Как объяснить ребенку что такое смысл
Помощь подростку – разговор о смысле и целях жизни
«Человек в поисках смысла»: почему это так важно для подростка
Киберполиция находит группы «Синий кит», арестовывает создателей и кураторов сообществ. Но это не панацея! Появляются новые и новые группы, и каждый ребенок может стать их жертвой.
Главная задача родителей, педагогов, детских психологов – дать ребенку те ответы, которые он ищет. Иначе могут найтись злоумышленники, которые ответят ему совершенно по-иному, и это может привести к плачевным последствиям.
Понимание смысла и целей жизни не только убережет подростка от игры «Синий кит», но и даст ему ощущение спокойствия, удовлетворенности жизнью, поможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки. Это эффективная профилактика суицида, наркозависимости, вступления в секту, общения с «дурными компаниями».
Как уберечь ребенка от игры «Синий кит» и помочь осмыслить жизнь?
Наверняка за прожитые годы у вас сформировалось собственное представление о смысле и главных целях в жизни. Поговорите со своим ребенком, обсудите вашу концепцию и выслушайте его мнение. Это поможет ребенку определиться с приоритетами, высказать то, что его беспокоит.
Не исключено, что и вас ждут новые открытия, ведь подростки нередко высказывают чрезвычайно полезные идеи. Также вы поймете, какие проблемы ваш ребенок считает самыми важными.
Предлагаем несколько советов психолога, которые помогут вашему ребенку более четко понять жизненные цели:
Любовь и забота родителей, их искреннее желание выслушать, поддержать и помочь – все это предпосылки для будущего благополучия ребенка. От того, насколько доверительные отношения складываются в семье, зависит, научится ли ребенок управлять собственной жизнью, придет ли к осознанию ее смысла. По большому счету, от этого зависит счастье.
Берегите и любите своих детей! Если же в какой-то момент вам покажется, что вы не справляетесь, обратитесь за консультацией к специалистам нашего психологического центра. Мы подскажем, как вести себя в сложных ситуациях во взаимоотношениях с ребенком.
Давайте вместе, шаг за шагом, выстраивать счастье и благополучие вашей семьи!
Газета «Речь»
Неделю назад мы начали разговор о туалетных словах в речи дошкольника. Следим за тем, кто, что и как говорит в присутствии ребенка дома. Малышам до пяти лет не даем никакой реакции на произнесенное плохое слово. А что с ребятами постарше?
Своим опытом делится музыкальный руководитель центра образования № 12 Анна Дикаева:
— Стоит разграничивать абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (та же «пиписька»), и слова обидные, оскорбительные для других. Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя никакими словами. К таким словам в речи ребенка нужно относиться серьезно, объяснять ему, что такими словами другим людям можно причинить боль и делать это недопустимо.
И разговор об этом уже можно вести с трех лет, не вдаваясь в подробности.
Мат прозвучал из уст ребенка старше пяти лет. В ответ вы один на один с ребенком должны поговорить. Разговор ведем спокойно и без эмоций. И начинаем беседу так: «Такое слово обозначает это место человеческого тела, но это слово очень грубое, так говорить неприлично». Или: «Произнося это слово, ты оскорбляешь себя, меня и всех, кто рядом, этого не стоит делать. Ты знаешь, что оно значит?»
Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. Между тем иногда воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются; а что говорить о родителях и бабушках с дедушками?
Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», нужно учитывать, что значениями наделяем слова мы — люди. То есть правильное название мужского полового органа — это обычное слово, но грубое и недопустимое название — это плохо.
Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Взрослые могут разнообразить свою речь для описания эмоций без мата, у детей словарный запас пока мал. Поэтому если ребенок часто стал употреблять туалетную лексику и грубые слова-обзывательства, то, скорее всего, это затеяно для вас, взрослые. Поговорите с ребенком о его чувствах, он явно на что-то обижен, злится или переживает.
Еще взрослым стоит быть готовыми к проверке со стороны дошкольника и ученика начальной школы. Например, ваш сын приходит и спрашивает о значении слова «попа», вот только звучат разнообразные вариации, которые недопустимы в беседе воспитанных и приличных людей. Вы понимаете, что слово употребляется легко, свободно, без зажима, а порой даже приводится конкретное предложение, в котором прозвучало то самое слово. Скорее всего, ребенок уже знает значение «плохого словечка» и уверен в том, что говорить его нельзя. Поздравляю, вас проверяют на «профпригодность»: «Вдруг мама или папа не знают всего того, что узнал я?!» И тут реагировать на вызов нужно без запретов и негодования: «Это то, на что у тебя шорты надеты. Ты разве не знал? Это знают все, но вот воспитанные дети таких слов не говорят». Кстати, зачастую именно так ребенок может начать говорить на сексуальную тему — вопросы есть, а как на них получить ответ? Ну или проверить, точно ли все знают взрослые?
Разговор с ребенком старше семи лет о туалетных словах всегда должен строиться на историях «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не упади» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.
Подросткам о смысле жизни
Подростковый и юношеский возраст – то самое время, когда со школьниками можно и нужно говорить о таком важном понятии, как смысл жизни, о его сути. Но такой разговор, безусловно, непрост.
Надеемся, что предложенный материал поможет ученикам сфокусироваться на главных аспектах поиска смысла жизни и станет толчком для развития в себе необходимых способностей, например рефлексии.
Понятие смысла жизни
Кто я? Зачем я? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Ради чего я живу? Наступает момент, и каждый человек начинает задавать себе и другим подобные вопросы. Наступление времени такого рода вопросов говорит о том, что человек вышел из возраста детства и начал понимать самого себя, задумываться о том, как и зачем ему жить. Это очень важные вопросы, и без нахождения своих, личных ответов на них трудно жить, работать, строить отношения с другими людьми. Но найти свой личный ответ легче, если знаешь о том, как на подобные вопросы отвечали другие люди, что известно о таких поисках философии, психологии, как описаны поиски смысла в великих произведениях мирового искусства. То есть познакомившись с опытом других людей и целых поколений.
Говоря о смысле жизни, люди имеют в виду что-то, что придает жизни ценность, выходящую за рамки самого существования человека, за его хорошее или плохое самочувствие или чью-то оценку.
Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.
В конкретных жизненных ситуациях мы ставим цели и стремимся к их достижению: «Я хочу научиться играть на синтезаторе», «Я хочу попасть в финал Всероссийской олимпиады по физике в этом году», «Я хочу поступить в медицинский институт». Выбирая цели, мы руководствуемся определенными ценностями: «Хочу получить профессию, которая позволит мне помогать людям», «Мне нравится писать музыку», «Я хочу доказать себе, что способен стать лучшим в физике…».
Но все наши цели и ценности становятся по-настоящему важными, когда над ними, как вершина, как купол, настроен смысл, то есть ответ на вопрос: «Ради чего?». Не всем людям важно понять, почему мы живем, но всем нам необходимо иметь ответ на вопрос, как нам жить. Именно для ответа на этот вопрос нам нужно понимание смысла.
Рис.1. Масштаб понятия «смысл жизни»
Таким образом, смысл – это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (Рис.1).
Смысл освещает и придает значение всему, что делает человек, помогает правильно расставить акценты и критически отнестись к сделанному и задуманному. Как писал известный мыслитель ХХ века Карл Юнг, «человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом».
Личный смысл жизни
Известный психолог рубежа ХХ– ХI веков предложил нам классификацию личных смыслов жизни, назвав среди них альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм (получение удовольствий), саморазвитие (Рис. 2).
Рис.2. Классификация личных смыслов жизни
Альтруизм (служение другим).
«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.
Преданность делу.
Историк и философ Уилл Дюран писал в своей работе «О смысле жизни»: «Соединиться с целым, трудиться для него телом и душой. Смысл жизни заключен в возможности, которую она нам дает, – создать нечто большее, чем мы сами…». Приобщаясь к большому и значимому делу, человек чувствует себя значимым, нужным. Он работает на результат, который будет важен для мира и после его личного ухода из жизни. Это придает сил, наполняет уверенностью многих людей. Таким делом может быть участие в создании новейшей техники, лекарства от серьезной болезни, архитектурного шедевра и много другого. Непосредственная роль человека в этом деле может быть довольно скромной, но для обретения смысла достаточно чувства принадлежности к большому целому.
Творчество.
Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.
Гедонизм (стремление к удовольствиям).
Согласно этой точке зрения, жизнь состоит просто в том, чтобы наполнять свое время, сохранять чувство удивления перед чудом мира, погружаться в естественный поток переживаний, искать и находить разнообразные удовольствия: чувственные, интеллектуальные, физические… Наполненность жизни яркими событиями и переживаниями и придает ей значение и смысл. У такого взгляда на жизнь всегда были свои сторонники и противники, и он имеет право на существование, как и все остальные.
Саморазвитие.
«Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим», – так написал известный писатель Ричард Бах. Саморазвитие, раскрытие своих талантов, самовыражение, самосовершенствование – для многих людей сегодня это слова, исполненные высокого значения. Эти люди рассматривают деятельность по раскрытию своего личного потенциала как главный смысл своей жизни. Выбор профессии, образа и места жительства, хобби, стиля общения в семье и воспитании своих детей – всё это может рассматриваться как возможность самопознания и саморазвития.
Среди перечисленных видов смысла нет хороших и плохих, правильных или неправильных. Гораздо важнее, что они есть, и забота каждого человека – найти среди них самый близкий или создать свой собственный смысл жизни
В поисках смысла
Поиск личного смысла – это особая деятельность, особая работа личности, которая может быть обозначена как осмысление. Особое значение такая работа приобретает в подростковом и юношеском возрасте, хотя и зрелые люди время от времени встают перед необходимостью переосмыслять свою жизнь. Поиск личного смысла может протекать поразному. Во-первых, это знакомство со смыслами, уже открытыми раньше другими людьми. Знакомство, примерка и присвоение. Можно сказать, что в этом случае человек заново открывает для себя смысл, давно известный человечеству. В этом нет ничего унизительного или нелепого. Это нормальный путь развития личности, присвоения, как принято говорить сегодня, культурного кода человечества. Чтение художественной литературы, знакомство с шедеврами искусства, биографиями и высказываниями великих людей, судьбами людей, живших в различные эпохи, помогают открыть для себя различные смыслы жизни. Открыть, примерить и, возможно, выбрать для себя.
Во-вторых, это смыслотворчество, создание новых смыслов. Каждое поколение людей вносит что-то новое в историю человечества. И обогащает потомков своим уникальным опытом поисков смыслов и достижения целей. Так, например, сегодняшние школьники сталкиваются с новой реальностью жизни человечества – виртуальной, информационной культурой. Значительная часть жизни многих современных людей проходит внутри информационных потоков, в виртуальном общении с другими людьми. Никогда еще человечество не сталкивалось с задачей поиска смысла жизни в такой ситуации. Тебе и твоим современникам предстоит выдержать испытание виртуальной реальностью и найти способы остаться людьми.
Поиск смысла жизни – это особая работа не только души, но и ума. Об этом нужно уметь думать, то есть обладать особой умственной способностью. Она называется рефлексией. Великий философ Дж.Локк следующим образом объяснял, что такое рефлексия: «Представим себе, что в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Эти наблюдения и осознание опыта и есть рефлексия».
Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя.
Рефлексия может помочь нам в размышлениях о смысле жизни. Заглядывая в себя, мы можем определиться с тем, что нам действительно важно, что находится на вершине нашего «Я»: желание помогать другим, быть нужным людям? Способствовать улучшению мира? Реализовывать свой талант? Познавать тайны мира? Жить ярко и насыщенно? Быть причастным к чему-то действительно большому и важному? Совершенствовать себя?
Потребность в смысле – одна из самых загадочных особенностей человека. И вместе с тем – одна из самых важных. Нет ничего более тупикового для развития человека и безнадежного для обретения им счастья, как состояние смыслоутраты. Можно сказать, что забота о смысле собственной жизни – это одна из главных человеческих забот с того момента, как он осознает себя как самостоятельную личность, и до самого конца жизни.
Марина Битянова, к.психол.н.
Как объяснить ребенку в чем смысл в жизни, если его не понимаешь?
Как объяснить ребенку в чем смысл в жизни, если у самой его (смысла) нет?
А мы детям многое объясняем такое, в чём сами не убеждены. Так что можно найти красивые слова в интернете (Вон сколько тут всяких разных красивых и гладких слов!), запомнить и потом очень убедительно и эмоционально рассказать об этом детям. Им не обязательно знать о том, как мы далеки от понимания смысла жизни и о том, что нас заставляет страдать и метаться.
Дети, когда подрастают, начинают задавать взрослым очень много вопросов. Они просто хотят познать окружающий мир и понять его, потому что потом им придется самостоятельно следовать по жизни.
Жизнь слишком сложна и одним словом не объяснить в чем состоит смысл жизни. Каждый понимает его по своему, вкладывает в это слово своё понятие.
Первоначально человек старается задаться целью в жизни, чтоб потом к ней следовать. Ведь человеку важна занятость, он не может просто существовать и ничего не делать, он должен сам видеть смысл в жизни.
Вот так опираясь на свой жизненный опыт, анализируя свои ошибки, нужно строить объяснения своим детям, в чем заключается смысл жизни.
Не буду описывать эмоции и то, что пролетало в сознании некоторое время, но в итоге сформировался вопрос: а что останется после меня?
Дом? Его со временем разрушат. Дерево? Его спилят или съедят жуки. Дети? Они тоже умрут рано или поздно. Благие дела, поступки на вечную память? Увы, память о благом деле у людей коротка, они забывают о содеянном сразу, как только перестают это получать.
Создать нечто великое, что войдет в историю? Будут помнить великое, я останусь в тени открытия или достижения просто как автор.
Что же такое смысл ЖИЗНИ и в чем он?
Рассудить логически: были раньше люди? Были. Жили, что-то делали, как-то развивались, к чему-то приходили, соглашались, не соглашались, воевали, дружили народами.. В итоге имеем ту цивилизацию, которая сейчас есть и о чудо! До меня дошло в чем он, смысл ЖИЗНИ!
А теперь ответ: что такое смысл жизни? Смысл жизни это не только оставить после себя потомство, дерево, материальные блага ему в наследство, смысл заключен в том, как мы за свою жизнь научим развивать свои способности наших детей, а те своих детей! Смысл в том, чтобы научить выживать и развиваться, а также всячески способствовать развитию будущих поколений.
Нужно для развития потомства красивую вещь создать и можете это сделать? Создайте и научите тех, кто тоже хочет это уметь, развейте максимально способности для того, чтобы потомки получили более развитый ген и продолжили развивать ту или иную способность (тут уже кому что достанется по наследству).
Если правильно развивать способности, можно даже научиться искоренять болезни из генного фонда! Можно сделать человечество здоровым, выносливым, интеллектуально продвинутым. Смысл жизни в том, чтобы человечество не вымерло и цель каждого живущего максимально поспособствовать этому развитию там, где ему это доступно.
Примерно так, как описано выше, я и объяснила что есть смысл жизни. Детский вариант таков: жил человек, он был умным, появился еще один, тоже по-своему умный. Два человека соединились, передав по наследству свои знания, способности. Получился новый человек, он стал умнее предков и начал развивать свои способности, которые получил в наследство, а делал он это для того, чтобы передать своим детям способности еще больше развитые! Когда у этого человека появился ребенок он уже обладал знаниями дедушек, бабушек, родителей, а значит новый человек родился еще умнее и стал он расти и развиваться еще больше. Родители учили развивать способности, а дети продолжали учить этому своих детей, так человечество развилось до того уровня, что есть сейчас и кто знает, быть может наши внуки уже будут летать на скутерах, а полет на другую планету займет доли секунд и наконец появится телепортация. Раньше робот был только в фантастике, сейчас это не новость. Смысл жизни в том, чтобы человечество развивалось и цель каждого способствовать этому так, как умеет и так, как это ему доступно, а развивать свои способности доступно всем и каждому!
Дети в смысле жизни понимают больше, чем взрослые, поэтому дети вряд ли задаются такими вопросами. Вот когда ребенок становится более взрослым, т.е. подростком, то уже естественно задаваться вопросами существования, зачем да почему. Смысл жизни в самой жизни, чтобы делать свою жизнь и жизнь близких более счастливой, более радостной. Любить и быть любимым, что может быть важнее в жизни.
Остроумный священник объяснил подростку в чём смысл жизни и чем человек от обезьяны отличается
Здравствуйте, уважаемые читатели! С самого утра я подумывал написать вечерком пару статеек на сложные психологические темы. Но на пути домой я стал свидетелем очень любопытной сцены, о которой я не могу не написать. Уж больно мне она в душу запала.
Я часто езжу на маршрутном автобусе до бассейна и обратно и всегда в одно и то же время. Уже многих завсегдатаях попутчиков запомнил. Часто вижу в автобусе молодого попа, что служит в местной церкви. Честно говоря, мне очень странно видеть его в общественном транспорте. Я всегда думал, что у них отличные зарплаты и накопить на приличную машину должно быть не проблема. Ну, я человек нисколько не скромный, поэтому решил спросить его об этом напрямую. Подошёл, поздоровался, спросил. Он сказал, что просто не любит рулить и спросил у меня о том, почему я тоже без тачки. Видать решил, что я хочу его чем-то задеть или обидеть своим вопросом, не знаю. Я ответил честно, что зрение не позволяет. Потом ехали молча, до поры до времени…
На следующей остановке в автобус забрались девочки лет по 13 – 15 где-то в количестве трёх штук. Они спорили на какую-то философскую серьёзную тему. Я внимания сначала и не обратил. Ну умничают детишки, что с того? Сейчас у каждого второго пятиклассника на страничках в соц сетях вместо статуса высказывания великих мыслителей позапрошлого столетия имеются. Мода нынче у молодёжи такая. Мы вот в свои 15 стены домов расписывали в стиле «ПАНКИ ХОЙ!». А ведь тогда это и впрямь казалось очень круто и просто жуть, как умно.))
В общем, спорят они, спорят, а потом одна из девочек заметила служителя церкви. Подошла к нему и спрашивает:
— «Скажите, а в чём смысл жизни? Ведь в самой же жизни и есть? Ну там найти пару, родить детей и просто жить и радоваться жизни. Ведь так?
Я уж было рассчитывал услышать скучную проповедь и извечные родительские наставления в духе «Главное – жить так, чтобы люди тебя всегда добрым словом поминали и т д и т п. Но нет, Батюшка, дай ему Бог здоровья, не подвёл. Да так, что моя ухмылка мигом с лица сползла.
— «Так многие люди живут. И им нормально. Да и не только люди. Обезьяны, например, тоже так живут. И другие животные, полагаю. В целом, это мудрый выбор, но немного бесполезный, не находишь? Чем мы по твоему от обезьян отличается?»
Бедная девочка… Надо было видеть её выражение лица! Она явно не ожидала, что ей устроят тест на сообразительность. В ответ она промямлила что-то вроде «Ну, люди умные». И поп продолжил:
Тогда зачем нам ум, если мы можем жить, просто ради жизни? Ты знаешь такое выражение «Создатель создал нас по своему образу и подобию»? Вдумайся в эти слова. Раз уж мы его подобия, значит мы тоже создатели, разве не так? Каждый человек должен что-то создавать. Не важно, что именно: научные изобретения или просто уют в доме. Пока человек создаёт, он развивается, совершенствуется. Если мы перестанем быть создателями, тогда на кой нам столь умные мозги? Смысл жизни каждого человека в том, чтобы создавать. А вот что создавать – каждый решает для себя сам».