квадратного контактирует с поверхностью примерно двумя миллиардами окончаний.
Б. Фотография щетинок геккона. В. Фотография одной щетинки геккона. Г. Фотография ответвления на конце щетинки.
Последние исследования показывают, что именно такая геометрия лапок и связанные с ней электростатические силы (помноженные на миллиарды окончаний) дают в сумме результат, способный удерживать вес геккона на потолке.
Уточнение от читателя Rikkitik:
Про материал, имитирующий лапки геккона вот статья 2016 года. Вкратце — самым любопытным оказалось не как прилепить, а как оторвать без потери функциональности, то есть, добиться многоразовости соединения.
К ворсинкам предъявляются, казалось бы, взаимоисключающие требования — с этим исследователи столкнулись уже в начале XXI века. Ворсинки должны быть тонкими, чтобы проникать в самые мелкие зазоры и ямки, и вместе с тем прочными, чтобы не отрываться от подошвы на каждом шаге. Они должны быть гибкими и относительно легко растягиваться, чтобы дотянуться до выступов сложной шероховатой поверхности, и вместе с тем не слишком, чтобы легко отделяться от этой поверхности, а не тянуться за подошвой, как жевательная резинка.
Искусственные структуры из таких ворсинок должны быть максимально устойчивыми, не отрываться от ступни и выдерживать огромное число (до миллиона) циклов прилипания-отлипания. Пространство между ворсинками не должно слишком загрязняться пылью, собранной с поверхности, и сами ворсинки не должны слипаться между собой, поскольку и то, и другое резко снижает их способность адаптироваться к сложной поверхности.
Было бы удивительно, если бы всем этим не воспользовались военные. В мае 2014 года DARPA продемонстрировала свою разработку Geckskin (проект Z-Man), приспособления для рук, позволяющие передвигаться по вертикальным поверхностям.
Правда прошло пять лет, а про Geckskin почему-то ничего больше не слышно. Возможно, потому что засекречено, а возможно, потому что результата нет.
Гекконы и Darpa — это все где-то там, у них. А у нас лучшей иллюстрацией сил межмолекулярных взаимодействий может быть идеально притертая поверхность. Каждый токарь-фрезеровщик должен знать про такую вещь, как плитки Иогансона, или плоскопараллельные меры длины концевые. Плитки эти отполированы и притерты так, что достаточно сильно слипаются если их приставить гладкими гранями друг к другу. На картинке тридцать шесть плиток удерживаются атмосферным давлением и силами Ван-дер-Ваальса вместе:
Тому кто не верит, что такое возможно — рекомендую посмотреть наглядную демонстрацию (кликабельно):
За адсорбцией неотступно следует хемосорбция, но несмотря на похожесть названий, суть явлений кардинально отличается. Хемосорбция — прилипание осуществляется за счет образования химических связей между клеем и склеиваемыми веществами. Фактически, при склеивании образуется новое химическое вещество. При диффузии склеивание происходит за счет взаимного проникновения молекул материалов друг в друга. Молекулы клея перемешиваются с молекулами склеиваемых поверхностей и формируют прочное сцепление. И наконец механическая адгезия происходит при проникновении клея в микротрещины и полости материалов и последующего их физического удерживания. На картинке для наглядности показаны числовые значения энергий для различных сил имеющих место при склеивании.
Очевидно, что наилучшее сцепление образуется в случае хемосорбционного взаимодействия между склеиваемыми веществами, правда добиться этого не всегда возможно (но стремиться-нужно).
Разновидности клеев
Из всего выше изложенного следует, что любой клей будет эксплуатировать тот или иной, описанный выше принцип. Притом в случае клеев, как и в случае с гекконами, у исследователей тоже единства мнений, как правило, не наблюдается. Но это, в принципе, не так уж и важно, ибо накоплен достаточно серьезный практический опыт позволяющий без проблем подбирать оптимальные адгезивы и клеевые составы для всего разнообразия материалов. Существует множество делений клеющих субстанций, я приведу наиболее простую, основанную на их химической природе:
Притом хотелось бы отметить тот факт, что и по сей день мы в основном активно эксплуатируем разработки практически столетней давности. Судите сами по краткой хронологии:
1920-е годы: предложены клеи на основе сложных эфиров целлюлозы, алкидных смол, циклизированного каучука, полихлоропрена (неопрен), соевые клеи
1930-е годы: изобретен карбамидоформальдегид, чувствительные к давлению клейкие ленты, клейкие пленки на основе фенольных смол, поливинилацетатные (ПВА) клеи для дерева
1940-е годы: синтезирован нитрилфенол, хлорированный каучук, меламинформальдегид, винилфенольные и акриловые полиуретаны
1950-е годы: представлены эпоксиды, цианоакрилаты, анаэробные клеи
1960-е годы: представлены полиимиды, полибензимидазол, полихиноксалин
1970-е годы: представлены акриловые клеи второго поколения, акрилы чувствительные к давлению, структурные полиуретаны
1980-е годы: активная разработка загустителей для термореактивных смол, представлены водорастворимые эпоксидные смолы, контактные клеи, формуемые и вспененные термоклеи
1990-е годы: представлена модифицированная полиуретаном эпоксидная смола, отверждаемые термопластичные материалы, предложены клеи отверждаемые УФ и видимым светом
2000-е годы: синтезированы клеи на водной основе, активно разрабатываются однокомпонентные и двухкомпонентные клеи, не содержащие растворителей
В качестве синтетических клеевых составов в большинстве случаев используются полимеры, поэтому рекомендую прочитать попутно две мои тематических tutorial статьи (Письмо химика 3D-печатнику. Растворители для пластмасс и защита от них + Возвращаем девочке птицелет или RTFM по определению пластмасс в домашних условиях), уже хотя бы для того, чтобы привыкнуть к «полимерной» терминологии и посмотреть базовую информацию по полимерам.
Сегодня основное развитие «пользовательских» клеевых составов идет по пути увеличения экологичности (часто, кстати, в ущерб прочности соединения). Конструкционные и промышленные составы особенно этому не подвержены, но там в целом до сих пор используются традиционные, проверенные временем варианты. Так что, ищем в таблице ниже свои соединяемые материалы и запоминаем нужный тип клея.
Бонусом — сравнительный обзор прочностных характеристик различных типов клеев. Иногда бывает полезно 🙂
На этом вводная часть завершена, в следующих — перейдем к рассмотрению конкретных разновидностей клея и оптимальных условий/материалов для его применения. Задавайте в комментариях волнующие вас вопросы — тогда в следующей части высока вероятность появления ответов.
N.B. Продолжение темы:
Будет ли следующая статья — зависит от хабра-сообщества, ибо subj.
Важно! Все обновления и промежуточные заметки из которых потом плавно формируются хабра-статьи теперь можно увидеть в моем телеграм-канале lab66. Подписывайтесь, чтобы не ожидать очередную статью, а сразу быть в курсе всех изысканий 🙂