Как объяснить детям что такое воображение
Развиваем фантазию и воображение у детей – прикладные советы от детского психолога
Психологи говорят о том, что с раннего возраста у детей необходимо развивать воображение. Это необходимо для того, чтобы ребенок полноценно развивался, раскрывал внутренний потенциал. К сожалению, родители не уделяют нужного времени развитию фантазии у детей. Как же правильно развивать творческие способности, учитывая индивидуальные особенности, характер и темперамент малыша?
Зачем нужно развивать фантазию?
Взрослые понимают, что нужно развивать воображение карапузов, но часто не знают, как это сделать. Детские психологи утверждают, что ребенок с развитой фантазией быстрее разбирается с новым материалом, лучше усваивает полученную информацию, развивает творческие способности. Такие дети, как правило, вырастают уравновешенными, спокойными. Они способны принять взвешенные решения и реализовать себя в выбранной сфере. Если с детства развивать фантазию у ребенка, с большей долей уверенности можно предположить, что он вырастет творческой личностью. Это не означает, что малыш в будущем станет музыкантом, художником или актером. Творческие способности помогают людям любых профессий: директорам, архитекторам, педагогам, и т.д.
С чего начать родителям
Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?
Безусловно, маме проще дать в руки крохе планшет и спокойно заняться своими делами. Но потратьте всего час для того, чтобы поиграть с малышом: вместе полистайте книжку, порисуйте, слепите фигурки из пластилина. Маленькому ребенку важно, чтобы родители были рядом, предлагали занятия, хвалили, поощряли.
Занятия, которые помогают развитию творчества
В домашних условиях можно придумать много интересных игр, которые помогут развить детское мышление и воображение.
Советы родителям, как развить у ребенка творческие способности
Чтобы помочь развитию интеллектуальных и творческих данных, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
На заметку! Если есть возможность, посещайте детские развивающие центры, где педагоги помогут развить творческое мышление.
Родителям нужно способствовать развитию мышления и воображения, чтобы в будущем ребенок рос любознательным, творчески мыслил, быстро принимал верные решения в сложных ситуациях.
Что такое воображение?
Эти определения взяты из разных источников, но все они говорят о создании новых образов на основе уже имеющихся представлений впечатлений, знаний и т. д. Причем выделить в ситуации момент, когда проявляется только воображение и не проявляется, допустим, память или мышление невозможно,потому что психические процессы про те кают одновременно: в каждое мгновение более десятка миллиардов нервных клеток человеческого мозга создают единую симфонию» его психической жизни.
Поскольку воображение является функцией коры больших полушарий головного мозга, то следует сразу сказать о влиянии воображения на работу многих систем человеческого организма. Некоторые наблюдения над людьми, отличающимися богатым воображением и впечатлительностью, дают интересные факты о влиянии воображенияна протекание физиологических процессов:
Слово авторитетного человека, неосторожного врача может быть причиной нервных расстройств или даже серьезных заболеваний. Сюда также может быть отнесен и педагогический бестактный, неправильный поступок учителя, воспитателя.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воображение и мышление, возникая в чувственном познании, помо-гают ребенку оторваться» от конкретной ситуации, взглянуть на проблему с разных точек зрения, и в тех случаях, когда мышление бессильно, ему на помощь приходит воображение. Оно помогает ребенку восполнить тот пробел знаний, который не позволяет ему решить задачу с помощью мышления.
Говоря об особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста, особенно хочется подчеркнуть, что ребенок не терпит грубого вмешательства в свои фантазии. Взрослые должны быть осторожны, чтобы ненароком не разрушить хрупкий волшебный мир, созданный малышом в своем воображении.
Фантазии ребенка следует отличать от детской лжи. Фантазирование
У старшего дошкольника в отличие от младшего, мышление направ-ляет работу воображения. Если младший дошкольник непроизвольно ис-кажает признаки и функции объектов из-за недостатка знаний, не сфор-мированной критичности мышления, то старший дошкольник намеренно заменяет реальность вымыслом, т. е. воображение приобретает элементы произвольности. В этом отношении весьма показательны так называемые перевертыши, к которым испытывают тяготение все дети.Четырехлетняя девочка поет: «дам кусок молока и кувшин пирога» (из Чуковского). Перевертыши есть продукт воображения детей, конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки привычных элементов для достижения эмоционального комического аффекта. Важно, что рядом с этим заведомым искажением действительности существует, как эталон, правильное представление о мире, опровергающее эти нелепицы, и тем самым еще более утверждающиеся.
