Как объяснить что такое текст
Что такое текст — признаки, анализ и виды текстов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Текст – это одно из довольно зыбких понятий в нашем сознании. Объясню почему.
С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.
Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.
Что такое текст? Узкое и широкое понимание
Слово «текст» пришло в русский язык с латинского, где первоначальное «textus» переводилось как «ткань, сплетение, соединение». Лингвистическое понимание термина, согласно статье доктора филологических наук Т.М.Николаевой, таково:
Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.
Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.
В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).
Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.
Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.
То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.
Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.
Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.
Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.
Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:
Ключевые признаки текста
Здесь и далее рассмотрим наш феномен уже только в рамках лингвистики.
Итак, языковеды выделяют такие признаки текста:
Что такое тема текста? Это его смысловое ядро, в котором обобщается и конденсируется все содержание.
Какие бывают тексты (их классификация)
Чтобы ответить на вопрос, какие бывают тексты, нужно определиться с интересующей классификаций. Две самые распространенные в языкознании (в том числе и на школьном уровне) – по типу и по функциональному стилю.
По типу
Согласно общепринятому тричленному делению выделяют такие типы текста:
Жесткое разделение текстов по этим типам чаще всего встречается только на школьных уроках, когда эту классификацию изучают. На деле большинство произведений строится на сочетании и перемежении всех трех типов.
К примеру, автор описывает действия персонажа, при случае добавляя тонкие детали его портрета, а уже в следующем предложении погружается в раздумья о правильности поступка его героя…
Какие бывают тексты по стилю
Данная классификация представлена в рамках функциональной лингвистики. Стиль текста – это отражение одного из функциональных стилей речи, к которому он относится.
Существуют лингвистические споры о том, стоит ли вводить в их список некоторые категории (вроде эпистолярного, религиозного стилей).
Ограничимся пятью общепринятыми, в связи с чем выделим такие тексты по стилю:
Предложения обычно сложные, с преобладанием имен существительных, часто встречается специальная профессиональная лексика.
Это живые, оригинальные, динамичные тексты.
Пестрят терминологией, с точки зрения синтаксиса часто организованы сложно для восприятия.
Обычно строится из простых предложений, характеризуются упрощенной (иногда просторечной или даже матерной) лексикой.
Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.
Анализ текста
Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.
Существует три типа научного анализа текста:
В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:
Лингвистический анализ подразумевает также:
С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.
Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?
Наверное, такие «произведения» называются вода. Особенно подобные случаи встречала, когда читала переводы книг с английского на русский. Как можно выпускать книги, тратя бумагу и деньги, с невразумительными переводами?
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Что такое текст?
Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки.
Выделяют типы текста, опираясь на содержание:
Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».
Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.
В данном тексте видно, что действия происходят последовательно.
Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.
Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года.
Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.
Рассуждение делится на виды:
Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.
Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
Предложения в тексте связаны по смыслу. Смысловая связь предложений в тексте важна, если бы в текст входили абсолютно разные предложения, он был бы непонятен и тяжело бы воспринимался.
Виды смысловой связи предложений в тексте:
Цепная связь – новое предложение дополняет предыдущее. Автор выражает мысли последовательно. Информация из первого предложения развивается во втором, из второго в третьем.
Не обижай, мой юный товарищ, книгу! Она друг и соратник на всю жизнь. В ней ты найдешь ответы на интересующие вопросы.
Параллельная связь – предложения не зависят друг от друга, но объединены общим высказыванием.
Наступило утро. Город просыпается, солнышко поднимается высоко-высоко. Слышны голоса людей и пение птичек.
Первое предложение является общей темой для последующих предложений.
Помимо смысловой связи, существует грамматическая связь в предложениях. Она означает, что формы слов зависят друг от друга. Слова в предложениях текста, должны согласовываться, в этом помогают местоимения, предлоги, союзы.
Я с нетерпеньем жду, когда мы поставим елку. Она будет пышная, красивая и нарядная.
Без смысловой и грамматической связи предложений текст не сможет существовать, его невозможно создать.
Что такое заголовок текста
Я мечтал о футбольном мяче. У мальчишек со двора были мячи, а у меня нет. Они, конечно, давали играть, но с наступлением вечера хозяева забирали мячи домой. Мама пообещала, если я буду хорошо учиться, она исполнит мою мечту. Я хорошо учился, домой приносил пятерки и помогал маме по дому. И вот, наступил день, когда мама принесла домой мяч. Он был красивый, большой и, самое главное, мой. Я обнял маму, поблагодарил и быстро выбежал на улицу похвастаться ребятам. У меня теперь есть свой мяч.
Составление текста
Для развития речевой деятельности, для формирования мышления человек должен уметь думать, развивать мысли, использовать воображение и с их помощью составлять тексты.
Есть несколько типов составления текста:
1) составление текста по рисунку;
2) составление текста на заданную тему;
3) составление текста по данному началу и концу;
4) составление текста по опорным словам.
Составление текста по рисунку
Часто в школьных учебниках встречается задание: «Рассмотри рисунок и составь по нему текст». Составить текст по рисунку легче, чем на заданную тему или по опорным словам. Так как мы можем рассмотреть подробные детали в картине и описать их в тексте.
Чтобы составить текст по рисунку, надо следовать пунктам:
Заяц
С давних пор считается, что зайцы – трусливые животные, слабые и беззащитные. Есть поговорка «Трусливая душа», так говорят о человеке, который всего боится. Действительно, заяц считается слабым среди лесных зверей. Но они очень шустрые. Редко волк или лисица догоняют зайца, он очень быстро бежит, а маленький размер позволяет укрыться в норке, куда волк и лисица не смогут забраться. Заяц слабый, но очень проворный.
Составление текста на заданную тему
Составить текст на тему сложнее, чем составить текст по рисунку, так как нельзя увидеть изображение событий, людей, предметов, красок. В составлении текста значительную роль играет наша фантазия и воображение.
Чтобы составить текст на заданную тему, надо следовать пунктам:
1. Подумай, что несет в себе заданная тема;
2. Подумай с чего можно начать, написать вступление;
Тема «Друзья»
Составление текста по данным началу и концу
Составление текста по данному началу и концу является сложным видом, в этом случае важно не только использовать воображение, но и понять автора уже начатого текста, что он хотел донести до читателя, суметь развить его мысль.
Чтобы составить текст по данным началу и концу, надо следовать алгоритму действий:
«Манная каша»
Начало: Мама заставила меня есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что …
Конец: … Я попросил прощения и был наказан. Все тайное всегда становится явным.
Мама заставила меня, есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что если я съем кашу, то мы пойдем в цирк. В цирк я хотел, а кашу есть не было желания. Я решил, пока мама не видит вылить кашу в окно. Онаникому не помешает. И мама довольна и я пойду в цирк. Как только я это сделал, раздался звонок и в двери появился милиционер, с гражданином, у которого на шляпе была моя каша. Все сразу же открылось. Я попросил прощения и был наказан. Все тайное, всегда становится явным.
Составление текста по опорным словам
Опорные слова: Новый Год, елка, игрушки, звезда, подарки.
Пышная красавица
В преддверии Нового Года папа принес домой елку. Мы с сестрой достали игрушки, которые хранились на чердаке и начали наряжать елку. Пышная и нарядная красавица получилась. Вверху сияла красная звезда. Под елкой деду Морозу будет радостно оставлять подарки.
Словарное слово: ворона
Что такое словарные слова? Словарные слова – это слова, правописание которых нельзя проверить правилом.
Проверяются эти слова орфографическим словарем. Слово, которое мы запишем в словарик «Орфограммка», мой юный товарищ, будет ворона.
Обязательно подчеркни букву, в которой можно сделать ошибку.
Для закрепления материала, выполни эти задания и реши тест после урока:
1. Дай заголовок тексту
После школы я зашел в булочную за хлебом. Продавщица, всегда радостная и веселая тетя Маша, была расстроена, не похожа на себя. Когда она подавала хлеб, я сказал:
Тетя Маша засветилась, словно звездочка, я удивился, ведь я ничего не сделал.
— Тетя Маша, почему вы улыбаетесь?
— Василек, ты единственный сегодня сказал мне доброе слово.
— Спасибо! – ответила тетя Маша
Я понял как важно говорить добрые слова.
2. Составь текст по рисунку
3. Составь текст на тему «Утро в лесу»
4. Составь текст по началу и концу
Начало: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил ….
Конец: Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.
5. Составь текст по опорным словам: море, пляж, волна, солнце, крем, мороженое, лимонад, шляпа, воздушный шар.
1. Пример: «Добрые слова»
2. Пример: Выпал снег. Во двор вышли все ребята. Самое время лепить снеговика. Целых два часа мы лепили снежные комки, делали снеговику глаза, нос, пуговицы. Получился большой, красивый, замечательный снеговик.
3. Пример: Как прекрасно утро в лесу. На травеи деревьях появляется утренняя роса. От лучей яркого солнышка просыпаются звери, начинают петь птицы, журчат ручьи. Все готовятся к новому дню.
4. Пример: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил вместо уроков пойти запускать воздушного змея. Я, недолго думая, согласился. Мы пришли на наше место и запустили змея. Он летел так красиво и легко, будто птица. Но вдруг, змей зацепился за дерево. Я полез его доставать, потому что Борька боялся высоты. Змея я достал и к тому же порвал штаны. Теперь надо будет объяснять маме, что со мной приключилось. Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.
5. Пример: На каникулах моя семья поехала на море. Сколько всего интересного ждало нас на отдыхе. Мы загорали на пляже, а чтобы солнце не обожгло наше тело, пользовались кремом от загара и надевали шляпы; купались в море, иногда были большие волны; ели мороженое и пили лимонад. В последний день мы полетали на воздушном шаре. Было весело и интересно.
Что такое текст и каким он бывает? Тема, основная мысль, абзацы
Содержание
Тексты окружают нас повсюду. Благодаря им мы учимся, познаем мир, получаем и передаем информацию. Давайте поговорим подробнее о том, что из себя представляет текст, всегда ли один текст похож на другой, и что отличает настоящий текст от простого набора фраз.
Что такое текст?
Текст — это группа предложений на определенную тему, подчиненных одной основной мысли.
Сравните две группы предложений. Они примерно одинаковы по размеру и обе состоят из всего одного абзаца, однако при внешнем сходстве только одна из них является текстом. Прочитайте и сделайте вывод.
Конечно же, просто стоящие друг за другом предложения, между собой никак не связанные, — это всего лишь набор предложений, а вовсе не текст. Каждое из них может быть самостоятельным и иметь свой собственный смысл, но они не буду образовывать нечто целое, единое.
Каким бывает текст?
Текст бывает очень разным. Он не всегда выглядит как тот, что был приведен в предыдущей части параграфа. Книга, стихотворение, текст песни, заметка в газете, статья в журнале, документ, письмо — это все является текстом. То, что вы сейчас читаете, — тоже текст.
Текст может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Может быть воспроизведен и в устной форме — например, если зачитать вслух какой-нибудь отрывок или рассказать выученное стихотворение.
Текст может существовать сам по себе, а может служить пояснением к схеме, рисунку или фотографии.
Текст может принадлежать к одному из стилей речи (художественный, разговорный, научный), а также к одному из типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Что мы знаем о тексте?
Несмотря на то, что под текстом мы можем подразумевать самые разные вещи, есть несколько важных особенностей, свойственных каждому тексту.
Предложения в тексте бывают зависимыми и независимыми. Самый простой пример независимого предложения — это первое предложение в тексте. Такое предложение будет понятно по смыслу, даже если прочитать его отдельно от текста. Например: «Наступила осень.» Или: «Во вторник я заболел гриппом.»
Представим, что последующее предложение может быть такого содержания: «Поэтому в школу я не пошел и весь день пролежал в кровати.» Это предложение является зависимым, так как без предыдущего не имеет никакого смысла. На их связь указывает присутствие слова поэтому.
Другими сигналами зависимых предложений могут быть, например, союзы и, а, но, местоимения он, тот, этот, наречия там, туда, тогда и т.д. С их помощью образуются грамматические связи между предложениями.
Порядок зависимых предложений в тексте нельзя менять, ведь тогда отношения между ними нарушатся.
Тема, основная мысль и абзацы
В тексте всегда присутствует тема — то, о чем или о ком идет речь.
Чаще всего тема текста отражена в заголовке. Например, прочитав название книги, мы можем примерно представить, о чем нам расскажут ее страницы.
В тексте может быть множество разных деталей, событий и персонажей, но всех их непременно объединяет нечто целое. Это и есть тема. В рассказе о том, как главному герою подарили собаку и он учится о ней заботиться, тему можно определить одним словом — «Собака». В стихотворении про елочку, праздничное веселье и Деда Мороза темой, конечно, будет «Новый год».
В каждом тексте можно проследить основную мысль.
Отличие основной мысли от темы заключается в том, что она выражает определенную идею или даже отношение автора к предмету речи. Чтобы определить тему текста, мы задаемся вопросом «О ЧЕМ хотел сказать автор?», а для формулировки основной мысли нужно задать немного другой вопрос: «ЧТО автор об этом хотел сказать?».
Можно рассказать о собаке и попытаться донести до читателя, как здорово иметь собаку. А можно сделать акцент на том, что ухаживать за ней — это большой труд и ответственность. «Как здорово иметь собаку» или «Заботиться о собаке не так-то просто» — это и есть основная мысль. Обратите внимание, что тема текста («Собака») остается при этом той же самой.
Если текст достаточно большой, он делится на абзацы.
Каждый абзац — это небольшая часть текста. На письме он выделяется красной строкой (отступом слева).
Понятие абзаца тесно связано еще с одним важным термином — микротема. Все микротемы (иначе их еще называют подтемами) подчиняются единой теме и помогают лучше раскрыть ее с разных сторон. Чаще всего микротемы совпадают с абзацами, то есть каждый новый абзац — это новая микротема.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 5. Что такое текст
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием«текст», научитесь отличать текст от набора предложений.
Вы уже знаете, что наша речь состоит из слов. Слова мы можем объединять в предложения.
Предложение — это не просто набор слов. Это группа слов, связанных между собой по смыслу. Например: яркое, солнце, из-за, выглянуло, облаков. Будет ли это предложением? Конечно, нет. Предложение должно выражать законченную мысль. Составим из этих слов предложение. Из-за облаков выглянуло яркое солнце. Теперь перед нами предложение.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Из предложений мы можем составить текст. Но предложения в тексте должны быть выстроены в определённом порядке. Если этот порядок нарушить, получится бессмысленный набор слов или предложений.
Перед вами несколько предложений.
Как видите, это тоже не текст. Нарушен порядок предложений. Давайте восстановим его.
Теперь перед нами текст. Предложения в нем стоят в определённом порядке. Они связаны между собой по смыслу. В тексте говорится об осени, о том, какое это чудесное время года. Мы можем придумать заголовок. Например, «Чудная осень».
Рассмотрим ещё один пример.
Вечером мы возвращались домой началась гроза гремел гром сверкала молния ветер яростно качал деревья.
Этот текст трудно читать. Нет деления на предложения.
Выделим предложения, поставив недостающие знаки препинания.
Вечером мы возвращались домой. Началась гроза. Гремел гром. Сверкала молния. Ветер яростно качал деревья.
Текст восстановлен. В тексте идёт речь о грозе. Поэтому его можно озаглавить «Гроза».
Сегодня на уроке вы узнали, что текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Является ли данная запись текстом?
Солнце часто прячется за тучи. Космонавты готовились к полёту. Коля читал интересную книгу. Мама пошла в магазин.
Подсказка: текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений; предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Задание: Последовательность предложений.
Укажите последовательность предложений.
__На ней растут цветы.
__Большие цветы золотыми головками качают.
__Есть у нас во дворе клумба.
__Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.
__А маленькие цветы лепестками машут.
Подсказка:предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу.
2 На ней растут цветы.
3 Большие цветы золотыми головками качают.
1 Есть у нас во дворе клумба.
5 Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.