Как объяснить ребенку что такое область
Газета «Речь»
Неделю назад мы начали разговор о туалетных словах в речи дошкольника. Следим за тем, кто, что и как говорит в присутствии ребенка дома. Малышам до пяти лет не даем никакой реакции на произнесенное плохое слово. А что с ребятами постарше?
Своим опытом делится музыкальный руководитель центра образования № 12 Анна Дикаева:
— Стоит разграничивать абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (та же «пиписька»), и слова обидные, оскорбительные для других. Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя никакими словами. К таким словам в речи ребенка нужно относиться серьезно, объяснять ему, что такими словами другим людям можно причинить боль и делать это недопустимо.
И разговор об этом уже можно вести с трех лет, не вдаваясь в подробности.
Мат прозвучал из уст ребенка старше пяти лет. В ответ вы один на один с ребенком должны поговорить. Разговор ведем спокойно и без эмоций. И начинаем беседу так: «Такое слово обозначает это место человеческого тела, но это слово очень грубое, так говорить неприлично». Или: «Произнося это слово, ты оскорбляешь себя, меня и всех, кто рядом, этого не стоит делать. Ты знаешь, что оно значит?»
Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. Между тем иногда воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются; а что говорить о родителях и бабушках с дедушками?
Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», нужно учитывать, что значениями наделяем слова мы — люди. То есть правильное название мужского полового органа — это обычное слово, но грубое и недопустимое название — это плохо.
Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Взрослые могут разнообразить свою речь для описания эмоций без мата, у детей словарный запас пока мал. Поэтому если ребенок часто стал употреблять туалетную лексику и грубые слова-обзывательства, то, скорее всего, это затеяно для вас, взрослые. Поговорите с ребенком о его чувствах, он явно на что-то обижен, злится или переживает.
Еще взрослым стоит быть готовыми к проверке со стороны дошкольника и ученика начальной школы. Например, ваш сын приходит и спрашивает о значении слова «попа», вот только звучат разнообразные вариации, которые недопустимы в беседе воспитанных и приличных людей. Вы понимаете, что слово употребляется легко, свободно, без зажима, а порой даже приводится конкретное предложение, в котором прозвучало то самое слово. Скорее всего, ребенок уже знает значение «плохого словечка» и уверен в том, что говорить его нельзя. Поздравляю, вас проверяют на «профпригодность»: «Вдруг мама или папа не знают всего того, что узнал я?!» И тут реагировать на вызов нужно без запретов и негодования: «Это то, на что у тебя шорты надеты. Ты разве не знал? Это знают все, но вот воспитанные дети таких слов не говорят». Кстати, зачастую именно так ребенок может начать говорить на сексуальную тему — вопросы есть, а как на них получить ответ? Ну или проверить, точно ли все знают взрослые?
Разговор с ребенком старше семи лет о туалетных словах всегда должен строиться на историях «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не упади» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.
География для малышей. С чего начать?
Знакомство с географией начинаем с организованных наблюдений малыша. На прогулке внимательно осматриваем местность, обращая внимание на неровности земной поверхности: горы, холмы, овраги. Обязательно надо сводить ребенка к водоему — речке, озеру, пруду. Обсудите изменения животного и растительного мира. Понаблюдайте за лесом, за деревьями, которые там растут, за животными и птицами.
Рисуем первую карту. Знакомство с первыми планами местности можно сделать очень увлекательным. В начале обучения малыша предложите ему нарисовать план своей комнаты, обозначив двери, окна, мебель. Позже можно нарисовать всю квартиру, двор.
Расскажите малышу, что в давние времена люди не умели рисовать землю, на которой они жили. Это создавало множество трудностей. Путешественникам было сложно определить свой путь. Они могли забрести в пустыню и там погибнуть от жажды и голода.
Те, кто занимался земледелием, ничего не знали о плодородии соседних земель. Обычно люди селились в благоприятных местах, рядом с реками, там, где почва была плодородна. Но наступал момент, когда им надо было покинуть свои дома и осваивать новые земли. Они не знали, куда идти и как найти подходящее место для нового жилья.
Тогда люди решили зарисовывать местность, на которой они живут. Путешественники рассказывали о местах, в которых им удалось побывать. Постепенно удалось отобразить в картах и планах всю нашу землю.
Ребенку объясняют, что дом, где он живет, находится в городе, селе, стране… Полезно поиграть в игру «Где мы находимся». Для проведения игры вам потребуются круги различных диаметров. Объясняем малышу, что его дом находится в поселке К. (берем самый маленький кружок). Этот поселок расположен в Н. области (кружок побольше, маленький кладем на большой). Н. область находится в стране Р. (еще больший кружок на который размещаем предыдущие). Страна Р. находится на материке Е. (появляется еще больший кружок). И, наконец, материк Е. расположен на планете Земля (самый большой кружок). Фото: Depositphotos
Полезно познакомить малыша с глобусом и картой. Показывая глобус, объясняем, что так выглядит наша Земля. Она имеет форму шара, немного сплюснутого с двух сторон (полюса). Внимательно рассматриваем и замечаем, что глобус разноцветный. Объясняем значение цветов. Особенное внимание уделяем понятиям суши и воды.
Пора перейти к карте. Для этого нам потребуется кожура апельсина. Напоминаем ребенку, что Земля имеет форму шара, и поэтому изображения на глобусе — самые точные. Теперь очищаем апельсин и пытаемся выровнять его на плоскости.
Замечаем, что с целой кожурой это сделать трудно. Мешает объемная форма. Поэтому картографы приложили много усилий для того, чтобы изображения на карте были достоверными. Рассматриваем карты полушарий. Предлагаем малышу разместить на плоскости маленький кусочек апельсиновой корки. Замечаем, что нам легко удалось это сделать. А это значит, что карта небольшого участка — самая точная.
Знакомим с компасом. Во время прогулки играем в игру «запомни обратный путь». Путешествуя с малышом по открытой местности, стараемся выделить ориентиры для определения обратного пути. Теперь ставим ту же задачу в лесу. Ребенок должен сам убедиться, что сделать это очень сложно.
Тогда мы рассказываем о сторонах света. Говорим, что восток — это место где всходит солнце, запад — где заходит. Север находится слева от востока, а юг — справа. Если двигаться только на восток, то обратно нам надо будет возвращаться на запад. Но это возможно только тогда, когда светит солнышко. Для определения сторон света люди изобрели замечательный прибор — компас. Его стрелка всегда показывает на север. Показываем компас и учим обозначениям. Фото: Depositphotos
Ориентирование. Теперь прогулки могут стать увлекательнейшим занятием. Попробуйте разработать план прогулки. От дерева делаем 5 шагов на север, затем 4 шага на восток и 7 шагов на юг. В этом месте надо внимательно осмотреться, чтобы найти небольшой сюрприз, заранее спрятанный там мамой.
Карта двора может стать более точной. Объясните расположение на ней сторон света и вводите первые топографические обозначения. Обозначаем деревья, дорожки и тропинки, дома и скамейки, детские площадки и парковку автомобилей.
Изучаем неровности двора. Хорошо, если во дворе протекает ручеек, но можно дождаться весны и тогда отправляться в путешествие вниз по самой настоящей маленькой речке. Понаблюдайте, в какую сторону течет вода, и объясните, что она всегда течет вниз.
Обратите внимание, что ручеек из маленького постепенно превращается в большой, как и настоящая река. По дороге в него вливаются множество других ручейков или притоки. Попробуйте зарисовать ручеек и обратите внимание на то, что он течет не прямо, а извиваясь, обходя препятствия.
Объясните малышу, что такое русло. Изучая ручей, можно заметить миниатюрные копии настоящих водопадов, что с горки вода течет стремительно (поговорите с ребенком о горных реках), а по «равнине» бежит плавно и неторопливо.
Вот ваш ручеек закончился в большой луже. Обратите внимание, что вода здесь не течет, она стоячая. Эта лужа — копия моря, в которое вливаются большие реки. Соединение ручейка и лужи называют устьем. Фото: Depositphotos
Постройте самую настоящую плотину, перегородив ручей. Можно сделать отвод ручейка в ямку, получилось искусственное водохранилище. Не забываем занести нашу маленькую речку на карту, обозначая ее русло, притоки, устье и, конечно же, море-лужу. Хорошо дать имя маленькой речке и ее притокам. Наблюдаем за горами и впадинами. Если на нашем пути встретился овражек, поторопитесь зарисовать его в свою карту. Нет холма — не беда, можно занести на карту кучу песка. Хорошо бы измерить ее высоту. Для этого приготовим палочку-эталон, скажем, в 10 см. Потом большой палкой измеряем высоту нашей «горы» и считаем количество эталонов.
Рассматриваем только целые числа. Для сравнения можно измерить любой другой небольшой холмик и глубину дворовых ям. Объясняем разницу между пологим и крутым склоном на той же куче песка, подравнивая бочок. Холм или замкнутая впадина изображаются на плане и топографической карте в виде замкнутых горизонталей, одна внутри другой. Для того чтобы на карте отличить впадину от холма, на горизонталях впадины ставятся коротенькие штрихи в сторону понижения склона. Чем выше холм или глубже впадина, тем больше проводится горизонталей. Зная расстояние между горизонталями по отвесной линии, нетрудно по числу их определить высоту холма или глубину впадины.
Рассматриваем и «читаем» несколько топографических карт. Стараемся зарисовать все возможные маршруты: в детский сад, поликлинику, магазин. Фото: Depositphotos
Пора путешествовать по материкам и странам. Рассказывая малышу о каком-нибудь материке, обязательно начните с природных характеристик: климата, животного мира, растительности. Подбирайте как можно больше иллюстраций.
Но лучше не перегружать ребенка информацией. И, конечно же, старайтесь путешествовать с ним при любой возможности, обращая внимание на всё разнообразие природы новых мест. Ведь каждое путешествие для него — открытие мира.
Конспект познавательного занятия для детей 5–7 лет «Что такое город и село»
Конспект познавательного занятия «Город и село».
(для детей 5-7 лет)
Цели: ознакомление с понятиями город, село, особенностями труда в городе, селе; составление описательного рассказа об объектах; расширение знаний о неразрывной связи города и села; воспитание уважительного отношения к труду людей сельской местности.
— Дать детям представление о том, что такое город и село, чем они отличаются; дать знания об особенностях труда в городе и селе.
— Учить описывать объекты, свои впечатления, давать оценку действиям и событиям.
— Расширять знания о неразрывной связи города и села.
— Воспитывать уважительное отношение к труду людей сельской местности.
Материалы и оборудование: картины с изображением сельского и городского пейзажей; раздаточные картинки с изображениями предметов, относящихся к городу и селу (многоэтажный дом, комбайн, завод и т. д.).
Ход занятия.
Педагог выставляет на стенд две картинки с изображениями городского и сельского пейзажей.
Педагог: Посмотрите на эти картинки. Что вы видите на этой картинке? (Многоэтажные дома, широкая улица, по улице едут машины, автобус, троллейбус, вдали завод.) А что изображено на этой картинке? (Одноэтажные дома, улица не заасфальтирована, много зелени, сады, по улице едет трактор.)
Как вы думаете мы с вами живем в городе или селе? (Ответы детей.) Почему вы так решили? (Ответы детей.)
Кто из вас бывал в деревне? Расскажите, какие в вашей деревне были дома. Какой вы там видели транспорт? (Ответы детей.)
Я начну,а вы закончите:
— В городе многоэтажные дома, а в селе… (одноэтажные).
— В городе много разного транспорта, а в деревне… (мало).
— В городе много улиц, а в селе… (мало).
И в городе, и в селе люди работают. Посмотрите на эти картинки и скажите,где работают эти люди: в городе или селе? (Показывает картинки, где на одной женщины доят коров, а на другой – рабочие стоят у станков. Дети отвечают.) Почему вы так решили? (Объяснения детей.)
В городе много заводов, фабрик, где люди делают машины, книги, игрушки и многое другое.
В городе есть предприятия, где делают сыр, творог, кефир. Все это из молока. А где берут молоко? (ответы детей.) Правильно, в селе, в деревне. Там люди выращивают домашний скот, в том числе и коров, доят их, а молоко привозят в город. Поэтому мы с вами можем купить в магазине продукты, сделанные из молока.
В городе есть заводы, где выпекают хлеб. А откуда берут муку для хлеба? (Ответы детей.)В селе: там выращивают пшеницу, рожь, из них делают муку.
Но для того чтобы вырастить и собрать урожай,нужна специальная техника: тракторы, комбайны, сеялки. (Педагог показывает картинки с техникой.) Откуда же сельские рабочие их возьмут? (Ответы детей.) Всю технику делают рабочие в городе. Вот так и помогают друг другу жители города и села.
А теперь давайте поиграем. У меня на столе лежат картинки, на которых изображены разные предметы. Каждый из вас найдет одну картинку, на которой изображено то, что можно отнести к городу, и принесет ее мне. Мы положим все ваши картинки под большой картиной, где нарисован город.
Дети приносят картинки. Педагог спрашивает, почему ребенок решил, что эта картинка относится к городу. Ребенок объясняет. Затем дети находят картинки, относящиеся к селу, и объясняют, почему они так решили.
Педагог. Ребята, а как вы думаете, что еще выращивают в деревнях, селе? (ответы детей). Проводится дидактическая игра «Овощи и фрукты».
В конце занятия педагог подводит итог.
Педагог: Сегодня мы с вами узнали, что люди живут в городах, деревнях, селах. В городе много улиц с многоэтажными домами, много разного транспорта, люди работают на фабриках и заводах.
В селе и деревне улиц мало, дома не многоэтажные, мало транспорта. Люди в селе выращивают пшеницу, рожь, различные овощи, фрукты, ухаживают за разными домашними животными. Люди в городе и селе помогают друг другу.
Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Что такое доброта» для детей 6–7 лет Конспект коррекционно-развивающего занятия «Что такое доброта» для детей 6-7 лет. Составила воспитатель Ушач Татьяна Ивановна Цель: Обобщать.
Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» по программе «Безопасный интернет» Тема №1 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников путем привития.
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе для детей с ТНР «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: формирование нравственных представлений у детей. Задачи: 1. Учить давать нравственную оценку поступкам окружающих людей. 2. Формировать.
Конспект занятия по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия по речевому развитию. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Выполнил воспитатель: Жевлоченко Евгения Вячеславовна.
«Нет значит нет»: как научить ребёнка выстраивать телесные границы
И куда может привести их регулярное несоблюдение
Сексуальная неприкосновенность ребенка и безопасность его телесных границ — обязательный фактор для формирования здоровой личности. В этой статье мы рассказываем, какие бывают психологические границы, и предлагаем советы родителям, как защитить ребенка и уберечь от нарушения границ.
Психолог-педагог и наставник шестого класса домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Знает всё о личных границах.
Что такое психологические границы
Психологические границы — это понимание собственного «Я» в отдельности от других; невидимая черта, которая отделяет нас от окружающих людей. Границы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Для каждого под ними подразумевается разное: кто-то не любит прикосновения к себе, кому-то важно часто находиться одному, а кто-то не хочет, чтобы с ним разговаривали по утрам. Теперь разберёмся, зачем нужны психологические границы. У них две функции: определяющая и защитная. Определяющие психологические границы связаны с нашими ценностями, установками и нормами. С помощью определяющих границ мы идентифицируем свою личность и говорим окружающим: «Я — такой».
Защитные психологические границы оберегают нашу личность от негативных эмоциональных и физических ситуаций. С помощью защитных границ мы делаем отношения с окружающими людьми комфортными и гармоничными, говорим: «Со мной так нельзя», «Я так не хочу». В отличие от определяющих границ, защитные границы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Скорее всего, никому не захочется, чтобы его внезапно начал обнимать и целовать незнакомец в метро. А объятия и поцелуи с близким человеком — уже иная ситуация.
Типы психологических границ
В психологии выделяется несколько видов личных границ. Они могут быть как определяющими, так и защитными, но при этом одинаково важны.
Физические / телесные / сексуальные границы
Всё, что связано с телом: прикосновения, сексуальный контакт, еда, сон, гигиена. Физические границы подразумевают, что мы не вправе мешать окружающим удовлетворять базовые потребности: например, наказывать ребёнка голодом или заставлять обнять и поцеловать бабушку. Для соблюдения физических границ важно отслеживать свои собственные потребности, например:
Телесные границы особенно важны, поскольку тесно переплетаются с темой секса. Человек, чьи границы в детстве часто нарушались, во взрослом возрасте может не получать удовольствия от близости: он не умеет говорить «нет», отслеживать, что нравится и не нравится. В телесные границы также входят понятия «публичного» и «интимного». Ребёнок должен понимать, как называются его половые органы и кто может видеть его голым. В младшем возрасте это могут быть близкие взрослые.
Объясняйте ребёнку, что он ни в коем случае не должен раздеваться при чужих взрослых, как бы те ни просили и какими добрыми ни выглядели бы — исключением может быть только врач в присутствии родителей. Чем старше становится ребёнок, тем интимнее должна быть атмосфера переодевания, похода в туалет и мытья.
Кстати, потренироваться отвечать на важные вопросы и разобраться в сложных темах можно на нашем бесплатном онлайн-курсе. На этом курсе наши эксперты — врачи и психологи, в формате коротких видео расскажут вам о том, как выстраивать открытый диалог с ребёнком и не бояться неожиданных вопросов (потому что ответы на них вы уже точно будете знать).
Эмоциональные границы
Всё, что связано с эмоциями: количество психической энергии, которое мы готовы отдавать людям. Примером нарушения эмоциональных границ может быть поведение родителя, когда тот выплёскивает на ребёнка собственные переживания и чувства касательно другой ситуации. В этом случае ребёнок вынужден занимать роль взрослого и «помогать» родителю справиться с эмоциями. Но такая ноша слишком тяжела для детей и нарушает их эмоциональные границы.
Другой пример: бестактные вопросы, такие как: «Когда замуж? Часики-то тикают» и «Детей скоро заведёшь?». Для формирования устойчивых эмоциональных границ важна эмпатия — умение распознавать чувства других людей. Эмпатичный человек чувствует, что собеседнику некомфортна определённая тема, и меняет её. Человек, не склонный к эмпатии, игнорирует невербальные посылы.
Материальные / предметные границы
Всё, что связано с вещами и благами: личные предметы, право ими пользоваться и распоряжаться. Материальные границы ребёнка часто нарушаются под предлогами: «У тебя здесь ничего своего нет», «Вот вырастешь — купишь себе сам, а сейчас тут всё моё». Нередка картина, когда ребёнка вынуждают делиться игрушками на детской площадке или в саду: «Нельзя быть жадиной-говядиной, отдай Саше ведёрко!». Это — прямое нарушение предметных границ ребёнка. Если у человека нет желания, он не обязан делиться личными вещами — даже если ему всего три года.
Временны́е границы
Всё, что связано со временем и распоряжением им. Эти границы появляются скорее во взрослом возрасте, хотя могут быть актуальны и для подростков. Человек с чёткими временными границами не работает во внеурочное время или забесплатно, не идёт на контакт во время, обозначенное как закрытое для общения, и не терпит опозданий на встречу в оговорённое время.
Территориальные границы
Всё, что связано с личным пространством: отдельная комната ребёнка в квартире, расстояние при разговоре с незнакомым человеком. Территориальные границы часто нарушаются в семьях, испытывающих жилищные трудности: в одной комнате может жить сразу по несколько человек, и о личном пространстве не может идти и речи. Выходом может быть эргономичная планировка: перегородки для деления комнаты на зоны, шторки вокруг кровати и другие лайфхаки.
Как научить ребёнка телесным границам: советы родителям
Хотя все типы психологических границ играют большую роль для успешной и здоровой жизни, мы остановимся на телесных границах и приведём советы, как помочь ребёнку их выстраивать. Это один из самых важных видов границ, который влияет и на взрослую жизнь: установки, которые закладываются в детстве, часто трудно поменять.
Не заставляйте доедать
Старайтесь сами не идти на поводу у чувства вины и страха показаться невежливым, когда, например, вас угощают в гостях. Часто мы сами нарушаем собственные границы, чтобы не быть «неудобными» и не обидеть кого-то — но лучше честно сказать о нежелании доедать и разрешать ребёнку делать то же самое.
Учите названиям частей тела
Специалисты советуют начинать такие разговоры с детьми уже с самого раннего детства — начиная с 2–3 лет. Заботясь о ребёнке, постарайтесь заменить привычные эвфемизмы для половых органов и других частей тела их реальными названиями.
Часто родители испытывают стыд и прибегают к альтернативным «терминам» — но это лишь добавляет непонятности в социальное табу, которое накладывается на интимные органы. Дети вырастают с осознанием того, что их интимные части тела — «грязные» и «табуированные», что мешает вести полноценную сексуальную жизнь.
Объясните «правило трусиков»
Спрашивайте, когда помогаете ребёнку переодеваться: «Можно я сниму с тебя эту вещь?», особенно если речь идёт про нижнее бельё. Не возражайте, если ребёнок хочет справиться самостоятельно.
Не применяйте силу
Не принуждайте к прикосновениям
Частая практика — стыдить ребёнка за стеснение или нежелание идти на тактильный контакт с родственниками или знакомыми родителей. «Поцелуй тётю Любу!», — пристают мама с папой. А если ребёнок упрямится, начинают его упрекать: «Не любишь, значит. Какой бессердечный!». Важно объяснить ребёнку, что можно не только отказываться от прикосновений, но и пресекать чужие: «Пожалуйста, перестаньте, мне не хочется, чтобы меня трогали».
Прикосновения должны быть комфортны для всех: если кто-то сейчас не склонен к контакту, настаивать не нужно.
Если ребёнок пока мал или стеснителен, помогайте ему пресекать такие некомфортные контакты. Вступитесь за ребёнка и объясните родственникам его нежелание обниматься или целоваться. Защищая телесные границы ребёнка, вы научите его тому же.
Разрешайте отказывать и быть «неудобным»
Для нашей культуры характерен страх сказать или услышать «нет». А между тем умение отказать и принять отказ играет ключевую роль в здоровых отношениях — будь то деловые переговоры или романтическая близость.
Понаблюдайте за собой: всегда ли вы честно говорите «нет» тому, что для вас неудобно, неприемлемо или не входило в ваши планы? Говорите ли вы ребёнку: «Сейчас мама устала и хочет отдохнуть», когда хочется побыть одной? Или, стиснув зубы, соглашаетесь на просьбу ребёнка поиграть, побегать, потискаться?
Умение отказывать также важно для пресечения небезопасных контактов. Если к ребёнку на улице подойдёт незнакомый взрослый и заговорит с ним, ребёнок должен понимать, что это подозрительно — даже если взрослый выглядит добрым и предлагает конфету. Объясните ребёнку, что взрослый должен вести разговоры только со взрослыми, а обращаться к ребёнку — исключительно в присутствии его родителей.
В случае подозрительного контакта ребёнок должен громко дать понять, что взрослый ему не знаком: «Я не знаю этого человека! Это не мой папа! Это не моя мама!». Если же ребёнок растеряется и начнёт плакать, прохожие подумают, что родитель ведёт домой капризного сына или дочь. Такая ситуация никого не встревожит. А громкие крики ребёнка о том, что он не знаком со взрослым, моментально привлекут внимание.
Что запомнить
Изображение на обложке: Tatiana / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter