Как определить что перед вами текст
Признаки текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
как доказать что текст написан художественным стилем?
Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.
Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.
В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.
В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т. п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что отрывок является текстом
Путкова Т.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что данный отрывок является текстом
Предметом и конечной целью учебного курса «Речь и культура общения/ Практическая риторика» (авторы Д.И.Архарова, Т.А.Долинина) является эффективное общение с помощью речи, поэтому на уроке вся работа строится на основе текста (анализ образцового и создание своего текста). Проводя на уроках литературы, русского языка и риторики разные виды анализа текста (лингвистический, стилистический, литературоведческий, риторический), мы учимся понимать замысел автора, воплощенный через содержание, структуру и языковые средства текста.
Один из видов анализа основан на умении определять признаки текста и приводить доказательства, выстраивая свой ответ как рассуждение. Обучение такому анализу проводится и на уроках русского языка, и на уроках риторики, начинается уже с 5 класса и усложняется к 9 классу.
Ниже приводятся примерные образцы риторического анализа текста, отработанные в практике наших уроков риторики в разных классах.
Наличие нескольких предложений (членимость).
а) единство темы, предмета речи;
б) наличие ОМ, ее развитие;
в) законченное высказывание, имеет начало и конец;
г) можно подобрать заголовок, отражающий тему или ОМ.
Задание: доказать, что данный отрывок является текстом.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, так как 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (город), есть ОМ (окрестности города таковы)
раскрывается через тематическую через рематическую цепочку:
цепочку: город – он на берегу ручья – за рекой – лес –
* Тексту можно дать названия: Цветочный город (отражает тему).
Окрестности Цветочного города (предмет речи).
1 ч. – ОМ (1 предложение)
2 ч. – развитие ОМ (2-5 предложения)
3) Предложения связаны грамматически: через формы слов, мест. (город – он, рекой – за рекой, лес – в лесу). Вид связи – цепная.
Итак, по всем признакам данный отрывок является текстом.
1.Белка уселась рядом, брала орешки с ладони и разгрызала их.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, т.к. 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (белка), есть ОМ (а белка делала вот что)
тема раскрывается через тематическую ОМ развивается через рематичес
1 ч. – 1 предложение – начало действия
2 ч. – 2 предложение – развитие действия
3 ч. – 3 предложение – конец действия
3) Предложения связаны лексически, грамматически: в тематической цепочке – синонимы, мест. она; в рематической цепочке – видо-временная соотнесенность глаголов (глаголы прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида).
Вид связи предложений – параллельная со сквозной темой.
Итак, по всем признакам отрывок является текстом.
Образец анализа текста (9 класс)
Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.
Докажите, что это текст. Какие лексические и грамматические средства служат для связи предложений в единое целое?
Доказательство (анализ текста)
1) Отрывок состоит из нескольких предложений, разделенных на 2 части. В этом проявляется * членимость текста, которая оформляется с помощью графических средств (знаков препинания в конце предложений, двух абзацев).
2) Предложения связаны по смыслу. * Смысловая цельность текста проявляется в следующем:
● предложения на одну тему, тема раскрывается через 4 тематические цепочки (Я, Державин, мы, место и время действия);
● в тексте есть основная мысль, она развивается через 3 рематические цепочки (А с Державиным, мною и нами произошло вот что);
● у текста есть название «Державин» (отражает тему); можно дать и другие названия: «Встреча с Державиным» (предмет речи), «Незабываемая встреча» (основная мысль);
● у отрывка есть начало и конец.
I ч. – 1 абзац (экспозиция: место, время действия, герои; завязка);
II ч. – 2 абзац (развитие действия: что произошло на экзамене русской словесности с Пушкиным и Державиным);
III ч. – 2 абзац, последние 3 предложения (развязка – конец действия).
● Выделим лексические средства , которые служат для смысловой связности текста:
а) слова одной тематической группы (стихи, словесность; голос, сердце, глаза; восхищение, волновались, хвалили);
б) синонимы (восторг – восхищение; оживился – преобразился);
г) повтор слов (местоимение Я – 5 раз, меня – 4 раза, Державин – 6 раз, он – 8 раз, его стихи – 3 раза, экзамен – 3 раза) не является речевой ошибкой, он помогает выделить важные «темы» и подчеркнуть их значимость для автора.
д) Однокоренных слов в тексте нет.
3) Предложения связаны грамматически ( в этом заключается 3-ий признак текста – структурное единство)
Грамматические средства связи :
а) формы одного слова (я – меня, мой – моей, Державин – Державина, он – его, мы – нам, экзамен – экзамене);
б) местоимение (личные – я, он, мы; притяжательные – мой, свой; указательные – до тех пор);
в) видовременная соотнесенность глаголов (большинство глаголов совершенного вида прошедшего времени, т.к. они обозначают уже совершившееся действие, но прошедшее время используется в значении настоящего времени);
г) глагольные формы – деепричастия (подперши голову рукою, стоя в 2-х шагах от Державина) дорисовывают действие;
д) одно неопределенно-личное и одно определенно-личное предложение выдвигают действия на 1-ый план (не помню, искали, не нашли);
е) служебные части речи (подчинительные союзы в сложноподчиненных предложениях со значением времени, места, образа действия, с придаточными изъяснительными со значением дополнения смысла);
ё) сложные предложения с разными видами связи и сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью указывают на взволнованность говорящего, выражающего разные смысловые значения в пределах одной синтаксической единицы;
ж) синтаксические фигуры:
— параллелизм конструкций (сложных предложений, простых предложений с однородными членами) придают речи определенный ритм;
— градация по восходящей (он оживился, глаза заблистали, он преобразился; читаны его стихи, разбирались его стихи, хвалили его стихи; голос зазвенел, а сердце забилось с восторгом) выражает смену чувств и настроений людей – по степени нарастания переживаний;
— фигура умолчания (… в конце последних 3-х предложений) тоже передает высокую степень взволнованности рассказчика;
и) вводное предложение (разумеется) выражает уверенность говорящего.
О структурном единстве текста говорят виды связей предложений в тексте:
I ч. – 1-3 предложения связаны параллельной связью со сквозной темой.
Парал. связь Парал. связь
II ч. – все предложения связаны параллельной связью со сквозной темой, кроме двух:
Между I ч. и II ч. – параллельная связь.
Хотя большинство предложений связано параллельной связью, но смысловая цельность сохраняется за счет сквозной темы, представленной через несколько тематических цепочек, а структурное единство поддерживается с помощью грамматических средств.
Итак, сделаем общий вывод: проведенный анализ показывает, что данный отрывок является текстом, т.к. ему свойственны все 3 признака текста (членимость, смысловая связность, структурное единство).
Тема урока: Текст. Признаки текста.
Тема урока: Текст. Признаки текста.
Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями текста, дать понятие о тексте как тематическом единстве предложений, совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста; отрабатывать навык озаглавливать текст, формировать навыки связного устного высказывания,
развивать умение работать с информацией; воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, тест, учебник русского языка для 5 класса
I . Организационный момент. Мотивационное начало.
На доске пословица: Яркое слово – пища душе.
-Как вы понимаете ее смысл? (Речь наша должна быть яркой, грамотной. Красивая речь радует душу. Красочные слова приятно слушать. Нужные слова воспитывают человека)
— Как вы думаете, должны мы с вами уметь говорить ярко, красиво, грамотно? (Конечно, ведь наша речь показывает владение языком, умение пользоваться словарным запасом).
II . Актуализация знаний учащихся.
Определение темы и цели урока.
1.Восстановите логическую цепочку слов:
Предложение, звук, слово, словосочетание …………………
(Звук, слово, словосочетание, предложение)
2. Давайте вспомним, какие разделы лингвистики изучают эти единицы языка? (Звук – фонетика, слово – лексикология, словосочетание и предложение – синтаксис)
Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?
3. Загадка. Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
(Поэтому в этой цепочке завершающим словом будет «текст», потому что это самая большая единица языка)
— Какова будет тема нашего урока? (Текст)
— На уроке мы будем говорить о тексте. А что такое текст, дайте этому термину определение? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически)
Запись темы урока: «Основные признаки текста».
— Где мы можем использовать текст? (На уроках, при написании сочинений, при общении в социальных сетях, устном общении)
— Какие признаки текста мы знаем? (В тексте предложения связаны по смыслу; все предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью; у текста есть название; текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка)
III . Систематизация и обобщение знаний.
1. Работа в парах. Работа с деформированным текстом
Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст.Объясните орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.
Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море – человеческая речь!
— Что вы сделали, чтобы получился текст? ( Расставили предложения по порядку).
Запись в тетрадь: Это текст т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой .
— Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? ( Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)
Какой заголовок подходит нашему тексту? (Слово. Человеческая речь)
2 признак текста-наличие заглавия
2 задание. Работа в паре. Прочитать текст. Можно ли прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
Вычлените из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
— Докажите, что перед вами текст.
— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?
— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)
— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)
1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).
— Сделайте вывод, какими еще признаками должен обладать текст.
3 признак текста: Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.
Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.
Грозить, жердинка, засиять, коренья, обновление, обронить, прописи, сорить. Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние.
3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)
— Сделайте вывод о следующем признаке текста.
4 признак текста: Необходима последовательность предложений, грамматическая связь.
4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?
Чудная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)
( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)
— Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?
Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.) Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте.
5 признак текста: наличие темы и основной мысли.
Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Где-то дома у метро –
Всюду вывески висят.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)
VI . Подведение итогов урока. Рефлексия.
Выполнение теста «Верные и неверные высказывания» (да-нет)
— текст состоит из предложений;
— к тексту нельзя придумать заглавие;
— все предложения в тексте имеют границы;
— предложения в тексте не имеют определенной последовательности;
— в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится;
— текст можно разделить на части;
— каждая часть текста записывается с красной строки.
Какие задачи в начале урока мы ставили перед собой?
Знать: основные признаки текста.
Уметь: создавать текст
— Выполнили мы поставленные перед собой задачи?
V . Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»
1. Работа в парах. Работа с деформированным текстом
Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст. Объясните орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.
Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море – человеческая речь!
2 задание. Работа в паре. Прочитать текст. Вычлените из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
3 задание. В тексте предложения перепутались. Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
4 задание. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?
Чудная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)
Где зарыта смысловая уникальность текста: секреты создания контента в эпоху Баден-Бадена
«Аксамит фраппирует вас своей деликатностью» – редкоупотребляемые слова и сложные термины не сделают текст уникальным по смыслу, а только сыграют злую шутку. Увидев подобное предложение, пользователь от греха подальше мигом закроет сайт – кто знает, вдруг прочитав такое вслух, можно случайно вызвать демонов. Если серьезно: никому не захочется тратить время и заглядывать в словарь, чтобы понять суть.
Из статьи вы узнаете:
Этого хватит, чтобы самостоятельно написать качественный текст и грамотно проверить работу копирайтера.
Одинаковы с лица, или что есть смысловая неуникальность
На первый взгляд разные, но такие одинаковые после беглого просмотра сайты. Везде похожие фразы «высокое качество», «низкие цены», «быстрая доставка», «профессиональные сотрудники» – и ничего, что бы привлекло внимание и подтолкнуло оставить заявку.
Подобные сайты-близнецы не нравятся не только людям, но и поисковым системам. Благодаря Баден-Бадену Яндекса и Панде Google их постепенно становится все сложнее найти в результатах поисковой выдачи – хотя, будем честны, исключения по-прежнему встречаются. Поскольку современные алгоритмы борются с откровенным копипастом и контентом без реальной ценности, чтобы не попасть под раздачу, необходимо работать над смысловой уникальностью текстов.
Раньше поисковые системы оценивали контент по двум параметрам:
Техническая уникальность. С помощью программ текст разбивается на шинглы – последовательно расположенные друг за другом 3–6 слов. Затем происходит поиск шинглов – если есть совпадение фраз, процент уникальность снижается. В самом конце проверки рассчитывается соотношение числа уникальных слов к общему количеству – по получившемуся показателю делается вывод об уникальности текста.
Звучит сложно, но на деле все просто. Чтобы оценить техническую уникальность текста, достаточно воспользоваться бесплатным сервисом. Например, text.ru – о нем мы рассказывали здесь.
Разумеется, кроме Яндекса и Google, никто не знает, какой показатель является допустимым. Мы всегда добиваемся 100 % уникальности текстов. Но бывают и исключения: например, технические характеристики одного и того же товара никак не могут быть разными – поэтому подобную информацию можно, например, закрывать от индексации и не учитывать при проверке через сервисы.
Наличие ключевых слов. Когда-то качество текстов определялось бесхитростно – хорошими считались те, которые содержат большее количество ключевых слов. Из-за чего ключи стали вставлять буквально в каждое предложение, порой и не стараясь их хоть как-то нормально вписать – «Нержавеющий металлопрокат недорого здесь. Цена металлопрокат в СПб доступная, качество гарантировано».
К счастью, такой подход давно канул в лету – разработчики алгоритмов люди умные и быстро поняли, к чему он привел. Ведь какая польза от текстов, которые бездумно напичканы ключами?
Для борьбы с подобным злоупотреблением запросами ввели понятие переспам – если процент ключевых слов выше определенной величины, текст считается переспамленным. То есть написанным для поисковиков, а не для людей.
Слепо отказываться от использования ключей в текстах не стоит – все же они нужны для того, чтобы поисковики смогли определить релевантность страницы тому или иному запросу пользователя. Просто будьте аккуратны и проверяйте контент на тошноту.
Сейчас Яндекс и Google учитывают третий параметр:
Смысловая уникальность. В 2011 году Google запустил новый алгоритм Панду, тогда-то все и началось – под фильтр стали попадать сайты с контентом, который не несет никакой новизны для посетителей. Затем к делу подключился Яндекс: в 2013 вышел АГС-40 против малополезных сайтов, а 2018 – Баден-Баден против некачественного контента.
В этот период стало как никогда актуальным понятие добавочной ценности. Если сайт предоставляет имеющуюся на других ресурсах информацию, то он может быть пессимизирован, поскольку не уникален по смыслу.
Определять смысловую уникальность поисковики научились с помощью компьютерного лингвистического анализа и через самообучающиеся нейросети – выявляется смысл текста и сопоставляется с другим контентом, который есть в интернете. Если нашлись совпадения, появившийся позже текст могут пессимизировать.
Таким образом, смысловая уникальность – это полезный контент, который отличает один сайт от сотен похожих. Причем, разница заключается именно в содержании: более подробных условиях гарантии, наличии УТП и дополнительного функционала, реальных фотографиях и т. д.
Следить за смысловой уникальностью нужно и очень важно:
Уникальный по смыслу контент более интересен пользователем. Посудите сами – ведь ваше внимание скорее привлечет статья с заголовком «Заработок на рукоделии: 4 способа увеличить доход без продажи изделий», а не абстрактная «Как можно заработать на рукоделии». Потому что первый материал выделяется на фоне остальных публикаций
Параметр сказывается на ранжировании сайта – не единожды представители поисковых систем рассказывали, каким должен быть контент и даже приводили примеры. Однозначно Яндекс и Google отдают предпочтение текстам с добавочной ценностью, а за неуникальные могут и санкции наложить. Проверено практикой – мы как-то выводили сайт из-под Баден-Бадена
Где искать правду: учимся определять смысловую уникальность текстов
Бытует мнение, что если текст уникальный технически, то он уникальный и по смыслу. В реальности все немного сложнее: можно сделать качественный рерайт, и тогда любой сервис проверки покажет 100 % техническую уникальность, при этом смыл текст останется прежним.
Как определить смысловую уникальность текста
Увы, но пока общедоступные сервисы подобного не умеют – придется использовать собственную голову, а еще компьютер с доступом к интернету. Для удобства составьте такую простую таблицу:
УТП | Преимущества | Отзывы | Примечания |
Сайт 1 | |||
Сайт 2 | |||
Сайт 3 | |||
Сайт 4 |
Затем проанализируйте сайты основных конкурентов.
Так вы убьете двух зайцев сразу:
Узнаете, чего не хватает на вашем ресурсе – ведь чтобы оказаться на первых позициях в выдаче, необходим схожий с лидерами функционал. Тому же сайту про ремонт одним только текстом не обойтись, если у конкурентов есть калькуляторы, отзывы, примеры работ и онлайн-консультант.
Важный момент: функционал следует добавлять на сайте не просто потому, что так надо. Он должен быть действительно нужным пользователям, а самое главное – удобным и рабочим. Ведь тот же калькулятор с десятком полей, в которых не всегда сохраняется внесенная информация, запросто способен вывести человека из себя – что может негативно отразиться на поведенческих факторах.
Поймете, как можно выделить свой сайт на фоне остальных – а заодно и сделаете его более удобным для пользователей. Например, разработаете уникальное торговое предложение или добавите больше фильтров в каталог, чтобы упростить поиск товаров.
Учтите: при написании текстов под отличием подразумевается не замена «выгодные цены» на «низкие цены» и подбор других синонимов, а поиск и описание выгод, которые получат потенциальные клиенты. Например, менеджеры компании подбирают транспортную компанию для доставки заказа в регионы – об этом даже нужно рассказать. Как вариант, вот так: «Экономьте на услугах ТК до 3 000 рублей – бесплатно подберем наиболее выгодный и быстрый вариант доставки в ваш регион».
Готовим хороший контент: как добиться смысловой уникальности
Помните, приводили пример в самом начале? «Аксамит фраппирует вас своей деликатностью» – так точно делать не нужно. Повторимся – пользователь, увидев вышедшие из употребления слова или массу терминов, уйдет на более понятный сайт. Никто не станет тратить свое время.
Вместо этого пользуйтесь следующими приемами:
Сегментируйте аудиторию. Здорово, если изначально бизнес ориентирован на определенную целевую аудиторию – тогда и ничего придумывать не нужно. Например, обычных стоматологических клиник достаточно много, а вот детских гораздо меньше, поэтому компания сконцентрирована именно на оказании услуг для малышей.
Но и отчаиваться не стоит, если бизнес работает с различными целевыми аудиториями. Можно выделить самую большую и ориентироваться при написании основной массы текстов именно на нее, а для остальных создать посадочные страницы.
На примере той же платной стоматологии: если предлагаете услуги эконом-класса, то ориентироваться нужно на средний класс – мужчин и женщин в возрасте от 23 до 45 лет с доходом около 40 000 рублей в месяц. При этом следует собрать семантическое ядро и создать отдельные посадочные страницы для других групп потенциальных клиентов – для мам маленьких детей, пенсионеров, студентов и т. д.
Придумайте УТП. Без уникального торгового предложения в любом случае никуда – оно поможет выделить ваш сайт на фоне конкурентов, а при желании позволит даже немного завысить цены.
В качестве УТП допустимо использовать все, что угодно – главное, чтобы это было интересно вашим потенциальным клиентам и не предлагалось конкурентами. Примеры – «круглосуточный салон красоты», «курсы парикмахеров с трудоустройством» и т. д. Смотрите подробную инструкцию – мы недавно делились ею.
Работайте с контентом. Повторимся в третий раз, поскольку это важно – даже если тематика достаточно узкая, использовать сложные термины без пояснений, редкоупотребляемые слова и множество аббревиатур не стоит. Иначе только навредите бизнесу – люди будут быстро уходить с сайта, в результате чего он понизиться в результатах поисковой выдачи из-за плохих поведенческих факторов. Всегда ориентируйтесь на новичков, которые пока ничего не смыслят в профессиональном сленге. Также:
Добавьте в текст уникальную информацию. Поможет техника «Небоскреба» – когда после анализа публикаций конкурентов готовишь еще более развернутый материал. Например, видите статью «10 советов по выпечке пышных бисквитов», пишите «15 советов для выпечки пышного и тающего во рту бисквита».
Также стоит обратить внимание на вопросы клиентов. Допустим, у вас часто спрашивают про скидки на торты ко дню рождения, так добавьте блок о них на главную страницу. Во-первых, сайт станет отличаться от конкурентов, во-вторых, предложение мгновенно станет более привлекательным, а в-третьих, будете гораздо реже отвечать на надоевшие вопросы. =)
Продумывайте функционал. Как и отмечали выше, калькулятор, тесты, визуализации, 3D-модели товаров, онлайн-консультации и другие подобные фишки привлекают внимание, улучшают поведенческие факторы и положительно сказываются на продвижении сайта.
Представьте, как удобно при выборе квартиры в новостройке посмотреть 3D-визуализацию расстановки мебели, вид из окон, фотографии двора и самого дома. Еще лучше, если на сайте есть карта с отмеченными остановками, школами, детскими садами и магазинами – сразу появляется представление об инфраструктуре района.
Размещайте настоящие фотографии. Типовые картинки со стоков настолько надоели, что уже начинают раздражать. Пускай ваши сотрудники не настолько улыбчивы, как красивая девушка с бесплатного изображения, но они вызывают гораздо больше доверия и желание просмотреть сайт дальше.
Не забудьте прописать атрибуты alt к картинкам – это еще один плюсик сайту со стороны поисковых систем.
Публикуйте отзывы и примеры работ. Это априори уникальный по смыслу контент, которого нет ни на каких других сайтов. К тому же он играет важную роль в принятии решений – при прочих равных условиях человек обратится в стоматологию, на сайте которой есть отзывы.
Отлично понимаем, что клиенты не всегда горят желанием делиться своим мнением, поэтому подготовили для вас подборку лайфаков по получению отзывов. Изучайте и пользуйтесь на здоровье.
Самое важное в стремлении к смысловой уникальности – заинтересованность владельца бизнеса. Ведь какую копирайтер получит информацию, такой текст он и подготовит. Согласитесь, сложно извлечь что-либо из «пишите просто низкие цены», «гарантированное качество», «быстрая доставка»?
Создание контента – это двусторонний процесс, в котором должен участвовать и сам владелец бизнеса либо маркетолог. Потому что только тогда сайт получается информативным, привлекательным и полезным для потенциальных клиентов. Первый плюс в том, что такой ресурс будет легче и дешевле продвинуть, второй – станет проще повлиять на пользователя и убедить его сделать заказ, а это уже скажется на продажах.
Учитывайте, что сейчас при продвижении сайтов нужно учитывать абсолютно все – одни слова и буквы не помогут, если не продуманы условия доставки или не отлажены другие процессы. Также плохо, когда продают «воду» – бесполезные товары и услуги, которые никому не нужны. За ресурсом должен стоять действительно нужный и уверенный в себе бизнес. Ведь главная задача поисковиков – дать пользователю быстрый и релевантный ответ на его запрос, поэтому Яндекс и Google постоянно совершенствуют алгоритмы и ужесточают требования к ресурсам. Вот почему так важна смысловая уникальность.
В конце прошлого 2018 года у Яндекса появилась Андромеда, благодаря которой качество сайта напрямую влияет на его место в выдаче – хорошие ресурсы даже отмечаются значками «популярный сайт» и «выбор пользователей». Как понимаете, сложно угодить людям и понравиться поисковикам, когда сам бизнес хромает – необходимо продумать все до мелочей, сделать удобный и полезный сайт, а уже затем заниматься его продвижением.
Если готовы к работе, обращайтесь – подготовим для вас уникальный по смыслу текст.