Как определить что текст публицистического стиля

Характерные особенности, черты и основные жанры публицистического стиля речи

09.07.2020 No Comments Posted in

Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть фото Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть картинку Как определить что текст публицистического стиля. Картинка про Как определить что текст публицистического стиля. Фото Как определить что текст публицистического стиля

В статье вы узнаете о том, что такое публицистический стиль и его основные функции, какие существуют характерные особенности и черты публицистического стиля речи, ознакомитесь с тремя жанрами публицистического стиля и в конце статьи найдете интересную информацию о том, по каким критериям отбирают новости СМИ.

Не так давно люди могли узнать новости лишь из местных газет, радио и телевидения. Сейчас же мы имеем доступ к любой информации в любом формате 24/7 (спасибо тебе, Интернет!).

Способы получения информации изменялись, а принципы и особенности публицистики остались прежними.

Что такое публицистический стиль и его основные функции

Публицистический стиль — это стиль речи, который используется СМИ для передачи новостных сообщений массовому адресату (газеты, телевидение, радио, интернет).

Публицистический стиль выполняет 2 основные функции, при этом они в какой-то степени противоречат друг другу:

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Характерные черты публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко определить:

Особенности публицистического стиля

В качестве особенностей публицистического стиля речи можно выделить 3 ключевые составляющие, на основании которых строится любой журналистский текст:

Это первый, главный или ведущий абзац текста, «шапка» или аннотация статьи, в которой изложена главная мысль текста. Часто лид выделен другим шрифтом или цветом, занимает обычно от 3 до 5 строк текста.

Пренебрегать лидом нельзя. Он может быть сенсационным или драматичным, может раскрывать подробности события или кратко описывать новость, может веселить читателя или же бросить ему вызов.

Лид новостной статьи выглядит так:

«Власти Британии официально признали, что готовятся с 10 июля отменить обязательный двухнедельный карантин для прибывающих из нескольких десятков стран, в первую очередь европейских.»

90% всех журналистских расследований построены на интервью или работе с другими первоисточниками. Поэтому неудивительно, что цитаты занимают особое место в новостных сообщениях.

3. Краткость и читабельность. Предложения и абзацы короткие и простые. Это вовсе не означает, что вы не встретите в тексте длинных составных предложений, но в большинстве случаев — «краткость — сестра таланта».

Кроме того, важно не переусердствовать с терминами. Все-таки тексты публицистического стиля должны быть понятны массовой аудитории: использовал понятие «правовой нигилизм» — будь добр и объясни тогда, что это обозначает (p.s.: правовой нигилизм — это отрицание законов и правил/норм поведения).

Жанры публицистического стиля речи

Выделяют 3 жанра публицистического стиля:

Рассмотрим подробнее каждый жанр.

Публицистический стиль речи: информационный жанр

Заметка — краткое сообщение о новом событии или факте. Главные черты: достоверность факта, новизна, краткость.

«Поправки в Конституцию РФ, которые одобрили более трех четвертей проголосовавших граждан, в субботу, 4 июля, вступили в силу. Обновленный текст основного закона страны уже опубликовала «Российская газета». В Конституцию внесено 206 поправок. В связи с этим потребуется изменить 98 действующих законов.»(Аргументы и Факты AIF.ru )

Репортаж — сообщение с места события. Черты: оперативность, объективное освещение событий, репортер является очевидцем или участником происходящего.

Пример: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе ( например, опрос очевидцев); интервью-расследование; персональное интервью или интервью-портрет.

Отчет — хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии.
Пример: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании.

Публицистический стиль речи: аналитический жанр

Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист выступает не просто в роли посредника между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря своим достижениям, опыту и профессионализму.

Пример: телевизионное шоу с приглашенными артистами — «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.

Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.

Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.

Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.

Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.

Аналитическая корреспонденция — это сообщение, которое дает информацию о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт). Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты «живого» репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития. Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).

Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.

Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр

Очерк — журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Пример: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора ( очерк А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»).

Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.

Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.

Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

Фельетон — короткая заметка, очерк, статья сатирического характера, главной задачей которой является высмеивание «зла».

Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.

Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.

Пример: «Письма к провинциалу» французского ученого, философа Блеза Паскаля, «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом «Пчелы», А.М. Горький «Город желтого дьявола», Л.М. Леонов «Тень Барбароссы».

Критерии отбора новостей

В первую очередь публицистический стиль ассоциируется с журналистикой и СМИ. Особое место в масс-медиа занимают новостные заметки: они пользуются спросом и привлекают основной процент трафика. Поэтому предлагаю уделить внимание одному очень интересному моменту: каким образом создается новостное сообщение и по каким критериям «отбирают» новости?

Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Большое человеческое Вам спасибо и хорошего дня.

Источник

Памятка по определению стиля текста

Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.

Главная функция научного стиля – сообщение информации, фактов и доказательство их истинности.

Речевые жанры:

Языковые средства: терминология, наличие общенаучных слов, профессионализмов, абстрактной лексики.

Черты стиля: преобладание существительных в предложении, логичность, точность, доказательность, однозначность, обобщенность, объективность.

Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть фото Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть картинку Как определить что текст публицистического стиля. Картинка про Как определить что текст публицистического стиля. Фото Как определить что текст публицистического стиля

Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.

Жанры:

Информация, передаваемая в публицистическом стиле, предназначена не для узкого круга людей, а для широких слоев общества.

Стилевые черты: эмоциональность, призывность, логичность, оценочность.

Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть фото Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть картинку Как определить что текст публицистического стиля. Картинка про Как определить что текст публицистического стиля. Фото Как определить что текст публицистического стиля

Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.

Цель художественного стиля – воздействовать на читателя, передать чувства и мысли автора, его переживания.

Жанры: Используется в художественной литературе.

Языковые средства:

Стилевые черты: эмоциональность речи, образность, использование всех богатств лексики.

Источник

Какие бывают и как определить стили и типы текста

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Изучением стилей русского языка занимается особая лингвистическая дисциплина – культура речи, а языковые особенности разных стилей и их воплощение в речи исследует стилистика.

Чтобы разобраться в том, какие бывают стили текста, нужно дать определения такому понятию, как «стиль».

Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть фото Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть картинку Как определить что текст публицистического стиля. Картинка про Как определить что текст публицистического стиля. Фото Как определить что текст публицистического стиля

Стили текста в русском языке

Слово «стиль» происходит от греческого «стилос». Так называлась палочка для письма, а если точнее – для выцарапывания букв на глиняной дощечке. Постепенно стилем начали именовать саму манеру письма.

Сегодня термин стал универсальным: мы используем его, говоря о музыке, литературе, живописи, архитектуре, дизайне, моде, да и просто о поведении человека.

Стилем в настоящее время принято называть набор признаков, которые соотносятся с тем или иным периодом истории и культуры, актуализируясь в современном искусстве и быте.

Язык неоднороден, как любое явление человеческой культуры. В живой речи мы используем разные языковые средства, выбирая то, что нам необходимо в каждом конкретном случае.

Чтобы понять, что такое стили текста, представьте свой гардероб. Вряд ли вы будете заниматься спортом в смокинге. И бьюсь об заклад, что вы не придёте на выпускной экзамен в купальнике. Мы одеваемся так, как того требуют обстоятельства. У любого предмета одежды есть цель: удобство, практичность, акцентировка важных элементов образа.

Так происходит и в языке: мы выбираем простые или сложные предложения, высокую или сниженную лексику, в зависимости от речевой ситуации, от наших коммуникативных задач.

Какие есть стили текста?

В школьном курсе русского языка традиционно выделяют пять стилей речи: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и художественный.

У каждого из них есть свой набор признаков, о которых мы поговорим подробней.

Научный стиль текста

Текстами научного стиля считаются материалы исследований, опубликованные в специальной литературе. Это могут быть статьи, тезисы, доклады, рефераты, диссертации, очерки.

Главная задача текстов этого стиля – максимально точно сформулировать научную идею, передать информацию, научить читателя чему-то новому или опробировать результаты исследования.

Внутри научного стиля выделяется три подстиля:

Помогут описать собственно научный стиль примеры текстов: статьи, патенты, тезисы и другие опубликованные результаты изысканий, предназначенные для распространения в узко научной среде (тематических сборниках, материалах научных конференций, базе диссертаций).

Такие тексты богаты сложной научной терминологией, пояснять которую не нужно (так как она известна каждому специалисту в данной области). Научные тексты строго структурированы, логически выстроены, безэмоциональны, объективны. Лексика этого стиля общелитературная и специальная.

Научно-учебный подстиль – это язык учебников, лекций, пособий. Здесь автор и читатель существуют уже не на равных, а в отношениях «учитель-ученик». Термины, которые использует лектор или автор пособия, обязательно расшифровываются.

Каждое явление иллюстрируется рядом примеров. Синтаксис таких текстов заметно проще, чем в произведениях собственно научного стиля с его сложноподчинёнными конструкциями. Как элемент привлечения внимания, допускаются нотки юмора, живой разговорной речи (в устном контексте), разнообразие интонаций изложения.

Научно-популярный подстиль наиболее демократичен. Его задача – донести научные знания до максимально широкой, не всегда подготовленной аудитории. Синтаксис текстов становится максимально простым, могут использоваться художественные образы, аллегории.

Статья о стилях и типах текста, которую я вам сейчас предлагаю, как раз относится к этому подстилю.

Публицистический стиль текста

Среди других стилей текста публицистический можно назвать самым подвижным, активным, быстро меняющимся.

Он призван донести до людей самую актуальную информацию, в кратчайший срок поделиться полезными сведениями, призвать к действию – то есть, так или иначе, воздействовать не только на разум читателей и слушателей, но и на их эмоции.

Внутри публицистического выделяют следующие стили текста:

Лексика публицистического стиля представляет собой синтез научной и разговорной речи.

Так как публицист взаимодействует с обществом, ему приходится активно использовать термины политики, социологии, культурологии. В то же время выступления такого оратора должны быть доступными абсолютно для всех слоёв населения, поэтому в ход идут пословицы, поговорки, шутки, афоризмы.

Язык публицистики — эмоциональный, направленный адресно к каждому слушателю или читателю. Он призван вызвать живую реакцию, яркий и мгновенный отклик.

Официально-деловой (канцелярский) стиль

Тексты этого стиля существуют в рамках документооборота.

Их задача – уложить любую жизненную историю в готовую канцелярскую схему. Это необходимо для решения юридических и финансовых вопросов, которые рассматривают аспекты правовых отношений в различных жизненных ситуациях.

К примеру, если вы хотите перейти в другую школу, ваши родители пишут заявление на имя директора. Если вы пропустили занятие, придётся составить объяснительную записку. А в случае недовольства обслуживанием в сервисном центре может возникнуть желание оставить жалобу.

Какие бывают тексты делового характера? Резюме, анкета, заявление, прошение, официальное обращение, объяснительная, донос – всё это жанры официально-делового стиля.

У каждого из них существует образец, отступать от которого не следует. Если в объяснительной вы начнёте в красках расписывать собаку, которая съела домашнее задание, учитель, конечно, посмеётся, но в качестве оправдательного документа такой текст не сработает.

Вот основные черты текстов официально-делового стиля:

Тексты канцелярского стиля прямо противоположны художественным текстам. Более того, канцеляризмы разъедают душу художественного (да и публицистического) текста. Помните об этом, когда пишите сочинения и вспоминаете, какие стили текста бывают в русском языке.

