Как объяснить учителю что у ребенка сдвг

Памятка для педагогов «Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой?»

Рекомендации при работе с гиперактивными детьми:

1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше,

чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься

определённой деятельностью в течение 20 минут,

а гиперактивный ребёнок утомляется через 10 минут, то лучше

включить его в другой вид деятельности (попросить полить цветы,

собрать карандаши и т. д.). Если после этого он почувствует силы

продолжить прерванную работу, то это вполне возможно.

2. Во время занятий ограничить до минимума отвлекающие факторы.

3. Быть экспрессивным,театральным воспитателем: необычность в

поведении педагога может помочь ребёнку сконцентрировать внимание.

4. Не требовать от ребёнка аккуратности при выполнении заданий в

начале коррекционного пути. Таким образом способствовать

формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от

выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.

5. Ребёнка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени

можно положить руку на плечо ребёнка, так как любые тактильные

ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать

6. Гиперактивным детям сложно быстро переключиться по требованию

взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему,

выработав, например, конкретные правила поведения и работы. Эти

правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере

необходимости предъявляются дошкольнику. С ребёнком заранее

обговаривается их содержание и область применения. Однако следует

объяснить ребёнку: если он нарушит правило – не всё потеряно. Для

более эффективной работы можно заранее обсудить с ребёнком, что он

сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.

7. Инструкции, которые воспитатель даёт ребёнку, должны быть очень

краткими и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, чётко дать

задание, установить правила и последствия их выполнения и

8. Гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять. Например,

достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды (лучше не материальные, право идти на прогулку в

первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, крандаши и т. д.

9. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка. Прежде

чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько

секунд (например, сосчитайте до десяти).

10. Старайтесь быть рядом с ребёнком, когда он выполняет какое- либо

«Как играть с гиперактивным ребёнком»

В качестве индивидуальной работы можно предложить игры:

«Клубочек» (Цель: обучение приёму саморегуляции, когда ребёнок

расшалился предложить смотать яркую цветную пряжу в клубочек»; игры

«Маленькая птичка» (Цель: развивать мышечный контроль) (ребёнку

в ладошки дают маленькую пушистую птичку или другого зверька.

«Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, беззащитная. Она так

боится коршуна. Успокой птичку. Ребёнок берёт в ладоши птичку, гладит

её, говорит ей добрые слова, успокаивая её и успокаиваясь сам. В

дальнейшем можно птичку уже ребёнку не класть в ладоши, а просто

напомнить ему «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой её

снова». Тогда ребёнок сам садится на стульчик, складывает ладошки и

«Разговор с руками» (Цель:научить детей контролировать своё

поведение) (обвести ладошку и оживить её, на каждом пальчике

нарисовать глазки, ротик, носик, раскрасить цветными карандашами

пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. «Кто вы, как вас

зовут?», «Что вы любите делать? Чего не любите? И т. д. Закончить игру

можно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки

пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только

хорошие дела: мастерить, здороваться, не обижать других и т. д.

А коллективные игры с участием гиперактивных детей могут

— все пальчиковые игры;

«Что нового» (Цель: развитие умения концентрировать

внимание) (взрослый рисует любую геометрическую фигуру. Дети по

очереди выходят к доске и дорисовывают какие- либо детали. Остальные

закрывают глаза. Затем открывают и говорят, что изменилось.)

«Игра с колокольчиком» (Цель – развивать слуховое восприятие)Водящего ставят в круг и завязывают глаза. Остальные передают по кругу

колокольчик. Задача водящего поймать ребёнка с колокольчиком.

«Послушай тишину» (Цель – развивать внимание и умение владеть

(по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, шуметь,

кричать, топать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на

стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем дети

рассказывают, какие звуки они услышали.

«Говори». (Цель- развитие умения контролировать импульсивные

Я буду задавать вам вопросы. Но отвечать на них можно тогда, когда я

дам команду: «Говори!»Потренируемся: «Какое сейчас время года?

Какого цвета у нас в зале потолок? Говори!

Какой сегодня день недели? Говори!

«Черепаха» (Цель: научиться контролировать своё поведение) (тренер

встаёт у стены, остальные, напротив, вдоль противоположной стены. По

сигналу все начинают движение. «Представьте, что все мы черепахи. Я –

беда – пирог ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне,

нигде не останавливаясь. Но идти как можно медленнее, чтобы пирог

успел испечься. Через 2-3 минуты тренер говорит «Стоп», дети

замирают. Побеждает тот, кто находится дальше всех от черепахи –

«Броуновское движение» (Цель: развитие распределения внимания) Все

дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга

теннисные мячи.Правила игры: мячи не должны останавливаться и

выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если

участники справляются, ведущий добавляет мячи. Смысл игры –

установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

— «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не

треугольный, то это не мой колпак». (Цель- научить концентрировать

внимание, управлять движениями и контролировать своё поведение)

«Маленькая птичка» («Маленький зверёк») (игра со взрослыми) (Цель:

– осуществление мышечного контроля) Закройте глаза. Положите,

пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте себе,

что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть

котёнок, щенок, птичка. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без

движения, чтобы его не разбудить. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, лёгким движением пальцев.

Мысленно успокойте зверька, скажите ему что- нибудь ласковое,

улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более

ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним.

Консультация «Гиперактивный ребенок» Гиперактивность – это расстройство неврологическоко – поведенческого характера, характеризующегося черезмерной активностью, возбудимостью.

Консультация «Гиперактивный ребенок, какой он?» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК КАКОЙ ОН? ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ Коноплева Т. В. г. РЕВДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. «СДВГ, что расшифровывается как.

«Гиперактивный ребенок». Консультация для родителей Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?» В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Гиперактивность.

Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Очень важно отличить гиперактивных.

Консультация для воспитателей «Гиперактивный ребенок, как быть?» Гиперактивный ребенок — диагноз 21 века, который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели, как правило, не в силах справиться с такими.

Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Смотреть фото Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Смотреть картинку Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Картинка про Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Фото Как объяснить учителю что у ребенка сдвгПамятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?» Играем с гиперактивными детьми Поиграйте со своим ребенком. Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и.

Психолого-педагогический тренинг «Гиперактивный ребенок в детском саду» Ход мероприятия психолога для воспитателей ДОУ Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, мне хотелось бы обратить ваше внимание.

Источник

В классе ребёнок с СДВГ: что делать учителю

Ирина Лукьянова

Если ребёнок в классе часто отвлекается и отвлекает других, не может сосредоточиться на занятии, постоянно крутит что-то в руках и ему тяжело сидеть на месте, это не обязательно происходит потому, что он намеренно хочет вести себя плохо. Иногда у таких детей есть серьезная медицинская проблема: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). О том, это за расстройство, и как педагогу вести себя с такими детьми, рассказывает автор курса Яндекс.Учебника «СДВГ у детей: рекомендации учителю» и мать ребёнка с СДВГ Ирина Лукьянова.

Как распознать СДВГ:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детстве. При таком синдроме человек слишком активен и импульсивен, ему сложно концентрироваться и удерживать внимание.

Выделяют три основные группы симптомов СДВГ:

Эти симптомы могут быть выражены по-разному: или один сильнее других или все три в равной степени. Проявляются в любой обстановке, не соответствуют возрасту и создают трудности для самого ребенка и окружающих.

СДВГ часто сочетается с расстройством аутистического спектра, расстройствами учебных навыков: дислексией, дисграфией или дискалькулией; диспраксией (моторной неловкостью), тиками и синдромом Туретта.

Конечно, эти симптомы не означают стопроцентного наличия у вашего ученика СДВГ, это могут быть проявления и других расстройств. Поэтому диагноз может поставить только квалифицированный врач.

Большинство учёных сегодня сходится на том, что в основном за возникновение синдрома отвечает генетика, но свой вклад вносят и неврологические нарушения. Это могут быть осложнения в период беременности и родов, сложности послеродового периода, внешние факторы (например, курение матери во время вынашивания ребенка, черепно-мозговые травмы и воздействие некоторых химических веществ). У большинства людей симптомы после подросткового возраста сглаживаются или уходят совсем. Сохраняется синдром примерно у 40 процентов людей. Им приходится учиться с ним жить.

Для детей с СДВГ учеба в школе – это вызов. От них требуют усидчивости, концентрации, примерного поведения и следования правилам, а эти качества у них в дефиците. Из-за СДВГ им сложно справляться со школьной программой, устанавливать отношения с одноклассниками и учителям, ведь своими эмоциями они тоже не слишком умело управляют. Все это, да еще и сопутствующие расстройства вроде тика часто становятся поводом для школьной травли. Педагогу важно учитывать эти трудности в работе с учеником, создавать для него комфортную среду, в которой ребенок бы мог показать свои способности по максимуму.

Как создать комфортную среду для ученика с СДВГ, его одноклассников и учителя:

1. Установите дисциплину в классе

Правила поведения и пребывания в классе должны быть общими для всех учеников и максимально четкими. Это защитит ребёнка с СДВГ от претензий со стороны одноклассников, что он находится в особых условиях, и поможет ему привыкнуть к распорядку. Желательно разместить устав класса на видном месте, потому что гиперактивным детям тяжело удержать в голове много информации. Все ученики должны осознавать, какие последствия наступят за несоблюдение правил.

2. Поймите, какой уровень нагрузки ребёнок может вынести

Это нужно сделать в первые недели вашей совместной работы. Например, отследить, сколько минут подряд такой ученик может читать текст или решать задачи до того, как переключит внимание, и сколько информации он усваивает. Не нужно давать больше, пытаясь таким образом повысить его работоспособность – это не сработает, а ребенок может просто испугаться объёма задания, и не сделать ничего.

3. Выясните, как привлечь его внимание

В первое время когда ученик отвлекается, попробуйте вернуть его внимание (например, договоритесь с ним о секретном сигнале: подойдите и покажите ему какой-то знак, постучите по столу, щелкните пальцами вместо громкого замечания вслух – это может значить «ты отвлекся, вернись к работе»). Иногда стоит сажать такого ученика за первую парту, где его ничего не отвлекает, давать ему листок с индивидуальным заданием. Когда у вас появятся наработанные варианты, вам будет легче выстраивать работу дальше.

4. Выясните, какие ситуации провоцируют ребенка на проявление сильных эмоций

5. Помогайте разрешать возникающие конфликты

Ребёнок с СДВГ не всегда может понять, почему поступает именно так, и часто не осознаёт, почему это плохо. Ученик кого-то обидел? Объясните ему, почему человек расстроился, в чём была проблема, как можно было избежать такой ситуации. Если это случилось во время урока и отвлекло весь класс, лучше сразу разобраться в произошедшем. В любом случае нужно дать школьнику понять, что в его поведении вызывает проблемы и как с ними можно справиться.

Как сделать учёбу ребёнка с СДВГ эффективной:

Хвалите его даже за небольшие достижения

Гиперактивные дети часто привыкают к тому, что им всё даётся труднее, чем другим. Они ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях ещё сильнее. Вам под силу сделать так, чтобы ученик в себя поверил, главное – замечать, когда он действительно с чем-то справился и подчеркивать его достижения. Большие задания, вызывающие у ребёнка страх, делите на части, и хвалите за каждое выполненное упражнение. Давайте ему задания, с которыми он может справиться, заменяйте сложные для него задачи на более простые, сокращайте объём текста для пересказа.

Обращайте внимание на моменты, когда он высказывает ценные мысли, чтобы и ему, и всему классу было понятно, что он может внести важный вклад в общее обсуждение. Игнорируйте мелкие нарушения и пустяковые реплики с его стороны, если они не слишком мешают общей работе, не делайте ему замечаний каждый раз.

Поддерживайте его работоспособность

У детей с СДВГ работоспособность колеблется: гиперактивное поведение сменяется усталостью, они могут на уроке лечь в изнеможении на стол, даже заснуть. Чтобы поддерживать внимание учеников, чередуйте виды деятельности. Показывайте видео, читайте тексты, решайте задачи, проводите физкультминутки, добавляйте работу в группах.

Помогайте организовывать рабочий процесс

Если ребёнку тяжело отвечать устно или письменно, можно договориться с ним о приемлемой форме сдачи работ. Например, вместо письменного задания, он может ответить устно, а вместо пересказа может сдать сочинение (или наоборот). Некоторым легче печатать на компьютере, чем писать от руки.

Как учителю поддерживать своё эмоциональное состояние:

Работа с детьми с СДВГ для учителя – это профессиональный вызов. Она требует усилий, специальных знаний и терпения. Не пытайтесь справиться с этим в одиночку – так вы сэкономите силы и здоровье. Педагогу могут помогать сотрудники администрации школы, более опытные учителя, школьный психолог, родители ребёнка.

С администрацией можно заранее обсудить возможные решения конфликтов с участием ученика с СДВГ: например, что делать, если школьник оскорбляет педагога, провоцирует словесный конфликт или драку в классе. Если ребенок вышел из себя и не может успокоиться, можно позвать психолога или дежурного администратора, чтобы он отвел ученика в тихое место и дал ему прийти в себя. Таким местом может быть и кабинет врача, и библиотека. Если школьник плохо себя чувствует, если у него истерика – возможно, стоит отправить его к медсестре или пригласить ее в класс. Вы и сами можете обратиться за психологической помощью, если чувствуете, что не справляетесь. Иногда даже простой разговор со школьным психологом, завучем и классным руководителем приносит облегчение: вы не один на один с этим классом и учеником, у вас есть поддержка.

В особо сложных ситуациях попытайтесь найти приемлемый способ выразить эмоции: позвольте себе ненадолго выйти из класса, оставив открытой дверь, чтобы присматривать за происходящим, и немного подышать. Или же спокойно проговорите свои эмоции и дайте понять ученику, что он что-то сделал не так. Главное – не переходите на личности и не оскорбляйте ребенка, избегайте оценочных суждений: «ты плохой», «ты поступил неприемлемо». Здесь очень помогают «я-сообщения»: «мне неприятно, когда со мной так говорят», «мне больно от происходящего», «я возмущена», «мне тяжело, когда в классе происходит то-то».

Родители ученика – тоже ценные советчики, которые знают своё чадо лучше всех. Важно построить с ними хорошие отношения, не ругать и не оценивать их воспитательные способности. Этим вы только заставите их занять защитную позицию. Лучше всего договориться действовать с ними вместе и разделить зоны ответственности: чем вы можете помочь ученику в классе, а они – дома.

Если педагог научится работать с гиперактивными детьми, это будет огромный шаг в его профессиональном развитии. После такого опыта с менее сложными учениками работать гораздо легче. Главное – не стараться нести весь груз ответственности самостоятельно, это не добавит вам здоровья, а только отнимет силы.

В рамках программы развития педагогов «Я Учитель» Яндекс запустил бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова. Она подробно рассказывает об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка и как поддерживать дисциплину. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации.

Источник

Как объяснить учителю что у ребенка сдвг

Кто как не педагог понимает, что работать с детками, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень сложно.

Нужны занятия с логопедом?

Кто как не педагог понимает, что работать с детками, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень сложно, ведь они постоянно отвлекаются, не способны усидеть на месте и могут быть достаточно упрямыми и агрессивными. Существуют рекомендации учителю при работе с ребенком с СДВГ, которые помогут облегчить нахождение тех ниточек, с помощью которого можно будет повлиять на ученика.

Что нужно знать о СДВГ

Для начала, нужно понять природу заболевания. Расстройство не является следствием плохого воспитания, дурного характера и т.д, а носит биологическую основу, которая усугубляется социальными факторами. Малыш мог перенести травму головного мозга в утробе или быть жертвой влияния алкогольных или наркотических средств во время беременности матери.

Не воспринимайте плохое поведение детей как лично их вину. Однако необходимо уметь контролировать направлять в нужное русло подобных учеников, ведь они могут:

Будьте к деткам с СДВГ более терпеливыми и внимательными. Также пообщайтесь со школьным психологом, который может дать больше рекомендаций касательно поведения с ребенком с СДВГ.

Как себя вести с учениками с синдромом: общие рекомендации

Чтобы работать с ребенком с СДВГ в школе было проще, существуют такие советы учителям как:

И, конечно, учитывая то, какие гиперактивные детки ранимые и эмоциональные, нужно строить все занятия на положительных эмоциях.

Именно ваша уверенность, спокойствие и четкая подача материала поможет добиться более стабильного эмоционального состояния детей на уроках.

Как бороться с непослушанием и невнимательностью

Постепенно искоренить негативные формы поведения и справиться с резкими перепадами настроения помогут следующие рекомендации учителям в работе с детьми с СДВГ:

Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Смотреть фото Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Смотреть картинку Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Картинка про Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Фото Как объяснить учителю что у ребенка сдвг

Отзывы учителей, преподающих у деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Как проходят уроки с детками с расстройством

Почему не стоит боятьсяВ чем могут быть сложностиГость

Веду уроки у третьеклашек. В классе есть ученик с дефицитом внимания без гиперактивности. Замечательный мальчик, очень толковый. Но его нужно все время вести, направлять. Иначе будет сбиваться. А так, материал усваивает нормально.

Очень тяжело контролировать такого ребенка во время занятий. Сам ничего не делает, так еще и других отвлекает.

Гость

Работаю с малышкой на пару с психологом. С первого класса у нее преподаю. Сейчас она в четвертом. Знаю, что родители в нее много вкладывают, и это заметно. Сейчас поведение девочки намного лучше.

Такие дети очень быстро устают от выполнения заданий. Приходится все время им повторять условия задач, одергивать и заставлять делать хоть что-нибудь.

Гость

Если стать для ученика другом и наставником, то проблем не будет. Не создавайте сами себе проблемы, просто давайте им тепло и заботу. Дети это чувствуют. Иначе ничего не получится.

Вывод

Работать с детками, у которых есть расстройство – сложная задача и требует особых навыков. Но, если придерживаться рекомендаций и разумно подходить к процессу обучения, то можно заметить, как уже через год ученик станет более послушным, понимающим.

Источник

Гиперактивные дети на уроке: что делать учителю?

Светлана Лаврентьева

28 февраля 2018 • 12:36

Аббревиатура СДВГ сейчас звучит все чаще. Она как ярлык вешается на каждого ребенка, который в школе ведет себя не так, как ожидают от него учителя. Насколько это оправдано? Почему гиперактивные дети – это вечная головная боль учителя? Как помочь таким детям? Об этом рассказывает преподаватель Шестой всероссийской выездной школы педагогов и директоров Ирина Лукьянова.

Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Смотреть фото Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Смотреть картинку Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Картинка про Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Фото Как объяснить учителю что у ребенка сдвгИрина Лукьянова, учитель литературы школы «Интеллектуал» (г. Москва)

Учителя редко понимают, почему гиперактивные дети не могут работать как все. Почему они все время вертятся, сидят с отсутствующим видом или мешают учителю вести урок. Вроде и не глупые совсем, про таких обычно говорят: «Может, если захочет». При этом практика показывает, что с такими детьми не работают привычные для учителей способы справляться с проблемами поведения: выговоры, напоминания о правилах поведения. Таких детей бесполезно стыдить или договариваться с ними о том, что они будут хорошо себя вести. Они согласятся, но на следующем уроке все будет, как всегда. Почему? Потому что поведение таких детей регулируется не разумом, не силой воли, а соображениями момента.

Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Смотреть фото Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Смотреть картинку Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Картинка про Как объяснить учителю что у ребенка сдвг. Фото Как объяснить учителю что у ребенка сдвг

Главная проблема гиперактивных детей

Главное проблема таких детей – в том, что у них снижена способность управлять собой, своими действиями, своим вниманием, организовывать свое время и свою деятельность. Отсюда их проблемы с вниманием, с поведением, с восприятием учебного материала. На уроке им, больше, чем остальным детям, нужна помощь учителя, но не в том, чтобы делать им замечания, а в том, чтобы для них создавать ясную предсказуемую среду, давать алгоритмы поведения, выполнения заданий, решения задач, предоставлять им непосредственную быструю обратную связь, четко давать понять, что от них ожидается, что будет, если они оправдают ожидания или не оправдают их.

Как раз на Шестой выездной школе педагогов и директоров я буду подробно говорить о том, как учитель может помочь таким детям и спасти свои уроки от хаоса, который создают гиперактивные дети.

Раньше и сейчас

Существует миф, что вот раньше таких гиперактивных детей не было, а сейчас их стало много, и вина лежит на экологии, родителях, социальных проблемах общества. Это именно миф, потому что никаких подтверждений этого тезиса не существует.

Часто говорят о том, что в какой-то степени на проблему гиперактивности у детей влияет убыстрившийся темп нашей жизни. Нас окружает огромное количество информации, которую нам надо принять и осмыслить за довольно ограниченное время. Следствием этого стало пресловутое клиповое сознание. Но это тоже не имеет прямого отношения к дефициту внимания и гиперактивности.

Дети с СДВГ были и 40, и 50 лет назад. Тогда это так не называлось, тогда таких детей считали хулиганами, шутами, их родителей вызывали на педсоветы, на них рисовали карикатуры в школьных настенных газетах и песочили их на пионерских сборах. И, как правило, это не давало никаких результатов, потому что такие дети ничуть не хуже остальных знали правила поведения, но не могли им следовать, поскольку действовали, подчиняясь импульсивному решению.

Утверждение, что таких детей стало больше, не подкреплено никакими статистическими данными: их просто не существует. У нас нет достоверной статистики по распространенности СДВГ в нашей стране, а раньше и аббревиатуры такой не знали, не с чем сравнивать. В целом в мире данные не меняются: считается, что таких детей 5-7% от общего числа.

Кроме того, гиперактивность и невнимательность могут быть не только симптомами СДВГ, но и следствием других проблем со здоровьем, а иногда и реакцией на какую-то жизненную ситуацию (например, травлю в школе или развод родителей – тогда ребенку не до уроков).

Наконец, очень часто гиперактивностью называют то, что вообще никакого отношения к ней не имеет – несформированность у совершенно здорового ребенка представлений о правилах, нормах, границах поведения и склонность эти границы проверять опытным путем. Аббревиатура СДВГ звучит значительно чаще, чем реально встречается. Если ребенок сидит на уроке математики, не работает, но колет циркулем спины одноклассников, это совершенно не значит, что он гиперактивный. Ему может быть скучно, он может хотеть отомстить этому соседу за что-то, у него могут быть какие-то проблемы с психикой – не надо все списывать на гиперактивность. И не надо, с другой стороны, считать гиперактивность проявлением невоспитанности и зловредности. Надо учиться разбираться, с чем мы имеем дело.

Ни для кого не секрет распространенная боязнь родителей показать своего ребенка неврологу или психиатру. Часто от родителей можно услышать: «Мой ребенок совершенно нормальный, а в том, что у него проблемы в школе, виновата сама школа: учителя не нашли подхода, не заинтересовали».

Так что каждому учителю сейчас нужно уметь распознавать причины проблемного поведения детей, чтобы вырабатывать грамотную и эффективную стратегию их обучения.

Действовать вместе

Немаловажную роль в деле помощи гиперактивным детям играет взаимодействие учителя с родителями.

Самое главное в разговоре с родителями – описать ясно и безоценочно, какие проблемы испытывает ребенок на уроке, при этом не вешая на ребенка ярлыки и не давая уничижительных характеристик.

Сколько минут он сохраняет внимание, что он делает потом, как он усваивает учебный материал, как и сколько времени выполняет домашнее задание? Как и на каком этапе ему могут помочь учитель в классе или после уроков и родители дома?

Родители могут многим помочь: например, научить ребенка распределять время на выполнение домашних заданий, организовать и структурировать вместе с ребенком этот процесс. Обычно школьников этому никто не учит, и, если обычные дети так или иначе справляются с этим сами, то дети с СДВГ, скорее всего, самостоятельно этому не научатся, а как раз для них это умение – одно из самых необходимых. И именно дети с СДВГ больше остальных нуждаются в согласованной помощи учителей и родителей.
***
На Шестой выездной школе педагогов и директоров Ирина Лукьянова объяснит, почему гиперактивные дети не могут сидеть спокойно, не в состоянии сосредоточиться и выполнить даже простые задания. Она предложит участникам Школы поставить себя на их место и выяснить, что мешает, а что, наоборот, помогает работать продуктивно. Расскажет, чем может помочь школа, учитель и родитель, как поделить ответственность и наладить диалог между ними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *