Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

Тема: Что такое текст?

Научитесь и сможете:

Текст, предложение, смысл, тема, заголовок.

Основное содержание урока

1. С детства вы привыкаете слушать рассказы и сказки, которые читают вам взрослые.

Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Картинка про Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Фото Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку

Когда вы слушаете их, то воображаете себя героями этих рассказов и сказок.

Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Картинка про Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Фото Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языкуКак объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Картинка про Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Фото Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку

Что помогает автору так красочно и интересно рассказывать о событиях?

2. Помогает текст. Что же такое текст?

Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Картинка про Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку. Фото Как объяснить ребенку что такое текст по русскому языку

3. Текст нужно отличать от группы предложений. Рассмотрим примеры:

Ученик сидит за партой.

Светит весеннее солнышко.

На деревьях поют птицы.

По дорожкам весело бегут ручьи.

Первый пример – это группа предложений. Предложения не связаны между собой по смыслу.

4. Вспомните известную русскую народную сказку «Три Медведя». Её пересказал для детей знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой. Иногда эту сказку ещё называют «Маша и три Медведя». Прочитайте начало сказки:

« Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя…»

Это текст. Все предложения в нём связаны по смыслу и по порядку: сначала девочка заблудилась в лесу, потом увидела домик и вошла в него. Этот маленький текст можно озаглавить. Например,

Девочка заблудилась в лесу

Давай подробно разберем последнее предложение из начала сказки. Посмотрите на слова:

Чтобы составить из них предложение, нужно изменить слова. Получилось предложение:

В домике этом жили три медведя.

Предложение тоже выражает отдельную законченную мысль. Слова в нём связаны по смыслу. В конце каждого предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки.

В устной речи между предложениями нужно делать паузу, понижая голос в конце предложения.

Продолжите самостоятельно читать сказку Л.Н. Толстого «Три Медведя» со взрослыми. Читайте её выразительно и связно по смыслу.

Если вы внимательно прочитаете сказку, то поймете, почему она называется «Три Медведя». Как бы вы сами назвали эту сказку?

Разбор типового тренировочного задания

1. Прочитайте текст. Какая основная мысль текста? Какой заголовок подходит к этому тексту?

Утром все ребята из пионерлагеря пошли на море. Купались, загорали, в мяч играли все вместе. А вечером у костра песни пели. Когда уже было поздно, вожатые сказали, что пора идти спать. Хорошо прошел день!

2. Выберите из списка недостающие слова и подставьте правильно, чтобы получился текст. (Обратите внимание, что есть лишние слова)

1) мёд 2) цветы 3) дальше 4) истории 5) рассказы 6) пыльцу

Ответ: чтобы получился правильный текст, нужно подставить слова:

пыльцу, истории, рассказы, дальше.

3. Вычеркните предложение, которое по смыслу не относится к данному тексту.

Белочка довольная возвращается из леса с полным лукошком орехов. Она очень рада, что смогла насобирать полную корзинку. Вчера весь день шел дождь. Теперь она сможет всех угостить орехами!

Ответ: чтобы получился правильный текст, нужно вычеркнуть предложение: Вчера весь день шел дождь.

Источник

Урок русского языка «Текст и его признаки». 1-й класс

Класс: 1

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник «Русский язык» А.В. Полякова, 2008г., мягкая игрушка мышонка Пика, ковёр, цветные карточки для игры «Найди свой домик».

1. Организационный этап

Учитель: Чтобы начать занятия, настроиться на работу, давайте пройдём на наш волшебный ковёр, сядем в круг и пообщаемся.

Комментарий. Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Какое слово новое в этой цепочке? Как вы думаете, почему оно является завершающим в этой цепочке? Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.

Дети:

— В этой цепочке новое слово текст.

— Текст это мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.

— Текст это, когда много предложений.

— Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть.

Комментарий. Организую поисковую ситуацию, тем самым активизируется деятельность учащихся.

Учитель: Молодцы! Посмотрите сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним какими признаками он обладает.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Слайд №1. Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.

Учитель: Прочитайте справа запись. Можно ли это назвать текстом? Почему? Чем она отличается от левой записи? Какой признак?

Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем о ком нам рассказывают.

— Там есть главные герои.

— Из правой записи мы узнаем,что у Виталика есть замечательный котенок.

— В этой записи все предложения связаны между собой.

— Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак)

Учитель:О ком говорится в тексте? Какой был Мурзик? Найдите слова, которые его описывают и характеризуют.

Дети:

— В тексте говорится о Мурзике.

— Мурзик забавный, серый и пушистый.

Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Ребята, сегодня к нам на урок снова прибежал наш помощник мышонок Пик и принес небольшую подсказку. Давайте ее прочитаем.

Слайд №2 Признаки текста. Текст можно озаглавить. (2 признак)

Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят? Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Заголовок показывает, о чём говорится в тексте.

Слайд №2 Признаки текста.

Заголовок должен показывать, о чем говорится в тексте. (3 признак)

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста? А давайте обратимся к учебнику и посмотрим верно ли все ли мы указали признаки текста. Работа с правилом в учебнике. С.104.

4. Работа с деформированным текстом. У каждого на парте предложения на отдельных карточках. Дети работают в парах.

Девочка Валя ела рыбу.

У Вали из глаз текли слёзы.

Он достал щипчики и вынул из горла косточку.

Учитель: Это текст? Почему?

Дети:

— Это не текст. Предложения в нем не связаны по смыслу.

— К нему нельзя подобрать заголовок.

Учитель: Составьте текст. Прочитайте, что у вас получилось.

Слайд №3. Текст про девочку Валю.

Учитель: О ком говорится в этом рассказе?

Дети: В этом рассказе говорится о девочке Вале.

Учитель: Что случилось с Валей?

Дети: С ней случилась беда. Она подавилась косточкой, когда ела рыбу.

Учитель: Кто пришел на помощь девочке?

Дети: На помощь девочке пришел врач. Он щипчиками вытащил косточку.

Учитель: Придумайте свой заголовок к этому рассказу.

Дети: Беда у Вали.

Дети: Быстрая помощь.

Дети: Бедная Валя.

Учитель: Запишите себе в тетрадь только те предложения из текста, в которых есть имена собственные. Какие предложения вы записали?

Дети: Девочка Валя ела рыбу. У Вали из глаз текли слёзы.

Учитель: Как вы написали имя девочки?

Дети: Имя девочки записали с заглавной буквы. Потому что это имя собственное.

Учитель: Давайте дадим имя и отчеству врачу, который спас девочку. Как вы записали бы это?

Комментарий. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала.

5. Интерактивная игра «Найди свой домик».

Домики: Слоги, слова, предложения, текст. По всему классу развешаны карточки с «домиками». Дети находят свой «домик» и доказывают почему они сделали такой выбор. У каждого из вас есть цветная карточка. По моей команде вы должны ее перевернуть и прочитать запись. Потом подумать и найти свой домик.

Приложение:Игра: «Найди свой домик»

Карточки №1 (количество 6) Жил-был пёс Барбос. У него был друг- кот Васька. Оба они жили у дедушки.

Наступила весна. Загудели майские жуки. Стали распускаться почки на деревьях.

Карточки №2.(количество 7) Ярко светило солнце. На берегу лесной речки на пне сидела белка.По реке плыли брёвна. У Вари был чиж. Вдруг из леса выскочила большая собака.

Карточка №3 (количество 7) Мама аквариум с рыбкой Виталику. Птенцы у родились зимой клестов. Новые у отрастают лосей рога. Кружились елью над клесты.

Комментарий. На данном этапе я провожу интерактивную игру, так как она помогает проверить на каком уровне дети усвоили новый термин и его признаки, а так же позволяет сохранить здоровье детей. Во время игры дети свободно перемещаются по классу.

Учитель: Умники. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

Учитель: Составим кластер по теме нашего урока. Слайд№4

Комментарий. В процессе составления кластера идёт активная познавательная деятельность учащихся, развивается способность к анализу, синтезу и обобщению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *