Как определить что у ребенка болит голова
Головная боль у детей: как помочь и как наблюдать?
Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?
Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.
С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?
Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.
Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.
Отчего начинает болеть голова?
В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:
Несовершенство вегетативной системы организма,
Начинающееся респираторное заболевание (продром),
Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;
Зубная боль, которая провоцирует боль головную;
Последствия травмы головы;
Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.
Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.
Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?
Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.
Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.
Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.
Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.
Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными
Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.
Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?
Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.
Как часто может болеть голова у здорового ребенка?
Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.
Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.
Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.
К какому врачу обратиться, если болит голова?
К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).
К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.
К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.
К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.
Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?
УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.
Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.
МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.
Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?
Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.
Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.
Если у ребенка болит голова – он утомлен?
Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.
Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?
Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.
Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.
6 вопросов о детской головной боли (2020-12-15 17:36:08)
6 вопросов о детской головной боли
От чего чаще всего болит голова у детей? Виноваты ли гаджеты? Когда пора бить тревогу и обращаться к врачу? Как лечить?
Головная боль — не самый приятный симптом. Тем сильнее мы переживаем, если она беспокоит наших детей, особенно, если повторяется часто. В чем причина? Влияют ли на ее возникновение гаджеты? Как ее быстро снять и в каких случаях точно пора к врачу? Разберемся в этих и других вопросах.
Головные боли у ребенка никогда не являются нормальным явлением. Допустимым считается разовые боли вследствие повышенной умственной или физической нагрузки, во всех остальных случаях частые головные боли — это повод обратиться к врачу.
При разовых болях необходимо обеспечить ребенка покоем, попробовать уложить его спать. Если он не хочет спать, необходимо убрать из его поля зрения телефон или планшет и напоить сладким чаем, который снимет усталость, подпитает сосуды головного мозга. Если эти способы не помогают, необходимо обратиться к неврологу.
Самой серьезной причиной головных болей у детей являются различные объемные образования головного мозга, к которым относятся опухоли и кисты. Если у ребенка часто болит голова, при этом он жалуется на тошноту и рвоту — это опасный сигнал, родителям необходимо как можно скорее показать его врачу.
Современная медицина диагностирует все перечисленные причины головных болей благодаря различным функциональным методам исследований — эхоэнцефалографии, электроэнцефалографии и более современным, к которым относятся транскраниальная допплерография и МРТ головного мозга. На основе результатов исследований врач-невролог назначает медикаментозное лечение или рекомендует психологический покой.
Подробнее
Медицинский лекторий
«ДомоденТ» — это многопрофильная клиника, которая оказывает все виды стоматологических и лор-услуг для жителей г. Домодедово и Московской области.
Промышленный холдинг Evers Group Rus – это компания производитель инновационных и традиционных медицинских изделий, входит в число лидеров отечественного рынка фармпредприятий.
Нова Клиник — сеть специализированных центров репродукции и генетики человека в Москве, где проводится полный комплекс диагностических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление бесплодия.
Сахарный диабет и ожирение. Новый взгляд на проблему.
20 причин для начала занятий ЛФК
Если в анализе крови очень много лимфоцитов
О каких проблемах со здоровьем можно узнать по внешним признакам?
Назван простой способ снизить уровень холестерина
Ученые назвали оптимальную диету для похудения
Причины отёков. Кто виноват и что делать
Врач рассказал, что поможет в борьбе с метеозависимостью
Названы опасные для детей комнатные растения
Почему осенью сложнее просыпаться и как с этим бороться?
Какие продукты вызывают зависимость? Выражение «шоколадный пьяница» появилось неспроста
Самые полезные продукты в нашем рационе
Какие национальные кухни самые полезные и где живут самые здоровые люди?
Сладость с изюминкой: что нужно знать о пользе горького шоколада
Правильный режим питания в профилактике заболеваний
Психосоматика заболеваний суставов и пути исцеления
Ребенок часто жалуется на головную боль?
На что обратить внимание родителям, рассказывает детский невролог, к.м.н. Ольга Ивановна Бегашева.
Головная боль у детей дошкольного и младшего школьного возраста не редкость. И в установлении причин болей очень важен дифференциальный диагноз. Это значит, что методом исключения не подходящих диагнозов, мы сводим его к единственно вероятной проблеме. Ведь ситуация, когда у ребенка болит голова, далеко не всегда указывает на наличие органических или физиологических проблем, примерно в половине случаев голова болит из-за переутомления, эмоционального напряжения. Но такой грозный симптом оставлять без внимания нельзя. На что же обратить внимание родителям?
Утренние головные боли
Но утренняя рвота может быть признаком повышенного внутричерепного давления и быть связана с опухолью или сосудистыми проблемами. В этом случае ребенка должен обследовать невролог, а при исключении этих заболеваний принимает решение о дальнейшем обследовании и поэтапно устанавливает точный диагноз.
С тошнотой и рвотой протекает головная боль и при эпилепсии Гасто (это вариант эпилепсии детского возраста, сопровождающийся пароксизмальными приступами). В диагностике этого заболевания помогает электроэнцелография, ее параметры и режим должен назначить невролог.
Головокружения
Усталость
Если головные боли связаны с анемией – снижением уровня гемоглобина в крови – то обычно они сопровождаются крайне выраженной астенией, слабостью, усталостью. При так называемой моторной усталости ребенок потеет, не может долго выполнять физические упражнения. Через полчаса физических нагрузок такие дети хотят отдохнуть, присесть, те, что поменьше – просятся на руки. Такое состояние называется психостенией. Лечить надо анемию, повышать уровень гемоглобина.
Нарушения пищеварения
Причиной головной боли может быть гастрит с пониженной кислотностью. При таком заболевании у ребенка наблюдаются трудности с перевариванием пищи и усваиванием питательных веществ. В результате ему просто не хватает энергии, это состояние час то сопровождается головной болью. У таких детей руки холодные и потные, а головная боль носит неспецифический характер, присутствует скорее как ощущение дурноты. Такого малыша обязательно нужно показать гастроэнтерологу, чтобы тот назначил соответствующую терапию – ферменты, пре- и пробиотики. Ос обенно важно такие профилактические курсы проводить осенью и весной.
Дефицит витамина Д
Дети растут неравномерно. В период между 5 и 8 годами рост идет бурными темпами, со скачками роста. И в это время малышу требуется огромное количество белка, витаминов, фермент ов. В то же время основная проблема нашего региона – это дефицит витамина Д. У детей с таким дефицитом очень часто бывает нарушение кальциевого обмена. Его признаки – ломкие ногти, кариес, боли в ногах, могут наблюдаться раздражительность, усталость, тревожность, головные боли. В этом случае головные боли также не специфические, без общемозговых симптомов.
ЛОР-заболевания
Следующая причина головных болей – хронические гаймориты. Их можно определить по болезненности точек Валле – это вертеброневрологические точки выхода тройничного нерва, которые располагаются на лице у основания бровей, под глазами и на подбородке. При хроническом гайморите болезненной бывает именно точка под глазницей. Наблюдаются при хроническом гайморите и нарушения дыхания, обструктивное апноэ во сне, утренние головные боли из-за нарушения венозного оттока. Ребенок в течение дня испытывает слабость, утомляемость, нарушение внимание. Часто такое состояние сопровождается гиперактивностью.
Другие причины
Причин появления головных болей у ребенка – великое множество. Это может быть врожденная лактазная недостаточность, ее признак – частые запоры, выявляется же она генетическими методами исследования. Вызывать головную боль (наряду с другими симптомами) могут и гельминтозы, и увеит (ревматоидное воспаление сосудистой оболочки глаза, которое может наблюдаться у детей более старшего возраста). Далеко не всегда головная боль у детей может быть вызвана неврологическими заболеваниями. Но оставлять этот симптом без внимания не стоит. Не нужно также пытаться вылечить головную боль самостоятельно, ребенка обязательно нужно отвести к врачу. Только квалифицированный специалист сможет установить правильный диагноз и назначить единственно верный способ лечения.
Причины головной боли у ребенка
Здоровый ребенок – счастье и гордость для родителей. Вся семья с умилением смотрит на подрастающее чудо. Много радостных событий: первая улыбка, первый зубок, первый шажок…. Первый подъем температуры, первый ушиб, первая царапина… Победы и огорчения, смех и слезы зачастую идут бок о бок.
Головная боль (цефалгия) – одна из самых частых жалоб при обращении к врачу не только у взрослых, но и в педиатрии. Если у дошкольников они встречаются не так часто, то к 12-15 годам более половины детей и подростков периодически испытывают головные боли. В некоторых случаях родители вспоминают, что еще задолго до начала посещения детского сада ребенок периодически становился беспокойным и брался руками за голову.
Когда ребенок или подросток начинает жаловаться на цефалгии, реакция со стороны родителей бывает разная. Некоторые считают, что это делается для привлечения внимания, так как головная боль – чисто «взрослый» недуг, а у детей подобного просто не бывает. Другие, наоборот, по любой, даже незначительной жалобе начинают обследовать и лечить ребенка.
Боль может быть острой и хронической. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Как правило, острая боль – это сигнал организма об опасности: травма, инфекция, воспаление. Острая боль — необходимый приспособительный сигнал, который не только информирует о тканевом повреждении, но и вызывает рефлекторные и поведенческие реакции, позволяющие свести повреждающее воздействие к минимуму. Как только прекращается действие фактора, ее вызвавшего, боль прекращается. Часто такое состояние требует неотложных мероприятий. Как правило, при правильном лечении, назначенном врачом, пропадают все симптомы болезни, а вместе с ними прекращает болеть и голова. Первым, к кому обращаются за помощью, становится участковый педиатр. Хронической является боль, продолжающаяся дольше периода заживления, как правило, ее продолжительность более 3 месяцев. При этом нет четкой связи с какой-либо причиной, либо она имеет неясный, неопределенный характер. Провоцировать новые эпизоды могут любые факторы (эмоции, нагрузка, стресс, смена погоды и т.д.). А как относиться к тому, что малыш пожаловался на боль в голове, будучи при этом совершенно здоровым? Как это воспринимать – как тревожный симптом или просто детскую выдумку?
Следующей градацией головных болей является их разделение на первичные и вторичные. Первичные являются самостоятельными заболеваниями. В детском возрасте в основном это мигрень и головная боль напряжения. При вторичных – цефалгия это только один из симптомов другого заболевания. Известно более 150 заболеваний, которым сопутствуют жалобы на головную боль. Наиболее распространёнными из них являются:
Головные боли могут возникать как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные), неправильный образ жизни: когда ребенок имеет слишком мало или слишком много сна, слишком много времени проводит перед компьютером или экраном телевизора, мало активен физически, питается неправильно. После первичного осмотра пациента с жалобами на головные боли педиатр направит на необходимые консультации и обследования в зависимости от выявленных нарушений. В большинстве случаев дети с жалобами на головные боли наблюдаются и состоят на учете у невролога.
Диагноз первичной головной боли (мигрень, головная боль напряжения) выставляется специалистом на основании характерной клинической картины и жалоб пациента. Так при мигрени беспокоят эпизоды сильной, как правило, односторонней боли (лоб, висок, половина головы). Она носит пульсирующий характер, боль сильная, сопровождается тошнотой, чаще – многократной рвотой. Раздражает свет, звуки. Ребенок старается лечь и уснуть, действует правило трех «т»: тихо, темно, таблетка. После сна, как правило, боль не беспокоит, восстанавливается двигательная активность, аппетит может быть некоторое время несколько снижен. Очень часто у кого-нибудь из членов семьи есть подобные цефалгии. К факторам, провоцирующим эпизоды мигрени, относят:
Пациенты с головными болями напряжения (ГБН) жалуются на двусторонние цефалгии сдавливающего или сжимающего характера, без четкой локализации. Нередко боль локализуется преимущественно в лобно-теменной, лобно-височной, затылочно-шейной области, по типу «обруча», «тугой шапки». Боль умеренная или легкая, нет выраженной тошноты или рвоты. Ребенок может принимать пищу, читать, смотреть телевизор, нет ухудшения состояния во время выполнения повседневной физической нагрузки. Возможна легкая тошнота, плохая переносимость или яркого света или громких звуков. ГБН беспокоят от 1 раза в месяц до практически постоянных, возникают в основном после 2-3 урока в школе, либо преимущественно во второй половине дня, нет ночных болей.
Мигрень и ГБН не являются состоянием, угрожающим жизни, но приводят к ухудшению качества жизни ребенка: снижению памяти, внимания, успеваемости, тяжело переносятся детьми, сказываются на их настроении, поведении, учебе, профессиональной ориентации. Поэтому важно во время распознать данные заболевания, а так же проводить своевременную профилактику возникновения головных болей:
В этой статье мы обсудили возможные причины возникновения головных болей у детей. Более подробно о способах лечения цефалгий – при продолжении.
Авторы: Филипович Е.К., асс. каф. Детской неврологии БелМАПО, главный внештатный детский невролог КЗ Мингорисполкома;
Лещинская Е.В., зав. педиатрическим отделением УЗ «7ГДП» г. Минска
Головные боли напряжения у детей
Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.
Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.
Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.
И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.
И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.
Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.
Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.
И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.
Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.
Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.
Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.
И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.
Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.
И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.
Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.
Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.
Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.
Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.
Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.
При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.
Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.
Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.