Как объяснить ребенку что такое географическая карта
Конспект занятия «Наши помощники — глобус и карта»
Ирина Костырева
Конспект занятия «Наши помощники — глобус и карта»
Тема: «Наши помощники: глобус и карта»
Образовательные: Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди.
Развивающие: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Обогащение словарного языка.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.
Оборудование: большой и маленький глобус, физическая карта Мира и физическая карта Российской Федерации, круги из бумаги, ножницы.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть место, где мы чувствуем себя комфортно и в безопасности. Это наш дом. А в доме вы, где живете?
Дети: Мы живем в квартире.
Воспитатель: Удобно ли вам там жить?
Воспитатель: Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок. Ваша квартира находится в подъезде, а подъезд, где?
Дети: Дом находится на улице.
Воспитатель: А улица?
Дети: Улица находится в городе.
Воспитатель: А, где находится город?
Дети: Город находится в стране.
Воспитатель: А страна?
Дети: Страна находится на Земле.
Воспитатель: Вот и получается, что Земля – наш общий дом. В нем есть все, что необходимо для жизни – вода, пища, свет и тепло. И все это надо беречь, любить и пользоваться с умом.
Дети: Наша Земля большая, круглая.
Земля наша образовалась много миллионов лет назад. Вначале это была огненная смесь кипящих каменных пород и вредных газов. Но прошли миллионы лет, и Земля остыла; поверхность ее покрылась коркой. Раскаленную Землю покрывали плотные облака пара и газа. Когда температура понизилась, начались дожди, сотни лет шли дожди, и образовались моря. В течение первого миллиарда лет на Земле жизни не было. В это бурное время появлялись и исчезали горы. Море то покрывало сушу, то отступало. Климат на Земле становился теплее, и тогда стали появляться живые организмы. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.
-Давайте мы с вами попробуем больше узнать о нашей планете Земля.
— Сейчас мы с вами полетим в космос на космическом корабле, закройте глаза.
Звучит космическая музыка. Дети открывают глаза.
— Вот мы и в космосе. Давайте посмотрим в иллюминатору и найдем нашу планету.
— А кто желает показать нашу родную планету?
Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.
— В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.
Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.
Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
И добирались они до края Земли?
Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали,что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды
— Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
— Ребята, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.
Солнце дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.
Воспитатель: Как мы уже говорили Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве, и изображают ее в виде глобуса.
Дети. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то,что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие
— Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону.Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь» Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.
Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши? Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые океаны?
На нашей Земле океанов –
Самый соленый в мире,
Все время спит подо льдами,
Конечно же, вовсе не тихий
А буйный, глубокий и самый великий!
— А знаете ли вы, как называются материки на земном шаре?
— Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Мы с вами живем на самом большом материке, который называется Евразией.
Вот планета наша – велика Земля!
Горы, океаны, реки и моря.
Всех их не перечесть!
Всего лишь только шесть:
Показать их на глобусе, а потом на карте.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе.
Дети: Потому что там мало солнца.
Воспитатель: Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь. Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.
Воспитатель: А как вы считаете, где на Земле всегда жарко?
Воспитатель: Если Землю представит в виде круга, то воды будет 2/3, остальное – суша. А, чтобы это проверить, предлагаю вам следующее задание.
(Дети проходят к столам и садятся).
Воспитатель: У вас на столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат, треугольник?
Дети: Потому что, наша Земля круглая.
(Дети встают из-за столов и проходят на ковер)
Воспитатель: Представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус неудобно. Как же нам быть?
Для того чтобы было удобно пользоваться глобусом люди перенесли его на бумагу, сделали плоским. Вот таким. (Показать карту мира).
Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
Глобус – важный господин,
Гордо кружится один,
А вот карт не счесть на свете –
Пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов,
Стран, посёлков, городов.
Карты разных есть дорог,
Чтоб по ним ты ехать мог.
Давайте и мы попробуем сделать карту.
Дети вместе с воспитателем составляют карту мира.
Игра «Составь карту»
Как вы думаете, кому нужна карта?
Дети: Путешественникам, военным, морякам, ученым.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже рассмотрим карту нашей планеты (воспитатель вывешивает карту мира). Карта – это тоже изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Давайте найдём на карте место, где находится наша страна. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Давайте найдем Россию и на интерактивном глобусе. Глобус нам подтвердил, что мы правильно нашли нужное нам место расположения нашей страны. Россия – самая большая по площади, страна мира.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия?
Воспитатель: А какого цвета больше всего на карте России?
Дети: Больше всего на карте Россия, зеленого цвета.
Воспитатель: Что означает этот цвет?
Дети: Этот цвет означает много лесов, полей, лугов.
Воспитатель: Наша страна богата не только лесами, полями и лугами. Так же у нас много гор, которые обозначены коричневым цветом. Давайте внимательно посмотрим на наш глобус и найдем горы
Воспитатель: Дети посмотрите на эти маленькие белые точки. Таких точек на карте России очень много. Все они, означают города. Давайте найдем на карте столицу нашей страны. Как называется столица нашей Родины?
Дети: Столица нашей Родины – Москва.
Воспитатель: Давайте проверим это на интерактивном глобусе.
Воспитатель: На глобусах и картах используют условные знаки. Города изображены в виде маленьких белых точек, реки – это тонкие синие линии, для гор используют коричневый цвет, для лесов – зеленый.
Воспитатель: У меня для вас есть следующее задание. (Дети проходят к столам и садятся).
(Работа с перфокартами)
Посмотрите у вас на столах лежат карты. Рассмотрите ее внимательно. Вспомните, какими условными знаками и цветом обозначаются моря, реки, горы, леса и города. Вам необходимо указать стрелками, где расположены моря, реки, горы, леса и города к части карты.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что такое карта, глобус – это наши помощники в путешествии. Давайте вспомним, о чем мы сегодня еще с вами говорили, и что нового узнали.
Дети: Сегодня мы узнали об экваторе, тропическом поясе, о том, как образовалась Земля, что большая часть Земли покрыта водой.
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе «Наши помощники — органы чувств» Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе Автор: Макарова Ольга Викторовна, педагог-психолог МБДОУ «Центр.
Конспект НОД «Наши помощники: глобус и карта» Конспект НОД по теме: «Наши помощники: глобус и карта». Цель: ознакомление дошкольников с понятиями глобус, карта, материки. Программные.
Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Наши помощники» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Наши помощники» (первая младшая группа) Цель: формировать представление о труде помощника.
Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» в подготовительной группе Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Организационная информация Примечание.
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Наши добрые помощники» Цель: Систематизация знаний детей по теме: «Посуда». Задачи: • Формировать представление детей о посуде, её назначении; • Обогащать.
Конспект занятия во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: 1. Познакомить детей с органами чувств человека, через познавательно – исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Тренировать зрительные,.
Знакомим детей со странами мира
Рассказывать детям о странах мира можно начиная с 2 лет. Но стоит помнить, что главное – это вызвать интерес, а не заучить сухие названия и цифры. Как многие знают, географию начинают изучать в школе только в 5 классе. И уже в первую четверть у школьников возникают трудности. Как бы интересно не преподносил учитель информацию, современный подход к обучению оставляет желать лучшего. Дети учат даты и имена мореплавателей, названия горных пород, столиц стран… Очень скоро информация смешивается в голове, и дети начинают ненавидеть географию.
Страна – это не просто геометрическая фигура на карте
Часто родители не понимают, почему детям сложно запомнить информацию о других странах. Все дело в том, что границы на карте для них – это просто сложная геометрическая фигура. А названия стран и городов – сродни китайским иероглифам. Для изучения географии нужно пространственное понимание, нужен интерес, запоминающиеся факты. В противном случае занятия обернуться заучиванием. Тяжким. Мучительным. Вызывающим неприятие у детей.
Как объяснить ребенку географию?
Начните с начала. Ответьте на вопросы:
Изучайте страны всесторонне. Здорово помогают объяснить ребенку географию современные технологии:
Видео на тему «Зачем нам география и как ее изучать»:
Как рассказать детям о России?
Россия – страна, в которой мы живем. Информационный мультфильм:
Россия настолько огромна, что могла бы быть целой планетой. Ее площадь составляет 17,1 млн км², и это ненамного меньше площади Плутона (17,7 млн км²). В нашей стране уживается 160-190 разных народов. Большая часть территории представляет собой низменности. Но в то же время в России находится самая высокая гора – Эльбрус (5642 м). На Камчатке много вулканов. Некоторые из них действуют прямо сейчас.
Рассказываем детям о карте мира
Карты – это уникальные «картины», которые позволяют нам обозревать всю Землю. Люди рисовали карты испокон веков. Они исследовали леса, горы и реки поблизости и обозначали их особыми знаками. Так древние племена знали, как пойти далеко на охоту и не заблудится.
В мире проживало большое количество разных племен, у которых были свои маленькие карты. Люди тогда не знали, что наш мир – это огромная планета, шар с материками и океанами. Предки думали, что живут на диске, который лежит на спинах то ли слонов, то ли черепах. Стоит им пошевелиться, и на суше возникают землетрясения, а море начинает штормить.
Но время шло. Люди лучше исследовали Землю, объединили свои наблюдения в одну большую карту мира. Голубыми линиями они обозначили реки, синим цветом – моря и океаны, желтым – пустыни, зеленым – леса, белым – ледники. Чтобы все понять, ну нужно было знать язык другого народа.
В мире 6 материков: Евразия, Австралия, Антарктида, Африка, Северная Америка и Южная Америка. Они располагаются посреди океанов: Атлантического, Тихого, Индийского, Южного и Северного Ледовитого.
Мультфильм «Кругосветное путешествие»:
Наша Земля огромна. На планете проживает 7,5 млрд человек. Люди принадлежат к разным народам, разговаривают на разных языках, отличаются внешним видом и многим-многим другим. Например, даже тем, что едят на завтрак. Различаются и страны, в которых они живут. В мире 197 стран. Одни из них стоят посреди пустыни, в других постоянно идет снег.
Удивительные факты обо всех странах в мире для школьников:
Рассказываем детям о жарких странах
На нашей планете есть такие места, где даже зимой температура воздуха не опускается ниже +15+20 градусов. Солнце там печет настолько сильно, что стоять под ним просто невозможно. Из-за сильной жары вода быстро испаряется, поэтому огромные территории представляют собой пустыню. Но люди, животные и растения жарких стран приспособились к таким условиям. Наверное, поэтому они такие необычные.
Самые большие жаркие страны и материки:
Животные жарких стран:
Африка
Африка – это целый жаркий материк! Настоящее царство жаркого солнца и горячего песка.
В ней есть много удивительных стран:
Мультфильм об Африке для самых маленьких:
Страны, в которых многие мечтают побывать
Наша планета настолько огромна, что человеку не хватит и жизни, чтобы побывать во всех ее уголках. Самые красивые места на Земле:
Людям часто приходится выбирать, какие бы страны они хотели посетить. Среди множества стран есть особые, с интересной историей и достопримечательностями.
Франция
Многие знают Францию благодаря высоченной Эйфелевой башне. Но это еще и самая «модная» страна, где известные дизайнеры показывают одежду, которую они создали. А еще во Франции есть свой парк Диснейленд – настоящий город принцесс, троллей и разных сказочных персонажей.
Занимательная география и Франция:
Интересные факты о Франции:
Япония
«Страна восходящего солнца». В Японии сочетаются древние традиции и современные нанотехнологии. Японцы живут дольше других – часто больше 100 лет. Они не похожи ни на какие другие народы.
Интересные факты:
Игры и задания для детей по географии
Лучше понять географию детям помогут интересные игры:
В конце рассказа о какой-либо из стран будет полезно выполнить творческое задание. Попросите ребенка нарисовать страну так, как он ее себе представил. Можно сделать коллаж с наклейками, завести для работ отдельный альбом.
Вопросы детям по географии
Хорошо, если ребенок во время рассказа о стране задаст вопросы. Это покажет, что тема ему интересна. Но также и взрослый может задать вопросы ребенку, чтобы понять, насколько он вовлечен и хорошо запомнил услышанное.
Вопросы по географии могут быть такими:
В СССР на изучение географии отводилось 17 часов в неделю. Это 40% учебного времени. Сегодня в школах предмет рассказывают 1-2 часа. За это время очень сложно разобраться в темах. Хорошо, если ребенок с раннего детства будет интересоваться географией и сможет самостоятельно находить нужный материал. Для этого взрослым следует показать, насколько увлекательный и разнообразный наш мир, и как интересно его изучать.
Изучаем географию с детьми
Здравствуйте, наши дорогие читатели!
Сегодня мы хотим поговорить об изучении географии с детьми.
Т.к. дети по своей природе очень любознательные, то география – для них – это просто кладезь интересных и необычных тем, благодаря которым они значительно могут расширить свой кругозор. Ведь география – это не только изучение стран, материков, морей и океанов, но и изучение растительного и животного мира, климата, стран и народностей, их культур и обычаев и т.д. А также география очень тесно связана с экологией. Поэтому изучение географии – это просто кладовая новых и интересных знаний для вашего ребенка!
Начинать изучение географии можно разными способами:
Оба способа хорошие – выбирайте тот, что заинтересует вас и вашего ребенка.
В изучении основ географии вам не обойтись без таких предметов как Глобус и Карта.
Глобусы сейчас представлены в различных вариантах – выбрать можно любой, в зависимости от целей вашего изучения. Но главное, это то, что глобус поможет понять вашему малышу как же выглядит наша планета (примерно такой ее видят космонавты из космоса).
А чем раньше в детской комнате появится географическая карта – тем лучше. Даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает, рано или поздно он ей заинтересуется. Даже если время от времени обращать внимание на карту, то в скором времени, вы заметите, что ребенок знает названия основных географических объектов.
В изучении географии важно не только запомнить географические объекты, но и разобраться в таких понятиях как пространство, время, расстояния, части света и т.д.
Что можно изучить с ребенком?
Изучая материки, уделите внимание климату (погодным условиям), рельефу (горы или равнины), водным ресурсам (реки и озера), животному и растительному миру (отметьте животных и растений характерных именно для этого региона), населению (страны, народности, их культура и быт).
Например, Африка – второй по величине материк. Рельеф преимущественно равнинный, преобладают пустыни (они занимают 30% суши). На севере материка расположена самая большая пустыня в мире – Сахара. Самая высокая точка материка – Вулкан Килиманджаро. Самая низкая точка материка – дно соленого озера Ассаль. Самая длинная река материка – Нил. Небольшие реки могут полностью пересыхать, из-за климата, который характеризуется малым количеством осадков и высокими температурами.
Характерные растения – кактусы (в пустынях) и пальмы (в тропических лесах)
Африка известна такими животными как слон, жираф, бегемот, обезьяны, зебры, леопарды, крокодилы, попугаи и т.д.
Основное население Африки представлено коренным населением – негроидами – их отличительной чертой является темный цвет кожи. Они существуют за счет охоты, рыбалки и собирательства, не видя необходимости в благах цивилизации, и потому редко общаются с окружающим миром.
Изучать континенты можно в любом порядке.
Не забудьте рассказать о животном и растительном мире рек, морей и океанов!
Изучая с ребенком географию стоит и затронуть вопросы экологии.
Приучать детей бережному отношению к растениям, животным и окружающей среде также надо начинать с детства. Объясняйте детям,о роли каждого растения и животного в природе, например, растения – очищают воздух и т.д. Обучайте правилам поведения в лесу, на реке и т.д. – это не только экология, но и безопасность! А также стоит приучать ребенка к уходу за растениями и животными.
Любое обучение стоит начинать тогда, когда ребенок сам начал проявлять интерес и все обучение проводить в игровой форме. Благо, вариантов можно придумать множество, например:
1. Детская литература.
Разнообразная детская литература несет в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. Обсудите в какой стране жил сам автор или герои произведения. Найти эту страну на карте и т.д.
Так, читая о проделках Карлсона, найдем на карте страну Швецию.
Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции.
Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдем на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари.
Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии.
Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки.
Очень хорошо, если книги богаты иллюстрациями, биологическими и историческими объектами. Дети любят их рассматривать, запоминая множество полезных сведений, что потом во многом облегчит дальнейшее школьное обучение.
2. Детские мультфильмы.
Этот пункт похож на предыдущий. Есть множество приключенческих мультфильмов, которые можно обсудить с ребенком. После просмотра мультфильма найдите те города и страны, в которых побывали герои и попробуйте по карте проделать тот же путь – посмотрите какие материки и океаны они преодолели и т.д.
Список мультфильмов (многие мультфильмы сняты по литературным произведениям):
А также есть и специальные детские обучающие мультики, которыми тоже можно воспользоваться:
3. Воображаемое путешествие
Выбор страны→Выбор транспорта, на котором удобнее совершить путешествие →Обсуждаем, что встретится нам по пути (города, реки, горы и т.д.)→по прибытию в место назначения изучите символику выбранной страны, ее климат, природные особенности и т.д. →познакомьтесь с жителями этой страны (народ, его отличительные особенности, как живут, что едят и т.д.) и т.д.
Будет хорошо, если на карте вы будете отмечать те места, где уже успели “побывать” – так ребенок лучше запомнит информацию.
4. Настольные игры, геопазлы
В настоящее время большой выбор настольных игр с географическим уклоном). Например, Вокруг света за 80 дней, Большое путешествие, Мемо: Флаги, Достопримечательности России и т.д. Все они представлены в разных видах – можно выбрать то, что по душе именно Вам и вашему ребенку.
Геопазлы – это такие пазлы, элементы которых повторяют очертания границ стран, регионов и других географических объектов. С их помощью, дети учат географию, складывая элементы вместе.
5. Энциклопедии, атласы, карточки и плакаты.
Энциклопедии пригодятся Вам для поиска ответов на вопросы, которые задаст Ваш Почемучка, а также пригодится и детям – любителям почитать).
Чтобы любая игра заинтересовала ребенка – она должна быть подкреплена хорошими иллюстрациями. Атласы, карточки и плакаты – могут стать отличным подспорьем.
6. Прогулки.
Прогулки – отличный способ знакомства в географией. Во-первых, можно изучать растительный и животный мир вашего региона, во-вторых, захватив с собой компас – изучать стороны света, а заодно и научить им пользоваться) и рассказывайте, рассказывайте и рассказывайте.
Чтобы ваши прогулки становились интереснее – устраивайте “походы” или “путешествия” и не так важно куда вы отправитесь на этот раз – в парк, в лес или к реке…..
Посетите зоопарк, а после его посещения вспомните каких животных вы видели и уточните в какой стране они проживают, укажите ее на карте и т.д.
Во время прогулки вы можете спрятать “клад” и нарисуйте карту с условными обозначениями. Обычно дети в восторге от таких игр). Начать игры с картами “кладов” можно начав с карты комнаты, квартиры и т.д., а потом переходить к поискам клада на улице. Сначала карты можно рисовать самостоятельно, а в последствии учить малыша составлять карты самостоятельно.
Прогулки в разное время года – по своему интересны. Зимой можно “оказаться” на северном полюсе, а летом – на экваторе, в африке…. Весной, если удастся – разыскать ручеек и изучить “целые реки” – попробовать найти исток и устье, посмотреть как течет ручеек на ровной поверхности и с возвышенности (сравните равнинные реки и горные – чем они отличаются?), ровно ли течет ручеек или огибает препятствия, а как ведет себя большая река? и т.д.
У воды можно затронуть столько “околоводных” тем, что всех и не перечислить…. А где-нибудь на пляже можно заняться и “географическим” строительством – сооружать горы из песка, прокладывать реки, строить плотины и водохранилища…..
7. Реальные путешествия.
Это, пожалуй, лучший способ изучения географии. Всевозможные поездки и путешествия расширяют кругозор малыша, дают ему понять, что мир — это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса, горы и моря, реки и озера, другие города и люди… Конечно, не все города и страны можно посетить, но даже путешествия в соседние города – хорошее подспорье в изучении географии.
8. Устные игры, игры с картой, загадки, конкурсы, викторины….
Игра “Я знаю 5 названий…”
Мама задает тему: “Я знаю 5 городов…”. А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: “Москва — раз, Киев — два…”. Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: “Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…” Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает.
Игра “Отгадай, что это?”
В игре участвуют дети, знакомые с географической картой.
Взрослый дает описание того или иного объекта – постепенно, начиная с общих определений, переходя к более конкретным. Например: это остров, он находится в восточном полушарии, расположен в Тихом океане, на нем расположен город такой-то…. Или это река, расположена в Евразии, впадает туда-то, на ней стоит город такой-то. В процессе игры дети высказывают предположения. Кто быстрее угадал, о чем идет речь – получает очко.
Игра “Находилки”
Игрок загадывает географическое название, другой (ие) должны его найти. Можно давать подсказки: что это река, озеро, гора или город…
Геологика:
По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:
Кто в городе живёт?
Москвичи- живут в Москве, одесситы – в Одессе, японцы – в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:
Блиц-опрос
Например, географические рекорды России:
Можно придумать вопросы для любой страны, материка….
География с песнях и пословицах
Русские поговорки и пословицы, а также песни помогут подружится с географией. Можно вспомнить песни и поговорки, в которых упоминаются географические объекты, вместе с ребенком, или предложить ему заполнить “забытые” слова:
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
… (участок суши) Невезения,
В… (водоём) есть
…(участок суши) Невезения В…(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.
Жил отважный капитан.
Он объездил много ….( суверенная территория ),
И не раз он бороздил …( водоем ).
Погибал среди акул,
Но ни разу даже глазом не моргнул.
Если долго, долго, долго,
Если долго, по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в …( материк ) прийти!
А в ….(материк )…..( водоем ) вот такой ширины.
А в….(материк ) …..( ландшафт ) вот такой вышины.
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!
Ах, и зеленый попугай!
А я иду, шагаю по …( город ),
И я еще пройти смогу соленый ….( название ) океан,
И …( ландшафт ), и ….( ландшафт ).
Географические загадки:
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …
Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.
(Экватор)
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта)
У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!
(Атлас)
Возьми, дружок,
Меня в поход!
Со мной никто
Не пропадёт!
Дорогу
Точно укажу!
Куда идти, –
Всегда скажу!
(Компас)
Север –
Там, где много вьюг.
Там, где жарко –
Будет…
(Юг)
Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – …
(Город)
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров)
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится!
(Вулкан)
Речка тихо нам журчала,
Чтоб нашли её начало –
Тихий, слабый ручеёк
Под названием…
(Исток)
Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я…
(Река)
Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни – оно очень красивое.
(Море)
Географические загадки-шутки:
– Какой город может находиться в воздухе? (Орел)
– Какой город самый сердитый? (Грозный)
– Какой город самый сладкий? (Изюм)
– Какой остров считает себя одеждой? (Ямайка)
– Между какими двумя буквами можно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название страны, острова? (Япония)
– Какой город носит название рыбы? (Судак)
– По какому городу течет кровь? (По Вене)
– Какую реку можно разрезать ножом? (Прут)
– Какой город называют воротами в Донбасс (Харьков)
– В каком море не водится рыба? Почему? (В Мертвом. Очень соленая вода.)
– Какую страну можно носить на голове? (Панама)
– Контур какой страны напоминает сапог? (Италия)
– Где текут сухие реки? (На карте)
– Какая река находится у нас во рту? (Десна)
– Какая река носит название посуды? (Таз)
Изучать географию можно не только на уроках в школе, но и так – весело, интересно и познавательно!