В старшем дошкольном возрасте с помощью слова и благодаря воображению ребенок уже умеет планировать сбою деятельность, появляется замысел, достижение цели, результата вызывает значительные трудности, а спланированная с помощью речи деятельность становится более успешной. Планирующая функция речи обеспечивает планирующую функцию воображения, а включение в процесс воображения слова делает его осознанным и произвольным.
Воображение обеспечивает способность взглянуть на ситуацию со стороны другого человека, умение поставить себя на его место, понять его мысли и чувства. А это приводит к тому, что дошкольник уже может предвидеть развитие ситуации, ее продолжение. При этом ребенок учится не только сочувствовать другому, но и помогать ему.
В жизни существует множество правил поведения, которые надо не-укоснительно выполнять. Многие из них достаточно абстрактны и поэтому трудны для понимания ребенка, а к развернутым логическим объяснениям малыш еще не привык. И вот тут на помощь приходит воображение, яркая наглядная динамичная картина,ситуация:
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке,
И всех, кто съезжает, хватают за пятки!
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам! (Е. Токмакова)
Но тут сразу же следует оговорится, что необходимо соблюдать разумные пределы вымысла, не запугивая ребенка, не вызывая у него страх.
Субботский Е. Б. Ребенок открывает мир. й. : Просвещение, 1991 Никитин Б. П. Ступеньки творчества, к. : Просвещение, 1990 Полунина Б. Н. Искусство и дети. М. : Просвещение, 1962
Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии. М. Институт практ. психологии, 1996.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.знакомим малышей с окружающим миром: М. :Просвещение: Учебная литература, 1997.
Эйнон Д.Творческая игра: От рождения до 10 лет. М. : Педагогика-Пресс, 1995.
Общая и экспериментальная психология Познавательные психические процессыПознавательная деятельность – это деятельность, связанная по созданию обобщенного образа окружающего.
«Воображение: что это такое?» (консультация для родителей) Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является.
Развитие воображения у дошкольников
«Все мы родом из детства»
Современных родителей, как правило,интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка и степень его интеллектуального развития. Но при этом многие из нас забывают о воображении. Но оно необходимо не только для общего развития малыша, но и для подготовки к обучению. Поэтому развитие воображения у детей дошкольного возраста крайне важно.
Воображение — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или не существующего мира, такие, как сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.). Эта способность человека создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, играет важную роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память, мышление. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах», является воображением. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов. (Википедия)
Фантазирование неразрывно связано с бурными эмоциями. Особенно важно это для развития ребенка дошкольного возраста, основным способом познания которого является игра.
Во-первых, игровая деятельность фактически основана на работе воображения.
Во-вторых, в игре для ребенка не будет никакого смысла, если она не даст ему ярких эмоций.
Творческое мышление, служащее основой для раскрытия творческих способностей, также основано на ярких эмоциональных моментах. Ведь именно впечатления и эмоции в первую очередь находят свое воплощение в тех или иных образах.
Соответственно, чем богаче эмоциональная палитра ребенка, тем активнее развивается его воображение. При этом воображение помогает развивать культуру чувств.
Почему так важно уделять внимание развитию творческого воображения уже в раннем детстве?
1. Способствует развитию речи, чувств ребенка.
2. Являясь непременным спутником всех игр, позволяет в доступной форме обучать детей, развивать их интеллект.
3. Помогает развивать мышление, давая возможность пользоваться мысленными образами при решении поставленных задач.
4. Стабилизирует психоэмоциональное состояние, давая выход эмоциям в продуктах творчества.
5. Учит выполнять действия мысленно, только посредством образов.
6. Позволяет программировать свою деятельность.
7. Позволяет лучше управлять эмоциями, вниманием, памятью.
8. Способствует планированию будущего посредством постановки целей и осмысления путей достижения мечты.
9. Помогает ребенку раскрыть свои таланты и самореализоваться
Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно. Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.Это:
1. Занятия прикладной деятельностью,
2. Занятия литературой,
3. Дидактические игры,
4. Развитие кругозора,
5. Развитие тактильных способностей,
6. Занятия искусством, музыкой, танцами.
Для развития воображения в детском возрасте необходимо постоянно создавать условия, то есть вовлекать ребенка в ситуации,когда ему надо что-то представить себе: предмет, персонаж, ситуацию, действие. Для этого очень важно создавать развивающую среду.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
Психологи выделяют три этапа развития воображения у детей, которые детально раскрыты в работах О. М. Дьяченко.
Первый относится к 2,5-3 годам. Он носит непроизвольный характер, то есть образы возникают независимо от желания малыша.
Второй этап –это возраст 4-5 лет. Воображение постепенно становится произвольным. Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребенок нацелен на следование образцам. К этому возрасту в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг.
Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребенка носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. А это означает переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое необходимо для начала обучения в общеобразовательной школе.
Таким образом развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.
«Поэтический сюрприз». Развитие у детей стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора. Создание установки на стихотворчество Цель: создание установки на стихотворчество (сочинение стихов методом буриме); развитие стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора.
«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.
Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.
Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.
Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.
Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию » Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования».
Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.
Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.
Рекомендации родителям «Как развитие детского воображения может помочь вашему ребенку в будущем» Детское воображение. А как детское воображение может помочь вашему малышу в будущем? Развитие воображения у детей.
Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.
Методическая разработка «Воображение и творчество»
Наталья Севостьянова
Методическая разработка «Воображение и творчество»
Воображение важнее, чем знание.
В жизни человека, в его психическом развитии, исключительно важную роль играет воображение. Вопрос о присутствии у человека воображения и творческого начала, является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить – что это, данность или результат огромных усилий личности? Не существует ответа на этот вопрос и, наверное, вряд ли кто-нибудь на него сможет ответить.
Воображение, может быть лишь у человека, который преобразует мир, развивает воображение. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое остаётся в памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Как вы думаете, что было бы, если б человек не обладал фантазией? И как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, Л. Толстой, и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список – список людей проявивших творческий подход в каком- либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком- либо поприще. Как правило, родные и близкие, улавливая первые движения младенца на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Воображение родителей в данной сфере не имеет границ. Они фантазируют, выдвигают много гипотез по поводу того, кто находится перед ними. Это будущий великий или великая учёный, полководец, композитор, эстрадный исполнитель, спортсмен и т. д. Но данные предположения остаются только воображением, не более того. Как объекты исследований, воображение и творчество представляют интерес для таких наук как – философия, психология и др.
Роль воображения в творчестве уникальна. Его можно определить как процесс преобразования представлений о реальной действительности и создании на этой основе новых образов. То есть воображение включается каждый раз, когда мы думаем о каком-либо объекте, не имея с ним непосредственного контакта. Творческое воображение позволяет это представление преобразовать.
Целью моей работы является:
1. Ознакомление с общей характеристикой воображения в психологии.
2. Выявить особенности формирования воображения в онтогенезе человека.
3. Рассмотреть воображение у детей в процессе творческой деятельности.
§1. Общая характеристика воображения в психологии.
Воображение — это психически познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Благодаря воображению, человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая, материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени.
Принято выделять несколько видов воображения:
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.Оно включает в себя следующие виды:
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.
§2 Особенности формирования воображения в онтогенезе человека.
Основное условие развития воображения человека – включение его в самую разнообразную деятельность.
Воображение можно тренировать развивать, как любую сторону психического облика человека.
Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее не воспринимавшихся субъектом. Любое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т. е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные связи явлений, событий, предметов. Они способны вызвать свободную игру ассоциаций.
Дадим классификацию некоторых форм воображения.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение – самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется в продуктах деятельности, воплощаемых в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого – неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.
Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает “редкие впечатления”, умение их удержать в памяти и осмыслить.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.
Творчество существует везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей.
Психология творчествапроявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д.
Творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности нашего мозга, неразрывно связана с воображением или фантазией.
Роль воображения в творчестве уникальна. Помимо развития мыслительного процесса, оно помогает выйти за рамки обыденного, тем самым утвердив оппонента, как целостную личность. Современное общество очень трудно удивить. Нам каждый раз приходится придумывать что-то новое, несколько оригинальное, чтобы привлечь, заинтересовать, а главное убедить в интерпретации данного вида.
Его можно определить как процесс преобразования представлений о реальной действительности и создании на этой основе новых образов.
Творчество – процесс, в результате которого появляются принципиально новые или значительно усовершенствованные пути решения определенных задач. Очевидно, что творческое мышление и воображение связаны между собой.
Можно выделить такие особенности творческого воображения:
• с его помощью создаются совершенно новые образы, не на основе их описания, а на основе собственных мыслей субъекта;
• может быть как произвольным, так и непроизвольным;
• способность к творческому воображению отчасти определяется с рождения, но ее можно развивать;
• взаимосвязь воображения и творчества можно увидеть в их сходных этапах и приемах.
Воображение — один из основных аспектов успешной игры актера, художника, писателя, поэта, режиссера и других творческих личностей. Без воображения сложно представить себе любое воплощение творческого замысла. Методы развития творческого воображения могут быть самыми разнообразными.
Методы развития воображения также включают в себя способность мысленно сосредотачиваться на каком-либо представляемом объекте, предмете, с постепенным увеличением количества мелких деталей и подробностей.
Говоря о таком вопросе, как приемы развития воображения, важно отметить развитие способности так называемого инициативного воображения, когда мы прилагаем определенные усилия к тому, чтобы воображать и представлять те или иные объекты, стараясь не отвлекаться на что-либо постороннее, но видеть перед собой цель и иметь четкое понимание.
Творческое воображение более всего активно развивается в процессе активного творчества. Как часто бывает, что, не имея ни малейшего представления о том, как что-либо начать и чем закончить, творческий человек просто прилагает усилия к тому, чтобы сесть за инструмент и взять первые аккорды, или взять мольберт и выехать на природу.
Вдохновение обычно не спрашивает, когда ему приходить. Все начинается с того, когда мы прилагаем хотя бы небольшие усилия к развитию и активации своего воображения и полученное применяем на практике.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу.
Творческое воображение человека выражается в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности, а также
в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.
Процесс творческого воображения имеет несколько приемов.
Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности. Например, по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Но соблюдение жизненности и реальности не означает фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника особый взгляд на вещи, поэтому основная задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, полностью поглощаясь в создаваемый им образ.
Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу людей, воображение же художника, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять – такова логика творческого воображения.
Особо следует выделить значение музыкального искусства в развитии творческого воображения, т. к. художественные образы, формируются с помощью звуков, характеризуясь активным воздействием на внутренний мир человека.
Музыка обладает также ярко выраженными национальными чертами, проявляющимися в ее интонационном, мелодическом, ритмическом строе. Особенно характерно это для народного музыкального творчества. Поскольку ассоциативность является характерным свойством творческого воображения, музыка способна вызвать у слушателя разнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные ассоциации, воспоминания о чем-то пережитом.
§3 Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности.
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет творческое воображение. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит своё отражение в фантазиях и грёзах ребёнка. Согласно Фрейду сознание ребёнка до определённого возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания.
Достаточно сложным является вопрос о богатстве или бедности детского воображения. Существует мнение, что воображение ребёнка гораздо богаче, чем взрослого человека. Действительно,дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, разговаривают с вещами. Однако все элементы, входящие в детские фантазии,так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни.
Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше.
Ребёнок может вообразить меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребёнка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.
Творческое воображение играет в жизни ребёнка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще. И главное дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир, не отделены столь чёткой границей, как у взрослых.
Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, поначалу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым её звеном.
Если учитель выезжает с детьми за город, можно придумать множество заданий на развитие детского воображения. «Представьте, что мы заблудились», «Мы на необитаемом острове». Дети с радостью разыгрывают сюжет, подсказанный учителем. Взрослому остаётся только тактично, осторожно поправлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать своё воображение, сверять с действительностью.
Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность – это важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребёнка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
Выделяются две главные функции воображения – познавательная (воспроизведение реальных событий) и аффективная («защита» я). Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Аффективное воображение направлено на изживание полученных психо-травматических воздействий путём их многократного варьирования игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.
Опыт работы показывает, что при правильном педагогическом руководстве познавательные и аффективные тенденции воображения могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах детей. Воображение ребёнка представляет собой целостную способность, которая выражается на самом разном материале.
Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребёнка.
Выводы и заключения.
На основании проведённого нами теоретического и научного исследования мы позволили себе сделать следующие выводы: благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
Воображение всегда создаётся из пережитых человеком событий, то есть из прежнего опыта. Следовательно, творческая деятельность воображения зависит от прежнего опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение.
Воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели и мотивы, которые преследует деятельность воображения.
Воображение имеет огромную эмоциональную связь.
Таким образом, цель моей работы была достигнута. Мы в полном объёме ознакомили с общей характеристикой воображения в психологии. Также выявили особенности формирования воображения в онтогенезе человека, и рассмотрели воображение у детей в процессе творческой деятельности.
Опыт работы детского сада по воспитанию любви к малой Родине Дошкольное воспитание Знать и любить свое село Первое чувство патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении,.
Методическая разработка «Спортивные сказки» «Спортивные сказки» Методическая разработка учителя физической культуры МБОУ СОШ№2 п. Краснооктябрьского Майкопского района О. А. Ярковой.
Методическая разработка «Я расту здоровым» КТП Тема: «Я расту здоровым» Цель: Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Развивать умение заботиться о своем здоровье.
Методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №11о. в» г. Магнитогорска Конкурс «Лучшая методическая разработка» Методическая.
Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.
Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора? Нужно ли развивать у дошколят чувство юмора? Не удивляйтесь, коллеги, снимку с новогодних праздников, нет, Новый год пока далеко за горами,.
Методическая разработка занятия «Гуси-лебеди» Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»Цель: Использование малых форм фольклора (сказка, пословицы, поговорки, загадки) для речевого развития.
Методическая разработка «Казачество в ДОУ» Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей Тема: филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.