Как объяснить что такое слово
Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться
То, что обозначает слово.
Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.
Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.
Чем лексическое значение отличается от грамматического
Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.
А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.
Виды лексических значений
Основных видов два – прямое и переносное.
Прямое
Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.
Переносное
Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.
А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».
Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.
Связанные и не связанные
У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.
Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».
Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.
Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.
Схожие и противоположные
Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.
Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.
Лексическое и лексикографическое значение слова
Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.
Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.
И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.
А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.
Есть ли границы у лексического значения
Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.
А что такое любовь? Счастье? Одиночество?
Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.
Полезные материалы для учеников и родителей
Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.
Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:
Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»
Елена Николаевна Нетребина
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6-7 лет.
Тема: «Что такое слово?»
Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических ситуаций.
Образовательная
• Закреплять умение давать характеристику звука и буквы.
• Формировать понятие, что такое значение и смысл.
• Формировать понятие, что такое слово.
• Совершенствовать навык чтения.
• Развивать положительные качества личности, умение слушать, дополнять друг друга в корректной форме, быть терпеливым.
• Развивать фонематический слух.
• Развивать логическое мышление, умение действовать по плану в определённом порядке.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаге и в пространстве.
• Развивать диалогическую речь.
• Воспитывать интерес к совместной познавательной деятельности, желание преодолевать трудности.
• Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
• Формирование навыка чтения.
Интеграция образовательных областей:
Ход работы:
В: Ребята, хотите, чтобы Е. Н. вышла, а вместо неё прилетела на метле Баба-Яга?
В: Тогда закройте глазки ладонями и произнесите наши волшебные слова.
ПОД: Раз, два, три, четыре, пять, будем в сказку мы играть.
Б. Я. : Ой, куда это моя метла меня принесла, неужели к тем детям, которые меня победили в прошлый раз?
Б. Я. : Ну сегодня то я обязательно смогу всё запутать-перепутать, всех обмануть и провести.
ПОД: Нет, не сможешь, Баба-Яга.
Б. Я. : Вот это мы и узнаем. У меня есть волшебная коробочка, а в ней разноцветные жетончики. Жёлтые, как солнышки и синие, как тучки. За каждый правильный ответ вы будете получать жёлтый жетончик. А синий жетончик получу я, если сумею вас запутать. Потом посчитаем, каких жетончиков больше. Если синих, значит я выиграла, если жёлтых, то вы выиграли. Согласны?
Б. Я. : Сейчас я буду задавать очень сложные вопросы. Готовы?
Б. Я. : Когда мы говорим, то произносим буквы, а пишем мы звуки. Это правильно?
ПОД: Нет, не правильно. Когда мы говорим, то произносим звуки, а пишем мы буквы.
Б. Я. : Ну ладно, получайте свой жёлтый жетончик и слушайте следующий вопрос. Звуки можно написать, слепить из пластилина, выложить камушками на улице на площадке или счётными палочками на столе. А буквы можно только слышать и произносить. Это правильно?
ПОД: Нет. (Дети произносят наоборот, получают жёлтый жетон).
Б. Я. : Попробую запутать. Все звуки состоят из слов. Это правильно?
ПОД: Нет, все слова состоят из звуков.
Б. Я. : Всё равно я смогу выиграть.
Б. Я. : Готовы дальше соревноваться?
Б. Я. : У меня есть волшебный мячик. Будем его передавать друг другу, произнося волшебные слова: «Ты катись весёлый мячик быстро-быстро по рукам, у кого остался мячик, тот исполнить что-то нам». У кого остался в руках мячик, должен взять карточку, прочитать слово, которое на ней написано и ничего не произнося, только знаками и жестами показать это слово. Если ребята угадают, то все вы получаете жёлтый жетончик, а если не угадают, то я получаю синий.
Проводится игра. Дети становятся в круг и играют в игру. На карточках написаны простые слова: собака, кошка, птица, мыло, ложка и т. д. по числу детей. За каждое угаданное слово дети получают жёлтый жетончик.
Б. Я. : Всё, я опять проиграла, у меня нет ни одного синего жетончика, сегодня я не смогла вас запутать. Я улетаю, но оставлю вам очень сложное задание, а в следующий раз прилечу и смогу вас победить. Вот, передайте письмо Вашему воспитателю.
Баба-Яга улетает, возвращается воспитатель.
В. : Вот я и вернулась. Улетела Баба- Яга?
В. : Какие вы молодцы, ответили на все вопросы правильно, не смогла она вас запутать. А где сложное задание, которое Баба-Яга нам оставила?
(Дети отдают конверт воспитателю)
В. : (читает письмо): «Я спрятала конверт с заданием, чтобы его найти, нужно выполнить графический диктант». Как настроение? Сможем выполнить диктант?
(Дети садятся за столы и выполняют графический диктант. После выполнения диктанта в тетрадях нарисован прямоугольник и в прямоугольнике буква «П»).
В. : Как вы думаете, что же зашифровано? Что у нас в группе прямоугольной формы и начинается на букву «П»?
ПОД: Скорее всего, это почтовый ящик.
(Дети с воспитателем открывают почтовый ящик и находят конверт,на котором написано: «От Бабы-Яги»Читают письмо: «Прочтите слово и объясните его значение».)
В. : Прочтите, пожалуйста, это слово.
В. : Ребята, что будем делать? Как мы с вами объясним значение этого слова?
ПОД: Не знаем. (Могут начать называть какие-нибудь предполагаемые значения, могут предположить, что в слове переставлены буквы)
В. : Ребята, давайте вспомним, кто нам дал это задание?
В. : Я что она больше всего хочет?
В. : Давайте постараемся не запутаться. Вспомните, из чего состоят слова?
ПОД: Слова состоят из букв, если мы их пишем или из звуков, если мы их произносим.
В. : А это странное слово ПРУМФРОШ состоит из букв?
В. : А раз мы смогли его произнести, то оно состоит из звуков?
В. : А что же ему всё-таки не хватает, чтобы назвать его словом?
ПОД: Это слово непонятное.
В. : Я тоже так думаю. Мне кажется, что оно похоже на орешек без ядрышка.
Скорлупка есть (буквы, звуки, а ядрышка (значения) нет.
Что мы скажем Бабе-Яге? Можно ли сказать, что ПРОМФРУШ является словом?
ПОД: Нет, его нельзя назвать словом. Оно ничего не значит.
(Звучит сигнал сообщения на телефон)
В. : Ребята, мне на телефон пришло какое- то сообщение. (Читает) : «Вам письмо от царя Алфавита. Оно в почтовом ящике». (Достаёт из почтового ящика письмо, читает)
«Мои дорогие друзья, я очень рад вашим успехам. Вы снова победили Бабу-Ягу.
Посылаю вам в подарок стихотворение о слове:
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нет.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами.
Они слышны и здесь, и там. И ясно без сомненья,
Чтоб смысл их нам понятен стал, должны иметь значенья.
И подпись: Царь – Государь Алфавит».
В. : Вот и закончилась наша с вами игра. Вам понравилось?
В. :А какая разница между словом и простым набором звуков?
ПОД: Слова должны иметь значения.
В. : Какую новую игру с мячом мы с вами сегодня узнали?
ПОД: Ты катись весёлый мячик.
Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.
Что такое лексическое значение слова
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.
Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стол а — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Однозначные и многозначные слова
Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:
Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет множество значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
Видеоурок
Значение слова «слово»
1. Единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Значение слова. Порядок слов в предложении. Русские и иностранные слова. □ Дитя еще едва выговаривало слова. И. Гончаров, Обломов.
3. (ед. ч. в том же знач., что и мн. ч.). Высказывание, словесное выражение мысли, чувства и т. п. Слово — серебро, молчание — золото. Пословица. [Карташев] стоял, слушал и презрительно щурился от разного рода громких слов вроде: «Ты мне не сын», «Я не желаю такого сына». Гарин-Михайловский, Гимназисты. — Ну, я вижу, мои слова на вас подействовали. Чехов, Нищий. [Акулина Ивановна:] Ты своей беседой меня с отцом не жалуешь, так позволь хоть со слугой-то слово сказать. М. Горький, Мещане. || только ед. ч. Высказанное распоряжение, мнение, решение. — Что ж, говори последнее слово; продашь лошадь-то али нет? Григорович, Антон-Горемыка. || Неодобр. Какое-л. заявление, утверждение, обещание и т. д., не подкрепленное делом, деятельностью. — Словесами одними ничего не сделаешь. Григорович, Пахатник и бархатник. — Я никого так не любила, как тебя. — Слова! Вс. Иванов, Голубые пески.
4. только ед. ч. Обязательство сделать, выполнить что-л.; обещание. Сдержать свое слово. Связать себя словом. □ [Ирина] взяла с него слово, что он непременно посетит ее. Тургенев, Дым. [Сашу] уговорили остаться, и он дал слово, что уедет первого июля, не раньше. Чехов, Невеста.
5. только ед. ч. Публичное выступление, речь, устное официальное заявление и т. п. Заключительное слово. Лишить слова. □ Пархоменко вернулся в Военный совет. Он собрал специалистов, сказал им краткое напутственное слово. Вс. Иванов, Пархоменко. Люди горячо жестикулировали, вскакивали с мест, просили слова вне очереди, торопясь высказаться. Бахметьев, У порога.
6. только ед. ч. Устар. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания, а также повествование, рассказ вообще. «Слово о полку Игореве». «Слово о пользе стекла». М. В. Ломоносова. □ [Цензура] запретила печатать что бы то ни было писанное мною, хотя бы то было слово о пользе тайной полиции. Герцен, Долг прежде всего.
7. мн. ч. (слова́, слов). Литературный текст, на который написана музыка. Романс Глинки на слова Жуковского. □ — Я написал вчера новый романс; слова тоже мои. Хотите, я вам спою? Тургенев, Дворянское гнездо.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В поисках структуры слова современная наука сформировала самостоятельную отрасль, называемую морфологией. По грамматическому значению слова классифицируются как части речи:
знаменательные слова — обозначающие определённые понятия, — существительное, прилагательное, глагол, наречие
подклассы — числительные, местоимения и междометия;
служебные слова — служащие для связи слов между собой — союз, предлог, частица, артикль и др.
По лексическому значению слова классифицируются по возрастающему перечню по мере развития лексикологии, семантики, учения о словообразовании, этимологии и стилистики.
С исторической точки зрения слова, составляющие лексику языка, обычно имеют самые различные происхождения, и в этом многообразии истоков особо перспективным для фундаментальных исследований становится сочетание предметов терминология и этимология, которое способно восстановить истинное происхождение знаменательных слов.
Понятие «слово» в научном употреблении является основополагающим понятием (аксиомой) в лингвистике. Все иносказательные употребления обозначения этого понятия являются примерами употребления данного понятия в других областях человеческой деятельности, для которых автор или не может найти соответствующего обозначения своей мысли, или считает введение нового обозначения ненужным. Так что любые иносказательные употребления данного обозначения необходимо считать обиходным языком общения, допускающим несущественные отклонения от грамотности и общей образованности. Как правило, такая необходимость возникает при изложении субъективной или эмоциональной речи, как неотъемлемой части человеческого быта.
Прокоповича. Славный проповедник произнес надгробное слово.
Пушкин. || Повествование (старин.). Слово о полку Игореве. 7. только ед. Ораторское выступление, речь в собрании. Прошу слова! Дать, предоставить кому-н. с. Взять с. для возражения. Лишить слова. С. имеет товарищ Иванов. Вступительное с. Заключительное с. докладчика. Последнее с. подсудимого. 8. только ед. Мнение, приговор, решение. История еще не сказала своего последнего слова. Решающее с. принадлежит в этом деле не мне. Скажите свое веское с. 9. только ед. Обещание, уверение. Взять с кого-н. с. Держаться данного слова. Он связан словом. Честное с. (см. честный). Сдержать свое с. Как, вы хотите, чтоб я теперь от своего слова отступился? Тургенев. Давши слово, держись, а не давши, крепись. Пословица. Ты дай нам слово верное. Некрасов. — Слово большевика — серьезное слово. Большевики привыкли выполнять обещания, которые они дают. Сталин. Господин своего слова (см. господин). ◊