Как отремонтировать катализатор автомобиля
Ремонт катализатора автомобиля своими руками
Ремонт катализатора автомобиля своими руками по силам большинству водителей. Главное – разобраться в особенностях конструкции, основных неисправностях и изучить варианты ремонта. Этот узел устанавливается на большинстве современных авто и предназначен для уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Когда он выходит из строя, нарушается работа машины в целом, поэтому устранять поломку следует как можно быстрее.
Для чего нужен катализатор: принципы работы
Если говорить о том, для чего он нужен, основная задача катализатора – нейтрализация вредных веществ в выхлопных газах. Катализаторы ставятся практически на всех современных автомобилях, для их эффективной работы необходима высокая температура, поэтому чаще всего они располагаются за выпускным трактом или даже встраиваются в него. Конструкция аналогична почти у всех моделей:
За счет химической реакции, которая протекает внутри, токсичные соединения преобразуются относительно безопасные. Чтобы процессы протекали нормально, температура в катализаторе должна быть не менее 300°С.
Основные поломки катализатора
Чаще всего внутри устройства установлена матрица керамического типа с сотами. Этот тип катализатора встречается более чем в 85% случаев, поэтому стоит рассмотреть его неисправности как самого распространенного. Среди наиболее частых проблем выделяют:
Иногда может совпасть сразу несколько проблем, особенно если водитель игнорировал признаки неисправности катализатора и годами ездил с ними.
Первые симптомы выхода из строя или загрязнения катализатора
Здесь перечислены признаки, которые вначале проявляются незначительно, но со временем становятся все заметнее. Чаще всего это следующее:
Расход топлива заметно повышается практически всегда, т. к. двигатель получает некорректные показатели, а забитая выхлопная магистраль нарушает работу и требует больше горючего для езды.
Диагностика
Даже в домашних условиях можно проверить катализатор и выявить проблему в большинстве случаев. Для этого следуйте несложной инструкции, выбирайте те действия, которые подходят больше всего в конкретной ситуации:
При возникновении проблем в первую очередь убедитесь в исправности датчиков. Это делается с помощью компьютерной диагностики.
Как отремонтировать катализатор своими руками
Восстановление катализатора автомобиля возможно только в случаях, если наполнитель внутри забит, но при этом не поврежден и не утратил своих свойств. Любые деформации и нарушения целостности недопустимы.
Второй вариант – установка пламегасителя. Это узел, который подбирается под размер катализатора и устанавливается вместо него. Но в этом случае вместо лямбда-зондов придется ставить эмуляторы датчиков, необходимые настройки могут сделать только специалисты и это стоит от 2000 руб.
Наконец, можно просто заменить неисправную деталь на новую, но ее стоимость очень высока и нередко ее приобретение не имеет смысла.
Провести диагностику неисправности и отремонтировать катализатор своими силами можно только в случаях, если всему виной засорение вкладыша. Если он деформирован или поврежден, поможет только замена или установка пламегасителя.
Замена штатного катализатора на ремонтный
И снова всем привет.
Как я уже писал в предыдущей записи, кроме замены мотора в первые две недели сего года с Пассатом был еще ряд ремонтных манипуляций.Одной из таких манипуляций стал ремонт катализатора. Точнее я даже не знаю, как правильно это назвать, заменой или ремонтом, считайте сами, как кому больше нравится, суть от этого не меняется.
В общем то какой-то крайней необходимости кромсать катализатор пока еще не было. Ошибка по снижению эффективности вылезала крайне редко. А решение о замене его принято после того, как я, открутив от ката выпускной коллектор, увидел такую вот картинку:
Странно, что несмотря тна такой пробег и степень забитости на входе, он еще неплохо справлялся со своими обязанностями.
Далее вскрытие. С развальцовкой шва защитного экрана проблем нет, там всего три-четыре маленьких прихватки сваркой, которые слегка надо подточить болгаркой, а все остальное хоть и не без усилий, но развальцовывается вполне нормально:
Далее пилим)
Кат состоит из двух элементов. Первый маленький, тот, который забит на входе. Вот он с обратной стороны:
А второй большой, что стоит в толстом сегменте. И вот он то уже тоже выглядит не очень:
Выковыриваем все это. Верхний сегмент вышел достаточно легко. Только я сначала распилил не правильно, прямо по стыку первого сегмента и конусного расширения и не смог вытащить малый элемент, т.к. он упирался в утолщение в месте сварки. Пришлось пилить еще в сантиметре от предыдущего реза и тогда элемент вышел без особых усилий.
С большим элементом все оказалось сложнее. Даже распилив корпус вдоль в двух местах, я с большим трудом отделил металл от элемента.
В итоге вот и все, что осталось от родного катализатора — набор железок:
Сами внутренности катализатора были сданы скупщикам. Осталось решить, что ставить взамен.
Изначально вариант с вваркой пламегасителя и программным отключением второго лямбда-зонда мной не рассматривался. Это не правильно, это не мое. Спорить ни с кем не буду, каждый решает сам, как ему поступать. Мой вариант — замена катализатора и штатный вариант работы выхлопа. Вопрос был лишь в том, что именно ставить: катализатор целиком или вварить ремонтный элемент в родной корпус.
Пошукал в интернете отзывы, посмотрел разные варианты, в т.ч. страничка на данном форуме подвернулась
Оригинал ныне стоит вообще каких-то космических денег — больше 140000 рэ. Не вариант.
Остаются два варианта.
1. Катализатор китайского исполнения за 12 с небольшим тысяч рублефф.
Кстати, вот мне интересно, если заказать сдуру оригинал за 140000, каковы шансы, что получишь вот такой вот за 12000? Я думаю, процентов 99))) Я даже не думаю, я уверен)
Плюс — выглядит штатно, морочиться со сваркой не надо, заказал-получил-поставил. Минус — долго ждать.
2. Ремонтный блок катализатора. Плюсы: подешевле и побыстрее.Минусы — надо заморачиваться с вваркой.
Для меня в данном случае решающим стал срок поставки, т.к. мотор уже был в процессе установки и зависать на подставках из-за катализатора на месяц или больше мне не хотелось.
В итоге остановился на ремонтном блоке Fortluft 110130e4 (110 мм диаметр, 130 мм длина, евро 4)
Заказал 5.01, ждал дней 10 вроде, не помню уже. Праздники же, выходные, кто-то работает, кто-то нет… Ну да ладно, время это зря не прошло, нашел, что еще в машине поковырять…
Приехал вот такой керамический блок:
В этих же размерах есть еще 110130ме4 — он металлический, а не керамический и стоит примерно в полтора раза дороже.
Собираем.
Часть родного корпуса, где стоял большой элемент катализатора для вварки не нужна, у меня на ней были сделаны метки, чтобы не промахнуться с взаимным позиционированием входной и выходной частей.
Обточил полностью сварные швы на нужных для сборки частях так, что они достаточно потно вошли в корпус ремонтного блока.
Дальше собрал все это как есть с коллектором и трубой и примерил на месте, чтобы не получилось так, что где-то-что-токуда-то упрется или будет задевать.
Убедившись, что все в норме, обварил. Сварщик из меня так себе, красивых швов не получается пока, но проварено все как надо)
Ну а дальше все завальцовывается в защитный кожух и ставится на место:
Были ли какие-то сомнения в том, будет ли все это адекватно работать? Да, были. Но по факту сомневался зря — выхлоп не воняет как у древних жигулей, ошибки нет, «чек» не горит.
На сколько хватит его? Не знаю, время покажет. Будем наблюдать.
Ремонт катализатора
Если однажды вы заметили, что при эксплуатации автомобиля наблюдается затрудненный запуск двигателя, или он не развивает полной мощности, то можно делать выводы о неисправности выхлопной системы автомобиля. Конечно, не исключены и другие причины, но в данной статье мы рассмотрим лишь систему выпуска отработавших газов, а точнее, его составную часть – катализатор.
Что такое катализатор?
Катализатор имеет особую внутреннюю конструкцию – это керамические или металлические соты, на которые нанесен специальный сплав. Соты позволяют достаточно широко увеличить площадь конструкции, а следовательно, повысить эффективность и долговечность детали.
Неисправности катализаторов
Так как катализатор находится в закрытом пространстве, единственное, наиболее пагубное влияние на него оказывает низкое качество топлива. Дело в том, что в российском производстве топлива применяют специальное вещество – тетраэтилсвинец, которое уничтожает покрытие сот катализатора. После этого, деталь становится непригодной к дальнейшей работе, выброс вредных веществ увеличивается, а на стенках катализатора начинает оседать большое количество инородных частиц, которые препятствуют прохождению выхлопного дыма, уменьшая мощность автомобиля.
Вторая причина заключается в дорожном покрытии. Тонкая сетка катализатора очень чувствительна к вибрациям, которые возникают при движении по неровностям. В конечном итоге, соты разрушаются или попросту отрываются с посадочных мест.
Ремонт и замена катализатора своими руками
Катализатор является неремонтопригодной деталью, именно поэтому, в большинстве случаев, она имеет определенный срок службы, после которого следует обязательная замена. Планка проведения замены может серьезно различаться в зависимости от качества изготовления. Идеальный километраж – это 100 тысяч километров, однако, есть производители, катализаторы которых не проходят и 80 тысяч.
Какие действия можно предпринять при поломке катализатора?
На этом ремонт катализатора своими руками закончен. Еще раз напоминаем, что проведение ремонтных работ в отношении любой детали выхлопной системы ни к чему хорошему не приводит, поэтому, при обнаружении первых признаков неисправности, рекомендуется менять деталь сразу.
Недорогие способы вернуть к жизни старый катализатор, вместо покупки нового
Все без исключения современные автомобили оснащаются каталитическим нейтрализатором выхлопных газов или просто катализатором. Это устройство позволяет значительно сократить вредность выбрасываемых автомобилем газов. Но со временем катализатор забивается, и его приходится менять. Стоит это удовольствие немало, поэтому большинство автомобилистов вместо него устанавливают пламягаситель и обманку. Но не стоит спешить резать глушитель, можно опробовать восстановить старый катализатор.
Улучшаем бензин
Если пробег вашего автомобиля перевалил за 100 тысяч километров, то самое время задуматься о состоянии катализатора. В автомобильных магазинах можно встретить специальные присадки для очистки катализаторов от сажи. Это средство выливается прямо в бензобак автомобиля. По отзывам автомобилистов, оно действительно помогает, но только в тех случаях, когда катализатор не сильно забит. Да и для достижения нужного эффекта придётся использовать эту присадку несколько раз.
Мойка катализатора
Когда присадка уже не помогает очистить всю скопившуюся в сотах катализатора грязь, в ход идёт специальная мойка. В некоторых автомастерских есть специализированное оборудование для промывки катализаторов, при этом их не нужно даже разбирать. По наблюдениям водителей, которые опробовали эту услугу, такой мойки хватает ещё на 30 тысяч километров, после чего процедуру нужно либо повторять, либо всё же менять катализатор.
Меняем картридж
В некоторых автомобилях конструкция глушителя позволяет легко заменить отработавший свой срок катализатор. Всё, что нужно, – это достать старый картридж и заменить его на новый. Стоимость такой услуги невысока и сравнима с установкой пламягасителя и обманки лямбда-зонда. Плюсом этого решения является сохранение экологичности автомобиля, и возможность без проблем официально пройти техосмотр, ведь количество вредных выбросов будет соответствовать положенной норме.
Ремонт катализатора своими руками
Функции каталитического нейтрализатора
Катализатор или каталитический конвертер-нейтрализатор уже более 30 лет используется в автомобильной промышленности. Основной его функцией является снижение выброса содержащихся в выхлопных газах экологически вредных веществ в атмосферу. Каталитический нейтрализатор посредством химических реакций создаёт условия, в которых выхлопные газы догорают и трансформируются в более безопасные для окружающей среды вещества. Такие вещества как угарный газ (окись углерода), окиси азота и другие углеводороды – частично или полностью нейтрализуются.
С точки зрения экологической безопасности, появление в автомобилестроении данной детали – это настоящий прорыв, поскольку воздействие вредных веществ на окружающую среду и людей сократилось практически до нуля. Конечно же, за всё нужно платить: каталитический нейтрализатор является очень «нежным» узлом, поэтому замена нейтрализатора – не редкий случай.
Устройство каталитического нейтрализатора
Каталитический конвертер-нейтрализатор – это продолжение выхлопной трубы с отдельным корпусом, в котором и происходит реакция нейтрализации выхлопных газов. Весь корпус нейтрализатора наполнен очень мелкими сотами, которые покрыты драгоценными металлами — золотом, платиной, палладием или родием. Может это покажется кому-то странным, но золото всё чаще применяют в последнее время по причине более низкой стоимости. Эти металлы «помогают» создать необходимую химическую реакцию для дожига вредных веществ.
Соты на большинстве автомобилей изготовлены из керамики, но в более дорогостоящих вариантах выхлопной системы соты имеют металлический состав. Разницы в работе нет абсолютно никакой, но металл на порядок крепче и устойчивее к механическим повреждениям. Далее рассмотрим, как выявить неисправность и как ремонтировать катализатор.
Причины неисправности каталитического нейтрализатора
Существует множество причин, способных вывести из строя каталитический нейтрализатор, поскольку соты могут забиваться и разрушаться под воздействием множества факторов. Перечислим основные причины неисправности катализатора:
Признаки неисправности каталитического нейтрализатора
Чтобы понимать, как отремонтировать катализатор автомобиля своими руками, в первую очередь нужно знать причины поломки. В случае серьёзного механического повреждения нейтрализатор выходит из строя сразу и восстановлению не подлежит. При слабом механическом повреждении возможно катализатор «будет жить», но, вероятно, мощность автомобиля снизится, как и срок службы каталитического нейтрализатора. Во всех прочих случаях неисправность не приходит мгновенно – соты нейтрализатора выходят из строя постепенно. Очень важно как можно проверять работу двигателя машины, поскольку устранение причин поможет сэкономить вам довольно большую денежную сумму. Новый нейтрализатор стоит не дёшево даже на вторичном рынке в виду наличия в нём драгоценных металлов. В автомобилях Лада Веста достаточно подключить ноутбук или смартфон к диагностическом разъёму – показателем неисправности катализатора будет код ошибки P0363.
Спасибо за подписку!
Каталитический нейтрализатор Лада Веста. Ремонт или замена?
Каталитические нейтрализаторы, к сожалению, не подлежат ремонту. Но есть множество вариантов не покупать дорогостоящую оригинальную деталь. Замена катализатора своими руками производится следующим образом: старый корпус выпиливается и на его место приваривается новый универсальный — это дешевый метод такого действия, как замена катализатора ВАЗ. Но такая экономия может иметь последствия – автомобиль может попросту «не принять» новую деталь, или не выдавать достаточной мощности. Поэтому, не рекомендуем производить подобное действие, а приобрести новый оригинальный каталитический нейтрализатор.
Ремонт катализатора своими руками всё же возможен, но это не совсем ремонт, а удаление нейтрализатора из цепи выхлопной системы и установка пламегасителя вместо него. Этот метод можно назвать «варварским», поскольку сделав хорошо для себя, вы совсем забываете о матушке-природе и о будущем наших детей.
Для обезвреживания токсичных газов, выбрасываемых из двигателя внутреннего сгорания, в автомобиле предусмотрен каталитический нейтрализатор, устанавливаемый на выходе из выпускного коллектора. Хотя срок службы элемента составляет порядка 150 тыс. км, менять его довольно накладно – запчасть слишком дорогая. Возникает закономерный вопрос, можно ли почистить катализатор и таким образом продлить ресурс. Ответ: прочистка допустима, но гарантии положительного результата нет. Проблема распространенная и заслуживает более подробного рассмотрения.
Когда стоит чистить нейтрализатор?
Агрегат, внешне похожий на бачок резонатора, представляет собой емкость с двумя присоединительными патрубками. Внутри находятся мелкие керамические соты, покрытые каталитическим слоем на основе благородных металлов (отсюда и высокая цена запчасти). Отработанные дымовые газы засоряют ячейки сажей и нагаром, постепенно делая нейтрализатор непроходимым.
Чистка либо промывка катализатора даст положительный результат и продлит ресурс элемента в таких случаях:
В остальных случаях нейтрализатор в автомобиле придется менять на новый либо устанавливать более дешевый пламегаситель плюс эмулятор корректной работы лямбда – зонда.
Засорение проходного сечения элемента характеризуется следующими признаками:
В автомобиле, оснащенном двумя лямбда – зондами, о возникшей проблеме сигнализирует индикатор Check Engine на приборной панели водителя. Электроника фиксирует снижение производительности нейтрализатора и выдает соответствующую ошибку.
Для успешной очистки катализатора важно поймать момент, когда керамическая начинка еще не успела прийти в негодность. Отсюда рекомендация – лучше промыть элемент заранее, не дожидаясь тревожных сигналов. Процедура потребует минимум усилий и финансовых затрат со стороны хозяина авто.
Способы очистки и применяемые средства
Автолюбителями и мастерами станций технического обслуживания практикуется 3 способа очищения катализатора от масляного нагара и сажи:
Последние 2 варианта подразумевают демонтаж и частичную разборку нейтрализатора.
Для профилактического обслуживания катализаторов в продаже имеются специальные жидкости типа Hi-Gear HG3270. Средство просто выливается из флакона в топливный бак, дальше авто эксплуатируется в прежнем режиме. Удаленная из агрегата сажа вылетает наружу вместе с выхлопными газами.
Для механической чистки надо располагать компрессором и подготовить мелкую наждачную бумагу. Метод нельзя назвать удачным, поскольку удаляются лишь наружные загрязнения, в глубине керамических сот часть нагара остается.
Часто используемое химическое средство для очистки снятого нейтрализатора – аэрозольная жидкость типа ABRO, применяемая для промывки карбюраторов.
Проверено практикой, что вреда дорогому каталитическому покрытию жидкость не наносит. Иногда на собственный страх и риск автолюбители пользуются керосином, этанолом и другой химией, но подобные народные средства лучше не применять. Неизвестно, как они воздействуют на дорогостоящий элемент конкретного автомобиля.
Инструкция по обслуживанию
Профилактическая промывка катализатора средством Hi-Gear и ему подобным производится путем опорожнения флакона прямо в бензобак непосредственно перед заправкой машины. Больше никаких действий со стороны автолюбителя не требуется – в процессе езды керамические соты элемента очищаются самостоятельно, грязь вылетает через выхлопной тракт.
Чтобы своими руками очистить либо промыть порядком забившийся нейтрализатор, его придется демонтировать. Загоните машину на смотровую канаву, отключите в автомобиле лямбда – зонды и открутите хомуты, удерживающие агрегат на выхлопной трубе или выпускном коллекторе. Дальше действуйте по такому алгоритму:
Примечание. В некоторых моделях авто лямбда – зонд установлен прямо в корпусе нейтрализующего элемента. Перед промывкой датчики следует выкрутить и удалить с них сажу механическим способом.
Если почистить катализатор аэрозольной пеной не удалось, терять вам больше нечего. Замочите элемент в керосине или солярке и оставьте на 12–24 часа. Для верности солярку можно разбавить небольшим количеством ацетона либо растворителя 646 (соотношение примерно 4:1). Спустя сутки выполните процедуру чистки аэрозольным средством, как описывается выше.
Механическая очистка производится мелкой наждачной бумагой с периодической продувкой компрессором. Внешние сеточки очищаются аккуратно, с небольшим нажатием, чтобы хрупкая керамика не треснула. Удалить нагар с внутренних полостей данным способом не удастся.
Нередко автолюбители вместо промывки пробивают загрязнившиеся соты насквозь металлическим предметом, чтобы освободить проход дымовым газам. Подобные крайние меры допустимо использовать лишь в одном случае – вы перепробовали все средства промывки и не добились успеха.
Обратите внимание: езда с пробитым катализатором не только наносит вред окружающей среде, но и бьет вас по карману: лямбда – зонд «видит» неочищенные выхлопные газы, а контроллер переключается на аварийный режим с повышенным расходом топлива. Чтобы решить проблему, нужно ставить «обманку» кислородного датчика, что ведет к дополнительным затратам.
Если при ежедневной эксплуатации своего автомобиля вы начали замечать, что двигатель немного потерял в мощности, что при разгоне пропала былая динамика, что машина наотрез отказывается передвигаться с той скоростью, на которую была способна раньше, и вообще, периодически заводится через раз — вполне возможно и даже скорее всего, с выхлопной системой проблемы. На самом деле, могут быть и другие причины, но сейчас мы обсудим конкретно ремонт катализаторов, на который приходится добрая половина таких поломок.
Немного законов государственных
По мировым, европейским, а теперь и по российским стандартам уровень выброса СО2 в атмосферу не должен превышать установленных ГОСТом норм для каждого вида двигателя. Например, для бензиновых моторов предусмотрен ГОСТ Р 52033-2003, а для моторов с дизельным горючим ГОСТ Р 52160-2003. Проще говоря, автомобилисты в нашей стране теперь (с 2003 года) живут по стандартам Евро-3, где суммарная масса выброса СО2 не должна превышать 2,3 гкм, и по стандартам Евро-4, где выброс CO до 1,0 гкм также не должен превышаться — иначе штраф, а в будущем невозможность прохождения ТО и получения диагностической карты, заменившей талоны техосмотра
Вот для этих целей и необходимо наличие исправного катализатора в выхлопной системе любого автомобиля. К тому же, новые стандарты Евро-5, к которым в России пока нет предпосылок, подразумевают ещё большее снижение вредных выбросов. После всего перечисленного действительно стоит задуматься, как далеко вы сможете уехать без проблем и как долго будете ездить. Однако жизнь и эксплуатация автомобиля в России несёт в себе несколько неприятностей, основной из которых сразу можно назвать качество топлива. Только российское высококачественное топливо содержит тетраэтилсвинец, мгновенно уничтожающий любые катализаторы.
Как и почему ломаются катализаторы
Прежде чем обсудить ремонт катализатора своими руками, нужно понять, какого чёрта он вообще ломается и что ведёт к поломкам. Одну причину мы сообща выяснили — это низкое качество топлива, выбрасывающего тетраэтилсвинец, который мощнейшим образом воздействует на устройство окисления, чем и является любой катализатор. Вторым палачом катализаторов смело можно назвать наши дороги — точнее, опять таки, их потрясающее во всех смыслах качество. И действительно, только на наших дорогах потрясти может так сильно, что странно, почему катализатор сразу не вываливается.
Ремонт или замена
В идеале катализаторы никто не ремонтирует, ибо сотовая керамическая составляющая этого устройства просто не поддаётся ремонту. Вариантов решения проблемы здесь несколько, но только пара из них в реальности достойны внимания и рассмотрения. Если учесть, что мировые производители (кроме отечественных) устанавливают планку замены катализатора после 100 тысяч км пробега, то по российским меркам эту дистанцию можно сократить до 60-80 тысяч пробега, учитывая качество топлива и дорог, тем паче, что на автомобилях отечественного производства вообще катализаторы не ставили до 2000 года.
И всё же, вернёмся к нашим баранам, то бишь к замене и другим возможным вариантам действий при гибели катализатора.
С ним вы сможете даже ТО пройти, тем более менять его можно самостоятельно и никаких нареканий от властей почти не бывает.