Как объяснить ребенку что такое энциклопедия
Беседа «Знакомство с энциклопедией»
Наталья Горобцова
Беседа «Знакомство с энциклопедией»
Беседа «Знакомство с энциклопедией».
Цель: познакомить детей с энциклопедией, как видом книжного издания, ее назначением. Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг. Развивать интерес к справочной литературе, любознательность.
Однажды спросила своих дошколят: «А какие вопросы вас интересуют? Что бы вы хотели узнать?»
Вопросы детей были такими:
-почему солнце светит?
-откуда берутся дырки в сыре?
-почему страусы не летают?
-почему арбуз – это ягода? И много других.
Вместе с детьми задумались: «А как же люди могут получить ответы на свои вопросы?»
Порассуждав, мы составили такую схему.
Мы использовали условные обозначения, которые показывают, что получить ответ на свой вопрос можно – спросив у других людей, у взрослых; можно узнать об этом посмотрев телевизор или компьютер; можно и самостоятельно получить ответ на вопрос, если внимательно наблюдать или рассматривать интересующий предмет или явление. На многие вопросы можно получить ответ в книгах.
Как раз сегодня мы познакомимся с необычными книгами. Эти книги гораздо больше других по размеру, в них много цветных картинок и пояснений к ним. Эти книги не похожи на сказки, стихи или рассказы, к которым мы привыкли. Они необычны тем, что из них можно узнать много интересного о разных вещах. Называются такие книги – энциклопедиями.Их цель: помочь людям получить ответы на вопросы. В отличие от книг со сказками, стихами и рассказами, эти книги не читаются сразу от начала до конца. Они используются время от времени, чтобы получить ответ на вопрос или узнать что-то новое для себя. Для этого отыскивается нужная страница, которая может находиться в разных местах книги.
Для примера мы рассматривали картинки в разных энциклопедиях и по выбору детей читали тексты к ним.
Вспомнили и правила обращения с книгами. А с энциклопедиями нужно обращаться особенно бережно, чтобы и другие люди смогли узнать из них много нового и интересного и ответить на все свои вопросы.
В завершении решили принести из дома свои энциклопедии, ведь они у всех разные, и сделать выставку «Такие разные энциклопедии».
Как мы весну встречали, птиц зазывали. Как мы весну встречали, птиц зазывали. Ох, ты, зимушка-зима, ты холодною была! Подошел к концу февраль, начался март, а тепла все нет.
Конспект занятия на тему «Знакомство с энциклопедией»
Светлана Бояркина
Конспект занятия на тему «Знакомство с энциклопедией»
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе «Знакомство с энциклопедией«
Задачи. Познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением. Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг. Развивать интерес к справочной литературе, любознательность, познакомить с новым словом «энциклопедия». Воспитывать бережное отношение к книгам и научить отвечать на вопросы полным ответом.
Материалы, оборудование. Детские иллюстрированные энциклопедии разного типа: универсальные «Энциклопедия для дошкольников», «Почемучка» и пр., тематические «Профессия», «Вселенная», «Обо всем на свете», «Животные», «Растения» и др.
Предварительная работа. Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок» (в сокращении).
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте мы с ними поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Ты, мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмёмся
И гостям мы улыбнёмся.
Во-ль: Дети, мы с вами очень много читаем разных сказок.
— Давайте вспомним, про кого была прочитанная недавно сказка?
Во-ль:Загадаю вам загадку:
Некрасивый он, пожалуй
Вместо носа-шланг пожарный
Ростом с башню отмахал. (Слон)
(Эту сказку написал Редьярд Киплинг английский писатель. Перевел эту сказку с английского языка русский писатель К. И. Чуковский.) (Слайд 1)
— Какой у него был нос? (Черноватый толстый нос, величиною с сапог) (Слайд2)
— Где жил слоненок? (В Африке-это страна, где тепло и растут бананы) (Слайд 3)
— За что его обижали все жители Африки? (За его любопытство, за то что он много задавал вопросов)
— Кто стал верным другом маленькому Слоненку? (Птичка Колоколо) (Слайд 7)
— Почему Слоненок никому не позволил обижать птичку Колоколо? (Она его не обижала и дала совет как найти крокодила) (Слайд 8)
— Почему Слоненку стало выгодно быть с длинным носом? Зачем слоненку хобот? (Удобно отгонять мух, класть пучки травы в рот, поливать себя водой в жару, наказывать обидчиков) (Слайд 9)
Во-ль: А сейчас немного отдохнём и покажем слоненка.
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (наклоны головы в стороны)
Головой своей кивает, (наклоны головы вперед)
Будто в гости приглашает. (голову прямо)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (наклоны вперёд, назад)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (дети садятся)
Во-ль: действительно очень интересно задавать разные вопросы и находить на них ответы. «Вот мне, например, очень интересно, почему кукарекает петух?» А вам интересно? (он кричит, чтобы показать кто здесь главный, будет своих хозяев, даёт ответный клич другим петухам)
Во-ль: «А для чего пахнут цветы?» (они пахнут для привлечения насекомых, которые их опыляют, при определенной температуре масло цветов испаряется, и мы чувствуем приятный запах цветов)
Во-ль: «Почему кошки мяукают?» (Так они разговаривают с человеком, привлекают его внимание к себе, если хотят кушать, выйти на улицу)
Во-ль: «Почему птицы осенью улетают на юг?» (потому что там тепло и много корма)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как же люди получить ответы на свои вопросы? (Дети отвечают)
Во-ль: Можно спросить у других людей, у взрослых; можно узнать об этом, посмотрев телевизор; можно и самостоятельно получить ответ на вопрос, если внимательно наблюдать или рассматривать интересующий предмет или явление. (Слайд 10)
А еще откуда можно узнать много интересного?
Не куст а с листочками?
Не рубашка а сшита?
Не человек а рассказывает? (Книга, (Слайд 11)
Во-ль: Да, на многие вопросы можно получить ответ в книгах.
Во-ль: А какие бывают книги? (Дети отвечают (Они должны дать полный ответ) (Слайд 12)
Во-ль: Есть книги большие и маленькие, с картинками и без картинок, для детей и взрослых, учебники по которым учатся дети в школе, книжки-малышки, они маленького размера, книжки-раскраски. (Показываю на выставку)
Во-ль: Молодцы, много знаете о книгах. Они все разные. А сегодня мы познакомимся с необычными книгами. Эти книги, дети, называются энциклопедиями. (Слайд 13)
Стих про энциклопедию
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задаёт народ курносый:
«ПОЧЕМУ зелёный лист?
ПОЧЕМУ поёт артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?
ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ растёт трава?
ПОЧЕМУ шумит листва?»
Бабушка весь день в очках
Проверяет в словарях,
Выясняет для внучат,
ПОЧЕМУ ручьи журчат,
ПОЧЕМУ зимой мороз,
ПОЧЕМУ ревёт медведь,
ПОЧЕМУ сверкает медь,
ПОЧЕМУ бывает дождик,
ПОЧЕМУ колючий ёжик.
Ну и внучка! Ну и внук!
Быстро «доктором наук»
(Во-ль: Показывает энциклопедию и объясняет.)
Во-ль: Посмотрите, она гораздо больше других книг по размеру, толщине, в них много цветных картинок. Эти книги не похожи ни на сказки, стихи, рассказы. Энциклопедии дают нам ответы на все наши вопросы, наши почему, которые нас интересуют? Энциклопедии помогут объяснить нам очень многое, а главное правильно. Например, как появились первые люди, земля, животные. Почему люди ходят по земле и на многие другие вопросы. Поэтому есть энциклопедии про животных, растений, цветах, о профессиях и другие. У меня в руках энциклопедия про животных. Что вы знаете про белых медведей? (Ответы детей) А теперь я зачитаю что написано про них в энциклопедии. (Читаю)
А что вы знайте про сову?
А где мы можем увидеть верблюдов? (В зоопарке)
Во-ль: А теперь давайте возьмем стульчики сядем за столы и рассмотрим энциклопедии. (Дети рассматривают)
Во-ль: Посмотрите какие эти книги интересные, красочные. (Поменять книги между детьми)
Во-ль: А по подробнее с этими книгами мы познакомимся после тихого часа.
(Открываю одну из книг и нахожу там письмо.)
Дети, а что это за письмо? Давайте прочитаем и узнаем что там пишут.
Во-ль: Вот, какое интересное письмо от книги! А что просит книга нас? (Ответ детей)
Это письмо про правильное обращение с книгами. А какие же есть правила с обращением книг? (Слайд 14)
Во-ль:А сейчас давайте поиграем в игру, она называется «Что любит книжка?» и ещё раз убедимся что ей нравится.
Я буду называть слова, а вы говорите,. любит это книга или нет. Если любит-«Да», не любит-«Нет»
Дождик и снег. — Нет.
Бережное отношение. — Да.
Валяться на полу. — Нет.
1. Книги нужно смотреть и читать бережно,аккуратно: в книгах нельзя рисовать, нельзя рвать, загибать страницы.
2. Чужие книги, которые мы берем почитать, например, у друзей или соседей, нужно одевать обложки, чтобы они не испачкались.
3. Книги нельзя читать в грязных или мокрых местах, брать грязными руками.
4. Чтобы узнать, на чем мы остановились при чтении книги, следует использовать закладки.
Во-ль: Дети теперь мы запомним эти правила и никогда не будем обижать книги, ведь они наши друзья.
Во-ль: Дети, с какой книгой вы сегодня познакомились?
А чем энциклопедия отличается от других книг? (Энциклопедию не прочитаешь сразу как сказку, ее нужно изучать)
Вам было интересно?
И мне понравилось, как вы активно работали, отвечали на вопросы. Спасибо вам.
Прикреплённые файлы:
Конспект НОД в средней группе на тему «Знакомство с коми-пермяцкой избой». Конспект НОД в средней группе на тему «Знакомство с коми- пермяцкой избой». Программные задачи: познакомить детей с историей коми-пермяцкого.
Конспект по речевому развитию на тему: «Знакомство с буквами У, у» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,.
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему Знакомство с миром. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий» Программное содержание: познакомить.
Консультация для воспитателей «Знакомство малышей с цветом» Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет.
План-конспект занятия по грамоте для детей 4–5 лет на тему: «Знакомство с согласным звуком [т] [т’]» План-конспект занятия по грамоте Для детей 4-5 лет на тему: «Знакомство с согласным звуком [т] [т’]» Тема недели: «Праздник смелых людей».
Конспект занятия «Знакомство с буквой М» Цель занятия:Знакомство с буквой «М» Материал:карточки с гласными буквами и карточка с буквой М Ход занятия:сегодня мы с вами отправимся.
Знакомство детей с возможностями энциклопедии и ее содержанием
Людмила Кирюхова
Знакомство детей с возможностями энциклопедии и ее содержанием
Тема: Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. «Что такое? Кто такой?»
Цель: познакомить с возможностями энциклопедии и её содержанием; рассказать детям про справочную литературу; раскрыть ее значение в жизни человека. Научить детей пользоваться энциклопедиями.
Развивать внимание, конструкторские способности, воображение, фантазию, Раскрыть значение энциклопедий как одного из видов справочной литературы.
Воспитывать любовь к книге – источнику знаний.
Познакомить с понятием «справочная литература»;
Представить словари, энциклопедии, справочники, имеющиеся в школьной библиотеке;
Расширить знания о структуре справочной литературы;
Развить самостоятельные навыки пользования справочной литературой;
Воспитывать любовь к чтению, расширить кругозор учащихся.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные действия:
— установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные универсальные действия:
— поиск и выделение необходимой информации
— применение методов информационного поиска
— умение структурировать знания
— самостоятельное решение проблем поискового характера.
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: (на примере) детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?», распечатка контура бабочки — по одному экземпляру на парту, детали танграма.
Ход занятия:
I. Организация начала занятия
— В мире огромное количество книг. Среди них есть книги, которые называются мудреным словом — энциклопедия. Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний (в основном в форме словаря). Ее читают, когда что-нибудь нужно узнать, проверить.
На примере детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?», (демонстрируется первый том трехтомника, вы сможете убедиться, насколько полезна и интересна эта книга.
Все статьи в энциклопедии расположены так, как идут буквы азбуки — по алфавиту. Давайте возьмем, к примеру, некоторые статьи, помещенные под буквой Б, те, которые, на мой взгляд, должны вас особенно заинтересовать (пересказываю краткое содержание статей, прибегая к показу иллюстраций из энциклопедии, попутно предлагая учащимся выполнить задания, связанные с темами статей.)
В этой статье говорится, что «бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная». Вспомните, ребята, каких бабочек вам приходилось видеть в своей жизни.
Отклики детей.
А теперь, используя образец, изобразите по клеточкам тетради контур бабочки.
Дети получают распечатки — по одному экземпляру на парту.
III. Самостоятельная работа. Проверка
Дорисуйте необходимые детали и разукрасьте бабочку цветными карандашами, стараясь нанести на ее крылья такой узор, который существует только в вашем воображении и вряд ли встречается в природе.
Ученые называют бабочек скучновато — чешуекрылые. Чешуйки — это и есть самое главное в их наряде — та самая «пыльца», которая так легко стирается от нашего неосторожного прикосновения. Помните о том, что любоваться этими существами лучше издали, чтобы не нанести им вреда, ведь уже более ста видов бабочек в нашей стране занесено в Краснуюкнигу!
Помимо всем известных королька и махаона, бабочки также получили от ученых имена греческих богов и героев. Этим люди выразили свое восхищение яркой красотой бабочек. Расшифруйте эти имена.
(Гектор. Читаем только каждую букву первого столбца сверху вниз.)
Самое поразительное, что бабочки, как в настоящей сказке, умеют превращаться! Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гу- сенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом — листья растений. Потом выросшие гусеницы «окукливаются» — превращаются в неподвижные, но живые куколки, из которых снова появляются бабочки.
Слово «балет» в переводе с итальянского означает «танцую». Этот вид театрального спектакля, который мы сегодня называем словом «балет», появился четыреста лет назад. Он соединяет в себе музыку, танец, искусство декораций. Танец в балете сочиняет человек, которого называют.Расшифруйте:
Ответ. БАЛЕТМЕЙСТЕР. Читаем столбцами.
У этого слова есть синонимы: хореограф, постановщик.
Исполняют танец артисты балета, или, как их называют, танцовщики.
Давайте из деталей танграма выложим танцовщицу (балерину).
Учитель вывешивает на доску образец.
Дети самостоятельно на партах выкладывают фигуру танцовщицы.
Танец — главное выразительное средство в балете. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства. Огромное значение также имеет музыка, ее эмоциональная сила, богатство и красота мелодий и ритмов. Важная роль принадлежит и декорациям, костюмам, освещению.
В истории русского балета много славных страниц. В XIX веке он стал образцом для балета всего мира. Этим он обязан многим композиторам и балетмейстерам. Имя одного из них, конечно, знакомо вам. Это композитор Петр Ильич Чайковский, создатель бессмертных балетов — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Прославленная русская балерина Галина Уланова как-то произнесла фразу, относящуюся ко всем артистам балета и выражающую их желание. Попробуйте ее расшифровать.
Ответ. «МЫ ХОТИМ НЕ ПРОСТО ТАНЦЕВАТЬ, А ГОВОРИТЬ ТАНЦЕМ». Читаем строчками сверху вниз слева направо.
Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей.
А теперь проверим, насколько вы были внимательны и хорошо ли запомнили то, о чем говорится в статье «Балет». Дополните фразы.
• Слово «балет» в переводе с итальянского означает. («танцую»).
• Танец в балете сочиняет. (балетмейстер, или хореограф, или постановщик).
• Исполнителей, танцев называют. (танцовщиками).
• Музыку к балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» написал. (П. И. Чайковский).
Бахча — это поле, на котором выращивают следующие растения. Отгадайте их.
И на вкус и цвет приятна,
И нежна, и ароматна.
Я растил ее на грядке
И поил водой из кадки.
Настоящая луна! (Дыня)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Головой велика, только шея тонка. (Тыква)
Вчетвером за столик сели —еле-еле одолели:
Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;
Да еще в отброс осталось —
Вот так ягодка досталась! (Арбуз)
Эти растения называются бахчевыми культурами. У всех бахчевых есть стелющиеся по земле длинные стебли, большие листья и крупные желтые цветки. Мощные корни, как насос, сосут воду из глубоких слоев почвы. Поэтому эти растения почти не боятся засухи. Но если все же воды не хватает, то бахчи поливают.
Чтобы арбузы и дыни были большими, сладкими и ароматными, растениям нужно много тепла и солнечного света. Во время созревания должно быть жарко и сухо. Такие условия существуют в основном на юге нашей страны. А вот тыква более холодостойка, чем ее родственники арбуз и дыня, поэтому ее можно увидеть практически на любом огороде в средней полосе России.
А сейчас поиграем. Придумайте имена прилагательные к словам «арбуз», «дыня», «тыква». Кто назовет последним имя прилагательное, тот — победитель. Итак.
АРБУЗ — сладкий, сочный, шарообразный, гладкий, полосатый.
ДЫНЯ — ароматная, продолговатая, желтая, душистая.
ТЫКВА — огромная, рельефная, желтая, полезная, тяжелая.
«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.
Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей 5–7 лет» 1.«Животные – наши друзья». Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. Ход беседы: Педагог.
Конспект викторины «Что? Где? Когда?» с экономическим содержанием для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию экономических представлений в подготовительной группе. Викторина «Что? Где? Когда?».
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.
Сюжетно-ролевая игра «Театр» с математическим содержанием Сюжетно – ролевая игра «Театр»с математическим содержанием. Цель игры: проверка усвоенных математических знаний в игре, знаний в счете, умении.