Как объяснить ребенку что такое деньги
Познавательная беседа «Что такое деньги?»
Мохова Татьяна Викторовна
Познавательная беседа «Что такое деньги?»
Цель: ознакомление дошкольников с деньгами.
— углубить знания детей о деньгах, учить обращаться с деньгами правильно;
— развивать речь детей, обогащать словарный запас по теме (аверс, реверс, гурт, зарплата);
— воспитывать расчётливость и бережливость.
Оборудование: старинные и современные монеты, купюры, карточки со словами «аверс», «реверс», «гурт».
Рассматривание старинных монет и купюр; беседы о доходах и расходах в семьях; заучивание пословиц о деньгах; чтение произведения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»; сюжетно –ролевые игры: «Магазин игрушек», «Почта».
— Ребята, почему так говорят?
1. Копеечка к копеечке — рубль набегает.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Денежки труд любят.
4. Деньги дело наживное.
5. Приобрёл вещь — умей обращаться с ней.
— Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и как их нужно тратить.
— А зачем нужны деньги?
— Деньги нужны для того, чтобы что-то купить.
— Купить или продать товар – это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно – назовёт цена товара. Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.
— Что можно приобрести за деньги?
— А вы знаете, когда появились первые деньги?
— Каждая сторона монеты имеет своё название.
— Прочитаем слово все вместе.
По-другому называется решка.
— Прочитаем слово все вместе.
— Прочитаем слово вместе.
— В разных странах используют разные денежные средства. Вы знаете, какие в России деньги?
— В России денежные средства: рубль и копейка.
— А в странах Европы?
— В странах Европы Евро.
— А откуда берутся у людей деньги?
— Люди зарабатывают деньги.
— Это называется зарплата, то есть плата за работу. Зарплата пополняет доход семьи.
— Как вы думаете, бюджет семьи состоит только из доходов или из доходов и расходов?
— Бюджет семьи состоит из доходов и расходов.
Речевая игра «Доход – расход» (нужно дать верный ответ).
1. Мама получила зарплату — доход.
2. Бабушка заболела — расход.
3. Выиграла приз — доход.
4. Потеряла кошелёк — расход.
5. Продала бабушка пирожки — доход.
6. Заплатили за квартиру — расход.
7. Нашла монетку — доход.
8. Купили куклу — расход.
— Как люди должны тратить деньги?
— Люди должны тратить деньги экономно.
— Сейчас вы не работаете, а посещаете детский сад. Деньги зарабатывают ваши родители. Поэтому нужно экономно расходовать деньги только на что-то нужное, а не тратить их зря. Заработать деньги трудно.
— Давайте с вами рассмотрим деньги: рубль и копейку. Что на них изображено?
— На рубле изображено…
— На копейке изображено…
— Чем отличаются рубль и копейка?
— Рубль отличается от копейки…
— Найдите на монетах лицевую и обратную сторону, ребро.
— Какие денежные единицы вы знаете?
— Это рубль, копейка, доллар, евро
— Что такое зарплата?
— Это деньги за работу.
— Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги. С ними нужно обращаться экономно и не тратить зря.
2. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.
Познавательная беседа «Далекая и удивительная Якутия» в средней группе С нетерпением ждала этого дня, когда наконец-то мои детишки познакомятся с этим удивительным краем, и вот этот день настал! На нашем любимом.
Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп» Вы видали Землекопа Среди лука и укропа? Черношубый и усатый Под землёю он живёт. Цель: расширять знания детей о кроте и его образе.
Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?» Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?» Цель: обогащать знания детей о морских обитателях. Задачи: расширять.
Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.
Что такое деньги для детей: ознакомление с историей появления и азами финансовой грамотности
Вопрос о том, надо ли рассказывать детям о деньгах, намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Ведь финансы и бюджет – неотъемлемая и исключительно важная часть семейной жизни. Поэтому подготовка детей к обращению с деньгами – долг ответственных родителей. Однако подходить к этому вопросу следует не с точки зрения, что владение миллионами и есть счастье. Главное – уметь грамотно распоряжаться имеющимися в наличии денежными средствами, ставить перед собой финансовые цели и находить правильное решение для их достижения.
С чего начать знакомство с деньгами
Дети знакомятся с деньгами достаточно рано. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши, подражая взрослым, играют в магазин, где в качестве денежных единиц выступают фантики или простые бумажки. Поэтому рассказать ребенку, что такое деньги и откуда они берутся, можно уже в 5-6 лет.
Но если дошкольнику будет интересно узнать, что раньше вместо денег использовались камушки, то 8 – 10-летнему ребенку в ходе увлекательной беседы можно подробно рассказать интересные факты об истории возникновения денег.
Что собой представляли первые деньги
Детям будет интересно узнать, что задолго до появления денежных знаков люди просто меняли одну вещь на другую. В качестве оплаты использовались самые разные вещи:
Однако бартерная оплата – достаточно сложный вариант финансовых взаимоотношений. Ведь определение соотношения ценности продуктов и вещей – сложная задача. Да и не всегда это было выгодно, так как продукты быстро портились, а ткани и меха изнашивались.
По мере развития торговых отношений возникла необходимость обладать чем-то более постоянным, то есть предметом, которым можно было рассчитаться за приобретение той или иной вещи.
Изначально люди использовали в качестве денег раковины моллюсков, драгоценные камни. Однако стоимость их была слишком велика. Поэтому со временем появились металлические деньги. Самые дешевые – медные, подороже – серебряные, самые дорогие – золотые.
Недостатком таких денег был тяжелый вес, ими неудобно было пользоваться в поездках. Чтобы не возить с собой драгоценный металл, люди стали сдавать его в банк. В дальние странствия они брали с собой бумажную расписку, номинальная стоимость которой соответствовала цене за золото. Это и были первые бумажные деньги.
Денежные единицы разных стран
Следующей темой для беседы может стать рассказ о том, что в разных странах денежные знаки не были одинаковыми. Развитие торговых отношений между большими социальными группами вызывало необходимость заменить бартерный вариант на более удобный вид оплаты продуктов питания и предметов обихода. Камушки и ракушки тоже были не совсем удобны в употреблении.
В поисках универсального материала для денежной единицы разные страны стали использовать различные виды денег. К примеру:
Функция монет из золота, серебра, меди или сплава из этих металлов значительно уменьшилась после появления в Китае бумажных банкнот, хотя и оставалась в качестве накопительного средства.
Современные деньги и законы их обращения в обществе
Детям полезно будет узнать, что для защиты бумажных денег на них наносятся водяные знаки. Они видны только при просвечивании. Для защиты от мошенников на купюры наносят рельефные изображения, у которых цвет изменяется при перемене наклона банкноты.
С появлением бумажных купюр история денег не заканчивается. Их функционирование требовало создания центральных органов, контролирующих процесс их производства и оборота. Ими стали центральные банки и Всемирный банк.
Уже в 17 веке в Швейцарии появился первый центральный банк. В России и Англии это произошло несколько позже.
Первый Центральный банк в Швеции
Для восстановления экономики после Второй мировой войны был организован Всемирный банк. В наши дни его миссия заключается в оказании помощи нуждающимся странам, для нормализации экологической обстановки и борьбы со СПИДом и ВИЧ.
Первые пластиковые карты – кредитные и дебетовые
В конце 19 и начале 20 века бумажные деньги стали вытесняться банковскими карточками. Целесообразность их использования возникла вследствие развития безналичной формы расчета.
Первая кредитная карточка
Удобство использования кредитных и дебетовых карт прочно входит в современную жизнь, вытесняя наличные расчеты. Даже дети знают, как выглядит карточка, для чего она предназначена, и с легкостью пользуются ими.
Электронные деньги
Этот вид денег получил широкое распространение и конкурирует с бумажными купюрами и другими ценными бумагами.
Электронные деньги относятся к отдельной категории наравне с традиционными бумажными денежными знаками и ценными бумагами. Есть три разновидности электронных денег:
Результатом всех преобразований платежеспособных знаков стало использование наличных и безналичных денег. Наличные – это бумажные купюры, безналичные характеризуются электронными записями банковского счета, воспользоваться которым может только его владелец.
Полезные советы для родителей
Изложенные сведения об истории появления денег важно знать родителям. Возникает вопрос: как рассказать об этом детям? Конечно же, в доступной форме, используя игровые моменты, занимательные упражнения и практическое ознакомление с основными правилами пользования деньгами – бумажными или электронными.
Финансовую грамотность желательно формировать уже с раннего возраста. Чем раньше ребенок узнает, откуда берутся деньги, тем скорее у него сформируется грамотное отношение к ним. Полученные в семье знания о финансах помогут ему не допустить многих ошибок и научиться правильно обращаться с деньгами. В помощь родителям ниже приводится ряд вопросов по данной проблеме и ответы на них.
Вопросы и ответы
Как познакомить малыша с деньгами?
Как в доступной форме ознакомить детей с финансовыми азами?
Как разъяснить ребенку, что деньги – ресурс исчерпываемый?
Как поступить, если подросток мечтает о дорогой покупке?
Можно ли ругать ребенка за потраченные по-своему карманные деньги?
Можно ли платить ребенку за выполненную по дому работу?
Как научить ребенка пользоваться электронными деньгами?
Родители должны усвоить главное правило формирования финансовой грамотности у детей – это доступность информации, соответствующей возрасту, доброжелательность бесед, отсутствие грубой критики. Но еще важнее – личный пример в разумном использовании финансов.
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Что такое деньги и как они появились»
Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего возраста
Задачи:
Расширить представление детей об экономическом понятии: деньги, купюра, монета, пластиковая карта
Познакомить детей с видами денег.
Закрепить представления детей с назначением и использованием денег.
Развивать познавательный интерес, внимание, память.
Развивать умение выдвигать гипотезы и делать выводы.
Воспитывать самостоятельность, инициативность, любознательность, навыки сотрудничества.
1. Организаторский момент
(Дети под музыку становятся в круг)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы на стульчики пройдем
«В кошелек мы их кладем,
с ними в магазин идем» (деньги)
2. Основная часть
Воспитатель. Правильно, это деньги.
И сегодня я расскажу вам, что такое деньги для чего они нужны и как они появились. Но вначале, я хочу узнать, что вам известно о деньгах и для чего они нужны?
Воспитатель. Правильно, ребята, деньги — это такой предмет, которым мы
расплачиваемся за что-то. За что расплачиваются деньгами?
Воспитатель. Правильно, деньгами расплачиваются за покупки, за оказанную услугу, работу.
-Вот сейчас мы поиграем в такую игру, которая называется
«Что можно купить за деньги»
Купить мы море можем…. (нет)
А куклу и машинки. (да)
А лес густой и ветерок конечно ….(нет)
Но шоколадку, творожок, конечно….(да)
Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? …. (нет)
А платье новое и сапоги, купить смогли бы?. (да)
А дружбу друга и радость, купить смогли бы?. (нет)
Воспитатель. Молодцы! Ребята, все вы видели, как выглядят деньги. Вспомним, из чего они сделаны.
Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Давайте все вместе повторим это слово. Как называются деньги, которые сделаны из бумаги?
Купюры бывают 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (раздать детям купюры разного достоинства) Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать.
А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают: 1копейка, 5копеек, 10копеек, 50копеек, 1рубль, 2 рубля, 5рублей и 10рублей. (раздать детям монеты)
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется
«Дополни».
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.
Монета круглая, а купюра…
Купюра бумажная, а монета …
Монета звенит, а купюра…
Монета металлическая, а купюра…
— Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показать пластиковую карточку, мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?
Воспитатель. Правильно. За работу ваши родители получают заработную плату. А если в семье живет дедушка или бабушка, они получают пенсию. Пенсия — это деньги, которые человек получает за то, что проработал много лет. Если сестра или брат учатся, то за хорошую учебу студенты получают стипендию. А еще деньги можно выиграть или найти.
Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли существовали деньги?
А как же люди совершали покупки в те времена, когда денег не было? Как люди обходились без денег? Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами отправимся в путешествие во времени и узнаем историю происхождения денег. Но сначала немного отдохнём.
Физминутка «Часы»
Все часы идут вот так:
(Наклоняя голову то к одному, то к другому плечу).
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваясь в такт маятнику).
(Ноги вместе, руки на поясе)
Воспитатель. А что бы нам отправится в прошлое, нам понадобятся часы. (показывает большие настенные часы) Стрелки у часов, ребята, двигаются вперед. А мы покрутим их назад и попадем в прошлое. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (просмотр презентации). Что вы на нем видите? Правильно, люди обмениваются товарами. Интересно, зачем они это делают? Ребята, в древние времена люди использовали вместо денег такие предметы как: соль, рис, ракушки, чай, орехи, мех и шкуры животных, сушеную рыбу, драгоценные камни. Но постоянно обмениваться разным товаром было не очень удобно. Соль, рис, чай можно было рассыпать, сушеная рыба могла пропасть. И тогда люди стали думать, какой один предмет использовать для обмена, и придумали деньги. Сначала придумали металлические монеты, а затем уже бумажные, потому что они легче. Вот так появились деньги.
— А сейчас нам пора возвращаться. Я покручу стрелки часов вперед, и вот мы опять вернулись в наше время.
— Дети проходите за столы. Перед вами карточки, на которых изображены различные игрушки и их стоимость. Разложите 5 монет и скажите, какие игрушки можно купить на эти деньги. (дети выполняют задание). Все молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
3. Заключительная часть
-О чем мы сегодня говорили?
— Какие бывают деньги?
— Чем отличается монета от банкноты?
— Как можно назвать монеты и банкноты одним словом (Наличные деньги).
— А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
— Как люди расплачивались до появления денег?
-Что для вас было сложным?
-Что вам далось с легкостью?
-Что нового вы узнали?
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.
Рекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Елена Леонтьева Фотоотчёт по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Цель и задачи: расширение представления.
Конспект НОД по финансовой грамотности «Деньги с другой планеты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.
Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности на тему «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Подготовила воспитатель Иващенко.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как появились деньги» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.
НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: расширять знания детей о.
Как объяснить ребенку что такое деньги
Деньги — это нечто само собой разумеющееся. Как объяснить ребенку, что такое деньги, если это все равно что, к примеру, речь человека или его дыхание? Родители задумываются об объяснении, только когда ребенок просит слишком дорогую игрушку или забирает деньги у чужих людей. И в обоих случаях этот разговор будет уже запоздалым. Объяснить это нужно никак не позже возраста пяти лет.
Малыш развивается постепенно. С трех лет он уже начинает воспринимать мир вокруг себя и принимает первые самостоятельные решения. Чем дальше, тем шире становится его окружение, он сталкивается с новыми вопросами. Так как современный мир — это мир денежных отношений, понять, что такое деньги, является одной из важных задач взросления.
Обычно родители постсоветского пространства почти не объясняют детям значение денег. Не углубляясь в финансовые вопросы, мамы и папы определяют что-то в магазине как дорогое (означает: не купим или купим, но позже) или как дешевое (приемлемое). В этих рамках ребенок воспринимает деньги даже тогда, когда уже сам начинает их зарабатывать.
Определенное непонимание могут вызывать в дальнейшем и нравственные понятия: «дорогой человек», «дешевый поступок» и т. д. Это сложно и противоречиво для ребенка, привыкшего такими категориями воспринимать деньги. Сами же деньги при этом остаются пустыми бумажками. За этим словом для ребенка не кроется ничего конкретного, лишь какая-то оценка. Потому и первый вопрос о деньгах обычно определяющий: «А это дорого или дешево?»
Порой самим родителям трудно уяснить для себя, что кроется за этим словом. Но при этом им очень хочется, чтоб ребенок в жизни четко соизмерял понятия богатства и бедности, цену игрушки и платежеспособность родителей, чувствовал ценность заработанного и просил на карманные расходы разумные суммы. Как это сделать?
Самый простой и доходчивый путь — это объяснить ребенку значение денег еще в раннем детстве. Каждый человек что-то делает: пекарь печет хлеб, швея шьет платья, президент управляет страной. Все эти работы разные, и результат у них разный, но необходимый каждому. Ведь всем нужно кушать, одеваться, чувствовать защищенность, живя в своей стране.
Как же поступить швее, если она хочет хлеба? Ведь сама она его не делает, она изготовляет платья. А как поступить пекарю? Что им нужно сделать? Обменяться! (Ребенок сам скажет это за вас.) А как им сделать этот обмен? Сколько надо отдать хлеба за одно платье? А сколько хлеба надо дать президенту за месяц управления целой страной? Как им разобраться между собой? Ведь профессий много, и обмениваться так очень сложно. И тогда люди придумали некую ценность, которой можно было одновременно выразить значимость и хлеба, и платья, и даже участка земли. И назвали эту единицу измерения деньгами.
Теперь, имея деньги, человек не должен ходить и обмениваться со всеми, чтобы получить то, что хочет. Теперь он может прийти в одно место — магазин — и отдать деньги, чтобы получить разные, необходимые ему вещи: хлеб, продукты, конфеты, платья и т. д. А тот, кто произвел эти вещи, получает деньги за сделанную работу.
Получается, что деньги — ценность не простая, а «договорительная». Давным-давно люди оценивали все в ракушках, камнях, позднее — в золотых монетах. А когда товаров стало столько, что запасов золота на планете стало не хватать, люди перешли на бумажные деньги.
Поэтому сейчас сама денежная бумажка — это условие, что все взрослые принимают ее за ценность соответственно той цифре, которая написана на этой бумажке. Чем цифра больше, тем купюра (денежная бумажка) ценнее. Люди, у которых денег много, — богатые, они много могут купить на них. Бедные — это те, у кого мало денег. Это не значит, что они плохие или хорошие. Может быть много разных причин, из-за которых у кого-то денег много, а у кого-то мало (например, наследство или лотерея, не обязательно заработок).
Очень важно понять, что деньги не просто бумажки. В них выражена ценность того труда, который вкладывал человек. И получается, что, когда малышу покупают игрушку, это значит, что за игрушку отдается часть родительского труда. Ведь эти деньги родитель получает на работе за свой труд. Так же как и все другие. И потому количество денег у родителя ограничено и выбирать покупки нужно с умом. С деньгами нужно быть аккуратным в обращении: не терять их и не раздавать.
Еще существуют электронные деньги: банковские карточки, компьютерные деньги. Это такая же ценность обмена среди людей, как и бумажные. Просто теперь они отображаются на экране монитора. Как раньше золотые монеты заменили бумажками, теперь и бумажные — такими неосязаемыми электронными деньгами.
С ребенком можно разыграть сценку, где родитель будет пекарем, а ребенок — представителем любой другой нравящейся ему профессии. Во время сценки нужно попробовать разыграть обмен товарами и таким образом показать ценность денег.
Но бывает и несоответствие цены и качества или нужности товара. Так, если оценивать товар по цене, то можно подумать о том, что дорогой товар — всегда хороший. Но это не так. Бывает, что цена товара искусственно завышена и не соответствует его качеству. Потому что люди в ходе обмена договариваются о такой цене, и она больше не показывает реальную ценность товара.
Как, например, слишком дорогие куклы Барби или машинки. Люди торгуются, договариваются между собой. Ведь каждый хочет продать подороже, а купить подешевле. Для того чтобы денег было больше. Малыш это должен понимать.
Не все дети спрашивают, что такое деньги. Особо юркие и предприимчивые не нуждаются в пояснениях. Они принимают деньги естественным образом как часть окружающего мира (речь о детях с кожным вектором, для кого деньги и другие материальные ценности являются важными жизненными приоритетами: это связано с их особой видовой ролью).
Эти бессознательные свойства имеют и обратную сторону: такой малыш без предварительных разъяснений легко хватает чужие деньги и присваивает их себе. Остальные дети к деньгам относятся иначе и часто, не задавая вопросов, остаются убежденными, что деньги как таковые только способ ответа кассиру при расчете. Последующая жизнь корректирует это мнение.
Чем старше ребенок, тем каверзней вопросы. Этот общий совет дает фундаментальное объяснение понятию денег, но не отвечает на те вопросы, которые возникнут у ребенка дальше. А возникнут они согласно его врожденным свойствам и будут разными. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогает понять эти вопросы и грамотно на них ответить.
Автор Ольга Мезенцева
Корректор Алёна Зееманн
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»