Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало

Презентация «И.С.Тургенев и общественно-политические взгляды.»

Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало. Смотреть фото Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало. Смотреть картинку Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало. Картинка про Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало. Фото Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало

Описание презентации по отдельным слайдам:

И.С.Тургенев и общественно-политические взгляды. Подготовила ученица 10 «Б» класса МБОУ СОШ №14 школы г.Кузнецка имени 354-й стрелковой дивизии Кадомцева Ангелина. Руководитель: Яшина Т.А. – учитель истории.

Содержание: 1. Биографические данные. 2. Тургенев и крепостное право. 3. Мировоззрение И.Тургенева. 4. Оценка творчества в разные эпохи.

СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, получил богатое наследство, но крепостником не стал.

РОДИТЕЛИ ТУРГЕНЕВА СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУРГЕНЕВ ВАРВАРА ПЕТРОВНА, УРОЖД. ЛУТОВИНОВА

«Странное влияние имел на меня отец – и странные были наши отношения. Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу, он даже был, если можно так выразится, вежлив со мной. Только он не допускал меня до себя. Я любил его, я любовался им, он оказался мне образцом мужчины. Размышляя впоследствии о характере моего отца я пришел к такому заключению: ему было не до меня и не до семейной жизни; он любил другое и наслаждался этим другим вполне. Отец мой прежде всего и больше всего хотел жить… и жил. Наверное, он предчувствовал, что ему не придется пользоваться «штукой» жизни. Он умер в 42 года». Отец. СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

Мать. Мать, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, — женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных. ВАРВАРА ПЕТРОВНА, УРОЖД. ЛУТОВИНОВА

«Мне нечем помянуть моего детства, — говорил много лет спустя Тургенев. — Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк — одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся!». Возможно эти чувства позволили Ивану Сергеевичу острее переживать и сострадать крепостным в имении матери.

«Владельцем душ» он стал лишь после смерти матери в 1850 году. И тогда же, как пишет он, «я немедленно отпустил всех дворовых на волю, пожелавших крестьян перевел на оброк, всячески содействовал успеху общего освобождения, при выкупе везде уступил пятую часть». Тургенев принадлежал к

По мнению энциклопедии Брокгауза и Ефрона, «Записки охотника», помимо обычного читательского успеха, сыграли определённую историческую роль. Книга произвела сильное впечатление даже на наследника престола Александра II, который спустя несколько лет провёл ряд реформ по отмене крепостного права в России. Под впечатлением от «Записок» находились и многие представители правящих классов. Книга несла в себе социальный протест, обличая крепостное право, но непосредственно само крепостное право затрагивалось в «Записках охотника» сдержанно и осторожно. Содержание книги не было выдуманным, оно убеждало читателей, что нельзя людей лишать самых элементарных человеческих прав.

Оценка творчества. Тургенева многократно цитировал В. И. Ленин, который особенно высоко ценил его «великий и могучий» язык. М. И. Калинин говорил, что творчество Тургенева имело не только художественное, но и общественно-политическое значение, которое и придавало художественный блеск его произведениям М. И. Калинин отмечал, что писатель показал в крепостном крестьянине человека, который так же, как и все люди, достоин иметь человеческие права. По мнению «Большой советской энциклопедии», созданная писателем художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Она во многом послужила основой для «интеллектуального» романа Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, в котором судьбы центральных героев зависят от решения ими важного философского вопроса, имеющего общечеловеческое значение. Заложенные писателем литературные принципы получили развитие в творчестве многих советских писателей — А. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других. Его пьесы стали неотъемлемой частью репертуара советских театров.

По мнению академической «Истории русской литературы», Тургенев стал первым в русской литературе, кому удалось в своём произведении через картины повседневного деревенского быта и различные образы простых крестьян выразить мысль о том, что закрепощённый народ составляет корень, живую душу нации. А литературовед профессор В. М. Маркович говорил, что Тургенев одним из первых попытался изобразить противоречивость народного характера без прикрас, и он же впервые показал тот же народ достойным восхищения, преклонения и любви.

1859 г. В России много уделяется изучению памяти творчества Тургенева и в XXI веке. Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г. Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят крупные научные конференции, которые имеют статус международных. В рамках проекта «Тургеневская осень» в музее ежегодно проходят тургеневские чтения, в которых принимают участие исследователи творчества писателя из России и из-за рубежа. Отмечаются тургеневские юбилеи и в других городах России. 1860 г.

Источник

Фокин П.: Тургенев без глянца (ознакомительный фрагмент)
Общественно-политические взгляды и убеждения

Общественно-политические взгляды и убеждения

Людвиг Фридлендер (1824–1909), немецкий филолог и археолог, профессор Кенигсбергского университета, знакомый И. С. Тургенева:

Он был совершенно чужд односторонности, партийности. Его отношение к самым разнообразным событиям и направлениям, были ли они ему симпатичны или нет, отличалось такой объективностью, что приводило даже к недоразумениям.

Иван Сергеевич Тургенев. В записи Х. Х. Бойесена:

В юности, когда я учился в Московском университете, мои демократические тенденции и мой энтузиазм по отношению к североамериканской республике вошли в поговорку, и товарищи студенты называли меня «американцем».

Иван Сергеевич Тургенев:

Тот быт, та среда и особенно та полоса ее, если можно так выразиться, к которой я принадлежал – полоса помещичья, крепостная, – не представляли ничего такого, что могло бы удержать меня. Напротив: почти все, что я видел вокруг себя, возбуждало во мне чувства смущения, негодования – отвращения, наконец. Долго колебаться я не мог. Надо было либо покориться и смиренно побрести общей колеей, по избитой дороге; либо отвернуться разом, оттолкнуть от себя «всех и вся», даже рискуя потерять многое, что было дорого и близко моему сердцу. Я так и сделал… Я бросился вниз головою в «немецкое море», долженствовавшее очистить и возродить меня, и когда я наконец вынырнул из его волн – я все-таки очутился «западником», и остался им навсегда.

… Я хочу только заявить, что я другого пути перед собой не видел. Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надлежащей выдержки, твердости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя аннибаловская клятва; и не я один дал ее себе тогда. Я и на Запад ушел для того, чтобы лучше ее исполнить.

Евгений Михайлович Феоктистов:

В воспоминаниях своих он упомянул, между прочим, что до того времени было у него одно заветное чувство – ненависть к крепостному праву и что он поклялся «Аннибаловою клятвой» всячески преследовать его. Заявление довольно странное в устах Ивана Сергеевича. Если бы Аннибал, глубоко ненавидя римлян, сидел преспокойно в Карфагене, не предпринимал похода в Италию и не прославился бы там чудесами храбрости в борьбе с своими врагами, то ни для кого не было бы интересно, клялся ли он погубить их или нет. Все дело в его подвиге, в том, что клятва не была для него пустым словом, что осуществление ее сделалось задачей его жизни. Уж, конечно, никогда Тургенев борьбу с крепостным правом задачей для себя не ставил. Все образованные люди ненавидели это страшное зло нашего общественного строя, ненавидел его и он; почти во всех лучших литературных произведениях того времени проглядывала более или менее ясно, смотря по цензурным условиям, эта тема; затронув ее в своих «Записках охотника», Тургенев более чем кто-либо производил впечатление на читателей, но это потому, что он был неизмеримо талантливее других. Никогда, однако, несмотря на Аннибалову клятву, он не увлекался тенденцией, не жертвовал для нее требованиями искусства, ибо был исключительно художником, и всякого рода политические стремления и цели были ему совершенно чужды. Среди тогдашнего избранного кружка не встречал я человека, который, по самой натуре своей, был бы так мало склонен заниматься политикой, как Тургенев, и он сам сознавался в этом. «Для меня главным образом интересно не что, а как и кто». Вот фраза, которую беспрерывно приходилось слышать от него близким ему лицам. На первом плане стояли для него типы, характеры, а вовсе не деятельность сама по себе в том или другом направлении. Так было всегда до того самого времени, когда известная партия, опьянив его похвалами и лестью, навязала Тургеневу совершенно несвойственную ему роль, и он имел слабость поддаться на удочку. Впрочем, кто только не эксплуатировал его! Он сам рассказывал по этому поводу уморительные вещи. Так, например, В. К. Ржевский уж конечно мог быть по всей справедливости причислен к разряду людей, которых принято у нас называть «крепостниками»; это был человек незавидной нравственности, но умный, сведущий и считавшийся одним из корифеев партии, враждебной освобождению крестьян. Когда начались заседания редакционных комиссий, он поспешил в Петербург; по словам его, он объездил почти все гостиницы и нигде не нашел сколько-нибудь удобного приюта, а потому на основании долгого и близкого знакомства с Тургеневым – оба они были орловские помещики – счел за лучшее поселиться у него. Однажды, вернувшись с прогулки, Иван Сергеевич нашел у себя неожиданного сожителя. Но это бы еще ничего.

– Можете себе представить, – рассказывал он, – что вот уже более двух недель, как моя квартира превратилась в главный штаб крепостничества; с утра до ночи приходят к Ржевскому господа, самые имена которых достаточно говорят о том, что они замышляют; человек мой избегался, подавая им чай и закуски; я отлично знаю, что за стеной, рядом с моим кабинетом, вырабатываются планы, придумываются всевозможные каверзы, чтобы затормозить освобождение крестьян, но что хотите – у меня просто не хватает духу отправить их всех к чорту…

или, вернее, русскому племени какую-то провиденциальную роль в истории и стремящееся изолировать его от влияния западной цивилизации, – Тургенев, говорю я, не мог не видеть национальных особенностей племени и не признавать за ними глубокого культурно-исторического значения. Но в то же время, как человек развитый и европейски образованный, как ум, стоящий выше предрассудков, он всем своим существом был предан европейской цивилизации, европейским политическим идеалам и философской мысли и страстно желал широкого и свободного водворения их в своем отечестве.

Едва ли у Ивана Сергеевича была своя определенная политическая программа. В этом отношении он, вероятно, находился всегда под большим или меньшим влиянием своих политических друзей, хотя сам он, как человек, неспособный уложиться в тесные рамки какой-нибудь исключительной политической доктрины, нередко находил их (то есть своих друзей) узкими, чересчур доктринальными и односторонними. Как художнику и поэту ему была присуща способность увлекаться каким-нибудь героическим поступком, какой-нибудь высокой нравственной чертой людей, принадлежащих к несимпатичной ему, даже враждебной, партии, и, вследствие этого, высказывать самые противоречивые взгляды и симпатии.

Тургенев был либерал в самом широком и лучшем смысле этого слова, и ни одному сколько-нибудь здравомыслящему человеку не взбредет в голову заподозрить его в какой бы то ни было прикосновенности к социально-революционным доктринам.

С напряженным вниманием следил Иван Сергеевич по русским и иностранным газетам и журналам за всем, что делается в России, останавливался на каждом безобразном явлении, с желчью указывал на него своим посетителям.

Петр Лаврович Лавров –1900), философ-позитивист, политический эмигрант:

Скептицизм относительно чего бы то ни было действительно полезного для России, способного выйти от кого бы то ни было: от правительства, от либералов или революционеров, составлял основную черту его взглядов на русские дела, хотя при этом он готов был сочувственно отнестись к самомалейшему явлению, которое как будто обещало что-либо, но лишь для того, чтобы, вслед за тем, еще сильнее обрушиться на то, что обмануло его минутные надежды.

Максим Максимович Ковалевский (1851–1916), социолог, юрист, историк, профессор Московского университета:

Нечего и говорить, что Тургенев нимало не сочувствовал терроризму. Он постарался даже оттенить свое отношение к событию 1 марта 1881 года личным присутствием на панихиде. Когда крестьяне села Спасского обратились к нему с просьбой о денежной помощи на открытие часовни в память Александра II, он не отказал им в их ходатайстве. С другой стороны, он не отказывал также в ссудах без отдачи тем из русских, которые на чужбине оставались без денег, не спрашивая их об их убеждениях.

– написать Александру III, который недавно вступил на престол и колебался еще, какой политике последовать, указать ему на необходимость дать России конституцию. С нескрываемой горестью Тургенев говорил мне: «Чувствую, что обязан это сделать; но я вижу также, что не в силах буду это сделать». В действительности он терпел уже страшные муки, причиняемые раком спинного мозга. Ему трудно было даже сидеть и говорить несколько минут. Так он и не написал тогда, а несколько недель позже это уже было бы бесполезно: Александр III манифестом объявил о своем намерении остаться самодержавным правителем России.

Источник

Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало

По своему душевному складу Тургенев был скорее сом­невающимся Гамлетом, в политике же считал себя «либе­ралом-постепеновцем», сторонником медленных политических и экономических преобразований, шаг за шагом приближающих Россию к странам европейского Запада. Однако на протяжении всего творческого пути он питал «влеченье — род недуга» к революционерам-демократам. В либерализме Тургенева были сильны демократические симпатии. Неизменное преклонение вызывали у него «соз­нательно героические натуры», цельность их характера, отсутствие противоречий между словом и делом, волевой темперамент окрыленных идеей борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом и нетерпением. А потому он считал их деятельность траги­чески обреченной: это верные и доблестные рыцари идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в «рыцарей на час».

В 1859 году Тургенев написал статью под названием «Гамлет и Дон Кихот». В двух этих типах, по Тургеневу, на века схвачены два крайних полюса человеческой при­роды, две стихии, определяющие жизнь человека, — цент­ростремительная (гамлетовская) и центробежная (донкихот­ская). Характеризуя тип Гамлета, Тургенев думает о «лиш­них людях», дворянах; под донкихотами же он подразуме­вает новое поколение — революционеров-демократов. Тур­генев хочет быть арбитром в споре этих общественных сил. Он видит сильные и слабые стороны и в Гамлетах, и в Дон Кихотах.

Гамлеты — эгоисты и скептики, они вечно носятся с са­мими собой и не находят в мире ничего, к чему могли бы «прилепиться душою». Враждуя с ложью, Гамлеты стано­вятся поборниками истины, в которую они тем не менее не могут поверить. Склонность к анализу заставляет их все подвергать сомнению и не дает веры в добро. Поэтому Гамлеты нерешительны, в них нет активного волевого начала.

В отличие от Гамлета, Дон Кихот совершенно лишен эгоизма, сосредоточенности на себе, на своих мыслях и чувствах. Цель и смысл существования он видит не в себе самом, а в истине, находящейся «вне отдельного челове­ка». Дон Кихот готов пожертвовать собой ради ее торже­ства. Своим энтузиазмом, лишенным всякого сомнения, он увлекает народные сердца. Но постоянная сосредоточен­ность на одной идее, «постоянное стремление к одной и той же цели» придают некоторое однообразие его мыслям и од­носторонность его уму. Как исторический деятель Дон Ки­хот неизбежно оказывается в драматической ситуации: ис­торические последствия его деятельности всегда расходятся с идеалом, которому он служит, и с целью, которую он преследует в борьбе. Достоинство и величие Дон Кихота «в искренности и силе самого убежденья. а результат — в руке судеб».

В эпоху смены поколений общественных деятелей, в впоху вытеснения либералов-дворян радикалами-разночин-Пами Тургенев мечтает о возможности союза двух антикре-(постнических сил. Ему бы хотелось видеть в дворянах-Гамлетах больше смелости и решительности, а в демокра­тах-донкихотах — трезвости и самоанализа. Такой герой, по Тургеневу, возможен, поскольку гамлетизм и донкихот­ство — два крайних полюса одной человеческой природы. «Чистого» Гамлета, равно как и «чистого» Дон Кихота, в жизни не встретишь: в характерах людей проявляется лишь склонность к тому или иному полюсу.

Получалось, что Тургенев-писатель постоянно стремил­ся встать над схваткой, примирить враждующие партии, обуздать противоположности. Человек терпимый, он реши­тельно отталкивался от любых завершенных и самодоволь­ных систем. «Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, которые хотят ее за хвост пой­мать. Система — хвост правды, но правда, как ящерица: оставит хвост, а сама убежит».

«В России, в стране всяческого, революционного и религиозного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не един­ственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры, — говорил в 1909 году русский писатель и философ Д. С. Мережковский. — В этом смысле Турге­нев, в противоположность великим созидателям и разру­шителям Л. Толстому и Достоевскому, — наш единствен­ный охранитель. »

Источник

Как определял Тургенев свою общественно-политическую позицию? Что привлекало его в революционерах-демократах, его идейных противниках

В 20:04 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Как определял Тургенев свою общественно-политическую позицию? Что привлекало его в революционерах-демократах, его идейных противниках

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало. Смотреть фото Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало. Смотреть картинку Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало. Картинка про Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало. Фото Как определял тургенев свою общественно политическую позицию что привлекало

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Источник

Вопросы по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 1 Страница 15-70

Вопросы для самопроверки

1. Каковы исторические причины особого развития русской классической литературы? Почему к ней нельзя без оговорок применять термины, характеризующие историко-литературный процесс на Западе?

Термины “литературное течение” или “литературное направление” к русской классической литературе следует относить осторожно. Не существует полного равенства литературных временных отрезков с какой-нибудь художественной тенденцией. Писатель эпохи романтизма мог писать классические или реалистические произведения. Литературный процесс в России нельзя представить как сосуществование разных литературных направлений.

2. Какие этапы можно выделить в развитии реализма в русской литературе XIX века? Чем они различаются?

Первый – этап формирования реализма, который характеризуется трагическим конфликтом, масштабностью образов, особой ролью переживаемых чувств, поэтизацией героев.

Следующий этап – просветительский. Он становится инструментом подготовки революционных идей. Действия героев разделяются на положительные и отрицательные (разумные и неразумные).

Далее следует этап критического реализма, связывающий характер персонажей с общественными обстоятельствами.

1. В каких изученных вами произведениях писателей первой четверти XIX века можно обнаружить вмешательство благих или враждебных потусторонних сил в судьбы героев?

-Иван Крылов «Почта духов», своеобразная переписка арабского философа с водяными, воздушными и подземными духами.

-Александр Пушкин поэма «Руслан и Людмила»-чудеса, колдовство, колдуны и чародеи, герои сказочного сюжета произведения.

Пару слов о зарубежных литераторах, давших толчок развитию романтизма на Западе и распространению его в Россию.

-Джордж Байрон мистерия «Каин», поэма «Манфред «-о высокородном графе, анахорет-чернокнижнике, таинственном повелителе духов.

2. Укажите прочитанные вами произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, изображающие судьбы конкретных людей на фоне масштабных исторических событий.

А.Пушкин много уделял внимание описанию судеб конкретных людей, на фоне масштабных исторических событий. Поэма «Полтава»-история битвы под Полтавой, блестящей победе Петра Великого над шведским королём Карлом XII,предательстве гетмана Мазепы и бескорыстной любви Марии Кочубей.»Капитанская доска»-история любви во времена Пугачёвского бунта и Екатерины II.

Гоголь обратился к исторической теме борьбы казачества за своё освобождение. «Тарас Бульба»-история казацкого восстания, Охрим Макуха-прототип Тараса, судьбы героев не вымышленные, а реальные. В повести «Ночь перед рождеством» Гоголь затронул тему Запорожской Сечи, трагедии её исчезновения во времена Екатерины II,Потёмкин не смог помочь запорожцам.

М.Лермонтов описал Бородинскую битву глазами солдата, очевидца сражения. «Бородино» отражает патриотизм народа и воспевает победу М.Кутузова, принявшего правильное решение и сохранившего жизни тысяч солдат. Поэма «Мцыри» описывает покорения Кавказа царской армией. Мцыри-это заложник войны, оставленный без родных и увезённый в чужие края. Упомянут и генерал Ермолов, командующий Отдельным Грузинским корпусом.

3. Приведите примеры литературных произведений первой трети XIX века, в которых авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей.

Примеры литературных произведений первой трети 19 века, в котором авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей:

А. Островский «Гроза».
Е. Баратынский «Отрывок», «Ахилл», «Молитва».
А. Пушкин «Пророк».
М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу».
Таким образом, для литературы первой трети 19 века характерен христианский гуманизм. Для этих взглядов типичным идеалом выступает не сам человек, а его высшее, лучшее начало.

4. Расскажите об эволюции русского реализма, используя материалы учебника и дополнив их собственными примерами из знакомых вам произведений русской литературы ХIХ века.

Русская литература 1850-х гг. рассматривается как новый этап в развитии реализма. Писатели отталкиваются от принципов натуральной школы, уделяют повышенное внимание психологии и нравственным проблемам. Сильные характеры могут противостоять социальным обстоятельствам. Изменение концепции личности порождает трансформацию жанрово-стилевой системы реализма.

Для индивидуальной работы

1. Подготовьте сообщение «Реализм как художественное направление», опираясь на материалы справочных изданий и статьи учебников для 9—10 классов. Включите в него примеры из произведений Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

В духовном мире не остался ни один уголок, который не имел бы общественной значимости и не интересовал искусство. Все эти изменения обусловили появление нового типа художественной концепции мира – реализму.

Явления действительности, как и сам человек, появились в искусстве реализма во всей сложности и полноте, во всем богатстве эстетичных свойств, усложненных и обогащенных общественной практикой.

В основу реализма положен принцип историзма, конкретно историческое понимание и изображение человеческих характеров. Реализму свойственная типизация как средство выявления сущностных социальных качеств человека и обстоятельств формирования и деятельности.

Искусство реализма имеет в своей наработке огромную галерею социальных типов, воспроизведши разнообразие и сложность социальных отношений и связи общества в новый исторический период – эпоху политического и экономического планирования капитализма.
Следует отметить, что реализм зародился в стране, где капитализм утвердился раньше всего-Англии и Франции.
Основателями западноевропейского реализма были В. Скотт и Ч. Диккенс, Ф. Стендаль и О. где Бальзак.
Реализм произвело мощное влияние на общественное сознание эпохи.
Он способствовал утверждению материалистического взгляда на человека, сущность которого определяется как «совокупность всех общественных отношений».

Реалистичный тип творчества основывается не на правилах и схеме,
а на проникновении в закономерности социальной действительности
(она и является предметом искусства).
Художник-реалист познает характеры и явления жизни в движении,
понимает их как результаты действительности, которая развивается:
и мыслит закономерностью этой действительности.

Признаки:
Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

2. Составьте таблицу, отражающую этапы европейского литературного процесса от реализма Возрождения через барокко к классицизму, просветительству, сентиментализму, романтизму и критическому реализму. Впишите в неё названия наиболее значительных литературных произведений европейской литературы, созданных в рамках каждого этапа.

Основные признаки литературного направления

Ориентир на эстетичность античного искусства. Утверждается неоспоримый приоритет разума над чувствами. Авторы провозглашают принцип рационализма: искусству следует быть разумным, логически выверенным. Мимолетное отвергается, подчеркиваются сущностные свойства вещей. Гражданская тематика в произведении имеет форму в строгих творческих нормах по каноничному образцу.

Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин

На смену строгости классицизма здесь воспевают чувство как существенный признак человеческой натуры. Герой (иногда и героиня) не боится чувствовать и открывать читателю свой эмоциональный мир, который разнообразен и переменчив. Признается, что независим от его сословия, каждый обладает богатым внутренним миром.

Я. М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский

Главенствует прием романтического двоемирия. Автор создает конфликт противопоставления идеала героя его окружению. Несовместимость этого идеала и реальности реализуется в уходе в мир преданий и легенд, сна, фантазий, экзотических стран. Личность волнует романтиков в свете ее одиночества и разочарованности. Героя не отпускает понимание трагичности жизни, в то же время он выражает мятежность духа.

А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, М. Горький,

Упор на литературу как средство познания мира. Возвышается ее способность объективно отражать действительность. Предмет художественного исследования – взаимосвязь между характером и обстоятельствами, авторы показывают становление характера под воздействием среды. Однако, не отменяется способность вести борьбу и волей отстаивать право на самоопределение. Действительность показывается в постоянном развитии, представляя типичное в неповторимо-индивидуальном воплощении.

И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, А. И. Куприн

Ответвление весь XIX век. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, всегда критичным, даже саркастичным авторским взглядом

Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин

Объединяет множество течений и школ с разнящейся эстетической концепцией. Общее одно – отказ от реализма и жесткой связи характеров и обстоятельств. Во главе самоценность личности и ее самодостаточность. Причины и следствия утомляют и низвергаются за ненадобностью.

Первое значительное модернистское течение. Истоки направления в романтизме с его двойственностью. Отказавшись от познания мира, символисты его конструируют. Особый упор на подсознательное созерцание, познание тайного, заключенного в символах.

В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Иванов, Л. Андреев, А. Белый,

Реакция на несовершенство символизма, его настойчивую идею восприятия реальности как пародию на высшие сущности. Акмеисты осваивают многообразный внешний мир, провозглашая культуру высшей ценностью. В поэзии характерны стилистическое равновесие, четкость образов, выверенная композиция и детали.

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам

Основная черта этого авангардистского течения – свержение традиций прошлого, уничтожение старой эстетики, создание нового искусства будущего. Авторы верили в принцип «сдвига», отразившийся в лексическом и синтаксическом обновлении поэтического языка: вульгаризмах, неологизмах. Оксюморонах…

В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский,

Эстетический и идеологический плюрализм породил антииерархичный текст, который отрицает мировоззренческую цельность, говорит о невозможности овладения реальностью единым методом или языком. Писатели подчеркивают искусственность произведений, не боятся сочетать стилистику разных направлений, жанров и эпох.

А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев

3. Опираясь на материал 9 класса и дополнительные источники, подготовьте сообщение о спорах «романтиков» с «классиками» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины ХIХ века. Покажите, как в этих спорах определялись национальные черты русского реализма.

Вопросы для самопроверки

1. В чём заключалось своеобразие общественной роли критики в России XIX века, чем оно было обусловлено?

Великие мыслители Запада не могут быть названы революционными демократами, а выдающиеся защитники интересов народных масс в истории общественного движения западных стран не придавали значения тонкостям науки и литературы. Они считали подобные занятия пустой аристократической забавой. Известно, что якобинцы были горячими приверженцами религии Высшего Существа, тогда как «умеренные» являлись поклонниками Разума. Сам Робеспьер отвергал материализм эпохи Просвещения, отдавая его аристократии и агентам Питта. Только Руссо, критик изящных искусств и цивилизации, великий жрец религии савойского викария, казался ему достойным уважения. Даже утопический социализм начала XIX века не мог преодолеть эту брешь между культурой и демократией. Ученики Сен-Симона и последние якобинцы не ладили между собой. Так было во всей прежней истории, исключения мало влияют на общее правило.

2. Чем объясняется многообразие направлений в русской критике второй половины XIX века? Каковы особенности русской критики и как они связаны со спецификой нашей литературы?

1. Приведите из знакомой вам истории русской литературы первой половины XIX века факты, свидетельствующие о глубокой вере русского писателя в преобразующую мир силу художественного слова.

В качестве примера можно привести монолог Чацкого-Грибоедов «Горе от ума», или монолог княгини Трубецкой из Некрасова «Русские женщины».

Факты те, что данные примеры показывали читателю именно силу слова. Поэтому я выбрала самые интересные для меня произведения. Конечно, и из А. С Пушкина это последняя сцена Татьяны и Онегина из «Евгения Онегина».

А так же, Пушкин стихотворение «Пророк»: «Восстань пророк, и виждь и внемли, исполнись волею моей. И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».

2. Опираясь на учебник и используя рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте сообщение о расстановке общественных сил в эпоху 1860х годов, о позициях славянофилов и западников.

3. Преобразуйте материал статьи в таблицу, заполните 1ю и 2ю колонки. Заполнять 3ю и 4ю колонки можно постепенно в течение года.

Вопросы для самопроверки

1. Какие особенности мироощущения Тургенева отразились в его художественном творчестве?

Творчество Тургенева развивалось в эпоху крепостного права. Так как основным направлением творчества писателя был реализм, тема крепостничества не могла не найти своего отражения в произведениях Тургенева. Писатель был противником крепостного права, на протяжении жизни он боролся с ним, в том числе и при помощи литературных произведений. Так в сборнике рассказов «Записки охотника» повествуется о простых крестьянах, об их взаимоотношениях с помещиками. Сборник состоит из небольших рассказов, в каждом из которых Тургенев рассказывает о людях с разной судьбой. Герои рассказов, крепостные крестьяне, наделены такими качествами характера, как бескорыстие и простодушие, доброта и честность. Например, в рассказе «Хорь и Калиныч» повествуется о дружбе совершенно разных на первый взгляд людей. Калиныч – человек романтического склада характера, он любит природу, умеет наслаждаться радостью жизни. Хорь – реалист, ему не интересны красота природы с ее пейзажами, он живет суровой реальностью. Но, не смотря на это, Хорь и Калиныч хорошо понимают друг друга, их дружба крепка и проверена временем.

Черты реализма нашли свое отражение и в одном из наиболее известных романов И. С. Тургенева «Отцы и дети». В произведении описана жизнь крепостных крестьян, находящихся под гнетом помещиков. Однако тема крепостничества в романе оттеснена на второй план. Главной идей произведения является конфликт поколений. Образ Евгения Базарова является новым для российской действительности, но в тоже время типичным для второй половины 19 века. В нем легко узнаваемы черты революционера-демократа, человека отвергающего старые устои общественной жизни. В романе Тургенев смог отобразить разрушение старой эпохи, разрушение ее идеалов и норм и расцвет новой. Конфликт поколений является жестокой реальностью как для времени, когда жил Тургенев, так и для современности.

