Как объяснить что такое эпитет ребенку
как обьяснить ребёнку что такое эпитет
Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.
Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.
Логика различает суждения синтетические — такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока) и аналитические — такие, в которых сказуемое лишь выявляет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).
Перенося это различие на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» — эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность — признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне.
Эпитет — начало разложения слитного комплекса представлений — выделяет признак, уже данный в определяемом слове, поскольку это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может казаться несущественным, случайным, но не таков он для творческой мысли автора.
Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (матушка-Волга, ветер-бродяга, очи светлые, сыра земля). Эпитеты — очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.
Часто используемый в литературоведении термин. Эпитеты могут быть, как словом так и целым выражением. Эпитеты используют для выразительности и обозначения явления или какой-нибудь вещи. Эпитетам свойствено сравнение, выражаться может глаголом и наречием, именем существительным, но чаще всего именем прилагательным. Примеры эпитетов: золотая осень, бархатная кожа, синее море, хрустальный звон, холодное сердце, воздушный рис и т. д.
Как объяснить ребенку что такое «Эпитет»?
Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.
Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.
Логика различает суждения синтетические — такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока) и аналитические — такие, в которых сказуемое лишь выявляет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).
Перенося это различие на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» — эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность — признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне.
Эпитет — начало разложения слитного комплекса представлений — выделяет признак, уже данный в определяемом слове, поскольку это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может казаться несущественным, случайным, но не таков он для творческой мысли автора.
Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (матушка-Волга, ветер-бродяга, очи светлые, сыра земля). Эпитеты — очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.
Что такое эпитет?
Эпитет – это слово, которое является средством для красивой и выразительной речи. Чаще всего эпитеты употребляются в художественной литературе для привлечения внимания к ярким качествам характера человека или свойствам предметов. С их помощью можно красочно сравнить любое явление с художественным образом. Примером могут служить такие выразительные определения, как шелковые волосы, седые облака, красная девица и буйный ветер. Самыми красивыми эпитетами богаты лирические произведения и стихи.
В литературе, кроме прилагательных, эпитетами могут выступать и остальные части речи. Например, существительные усиливают значимость образа: волшебница зима, ветер разбойник. Во многих произведениях можно встретить эпитеты в форме наречий, такие как, горячо любить и страстно желать.
Эпитеты – это слова, которые помогают сделать твою речь красочнее. Когда желтеют и опадают листья, мы говорим, что пришла золотая осень. Так мы сравниваем деревья в желтых нарядах с золотом, передавая их красоту. Зимой ты выходишь гулять, чтобы ловить падающие с неба пушистые снежинки. Это значит, что белый выпавший снег такой мягкий, что очень напоминает пух. А мороз рисует на окнах волшебные серебристые узоры, как будто художник расписал стекла своей тонкой кистью. В дождливый день небо такое хмурое и серое, что не хочется никуда идти. Пасмурную погоду мы называем грустной и унылой, чтобы лучше передать наше настроение. Такие яркие сравнения и называются эпитетами. Поэты используют их в своих стихотворениях, чтобы красивее передать смысл произведения.
Что такое эпитет – разжевываю как могу, чтобы вы точно всё поняли и не путались
Когда ежу непонятно.
Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтическое определение. В литературе к эпитетам есть узкий и широкий подход. Согласно узкому, эпитетами могут быть только прилагательные, согласно широкому – слова любой части речи.
Чтобы полностью понять, что это, прочитайте о том, какой пургой эпитеты занесло в язык.
Откуда взялся эпитет
Сначала было только существительное, которое обозначало предмет: дом.
Потом домов стало много и возникла необходимость «конкретизировать» их, как-то различать. Для этого были созданы определения при существительных: деревянный дом, трехэтажный дом.
Такие определения называются «логическими». Логическое определение – это такое, которое все люди дают предмету. Кого в дом ни приведи, все увидят, что он «деревянный», «двухэтажный», «с отоплением». Про дом из бруса нормальный человек не скажет, что он «кирпичный».
А потом возникла другая проблема. Человеку захотелось выразить СВОЕ отношение к предмету. Поймите вот эту разницу. Не какое-то свойство выделить, а свое навязать, я вот типа так вижу. И пошло: «леденящий душу дом», «неприветливый дом», «какой-то у вас дом гнетущий…».
Он что, правда леденит душу [и что вообще такое «душа»?], не машет вам рукой в знак приветствия? Нет. Это просто вы так видите. Для меня дом как дом.
Определения, которые выражают отношение человека к предмету, чувства, которые этот предмет у этого (именно этого, не у всех подряд) человека вызывает, называются поэтическими определениями. Или эпитетами.
Логические определения дополняют значение существительного. Например, вот есть «треугольник» – у него просто три угла и все. А если сказать «равнобедренный треугольник» – добавится новое свойство – боковые стороны у этого треугольника равны.
Поэтические определения (эпитеты) ничего не дополняют. Красивый треугольник, отвратительный, оригинальный – вы что-нибудь узнали о свойствах этого треугольника? Ничего. Только чьи-то голословные оценки.
Логическому определению можно противопоставить другое логическое: деревянный дом – кирпичный дом, железная кружка – пластмассовая кружка.
Поэтическому определению нельзя ничего противопоставить. «Безмолвное море» – оно что, говорить должно? Не бывает «говорливого» моря.
Практика: отличаем эпитет от логического определения
Зима. Шел снег. Вы вышли на улицу, перед вами береза. Как вы ее опишете? «Береза вся в снегу, на ветках у нее снег, на нее солнце светит». Вы скажете, что она «белая?». Нет, потому что она вообще-то не белая, у нее есть черные полосы на стволе, и ветки черные.
А вот Есенин в своем стихотворении сказал: «Белая береза под моим окном». Он ее увидел именно как белую, поэтому «белый» – эпитет. Есенин так увидел, этот эпитет выражает его отношение.
Или вот Лермонтов пишет: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу» – ночь может быть «громкой»? Нет. Ночью машины могут ездить или не ездить, соседи шуметь или не шуметь, но сама ночь – это просто время суток, время звуков никаких не издает. Поэтому «тиха» – эпитет.
У Ахматовой то же самое: «Вечер осенний был душен и ал». Вечер – это просто время суток, если ей в этот вечер дышать было нечем – ее проблемы, всем и каждому не кажется, что он обязательно «душный». И тем более «вечер ал» – он что, может быть цветным? Красным, зеленым… Это просто время и все.
А вот посмотрите на строчку из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы». Роза белая, потому что у нее лепестки белого цвета, я смотрю на нее, и мне понятно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» – это уже Шатунову так кажется. И потом, чем они должны быть защищены-то?
Типы эпитетов
Постоянные. Характерны для фольклора, устного народного творчества. Волк какой? Серый. Молодец какой? Добрый. Девица? Красная. Поле? Чистое.
Авторские. Это когда вообще непонятно, как можно сочетать эпитет с определяемым словом. Но автор так «увидел» и написал. У Маяковского, например, есть «тысячеглазовый трест». Надо было еще слово такое придумать…
Общеязыковые. Все остальные.
Широкий и узкий подход к эпитетам
В школах обычно узкий подход к эпитетам, согласно которому эпитетами можно называть только прилагательные и причастия. Согласно широкому подходу, эпитетами могут быть и слова других частей речи:
Логическое определение – это когда «ежу понятно». Золотое кольцо на руке – ежу понятно, что оно из золота.
Эпитет – когда ежу НЕ понятно. Золотые руки, золотое сердце – ёж точно не поймет. И никогда вы ему не объясните.
Урок развития речи. Изобразительно-выразительные средства языка (Эпитет)
Цели урока:
Оборудование урока:
Ход урока
I. Слово учителя.
Н.В.Гоголь восхищался эмоциональной образной речью, которая не оставляет никого равнодушным – ни читателя, ни слушателя. «Метко сказанное русское слово живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту». Анна Ахматова писала:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственного слова.
«Царственное слово» – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. «Царственное слово» является вдохновенному поэту в минуту его творческого взлёта и остаётся на века в сокровищнице художественных образов, запечатлённые памятью многих поколений.
Сегодня на уроке нам предстоит пользоваться такими словами.
II. Повторение ранее изученного материала.
-Что такое художественные тропы? Для чего они нужны в тексте?
Если бы их не было, наша речь стала немного скудней. Образность достигается часто употреблением слов в переносном значении.
Звучит зимний фрагмент «Декабрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского.
— Какая картине предстала перед вами глазами, когда вы слушали эту мелодию?
Воспроизведение на экране:
Эпитет – прилагательное, употреблённое в переносном смысле, которое характеризует какое-то явление или предмет.
Эпитет – это такой троп, который использует переносное значение предмета, чтобы сделать ярче его характеристику.
Чаще всего эпитет – прилагательное. Но бывают эпитеты и других частей речи.
Воспроизведение на экране:
Изобразительные эпитеты
Выразительные эпитеты
III. Практическая работа.
1. Работа по вариантам.
Первый вариант работает с прозаическими текстами.
Второй вариант – с поэтическими текстами.
Прозаические тексты
Сплошной, непроницаемой стеной повалил снег. Высоко где-то в небе лёгкие сухие шестигранные снежинки, переходя в нижние более тёплые слои воздуха, соединялись между собою, сырели, тяжелели, и сюда их тяжести сама собой, без всяких без всякого подчинения скульптору или какому бы то ни было управлению лепила, всё на сучках и вершинах всяких деревьев самовольные и затейные формы.
М.Пришвин
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки.
К.Паустовский
Поэтические тексты
Скользя по утреннему снегу, друг милый,
Предадимся бегу нетерпеливого коня и
Навестим поля пустые, леса недавно
Столь густые, и берег милый для меня.
А.С.Пушкин.
Свет серебристо-голубой,
Свет от созвездий Ориона,
Как в сказке льётся над тобой
На снег морозный с небосклона.
А.А.Фет.
Яркий снег сиял в долине:
Снег растаял и ушёл:
Вешний злак блестит в долине:
Злак увянет и уйдёт.
Ф.Тютчев
Белого снега большие охапки
Мы завалили, округу слепя.
Чист, как дитя,
Хрустальный снег.
Вл.Петонов
Прослушаем музыкальный фрагмент «Зимние фантазии» из альбома «Времена года» А.К.Глазунова.
— Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует воображение при её прослушивании?
2. Творческая работа.
Класс работает по трём группам.
Воспроизведение на экране предлагаемых репродукций.
Работа с репродукциями картин: А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»,А.И.Куинджи «Солнечные пятна на снегу»
План описания картины.
Розовато-сиренево-бордовые тона
Холодный световой тон
Бледно-сиреневый тон
Желтовато-розовый тон
Нежно-голубой тон
Белый цвет – успокаивает
Красный – будоражит
Зелёный – радостен, цвет первых всходов
Жёлтый, красный, оранжевый – тёплый
Голубой, синий, лиловый – холодные цвета
…И вдруг возникает красота
Из хлопьев снега, лап зелёных,
Из синей тени у куста,
Из проводов посеребрённых.
И разум перед ней молчит
И объяснить её не может,
О, как незнание томит!
Что шевельнулось? Что тревожит?
Волнистый снег иль след крыла?
Иль то, что в нас – в душе и зренье,
Та дымка, что обволокла
Весь мир таинственным свеченьем?
И смотрят очи, не мигая,
Как будто видят в первый раз,
Как будто бы не понимая,
Что красота – от нас, от нас!
Афанасий Афанасьевич Фет
Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня утром снег покрыл…
Подметить всё и записать бы,-
Так первый снег мне этот мил!
Скорей подметить! Он победу
Уступит солнечному дню;
И к деревенскому обеду
Уж я всего не оценю.
Там, в поле, вижу чёрной пашни
С каймою снежной борозду;
Весь изменился вид вчерашний
Вокруг дома, в роще и в саду.
Кусты в уборе белых шапок,
Узоры стынущей воды,
И в рыхлом снеге птичьих лапок
Звездобороздые следы.
Оно
Сурово
Солнце января.
Но с каждым днём
Становится всё ярче.
А поздняя январская заря
Декабрьской и приветней
И богаче.
Снегов крупчатых ровные пласты
Уложены надёжно.
В три наката.
Но гнёзда вить
Готовятся клесты,
Вот-вот должны родиться
Медвежата…
Какая б сила стуже ни дана,
И как бы ветер
Ни казался резок
В смолистых шишках
Зреют семена –
Лесов еловых
Будущий подлесок…
Нет, не сурово солнце января!
— Читаем выразительно выбранное стихотворение. Называем эпитеты к слову «снег». Объясняем значение этих эпитетов.
3. Работа с текстом Марты Гумелевской.
Выполните следующую работу к тексту:
Помню, как-то пришлось ехать на санях по зимней дороге. Вокруг расстилались белые поля, вдоль дороги стояли запорошенные снегом кустарники и деревья. Белым-бело…Казалось, на свете нет другого цвета, кроме белого. И эту белизну я особенно почувствовала, когда вдруг впереди, справа от дороги, мелькнуло нечто яркое – красное. Словно на снег бросили громадный драгоценный камень – рубин; мне даже казалось, что это красное пятно сверкает! А то просто нарядная птица наших зимних лесов – снегирь. Он прыгал, скакал, перепархивал с ветки на ветку; с веток, сверкая на солнце, осыпалась снежная пыль, и снегирь со своей красной грудкой тоже блестел, а снег вокруг был белый-белый, чистый, пушистый. Снежная белизна…Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту какого-либо предмета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье…
В чём же секрет белоснежного снега?
Но утром, в часы восхода, лучи солнца кажутся нам золотисто-розовыми и освещенный ими снег тоже становится золотисто-розовым. Он может быть и зелёным, и красным, если его освещают праздничные новогодние огоньки на ёлках, устроенных под открытым небом, в парке. Любой цвет, падающий на снег, целиком отражается беспорядочно лежащими снежинками.
Но на снег обычно падает солнечный луч. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнечный луч.
Ответьте на вопрос: Почему снег бывает не только белым?
Звучит песня в исполнении ансамбля «Самоцветы».
IV. Итог урока.
— Мы обратились к изображению состояния природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. И каждый раз убеждались в том, что нам помогают изобразительно-выразительные средства языка(эпитеты)
— Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Снег и моё настроение», используя материал нашего урока развития речи.