Как определить что сказка волшебная
Урок литературного чтения «Признаки и особенности волшебной сказки». 2-й класс
Класс: 2
Цели: cтимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей волшебной сказке;
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.
— работать с текстом сказки.
— раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в рабочем листе;
• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога при работе в группах;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Наименование оборудования и материалов | Количество |
Компьютер | 1 |
Проектор | 1 |
Интерактивная доска или аудиторная магнитная | 1 |
Мультимедийная презентация | 1 |
Рабочие листы | 5 |
Ватман | 1 |
1 этап. Организационный момент
Приветствие гостей, мотивация детей на активное участие в уроке.
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня!
— С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы? (Прибаутка, сказка, пословица…..)
В руках учителя “сундучок знаний”, из которого достаются названия-карточки. (…….)
На доске вывешиваются таблица “произведений устного народного творчества” и заполняется по мере их названия. (Приложение 1. Приложения)
— Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к нашему уроку.
— “Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил”.
— Определите, о каком произведении устного народного творчества пойдет речь на уроке? (О сказке)
— Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд 1. Презентация
— Какие виды сказок вы знаете? На доску вывешивается таблица “Виды сказок”. Заполняется по мере их названия.
— Послушайте отрывок из сказки (“Теремок”). (Приложение 3)
— Как называется эта сказка?
— Определите, к какому виду сказок можно отнести сказку теремок? (О животных)
— Послушайте еще один отрывок. (“Каша из топора”). (Приложение 4)
— Как называется эта сказка?
— К какому виду сказок она относится? (Бытовые).
— Докажите. (Реальный мир людей, необычайная находчивость, диалог, два мира-богатый и бедный,,работник и барин, солдат и генерал).
— Послушайте еще один отрывок.
— Как называется эта сказка? (“Царевна-лягушка”). (Приложение 5)
— А эту сказку к какому виду сказок можно отнести? (Дети высказывают свои гипотезы, которые записываются на листы-тучки и вывешиваются на доску).
— Почему получились разные гипотезы? (Не хватает фактов)
— Что мы не знаем? (Признаки и особенности волшебной сказки).
— На какой вопрос урока будем искать ответ? (Учащиеся опираются на “ключи-помощники”, формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)
— Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка? Вопрос записывается учителем на листе бумаги и вешается на доску.
— Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос урока?
— Я предлагаю вам поработать в группах с известной русской народной сказкой “Царевна-лягушка”.
2 этап. Основная часть
— Предлагаю поработать в группах и найти ответ на поставленный вопрос урока. Каждая группа получает задание.
— Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся читают отрывок из сказки и заполняют рабочие листы, записывают вывод своей работы.
— На работу в группах отводится 10-15 минут. По мере выполнения работы, группа вывешивает свой номер на доску, определяя очередность защиты своей работы.
Физкультминутка. Слайд 3
3 этап. Защита работ
— Каждая группа выходит к доске по очереди и защищает свою работу. Остальные учащиеся заполняют итоговую таблицу по теме “Волшебные сказки”. (Приложение 8)
1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа
4 этап. Обобщение
— Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его. “Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка?”.
— Вывешивается лист бумаги, на котором записывается учителем обобщение, сформулированное детьми.
— Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно предположил признаки и особенности волшебной сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению. Какие особенности и признаки волшебной сказки вам удалось открыть сегодня на уроке?
5 этап. Подведение итогов
— Предлагаю составить синквейн. Объясните значение этого слова. Тема “Сказка”.
— Синквейн записывается учителем на листе бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.
Рассказывает, завораживает, поучает,
6 этап. Рефлексия “Волшебство настроения”
7 этап. (Домашнее задание)
Учитель предлагает детям найти волшебные сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист “Анализ волшебной сказки”. (Приложение 10).
Какие бывают сказки
Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.
Что они из себя представляют
В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.
То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.
Их различия и подвиды
В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:
Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.
В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.
Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.
Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:
Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).
В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.
Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.
Структура произведения
Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:
Кроме того, сказки бывают:
При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.
Как написать свою историю
Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:
Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.
Признаки волшебной сказки – есть ли они?
«Мне кажется, я попал в сказку…» – хоть раз в жизни так если не говорил, то уж точно подумал каждый. Что означает это выражение и можно ли назвать тогда признаки волшебной сказки, по которым определяется, что вокруг – другой, нереальный и фантастический мир?
Сказка как определение
Любой учитель младших классов может вам дать четкий ответ на вопрос, что же такое сказка. Согласно учебникам, это «произведение народного творчества, устное или письменное, в котором фигурируют несуществующие герои и происходят вымышленные события». Так-то оно так, но звучит как-то уж слишком официально и холодно.
А настоящая сказка – это нечто доброе и светлое, неразрывно связанное с детством и наивными мечтами. Это тот чудесный мир, где все возможно и все сбывается, и всегда есть ответ на любую загадку, а добро, красота, честность и справедливость неизменно побеждают зло, уродливость, лицемерие и подлость.
Удивительно, однако учебники могут даже определить, какая сказка волшебная, а какая – нет! Вам смешно? Но это тема отдельного урока для третьеклассников, и в домашнем задании они должны назвать приметы, по которым можно отличить волшебное сказочное произведение от обычного, и привести примеры.
Когда человек испытывает неожиданную радость, он может сказать, что оказался в сказке. А что значит счастье для вас?
Основные признаки волшебной сказки
Итак, вот такие атрибуты, герои и явления должны быть в сказке с неподдельным волшебством:
Но и этого еще недостаточно! Сюжет тоже должен быть фантастическим и загадочным, события, происходящие с героями – вымышленными и нереальными. Только в этом случае можно утверждать, что да, это не подделка.
Примеры сказок с волшебством
Самая что ни на есть подходящая под все параметры история – «Щелкунчик». Тут есть все: превращение, отважный принц, хрупкая принцесса, борьба со злыми силами и хеппи-энд. Другая похожая история с массой перевоплощений, феей, волшебной палочкой и прочей атрибутикой – конечно же, «Золушка». Есть еще «Спящая Красавица», «Белоснежка и семь гномов», «Русалочка».
Какие волшебные сказки есть в русском народном творчестве? Нельзя не вспомнить о «Царевне-лягушке», «Коньке-Горбунке», «Сказке о Иване-царевиче и Сером Волке» или «Емеле-дураке» – да всех не перечислить! Главное, что они есть, эти милые, запоминающиеся с детства на всю оставшуюся жизнь произведения. И тысячи детишек снова и снова будут восторженно хлопать глазенками, когда тыква превратится в карету, а Золушка – в принцессу, и отчаянно зажмуриваться, когда храбрый Иван-Царевич начнет сражаться со Змеем Горынычем, читая перед сном любимую книжку.
В душе каждый знает сам для себя, что для него означает слово «сказка», только не всегда умеет правильно выразить словами свои мысли и чувства. Но, наверное, если человек может сформулировать четко, что же такое настоящая сказка, и написать об этом учебник, он в нее уже не верит на самом деле. Ведь это такое же необъяснимое и неисчерпаемое явление, как чудо, счастье и любовь. Никаких формул, правил и определений для него не существует, и существовать не должно – иначе жить станет слишком грустно и скучно.
Урок по литературному чтению.»Волшебная сказка.Признаки и особенности волшебной сказки»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1544
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
«ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ»
Учитель I категории Вайсенберг Мария Викторовна
Цель : Стимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей волшебной сказке;
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.
— работать с текстом сказки.
— раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в рабочем листе;
• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога при работе в группах;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Наименование оборудования и материалов
Интерактивная доска или аудиторная магнитная
Приветствие гостей, мотивация детей на активное участие в уроке.
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня!
-С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы? ( прибаутка, сказка, пословица…..)
На доске вывешиваются таблица «произведений устного народного творчества» и заполняется по мере их названия. (Приложение 1)
-« Повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».
-Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд1
— Как называется эта сказка?
-Послушайте еще один отрывок.( «Каша из топора»). (Приложение 4)
-Как называется эта сказка?
— К какому виду сказок она относится? ( бытовые).
-Послушайте еще один отрывок.
-Как называется эта сказка? ( « Царевна –лягушка»). (Приложение 5)
-Почему получились разные гипотезы? ( Не хватает фактов)
-Что мы не знаем?( признаки и особенности волшебной сказки).
— КАКИМИ ПРИЗНАКАМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ОБЛАДАЕТ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА? Вопрос записывается учителем на листе бумаги и вешается на доску.
-Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос урока?
-Я предлагаю вам поработать в группах с известной русской народной сказкой «Царевна-лягушка»
— Предлагаю поработать в группах и найти ответ на поставленный вопрос урока. Каждая группа получает задание.
-Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся читают отрывок из сказки и заполняют рабочие листы, записывают вывод своей работы.
-Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его. « КАКИМИ ПРИЗНАКАМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ОБЛАДАЕТ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА?»
-Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно предположил признаки и особенности волшебной сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению. Какие особенности и признаки волшебной сказки вам удалось открыть сегодня на уроке?
5 этап Подведение итогов.
— Предлагаю составить синквейн. Объясните значение этого слова. Тема «Сказка».
-Синквейн записывается учителем на листе бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.
Рассказывает, завораживает, поучает,
Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)
6 этап. Рефлексия « Волшебство настроения».
Учитель раздаёт заранее изготовленные из бумаги волшебные предметы «стрелы» трех цветов: красные-ничего не усвоил, зеленые- понял, не до конца, желтые-все понятно, все усвоил. Каждый школьник выбирает тот предмет, какое настроение – отношение он получил от урока, вывешивает»стреляет» на лист кувшинки. Желающие могут озвучить своё мнение. ( Приложение 9).
Учитель предлагает детям найти волшебные сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист «Анализ волшебной сказки». (Приложение 10).
Что такое сказка и какими они бывают
Сказка — это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. На страницах сказочных книг живут говорящие звери и драконы, смелые богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Сказки призывают не только верить в чудеса, но и учат добру, отзывчивости, не пасовать перед трудностями, слушать родителей и не судить других по внешности.
Какие бывают сказки
Сказка — это повествование с выдуманными героями и сюжетом, носящее бытовой, героический или волшебный характер. Они бывают фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.
Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.
Фольклорные
Прежде чем дойти до читателя, они проходят длинный путь. В устной форме передаются из поколения в поколение до тех пор, пока какой-нибудь собиратель сказаний не запишет их на бумаге. Считается, что героями первых повествований были Земля, Солнце, Луна и другие природные явления, а образы людей и животных стали использовать позже.
У народных сказаний довольно простая структура: присказка, зачин и конец. Текст легко читается и не содержит сложных слов. Но при кажущейся простоте сохраняет все богатство русского языка. Фольклорные сказки легко воспринимают даже малыши, что делает их лучшим выбором для чтения перед сном. Это не только подготовит ребёнка ко сну, но и ненавязчиво обучит жизненным ценностям.
Основные признаки сказки:
Бытовые
Действие происходит в повседневной жизни, не «в тридевятом царстве», а обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости.
Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться. Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».
О животных
Часто персонажами выступают животные. Они живут и общаются как люди, разговаривают и проказничают, ссорятся и мирятся. Среди персонажей нет чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждый из них наделен одной отличительной чертой, которая и обыгрывается в сюжете сказки. Хитрый лис, злой волк, трудолюбивый заяц, а филин мудрый. Такие образы понятны детям, и дают представления об уме и глупости, о трусости и отваге, о жадности и доброте.
Волшебные
Что такое волшебная сказка? Это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. Композиция более сложная, включает в себя вступление, завязку, центральный сюжет, кульминацию и развязку. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».
Мир персонажей необычайно разнообразен. Главные герои обладают всеми положительными качествами, а то есть такими как доброта, щедрость, отзывчивость, смелость. Противостоят им злые, жадные и корыстные отрицательные герои. В борьбе против недругов положительным героям помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Развязка непременно счастливая. Герой с почестями возвращается домой, преодолев все невзгоды и препятствия.
Литературные
Имеет определённого автора, но тесно связана с фольклором. Литературная сказка отражает взгляд автора на мир, его идеи и желания в то время, как народные сказания демонстрируют обобщённые ценности. Писатель сопереживает главным героям, выражает симпатию отдельным действующим лицам и откровенно высмеивает отрицательных героев.
Основой зачастую служат сюжеты народных сказок.
Для подражания народным сказкам применяются те же принципы: сказочная обстановка, говорящие звери, троекратные повторения и просторечия. Нередко используются и образы главных героев народных сказок: Иван-дурак, Баба-Яга, Царь Кощей и другие. Автор стремится к большей детализации, характеры и личностные качества героев подробно прописаны, окружение приближено к реальности и обязательно присутствуют два поколения: старшее (родители) и младшее (дети).
К ярким примерам литературной сказки можно отнести произведение А. Пушкина «Золотая рыбка», Г. Андерсена «Снежная королева» и Ш. Перро «Кот в сапогах».
Какая бы ни была сказка, её цель научить ребёнка не отчаиваться, смело браться за выполнение задач, уважать чужое мнение. Рассматривая яркие иллюстрации, легко придумать свой сюжет на уже знакомую историю. Даже взрослому будет полезно оторваться от обычного круговорота дней и погрузиться в прекрасный мир волшебства.