Как объяснить ребенку что такое компьютер
Беседа для детей старшей группы «Компьютер в жизни человека»
Алёна Никанорова
Беседа для детей старшей группы «Компьютер в жизни человека»
Беседа для детей старшей группы:
«Компьютер в жизни человека»
Цель: формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.
-закрепить с детьми знания о распространении и применении компьютера в современном мире;
— развивать умения видеть положительные стороны в работе с компьютером;
— развивать мыслительные процессы (сравнение, обобщение, логика, анализ, синтез, абстракция);
— воспитывать у ребят дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Оборудование: коробка с картинками, магнитная доска, магнита.
Ход беседы:
Он рисует, он считает,
Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды.
Может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же … (компьютер)
Воспитатель: Ребята я в выходные побывала в интересном магазине, там продают компьютеры.
Доброжелательный продавец подарил мне эту коробку с разными картинками и заданием. (В коробке картинки с изображением, компьютера, компьютера-«помощника» и компьютера-«вреда», письмо с заданием).
(Воспитатель достаёт первую картинку и выставляет на магнитную доску картинку с изображением компьютера.)
Оглянитесь все вокруг!
Вот компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Может он ребят учить,
Может он станок включить.
Стало легче с ним, чем прежде,
Дом построить, сшить одежду.
И послать ракету к звёздам.
Без него не так-то просто!
Даже вылечить больного
Он поможет – что ж такого!
Наверху машины всей
Словно смелый капитан!
А на нём горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нём компьютер пишет
И рисует без запинки
Под дисплеем – главный блок,
Там бежит электроток
К самым важным механизмам.
Этот блок зовут системным.
Вот, знакомьтесь, дисковод!
Если с дисководом дружен,
То и справочник не нужен.
Воспитатель: Современный персональный компьютер делает жизнь человека проще, лучше и веселее, он пишет, рисует, он служит средством связи. На компьютере можно играть в разные игры. С его помощью можно выходить в Интернет. По Интернету можно передать письмо, найти любые сведения и даже прочитать книжку.
Воспитатель: А вы, ребята, хорошие знатоки компьютеров? Сейчас мы это проверим.
Воспитатель достаёт письмо с заданием,зачитывает его: «Дети, а вы знаете что умеет компьютер? (ответ детей).В коробке лежат ответы на этот вопрос: картинки с изображением компьютера, который помогает людям и компьютера, который вредит людям. Вам надо выбрать те картинки с изображение компьютера-помощника, объяснить свой выбор и закрепить их вокруг главного компьютера.
Дети по одному выходят и ищут нужные картинки.
Первая картинка: «Компьютер-учитель». (Ребёнок выбирает картинку и отвечает).
Воспитатель: Компьютер может здорово помочь в учёбе. Существует огромное количество игр, при помощи которых мы узнаём много нового, мы можем заниматься математикой, выучить английский язык, развивать память, разгадывать головоломки головоломки, ребусы, собирать пазлы и многое другое.
Вторая: «Компьютер-почтальон». (Ребёнок выбирает картинку и отвечает)
Воспитатель: Когда-то почту перевозили на лошадях, затем стали перевозить по железной дороге, позже появилась авиапочта. В наше время, когда в домах появились компьютеры, письма и послания можно пересылать с помощью компьютера и электронной почты.
Воспитатель: Первое счётное устройство были пальцы, считали камни. Считать приходилось много, становилось все сложнее и сложнее, и совершенно естественно возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, затем появились счёты, калькулятор и самое современное счётное устройство- компьютер.
Четвёртая: «Компьютер-библиотекарь». (Ребёнок выбирает картинку и отвечает).
Воспитатель: Мы можем прочесть великое множество книг на любой вкус, не посещая библиотек и даже написать собственную. И, конечно же, в этом нам поможет компьютер.
Пятая: «Компьютер-художник». (Ребёнок выбирает картинку и отвечает).
Воспитатель: с помощью специальных программ в компьютере можно выполнять рисунки, создавать открытки- поздравления, приглашения, плакаты.
Шестая: «Компьютер-мультипликатор». (Ребёнок выбирает картинку и отвечает)
Воспитатель: на компьютере можно не только просматривать мультфильмы, но и с помощью специальных программ создавать свои собственные мультфильмы.
Седьмая: «Компьютер-композитор». (Ребёнок выбирает картинку и отвечает).
Воспитатель: Если раньше составлением музыки занимались только определенные люди-композиторы, то в современном мире каждый из вас может попробовать себя в роли композитора, для этого на компьютере есть специальные программы, при помощи которых можно сочинять и создавать музыку, используя разные музыкальные инструменты.
Восьмая: «Компьютер-архитектор». (Ребёнок выбирает картинку и отвечает).
Девятая: «Компьютер-врач». (Ребёнок выбирает картинку и отвечает).
Воспитатель: При помощи компьютера можно рассмотреть внутренние органы человека, сделать их снимок, компьютер хранит в своей памяти истории болезней пациента. При помощи компьютера можно узнать много нового о болезнях и способах лечения.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы, нашли нужные картинки. Действительно, компьютер может быть для нас «телевизором», когда хочется посмотреть новый фильм, «музыкальным центром», когда хочется послушать любимую музыку, богатой «библиотекой» или великолепным «справочным бюро», когда нужно найти какую-то информацию. Благодаря компьютеру мы общаемся с родственниками и друзьями, которые находятся за тысячи километров от нас. Многие сегодняшние профессии просто немыслимы без использования компьютера.
В коробке остались ещё картинки. С ними мы поиграем в следующий раз.
И я вам желаю, чтобы компьютер был надежным другом и грамотным помощником.
Спортивные соревнования для детей старшей группы к Дню пожилого человека «Движение — это жизнь» спортивное соревнование для детей старшей группы их бабушек, дедушек посвященный Дню пожилого человека. Цель: укрепление взаимоотношений.
Беседа ко Дню города Каменск-Шахтинский для детей старшей группы Беседа ко Дню города Каменск-Шахтинский для детей старшей группы Цель: формировать представление детей о родном городе, его достопримечательностях;.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Камни в жизни человека» Краткий самоанализ: В основу данной деятельности положена идея накопления опыта гуманного отношения к миру природы посредством интеграции.
Конспект занятие для детей старшей группы «Весела была беседа» Актуальность: В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы.
Конспект занятия для детей старшей группы «Роль зрения в жизни человека» Конспект занятия для детей старшей группы «Роль зрения в жизни человека» Цель: уточнить и закрепить знания детей о роли зрения в жизни.
Конспект занятия в старшей группе «Вода в жизни человека» Открытое занятие в старшей группе на тему: «Вода в жизни человека» Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека Задачи:.
Консультация для родителей «Телевизор, компьютер в жизни детей» Консультация для родителей «Телевизор, компьютер в жизни детей» воспитатель Фортуна Г В В наше время, время телевизоров и компьютеров.
Праздник к Дню пожилого человека для детей старшей группы «День пожилого человека» 1 Вед: За окошком метель золотая, Кружит ветер осенней листвой. Почему здесь цветы расцветают, Словно летней,.
Открытое мероприятие для детей второй младшей группы детского сада на тему «Роль воды в жизни человека» Открытое мероприятие для детей второй младшей группы детского сада на тему:»Роль воды в жизни человека». В гости к ребятам приходит капелька.
Проведение родительского собрания для старшей группы «Ребенок и компьютер» Оглавление Введение. 1. Организация родительского собрания. 2. Подготовка родительского собрания. 3. Проведение родительского собрания.
Занятие в подготовительной группе «Что такое компьютер?»
Занятие в подготовительной группе №2
Тема: «Что такое компьютер?»
Цель: знакомство детей с компьютером как средством для игровой работы
1. Познакомить с компьютером как с современным инструментом для обработки информации;
2. Познакомить с правилами поведения и правильной работы за компьютером;
3. Формировать начальные навыки работы за компьютером, познакомить с клавиатурой и манипулятором «мышь»
Оборудование: ноутбук с презентацией, карточки с изображениями системного блока, монитора, компьютерной мышки, клавиатуры, колонок, принтера, сканер, наушники.
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки и на них изображены предметы. Посмотрите внимательно, они вам знакомы, скажите, что это за предметы.
Ответы детей: системный блок, клавиатура, компьютерная мышь, монитор, колонки, принтер, наушники, сканер.
Воспитатель: Ребята, а что общего у всех этих предметов?
Ответы детей: Это части компьютера.
Воспитатель: Молодцы! Все эти предметы являются элементами компьютера. А назовите основные части компьютера.
Ответы детей: системный блок, клавиатура, монитор, компьютерная мышь.
Воспитатель: Ребята, у вас остались ещё карточки с предметами, скажите, что это за предметы и назовите, для чего они нужны.
Колонки – устройство для воспроизведения звука (наушники);
Принтер – устройство, с помощью которого можно перенести информацию с экрана монитора на бумагу;
Сканер – устройство, с помощью которого можно перевести какую-то картинку или текст в компьютер и мы это увидим на экране монитора.
Воспитатель: Ребята, а что же такое компьютер?
Ответы детей: Компьютер – машина, которая выдает какую – то информацию.
Воспитатель: правильно ребята. Компьютер – электронно-вычислительная машина, которая работает с различной информацией (или служит для обработки различной информации).
Послушайте, ребята, стихотворение «Компьютер»:
Чтоб работать компьютер мог,
Ему нужен системный блок.
В нём и память и процессор,
Словом, этот блок – профессор!
А в придачу ему дан
И, конечно, есть и мышь –
Мышка не лесная и не полевая,
А компьютерная мышь –
К ней получше приглядись!
Цифры, буквы набирать,
Слова разные писать.
Принтер на листок бумажный
Переносит то, что важно,
Сканер же наоборот
В компьютер нужное введёт.
Воспитатель: А теперь давайте выполним задание на ноутбуке, которое называется «Собери компьютер».
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием вы справились.
Воспитатель: Теперь, ребята, давайте, выполним гимнастику для глаз.
Часто – часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И сначала всё начни.
(можно выполнить 2 раза).
Воспитатель: Молодцы! На этом мы сегодня закончим! Давайте вспомним, что сегодня мы узнали?
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект интегрированного занятия по развитию речи + ОЗОМ +математика во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» по стихам.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.
Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.
Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.
Конспект занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Программное содержание: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать развитию духовных качеств: проявление.
Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Действующие.
Занятие в подготовительной группе «Что такое Родина?» «Что такое Родина»? Цель: познакомить детей с понятием Родина ее особенностями; формировать представления детей о Республике Казахстан,.
План-конспект занятия на тему «Что такое компьютер? Устройство компьютера. Зачем нужны компьютеры. Как себя вести в компьютерном классе»(старшая группа СП ОДОД)
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга
в старшей группе СП ОДОД
на тему « Что такое компьютер? Устройство компьютера. Зачем нужны компьютеры. Как себя вести в компьютерном классе »
Разработал: Севастьянова Анна Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Тема занятия «Что такое компьютер? Устройство компьютера. Зачем нужны компьютеры. Как себя вести в компьютерном классе»
Дата проведения : 08.10.2019
Цель учебного занятия: сообщить и объяснить новые знания: компьютер, персональный компьютер, системный блок, монитор, мышь, клавиатура, колонки(наушники), микрофон, камера; изучение правил техники безопасности в компьютерном классе.
Объяснить учащимся новые знания;
Ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в компьютерном классе.
Развить познавательные способности дошкольников;
Развить внимательность и наблюдательность.
Воспитать у дошкольников основы общей культуры и поведенческой этики;
Воспитать культуру поведения и бесконфликтного общения;
Способствовать формированию активной жизненной позиции;
Способствовать воспитанию ценностных личностных качеств: трудолюбие, порядочность, ответственность, аккуратность.
Форма учебного занятия: лекция.
Фома организации работы: индивидуальная, фронтальная.
Образовательные технологии: информационные технологии, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.
Знакомство с детьми – 2 мин.
Теоретический блок (Что такое компьютер, информатика, информация, старинный компьютер, персональный компьютер, устройства компьютера) – 5 мин.
Практическая работа (Сбор персонального компьютера) – 3 мин.
Теоретический блок (Зачем нужны компьютеры. Персональный компьютер и ноутбук) – 5 мин.
Физкультминутка – 1 мин
Как себя вести в компьютерном классе (Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе) – 3 мин.
Работа на компьютере задание (Игра «Щелкай и рисуй») – 4 мин.
Подведение итогов. Рефлексия – 2 мин.
Я очень рад вас всех здесь видеть!
Теоретический блок (Что такое компьютер, информатика, информация, старинный компьютер, персональный компьютер, устройства компьютера) – 5 мин.
Что же мы с вами будем изучать?
(Ответы учеников. Роботов. Программирование. Компьютеры и т.п. Преподаватель подсказывает.)
Как много незнакомых слов! Давайте, скорее, отправимся в волшебную страну, чтобы узнать, что же все эти слова обозначают!
Ну, вот мы и прибыли, только на воротах висит большой замок (показать замок). Что же нам делать? (ответы учеников) Давайте еще раз вспомним, что такое информатика! (ответы учеников). Собираем информацию при помощи компьютеров! (прислушивается к замочной скважине) Кажется, мы должны собрать персональный компьютер!
Как попадает информация в компьютер? При помощи мышки и клавиатуры, а еще камеры и микрофона.
4.Теоретический блок (Зачем нужны компьютеры. Персональный компьютер и ноутбук) – 5 мин.
Какие все молодцы! Смотрите, мы собрали компьютер, и замок открылся. Что же мы узнаем теперь? (Показать на слайде 8 фотографии людей узнаваемых профессий с персональным компьютером. Приложение Рисунок №7).
5.Физкультминутка – 1 мин
Давайте немножко разомнемся.
Мы работали, трудились
И немножко притомились.
Нужно сделать повороты
Влево, вправо развороты.
Вправо смотрим и моргнем
Влево смотрим и моргнем.
Повторим еще разочек
От работы отдохнем.
Вверх посмотрим и моргнем
Вниз посмотрим и моргнем.
Повторим мы упражнение
Смотрим в тех же направление.
Отдохнули мы, размялись
И к работе возвращаясь,
Не забудем про осанку
И дистанцию с экраном.
6. Как себя вести в компьютерном классе (Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе) – 3 мин
Ребята, помните, я сказал, в стране Информатики все работают за компьютерами? И раз уж мы попали в эту страну, то мы тоже должны научиться пользоваться компьютером, чтобы стать настоящими Пользователями. Но прежде чем мы начнем нашу работу, давайте обсудим что можно, а чего нельзя делать в компьютерном классе. (Показывать на слайде 11 по очереди картинки с запретами и обсуждать, почему это нельзя. Приложение Рисунок №10 )
7.Работа на компьютере задание (Игра «Щелкай и рисуй»)-4 мин.
Сегодня мы начнем учиться пользоваться мышкой.
Давайте теперь поиграем!
8.Подведение итогов. Рефлексия – 2 мин.
На компьютере нельзя работать очень долго, потому что устают глаза и спина. Поэтому сегодня мы с вами возвращаемся из страны Информатики в нашу обычную жизнь. Скажите, понравилось вам занятие? (ответы детей) Давайте вспомним, что такое информатика. Что такое информация. Что такое компьютер, из каких частей он состоит. Зачем нужен компьютер. Молодцы! Давайте похлопаем друг другу!
Занятие окончено! Спасибо!
Список использованной литературы
Ивлева В.В. «Информатика для дошкольников. ФГОС». Издательство: ПринтБук. ISBN : 978-985-7204-55-7. год издания: 2019. 32 стр.
Детям про компьютеры
Дети проводят за компьютерами массу времени, но хорошо на них умеют только играть. Петя считает, что Windows – это просто квадратики в углу экрана, а Маша хочет стать врачом и не понимает, зачем нужно учить такую скучную информатику.Как устроен компьютер. Кто и зачем распространяет компьютерные вирусы. Что такое Windows и как выйти в Интернет. Ответы на эти и многие другие вопросы понятны и интересны. Это не учебник, а книга для чтения, беседа двух школьников и учителя.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детям про компьютеры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Занятие первое: Что такое Windows
Компьютер должен обрабатывать информацию. Но для этого сначала нужно научить его хранить, понимать, и показывать на экране слова, цифры и команды, которые человек вводит с клавиатуры. Этим занимается одна основная программа — операционная система. Именно она отвечает за все действия, которые кажутся такими простыми.
— Но простота эта обманчива, как любит говорить таинственным голосом наш учитель математики, когда задаёт на контрольной маленькую задачку.
Да, простота часто обманчива. Но тут нет подвоха. С помощью хорошей операционной системы иметь дело с компьютером действительно становится просто. Операционная система — мостик между железом компьютера и программами, которые на нём работают, прослойка, берущая на себя все сложности работы с техникой. А вам остаётся всего лишь тыкать мышкой, а теперь уже иногда и просто пальцами, в экран.
— Операционная система Виндовс, Винды! Я знаю, это такие цветные квадратики, которые появляются, когда включаешь компьютер. Их изобрёл Билл Гейтс. И компьютеры тоже он изобрёл. Он теперь самый богатый человек на Земле!
Да, Билл Гейтс очень богат. Но на самом деле ничего нового он не изобретал. Первые прародители компьютеров появились ещё в девятнадцатом веке.
— Вы обещали начать с двадцатого.
Да, извините. Хотя и в начале двадцатого компьютеры умели выполнять только простейшие арифметические действия.
— Значит, это были калькуляторы.
Постепенно они всё больше и больше совершенствовались. Но даже калькулятор надо научить понимать задания и выдавать полученный результат.
Во второй половине двадцатого века, когда Билл Гейтс ещё только учился в школе, уже существовали и успешно работали большие компьютеры, и к ним были написаны операционные системы. Стояли такие вычислительные машины в основном в университетах и научных центрах, и ученые выполняли на них свои сложные научные расчеты.
Компьютеры эти были очень большого размера, занимали целую комнату, и стоили, конечно, очень дорого.
— Ничего себе. Папа вряд ли согласился бы, чтобы в нашей квартире один компьютер занимал целую комнату.
Были компьютеры, размещавшиеся даже на нескольких этажах.
Новая коммерческая идея заключалась в том, чтобы сделать компьютеры маленькими и дешёвыми, не для учёных, а для обычных людей — в каждый дом.
Может, сначала такому компьютеру было бы не по силам посчитать траекторию движения космического корабля, но зато на нём дети могли бы играть в игры.
— Взрослые тоже не прочь поиграть в игры.
Ну и взрослые тоже могли бы играть в игры.
В общем, так появились персональные компьютеры. Вернее, они тоже уже существовали — корпорация Эппл Макинтош и ещё несколько фирм выпускали небольшие компьютеры. Но фирма АйБиэМ решила поставить производство на поток. По-английски названия этих фирм пишутся как «Apple Macintosh» и «IBM».
Так вот IBM сделала ставку на дешевизну и широкую доступность новых компьютеров.
— Дешевизна и доступность это хорошо. Им надо ещё над этим поработать.
Кроме того IBM первая решилась не держать в тайне секреты производства, а объявила открытые стандарты — опубликовала все технические данные и призвала других производителей выпускать вычислительную технику по этим стандартам.
На рынке готовы были появиться удобные и доступные компьютеры. Для них не было только программного обеспечения, не было операционной системы, а значит, и не было игр.
Компьютеры назвали английской аббревиатурой IBM PC. Произносится «АйБиэМ ПиСи». IBM — название фирмы производителя, PC от слов Personal Computer — Персональный Компьютер. А Билл Гейтс как раз и получил заказ на написание операционной системы для этого компьютера. Поскольку разработка такой большой программы — дело трудоёмкое, он основал целую корпорацию и назвал её Майкрософт.
— И всё закончилось хорошо?
Да, как в голливудских фильмах. Хотя, так же как в этих фильмах, можно сказать, что продолжение следует.
Первая операционная система для IBM PC называлась MS DOS, а второй была создана система Windows. Она и захватила мировой рынок. А дальше Microsoft стала улучшать Windows и писать к ней разные программы-приложения для рисования, для работы с текстами, с таблицами цифр и много-много других.
Ну конечно. Куда же без них. В первую версию Windows уже входило несколько игр. Карточный пасьянс и искателя мин я помню точно.
— Сами помните? Ведь это было так давно!
Ну всё-таки не так уж давно, в 1985. Примерно 30 лет назад. Впрочем я действительно начал не с самой первой версии. Ведь тогда персональный компьютер был большой редкостью, и я далеко не сразу смог его себе позволить.
С тех пор многие фирмы, производящие вычислительную технику, стали выпускать персональные компьютеры и делать их «IBM совместимыми», то есть такими же, как компьютеры IBM. А многие люди и фирмы, пишущие и продающие программы, стали писать их «под Windows» или «на платформе Windows». То есть программы были рассчитаны на совместную работу именно с операционной системой Windows.
— «На платформе Windows». Так и представляю себе железнодорожную платформу, на которой красивыми буквами написано «Windows».
Тут скорее более уместна аналогия с земной платформой. Windows — это основа и опора для остальных программ.
— А я знаю, что слово «window» по-английски значит «окно», а «windows» это, получается, «окна»!
Да ты, Петя, просто знаток английского.
— А ещё я знаю, почему она так называется!
— Папа мне говорил, это потому, что все программы открываются каждая в своей рамочке-окне!
Правильно. Основной элемент Windows — это именно окна. Их можно открывать и закрывать. Каждая программа работает в своём собственном окне.
И, кстати, окна тоже придумал не Билл Гейтс. Эта идея уже была в операционной системе Macintosh, разработанной корпорацией Apple под руководством Стива Джобса.
— Я знаю, Эппл — это айфон и айпад. Они такие красивые, беленькие. Я так хочу себе такой телефон.
Да, Маша, совершенно верно. Сейчас продукция Apple очень популярна. Но в те времена Windows удалось вырваться вперед. IBM PC не были такими красивыми, но зато были гораздо дешевле и доступнее.
Обычно у окна в правом верхнем углу есть специальная кнопка с крестиком, для того, чтобы его закрыть, и кнопка, чтобы убрать окно с экрана — это называется свернуть или минимизировать. Рядом есть кнопка, которая разворачивает окно во весь экран монитора или же уменьшает его до средних размеров, так, чтобы были видны и другие открытые окна. Тогда размер окна можно менять, растягивая его рамку мышкой.
— Какие умные окна, столько всего умеют.
А ещё обычно у окон сверху написаны их имена.
— Имена? К окнам надо обращаться по имени? Может у них ещё и отчества есть?
Ты будешь смеяться, но у окон действительно есть понятие родительского окна, то есть окна, откуда его открыли. А в качестве имени окна обычно используется название запущенной в нём программы, открытого документа или какое-то понятное описание.
Вообще набор элементов на экране, которые человек использует для общения с компьютером, называется пользовательским интерфейсом. Так что окна — это часть интерфейса.
— «Интерфейс» красиво звучит.
Слово «интерфейс» означает лицевую сторону чего-либо. Связь предмета с внешним миром. Вам не нужно разбираться, что там внутри, главное знать, как добиться желаемого результата.
Интерфейс автомобиля — это руль, а также педали газа и тормоза. Можно ещё добавить ручку переключения скоростей, крышку для заправки топливного бака и приборы вроде спидометра. С помощью всего этого человек управляет машиной. А технические детали внутреннего устройства двигателя водителю знать не обязательно.
Интерфейс телевизора — это пульт управления. А интерфейс водопровода для вас — это ручка на кране с водой.
— А у меня на кране с водой две ручки.
Тогда ещё важно знать, какая из них для холодной воды, а какая для горячей.
— Но, если интерфейс телевизора — это его пульт, то получается, что интерфейс компьютера — это клавиатура.
Нет, Маша, немного не так.
Каждая кнопка телевизионного пульта — это определённая команда: переключить канал, сделать погромче и тому подобное. На клавиатуре компьютера нет кнопок «создать файл» или «запустить игру».
— А что, полезная была бы кнопка.
Кстати, и в случае с телевизором используется не только пульт, но и, например, меню на экране. Оно тоже входит в состав интерфейса.
Интерфейс компьютера — это то, что помогает нам общаться с ним. Windows предоставляет пользователю графический интерфейс.
— Что такое графический?
Имеется в виду интерфейс в виде картинки, с нарисованными на экране окнами, кнопками и различными меню.
Понятие пользовательского интерфейса относится не только к операционной системе, а ко всем программам. Ведь и игры должны что-то спрашивать у пользователя.
Если работа с программой легка, удобна и не требует каких-то специальных знаний, значит интерфейс хороший. Его в таком случае ещё называют дружественным.
— А бывает не дружественный, а вражественный, то есть вражеский интерфейс?
Ну, вражеский это слишком сильно сказано. Хотя бывает так, что интерфейс рассчитан на специалистов, иногда говорят «продвинутых пользователей». В этом случае, прежде чем начать работать с программой, надо заранее выучить специальные команды. Есть даже понятие — работа из командной строки. Это когда команды приходится печатать с клавиатуры, а не выбирать мышкой из списка на экране.
Ещё одно важное понятие, относящееся к интерфейсу Windows, это «десктоп». По-русски говорят «рабочий стол».
Рабочий стол Windows — это экран монитора, не заслонённый открытыми окнами. Экран, который открывается сразу после включения компьютера и загрузки операционной системы. Обычно по умолчанию он однотонно голубенького цвета, но каждый пользователь может положить на него свою любимую картинку, фотографию, или просто выбрать какой-то другой цвет. Картинки для десктопов ещё иногда называют обоями.
— Логичнее было бы называть скатертями, раз их на стол кладут.
Да, пожалуй. Это ты, Маша, забавно подметила.
Идея рабочего стола заключается в том, что на нём, как на настоящем столе в своём кабинете, человек, сидящий за компьютером, раскладывает всё, что ему нужно, и так, как ему удобно.
— А что и как он раскладывает?
Как раскладывает? Просто мышкой передвигая. А что, мы сейчас обсудим.
Во-первых, на рабочем столе имеется мусорная корзина.
— Прямо на столе? Обычно мусорные корзины ставят под столом.
В данном случае нет понятия «под столом», поэтому приходится держать мусор вместе со всем остальным имуществом на десктопе. Но ведь корзина такая маленькая и симпатичная, к тому же, что бы в ней не лежало, плохо пахнуть не будет.
Для того чтобы удалить файл, достаточно просто мышкой перетащить его в эту корзину. Причём её саму можно, как и в жизни, опустошать отдельно — выделить курсором и, нажав правую кнопку мыши, выбрать команду «очистить». Пока же корзина не очищена, удалённые файлы лежат в ней. С одной стороны это хорошо — их можно восстановить, но с другой плохо — эти файлы продолжают занимать место на диске. Поэтому периодически корзину всё-таки приходится чистить.
— У нас дома тоже мусорное ведро опустошается по команде «очистить» — папа мне командует. Говорит, что это моя обязанность по дому.
Обязанности надо выполнять, ничего не поделаешь. В твоём случае даже не обязательно ждать команды.
— Жалко, что нельзя обычный мусор в компьютерную корзину выбрасывать.
Да, это было бы удобно.
Ещё на десктопе могут лежать файлы и папки с файлами. У каждого файла и у каждой папки есть своё собственное имя. Файл — это примерно как картинка или листок бумаги с текстом на вашем столе, а папка, как и в жизни, предназначена для того, чтобы картинки и листки не были разбросаны в беспорядке.
Кроме мусорной корзины, файлов и папок на рабочем столе ещё обычно лежат ярлыки для вызова программ.
Ярлык — это иконка прямого доступа к объекту, а для программ — средство их быстрого запуска. Если какая-то программа часто используется, то, чтобы не ходить каждый раз в папку, где она записана, или не вызывать её через меню, можно выложить иконку программы на десктоп. Дальше программа вызывается двойным кликом, то есть двойным щелчком мыши, на эту иконку.
— Иконку. Слово-то какое забавное, как в церкви.
Оно здесь от английского слова «icon», что означает просто «изображение», и не имеет отношения к церкви.
Имейте в виду, что ярлык это не сама программа, а всего лишь ссылка на неё, поэтому ярлык можно удалять безбоязненно — с программой ничего не случится. И наоборот, если вы хотите удалить программу, перетаскивания ярлыка в мусорную корзину будет недостаточно.
Чтобы посмотреть, на что ссылается ярлык, нужно нажать правую кнопку мыши и выбрать в появившемся меню пункт «Свойства». Для файлов через функцию «Свойства» можно посмотреть их размер, дату создания, дату последнего изменения и другие атрибуты.
Кстати, вы можете сказать, что значит слово «контекст»?
— Вообще-то можем, но не хотим.
Ладно, не буду настаивать, скажу сам.
Контекст — это обстановка, окружение, информация необходимая для полной ясности, если сразу не понятно, о чём идёт речь. Ведь иногда понять смысл слова или даже фразы можно, только зная контекст. Например, мышь — животное или компьютерное устройство, вирус — компьютерный или гриппа.
К тому, что меню, которое вызывается по нажатию правой кнопки мыши, называется контекстным. Оно не одинаковое всё время, а зависит от окружающих обстоятельств: от того, на какой объект указывает мышь, и где он находится.
Контекстное меню содержит список команд доступных для работы с выбранным объектом. Например, для всех файлов в меню предлагаются команды открытия, копирования и удаления.
— Меню? Это как в ресторане?
Да, почти. Только здесь это перечисление не вкусных блюд, а полезных функций.
Например, как мы уже говорили, у мусорной корзины, и только у мусорной корзины, есть команда «Очистить», а также возможность вернуть выброшенные файлы.
Кстати, имеется ещё одна очень удобная контекстная штука — всплывающая подсказка. Вы подносите курсор к какому-то объекту — кнопке, ярлыку, папке, пункту меню, и ждёте. Обычно через секунду на экране появляется прямоугольничек с небольшим пояснением о том, что это за объект.
— Вот это я понимаю! Нам бы в школе такие подсказки к каждому вопросу. Учитель вызывает к доске, а у тебя прямоугольничек с пояснением перед глазами всплывает.
— А ещё в учебнике тыкаешь курсором в вопрос, и тебе сразу ответ подсвечивается.
— И на контрольной под условием задачи сразу решение!
Что-то вы размечтались. Но, пока в школе интерфейс не дружественный, придётся самим задачки решать.
— Может когда-нибудь прогресс и до школ дойдёт.
Ага, подождём. А пока дальше про Windows поговорим.
Где-нибудь с краю, обычно в нижней части рабочего стола, расположена узкая полоска, называемая панелью задач. На этой панели находится кнопка «Пуск», дальше перечисляются все открытые окна, а совсем в уголочке имеются часы, щёлкнув на которые, можно посмотреть и календарик.
По кнопке «Пуск» открывается меню, только уже не контекстное.
Это меню называется основным. В нём перечисляются функции, доступные для повседневной работы, а также для настройки Windows. Если у какого-то пункта меню сбоку нарисована небольшая стрелочка, то к ней можно поднести мышку, и раскроется следующее меню, называемое подменю, и так далее.
— Что далее? Под-под-меню?
По сути да, хотя так не говорят, конечно. Такое меню красиво называют каскадным.
— А какие ещё бывают меню?
Если меню расположено наверху экрана, оно называются выпадающим. Нажмешь на заголовок, и под ним дополнительные функции появляются.
— Надо было назвать такое меню вываливающимся.
Да, пожалуй. Но вернемся к основному меню. Оно же у нас главное.
Обычно для каждой программы, в том числе и игры, которую вы устанавливаете на компьютер, в основном меню, в пункте «Программы», появляется своя собственная строчка для вызова.
— Я как раз в Зомби так играю — иду в «Программы», потом в «Игры» и выбираю строчку «Зомби».
Как я уже говорил, можно сделать на десктопе ярлык для вызова, и тогда даже в меню ходить не придётся.
При запуске каждой программы, например твоей игры в зомби, внизу экрана, на панели задач появляется её личная кнопка. Нажав эту кнопку, вы можете быстро перейти в выбранное окно, а при выходе из программы кнопка исчезает.
Ещё на панели задач есть индикатор языка. Когда вы пишете что-то, печатая на клавиатуре, то, если буквы английские, в небольшом квадратике высвечивается «EN», а если русские — «RU». Для других языков предусмотрены свои обозначения. Переключать буквы с русских на английские и наоборот можно щелчком мыши на этот квадратик. Если говорить компьютерным языком, это называется переключать раскладку клавиатуры.
— Раскладку? Как будто буквы по клавиатуре разложены.
Да, Маша, совершенно правильно. То английские буквы разложены, то русские.
Ну что, может достаточно на сегодня? Вы, кажется, уже притомились.
— Ага. А то столько умных слов: интерфейс, да ещё и дружественный, рабочий стол весь в ярлыках, кнопках и панелях. Одна только мусорная корзина простая и понятная.
Ну, чтобы вам стало всё окончательно понятно про мусорную корзину, скажу, что на самом деле это ни что иное, как специальная папка на диске. Эта папка так и называется «Recycle Bin» — по-русски «мусорная корзина». Именно в неё складываются удалённые файлы. А специальная картинка для удобного доступа в корзину с рабочего стола — это как раз элемент дружественного интерфейса. А вообще даже сам десктоп — это тоже папка на диске, и папка эта называется «Desktop».
— Всё почему-то оказывается папкой на диске.
В общем да. Все настройки, картинки, ярлыки и прочее в компьютере — это в том или ином виде информация, то есть данные. Данные надо хранить. И хранят их именно на диске, ведь он как раз для этого и предназначен. А все данные на диске записаны в файлы. Файлы же сгруппированы в папки. А чтобы ещё больше вас запутать, скажу, что и папки на самом деле — это тоже данные о находящихся внутри файлах.
— А мы вовсе и не запутались.
Молодцы. Ладно, на этом всё, выключаем компьютер.
— По кнопке «Пуск» в основном меню говорим «Завершить работу»? Меня так папа научил.
Да, верно. Это мы, кстати, как раз системе Windows говорим. А поскольку компьютер не может работать без операционной системы, то Windows, закрываясь сама, и компьютер выключает. Поступать наоборот — выключать компьютер нажатием кнопки на корпусе, не завершив корректно работы Windows, не рекомендуется.
— Ну, мы всё выключили правильно, как рекомендуют лучшие собаководы, то есть компьютероведы.