Произведения Тургенева повлияли на развитие литературы. В них писатель отобразил жизнь русского народа. Тургенев смог передать наиболее важные явления и события современной ему действительности, которые больше всего волновали людей.

2. Как определял Тургенев свою общественно-политическую позицию? Что привлекало его в революционерах-демократах, его идейных противниках?

Тургенев ненавидел крепостное право, не переносил порабощение крестьян жестокими помещиками, во всех своих произведениях протестовал против существующего правления власти, ненавидел всё, что было связано с рабским существованием народа-народа мудрого, талантливого, трудолюбивого. В том и числе и свою родную мать, которую изобразил в образе барыни-самодурки в рассказе «Муму».
Но! Он НИКОГДА И нив одном своём произведении не призывал народ к террору, к революционному восстанию, кровавым бунтам: он хотел изменения строя в России ТОЛЬКО ПУТЁМ РЕФОРМ, ИЗМЕНЕИЙ законов, отмены крепостного права только изменением в законодательстве и реформировании общества для раскрепощения народа.
Когда Некрасов, напечатав в своём журнале роман в «Отцы и дети», назвал там Базарова революционером, призывающим «сначала место очистить а потом всё наново строить», Тургенев негодовал, произошла большая ссора с Некрасовым, которого Тургенев заставил написать опровержение. После чего их дружба прекратилась.
Из этого видно, что Тургенев был скорее писателем-демократом, но реформатором, а не революционером.

3. В чём видел свою задачу писатель как участник общественного движения 1850—1860х годов?

В 1848–1849 годах по Европе прокатилась волна революций, среди которых февральская французская революция 1848 г. имела принципиальные последствия для русского общества: с нее «начинается царство мрака в России» (П. Анненков). Завершилась либеральная эпоха николаевского царствования с ее верой в человека, в победу разума и просвещения, в прогресс и совершенствование человеческого рода. В стране наступил период, получивший название «мрачное семилетие» и длившийся до 1855 г. (смерть императора Николая I).
Правительство, напуганное событиями в Европе, особенно остро начинает реагировать на обстоятельства внутри России. Жестоко подавляются крестьянские волнения, вспыхивающие в различных концах страны. Предпринимаются различного рода усмирительные меры в отношении оппозиционных настроений у передовой части русского общества.
Люди 40-х годов, цвет русского дворянства, для которых сама идея революции была неприемлема, тем не менее очень болезненно восприняли победу реакции в Европе и разрастающуюся ситуацию политического террора в России.
Особое внимание правительство уделяет учебным заведениям, стремясь пресечь возможное и имеющее место вольнодумство профессоров и студентов. Но главными объектами, на которых сосредоточено государственное «око», являются литература и журналистика. Учреждается особый комитет во главе с князем А. С. Меншиковым для проверки упущений цензуры в периодической печати с целью искоренения «вредного направления» в литературе. Спустя некоторое время создается постоянный комитет по делам печати, известный как «бутурлинский» (по имени его председателя).
В российских журналах этого времени запрещалось даже упоминать о чем-нибудь французском – всюду мерещилась связь с революцией. Так, «Современник» не смог опубликовать роман XVIII в. «Манон Леско» аббата Прево.
Для наведения порядка в общественной жизни официальные власти не гнушались ничем в выборе охранительных средств, к примеру, как и в декабрьскую пору 1825 г., в обществе существовала система осведомительства.

1. Охарактеризуйте основные особенности прозаического цикла И. С. Тургенева «Записки охотника».

2. Покажите, как в рассказах «Бежин луг» и «Певцы», изученных вами в средней школе, проявляются главные идеи этого цикла.

Вопросы для самопроверки

1. Какие общественно-политические события повлияли на замысел первого романа Тургенева?

Общественно-политическая обстановка создания романа «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).

2. Как оценивает писатель в лице Рудина людей 1840х годов, воспитанных на немецкой идеалистической философии и оторванных от национальной почвы?

Для индивидуальной работы

Прочитайте одну из повестей И. С. Тургенева («Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася»). Подготовьте развёрнутое сообщение об этом произведении: история создания, сюжет, образы главных героев, художественное своеобразие, авторская идея, литературно-критическая оценка современников. Составьте план или краткий конспект своего сообщения для одноклассников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *