Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Молитвы и жертвоприношения в Древней Греции

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Практическое понимание благочестия у греков было связано с вознесением молитв и осуществлением жертвоприношений. Греки молились, стоя перед статуей или святилищем, подняв руки, обращенные ладонями к божеству. Слова молитвы произносились вслух даже когда человек был один. Чтобы заручиться расположением бога, молящийся перечислял благодеяния, которые он уже совершил или начал делать. Он также мог напомнить о своих благих поступках по отношению к божеству и по просить за них воздаяние. Иногда молитвы дополнялись обещаниями и обетами, например когда испрошенное исполнится.

У греков были широко распространены представления о необходимости соблюдения ритуальной чистоты при обращении к богу. Человек, совершивший убийство, прикасавшийся к трупу или роженице, перед посещением храма должен был пройти очищение. С этой целью у входа в святилище устраивали источник или помещали бассейн с водой. Согласно убеждению греков олимпийские боги питались дымом жертвоприношений и потому требовали от людей почитания. Жертвуя богам вино, съестные припасы, животных или вещи, верующие надеялись вступить с ними в связь, поблагодарить за оказанную помощь или обрести покровительство и защиту на будущее. Формы и характер приношений зависели от того, кому предназначалась жертва. При почитании божеств плодородия и покровителей земледелия обычно практиковали бескровные приношения, например первинки урожая, зерно, медовые соты, свежесрезанная овечья шерсть — все это складывали на жертвенник и поливали оливковым маслом. Для умилостивления духов умерших устраивали возлияния вином, молоком и медом на могилы. При воскурениях сжигали благовония, лавр, бальзам и ладан. Для жертв олимпийским богам обычно использовали животных белой масти, подземным богам — черной. Посейдону приносили в жертву быка или коня, Аполлону — козла, Гекате — собаку, Асклепию — петуха и т. д. Жертвоприношение являлось сложной процедурой и проводилось по определенным правилам. Все участники ритуала облачались в новую одежду; алтарь, людей и жертву украшали венками из цветов. Алтарь очищали, затем обрызгивали водой и осыпали ячменной мукой, после чего окропляли жертвенной кровью. Тушу животного разделывали, кости и требуху обкладывали кусками жира и сжигали.

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Остальное мясо распределяли между жрецом и остальными участниками ритуала. Существовали общественные жертвоприношения, совершавшиеся должностными лицами во дворах храмов при большом скоплении народа, а также частные, проводившиеся гражданами на домашнем алтаре во внутреннем дворе дома. Торжественным жертвоприношением считалась гекатомба, когда одновременно закладывалось 100 и более быков. Обычно таких жертв удостаивались лишь Зевс, Г ера и Аполлон. В Афинах гекатомба совершалась один раз в четыре года во время празднования Больших Панафиней. По приносимой жертве месяц, на который выпал праздник, получил название гекатомбеон (15 июля — 15 августа).

Источник

Греки жертвуют людей

Древние греки приносили человеческие жертвы богам по меньшей мере до 4-го в. до н.э. Правда, делали они это редко. К примеру, так Ахиллес почтил Патрокла.

Жертвоприношения у древних греков было суровой жизненной необходимостью. Они не очень-то любили своих порочных богов, а боги не любили их. Жертвы приносили всем полисом, родом, семьёй или лично. Самое простое — бросить кусок мяса или шкуры животного в огонь. Грек Гесиод, автор наставления о ведении домашнего хозяйства, рекомендовал не пренебрегать этим и совершать жертвоприношения регулярно: «Жертвы бессмертным богам приноси сообразно достатку, / Свято и чисто, сжигай перед ними блестящие бёдра, / Кроме того, возлиянья богам совершай и куренья, / Спать ли идёшь, появленье ль священного света встречаешь». Некоторые так и поступали — жертвовали что-то ежедневно; другие — по праздникам или когда о чём-то просили.

Историк Фюстель де Куланж так пишет о Древней Греции: «Человек пребывал в постоянном страхе, опасаясь вызвать их (богов — прим. ред.) недовольство. Всю жизнь он был занят тем, чтобы умиротворить их». Размер жертвы соответствовал масштабу проблемы, требовавшей божественного вмешательства. В основном это были продукты питания — мясо, мёд, хлеб, молоко, вино. Но ещё со времён крито-микенской культуры и по меньшей мере до 4-го в. до н. э. эллины жертвовали и людей. Не для того, чтобы с умершим в мир иной отправились слуги, как это делали, к примеру, египтяне. Согласно верованиям греков, Аид населяли тени без плоти, не нуждавшиеся в прислуге. Скорее, по мнению исследователей этого аспекта истории, эти жертвы имели символическое значение.

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

О человеческих жертвоприношениях у греков мы знаем в основном из их мифологии и поэзии. Взять того же Гомера и кровавую сцену похорон Патрокла, побратима Ахиллеса, убитого троянским героем Гектором (согласно тексту «Илиады»). Ахиллес принёс в жертву погибшему овец, быков, двух собак и 12 пленных троянцев: «Двенадцать отважных сынов благородных троянцев острою медью зарезал, свершил нехорошее дело. Силе железной огня пастись на костре предоставил, и зарыдал, и товарища принялся звать дорогого». Ахиллес поступил так не для того, чтобы умаслить богов, но чтобы успокоить дух Патрокла, «за убийство отомщая».

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Жертвы приносились и перед лицом опасности. Так, осаждённые войском критского царя афиняне однажды принесли жертву, чтобы выстоять в осаде — убили четырёх дочерей спартанца Гиакинта. Боги, недовольные, что афиняне пожертвовали им не кого-то из своего числа, а жителя другого полиса, наказали их. Через оракула жители Афин получили страшное повеление — отправлять семь юных дев и семь юношей на Крит на корм Минотавру.

Прими ж от войск союзных этот дар
И от вождя дружин, Агамемнона:
Кровь чистую из девственной её
И мраморной мы выпускаем шеи.
Утешься ей и даруй путь судам,
Дай Трою нам высокую разрушить!

На счастье Ифигении, Артемида в итоге удовлетворилась менее ужасающей жертвой — ланью, а дочь Агамемнона сделала своей жрицей.

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Жертвоприношение Ифигении, худ. Я. Стен. Источник: wikipedia.org

Артемиде приносили жертвы и в Спарте. По сообщению Плутарха: «Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесёт побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли «диамастигосис», и происходило оно каждый год».

Бывало, что боги заставляли греков приносить им жертву в качестве наказания. Павсаний (2-й в. н. э.) зафиксировал в своём «Описании Эллады», что в Потнии греки как-то раз «под влиянием опьянения пришли в такое неиствовство, что убили жреца Диониса; убившие тотчас же были поражены моровой язвой, и вместе с тем из Дельф к ним пришло веление бога приносить Дионису ежегодно цветущего мальчика; немного лет спустя, по их словам, вместо мальчика бог разрешил приносить им как жертву козу». Так бог покарал их за убийство своего жреца.

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Греки у алтаря. Источник: wikipedia.org

После периода Троянской войны греческий культ постепенно смягчался — боги всё реже требовали человеческой крови. Но лишь в 5-м в. до н. э. греки повсеместно стали считать человеческие жертвоприношения делом варварским и через какое-то время полностью от них отказались. Со временем Дионису и другим богам всюду стали жертвовать вместо людей быков и козлов.

Источник

Как принести жертву богам

Ритуальные крики, ячменная крупа, позолоченные рога и другие важные детали одной церемонии жертвоприношения

Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, со­вершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жерт­венной крови для скрепления клятвы.

Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — закла­ние домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доста­вался дым, участникам церемонии — мясо.

У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертво­приношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам при­носить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и про­цедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с не­давнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysia и реконструировать особенности обряда.

1. Выберите жертву

Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое жи­вот­ное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покро­ви­тельницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кро­вью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а боги­ням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтони­че­ским богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными кален­даря­ми и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца ан­фесте­риона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно при­но­сить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зуба­ми, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — бе­ре­менную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жерт­ву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.

Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприноше­ний в Гре­ции не засвидетельствовано.

2. Найдите профессионального музыканта

Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны назы­ваются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение проис­ходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исме­ния, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпе­ливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неуме­ло заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.

Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделив­шись с ним жертвенным мясом.

3. Помойтесь и нарядитесь

Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные бе­лые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы под­черкнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», что­бы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.

Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей празд­ничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.

4. Организуйте шествие

Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для испол­нения риту­ального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев живот­ного, то ли чтобы отметить важность происходящего.

5. Не забывайте о деталях

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношенияСфагейон — сосуд для сбора крови. Каносса, конец IV — начало III века до н. э.
Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / Wikimedia Commons

Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все рав­но ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мяс­ника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать луч­шие куски самым почетным гостям.

Важный совет: Внимательно следите за знамениями. Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними орга­нами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам цере­мония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здо­ровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными зна­мениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и дру­гих внутренних жидкостей.

Источник

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Смотреть картинку Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Картинка про Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения. Фото Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

Неплохо, однако вам есть к чему стремиться. Ваших базовых знаний древнегреческой мифологии вполне хватает, чтобы ответить на стандартные вопросы подобных тестов. Однако когда речь заходит, например, о родственных связях богов, их участии в «земных» конфликтах, или отношении к простым смертным вы можете немного растеряться. Это не страшно, но ваш потенциал позволяет вам выйти в изучении данной темы на более серьезный уровень.

Такой же результат у 50% участников теста.

Где жили греческие боги?

Ваш ответ: «Олимп«. Это правильный ответ.

Что было написано на яблоке, из-за которого поссорились три богини — Гера, Афродита и Афина?

Ваш ответ: «Прекраснейшей«. Это правильный ответ.

Кто из греческих богов изображен на картине?

Ваш ответ: «Европа«. Это правильный ответ.

Какая богиня изображена на этой древнегреческой монете?

Ваш ответ: «Афина«. Это правильный ответ.

Какое существо изображено на картинке?

Ваш ответ: «Химера«. Это правильный ответ.

Кто одолел Минотавра?

Ваш ответ: «Персей«. Правильный ответ: «Тесей».

Какой внутренний орган клюет орел, посланный Зевсом?

Ваш ответ: «Печень«. Это правильный ответ.

К какой богине обращается поэт в начале «Илиады» Гомера: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»?

Ваш ответ: «Эриде, богине раздора«. Правильный ответ: «К Музе, богине поэзии».

Какая из древнегреческих муз «специализировалась» на трагедии?

Ваш ответ: «Мельпомена«. Это правильный ответ.

В храм какого бога греки приходили спать?

Ваш ответ: «Асклепия«. Это правильный ответ.

Какая река подземного царства была гарантией верности клятв богов?

Ваш ответ: «Стикс«. Это правильный ответ.

Как олимпийские боги узнавали, что люди совершают жертвоприношения?

Ваш ответ: «По крикам жертвенного животного«. Правильный ответ: «По дыму, поднимающемуся от сжигаемого мяса жертвы».

Источник

Как олимпийские боги узнавали что люди совершают жертвоприношения

ГЛАВА 11. Жертвоприношения

метеем и сообщен людям. Поднимающееся вверх пламя было символом стремления к небу; самый огонь обоготворялся под именем Гестии и непрерывно поддерживался в некоторых храмах. Однако не всякий огонь считался одинаково чистым и пригодным для сожжения жертв. Были случаи, при которых он считался оскверненным и не мог быть употребляем при священных обрядах. Так, например, смертный случай в доме осквернял огонь домашнего очага; поэтому в Аргосе существовал обычай погашать его в таком случае и после погребения умершего брать огонь из соседнего дома (Плут. Греч. вопр. 24). На о. Лемносе ежегодно совершался очистительный праздник, при котором все огни погашались, как оскверненные человеческими прегрешениями, и только через 9 дней зажигались новые от огня, принесенного с о. Делоса (Филост. О героях 19, 14). Спартанцы, отправляясь в поход, брали с собою огонь из Спарты (Ксен. Лак. гос. 13, 2) для того, чтобы всегда иметь возможность сжигать жертвы отечественным богам на отечественном огне. При основании колонии огонь на государственном очаге возжигался от огня, взятого из пританея метрополии.

Выбор горючего материала также обусловливается разными причинами; не всякое дерево давало одинаково чистый и одинаково приятный богам огонь. Так, например, на жертвеннике Зевса в Олимпии сжигались только дрова из белого тополя (Павc. V, 14, 3), а на жертвеннике Афродиты в Сикионе — из можжевельника (Павc. II, 10, 4). Подобные специальные определения, без сомнения, существовали и в других местах.

При совершении жертвоприношений соблюдались разные условия, которые везде и для всех считались одинаково обязательными и не допускавшими исключений. К их числу, прежде всего, относится чистота, считавшаяся безусловно необходимою для всякого религиозного акта. Требовалась как внешняя чистота, т. е. чистота одежды и тела, в особенности рук, так и внутренняя, нравственная, которая по крайней мере людям развитым казалась столь же, если не более, необходимой, как и внешняя. Боги не принимали даже богатых даров от грешника, обращавшегося к ним с нечистою совестью, тогда как незначительная жертва человека благочестивого и справедливого считалась богоугодной. При входе в некоторые храмы (например, в Эпидавре и Дельфах) были надписи, напоминавшие об этом требовании.

Все жертвы по роду жертвуемых предметов могут быть подразделены на два вида: а) бескровные, состоявшие из плодов, печений и налитков; б) кровавые, при которых были убиваемы животные. Какую именно жертву следовало приносить божеству в каждом данном случае и какие при этом соблюдать обряды, — об этом существовало множество специальных правил и предписаний, изменявшихся по

местностям и храмам и обусловливавшихся самыми разнообразными причинами, которых нередко сами древние не могли объяснить удовлетворительно; они зависели или от представлений, которые люди имели о том или другом божестве, его качествах и наклонностях, или от местных преданий, а иногда и от хитрых расчетов жрецов, которые посредством различных ритуальных установлений, кроме их самих мало кому известных, делали себя необходимыми посредниками между людьми и богами. Некоторые культы вообще не допускали кровавых жертв. Так, например, на афинском Акрополе был жертвенник Всевышнего Зевса ( ZeuV UpatoV ), на котором нельзя было приносить в жертву никаких живых существ и совершать возлияния вином (Павс. I, 26, 6). Неоднократно в культе Муз, Афродиты и других богов упоминаются «безогненные» или «бездымные» жертвы ( iera apura, akapna ), которые, во всяком случае, не были кровавыми и не предавались сожжению.

Другой вид бескровных жертв представляют печения, различавшиеся по приготовлению, формам и названиям ( popana, pemmata, mazai и т. п.). Своими формами печения нередко намекали на те или другие качества или обязанности богов; так, например, Артемиде как богине луны приносились круглые лепешки ( amfifwnteV ) или печения с рогами, Аполлону — печения в виде лиры, лука, стрелы и т. п. Особого упоминания заслуживают медовые лепешки ( melitouttai ), употреблявшиеся для умилостивления хтонических сил: их клали, например, в гроб умершим для укрощения пса Кербера, охранявшего вход в подземное царство, бросали змеям при гадании у Трофония (см. ниже разд. V, гл. 19, § 3), кормили ими священную землю на

* Масло, кроме того, употреблялось для поливания сжигаемых на алтарях жертв с целью способствовать скорейшему их сгоранию, причем уже не составляло возлияния в собственном смысле.

возлияние делалось в честь Гестии или доброго демона ( agaqoV daimwn ), затем — в честь Олимпийского Зевса и других богов, потом героев и, наконец, Зевса Спасителя.

Воскурение благовоний, подобно возлияниям, встречается частью в соединении с другими кровавыми или бескровными жертвами, частью отдельно. Гесиод рекомендует утром и вечером чтить богов возлияниями и курениями (Труды и Дни, 336 слл.). Постоянное употребление благовонных курений при принесении в жертву животных первоначально, быть может, обусловливалось чисто практическими причинами, именно желанием уничтожить дурной запах, распространявшийся при вскрытии животных и при горении жертвенных частей, а отсюда уже могло явиться верование, что благоухание само по себе приятно богам, как и людям. В древнейшие времена для курения употреблялась древесина и ягоды одного вида кедра ( quoV ), а потом, в VII в. до Р. X., постепенно вошли в употребление ладан и другие специи, получавшиеся из Азии.

Из животных в жертву богам приносились чаще всего домашние и из них именно те, мясо которых употреблялось в пищу людьми, стало быть, быки, овцы, козы и свиньи. Принесение в жертву других животных встречается гораздо реже и притом преимущественно в определенных местах и определенным богам. Так, лошади приносились Посейдону и речным богам, причем они не убивались, а живьем бросались в море или реку; на о. Родосе ежегодно бросали в море 4-х лошадей в жертву Гели осу. Богине луны Гекате приносили в жертву собак, будто бы потому, что они лают на луну; собаки же, как животные сварливые, в Спарте приносились в жертву богу войны Арею. В Лампсаке приносили ослов в жертву Приапу, а в Дельфах, может быть, Аполлону.

Из домашних птиц упоминаются петухи и куры, которых жертвовали Асклепию и родственным ему богам врачевания. Известна предсмертная фраза Сократа о необходимости пожертвовать петуха Асклепию. Иногда петухи приносились в жертву и другим богам, например, в Спарте Арею в благодарность за победу. Гуси также упоминаются в числе жертвенных животных, но приносились они, кажется, только египетской богине Исиде. Охотники посвящали Артемиде части диких животных, убитых на охоте, но скорее в виде священных даров, нежели в виде жертв, и притом не только съедобные части (которые, конечно, шли в пищу жрецам), но и головы, шкуры, рога и т. п. Особый вид жертвоприношения совершался в г. Патрах на ежегодном празднике Артемиды Лафрии: на жертву ей живьем бросались в пламя разные дикие звери (кабаны, олени, волки, медведи и пр.), домашние животные и птицы (Павс. VII, 18, 7).

Рыбы вообще не считались годными для жертвоприношения, однако и относительно их были исключения. Ценные угри из Копаид-

Однако все такие виды жертв могут быть причислены к исключениям; повсюду и постоянно приносились в жертву только домашние животные, употреблявшиеся в пищу людьми. Относительно того, какие животные, когда и какому богу должны были Приноситься, существовало множество разнообразных установлений, хранившихся жрецами. Быки, коровы, бараны и овцы могли быть приносимы, как кажется, всегда и всякому божеству; жертвоприношение быка считалось самым роскошным и приятным божеству и потому глагол bouqutein иногда употребляется для обозначения всякой важной жертвы. Свиньи приносились Деметре и Дионису, по объяснению древних, вследствие вреда, который они причиняли посевам и виноградникам. Тем же объясняется принесение коз в жертву Дионису; но Афина, по мнению древних, не любила коз именно вследствие того, что они обгрызали стволы масличных деревьев. Гере жертвовали коз только в Спарте и, может быть, в Коринфе. Посейдону жертвовали преимущественно быков, Афине — коров, Артемиде — овец.

* Ил. II, 403; X, 292; Од. XIV, 419 и др.

черные. Так, в «Илиаде» (III, 103) черная овечка приносится в жертву Земле, а белый барашек — Солнцу; в «Одиссее» (XI, 33) черные овцы приносятся подземным богам; в Афинах черный баран жертвовался Бурям и Посейдону и т. п. Но встречаются и исключения из этого правила. Лошади, кажется, всегда жертвовались белые.

Ввиду столь разнообразных условий, которым должно было удовлетворять жертвенное животное, необходимо было предварительно выбрать и тщательно осмотреть его, чтобы не обидеть бога принесением жертвы, которая была бы ему не угодна. Само собою разумеется, что при жертвоприношениях в храмах, при которых состояли жрецы, осмотр животных лежал на их обязанности. Иногда животные подвергались даже особым испытаниям: например, в Дельфах предлагали им лакомую пищу, — быкам ячмень, а свиньям горох, — и если они не ели ее, то признавались нездоровыми; коз обливали холодною водою и, если они при этом оставались спокойными, то, также признавались негодными. Животные, удовлетворявшие всем необходимым для жертвоприношения условиям, иногда заранее посвящались божеству и отмечались особыми знаками.

Относительно времени совершения жертвоприношений наблюдали, чтобы жертвы небесным богам совершались утром, а подземным, героям и душам усопших — вечером или ночью: богов, управлявших земною жизнью, почитали тогда, когда она пробуждалась после ночного отдыха, а то время, когда дневная жизнь склонялась к концу, как раз подходило для почитания богов, уделом которых было царство смерти. Кроме того, для жертвоприношений, сопровождавшихся пиршеством, было совершенно естественно выбирать предобеденное время.

Предназначенное для жертвоприношения животное украшали повязками ( tainiai ) и венками, рога его иногда золотили: считалось приличным представить божеству, невидимо присутствовавшему при жертвоприношении, как бы в праздничном наряде то, что ему приносилось в знак благодарности или для испрошения его милостей; поэтому же сами жертвоприносители являлись не только чисто вымытыми и одетыми по-праздничному, но и украшали себя венками, по крайней мере, в исторические времена (во времена гомеровские обычай увенчивания людей и животных при жертвоприношениях еще не существовал); впрочем, венки служили не исключительно для украшения, а также и для того, чтобы поставить совершающих жертвоприношение под защиту божества и обеспечить их неприкосновенность. Для венков употреблялись те растения, которые были посвящены или считались приятными божеству, которому приносилась жертва: например, маслина — при жертвоприношениях Афине, лавр — Аполлону, плющ — Дионису и т. п.

Вырезанные части и внутренности обвертывали жиром, сверху прибавляли еще куски мяса от различных частей тела ( wmoqetein ), клали на жертвенник и сжигали вместе с печениями, совершая при этом возлияния и курения благовоний и поливая жертвенник маслом. Части мяса, не сожженные в честь богов, употреблялись для пиршества; все участники жертвоприношения отведывали жареных внут-

ренностей ( splagcna ) животного и получали части жертвенного мяса ( kreanomia, meridaV dianemein ); вкушение его обозначало участие в жертвоприношении; поэтому-то христиане во время гонений на них были принуждаемы вкушать его. Было в обычае посылать части мяса отсутствующим друзьям, а при общественных жертвоприношениях отделялись части должностным лицам государства и заслуженным гражданам и иностранцам. Если жертвоприношение совершалось в храме при содействии жреца, то ему отделялись различные части мяса под названием ierwsuna ; в надписях, касающихся богослужебных обрядов, встречаются подробные определения относительно того, какие именно части поступали в пользу жреца *. Остальное мясо употреблялось для приготовления пиршества. При некоторых жертвоприношениях в храмах обычай требовал не брать с собой мясо домой; в некоторых святилищах существовали на этот счет специальные установления, встречающиеся в надписях **.

* См., например, Ditt. Syll. 371, 373, 376, 378, 379 и др.

*** С. I. A. II, 814 = Ditt. Syll. 70.

**** Сохранилось несколько обломков надписей времени оратора Ликурга (330-х годов до Р. X.) с перечислением этих сумм, поступавших в священную казну (С. I. А. II, 741 = Ditt. Syll. 374).

возлагались на разукрашенные ложа, перед которыми ставились богато убранные столы с кушаньями и напитками. Такие праздники, называвшиеся qeoxenia (лат. lectisfcernia), устраивались особенно Диоскурам, но также и другим божествам, например, Гераклу, Деметре, Дионису.

Описанные до сих пор обряды соблюдались при простых жертвоприношениях ( aploV quomena ), имевших целью только выразить благодарность богам за доставляемые ими блага, или снискать их благосклонность на будущее время ( caristhria, aresthria ). При них боги и люди сообща пользовались принесенными в жертву животными; эта общность пользования служила и извинением в убиении животного или оправданием его: сами древние говорят, что в архаические времена убиение животного с целью употребления в пищу его мяса считалось непозволительным; при этом весьма вероятно, что ранее всего стали убивать свиней, которые доставляют только мясо *, и лишь гораздо позднее решились убивать и таких животных, которые и при жизни доставляют человеку пользу разными продуктами (шерстью, молоком и т. п.) или помощью при трудах человека, как, например, волы, коровы, овцы и козы. Убиение рабочего быка издревле считалось преступлением, которое нельзя было оставлять безнаказанным; на это указывает, между прочим, особый обряд, совершавшийся в Афинах в праздник Дииполий или Буфоний (см. ниже, разд. IV, в конце гл. 16-й). В г. Линде на о. Родосе во время праздника Геракла также приносились в жертву рабочие волы, но при этом вместо благоговейного молчания ( eufhmia ) раздавались порицания и проклятия присутствующих против жертвоприносителей (Lact. Inst. Chr. I, 21, 31; Филостр. Хар. II, 24). Вероятно, подобные обряды существовали и в других местах.

Были, однако, случаи, в которых общее пользование людей и богов мясом животного было невозможно по тем или другим причинам. Так было, например, при принесении в жертву животных, мясо которых не употреблялось в пищу людьми, или при жертвоприношениях подземным богам, которые, будучи удалены от света и царствуя над мертвыми, не могли разделять с людьми жизненных удовольствий. В таких случаях животное целиком посвящалось божеству и сжигалось без остатка (жертва всесожжения: olokausta, olokautwmata ), или живым предавалось стихии божества (например,

* Варрон. О селъск. хоз. II, 4, 9: A suillo genere immolandi initium primum sumptum videtur. — Циц. О прир. богов. II, 64: Sus vero quid habet praeter escam? cui quidem ne putresceret, animam pro sale datam dicit esse Chrysippus, qua pecude quod erat ad vescendum hominibus apta, nihil genuit natura fecundius.

при жертвоприношении Посейдону лошади живьем бросаемы были в море). При жертвоприношениях подземным богам кровь животного выливалась в яму и таким образом сходила в подземное царство, туша разрезывалась на куски и сжигалась на жертвеннике, а затем пепел сбрасывался в ту же яму или зарывался подле нее. Подобным же образом поступали при жертвоприношении героям или душам усопших.

Кроме описанных простых жертвоприношений были, так сказать, специальные, совершавшиеся с какою-либо определенною целью или при определенных случаях, именно: а) гадательные, б) клятвенные и договорные, в) очистительные и умилостивительные. Первый вид жертв, впрочем, не отличался от простых какими-либо особыми об рядами; при них главное внимание обращалось на исследование внутренностей животного с целью вывести из тех или других признаков предсказание относительно исхода задуманного предприятия. О самих гаданиях по внутренностям мы будем говорить в другом месте (разд. V, гл. 18), а здесь заметим только, что этот род гаданий был весьма распространен у греков, особенно во время войны; иногда такое жертвоприношение по обстоятельствам должно было совершаться с такою поспешностью, что о строгом соблюдении всех вышеописанных обрядов нельзя было и думать; главная цель жертвоприношения считалась достигнутою, лишь только получались благополучные знамения для предприятия.

Клятвенные жертвоприношения также были очень распространены как в государственном быту, так и в частном (особенно при судебных процессах). Главной целью их было сделать богов свидетелями клятвы; а так как боги, по общераспространенному верованию, невидимо присутствовали при всяких жертвах, как больших, так и малых, то в большинстве случаев одно возлияние (для которого употреблялось цельное, не смешанное с водой вино) считалось достаточной жертвой при клятве; однако иногда встречались и более значительные клятвенные жертвы, сопровождавшиеся символическими обрядами (см. выше, разд. III, гл. 9).

Символизм лежал также в основе жертвоприношений очистительных и умилостивительных: преступления и грехи человека были переносимы на жертвенное животное, которое как бы искупало их своею смертью. Поэтому и в таких случаях мясо жертвы не сжигалось и не употреблялось в пищу, а зарывалось в землю или бросалось в море, и для жертвоприношения употреблялись иногда несъедобные животные, как, например, собаки.

В заключение заметим, что в древнейшие времена в Греции, без сомнения, совершались и человеческие жертвоприношения; на это указывают как мифы (о Тантале; Ликаоне, Ифигении, Поликсене, потомках Афаманта и др.), так и прозвища некоторых богов, напри

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *