Как открыть аптеку с чего начать
Как открыть аптеку с нуля — виды, рентабельность, документы, персонал, аренда
Несмотря на финансовые возможности, мало кто из предпринимателей имеет ясное представление, как открыть аптеку. Подготовка документов, посещение необходимых инстанций, выбор помещения и подбор сотрудников – все это вызывает определенные трудности на разных этапах вхождения в аптечную коммерческую структуру. Вероятно ли человеку без специального образования получить лицензию на реализацию фармакологической продукции? В этой статье вы найдете ответы на эти вопросы, а также пошаговую инструкцию открытия аптеки с нуля.
Содержание
Описание проекта
Аптечный бизнес, по праву, можно отнести к одному из самых надежных и доходных предпринимательских проектов. По оценке фармацевтов, независимо от снижения индекса потребительского доверия и финансово-экономических спадов, доля покупателей, которые экономят на приобретении лекарственных средств, невелика.
Товары, связанные со здоровьем, традиционно входят в категорию, пользующуюся высоким спросом среди населения.
По сути, аптечная организация является посредником между потребителем и производителем фармацевтической промышленности. Чтобы заниматься розничной торговлей лекарственных средств, обязательно получение лицензии с соблюдением строгих условий в отношении помещения, санитарно-эпидемиологических заключений, а также фармацевтов, которые должны иметь сертификат. Несмотря на кажущиеся трудности, при грамотном подходе, аптека станет стабильным источником достойного дохода.
Виды аптек
Еще на этапе планирования предпринимателю предстоит определиться, какую из форм аптечных организаций он готов развивать.
Согласно приложению к приказу Министерства Здравоохранения от 27 июля 2010 года, выделяются следующие разновидности аптечных структур:
Аптека готовой продукции
Каждая из них имеет существенные отличия. Если открыть аптеку, можно осуществлять отпуск готовых медикаментов, готовить рецептурные препараты, реализовывать ортопедические и реабилитационные изделия, продавать очки и контактные линзы, организовывать прокат медицинских товаров, консультировать покупателей и проводить мероприятия по оказанию неотложной помощи.
Аптека в свою очередь подразделяется на 3 подвида:
Чаще всего практикуется запуск аптеки без отдела производства рецептурных форм. Для этого необходимы следующие вложения:
Итого: 1766000 рублей.
К ежемесячным расходам добавятся платежи за аренду и коммунальные услуги, заработную плату, налог на прибыль, а также пополнение товарного запаса, что в целом составит около 950000 руб. в месяц.
Месячный оборот средней аптеки – 1100000-1350000 руб., окупаемость проекта – около 1 года.
Аптечный пункт
При выборе в качестве бизнес модели аптечный пункт, стоит обратить внимание, что при такой форме организации, ассортимент ограничивается медикаментозными препаратами. Товары медицинского назначения, которые обладают наибольшей маржинальностью, в список разрешенной продукции не включены.
Итого: 1539500 рублей. Cрок окупаемости составит около 20 месяцев.
Аптечный киоск
Аптечный киоск занимается реализацией готовой фармацевтической продукции и консультированием населения о правильном хранении препаратов в домашних условиях. Во время открытия аптечного киоска предстоят следующие расходы:
Итого: 983500 рублей. Окупится аптечный киоск примерно через 24 месяца.
Подготовка документов
Чтобы открыть аптеку, для начала необходимо зарегистрироваться в налоговом органе, в качестве ИП (при наличии фармацевтического образования) или, как юридическое лицо (ООО) – при отсутствии соответствующего диплома.
В итоге юридическое лицо получит:
Предприниматель, зарегистрировавшийся, как физическое лицо:
Заполняя заявление о регистрации в обоих случаях важно помнить об указании кодов ОКВЭД, которые дают право на ведение фармацевтической деятельности:
После получения регистрационных документов, можно приступать к следующему этапу оформления.
Получение лицензии и разрешений
Для запуска аптечного бизнеса потребуется наличие трех основных документов:
Чтобы получить официальное подтверждение соответствия помещения санитарно-эпидемиологическим нормам, для СЭС составляют заявление с приложением документа о регистрации и постановке на учет в налоговом органе, устав (для ООО), документы на помещение, план БТИ, медицинские книжки сотрудников и договоры на:
Для получения разрешения открыть аптеку от Госпожнадзора необходимо собрать пакет документов:
Главная особенность аптечного бизнеса – необходимость лицензирования перед началом ведения фармацевтической деятельности. Для этого Росздравнадзор подается соответствующее заявление с приложением:
На рассмотрение и изготовление фармацевтической лицензии может уйти до 45 дней.
Подбор персонала
Каждый предприниматель, который собирается открыть аптеку, должен понимать, что уровень продаж зависит от профессионализма сотрудников.
Речь идет не только о наличии высшего или среднего фармацевтического образования, а также действующего сертификата специалиста.
При приеме на работу важно учитывать личные качества, такие как доброжелательность, общительность, умение выслушать покупателя, желание помогать людям.
На практике наблюдается закономерная тенденция появления постоянных покупателей, которые доверительно обращаются к одному фармацевту, выстраиваясь в длинную очередь.
Поэтому при правильном подборе кадров, бизнесмену гарантирован постоянный приток покупателей независимо от ценообразования. Для открытия аптеки понадобится нанять:
Аренда
Помещение для розничной продажи фармацевтических препаратов должно соответствовать строгим показателям:
Кроме того, площадь для размещения аптечной организации, зависит от численности населенного пункта, в котором предприниматель планирует открыть аптеку.
Критерии выбора арендуемой площади:
Открывать аптеку имеет смысл в густонаселенных спальных районах.
Идеально, если рядом будет расположена больница, поликлиника, часто посещаемые объекты (банки, торговые центры), а также остановка общественного транспорта. При грамотной рекламной подаче в совокупности с работой обученного персонала, высокая прибыль будет гарантирована.
Закупка лекарственных средств
Богатый выбор и широкий ассортимент – залог получения хороших показателей прибыльности в новом проекте. Поэтому закупку лекарственных средств рекомендуется проводить у разных поставщиков. При этом стоит обратить внимание, что цены на один и тот же препарат у дистрибьюторов может варьироваться в сторону снижения и повышения. Кроме того, посредники часто предлагают выгодные акции или скидки при определенном объеме закупаемого товара.
Предпринимателю следует учитывать, что наценка на лекарственные средства составляет 23-30%. Поэтому, чтобы увеличить доход, целесообразно в список реализуемой продукции включить:
Оборудование
Выбирая мебель для аптеки, учтите необходимость ежедневной влажной уборки с дезинфицирующими средствами. Поэтому оборудование лучше закупать у производителей, которые специализируются на изготовлении полок, стеллажей, прилавков для аптечных организаций с наличием гигиенических сертификатов.
Чтобы обустроить помещение 80 м², понадобится:
Франшиза
Использование готовой бизнес модели и раскрученного бренда, который у всех на слуху, позволяет предпринимателю ускорить процесс развития аптеки, уменьшить затраченные средства и избежать ошибок, связанной с подбором номенклатуры (ассортимента) и необходимого оборудования.
Для этого актуальнее выбор торговой марки, которая предоставляет:
На фармацевтическом рынке существует небольшое количество предложений франшиз аптек.
PHARMA
Известная дистрибьюторская компания PHARMA Distribution Group предлагает франчайзинговое предложение на использование бренда «PHARMA»:
Советская аптека
Федеральная аптечная сеть открывает филиалы в разных точках России.
Чтобы пользоваться разработками компании, понадобится:
Ригла
Для получения права использовать торговый бренд «Ригла», необходимо соответствовать следующим требованиям:
Эвалар
Открыть аптеку под брендом «Эвалар» совместно с известной фармацевтической компанией можно на следующих условиях:
При этом компания предоставляет франчайзи торговое оборудование, скидки на закупку препаратов, оформление вывески и формирование положительного имиджа аптечной организации.
Аптека №1
Новичкам фармацевтического бизнеса стоит присмотреться к франчайзинговому пакету марки «Аптека №1».
Для открытия средней аптеки необходимо:
Рекламная компания
Для привлечения максимального количества покупателей, необходимо заранее продумать эффективную маркетинговую компанию. Запоминающийся фасад и привлекающая внимание вывеска должны просматриваться из точек, где наблюдается наибольшая проходимость потенциальных клиентов. Для наружной рекламы можно использовать наружные витрины, разместив информацию о скидках и других выгодных предложениях.
Недалеко от аптеки установить штендеры с рекламным текстом, зазывающим посетить вашу аптеку. Внутри помещения размещаются баннеры, муляжи, буклеты. Отличным решением будет создание рекламных карманов в прикассовой зоне, и освещать актуальную информацию.
Если вы планируете открыть одну аптеку, анонсирование события в средствах массовой информации, в журналах, газетах, на радио и в сети, будет бесполезно. Поэтому, основной акцент правильно делать на яркой внешней рекламе.
Вывод
Несмотря на то, что открыть аптеку достаточно сложно, с каждым годом наблюдается тенденция увеличения аптечного сектора. Стабильный спрос на лекарства гарантирует прибыль независимо от экономического кризиса, что высоко ценится опытными предпринимателями. Поэтому, если вы решили стать частью фармацевтического бизнеса, смело беритесь за дело, разрабатывайте свою предпринимательскую стратегию и добивайтесь колоссальных результатов на аптечном поприще.
Как открыть аптеку с нуля: что нужно, сколько стоит, требования и документы для бизнеса
В периоды сезонных заболеваний становится особенно заметно, как много денег в каждой семье уходит на лекарства. Оказывается, что начать реализацию препаратов по силам любому бизнесмену. Мы предлагаем посмотреть нюансы и подробности, как открыть свою собственную аптеку с нуля и без трудностей, и сколько это стоит, надеемся, что пошаговая инструкция вам пригодится. Главное — помнить, что данный путь непрост и вложения способны возвращаться намного дольше, чем хотелось бы. Поэтому рекомендуем сначала изучить все особенности процесса.
Плюсы и минусы бизнеса
Чтобы подобное заведение давало доход и развивалось, предстоит приложить к этому массу усилий. Деятельность регулируется разными нормативными актами и довольно жестко контролируется со стороны государства. Но зарегистрировать аптеку или сеть можно, даже не имея подходящего образования.
Собираясь начинать это дело, лучше сравнить преимущества и отрицательные стороны мероприятия. Среди достоинств рекомендуем отметить:
Но не стоит забывать о недостатках:
Какие документы обязательно нужны для быстрого открытия легальной аптеки
Сначала придется поискать помещение и работников, а только потом заниматься получением согласия от государственных органов.
Чтобы можно было открыть заведение, следует заранее подготовить бумаги:
Даже если поторопиться и делать все в сжатые сроки, выполнять быстро все предписания — процесс все равно может растянуться на месяцы.
Чтобы получить согласие последней инстанции, придется принести с собой целый пакет документов:
Форма организации торговли
Прежде чем начинать открываться, нужно решить множество вопросов, один из которых — как все организовать.
Стоит отметить, что хорошая прибыль получается при открытии компании в месте, где за день проходит больше 10-15 тысяч людей. Если посетителей будет меньше, выгода снизится.
Кто из юрлиц может открыть аптеку
Предстоит зарегистрировать компанию. Можно выбирать: ООО, АО или ЗАО. Если ИП планирует оформить дело на свое имя, то он должен обладать дипломом фармацевта.
Открывать остальные типы заведения без подходящего образования может любой, кто принял на работу управляющего с дипломом провизора.
Если планируется открыть только одно аптечное помещение, хватит уровня, которым обладает индивидуальный предприниматель. Если предполагается сеть, то лучше подойдет любая из форм обществ.
Требования: что нужно для открытия аптеки с нуля в России
Чтобы успешно открыться и начать торговлю, необходимо выполнить несколько правил и соблюдать рекомендации относительно места будущего предприятия, его работников и техники.
Каким должно быть помещение
Человек, который запланировал подобный бизнес, обязан выполнить все, что указано в законе. Это должно быть нежилое здание размером не меньше 29 квадратных метров. Такие небольшие объемы имеет пункт в поликлинике или больнице на первых этажах. Высокой прибыли не принесет, но доход имеется всегда.
Если у вас в планах осуществить открытие в деловой части крупного города, то габариты необходимо соблюдать на уровне 43-75 м2. Этот показатель зависит от числа жителей в районе. Но стоит помнить, что региональная власть имеет право корректировать эти данные. Арендовать такие площади будет не дешево.
Обычно люди совершают подобные покупки рядом с домом — в большинстве аптек цены и ассортимент похожи, поэтому важно искать проходимое место. Если арендовать здание в глухом тупике или промышленной зоне, бизнес не окупится.
Согласно законодательным нормам, нужно выполнять требования:
Отдельно следует предоставить отсеки для распаковки, обработки рецептурной посуды, контроля качества.
Если не учесть это во время поиска подходящего помещения, проверяющие органы это заметят и придется все процедуры проходить сначала.
Какое потребуется оборудование
Еще один важный вопрос — на каком ПО работать и какое техническое оснащение надо задействовать. Здесь действуют довольно серьезные требования к санитарии.
Дизайн разнообразных стеллажей, полочек, коробок и столов предприниматель вправе выбирать на свой вкус. Единственное правило — способность мебели выдерживать частую влажную уборку.
Из технических устройств:
Какой персонал можно нанимать
Следует тщательно отработать этот вопрос, потому что ни одно юридическое лицо не может работать в подобной сфере, если нет провизора.
Кроме того, если человек один раз пообщается с фармацевтом и не получит качественную консультацию, он не будет больше заходить.
У сотрудника с фармацевтическими знаниями необходимо насчитать 3 года стажа в соответствующей должности или в аптечном бизнесе, высшее образование по профилю «Фармация» и сертификат. Также допускаются люди со средним профильным, но в этом случае опыт работы повышается до 5 лет, наличие сертификата обязательно. Продавцами могут работать люди из среднего медицинского персонала или студенты-медики.
Перед принятием на работу нового человека стоит позвонить на его предыдущее место и поинтересоваться о причинах его увольнения. Если он был снят с должности за воровство, не рекомендуем его трудоустраивать.
У каждого работающего в данной сфере обязательна действующая медицинская книжка с регулярными профосмотрами.
Закупочные операции и наличие широкого ассортимента
Каким товаром предстоит торговать — следует задуматься еще на этапе регистрации фирмы, потому что это указывается в кодах ОКВЭД.
Среди наиболее популярных препаратов:
Классификатор предполагает отдельные категории для:
В момент закупки можно передать правление опытному управляющему-провизору. Если открываться по франшизе, обычно список необходимого для продажи поставляется.
Чтобы легче было начинать бизнес аптеки, перед тем как открыть ее около больницы или поликлиники, стоит поинтересоваться о назначениях у врачей. Если они расскажут, какие лекарства они обычно выписывают, то можно закупить продукцию в соответствии с их рекомендациями.
Программное обеспечение
Установка ПО — важный аспект. Без него будет слишком сложно контролировать работу даже небольшой точки, приход и расход препаратов, суммы выручки и выплаты поставщикам. Приходите на консультацию в «Клеверенс».
Наши специалисты помогут подобрать все необходимое ПО и технику для оптимального развития дела. С помощью правильно настроенных программ можно контролировать остатки и прибыль, отслеживать корректность ассортиментной матрицы и наличие востребованных изделий.
Затраты на открытие
Сумма сильно варьируется. Все зависит от того, какого формата и площади планируется открывать заведение. Мы приводим примерные цены, в разных городах они могут отличаться:
Наименование статьи затрат | Цена, рублей |
Аренда | 1000/квадратный метр |
Ремонт | В среднем по 5000 за каждый метр |
Покупка специального оборудования | 450 000 |
ПО и касса | 100 000 |
Получение лицензии и разрешений | 50 000 |
Закупка ассортимента | 600 000 |
ФОТ персонала | 150 000 |
Получается, что начальные вложения остаются на уровне от 1 до 2 миллионов рублей. Конечные показатели зависят от будущего объема помещения, закупки мебели и ПО. Если согласовывать работу по франшизе, то расценки будут другими. Это способ получения готового рабочего бизнеса в обмен на постоянные отчисления. Какие именно будут условия и затраты — зависит от франчайзера.
Рентабельность
Если проект имеет размеры около 100 квадратов не в самом оживленном месте и с учетом конкуренции, окупаемость может длиться до 2 лет. Около больницы вернуть инвестиции и начать зарабатывать можно быстрее. Первоначальные вложения составят не менее 1 000 000 рублей.
Эта компания тоже может самостоятельно устанавливать отпускные цены, но есть ограничения. Не допускается назначать стоимость выше предельно допустимой по закону на жизненно важные препараты. Какие расценки и на какой товар — можно посмотреть на сайте Минздрава.
В России ориентировочно этот показатель составляет 10%. Это не слишком много, но больше, чем в некоторых видах предпринимательства.
Эффективный аптечный бизнес: как и с чего начать рекламную кампанию
Если планируется открывать только одно заведение, то реклама может не дать никакого результата. Даже если проводить массивный маркетинг по всем доступным каналам — телевидении, радио, афиши, эффект может оказаться минимальным.
Если организация будет функционировать в тихом районе жилых домов, рекомендуем проводить небольшие мероприятия специально для жителей. Обычно это листовки по почтовым ящикам, яркое оформление входа, завлекающие доски или промоутеры в неделю запуска проекта. Расположенные поблизости указатели тоже повысят прибыль.
Требования к открытию аптеки: пошаговая инструкция
Стоит следовать определенному алгоритму. Если идти по шагам, то будет несложно:
Виды организаций
Согласно закону предусматривается несколько форм:
Для первых двух видов придется дополнительно регистрировать деятельность по коду «Производство медикаментов».
Остальные различаются между собой количеством функций и их содержанием. Максимум функционала будет у полноценной аптеки, меньше всего — у киоска.
Коды ОКВЭД
Основной перечень необходимых:
Можно ли купить франшизу
Да, такой вариант допускается. Но все документы и разрешения придется собирать в любом случае. Останутся теми же или ужесточатся требования к персоналу, помещению, оборудованию. Прежде чем начинать сотрудничество с франчайзером мы рекомендуем сравнить и выбрать максимально прибыльный вариант. Среди известных фирм, с которыми можно сотрудничать — Эвалар, Ригла и А5.
Итоги
Мы рассмотрели, какие документы нужны для оформления своей аптеки, и какие бумаги понадобятся для того, чтобы ее открыть, описали, с чего начать этот бизнес. Это ниша, которая никогда не бывает переполнена. Это дело, которое может приносить постоянный доход, поэтому стоит его развивать. Особенно если все сделать пошагово и правильно.
Документы для аптеки
Мы собрали список документов, которые понадобятся, чтобы открыть аптеку или аптечный пункт и продавать лекарства в розницу. Главный документ в списке — лицензия на фармацевтическую деятельность, но без остальных ее не получить.
Свидетельство о регистрации ИП или компании
Свидетельство о регистрации ИП или компании получают в налоговой или МФЦ. При регистрации нужно выбрать основной и дополнительные оквэды. Основной оквэд для аптеки — 47.73 — розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках). Дополнительные коды зависят от ассортимента аптеки — например, это может быть торговля:
Для регистрации ИП понадобится три рабочих дня и пошлина 800 рублей, для компании — три рабочих дня и 4000 рублей.
Договор аренды помещения
Помещение для аптеки должно отвечать требованиям приказов Минздрава. В приказах есть требования к зонированию помещения, оборудованию и отделке поверхностей.
Документ
Пример требования
Помещение аптеки должно быть разделено на четыре зоны:
Помещения и зоны должны быть освещены.
Аптека должны быть разделена на зоны:
У посторонних лиц не должно быть несанкционированного доступа в помещение.
При ремонте нужно учитывать требования приказов. Например, есть требование к отделочным материалам стен, пола и потолка.
Поверхности стен и потолков в аптеке должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия — водостойкой краски, эмали или кафельной глазурованной плитки светлых тонов.
Поверхности должны отделываться материалами, которые допускают влажную уборку с дезинфицирующими средствами, например неглазурованной керамической плиткой, линолеумом с обязательной сваркой швов или другими материалами.
Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов.
Еще помещение должно отвечать требованиям трех санпинов:
Если помещение подходит подо все требования, заключают договор аренды. Обычно это договор на 11 месяцев — такой не нужно регистрировать в Росреестре.
Заключение Роспотребнадзора
Затем нужно получить заключение Роспотребнадзора. Для этого понадобится написать заявление и приложить документы:
После подачи заявления и документов сотрудники Роспотребнадзора приезжают в аптеку, проверяют помещение и выдают заключение. На всё уходит не больше 30 дней.
Заключение понадобится, чтобы получить лицензию на фармацевтическую деятельность. Если в заключении и договоре аренды адрес аптеки будет отличаться, в лицензии откажут, и придется получать новое заключение, а это еще 30 дней, в течение которых нужно платить за аренду, но нельзя работать.
Лицензия на фармацевтическую деятельность
Лицензия для аптеки называется лицензией на фармацевтическую деятельность, ее получают в Департаменте здравоохранения. Для оформления понадобятся 45 дней, пошлина — 7500 рублей за первую лицензию, 3500 рублей за последующие — и документы:
Сотрудники Департамента здравоохранения регистрируют заявление и затем проводят выездную проверку: смотрят помещение, оборудование, проверяют оригиналы документов. Оборудование и документы должны отвечать требованиям постановления «О лицензировании фармацевтической деятельности».
Выездная проверка занимает несколько дней, а вся процедура лицензирования — 45 дней от заявления до выдачи лицензии.