Как объяснить ребенку что все люди разные
Как объяснить ребенку, что все люди разные
А знают ли уважаемые читатели сайта «Мама может все», как объяснить ребенку, что все люди разные и для чего это вообще нужно? Если задать этот вопрос на улице первому попавшемуся взрослому, он явно придет в замешательство. Ведь сегодня на дворе не век средневековья, да и явных признаков расизма не наблюдается, так к чему тогда рассказывать малышу о цвете кожи, национальностях и прочих нюансах, связанных с неприязнью к другим людям?
Да, расизм остался в прошлом, но и сегодня встречаются вещи и явления, которых людям следует стыдиться: пренебрежение к проблемам инвалидов, негативное отношение к человеку другой национальности и религии, откровенные насмешки над имеющими лишний вес или над теми, кто отстает в умственном развитии. Поэтому, чтобы мир все-таки стал добрее, и нужно говорить с детьми о том, что хотя все люди разные, но, тем не менее, они все имеют право на хорошее и дружеское отношение к себе.
Зачем говорить о неравенстве с маленькими детьми
Да, именно о неравенстве идет речь. И дело даже не в том, что одни семьи живут в большем достатке, а другие – в меньшем. Это тема больше социальная, чем этическая или нравственная.
Неравенство сегодня наблюдается в отношении возраста, места проживания, внешности, нацпренадлежности и даже физического здоровья. И самое прискорбное – это то, что дети копируют поведение взрослых и переносят его на взаимоотношения со сверстниками.
Говорить о неравенстве с детьми-школьниками уже поздно. У них уже сформировалась определенная линия поведения и свое представление о том, какие люди достойны их дружбы и внимания, а какие отсеиваются в разряд изгоев. «Толстый», «очкарик», «косоглазый», «чурка» – это лишь малая толика кличек, которыми наделяют дети своих, «непохожих» на них, одноклассников. Почему-то принято в случае таких вот конфликтов в классе всегда винить учителя. И мало кто из родителей задумывается, что нужно начинать обвинения с себя.
Не очень приятная картина, правда? А ведь такое отношение к людям, не похожим на других, тянется испокон веков. Чтобы исправить ситуацию, нужно, прежде всего, самим стать терпимей и на своем примере показывать детям, как нужно относиться к тем, кто отличается от других.
Маленькие детки впитывают как губка все, что они видят и слышат от взрослых. И если малышам говорить одно, а поступать наоборот, то толку не будет. И начинать рассказывать о проблеме нужно еще до возникновения у ребенка первых вопросов: «А почему дяденька большой уже, а в коляске?» или «Почему этот мальчик такой толстый?»
Как рассказать детям, что все люди разные?
Как мама троих детей и опытная няня, хочу посоветовать родителям способ, а вернее, целый набор простых и действенных способов объяснения малышам, что все люди на земле разные, но в то же время и одинаковые.
Какие тему нужно затрагивать, чтобы малыш понял, что все люди разные
Надо сказать, что не все родители считают правильным говорить с ребенком на травмирующие темы. Они думают, что тем самым расстроят его, и это будет для него психологическим стрессом. Все так, но есть стресс плохой, который возникает на негативных эмоциях, а есть печаль, которая проявляется вследствие сочувствия к кому-то. И такая печаль – это хорошо. Именно она показывает малышу, что наш мир несовершенен, но это не значит, что он плохой. Стоит с самого младенчества обсуждать с ребенком темы о:
Такие темы стоит обсуждать как факт, как данность, спокойно и доброжелательно. Думаете, что трехлетнему малышу будет сложно понять, почему детки рождаются слепыми? Или – что им трудно вообразить, что малыша можно бросить? Зря. Вот он, пример, перед глазами – на каждом шагу на улице можно видеть бездомных собак и котиков. Да и по другим темам всегда найдутся примеры, на которых и нужно строить объяснения.
Как отвечать на вопросы малыша
Вопросы относительно внешности и непонятного поведения других людей у малышей обязательно будут возникать, и задавать они их обязательно будут. Отвечать на них нужно обязательно – примерами из жизни или же с помощью все тех же книг или мультфильмов. А еще лучше – соберите с малышом пакет вещей и игрушек и отнесите в ближайший дом малютки или детский дом. Вот увидите, сколько эмоций будет по этому поводу!
Ребенок, с малых лет наученный с добром и пониманием относиться к детям, непохожим на него, никогда не станет обижать, дразнить, смеяться или гнать от себя малыша другой национальности, сироту или инвалида. А вот когда он поймет, что все люди, хоть они и разные, имеют одинаковую потребность в участии и помощи, для родителей наступит второй этап – научить ребенка с ними дружить. И тогда для малыша будет неважно, какой твой друг – толстый, рыжий и в очках, маленького роста, в инвалидной коляске или слепой… Главное – что с ним интересно общаться и он твой ДРУГ.
Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.
Занятие в подготовительной группе. Тема: «Все люди разные»
Занятие в подготовительной группе.
Тема: «Все люди разные»
Цель: Формировать знания и представления детей о внешнем облике разных людей; Рассмотреть понятия: люди, уважение, дружба, коллектив; Формировать знания о социальных качествах (положительных отрицательных) и их значении; Развивать творческие способности; и обогащать словарный запас; Воспитывать уважение к людям, милосердие.
Материал к занятию: Портреты детей, которые они рисовали дома с родителями к занятию, картинки с изображением персонажей, совершающих положительные и отрицательные поступки. Грамзапись Д. Тухманова «Родина моя».
Ход занятия: 1 часть
Звучит песня Д.Тухманова «Родина моя». Припев песни рассказывают дети:
Вместе целая страна – 2реб.
Вместе дружная семья – 3реб.
Черных 7реб., рыжих и льняных- 8реб.
Грустных и веселых, в городах и селах – вос-ль.
Вос – ль: Ребята, о чем эта песня?
Вос – ль: Кто проживает в этой стране?( я, ты, он, она, т.е.-мы)
Вос – ль: Вот вы все дети, я, наши гости – кто мы? Как нас всех можно назвать?
Вос–ль: Ребята, наша доска украшена портретами, которые вы сами дома рисовали к занятию. Вы хорошо справились с заданием, я узнала каждого из вас. А кого узнали, вы? ( Я узнал Настю. А я узнал Сережу.) А знаете почему мы узнали наших ребят? ( у каждого из людей своя внешность, одежда, цвет волос, все люди разные: Чем они отличаются друг от друга.
Дети: Кто-то веселый, кто-то грустный, молчаливый, кто-то строгий, а кто-то добрый.
Вос-ль: Ребята, а какие внешне бывают люди.(Взять гостя и ребенка и спросить чем они похожи и чем отличаются)
Дети: люди бывают высокие и низкие, худые и толстые, маленькие и большие, взрослые и дети.
Вос-ль: А чем похожи все люди на земле?
Дети: Все люди умеют говорить, думать, принимают пищу, ходят на двух ногах, работают и т. д.
Вос ль: Скажите, ребята, а как нужно относиться ко всем людям?
Дети : К людям надо относиться с уважением
Вос-ль : А что мы должны уважать в людях?
Дети: Возраст, доброту, заботу, труд.
Вос-ль: Ребята, а за какие качества, по вашему мнению, человек достоин уважения, а за какие нет? ( ответы детей)
Вос-ль: Сейчас мы поговорим о поступках, которые совершают люди. Ведь по поступкам, мы можем узнать какой человек. (Дети рассматривают картинки на мультимедийной доске).
Вос-ль: Посмотрите на эту картину и скажите, можно ли уважать этого мальчика и т.д.(ответы детей)
Вос-ль: Почему этот поступок мы называем хорошим?
Дети: Он приносит пользу другим людям, обществу.Вос-ль: Дети, что вы видите на этой картинке? (дети отвечают) А почему этот поступок мы называем плохим?
Дети: Потому, что этот поступок причиняет вред людям.
Вос-ль: Ребята, а что, значит, слово «мы»?
Дети: это я, он и все дети.
Вос-ль: Все мы – это наша группа, наш коллектив. Я могу находиться в различных коллективах: семье, группе, спортивной секции, хоре. Скажите, а какие коллективы знаете, вы?
Дети: У папы и мамы на работе, у сестры в классе, дома в семье.
Вос-ль: Каждый из нас может сказать: Я – ребенок, дошкольник, житель своей станицы, житель России, россиянин, я – житель Земли, землянин. Всех жителей Земли объединяет много общего. Мы похожи и не похожи друг на друга.
Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево (Дети поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо (Дети поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх (Поднимают голову)
Смотрит вниз (Опускают голову)
Чуть присела на карниз (Делают полуприседание)
А с него свалилась вниз (Резко приседают).
Вос – ль: Ребята, а скажите пожалуйста, можно ли смеяться над людьми худыми, полными, с веснушками, больными, в очках?
Дети: Это их обижает, оскорбляет.
Вос – ль: Вы правы, нельзя ни в коем случае. Ведь главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был честен и трудолюбив. А все остальное – это лишь внешний облик (вид) человека.
Вос –ль: А сейчас мы послушаем стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи».
Мальчик Миша мается Дружба детская крепка
Миша заикается Ты, Мишутка, не теряйся!
Как другие – чисто, ясно – Ты с других пример бери!
Он не может говорить Молча с духом собирайся
И просить его напрасно И смелее говори!
То, что скажет повторить, Миша выговорит слово,
Нелегко ему даются А другого не видать:
Все слова на букву «к» Но товарищи готовы,
Вос –ль: Ребята, чему можно научиться у этих ребят?
Дети: Можно научиться умению дружить и не смеяться над мальчиком.
Вос – ль: А вы как отнесетесь к Мише?
Вос – ль: Правильно, если мальчику не помочь и не поддержать его, то это очень плохо закончится для Миши.
Вос – ль: Дети, так что же мы сегодня узнали на занятии?
Дети: Мы узнали, что все люди разные, но и похожие друг на друга. Вос – ль: Ребята, а вы знаете, что люди, которые плохо едят – слабые и худые; люди, которые занимаются спортом – сильные и ловкие, а люди, которые живут в жарких странах имеют темную кожу, совсем не такую, как у нас? Но об этом я вам расскажу на следующих занятиях. Дети, так какими же самыми главными качествами должны обладать все люди?
Дети: Добротой и уважением.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Защитники Отечества»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений « Необычное путешествие»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Звук Т. Предложение» Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Конспект занятия для старшей группы «Признаки предметов»
Конспект образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Голод в лесу» Старшая группа (5-6 лет)
Коррекционно-развивающая программа «Подготовка к школе»
Конспект образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Как солнце весне помогало» Средняя группа (4-5 лет)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5398775 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект занятия «Все люди такие разные»
1. Учить детей различать людей разного возраста и пола, дать представление о ходе развития человека. Подвести детей к пониманию того, что все люди — разные (отличаются не только возрастом и полом, но и характерными особенностями внешности, одежды, обуви, рода занятий).
2. Развивать у ребенка восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям.
3. Формирование первичных гендерных представлений.
4. Закреплять знания о поло-ролевых различиях мальчиков и девочек.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
6. Развивать речь, логическое мышление.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете, поэтому я хочу пригласить вас на занятие, из которого вы узнаете все о людях.
На экране появляются изображения разных людей: дети разного возраста, разные взрослые (у всех разные по длине и окраске волосы, разные по цвету глаза, разной национальности, в разной одежде)
. Кого мы видим на этих картинках? Как можно, всех, назвать одним словом? (Ответы детей.) Да, это люди. А почему нас всех называют одинаково — «люди»? Чем все люди похожи? Что у нас общего? (Ответы детей: люди имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки) А что умеют делать люди? (разговаривать, играть, ходить на работу, в школу, детский сад; люди питаются, носят одежду, умеют писать, читать, поют песни и т. п.)
Воспитатель. Ребята, а люди все одинаковые?
Воспитатель. Ну,как же не одинаковые: у нас у всех 2 руки, есть голова, по два уха.
Дети. Все люди отличаются друг от друга.
Воспитатель. Интересно, чем? Да, правильно ребята, все люди различаются: люди бывают разного пола (мальчик и девочка, мужчина и женщина, разного возраста (молодые и старые, разной национальности, разной внешности (цвет глаз, волос, одежда). Вывешиваются модели по ходу рассказа воспитателя.
В жизни редко встречаются два абсолютно одинаковых цветка, предмета, даже дома, построенные по одному проекту, отличаются друг от друга. Вот и мы все, хоть и называемся одним словом – люди, в чем-то одинаковы, а в чем-то друг на друга не похожи. А теперь давайте проверим, какие вы внимательные. Возьмите модель и по ней расскажите о себе. (модели: глаза, волосы, нос, одежда)
А сейчас мы поиграем в игру «Загадаю, отгадайте»
Он маленький ребенок,
Любит она очень в куклы играть,
Песенки петь, на скакалке скакать,
Яркие бантики в косы вплетать,
В платьях нарядных кружить, танцевать,
Вы угадали, что за припевочка?
Правильно, дети, это же (девочка).
Короткая челка, вихор на макушке,
Нет у него закадычной подружки,
Нет и нарядов, футболка и брюки
В этой одежде не знает он скуки.
Любит в машины он поиграть,
Любит побегать и поскакать.
Вы угадали, кто этот зайчик?
Правильно, дети, это же (мальчик).
Был он, когда-то, мальчишка простой,
Теперь не ребенок, но не седой.
В строгом костюме ходит порой,
С работы усталый идет он домой.
Родные детишки зовут его «тятя»
Для окружающих он просто («дядя»).
Красива, стройна, величава она,
И не старушка, а молода.
Губы накрасит, подкрасит глаза
На каблучках пробежит иногда
С красивой прической, в модной одежде
Каждый раз выглядит лучше, чем прежде
И не подумайте, что это мама,
Это чужая прохожая (дама).
Нежная улыбка, добрые глаза
Много лет на свете живет уже она
Голова седая и болит спина
Сколько потрудилась за всю жизнь она
Ах, какая ладушка, наша с вами (бабушка).
Поредели волосы, седая борода
Был когда-то маленьким, но прошли года
То, что есть морщинки, это не беда
У него поверьте, молода душа
Быстренько, ребята, дайте мне ответ,
Кто он этот старый, добрый (дед).
Воспитатель. Ребята, представьте, если бы все люди были одинаковыми. Что бы произошло? (дети не смогли бы различать своих родителей, дедушек и бабушек, а родители не смогли бы узнать своих детей).
Игра «Расскажи о себе»
Ребята, давайте, передавая эту горящую свечу, расскажем, что мы любим больше всего.
Горит дрожащая свеча
Не дунь на пламя сгоряча
А ты волшебный огонек
О чем бы нам поведать мог.
Все дети встают в круг, под музыку передают свечу друг другу; ребенок, у которого в руках оказывается свеча должен что-то рассказать о себе.Например: «Я люблю рисовать», «Я люблю танцевать», и т. п.
А давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Раньше, позже»
(Как, вы, думаете, кем был дедушка раньше, а какая картинка говорит о начале жизни, а кем станет дошкольник – школьником, а кем станет мужчина, кем будет девочка, а кем была бабушка)
Молодцы, ребята. А хотите со мной еще поиграть в игру, которая называется «Подбери правильно» (предметы, необходимые младенцу, дошкольнику и др.) У меня есть интересный сундучок, а что в нем,мы сейчас узнаем:
Вот раздался негромкий щелчок,
Это открылся волшебный сундучок
Мы в него сейчас заглянем
Что в нем есть, сейчас узнаем.
В вашей группе много детей. А дети — это кто?
Дети. Это маленькие люди.
Воспитатель. Все вы — мальчики и девочки — тоже люди, только пока еще маленькие. А кого же в нашей группе больше — мальчиков или девочек? (Ответы детей.) А теперь поиграем, только перед игрой послушаем песню «Из чего же…» и узнаем, что любят девочки, а что мальчики.
Игра «Что нужно мальчикам, а что — девочкам?»
На столе лежат различные предметы. По сигналу девочки и мальчики должны выбрать предметы, которыми они пользуются чаще, чем дети противоположного пола, и разложить их на два стола, условно обозначенные моделями «мальчик», «девочка». (Дети рассказывают почему они выбрали эти предметы)
Воспитатель. Скажите, ребята, а чем отличаются дети от взрослых? (Дети играют, ходят в детский сад или школу, гуляют, занимаются на занятиях, а взрослые ходят на работу, зарабатывают деньги, ухаживают за детьми, мама готовит, папа ремонтирует в доме и т. п.) Да, дети
очень любят играть. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Найди пару» Детям раздаются цветные ленточки. Под музыку дети свободно двигаются по группе. По окончании музыки нужно мальчику и девочке встать в пару, ориентируясь на одинаковый цвет ленточек.
Воспитатель. Ребята проходите в нашу художественную студию. Я предлагаю вам сделать коллаж «Такие разные люди», вспомните, чем отличаются людидруг от друга и дорисуйте силуэт человека: глаза, волосы, одежду.
Ребята, вам, понравилось наше занятие… Мне тоже очень понравилось с вами заниматься и на память я хочу вам подарить этот коллаж, который будет висеть у вас в группе и напоминать о нашем занятии. (Детям вручаются небольшие сувениры: мальчикам – машины, девочкам – куклы)
Дидактическая игра «Мой шкафчик» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию настольную игру. Данная игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста для.
Как разговаривать с детьми о различиях и неравенстве
Уверена, что многие родители будут удивлены самой постановкой вопроса — почему вообще нужно разговаривать об этом с детьми? Ведь на сегодняшний день все хорошо, особого неравенства не наблюдается, лично не сталкиваемся. В конце концов, мы же не в Америке, где негров когда-то за людей не считали. Понятно, что детям нужны некоторые сведения на эту тему, но мы-то тут при чем?
Зачем разговаривать?
Безусловно, российские реалии отличаются от реалий других стран — некоторые проблемы, связанные с неравенством, выглядят у нас иначе. И все же разговаривать с детьми о несправедливости и неравенстве имеет смысл по трем основным причинам.
Основные группы риска таковы:
Есть еще более мелкие группы риска, в том числе временные, в которых человек не пребывает всю жизнь, но легко может туда попасть — например, молодые мамы. Этих групп очень много, нет нужды перечислять их все — вы легко найдете эту информацию сами. Достаточно того, что у вашего ребенка не так уж мало шансов оказаться в какой-либо группе в течение жизни, либо стать партнером человека из какой-либо группы. Хорошо бы иметь максимум информации на такой случай, правда?
Когда говорить?
Эксперты и психологи всего мира подтверждают: что ребенок способен чувствовать несправедливость уже в возрасте двух лет, а отличать, например, людей разной расы может даже младенец. А к 5–6 годам некоторые дети уже крепко усваивают предрассудки тех, кто о них заботится. Конечно, трудно рассказывать о чем-то сложном дошкольнику, но можно использовать простые примеры из жизни (Маше дали яблоко, а Лейсан — нет, это несправедливо; Миша и Джон очень разные, у Миши темные волосы, а у Джона светлые), чтобы укрепить идею. Потом на этой базе получится объяснить и другие штуки.
Не волнуйтесь, вы не заложите таким образом основу для расизма и для того, чтобы ваш ребёнок кого-то потом дискриминировал. Вы только лишь назовете то, что уже и так происходит. Дети в любом случае будут замечать различия, и в ваших силах лишь сделать эту тему допустимой и легальной, чтобы вовремя отлавливать странные стереотипы и нежелательные выводы, или чтобы защитить от дискриминации своего ребенка.
Фото: Pexels
Некоторые приемы для начала разговора
Малыши. В СССР во многих детских книжках и на плакатах была такая замечательная картинка — девочки и мальчики, одетые в национальные костюмы, держатся за руки. Можно начать с нее, или с любой книжки или мультфильма, где рассказывается о существовании людей разных культур (например, серия «Гора самоцветов»). Можно зайти и с другой стороны: герои многих детских сказок, мультфильмов и книг — очень непохожие на людей существа. Чем они отличаются от нас? Также можно показывать на людей другой расы или культуры в путешествиях, обращать внимание ребенка на людей с яркими внешними отличиями (в том числе с инвалидностью). Цель — чтобы ваш ребенок не воспринимал различия между людьми как нечто экзотическое или страшное, чтобы он привык к тому, что мы разные — и это нормальная часть жизни.
Обращайте внимание ребенка и на эпизоды, где кому-то чего-то не досталось, хотя он все делал правильно.
Будьте готовы к странным вопросам, вызванным любопытством к различиям и их причинам. Это нормальная часть развития, даже если пока вопросы звучат не очень аккуратно, например, «Мама, смотри, узкоглазый дядя (толстая тетя, ребенок с черной кожей, женщина без руки и т. д.)!». Постарайтесь отвечать на них так, чтобы не выставить различия чем-то плохим. Например, хороший прием — ответы типа: «Вижу, вот какие мы разные, да?», или «О, какой он красивый/ интересный!».
Дошкольники. Примерно в 3–4 года дети начинают использовать отличия как основу для принятия решений (с кем играть, с кем не играть, к кому идти, к кому — нет, кто нравится, кто — нет). Иногда это происходит потому, что у них уже есть какие-то стереотипы и мнения, подхваченные от взрослых (кстати, не обязательно лично от вас — бабушка или няня могут что-то сказать при ребенке, а он запомнит). Иногда это происходит из-за того, что детям в целом свой ственно бессознательно тянуться к тем, кто на них похож, больше им доверять и испытывать большую симпатию. И конечно же, первым делом они будут использовать что-то очень простое, чтобы отделить «наших» от «не наших».
Также в этом возрасте дети могут говорить другим детям довольно обидные вещи, основанные на внешности или других различиях, и важно вовремя замечать это и не оставлять просто так, поясняя, что именно, на ваш взгляд, не совсем верно понято ребенком и не должно быть повторено.
В этом возрасте можно более активно обращать внимание детей на то, что отличает вас лично, самих детей и вашу семью от других людей, и добавлять, что эти отличия не могут быть поводом для того, чтобы кто-то вас обижал.
Младшие школьники. Дети этого возраста получают гораздо больше информации от внешнего мира. Школа, телевизор, фильмы, обрывки разговоров про то, у кого есть власть или нет власти, кто лучше/хуже, кто чего заслуживает и не заслуживает, кто более ценен и менее ценен. Это именно то время, когда нужно учить их относиться ко всему критически. Проще всего делать это через уточняющие вопросы к их заявлениям, вроде таких:
— Эльза красивая? А почему она считается красивой?
— Интересно, почему женщины-воины в видеоиграх все время так одеты?
— Ты сказал, что…, а почему так?
В это время уже можно прямо сказать, что к людям разного пола, разного цвета кожи, разной религии, разного веса и вида в мире относятся по-разному. Часть этих людей сталкивается с несправедливостью в свой адрес. Вы можете привести примеры:
Хотя легче приводить примеры из прошлого, все же стоит объяснить, что сейчас тоже происходит много несправедливого. Спросите, приходилось ли детям самим сталкиваться с несправедливостью — когда с ними или с их друзьями обходились нечестно и обижали их, основываясь на какой- нибудь характеристике вроде внешнего вида, национальности или пола.
Подростки. С подростками уже можно начинать довольно сложные дискуссии, включающие понятия «дискриминация» и «права человека». Общая цель разговоров в этом возрасте — научить подростков видеть за каждым ярлыком живых людей, и не торопиться обобщать любую группу как «врагов», или «тупых и ленивых», или «жадных», или «истеричных» и тому подобное, а использовать свой мозг для вынесения собственного суждения. Старайтесь привязать разговоры к контексту, к тому, что происходит вокруг подростков (например, почти наверняка у каждого из них найдется друг или подруга, в чем-то непохожий на других). Старайтесь отвечать на их вопросы, а не просто читать им нудные лекции о том, что нельзя бить женщин, надо уважать людей другой расы и т. д.
Проверяйте информацию, которую они получают от друзей и из интернета. Вовсе не вся она будет правдивой и правильно понятой детьми. К тому же они легко могут по незнанию попасть на какой- нибудь сайт, где принято высказывать очень много ненависти к определенным группам людей — и либо расстроятся, либо бездумно присоединятся к ним.
Обязательно упомяните, что слухи, злые шутки и обобщения про разные группы людей — это база, которая сама по себе ничем не опасна, но на которой могут когда- нибудь начаться ссоры, вплоть до серьезных конфликтов с драками и вой нами (так уже бывало в истории, здесь тоже можно приводить примеры).
Фото: Andrew Neel/Unsplash
Что говорим?
Наш мир не очень-то честен и справедлив, и это ужасно грустно, потому что справедливость — то, в чем мы сильно нуждаемся и ждем этого от мира, от людей и от общества. Но пока что все сложно: есть бедные и богатые, есть здоровые и не очень, есть люди с разной внешностью, и мир не относится ко всем одинаково. Так что, когда с кем-то обходятся несправедливо из-за того, что он просто такой, какой есть, нормально на это злиться и обижаться.
Справедливость не означает, что все должны быть одинаковыми. Мы все разные: девочки и мальчики, белые и смуглые, круглые и длинные, и это прекрасно, поскольку делает мир разнообразным, нескучным, полным удивительных разных вещей и людей. Справедливость не означает, что мы все должны стать одинаковыми, или что всего у всех должно быть поровну. Она означает, что если кто-то отличается от других, он не должен иметь больше проблем, чем другие, только из-за своей непохожести и невозможности угнаться за всеми. Иметь проблемы можно из-за своих плохих поступков, но не из-за различий, которые невозможно убрать.
Все сталкиваются с несправедливостью, хотя лично нам может казаться, что наша ситуация гораздо обиднее, чем у других. Это нормально: мы все думаем в первую очередь о себе. Но и другие люди тоже страдают от несправедливости и неравенства. Мы не одни, и нас многие могут понять. В этом наше сходство: благодаря общему опыту неравенства мы можем понимать других людей и верить им, даже если мы совсем не похожи на них, а они на нас.
Если много людей будут стараться соблюдать эти правила как можно чаще, мир станет более добрым местом.
Некоторые виды несправедливости можно использовать для того, чтобы развиваться. Это помогает не чувствовать себя такими уж бессильными и обиженными, даже если конкретно сейчас ничего нельзя исправить. Например, многие дети из бедных семей, у которых было очень мало игрушек, выросли и получили образование, смогли найти хорошую работу и обеспечить игрушками не только своих детей, но и детей других людей. Многие дети, которых травили и обижали в школе, выросли и стали помогать другим справиться с психологическими проблемами. Многие девочки, столкнувшиеся с несправедливостью, выросли и стали бороться за права других женщин. Это не значит, что несправедливость сама по себе хороша, но иногда мы можем использовать свои негативные чувства, чтобы сделать что-то и улучшить ситуацию как для себя, так и для других. В общем-то, так и появилось большинство улучшений в мире — просто кому-то было сначала настолько плохо, что он решил не терпеть, а действовать. И все поменялось.
Детские мифы о разных группах людей
Ниже я привожу самые распространенные мифы и установки, связанные с несправедливостью и неравенством, которые вы можете услышать от детей и поправить их, объясняя правду (она приведена в скобках):
Думаю, для этой темы хватит. Конечно, все разговоры о неравенстве, несправедливости и различиях не уместишь в одну главу, но этого минимума уже будет достаточно, чтобы ваши дети намного лучше адаптировались в нашем постоянно меняющемся мире. И если вы, родители, приложили к этому немного сил — вы молодцы!