Как объяснить ребенку что такое слог
Конспект занятия «Знакомство со слогом»
Екатерина Хныкина
Конспект занятия «Знакомство со слогом»
1. Орг.момент: Пальчиковая игра «Апельсин»
Ребята, здравствуйте! Хочу начать наше занятие с пальчиковой игры «апельсин».Повторяйте за мной движения:
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Эта долька для чижа
Эта долька для ежа
Эта долька для котят
Эта долька для утят
Эта долька для бобра
Он сердит на нас беда
Разбегайтесь, кто куда!
2.Упражнения на развитие мышления: «Части и целое».
Скажите, ребята, на что мы делили апельсин? (на дольки). Значит, апельсин делится на дольки. Давайте с вами попробуем разделить грузовую машину на части. Из каких частей состоит машина (кабина, кузов, колёса, руль)
А вот перед вами картинки предметов. Сейчас я загадаю один предмет, а вам скажу, из каких частей он состоит. Попробуйте догадаться, о чём идёт речь:
-крыша, крыльцо, окно, стены (дом)
-гребешок, хвост, крылья, клюв (петух)
-ствол, листья, корень, ветки (дерево)
-панцирь, голова, хвост (черепаха).
Да, ребята, вы правильно ответили. Эти предметы делятся на части, которые я назвала.
Скажите, а на что делятся слова? (на части.) И эти части называются слоги. Слово делится на части как на дольки апельсин.
3. Музыкальная пауза
Послушайте песенку о слогах и словах.
Нам совсем не известно
А как скажем мы кино
Сразу станет интересно.
Знают Коли, Пети, Васи
Знает дедушка и сын
Слово делится на части
Как на дольки апельсин.
Нам совсем и не ясно
А как скажем мы лимон
Сразу станет кисло, кисло.
А как скажем мы халва
Сразу станет сладко-сладко.
4. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами будем учиться делить слова на части (слоги). Узнаем секреты деления слов на слоги.
Давайте попробуем слова разделить на слоги.А чтобы сделать это правильно есть несколько секретов деления слова на части:
1. Слово можно прохлопать (уложить хлопками на ладошку)
2. Слово можно прошагать (протопать ногами по дорожке)
3. Прикладываем руку к подбородку, произносим слово по слогам.
4. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
4. Слоговой анализ.
Дети, а как вы думаете, когда в нашей жизни человек разговаривает, деля слова по частям? (в лесу, когда изображает робота)
Давайте узнаем сколько слогов в наших словах: дом, петух, дерево, черепаха.
Какое слово оказалось самое длинное (черепаха). Какое самое короткое (дом)
Почему вы так думаете? Я загадала одно слово. Прохлопаю его. (3 хлопка).
Какое слово я загадала? (дерево). А сейчас слово прошагаю (2 шага). Что за слово? (Петух)
5. Игра «рассели животных по домам».
Посмотрите на этот домик! Сколько в нём этажей( 3) Звери не могут занять свои квартиры. Так как не могут посчитать, сколько слогов в словах-названиях животных.
Представьте себе, что животные едят только ту еду, которая состоит из такого количества слогов как и название животного. Кто будет молоко? (звери 3 этажа)
Кому достанется рыба? (животным 2 этажа)
А суп будут кушать (звери с 1этажа).
Конспект занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческой активности.
Конспект занятия «Знакомство с улицей» Цель. Расширять представления детей о проезжей части улицы, дать знания об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе.
Конспект занятия «Знакомство с деревьями Алтая» План-конспект занятия «Знакомство с деревьями Алтайского края» Педагог: Марискина Ирина Егоровна, педагог дополнительного образования КГБУДО.
Разработка занятия по ФЭМП «Играя, учимся. Знакомство с гномами. Первое знакомство с блоками Дьенеша» Разработка занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе. Тема: «Играя учимся. Знакомство с гномами» (Первое.
Конспект занятия «Знакомство с ножницами» Цель: Знакомить детей с ножницами как орудием труда, которым режут и вырезают. Задачи: – учить детей правильно держать ножницы, сжимая.
Конспект занятия «Знакомство детей с ПДД» Знакомство детей с ПДДДетей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт.
Конспект занятия «Знакомство с комнатными растениями» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Учить детей описывать растения, отличая существенные признаки внешнего.
Конспект занятия «Знакомство со звуками [Ш] и [Ж]» Игровые задания данной презентации знакомят дошкольников старшего и подготовительного возраста со звуками и буквами Ш и Ж, а также помогают.
Учим детей делить слова на слоги правильно и эффективно
Деление слов на слоги – очень важный этап в процессе обучения ребенка чтению и письму. Как научить ребенка делить слова на слоги – этот вопрос задают большинство родителей, чьи дети собираются поступать в школу. Чтобы организовать этот процесс максимально правильно и эффективно, взрослый должен найти наиболее оптимальный подход и корректно подобрать комплекс упражнений. На сегодняшний момент разработано достаточно много интересных методик, позволяющих проводить такое обучение в домашних условиях. Решение начать знакомить малыша с делением слов на слоги как можно раньше является правильным, поскольку в будущем ему будет намного легче и проще учиться в школе.
Что такое слог?
Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом формате, и при этом изначально длительность занятий не должна превышать 10 минут. Позже их можно постепенно увеличивать, доведя до получасового периода.
Слог — это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя малышу, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печеньку или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.
Для наглядности ребенку можно предложить потренироваться делить слова на части, используя одно несложное упражнение, которое называется «Ладошка под подбородком». Проговаривая громко и четко слова, они быстро овладеют навыками беглого деления на слоги.
Что должен знать ребенок для обучения
Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:
Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.
Основные правила слогораздела
После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один гласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.
Общие правила корректного слогоделения звучат так:
Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух.
Открытые и закрытые слоги
Следующий этап обучения – объяснения типов слогов. Они могут открытыми и закрытыми, причем в первом случае «кусочки» слов заканчиваются гласным звуком, во втором – согласным. Проще это рассказать можно следующим образом:
Алгоритм деления слов на слоги
Приступая к практическим занятиям, следует приучить малыша действовать по определенной схеме. Предложите ему: «Делим слова на слоги по порядку»:
Как правильно научить ребенка делить слова на слоги?
При обучении слогоделения малышу нужно напомнить основные правила. Он должен четко уяснить то, что слог может состоять из одного или нескольких звуков, но при этом каждый непременно включает в себя гласный. Затем можно приступать к самому процессу, используя игровой момент и специально подобранные для этого карточки со словами и слогами.
Тренироваться следует, беря сначала в качестве примера короткие слова, разнящиеся всего одной буквой – «мыло – мило», «дом-дым». Так он сможет понять разницу в звуках. Далее можно переходить к более сложным словам, но на каждом занятии нужно обязательно возвращаться назад, повторяя предыдущий материал.
Не нужно ждать от детей быстрых результатов – такие навыки приходят постепенно, но их четкое усвоение позволяет получить множество преимуществ в дальнейшем.
Упражнения и примеры
Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:
Игра «Бродилки»
Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов. В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги. Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.
«Домик-Человек»
Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.
«Иду по следу»
На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.
«Рассели животных»
Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.
Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).
«Собираемся в школу».
Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.
Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.
Занятие по обучению грамоте на тему «Слог».
Конспект занятия в подготовительной группе по
обучению грамоте на тему: «Слог».
Воспитатель: Умудова Е.Р.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
Формировать умение делить слова на части — слоги.
Закреплять знания по лексическим темам: «Звери», «Домашние животные», «Птицы».
Развивать способность определять первый звук в словах.
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
Развивать способность делить слова на слоги и подбирать слова с заданным количеством слогов.
Закреплять умение проводить анализ предложения и составлять графическую схему к нему.
Закреплять знания о героях русских народных сказок.
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Материал и оборудование: рисунки персонажей к сказке «Три медведя», предметные картинки с изображением животных, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, карточки-заготовки для составления слов из слогов, полоски-символы предложения (демонстрационные и индивидуальные, буквы), магнитная доска.
Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.
Ребята, послушайте загадки:
а) Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок,
А крючок — вертлявый.
б) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.
Длинноух, да не заяц.
г) Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых Дней.
Ребята, на какие группы можно разделить этих животных?
(домашние животные, птицы, звери.)
Прочитайте слово, которое получилось ( слог ). Мы с вами угадали тему сегодняшнего занятия.
Слова можно разделить на части — слоги. Давайте попробуем произнести слово «корова» частями: КО-РО-ВА. Сколько частей в слове «корова»? (Три.) Назовите первую часть, вторую, третью. Сколько гласных звуков в слове «корова»? (Три.)Аналогично проводится работа со словом «коза». Проведя наблюдение, дети приходят к выводу, что, сколько в слове гласных звуков — столько и слогов. Разучивается четверостишие:
Сколько в слове гласных
Слова можно прошагать (показ) или прохлопать. Например: лиса, пе-тух, волк, мед-ведь, ля-гуш-ка. (Дети выполняют действия.)
Составьте звуковую схему к слову «волк». (Дети, используя индивидуальные карточки для звукового анализа, составляют схему.)
Сколько слогов в слове «волк»? (Один.) Докажите.
Ребята, скажите, лиса, петух, волк, медведь, лягушка — это герои каких сказок? (Русских народных.)
На магнитную доску выставляется сюжет сказки «Три медведя».
Дети угадывают сказку.
В каких еще русских народных сказках можно встретить медведя? («Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь».)
Кто объяснит, почем медведя так назвали? (медом ведает, т.е. знает, где мед.)
К какой группе относится медведь? (звери.)
Какие виды медведей вы знаете? (бурые, белые, черные.)
Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!
Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,
В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.
В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,
Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.
5. Упражнение в делении слов на слоги. Работа над предложением .
Сколько слов в предложении? (Четыре.) Назовите маленькое слово. («в».) как называется это слово? (предлог.)
Составьте графическую схему к предложению. (Дети составляют схему)
Распространите предложение. (Зимой медведь спит в берлоге.)
Сколько слов в предложении? Составьте схему.
Разделите слово «берлога» на части-слоги. (бер-ло-га.) Сколько слогов, сколько гласных? (Три.)
Злая волшебница заколдовала зверей, она переставила слоги их названии. (на магнитную доску выставляются слоги БАН, КА, КА, МЫШ)
Ребята, поможем животным? (Дети переставляют слоги и читают слова: ка-бан, мыш-ка.)
Кого же заколдовала злая волшебница?
Кто скажет, на кого похож «кабан»? (на свинью.)
Сколько было слогов в слове «кабан»? (Два.)
Сколько гласных в каждом слоге? (Один.)
Сколько всего гласных? (Две.)
Измените слово «кабан» так, чтобы стало три слога. (ка-ба-ны.) Назовите животных, в названии которых 1, 2, З слога. (Дети называют.)
Итак, как называется тема сегодняшнего занятия? (Слог.) Что такое слог? (Часть слова.)
Как узнать, сколько в слове слогов?
Кто запомнил стихотворение? (Чтение стихотворения хором.)
Литература: Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков»
Конспект занятия по азбуковедению. Тема: «Слог. Ударение»
Описание : представляю Вашему вниманию конспект занятия для детей подготовительной группы (6 лет) по теме:» Слог. Ударение».
Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям подготовительных групп. Занятие по этому конспекту направлено на формирование у дошкольников представления о словесном ударении.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
«Дары осени». Конспект НОД по лепке (область «Изобразительное исксство») для детей 5 лет
Зухра Холмирзоева
«Дары осени». Конспект НОД по лепке (область «Изобразительное исксство») для детей 5 лет
Учить детей точно передавать пару однородных овощей, различающихся формой, величиной и другими особенностями.
Учить всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие.
Формировать умение вместе объединять вылепленные предметы в общую композицию – натюрморт.
Доски, пластилин, стеки, салфетки.
Педагог предлагает детям послушать историю.
Педагог. Я хочу вас познакомить с дедом Федотом. Он решил посадить огород. Приготовил дед Федот пакеты с семенами. Стал дед Федот инструменты для работы в огороде готовить. Прибежали помогать дедушке внучата. Миша взял лопату, Ваня – грабли, Даша – тяпку, а Маша – лейку. Посеял дед Федот семена. Светило солнышко. Поливал дождик. Появились на грядках зеленные листочки.
Посмотрите на картинку и скажите : какие овощи под этими листочками прячутся?
Дети называют овощи.