Художественный стиль текста

Вершина литературного языка – художественный текст. К нему относятся литературные произведения разных видов и жанров: романы, повести, рассказы, баллады, стихотворения, поэмы и многое другое.

Для того, чтобы рассказать о предмете, человеке или явлении так, чтобы они забрались в самое сердце читателя, писатель пользуется художественными образами. Для их создания существует множество средств художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии.

Каждое слово в художественном тексте живёт особой жизнью. Оно незаменимо и значимо. Если переставить местами строчки в стихотворении Пушкина или пропустить описание природы в романе Тургенева, часть авторского замысла ускользнёт от читателя, обаяние текста развеется.

Писатели трудятся над своими произведениями в течение многих дней, месяцев, лет, подбирая единственно верные слова, интонации, образы. Вот почему любимые рассказы и стихи так глубоко трогают нас, остаются с нами на всю жизнь.

Стили художественного текста зависят от индивидуально-авторской манеры каждого писателя, поэтому в литературоведении и лингвистике принято говорить о языке и стиле Пушкина, Бунина, Набокова и т.д.

Разговорный стиль

Не все лингвисты считают, что нужно рассматривать разговорную речь как отдельный стиль. Она существует преимущественно в устной форме, имеет такие жанры, как беседа, диспут, спор, ссора, диалог.

Письменным образцом разговорного текста может считаться записка, смс-сообщение, письмо (бумажное или электронное), реплика в чате. Одним из древнейших образцов стиля в России считаются берестяные грамоты, обнаруженные академиком А.З.Зализняком при раскопках Великого Новгорода.

Разговорный стиль прост по своей синтаксической и морфологической структуре, богат просторечиями, сниженной лексикой, эмоционально окрашенными словами. В разговорной речи нет деепричастий и причастий. Предложения короткие, ёмкие, речевые средства расходуются очень экономно.

Стилистический анализ текста

Чтобы определить стилистическую принадлежность текста, необходимо проанализировать его по следующему плану:

Ответ на вопрос «Как определить стиль текста?» будет неполным, если мы забудем об эмоциональном аспекте. Если текст сухой и безэмоциональный, перед нами научный или официально-деловой стиль, если живой и образный – разговорный или официально-деловой.

Тип текста

В заключение нужно добавить, что тексты делятся на три типа:

Если вы не знаете, какие бывают типы текста, оцените, что происходит с героем и сюжетом.

Когда рассказчик излагает историю, перед нами повествование. Если яркого сюжета нет, но автор рисует образ-картинку, это описание. Если в тексте присутствует факт, за которым следуют анализ и вывод, тип текста – размышление.

Надеемся, что теперь у вас сложилось полное представление о том, какие бывают стили текста в русском языке.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Круто, конечно, что есть столько разных стилей у текста, но в наше время было бы хорошо, если бы люди хотя бы писали грамотно.

В сети такой глупости и безграмотности начитаешься, что говорить о стиле вообще смысла нет. По-моему, такое понятие, как «стиль» написания текста уже давно осталось в обиходе только критиков и культуроведов. Остальные пишут как попало.

Каким бы ни был стиль повествования, важно чтоб в нем было как можно меньше воды. Это делает бессмысленным даже научный труд с большим количеством сложных терминов.

Источник

Публицистический стиль речи

Публицистический стиль речи — это раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции с целью воз­дей­ствия на слу­ша­те­лей и чита­те­лей при осве­ще­нии собы­тий общественно-политической жизни.

Что такое публицистический стиль?

Публицистический стиль — это язык общественно-политической лите­ра­ту­ры и средств мас­со­вой инфор­ма­ции: газет, жур­на­лов, радио и телевидения.

Публицистику назы­ва­ют лето­пи­сью совре­мен­ной жиз­ни обще­ства. С этой точ­ки зре­ния мож­но утвер­ждать, что она отра­жа­ет теку­щую историю.

Нет такой темы, кото­рая ни инте­ре­со­ва­ла бы жур­на­ли­стов. Публицистика обра­ще­на к зло­бо­днев­ным поли­ти­че­ским, соци­аль­ным, куль­тур­ным, фило­соф­ским, быто­вым про­бле­мам обще­ства. С этой пози­ции отме­тим, что пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи реа­ли­зу­ет­ся для выра­же­ния досто­вер­ной и исчер­пы­ва­ю­щей инфор­ма­ции чита­те­лей о важ­ных собы­ти­ях общественно-политической жизни.

С дру­гой сто­ро­ны, этот стиль речи при­зван не толь­ко инфор­ми­ро­вать, но и воз­дей­ство­вать на свою ауди­то­рию, фор­ми­ро­вать у чита­те­лей опре­де­лен­ный взгляд на обсуж­да­е­мые собы­тия и живо­тре­пе­щу­щие вопро­сы внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ки, эко­но­ми­ки, куль­ту­ры, спор­та, то есть в конеч­ном ито­ге вли­ять на миро­воз­зре­ние обще­ства. Учитывая выяв­лен­ную функ­ци­о­наль­ность, опре­де­лим, что такое пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи.

В свя­зи с зада­чей воз­дей­ство­вать на людей пуб­ли­ци­сти­ке при­су­щи харак­тер­ные сти­ле­вые черты:

Этот стиль речи чаще все­го оформ­ля­ет­ся в виде моно­ло­га об опи­сы­ва­е­мом явле­нии или про­бле­ме. Например, автор ста­тьи о рус­ском писа­те­ле Ф. М. Достоевском ведет дове­ри­тель­ный раз­го­вор со сво­им читателем.

Герой наших дней

Достоевского мас­со­во изда­ют в Китае, Корее, Аргентине, Бразилии, не гово­ря уж о Европе, где с его рома­на­ми зна­ко­мы уже очень дав­но. Правда, дол­гое вре­мя Достоевского на Западе пола­га­ли авто­ром поли­цей­ских и фелье­тон­ных рома­нов, кото­рые пишут­ся за месяц, чита­ют­ся за вечер и забы­ва­ют­ся через пару дней. Тех же «Братьев Карамазовых» счи­та­ли кри­ми­наль­ным быто­вым роман­чи­ком и при пере­во­де выбра­сы­ва­ли из него «Легенду о Великом Инквизиторе». Теперь же на кон­фе­рен­ции Института рус­ской лите­ра­ту­ры РАН, про­шед­шей нынеш­ним летом, швей­цар­ская писа­тель­ни­ца Ильма Ракуза заяви­ла: «Безусловно герой наше­го вре­ме­ни — Иван Карамазов и его «Легенда о Великом Инквизиторе», в кото­рой дан глу­бо­кий ана­лиз меха­низ­мов тота­ли­та­риз­ма и кото­рая и по сей день оста­ёт­ся необы­чай­но актуальной».

Публицистический стиль

Основная функ­цияВоздействовать на обще­ствен­ное созна­ние, инфор­ми­руя широ­кие кру­ги насе­ле­ния о важ­ней­ших акту­аль­ных собы­ти­ях и про­бле­мах совре­мен­но­сти, сфор­ми­ро­вать обще­ствен­ное мнение.ЖанрыИнформационные: замет­ка, репор­таж, интер­вью.

Аналитические: кор­ре­спон­ден­ция, ста­тья, рецензия.

Художественно-публицистические: зари­сов­ка, очерк, эссе.

Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музы­каль­ные ком­по­зи­ции, направ­лен­ные на реше­ние соци­аль­ных проблем.

Жанры публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи исполь­зу­ет­ся для осве­ще­ния собы­тий в раз­лич­ных сфе­рах общественно-политической жиз­ни. В соот­вет­ствии с этим его жан­ро­вый диа­па­зон доста­точ­но широк. В уст­ной речи пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль исполь­зу­ет­ся в выступ­ле­ни­ях адво­ка­тов, ора­то­ров на митин­гах и собра­ни­ях, выступ­ле­ни­ях поли­ти­че­ских и обще­ствен­ных дея­те­лей по теле­ви­де­нию и радио.

Преобладающей фор­мой пуб­ли­ци­сти­ки явля­ет­ся пись­мен­ная речь, кото­рая реа­ли­зу­ет­ся в жанрах:

Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть фото Как определить что текст публицистического стиля. Смотреть картинку Как определить что текст публицистического стиля. Картинка про Как определить что текст публицистического стиля. Фото Как определить что текст публицистического стиля

В каче­стве при­ме­ра тек­ста при­ве­дем отры­вок очер­ка, опуб­ли­ко­ван­но­го в жур­на­ле «Загадки исто­рии», о женщине-танкистке Александре Ращупкиной.

В годы Великой Отечественной вой­ны наравне с муж­чи­на­ми на защи­ту Родины вста­ли и жен­щи­ны. Больше все­го их насчи­ты­ва­лось в военно-медицинских учре­жде­ни­ях (70% млад­ше­го и сред­не­го пер­со­на­ла), под­раз­де­ле­ни­ях свя­зи (до 80%) и дорож­ных вой­сках (боль­ше поло­ви­ны). Но вот с женщинами-танкистками все было по-иному: по оцен­кам ученых-историков в вой­сках женщин-танкисток насчи­ты­ва­лось не более 20. Поэтому воен­ная судь­ба Александры Ращупкиной во всех смыс­лах уни­каль­на. Ведь Александра, или Сашка-сорванец, как назы­ва­ли её сослу­жив­цы, смог­ла повто­рить исто­рию «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, участ­ни­цы вой­ны с фран­цу­за­ми 1812 года.

Александра нача­ла свой бое­вой путь в соста­ве зна­ме­ни­той 62-ой армии гене­ра­ла Василия Чуйкова, на Сталинградском фрон­те. Отлично води­ла танк, и сослу­жив­цы дали ей про­зви­ще Санька-сорванец. Она при­ни­ма­ла актив­ное уча­стие в осво­бож­де­нии Украины, Польши, про­яв­ляя при этом муже­ство и геро­изм. За три года служ­бы женщина-танкист про­шла с това­ри­ща­ми огонь и воду. Все это вре­мя слу­жи­ла механиком-водителем тан­ка, и никто не дога­ды­вал­ся, что рядом с ними нахо­дит­ся женщина.

Языковые средства публицистического стиля

Основу пуб­ли­ци­сти­ки, как и любо­го сти­ля речи, состав­ля­ет обще­упо­тре­би­тель­ная ней­траль­ная лек­си­ка рус­ско­го язы­ка. Вместе с тем пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль отли­ча­ют харак­тер­ные язы­ко­вые средства.

В свя­зи с осве­ще­ни­ем важ­ных или зло­бо­днев­ных собы­тий для пуб­ли­ци­сти­ки харак­тер­на общественно-политическая лек­си­ка (депу­тат, выбо­ры, пар­ла­мент, обо­ро­но­спо­соб­ность, кон­сен­сус), упо­треб­ле­ние морально-этических слов (согла­сие, состра­да­ние, мило­сер­дие, веж­ли­вость), тор­же­ствен­ных слов, фра­зео­ло­гиз­мов и рече­вых штам­пов (Отчизна, дер­жа­ва, вос­пря­нуть, пре­одо­леть, одер­жать побе­ду, сто­ять насмерть, дер­жать руку на пуль­се).

В текстах пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля для реа­ли­за­ции функ­ции воз­дей­ствия на чита­те­лей неред­ко исполь­зу­ют­ся эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ные сло­ва, части­цы, меж­до­ме­тия, вос­кли­ца­ния, рито­ри­че­ские вопро­сы, побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния. В пуб­ли­ци­сти­ке часто упо­треб­ля­ют­ся повто­ры и инвер­сия.

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *