Как объяснить ребенку что такое склонение
Склонение имен существительных
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.
Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:
Чтобы определить склонение имени существительного, надо:
Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:
Падежи | Слова второго склонения | Слова третьего склонения | |||
женский род | мужской род | мужской род | средний род | женский род | |
И. п. | земл я | пап а | конь | окн о | степь |
Р. п. | земл и | пап ы | кон я | окн а | степ и́ |
Д. п. | земл е | пап е | кон ю | окн у | степ и |
В. п. | земл ю | пап у | кон я | окн о | степь |
Т. п. | земл ёй | пап ой | кон ём | окн ом | степь ю |
П. п. | о земл е | о Пет е | о кон е | об окн е | о степ и |
В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:
Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Как объяснить ребенку падежи легко и просто
Что будет если падежей не станет?
Все шесть падежей подробно
Далее быстро перечисляем остальные падежи:
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:
Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?«
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
А вот так, когда мы задаем вопрос:
Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.
Склонение существительных – что это такое простым языком, как пользоваться таблицей склонения и как отнести существительное к первому, второму или третьему склонению
Это изменение существительного по числам и падежам. Плюс, каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению.
Склонение существительных в широком смысле – это изменение по числам и падежам. Просклонять – значит «прогнать» слово по всем возможным формам, то есть по всем падежам в единственном числе и потом еще раз по всем во множественном.
Но еще склонение – это морфологическая категория. Каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению. Кроме этого есть разносклоняемые, которые «мечутся» между этими тремя типами.
Три склонения существительных
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, у которых есть окончание «-а» или «-я». Например: мама, папа, бабушка, дедушка, воевода, брателла, синекдоха, тетя, дядя, земля, пуля, лапка.
Ко второму – слова мужского рода с нулевым окончанием и все слова среднего рода.
Например: дом, хром, удод, багульник, пень, хвост, палец; окно, солнце, тепло, пятно, пальто, депо.
К третьему – слова только женского рода с нулевым окончанием. У них на конце всегда есть мягкий знак: ночь, тушь, вонь, глушь, топь, сталь, моль, кровь, любовь, морковь.
Вот еще общая таблица склонения для существительных во множественном числе.
Если у вас плохо с падежами и вы не понимаете, почему у этих слов разные окончания — посмотрите вот это мое видео. Я в нем рассказываю о падежах и о том, как их быстро запомнить.
Разносклоняемые существительные
Чтобы их все запомнить, придумайте небольшой рассказ, в котором будут все эти слова. Например.
Про вождя по имени Стремя
Я прошел длинный путь. И увидел большое племя. Оно называлось «Семя». У него было красное знамя. На знамени нарисовано вымя и маленькое дитя. Вождь все время вспоминал свое имя. И постоянно чесал темя. Он смотрел на пламя. И ему казалось, что его имя – «Стремя». Да, это было тяжкое бремя.
Темя – это верх головы, если кто не знает.
Вот вам таблица форм разносклоняемых существительных.
Слово «дитя» вообще великолепное. Во множественном числе с ним все ок, а вот в единственном… Делаю скрин из Викисловаря.
Склонение – постоянный признак существительных
Если слово относится к первому, второму или третьему склонению – то оно так и будет всегда к нему относиться. Поэтому, когда вы делаете морфологический разбор, склонение указывается в постоянных признаках.
И еще, нельзя говорить «В первом, во втором, в третьем склонении». Правильно: «Первого, второго, третьего склонения». Потому что «в» всегда обозначает какое-то непостоянство – сегодня «в» такой форме, завтра – «в» другой.
Старая система склонения
В древнерусском языке склонений было шесть.
Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».
В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.
Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).
Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.
Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).
Надеюсь, я все вам объяснил понятно. Если нет – покритикуйте статью в комментариях, буду дорабатывать. Хороших вам оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
Три склонения имен существительных
Цели урока: Познакомить с понятием “3 склонения имен существительных”, научить детей определять склонение.
Задачи урока: С помощью исследовательской работы, открыть вместе с детьми группы склонений имен существительных, определить, какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению; показать ребятам, для чего нужно научиться правильно определять склонение; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, подвести их к раскрытию новых тайн русского языка.
Развивать у учащихся орфографическую зоркость; умение самостоятельно искать правильное решение, применять полученные знания на практике; развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание, речь.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок-исследование; урок изучения нового материала.
Сегодня на уроке мы будем решать новые орфографические задачи, вы снова побываете в роли исследователей русского языка.
2. Словарная работа. Постановка проблемы.
Начнем урок со словарной работы. Перед вами словосочетания со словарными словами, в которых вы должны решить орфографическую задачу. Какую? (Приложение. Слайд 2)
Дети: Надо правильно написать окончание существительных. Выбрать букву И или Е.
Эти буквы стоят в сильной или слабой позиции?
Дети : В окончании безударные гласные. Их надо проверить, но мы не знаем как.
В каких частях слова встречаются безударные гласные и как мы решаем орфографические задачи по их написанию?
Дети : Безударные гласные могут быть в любой части слова. Если безударная гласная стоит в корне – надо изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Если безударная гласная стоит в приставке или суффиксе – надо вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс. А вот про окончание мы еще не знаем.
Поэтому, я предлагаю отложить это задание до конца урока, до тех пор, пока мы не сделаем для себя новые открытия по этой теме.
Перед нами проблема. (Слайд 3)
Как научиться правильно писать окончания имен существительных?
Мы обязательно найдем ответ на это вопрос. Эта тема очень обширная, все сразу охватить сложно, но сегодня мы откроем для себя дверцу к новым знаниям. \
А сейчас, давайте вспомним, что такое окончание.
Дети: Окончание – это изменяемая часть слова.
Изменение окончаний имен существительных по падежным вопросам называется … склонением.
3. Склонение имен существительных. Исследовательская работа.
Оказывается, что все имена существительные можно разделить на несколько групп склонений, в которых окончания пишутся одинаково. Давайте вместе с вами определим количество таких групп, узнаем какие слова к какой группе относятся и понаблюдаем за окончаниями. (Слайды 4-6)
Просклоняйте слова кот и лиса.
Определите род имен существительных.
Сравните окончания и сделайте вывод.
Дети : Слово кот (м.р.), а лиса (ж. р.). Окончания у этих слов при склонении оказались разными, кроме П. п. Значит, эти имена существительные находятся в разных группах.
Дети : Может быть надо взять существительные одного рода?
Давайте проверим вашу гипотезу. Перед вами 2 предложения. Сравните выделенные слова и сделайте вывод. (Слайды 7-8)
У Кати в тетрадке стоят одни пятерки.
У Кати в тетради стоят одни пятерки.
Дети : Выделенные слова женского рода, в П. п., но окончания у них разные, значит они тоже в разных группах. В начальной форме у этих существительных тоже разные окончания. Значит принадлежность к одному и тому же роду не является обязательным условием распределения по группам склонения.
Как же не ошибиться в написании окончаний имен существительных? Давайте просклоняем еще несколько слов и проследим за их окончаниями. Вот эти слова папа, окно, день, тень. (Дети выполняют самостоятельно, затем проверяют на экране)
4. Физминутка. Гимнастика для глаз.
5. Выделение 3 типов склонения.
Мы просклоняли 6 имен существительных. На сколько групп можно разделить слова?
Как распределяться слова в этих группах? (Слайды 14-15)
Дети : По окончаниям имен существительных в косвенных падежах, их можно разделить на 3 группы: 1 гр. – лиса, папа, 2 гр. – кот, окно, день, 3 гр. – тень.
Вы правы, существует 3 склонения существительных. Проанализируйте слова: определите род имени существительного, назовите окончание в И. п. (Детям поочередно предъявляются группы слов, выделенные одним цветом. Ребята называют род, окончание в И. п. Данные заносят в таблицу). (Слайды 16-22)
6. Алгоритм решения орфографической задачи. Памятка.
Давайте попробуем сделать вывод о том, как определить склонение имени существительного.
Дети : Сначала надо определить род, посмотреть на окончание в И.п. ед. ч., а затем по роду и окончанию определить склонение.
Откройте учебник на с.31. Давайте прочитаем памятку и посмотрим, совпадают ли наши выводы с выводами в учебнике.
Мы сделали верные выводы.
7. Упражнение в определении склонения имени существительного.
Сейчас мы потренируемся определять склонение имен существительных. (Слайды 23-34) (На экране появляются слова. Дети комментируют по цепочке: называют род, окончание в начальной форме, склонение. Затем на экране появляется правильный ответ.)
Акула, ночь, дядя, море, бык, седло, мышь, ветвь, ветка, дедушка, гладь, лебедь.
8. Самостоятельная работа.
А сейчас самостоятельно выполните упр. 166 на с. 30. Запишите имена существительные в три столбика – по склонениям.
(После выполнения работы – проверка.)
9. Решение орфографической задачи, поставленной в начале урока.
Я предлагаю вернуться к началу нашего урока. И, хоть это и не является целью нашего сегодняшнего урока, попробовать решить эту орфографическую задачу. (Слайд 35)
Помогут вам в этом слова, которые вы сегодня склоняли. А как?
Дети : Мы видели, что внутри каждой группы слов окончания в разных падежах были одинаковые. Они нам помогут. Надо определить склонение имен существительных, падеж, а затем посмотреть, какое окончание в этом склонении и падеже у слова, которое мы уже просклоняли. Так можно выбрать правильную букву. (Упражнение выполняем все вместе с комментированием)
Сегодня на уроке вы были в роли исследователей русского языка. Что удалось? Какие открытия сделали? Как они могут вам помочь в дальнейшем?
Оцените свою работу.
11. Домашнее задание.
С.31, упр.167 (упражняться в определении склонения имен существительных).
Как объяснить ребенку падежи
В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.
Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.
Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.
Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.
И в том и другом случае сложную тему надо объяснять родителям.
О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.
1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой
Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”
Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.
Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска
Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов
Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)
Маша ест каша (Маша ест кашу)
Люда купила юбка (Люда купила юбку)
Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?
Как составить предложение, чтобы было понятно?
3. Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами
Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — творю (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?
Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)
Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.
Например,
Именительный это кто? что?- машинка.
Родительный — нет кого? чего? — машинки
и т.д.
4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом
Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни
5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом.
На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.
Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово
Родительный — родил
Дательный — дал
Винительный — вижу, виню
Творительный — творю
Когда ребенок выучит, проверьте его.
Лучше это сделать так:
Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос
Для запоминания порядка падежей используйте мнемотехническую фразу:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку
6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова
Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.
Учебники предлагают изменять слова
окно, лиса, береза и т.д.
Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова
Например, мы меняли слова «таракан» и даже «попа»
Ребенок включился и с радостью тренировался.
7. Тренировка «крестики-нолики»
Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.
Первый раз я рассказала такую историю:
Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.
Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падеж
В ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы. (кого? чего?)
На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)
Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)
А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)
Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.
Таких тренировок надо делать несколько.
Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”
Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»
8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте.
Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи
В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.
В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»
Если ребенок увлекается футболом — придумывайте тексты о футболе.
Играет в шахматы — о шахматах
Нравятся куклы — расскажите историю о принцессе
Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.
Тогда обучение будет простым и увлекательным.
9. Создать паук-карту «падежи»
Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.
Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.
Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.
К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.
Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.
Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.
Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.
Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять